6264

Методы принятия управленческих решений в условиях определенности

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Методы принятия управленческих решений в условиях определенности Введение. Принятие решений в менеджменте Принятие решений - особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего способа достижения поставленной цели. Другими сл...

Русский

2012-12-31

133 KB

267 чел.

Методы принятия управленческих решений в условиях определенности

Введение. Принятие решений в менеджменте

Принятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего способа достижения поставленной цели.

Другими словами, имеется некоторое начальное состояние и цель – желаемый результат. Необходимо перейти из начального состояния к желаемому, причем это сделать если не наилучшим, то хотя бы удовлетворительным способом.

Каждый человек, посвятивший себя менеджменту (в широком смысле слова), должен  быть готовым принимать самостоятельные решения, рисковать, действовать быстро, работать много. Особое значение при этом имеет умение принимать правильные решения в различных экономических ситуациях. Следует подчеркнуть, что качество любой профессиональной деятельности во многом определяется качеством принимаемых при этом решений. Принятие управленческих решений – основная функция менеджера, бизнесмена, коммерсанта (управляющего).

«То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго – знания и умения – составляют компетентность любого руководителя, и в зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера». (Виханский, Наумов, с.433-434)

Поэтому специалистам в области производственного, финансового менеджмента, управления персоналом необходимо знание основных закономерностей принятия индивидуальных и коллективных решений в различных ситуациях: полной определенности, риска и неопределенности, в том числе количественной неопределенности. Это является предметом изучения теории принятия решения (ТПР).

Литература

  1.  Орлов, А. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений [Текст] / А. И. Орлов. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. – 656 с.
  2.  Балдин, К. В. Управленческие решения [Текст] : учебник [для вузов] / К. В. Балдин, С. Н. Воробьёв, В. Б. Уткин. - 3-е изд. - М.: Дашков и К°, 2007.
  3.  Глухов, В. В. Математические методы и модели для менеджмента [Текст].: учебное пособие для вузов / В. В. Глухов, М.Д. Медников, С.Б. Коробко. – СПб.: Лань, 2005.
  4.  Селиванов, С. Н. Теория принятия решений [Текст]: учебное пособие / С. Н. Селиванов. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 68 с.
  5.  Исследование операций в экономике [Текст].: учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер [и др.]; ред. Н.Ш. Кремер. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  6.  Конюховский, П. В. Математические методы исследования операций в экономике [Текст].: учебное пособие для вузов / П. В. Конюховский. – СПб. : ПИТЕР, 2002.
  7.  Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения [Текст] : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  8.  Минько, А. А. Принятие решений с помощью Excel [Текст].: учебное пособие / А. А. Минько. - М. - Эксмо, 2007.- 240 с.
  9.  Митихин, В. Г. Основы теории принятия решений [Текст].: учебное пособие / В. Г. Митихин. – М., МГЭИ. -2007, 136 с.

Лекция 1. Основы теории принятия решений

Содержание

1. Основные понятия теории принятия решений

1.1. Альтернативы

1.2. Решение

1.3. Принятие решения

1.4. Лицо, принимающее решение

1.5. Понятие управленческого решения

2. Задачи принятия управленческого решения

2.1. Примеры задач принятия решений

2.2. Параметры решения

2.3. Ограничения

2.4. Критерии эффективности (качества) решения

3. Основные характеристики управленческих решений

3.1. Виды решений

3.2. Типы решений

4. Этапы и подходы в принятии управленческих решений

4.1. Этапы принятия решений

4.2. Подходы в теории принятия решений

5. Методы принятия управленческих решений

5.1. Основные методы принятия решений

5.2. Методы оптимизации управленческих решений

5.3. Качественные методы принятия управленческих решений

6. Многокритериальные методы принятия управленческие решения.


1. Основные понятия теории принятия решений

Ключевыми понятиями ТПР являются: альтернатива, решение, принятие решения и лицо, принимающее решение (ЛПР).

1.1. Альтернативы

Альтернативы – любые допустимые и взаимоисключающие варианты действий.

