62659

А ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята кто мне ответит что такое государство Что такое племя Род В чем жили славяне В каком году возникло Древнерусское государство 882 год Когда было принято христианство в 988 году Все верно. О каких городах древних или современных говорит...

Русский

2014-06-12

35.1 KB

0 чел.

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                                                   Конспект

                                             пробного урока

                                              по истории

                                  в 3 «А» классе МОУ СОШ  №9

                                          у учителя Тереховой

                                       Ольги Владимировны

                                        студентки 432 группы

Гайшун Валерии Владимировны

г. Серпухов

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

1.Самоопредиление к деятельности.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка проблемы.

4. Открытие нового знания.

Физминутка.

5.Рефлексия

6.Домашнее задание.

7. Итог урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна  и сегодня я проведу у вас урок истории. Садитесь.

И начнем мы наш урок с проверки основных понятий предыдущего урока.

-Ребята кто мне ответит, что такое государство?

-Что такое племя? Род?

-В чем жили славяне?

-В каком году возникло Древнерусское государство? (882 год)

-Когда было принято христианство?(в 988 году)

Все верно.

Ребята, а теперь давайте мы с вами откроем учебник на странице 38 и прочитаем начало текста.

- О каких городах, древних или современных говорит Анюта?

( о современных)

-Что являлось границей древнерусского города?

(стены с башнями и воротами)

- Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи?

(Да)

-А чем они отличаются?

(внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.)

-Как вы думаете на Руси появилось слово город?

(от слова «огораживать»- обносить стеной, оградой)

-Обносят ли современные города стенами? (Нет)

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

(древние города обносили стенами, а современные не обносят)

-Какой возникает вопрос?

«ПОЧЕМУ ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА ОКРУЖАЛИ СТЕНЫ?»

-Так чтобы ответить на вопрос «Почему древнерусские города окружали стены», что нам надо выяснить?

(каким опасностям подвергалась Древняя Русь)

Именно на этот вопрос мы попробуем сегодня ответить.

Ребята а какая у нас тема урока? ( ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ)

Ребята а как вы думаете что значат эти слова?

Слайд 1, 2.

А теперь давайте с вами прочитаем текст внизу  страницы со слов: - С юга на русские земли….

-Так кто же такие степняки-кочевники?

(народы которые занимались скотоводством и кочевали)

Слайд 3.

-С какой стороны они нападали на Русь? 

(с юга)

-А почему русичи и кочевники воевали?

(кочевникам земля нужна была для пастбищ, а русским земледельцам для пахоты)

Слайд 4.

-Давайте рассмотрим вооружение кочевников на странице 41.

(лук, колчан со стрелами, сабля, копье, аркан, шлем)

-А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на странице 39.

-Посмотрите на первую картинку, что вы на ней видите?

( людей на лошадях и верблюдах)

-Как вы думаете кто это?

( степняки-кочевники)

-На чем они передвигаются?

( на лошадях и верблюдах)

-Как одеты кочевники?

-Что мы видим на заднем плане?

( борьбу, дым)

-Посмотрите на вторую иллюстрацию, что вы видите на переднем плане?

(всадника на лошади)

-Что он делает?

(он связал людей, ведет их за собой)

-Как вы думаете для чего?

-Что еще мы видим на этой иллюстрации?

(убитых людей)

-Что делает всадник на заднем плане?

(бьет людей кнутом)

-Что мы видим на заднем плане?

(пожар)

-О чем он свидетельствует?

(захватчики поджигали города)

Посмотрите на последнюю иллюстрацию.

-Что мы видим на переднем плане?

(знатного человека передающего деньги)

-Как вы думаете зачем он это делает?

(он платит деньги за людей, взятых в рабство)

-Что еще мы видим?

(корабль стоящий в море)

-Что происходит на корабле?

(людей связали и продают в рабство)

Так каким же опасностям подвергались жители Древней Руси?

(людей убивали, грабили, отдавали в рабство, грабили земли, поджигали города)

-Как могли им помочь городские стены? 

(в качестве обороны)

Ребята откройте карту на странице 40.

-Что обозначено на карте зеленым цветом?

(территория Древней Руси)

-Что обозначено коричневыми стрелками?

(набеги кочевников)

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с южной стороны)

-На какие города они нападали?

