62639

Урок физической культуры – урок здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

По данным социологических исследований отмечается что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени более чем на 20 проявляется психологическое и особенно общее утомление...

Русский

2014-06-12

23.68 KB

5 чел.

Урок физической культуры – урок здоровья

Качановская Ирина Ивановна
учитель физкультуры,
школа №6, г. Луги,
Ленинградская область

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

Существуют сотни концепций обучения, которые ставят своей задачей совершенствование организации учебного процесса с целью достижения более высоких учебных результатов и максимально возможного уровня развития индивидуальных способностей учащихся.

Все эти концепции вращаются вокруг нескольких основных идей, насчитывающих тысячелетнюю историю: активность и самостоятельность в учении, заинтересованность ученика в познании, организация дискуссий («в споре рождается истина»), наличие цели и результата учебной деятельности, опора на личный опыт учащихся, проблемность обучения, уважение личности ученика, учет индивидуальных особенностей школьника.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важнейший показатель благополучия общества.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Проблема качественного образования сегодня находится в тесной зависимости от здоровья наших детей. Ведь здоровый ребёнок – залог успешности обучения в школе. По данным социологических исследований отмечается, что у активно занимающихся физической культурой и спортом в значительно меньшей степени (более чем на 20%) проявляется психологическое и особенно общее утомление, а это позволяет им более продуктивно адаптироваться к общешкольной нагрузке, более качественно усваивать отношение к учебной деятельности.

Развитие физической культуры и спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономического преобразования общества. В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия «Наша новая школа». Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры?

Через урок и систему внеурочной деятельности содействовать:

  1.  формированию мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни;
  2.  развитию двигательных способностей, обучению жизненно-важным двигательным умениям и навыкам;
  3.  приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  4.  воспитанию потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Физическим воспитанием детей школьного возраста признаны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

При отборе содержания учебного материала «Уроки физической культуры» учитель должен опирается на следующие положения: - общественный заказ школе; основные идеи концепциинепрерывного образования и развития школы, прежде всего такие, как демократизация и гуманизация, преподавание предмета в соответствии с идеями деятельностного и личностного подходов, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий; понимание физической культуры как совокупности достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного воздействия на развитие физической дееспособности индивида, средств, содействующих всестороннему развитию личности на основе укрепления здоровья, телесного и духовного совершенствования; разносторонность воздействия учебного материала на психомоторное (координационное и кондиционное) развитие ребёнка; доступность учебного материала возрастным и половым возможностям учащихся, условиям общеобразовательной школы и времени, отведённому учебным планом на предмет «Физическая культура»; необходимость учётарегиональных и национальных особенностей, условий проживания, интересов детей, специализации.

Разностороннее развитие двигательных способностей не сводится к «натаскиванию» учащихся на определённый результат. Здесь важно понимать стремление учителя физической культуры разносторонне воздействовать на двигательные способности ребёнка, углублять его знания и умения самостоятельно тренироваться.    

Направления дальнейшего развития физической культуры и спорта определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в целях реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, была разработана и утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р).

Как мы знаем, Концепцией и Стратегией установлены целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения к 2015 году до 30% (по итогам 2010 года этот показатель составил 18,5%);

- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 10 % (по итогам 2010 года - 2,1%).

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем. Проявление толерантности в работе учителя физической культуры - это способность услышать, понять и принять другого человека. Важнейшая цель воспитания состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, умения ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.

Сейчас в  класс приходят дети с разными способностями и разным уровнем развития, разных национальностей и разного вероисповедания.  У каждого -  свой мир, подчас очень разный,  и задача  учителя физической культуры - ничего не сломав, войти в этот мир, «увидеть» каждого ребенка, и, главное, помочь ему быть успешным.

В своей работе стараюсь обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении. Освобожденных от уроков физической культуры у нас в школе не должно быть..

Трудная, но разрешимая задача: как развить  физические способности ребенка, поддержать интерес к занятиям, спорту, дать задания,  соответствующее их физическому развитию уровня сложности?

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я  нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк. Основными направлениями  своей педагогической деятельности считаю:

- обновление содержания образования. Мною разработана адаптивная программа по физической культуре для учащихся 5-11 классов на основе программы А.П. Матвеева, программа элективного курса «Теоретические основы физического воспитания», которая включает курс лекций и практических занятий «Познай себя и помоги себе сам»;

- проектная деятельность учителя и учащихся.