Под альтернативой будем понимать возможный вариант (решения задачи, действий, проекта, бизнес-плана и т.п.), являющийся объектом выбора.

1.2. Решение

Необходимость принятия решений разъясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Мы ежедневно (сознательно или подсознательно) принимаем множество решений: что одеть, как доехать, что купить и т.п. Если мы отказываемся от выбора какой-либо альтернативы, то отказ от выбора – это тоже наш выбор, решение.

В узком смысле, Решение – выбор альтернативы (и сама альтернатива).

В широком смысле, решение –  1) процесс – серия действий,

                                 2) акт выбора (осуществляется человеком) и

                                 3) результат выбора.

Все решения, принимаемые людьми, можно разделить на личные и деловые.

Личные решения направлены на достижения личных целей и затрагивают интересы только одного человека и, возможно, нескольких близких ему  людей.

К деловым решениям относятся политические, экономические, юридические, технические, военные и другие решения, которые принимаются в организациях.

1.3. Принятие решения 

В узком смысле, принятие решения - это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения.

Под принятием решения будем понимать также деятельность по выбору одной из альтернатив – альтернативы, наиболее выгодной.

В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым (коллективным) ЛПР с помощью определенных правил. В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение».

Решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.).

В широком смысле, принятие решения - это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов.

принятие решения - это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

1.4. Лицо, принимающее решение

Понятие «лицо, принимающее решение» (ЛПР) является собирательным. Это может быть одно лицо - индивидуальное ЛПР - или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение, - групповое ЛПР.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) – субъект управления, осуществляющий выбор одной из альтернатив; это человек (или группа лиц).

Поскольку в управленческой практике чаще используется термин «руководитель», то далее этот термин будет использоваться чаще, чем более научный термин «лицо, принимающее решение». Индивидуальное ЛПР и руководитель в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.

Знание теории принятия решений позволит студентам освоить комплекс методов поиска и обоснованного выбора наилучших решений и сформировать потребность в повседневном использовании этих методов.

1.5. Понятие управленческого решения

Значения терминов «управлять», «менеджмент», «менеджер»

управлять 

а) Руководить деятельностью кого-л., чего-л., направлять работу кого-л., чего-л. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.Ф.Ефремова).

управлять (кем-чем)

Руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-н. У. государством. У. хозяйствам. У. производственным процессом.

(Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

управлять

Синонимы: Править, заправлять, направлять, водить, верховодить, предводительствовать, заведовать, располагать, распоряжаться, руководить,  командовать, хозяйничать, начальствовать; задавать тон; держать в руках (взять в руки) бразды (кормило) правления. (Словарь синонимов Н. Абрамова)

менеджер

Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. (Виханский, Наумов, с.33).

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

  1.  высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
  2.  среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
  3.  низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Выделяют три основные роли менеджера (Виханский, Наумов, с.33-34):

  •  Роль по принятию решения.
  •  Информационная роль.
  •  Роль руководителя.

Менеджмент

Менеджмент - (от англ. management - управление, организация)

Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами). См. УПРАВЛЕНИЕ.

Менеджмент - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов;

Все деловые решения, принимаемые в организациях, можно разделить на два вида: экспертные и управленческие.

Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются экспертами, аналитиками, консультантами, т.е. лицами, которые не обладают линейными полномочиями.

В отличие от них управленческие решения принимаются непосредственно руководителями и представляют собой управляющие воздействия, направленные на достижение цели управления.

Управленческие решения предназначены для изменения управляемых факторов, влияющих на организацию.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, который должен сделать руководитель в рамках его должностных полномочий и компетентности и направленный на достижение целей организации (предприятия).   

Основные признаки управленческого решения:

  •  наличие альтернатив;
  •  существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
  •  волевой акт.

Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

Принятие управленческого решения – сознательный выбор лицом, принимающим решение, из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Субъект принятия управленческого решения – лицо или группа лиц (руководителей), принимающих решения.

