62659

А ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята кто мне ответит что такое государство Что такое племя Род В чем жили славяне В каком году возникло Древнерусское государство 882 год Когда было принято христианство в 988 году Все верно. О каких городах древних или современных говорит...

Русский

2014-06-12

35.1 KB

0 чел.

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                                                   Конспект

                                             пробного урока

                                              по истории

                                  в 3 «А» классе МОУ СОШ  №9

                                          у учителя Тереховой

                                       Ольги Владимировны

                                        студентки 432 группы

Гайшун Валерии Владимировны

г. Серпухов

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

1.Самоопредиление к деятельности.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка проблемы.

4. Открытие нового знания.

Физминутка.

5.Рефлексия

6.Домашнее задание.

7. Итог урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна  и сегодня я проведу у вас урок истории. Садитесь.

И начнем мы наш урок с проверки основных понятий предыдущего урока.

-Ребята кто мне ответит, что такое государство?

-Что такое племя? Род?

-В чем жили славяне?

-В каком году возникло Древнерусское государство? (882 год)

-Когда было принято христианство?(в 988 году)

Все верно.

Ребята, а теперь давайте мы с вами откроем учебник на странице 38 и прочитаем начало текста.

- О каких городах, древних или современных говорит Анюта?

( о современных)

-Что являлось границей древнерусского города?

(стены с башнями и воротами)

- Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи?

(Да)

-А чем они отличаются?

(внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.)

-Как вы думаете на Руси появилось слово город?

(от слова «огораживать»- обносить стеной, оградой)

-Обносят ли современные города стенами? (Нет)

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

(древние города обносили стенами, а современные не обносят)

-Какой возникает вопрос?

«ПОЧЕМУ ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА ОКРУЖАЛИ СТЕНЫ?»

-Так чтобы ответить на вопрос «Почему древнерусские города окружали стены», что нам надо выяснить?

(каким опасностям подвергалась Древняя Русь)

Именно на этот вопрос мы попробуем сегодня ответить.

Ребята а какая у нас тема урока? ( ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ)

Ребята а как вы думаете что значат эти слова?

Слайд 1, 2.

А теперь давайте с вами прочитаем текст внизу  страницы со слов: - С юга на русские земли….

-Так кто же такие степняки-кочевники?

(народы которые занимались скотоводством и кочевали)

Слайд 3.

-С какой стороны они нападали на Русь? 

(с юга)

-А почему русичи и кочевники воевали?

(кочевникам земля нужна была для пастбищ, а русским земледельцам для пахоты)

Слайд 4.

-Давайте рассмотрим вооружение кочевников на странице 41.

(лук, колчан со стрелами, сабля, копье, аркан, шлем)

-А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на странице 39.

-Посмотрите на первую картинку, что вы на ней видите?

( людей на лошадях и верблюдах)

-Как вы думаете кто это?

( степняки-кочевники)

-На чем они передвигаются?

( на лошадях и верблюдах)

-Как одеты кочевники?

-Что мы видим на заднем плане?

( борьбу, дым)

-Посмотрите на вторую иллюстрацию, что вы видите на переднем плане?

(всадника на лошади)

-Что он делает?

(он связал людей, ведет их за собой)

-Как вы думаете для чего?

-Что еще мы видим на этой иллюстрации?

(убитых людей)

-Что делает всадник на заднем плане?

(бьет людей кнутом)

-Что мы видим на заднем плане?

(пожар)

-О чем он свидетельствует?

(захватчики поджигали города)

Посмотрите на последнюю иллюстрацию.

-Что мы видим на переднем плане?

(знатного человека передающего деньги)

-Как вы думаете зачем он это делает?

(он платит деньги за людей, взятых в рабство)

-Что еще мы видим?

(корабль стоящий в море)

-Что происходит на корабле?

(людей связали и продают в рабство)

Так каким же опасностям подвергались жители Древней Руси?

(людей убивали, грабили, отдавали в рабство, грабили земли, поджигали города)

-Как могли им помочь городские стены? 

(в качестве обороны)

Ребята откройте карту на странице 40.

-Что обозначено на карте зеленым цветом?

(территория Древней Руси)

-Что обозначено коричневыми стрелками?

(набеги кочевников)

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с южной стороны)

-На какие города они нападали?

(Киев, Чернигов)

-Ребята а что показано синими стрелками?

(набеги немецких и шведских захватчиков)

-А с какой стороны они нападали на Русь?

(с запада)

-На какие города они нападали?

(Новгород, Псков)

А теперь прочитайте абзац на странице 39 со слов: Но в начале XIII века….

 -А кто такие рыцари?

(воины в тяжелых, железных доспехах)

Слайд 5.

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с северо-запада)

-А почему русичи и рыцари воевали?

(рыцари нападали на Русь для завоевания земель)

Слайд 6.

-Давайте рассмотрим вооружение рыцарей на странице 41.

(шлем, копье, меч, длинный щит, топор, латы, металлические перчатки, даже лошади были закованы в железо)

Слайд 7.

-А теперь посмотрите на вооружение русских воинов. Попытайтесь сравнить три вида вооружений.

-Ребята, а как выдумаете кто был опаснее для Руси? Почему?

