62639

Урок физической культуры – урок здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

По данным социологических исследований отмечается что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени более чем на 20 проявляется психологическое и особенно общее утомление...

Русский

2014-06-12

23.68 KB

4 чел.

Урок физической культуры – урок здоровья

Качановская Ирина Ивановна
учитель физкультуры,
школа №6, г. Луги,
Ленинградская область

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Существуют сотни концепций обучения, которые ставят своей задачей совершенствование организации учебного процесса с целью достижения более высоких учебных результатов и максимально возможного уровня развития индивидуальных способностей учащихся.

Все эти концепции вращаются вокруг нескольких основных идей, насчитывающих тысячелетнюю историю: активность и самостоятельность в учении, заинтересованность ученика в познании, организация дискуссий («в споре рождается истина»), наличие цели и результата учебной деятельности, опора на личный опыт учащихся, проблемность обучения, уважение личности ученика, учет индивидуальных особенностей школьника.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей. Ведь здоровый ребёнок – залог успешности обучения в школе. По данным социологических исследований отмечается, что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени (более чем на 20%) проявляется психологическое и особенно общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке, более качественно усваивать отношение к учебной деятельности.

Развитие физической культуры и спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономического преобразования общества. В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры?

Через урок и систему внеурочной деятельности содействовать:

  1.  формированию мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни;
  2.  развитию двигательных способностей, обучению жизненно-важным двигательным умениям и навыкам;
  3.  приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  4.  воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Физическим воспитанием детей школьного возраста признаны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

При отборе содержания учебного материала «Уроки физической культуры» учитель должен опирается на следующие положения: - общественный заказ школе; основные идеи концепциинепрерывного образования и развития школы, прежде всего такие, как демократизация и гуманизация, преподавание предмета в соответствии с идеями деятельностного и личностного подходов, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий; понимание физической культуры как совокупности достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного воздействия на развитие физической дееспособности индивида, средств, содействующих всестороннему развитию личности на основе укрепления здоровья, телесного и духовного совершенствования; разносторонность воздействия учебного материала на психомоторное (координационное и кондиционное) развитие ребёнка; доступность учебного материала возрастным и половым возможностям учащихся, условиям общеобразовательной школы и времени, отведённому учебным планом на предмет «Физическая культура»; необходимость учётарегиональных и национальных особенностей, условий проживания, интересов детей, специализации.

Разностороннее развитие двигательных способностей не сводится к «натаскиванию» учащихся на определённый результат. Здесь важно понимать стремление учителя физической культуры разносторонне воздействовать на двигательные способности ребёнка, углублять его знания и умения самостоятельно тренироваться.    

Направления дальнейшего развития физической культуры и спорта определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в целях реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, была разработана и утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р).

Как мы знаем, Концепцией и Стратегией установлены целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения к 2015 году до 30% (по итогам 2010 года этот показатель составил 18,5%);

- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 10 % (по итогам 2010 года - 2,1%).

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем. Проявление толерантности в работе учителя физической культуры - это способность услышать, понять и принять другого человека. Важнейшая цель воспитания состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, умения ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.

Сейчас в  класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания.  У каждого -  свой мир, подчас очень разный,  и задача  учителя физической культуры - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.

В своей работе стараюсь обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении. Освобожденных от уроков физической культуры у нас в школе не должно быть..

Трудная, но разрешимая задача: как развить  физические способности ребенка, поддержать интерес к занятиям, спорту, дать задания,  соответствующее их физическому развитию уровня сложности?

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я  нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк. Основными направлениями  своей педагогической деятельности считаю:

- обновление содержания образования. Мною разработана адаптивная программа по физической культуре для учащихся 5-11 классов на основе программы А.П. Матвеева, программа элективного курса «Теоретические основы физического воспитания», которая включает курс лекций и практических занятий «Познай себя и помоги себе сам»;

- проектная деятельность учителя и учащихся.