Решения делятся на индивидуальные и коллективные (групповые). Существуют специальные методы принятия индивидуальных и групповых решений.

Объект исполнения управленческого решения – лицо или группа лиц в организации, выполняющих решение. В организации все сложнее: Кроме руководителей и исполнителей к процессу принятия и реализации управленческого решения причастны: владелец проблемы (собственник или подчиненный), эксперты (собственные или внешние), активная группа (заинтересованный круг лиц).

2. Задачи принятия управленческого решения

2.1. Примеры задач принятия решений

  1.  Параметры решения

2.3. Ограничения

2.4. Критерии эффективности (качества) решения

2.1. Примеры задач принятия решений

Задача принятия решений (ЗПР) – это ситуация, в которой необходимо принимать решение.

Задача 1. Группа лиц, решивших организовать собственное «дело», должна выбрать возможный вид своей деятельности и месторасположение организуемого ими предприятия. При этом число возможных вариантов невелико и все они, на первый взгляд, неразличимы по экономической эффективности.

Задача 2. Акционерам необходимо выбрать президента акционерного общества из нескольких кандидатов. Каждый выборщик располагает одним голосом и имеет свое представление о «предпочтительности» кандидатов. Требуется организовать процедуру выборов, обеспечивающую выбор наиболее подходящего кандидата, и выбрать его.

Задача 3. Задание студентам: описать ситуации, в которых необходимо принимать решение: 1) в бытовом плане, 2) в области будущей профессиональной деятельности.

Для существования задачи принятия решения (ЗПР) необходимы следующие условия:

  1.  Наличие целей (цели), стоящих перед ЛПР;
  2.  Наличие альтернативных линий поведения.
  3.  Необязательными, но чрезвычайно важными элементами ЗПР являются ограничения.

2.2. Параметры решения

Следует учитывать, что результат, к которому приводит каждая альтернатива, зависит от факторов двух типов:

А) факторов, контролируемых ЛПР,

Б) факторов, неконтролируемых ЛПР.

Для факторов, контролируемых ЛПР, используются термины-синонимы «решение», «альтернатива», «вариант», «способ действия», «стратегия», «управление». Большая часть факторов не зависит от решений ЛПР, т.е. он не в силах изменять значения этих факторов и должен лишь учитывать их возможное влияние.

Неконтролируемые факторы в зависимости от информированности ЛПР об их характере и величине обычно подразделяются на три группы:

  1.  определенные (детерминированные) – факторы, значения которых известны при принятии решения;
  2.  случайные (вероятностные, стохастические) - факторы, для которых известны вероятностные характеристики;
  3.  неопределенные - факторы, значения которых неизвестны при принятии решения. При этом могут быть известны интервалы изменения этих факторов или их отдельные значения.

Определенные параметры – параметры, точные значения которых известны при принятии решения.

Вероятностные параметры – параметры, точные значения которых неизвестны, но известны вероятности их возможных значений (дискретное или непрерывное распределение вероятностей).

Неопределенные параметры – параметры, для которых неизвестны ни возможные значения (часто), ни их вероятности.

Параметры (факторы)

Определенные

Вероятностные

Неопределенные

Внутренние

Объем производства

Процент брака

Аварии, несчастные случаи

Внешние

Налоговые ставки

Объем продаж

Стихийные бедствия

2.3. Ограничения

Ограничения связывают параметры задачи и сокращают число допустимых вариантов решения.

Ограничения могут быть сформулированы количественно (математически в виде равенств и неравенств) и качественно (при помощи слов, фраз и предложений).

2.4. Критерии эффективности (качества) решения

Критерии эффективности решения – показатели, по которым оценивается качество решения. Это показатели привлекательности (или непривлекательности) альтернатив для участников процесса выбора решения, в частности, для ЛПР.

Именно оценка критериев служит базой для выбора наилучшей альтернативы.

Например, при выборе банка руководитель предприятия использует такие критерии, как процентная ставка, надежность банка, условия предоставления кредита и прочее.