Я являюсь разработчиком и участником школьного проекта «Программы воспитания и социализация школьников на 2012-2016 гг», Программы развития МОУ на 2011 – 2016 гг; Образовательной программы МОУ « Средняя общеобразовательная школа №6» на 2010 – 2011, 2011-12, 2012 – 2013 учебные годы «Урок физкультуры ХХ I века», школьной «Программы развития» на.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конкурсе рефератов о здоровье, здоровом образе жизни. Назову самые яркие проекты последних лет: « Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем», «Спорт в подростковом возрасте: важность физической нагрузки», «Физическая культура как альтернатива вредным привычкам», «Современный человек – гармония физической культуры и интеллекта», « Наше лето», « «Велопробег посвященный дню Великой победы», «Реализация комплексного межотраслевого подхода по сохранению, развитию здоровья, условий формирования здорового образа жизни подрастающего поколения – одно из направлений деятельности МОУ ДОД «ДЮСШ» г. Луга на 2009-2012гг

- поиск и использование современных инновационных образовательных технологий в практике учебного процесса, связанного с физическим воспитанием подрастающего поколения, приобщением к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формированием навыков здорового образа жизни и разработка на этой основе концепции «Урок физической культуры в школе»;

- организация внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся Уверена, что данное направление деятельности учителя физической культуры способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует их физическому развитию. Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами областных, районных и городских соревнований, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки.

Нет на свете ничего невозможного, а уж тем более в школе. И я стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом. Каждый урок – это поиск новых, наиболее эффективных, методов, приемов обучения, воспитания, развития.

Школа для меня – это отдельный, особый мир, в котором оживают сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих учеников я стараюсь быть и лучшим другом, благодарным собеседником, строгим, но справедливым критиком и консультантом.

Я очень люблю свою профессию за её неординарность, за то, что она не позволяет стоять на месте, заставляет думать, учиться, позволяет переживать и сопереживать. Радует, что с каждым годом увеличивается круг людей, с которыми тебе интересно идти по жизни, радуют достижения твоих выпускников, когда ты видишь, что твоя работа дала результаты, что, став взрослыми, твои ученики помнят тебя, с удовольствием делятся своими достижениями, своими победами.

Путь педагога тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в достижениях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, испытываю гордость и понимаю, что не ошиблась в 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73544. Методы и средства защиты растений от болезней 89.5 KB
  Внесение удобрений в высоких дозах часто приводит к тому что возрастает восприимчивость растений к патогенам. Мероприятия по защите растений от болезней должны основываться на всестороннем изучении самой болезни биологических особенностей патогена и защищаемого растения. Система защиты сельскохозяйственной культуры от болезней включает научно обоснованные приемы обеспечивающие благоприятные условия для развития растений без снижения ими уровня устойчивости подавление возбудителей болезней или ограничение их развития.
73545. Сорняки. Биологические особенности сорняков 46 KB
  Паразитные сорняки это растения утратившие способность к фотосинтезу и питающиеся за счет растенияхозяина. Стеблевые паразитные сорняки присасываются к стеблю растенияхозяина. Корневые паразитные сорняки присасываются к корням растенияхозяина это заразихи подсолнечниковая конопляная капустная.
73546. Меры борьбы с сорняками 80 KB
  Гербициды от лат. По характеру действия на растения делятся на гербициды сплошного действия убивающие все виды растений и гербициды избирательного селективного действия поражающие одни виды растений и не повреждающие другие.
73547. Механизация работ по защите растений 85.5 KB
  Важное значение в уничтожении возбудителей болезней грибного и бактериального происхождения находящиеся на поверхности или внутри тканей семян и клубней имеет протравливание которое осуществляется протравителями. Протравители следует отрегулировать так чтобы выдерживалось установленное соотношение между количеством препарата и семян в смесительной камере...
73548. Понятие экономического роста. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста 69.5 KB
  Современный экономический рост (наиболее известное определение дал американский экономист, лауреат Нобелевской премии С. Кузнец) представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения.
73549. Предмет та завдання курсу “Українська історіографія” 61 KB
  План Предмет курсу Українська історіографія та його місце серед інших історичних дисциплін. Українська історіографія: Погляд на розвиток і характер української історіографії упродовж 900 років 1039 1939 Збірник українського наукового інституту в Америці. Українська історіографія.
73550. Сущность информационного рынка как социально-экономического явления 106 KB
  Сущность и определение понятия информационный рынок. Сущность и определение понятия информационный рынок Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие информационный рынок. Прежде чем перейти непосредственно к понятию информационный рынок необходимо обратиться к содержанию понятия рынок: Существует множество определений...
73551. Методи розрахунку лінійних електричних кіл (ЛЕК) постійного струму при наявності двох і більше джерел живлення 468 KB
  Метод вузлових і контурних рівнянь полягає в складанні на основі законів Кірхгофа системи вузлових і контурних рівнянь, що містять невідомі величини струмів, які протікають у вітках кола, та розв’язання цієї системи рівнянь шляхом підстановок або за допомогою матриць та формул Крамера.
73552. УКРАїНСЬКА ІСТОРІОГРАФіЯ ЗА КНЯЖОЇ ДОБИ (ХІ- ХШ ст.) 61 KB
  Ми не будемо тут більш детально на цьому зупинятися і з’ясовувати, чи була Київська Русь українською державою, чи це було “Русское государство”, чи це була “колиска”, з якої виросли три східнослов’янські народи – російський, український і білоруський. З цього приводу існує маса літератури