Я являюсь разработчиком и участником школьного проекта «Программы воспитания и социализация школьников на 2012-2016 гг», Программы развития МОУ на 2011 – 2016 гг; Образовательной программы МОУ « Средняя общеобразовательная школа №6» на 2010 – 2011, 2011-12, 2012 – 2013 учебные годы «Урок физкультуры ХХ I века», школьной «Программы развития» на.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсе рефератов о здоровье, здоровом образе жизни. Назову самые яркие проекты последних лет: « Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем», «Спорт в подростковом возрасте: важность физической нагрузки», «Физическая культура как альтернатива вредным привычкам», «Современный человек – гармония физической культуры и интеллекта», « Наше лето», « «Велопробег посвященный дню Великой победы», «Реализация комплексного межотраслевого подхода по сохранению, развитию здоровья, условий формирования здорового образа жизни подрастающего поколения – одно из направлений деятельности МОУ ДОД «ДЮСШ» г. Луга на 2009-2012гг

- поиск и использование современных инновационных образовательных технологий в практике учебного процесса, связанного с физическим воспитанием подрастающего поколения, приобщением к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формированием навыков здорового образа жизни и разработка на этой основе концепции «Урок физической культуры в школе»;

- организация внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся Уверена, что данное направление деятельности учителя физической культуры способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует их физическому развитию. Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами областных, районных и городских соревнований, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки.

Нет на свете ничего невозможного, а уж тем более в школе. И я стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом. Каждый урок – это поиск новых, наиболее эффективных, методов, приемов обучения, воспитания, развития.

Школа для меня – это отдельный, особый мир, в котором оживают сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих учеников я стараюсь быть и лучшим другом, благодарным собеседником, строгим, но справедливым критиком и консультантом.

Я очень люблю свою профессию за её неординарность, за то, что она не позволяет стоять на месте, заставляет думать, учиться, позволяет переживать и сопереживать. Радует, что с каждым годом увеличивается круг людей, с которыми тебе интересно идти по жизни, радуют достижения твоих выпускников, когда ты видишь, что твоя работа дала результаты, что, став взрослыми, твои ученики помнят тебя, с удовольствием делятся своими достижениями, своими победами.

Путь педагога тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в достижениях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, испытываю гордость и понимаю, что не ошиблась в 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59224. Моя земля – земля моїх батьків 117 KB
  Сучасна епоха науковотехнічного прогресу характеризується насамперед прискореним розвитком системи наукових знань що дедалі більше розгалужуються поглиблюються і разом з тим взаємопроникають.
59226. Вивчення пісні Голосні звуки. Загальні поняття про готи, звуки. Музично-ритмічні вправи 37 KB
  Мета: Вивчити пісню Голосні звуки, дати загальне поняття про ноти, звуки, їх різновиди, виховувати любов до співу, розвивати музичний слух. Обладнання: музичний інструмент (баян), нотний зошит, сопілка, лото.
59227. Легка атлетика 50.5 KB
  Звичайна Руки на пояс став на носках руш. Руки перед грудьми пішли в присиді. ноги на ширині плечей руки на поясі колові рухи головою вправу і вліву сторону. ноги на ширині плечей руки в сторони колові рухи руками 14 назад 48 вперед В.
59228. Рідний край кохати – в поезії прославляти 46.5 KB
  Мета: Вчити дітей самостійно добирати матеріал до уроку. Розвивати вміння з правильною інтонацією читати поетичні твори. Виховувати любов до рідного краю, бажання більше дізнатися про його історичне минуле, визначних людей свого краю.
59229. Барви рідного краю (робота з природничим матеріалом) 35.5 KB
  Уважно послухайте і скажете чому автор назвав вірш двоколірним. То чому автор назвав вірш двоколірним Якими кольорами ви змалювали б вчинки людей у першій частині вірші Чому А якими б у другій Чому Чому вчить цей вірш...
59232. В гостях у казки 26 KB
  Хід заняття Діти сьогодні ми з вами потрапимо в казкову країну в чарівний ліс де зустрінемось з казкою Давайте ми разом скажемо ось такі слова: Мив чарівний ліс підем Казку в лісі ми знайдем. Кругом себе повернись Казко де ти Нам зявись Ось ми і в лісі.