Выбираются на основе целей – желаемых результатов, рассчитываются на основе параметров. Цели – идеальны, критерии – реальны.

Критерии могут быть:

1) количественными. Например, критерии, связанные с показателями цены, прибыли или затрат (рубли), времени (часы, дни и т.д.), размеры (метры), площади (м2) и подобные им;

2) качественными (социальные последствия, безопасность, привлекательный внешний вид товара). Его в этом случае можно лишь охарактеризовать терминами сравнения: «лучше - хуже», «дальше - ближе», «больше - меньше».

Критерии могут быть:

  •  определенными;
  •  вероятностными (вероятность достижения определенного результата, наиболее вероятный результат (математическое ожидание), риск (дисперсия, среднеквадратичное отклонение), худший, лучший и средний результат, гарантированный результат);
  •  неопределенными (худший, лучший и средний результат, гарантированный результат).

Критерии эффективности вводятся на основе определенной концепции принятия решений человеком.

Как известно, существуют две такие концепции – максимизации полезности и ограниченной рациональности (см. далее). Каждой из них соответствует определенный вид критериев эффективности, которые называются критериями оптимальности и критериями пригодности.

Концепция принятия решения:

Максимизации полезности   Ограниченной рациональности

Вид критериев эффективности решения:

Критерий оптимальности   Критерий пригодности

Типовая задача принятия решения заключается в следующем:

Найти наилучшее в некотором смысле решение (контролируемый фактор), удовлетворяющее ограничениям задачи.

3. Основные характеристики управленческих решений

Виды решений

По числу критериев решения делятся на однокритериальные и многокритериальные.

По числу субъектов принятия решения делятся на индивидуальные и коллективные.

В зависимости от информированности ЛПР о ситуации принятия решения (степень полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер) различают:

а) решения в условиях определенности; в них имеют место только определенные контролируемые факторы.

Самые простые решения – определенные, но они почти не встречаются в управленческой практике;

б) решения в условиях риска (вероятностные); в них присутствуют определенные (не обязательно) и случайные неконтролируемые факторы;

К решениям, принимаемым в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определенными, но возможность (вероятность) каждого результата можно  найти  математическими способами на базе статистического анализа опытных данных.

Например, компании по страхованию жизни могут с высокой степенью точности предсказывать уровень смертности в определенных возрастных категориях (на базе анализа демографических данных). Это позволяет страховым компаниям определять страховые тарифы и размер страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль.

в) решения в условиях неопределенности (информации); в них обязательно присутствуют неопределенные неконтролируемые факторы.

Из-за недостатка информации нереально количественно оценить возможность его вероятных результатов. Это часто встречается:

  •  при решении новейших, нетипичных проблем, когда требующие учета причины новы и/или сложны и невозможно получить о них информацию;  
  •  в решениях, которые приходится воспринимать в скоро меняющихся ситуациях.

В этих случаях управляющий (менеджер) может применить две способности:

  •  получить дополнительную информацию и проанализировать ее с целью уменьшения ее новизны и сложности. В сочетании с опытом и интуицией это позволит оценить субъективную возможность предполагаемых результатов;
  •  если не хватает времени и/или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться только на прошедший опыт и интуицию.

Наличие хотя бы одного вероятностного параметра делает решение вероятностным, а наличие хотя бы одного неопределенного – неопределенным («ложка дегтя в бочке с медом»).

Типы решений

С учетом стереотипности ситуации выделяются программируемые и непрограммируемые решения.

К программируемым решениям относятся стандартные и повторяющиеся решения (до 90%). Они хорошо изучены, легко формализуются, процедура их принятия известна. К таким решениям относятся решения по закупке товаров, формированию ассортимента, подбору кадров, многие решения в области управления производством.

К непрограммируемым решениям относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры организации).

4. Этапы и подходы в принятии управленческих решений

4.1. Этапы принятия решений

Принятие решений происходит во времени, поэтому процесс принятия решений состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.

Руководители на практике придерживаются различных схем.