(Киев, Чернигов)

-Ребята а что показано синими стрелками?

(набеги немецких и шведских захватчиков)

-А с какой стороны они нападали на Русь?

(с запада)

-На какие города они нападали?

(Новгород, Псков)

А теперь прочитайте абзац на странице 39 со слов: Но в начале XIII века….

 -А кто такие рыцари?

(воины в тяжелых, железных доспехах)

Слайд 5.

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с северо-запада)

-А почему русичи и рыцари воевали?

(рыцари нападали на Русь для завоевания земель)

Слайд 6.

-Давайте рассмотрим вооружение рыцарей на странице 41.

(шлем, копье, меч, длинный щит, топор, латы, металлические перчатки, даже лошади были закованы в железо)

Слайд 7.

-А теперь посмотрите на вооружение русских воинов. Попытайтесь сравнить три вида вооружений.

-Ребята, а как выдумаете кто был опаснее для Руси? Почему?

(рыцари, т.к. их цель была не грабеж, а захват и присоединение земель)

-Ребята, мне кажется вы немного устали работать, поэтому самое время нам с вами провести физминутку.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головую три кивка,

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

-Решающее сражение с рыцарями произошло на берегу Чудского озера в апреле 1242г.

Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским, в память об одержанной им победе в битве на реке Неве, призвал всех жителей защитить родную землю. Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских войнов, Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду Чудского озера. Под натиском русских войнов рыцари дрогнули, повернули коней и бросились бежать. Лед не выдержал и в некоторых местах проломился. Так и побили русские войны рыцарей.

-Почему проломился лед под рыцарями?

(т.к. лед весенний, рыхлый, а доспехи очень тяжелые, около 50 кг)

 Эта битва получила название Ледового побоища.

Слайд 8.

-Давайте рассмотрим тактику боя, которую придумал А. Невский.

Слайд 9.

(дополнительный материал)

А. Невский занял позицию у Вороньего камня близ устья реки Желчи. Князь расположил полки под крутыми берегами на льду озера. В те времена, обычным для рыцарских войск было построение в виде пятиугольника(свинья). Остриём была закованная в латы конница, цель которой была прорыв и расчленение рядов противника. Учитывая все это, А. Невский отказался от традиционного построения войск в одну линию и распределил войска в виде треугольника, остриё которого упиралось в берег. Основные силы находились на флангах. В начале битвы рыцари, прорвав центр русского войска втянулся вглубь боевых порядков. Тогда по основанию этого пятиугольника последовал мощный удар русских полков с флангов. Рыцари дрогнули и бежали.

Слайд 10.

-Ребята, давайте мы с вами рассмотрим портрет Александра Невского на странице 40.

-Кто изображен на портрете?

(великий полководец Александр Невский)

-Как он изображен?

(ноги широко расправлены, руки согнуты в локтях, держат меч, голова повернута влево)

-Во что облачен Невский?

(шлем, железные доспехи, красный плащ)

-Как выглядит меч?

(большой, тяжелый, А. Невский держит его двумя руками)

-Опишите его внешность.

(суровый взгляд, брови нахмурены, голова повернута вправо)

-Почему он смотрит вправо?

-Смотря на портрет Невского какие качества личности мы можем заметить?

(могучий, справедливый, суровый)

-Что мы видем на заднем плане?

(флаг)

-Кто на нем изображен?

(Иисус Христос)

-Как вы думаете почему?

Слайд 11.

(Русская Православная церковь причислила его к лику святых; имя Невского славят на протяжении веков, ему посвящены многие произведения искусства, храмы называют его именем)

Слайд 12.

На площади Новгородского кремля, у стен храма Святой Софии радостные новгородцы встречали победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и красном плаще. Князь поднял руку, указал на пленных рыцарей и произнес: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!»

-Обратите внимание, на слова сказанные, А. Невским, что он хотел этим сказать?

(если придут с войной, то одержат поражение)

Ребята, а к чему же приводят военные действия?

(к разрушениям)

А как вы считаете можно ли воевать?

(нет)

Почему?

           Самостоятельная работа.

Ребята, давайте мы с вами откроем ваши рабочие тетради на странице  14 и выполним номер 1.

Ребята так что же угрожало Древней Руси?