(рыцари, т.к. их цель была не грабеж, а захват и присоединение земель)

-Ребята, мне кажется вы немного устали работать, поэтому самое время нам с вами провести физминутку.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головую три кивка,

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

-Решающее сражение с рыцарями произошло на берегу Чудского озера в апреле 1242г.

Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским, в память об одержанной им победе в битве на реке Неве, призвал всех жителей защитить родную землю. Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских войнов, Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду Чудского озера. Под натиском русских войнов рыцари дрогнули, повернули коней и бросились бежать. Лед не выдержал и в некоторых местах проломился. Так и побили русские войны рыцарей.

-Почему проломился лед под рыцарями?

(т.к. лед весенний, рыхлый, а доспехи очень тяжелые, около 50 кг)

 Эта битва получила название Ледового побоища.

Слайд 8.

-Давайте рассмотрим тактику боя, которую придумал А. Невский.

Слайд 9.

(дополнительный материал)

А. Невский занял позицию у Вороньего камня близ устья реки Желчи. Князь расположил полки под крутыми берегами на льду озера. В те времена, обычным для рыцарских войск было построение в виде пятиугольника(свинья). Остриём была закованная в латы конница, цель которой была прорыв и расчленение рядов противника. Учитывая все это, А. Невский отказался от традиционного построения войск в одну линию и распределил войска в виде треугольника, остриё которого упиралось в берег. Основные силы находились на флангах. В начале битвы рыцари, прорвав центр русского войска втянулся вглубь боевых порядков. Тогда по основанию этого пятиугольника последовал мощный удар русских полков с флангов. Рыцари дрогнули и бежали.

Слайд 10.

-Ребята, давайте мы с вами рассмотрим портрет Александра Невского на странице 40.

-Кто изображен на портрете?

(великий полководец Александр Невский)

-Как он изображен?

(ноги широко расправлены, руки согнуты в локтях, держат меч, голова повернута влево)

-Во что облачен Невский?

(шлем, железные доспехи, красный плащ)

-Как выглядит меч?

(большой, тяжелый, А. Невский держит его двумя руками)

-Опишите его внешность.

(суровый взгляд, брови нахмурены, голова повернута вправо)

-Почему он смотрит вправо?

-Смотря на портрет Невского какие качества личности мы можем заметить?

(могучий, справедливый, суровый)

-Что мы видем на заднем плане?

(флаг)

-Кто на нем изображен?

(Иисус Христос)

-Как вы думаете почему?

Слайд 11.

(Русская Православная церковь причислила его к лику святых; имя Невского славят на протяжении веков, ему посвящены многие произведения искусства, храмы называют его именем)

Слайд 12.

На площади Новгородского кремля, у стен храма Святой Софии радостные новгородцы встречали победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и красном плаще. Князь поднял руку, указал на пленных рыцарей и произнес: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!»

-Обратите внимание, на слова сказанные, А. Невским, что он хотел этим сказать?

(если придут с войной, то одержат поражение)

Ребята, а к чему же приводят военные действия?

(к разрушениям)

А как вы считаете можно ли воевать?

(нет)

Почему?

           Самостоятельная работа.

Ребята, давайте мы с вами откроем ваши рабочие тетради на странице  14 и выполним номер 1.

Ребята так что же угрожало Древней Руси?

(набеги степняков-кочевников и европейских рыцарей)

С какой стороны напади кочевники?(с юга)

А рыцари?(с северо-запада)

Какое великое сражение произошло с рыцарями? В Каком году?

(Ледовое побоище, в 1242 году)

Какой основной вопрос звучал на нашем сегодняшнем уроке? Какой ответ вы можете на него дать?

(в древнерусском гос-ве границы было преодолеть просто, и поэтому стены служили последней преградой на пути врага, т.е. защитой)

Рабочая тетрадь стр. 14, № 1(пересказ), №2.

Ребята вы все сегодня очень хорошо поработали, давайте подведем итоги урока.

-Итак, что же мы нового узнали на сегодняшнем уроке?

-Что в этой теме вас больше всего заинтересовало?

-Что, на ваш взгляд, было самым трудным?

-Что особенно запомнилось?

Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно и интересно с вами работать. До свидания, урок окончен.

Приветствуют.

Отвечают устно.

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы.

Все слушают, один читает вслух.

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Внимательно слушают.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Ф.И.О. студента: Гайшун Валерия Владимировна

Дата: 14.02.12

Тема: Времена Древней Руси.

Цели:

- образовательные:

Сформировать знания учащихся о причинах и последствиях столкновения с немецко-шведскими рыцарями, раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

- развивающие:  Совершенствовать умения  учащихся слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, развивать умение анализировать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление учащихся, развивать умение работать с картой.

- воспитательные: совершенствовать умения самостоятельно работать с пособием ; воспитывать интерес к истории, чтобы появилась потребность в чтении дополнительной литературы.

Тип урока: открытие «нового» знания

Метод: проблемный

Оборудование:

  1.  для учителя –конспект, доска, презентация.
  2.  для учащихся – учебник, тетради.

Литература:

Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Данилов Окружающий мир . Моё Отечество3класс. Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС Ресурсы интернета:http://bigpicture.ru/?p=3752 .