Схема разработки и реализации решения ( личного, и делового)

  1.  Выявление проблемной ситуации и постановка целей.
  2.  Сбор информации, анализ параметров и ограничений.
  3.  Разработка альтернатив и выбор альтернативы.
  4.  Реализация решения – организация выполнения принятого решения.
  5.  Контроль выполнения решения.

  1.  Выявление проблемной ситуации и постановка целей.

Проблема в переводе с греческого буквально означает преграду, трудность, задачу.

Единого мнения относительно определения понятия «проблема» нет. Проблему понимают двояко:

1) проблема – ситуация, когда поставленные цели не достигнуты (ситуация – совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием различных воздействий);

2) проблема – потенциальная возможность.

При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, причины и следствия.

Симптомы – видимые проявления проблемы.

Причины – исходные движущие силы, породившие проблему.

Следствия – результаты, к которым приводит проблема.

Воздействовать надо на причины, а не на симптомы. Следствия обуславливают необходимость решения проблемы. Например, симптомы – прогулы и конфликты, причины – плохие условия труда, низкая заработная плата, следствия – снижение производительности труда, ухудшение качества продукции.

Проблему можно поставить, ответив на такие вопросы:

  •  в чем суть проблемы (описание одним предложением);
    •  каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия);
      •  что дает решение проблемы;
      •  что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).
  1.  Сбор информации, анализ параметров и ограничений.

Необходимо собирать только так называемую релевантную информацию, т. е. информацию, имеющую отношение к рассматриваемой проблеме.

  1.  Разработка альтернатив и выбор альтернативы.

Формируется множество альтернатив, формулируются критерии эффективности, осуществляется оценка альтернатив и выбор одной альтернативы.

  1.  Реализация решения – организация выполнения принятого решения.

Решение оформляется в виде письменного приказа или распоряжения или сообщается исполнителям в устной форме. В решении обязательно должны быть указаны сроки исполнения, ответственные лица.

  1.  Контроль выполнения решения.

Контроль понимается в широком смысле: это не только итоговая проверка по истечении сроков выполнения решения, это и предупреждение отклонений, срывов выполнения решений, которое может предусматривать корректировку решения или принятие новых решений.

Следует отметить, что в зависимости от сложности ситуации принятия решения отдельные этапы могут детализироваться или, наоборот, совмещаться.

Стадии управленческого решения

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Любое управленческое решение проходит через три стадии. Рассмотрим их.

Первая стадия - уяснение проблемы - включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена. Советы:

  •  Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше разобраться в сущности поставленной проблемы, представьте ее в виде диаграммы, схемы.
  •  Задавайте как можно больше вопросов — правильно поставленный вопрос порой может радикально изменить содержание ответа.
  •  Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет в голову. Найдите его слабые места и предложите другие решения.
  •  Посоветуйтесь с кем-нибудь перед принятием окончательного решения.
  •  Не преуменьшайте значение своей интуиции, хотя роль логического мышления в анализе проблемы остается главной.
  •  Помните, что другой человек может видеть проблему совсем по-другому.

Вторая стадия - составление плана решения - включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия - выполнение решения - включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

Этапы принятия управленческого решения

Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов:

  •  определение цели управления;
  •  диагностика проблемы;
  •  сбор информации, как основной, так и дополнительной;
  •  определение критериев и ограничений;
  •  подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных;
  •  оценка вариантов решений;
  •  выбор окончательного варианта.

Принятие решения является главным звеном — это творческий этап.

Но принятие решения — это полдела. Не менее важным для менеджера является умение организовать выполнение принятого решения, проконтролировать его.

Принятие решения производится руководителем и является определением круга действий управляющей системы или ее подразделений для достижения управляемой системой поставленных целей и задач.

Вывод.

Принятие решения – не одномоментный акт, а итог процесса, имеющего определенную длительность и структуру. Это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение противоречий и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

4.2. Подходы в теории принятия решений

В настоящее время в теории принятия решений существует два подхода: нормативный и дескриптивный. Они разделяют теорию на две относительно независимые части:

  •  нормативную (предписывающую, математизированную, количественную) и
  •  дескриптивную (описательную, психологическую).