(набеги степняков-кочевников и европейских рыцарей)

С какой стороны напади кочевники?(с юга)

А рыцари?(с северо-запада)

Какое великое сражение произошло с рыцарями? В Каком году?

(Ледовое побоище, в 1242 году)

Какой основной вопрос звучал на нашем сегодняшнем уроке? Какой ответ вы можете на него дать?

(в древнерусском гос-ве границы было преодолеть просто, и поэтому стены служили последней преградой на пути врага, т.е. защитой)

Рабочая тетрадь стр. 14, № 1(пересказ), №2.

Ребята вы все сегодня очень хорошо поработали, давайте подведем итоги урока.

-Итак, что же мы нового узнали на сегодняшнем уроке?

-Что в этой теме вас больше всего заинтересовало?

-Что, на ваш взгляд, было самым трудным?

-Что особенно запомнилось?

Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно и интересно с вами работать. До свидания, урок окончен.

Приветствуют.

Отвечают устно.

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы.

Все слушают, один читает вслух.

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Внимательно слушают.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Ф.И.О. студента: Гайшун Валерия Владимировна

Дата: 14.02.12

Тема: Времена Древней Руси.

Цели:

- образовательные:

Сформировать знания учащихся о причинах и последствиях столкновения с немецко-шведскими рыцарями, раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

- развивающие:  Совершенствовать умения  учащихся слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, развивать умение анализировать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление учащихся, развивать умение работать с картой.

- воспитательные: совершенствовать умения самостоятельно работать с пособием ; воспитывать интерес к истории, чтобы появилась потребность в чтении дополнительной литературы.

Тип урока: открытие «нового» знания

Метод: проблемный

Оборудование:

  1.  для учителя –конспект, доска, презентация.
  2.  для учащихся – учебник, тетради.

Литература:

Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Данилов Окружающий мир . Моё Отечество3класс. Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС Ресурсы интернета:http://bigpicture.ru/?p=3752 .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10073. Общие принципы классификации рисков 31.5 KB
  Общие принципы классификации рисков В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов рисков которые различаются между собой по месту и времени возникновения совокупности внешних и внутренних факторов влияющих на их уровен...
10074. Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности 52.5 KB
  Характеристика рисков в различных сферах предпринимательской деятельности Как уже отмечалось все виды рисков взаимосвязаны и изменение одного вида риска вызывают изменение большинства остальных. Это затрудняет анализ и систематизацию рисков. Упрощенная схема пред...
10075. Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем 57.5 KB
  Концепція атаки web-орієнтованих пошукових систем І.А. Терейковський Запропонована нова концепція активного впливу атаки на популярні вітчизняні та закордонні Web-орієнтовані пошукові системи з метою підвищення рейтингу зареєстрованих в них сайтів. Доведено що для вп
10076. Понятие коммерческой деятельности 46 KB
  Понятие коммерческой деятельности. Коммерция означает торговля это часть управленческой деятельности непосредственно направленная на получение прибыли. Все организации делятся на: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие отношения включают...
10077. Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры 116.5 KB
  Общее понятие исполнителя и алгоритма. Смысл понятия правильный алгоритм. Примеры. Алгоритм Алгоритм последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи. Программа запись алгоритма на языке исполнителя Свва алгорит...
10078. Является ли история наукой. Развитие человеческого общества 167.5 KB
  Вопросы: Нужно ли знать историю Является ли история наукой Как развивается общество Периодизация истории России Является ли история наукой По мнению А.В.Островского история не является наукой: Историк в отличие от естествоиспытателя пише...
10080. Кризис феодально-крепостнической системы и буржуазная революция 60-х годов 19 века 32 KB
  Кризис феодальнокрепостнической системы и буржуазная революция 60х годов 19 века 17621796г при Екатерине 2 Российская империя достигла вершины своего развития Начавшееся в 16в переселение на окраины с середины 17в начинает тормозить государство. 1649г крестьяне окончате
10081. Рождение Российской империи и реформы Петра I 28.21 KB
  Рождение Российской империи и реформы Петра I внешние и внутренние предпосылки Петровский реформ реформы Петра 1 итоги и заключения реформ Изменение неополитического окружения 1617 вв. север: Швеция. финляндия корелия ЮЖ. побережья Балтийского моря