Нормативная теория принятия решений

Нормативная теория предписывает людям, как им следует принимать решения, и предлагает разнообразные методы, которые можно использовать для выбора наилучшей альтернативы в сложных ситуациях. Это формальная (математизированная) теория, которая базируется на такой науке как исследование операций (математические методы в экономике, количественный подход в менеджменте).

Нормативная теория исходит из концепции максимизации полезности.

В соответствии с этой концепцией рассматривается так называемый рациональный, или «экономический», человек, который всегда старается принять оптимальное, т. е. наилучшее из всех возможных, решение (использует критерии оптимальности).

У каждого из нас имеется своя собственная функция полезности, отражающая нашу индивидуальную систему предпочтений. Эта функция может быть задана в форме некоторого аналитического выражения или «скрыта» внутри наших предпочтений.  Оценивая каждое решение, мы явно или неявно сопоставляем ему некоторое значение своей функции полезности, которое показывает степень предпочтительности этого решения по сравнению с остальными. Оптимальным считается решение, обладающее максимальной полезностью.

Дескриптивная теория принятия решений

Дескриптивная теория имеет объясняющий характер и старается описать поведение и мышление людей в процессе принятия решений.

Дескриптивная теория пытается ответить на следующие вопросы:

  1.  Как возникает представление о ситуации принятия решения?
  2.  Как люди оценивают последствия принимаемых решений?
  3.  Как люди оценивают вероятности различных факторов, влияющих на принятие решений?
  4.  Какие правила и стратегии используют люди для принятия решений в различных ситуациях?
  5.  Как на людей влияют различные факторы, управляющие процессом принятия решений?

Дескриптивная теория основывается на концепции ограниченной рациональности, в которой рассматривается не «рациональный», а так называемый административный человек, принимающий не оптимальные, а удовлетворительные решения (критерии пригодности). Дело в том, что люди принимают решения на основе упрощенных представлений о действительности. При этом они используют три основных правила, или «стратегии упрощения», позволяющие им принять решение:

1) люди упрощают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий,

2) люди упрощают проблему выбора, устанавливая так называемые уровни притязаний по всем возможным последствиям, к которым может привести та или иная альтернатива,

3) люди выбирают первую альтернативу, которая удовлетворяет всем уровням притязаний.

5. Методы принятия управленческих решений

5.1. Основные методы принятия решений

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы принятия решений делятся

по видам:

а) методы получения информации,   б) методы прогнозирования,

в) методы моделирования,    г) методы генерации альтернатив,

д) методы выбора альтернативы и др.;

по содержанию:

а) количественные (линейное и динамическое программирование, теория игр, сетевые модели и т. п.),

б) качественные (экспертные, мозговой штурм и т. п.),

в) неформальные (использование газет, журналов, шпионаж и т. п.);

по числу лиц, принимающих решение:

а) индивидуальные,   б) коллективные (групповые).

5.2. Методы оптимизация управленческих решений

Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:

математическое моделирование;

метод экспертных оценок;

метод мозгового штурма (мозговая атака);

методы теории игр.

Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются: 

  •  Постановка задачи.
  •  Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
  •  Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
  •  Построение математической модели.
  •  Математическое решение модели.
  •  Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
  •  Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.

Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.

Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

  1.  все высказываются по очереди;
  2.  говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;
  3.  высказывания не критикуются и не осуждаются;
  4.  все предложения фиксируются.

Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.

Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой.

Методы теории игр

Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов, используемых в теории игр.

Суть этих методов состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.

5.3. Качественные методы принятия управленческих решений

Экспертные методы

Особенности экспертных методов. Экспертные оценки в той или иной форме использовались во все времена. Однако внимание к ним существенно возросло по мере усложнения процесса принятия решений. Официальным началом их становления и развития считают 50-60-е годы XX века.

Под экспертом понимается любой специалист в определенной области.

Формирование экспертной комиссии – ответственное решение, принимаемое руководителем при организации и проведении экспертизы.

Основные требования к экспертам:

а) незаинтересованность в результате,

б) высокая квалификация и

в) психологическая независимость.

Основные разновидности методов экспертной оценки:

  1.  Метод комиссии
  2.  Метод суда
  3.  Метод Дельфи
  4.  Метод сценариев
  5.  SWOT-анализ

5.3.2. Методы стимулирования творческой фантазии

  1.  Метод фокальных объектов   Морфологический анализ
  2.  Метод контрольных вопросов  Мозговой штурм


Вопросы для самопроверки

 

  1.  Сформулируйте этапы принятия решений.
  2.  Какие требования предъявляются к критериям принятия решений?
  3.  Условия существования задачи принятия решений.
  4.  Какие факторы учитываются при принятии решений?
  5.  Как подразделяются задачи принятия решения в зависимости:

а) от информированности ЛПР о ситуации принятия решения;

б) от степени структуризации (качественной определенности) ситуации принятия решения?

  1.  Осмыслите типовые задачи принятия решений (альтернатив) и приведите их примеры из своей практики.
  2.  Почему вводятся ограничения в задачу поиска решения?
  3.  Для чего проводится классификация управленческих решений?
  4.  Как классифицируются решения по видам? Приведите примеры.
  5.  Сформулируйте требования, предъявляемые к управленческим решениям.
  6.  Чем определяется качество управленческого решения?
  7.  Что такое критерий принятия решения?
  8.  Какие бывают типы критериев?
  9.  В чем заключаются условия определенности, риска и неопределенности разработки и принятия управленческого решения? назовите их отличительные особенности.
  10.  Перечислите типы задач принятия управленческих решений.
  11.  Раскройте понятие метода принятия решения.
  12.  Приведите классификацию методов оптимизации управленческих решений
  13.  Почему управленческие решения часто содержат риск?
  14.  Как Вы понимаете понятие «риск»?
  15.  Какие способы оценки риска существуют?
  16.  Какова роль информации при управлении риском?
  17.  Проведите обсуждение отличительных черт задач разработки решений в условиях определенности, риска и неопределенности. Осмыслите их содержание, преимущества и недостатки. Очертите границы применимости привлекаемых формальных методов в процессе управления предприятием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70695. Защита трудовых прав, свобод и законных интересов работников 25.16 KB
  Защита трудовых прав путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав.
70696. Закон сохранения энергии в механике 461.5 KB
  Работа и кинетическая энергия. Консервативные силы. Работа в потенциальном поле. Потенциальная энергия тяготения и упругих деформаций. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии.
70698. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБТЕКАНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА ОБТЕКАНИЯ ТЕЛ ЖИДКОСТЬЮ И ГАЗОМ 845.83 KB
  Теоретические модели моделирования обтекания тел потоком жидкости Реальные явления природы очень сложны и недоступны для строгого теоретического анализа. В теоретической аэродинамике принято целый ряд моделей обтекания твердых тел потоком жидкости.
70699. Расчёт печатной платы 2.77 MB
  Основой многих импульсных источников питания служат однотактные обратноходовые преобразователи напряжения (ООП). ООП напряжения являются сейчас наиболее распространёнными. Это обусловлено тем, что в области малой...
70702. Технико-экономические показатели инвестиционного проекта 415.5 KB
  Объектом проектирования выбрана паровоздуходувная электростанция ПВЭС ОАО «ММК». ПВЭС находится в энергопроизводящей группе структуры энергетического хозяйства ОАО «ММК». Структура энергетического хозяйства включает в себя 3 группы...
70703. Изменение системы управления двухбалочного мостового крана 10т-25-22,5 1.1 MB
  Поверочный расчет электродвигателя. Расчет механических нагрузок приведенных к валу двигателя и моментов переключения. Проверка двигателя по нагреву. Характеристики электродвигателя после модернизации.