62659

А ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята кто мне ответит что такое государство Что такое племя Род В чем жили славяне В каком году возникло Древнерусское государство 882 год Когда было принято христианство в 988 году Все верно. О каких городах древних или современных говорит...

Русский

2014-06-12

35.1 KB

0 чел.

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

                                                   Конспект

                                             пробного урока

                                              по истории

                                  в 3 «А» классе МОУ СОШ  №9

                                          у учителя Тереховой

                                       Ольги Владимировны

                                        студентки 432 группы

Гайшун Валерии Владимировны

г. Серпухов

Ход урока

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

1.Самоопредиление к деятельности.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка проблемы.

4. Открытие нового знания.

Физминутка.

5.Рефлексия

6.Домашнее задание.

7. Итог урока.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Владимировна  и сегодня я проведу у вас урок истории. Садитесь.

И начнем мы наш урок с проверки основных понятий предыдущего урока.

-Ребята кто мне ответит, что такое государство?

-Что такое племя? Род?

-В чем жили славяне?

-В каком году возникло Древнерусское государство? (882 год)

-Когда было принято христианство?(в 988 году)

Все верно.

Ребята, а теперь давайте мы с вами откроем учебник на странице 38 и прочитаем начало текста.

- О каких городах, древних или современных говорит Анюта?

( о современных)

-Что являлось границей древнерусского города?

(стены с башнями и воротами)

- Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи?

(Да)

-А чем они отличаются?

(внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.)

-Как вы думаете на Руси появилось слово город?

(от слова «огораживать»- обносить стеной, оградой)

-Обносят ли современные города стенами? (Нет)

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

(древние города обносили стенами, а современные не обносят)

-Какой возникает вопрос?

«ПОЧЕМУ ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА ОКРУЖАЛИ СТЕНЫ?»

-Так чтобы ответить на вопрос «Почему древнерусские города окружали стены», что нам надо выяснить?

(каким опасностям подвергалась Древняя Русь)

Именно на этот вопрос мы попробуем сегодня ответить.

Ребята а какая у нас тема урока? ( ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ)

Ребята а как вы думаете что значат эти слова?

Слайд 1, 2.

А теперь давайте с вами прочитаем текст внизу  страницы со слов: - С юга на русские земли….

-Так кто же такие степняки-кочевники?

(народы которые занимались скотоводством и кочевали)

Слайд 3.

-С какой стороны они нападали на Русь? 

(с юга)

-А почему русичи и кочевники воевали?

(кочевникам земля нужна была для пастбищ, а русским земледельцам для пахоты)

Слайд 4.

-Давайте рассмотрим вооружение кочевников на странице 41.

(лук, колчан со стрелами, сабля, копье, аркан, шлем)

-А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на странице 39.

-Посмотрите на первую картинку, что вы на ней видите?

( людей на лошадях и верблюдах)

-Как вы думаете кто это?

( степняки-кочевники)

-На чем они передвигаются?

( на лошадях и верблюдах)

-Как одеты кочевники?

-Что мы видим на заднем плане?

( борьбу, дым)

-Посмотрите на вторую иллюстрацию, что вы видите на переднем плане?

(всадника на лошади)

-Что он делает?

(он связал людей, ведет их за собой)

-Как вы думаете для чего?

-Что еще мы видим на этой иллюстрации?

(убитых людей)

-Что делает всадник на заднем плане?

(бьет людей кнутом)

-Что мы видим на заднем плане?

(пожар)

-О чем он свидетельствует?

(захватчики поджигали города)

Посмотрите на последнюю иллюстрацию.

-Что мы видим на переднем плане?

(знатного человека передающего деньги)

-Как вы думаете зачем он это делает?

(он платит деньги за людей, взятых в рабство)

-Что еще мы видим?

(корабль стоящий в море)

-Что происходит на корабле?

(людей связали и продают в рабство)

Так каким же опасностям подвергались жители Древней Руси?

(людей убивали, грабили, отдавали в рабство, грабили земли, поджигали города)

-Как могли им помочь городские стены? 

(в качестве обороны)

Ребята откройте карту на странице 40.

-Что обозначено на карте зеленым цветом?

(территория Древней Руси)

-Что обозначено коричневыми стрелками?

(набеги кочевников)

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с южной стороны)

-На какие города они нападали?

(Киев, Чернигов)

-Ребята а что показано синими стрелками?

(набеги немецких и шведских захватчиков)

-А с какой стороны они нападали на Русь?

(с запада)

-На какие города они нападали?

(Новгород, Псков)

А теперь прочитайте абзац на странице 39 со слов: Но в начале XIII века….

 -А кто такие рыцари?

(воины в тяжелых, железных доспехах)

Слайд 5.

-С какой стороны они нападали на Русь?

(с северо-запада)

-А почему русичи и рыцари воевали?

(рыцари нападали на Русь для завоевания земель)

Слайд 6.

-Давайте рассмотрим вооружение рыцарей на странице 41.

(шлем, копье, меч, длинный щит, топор, латы, металлические перчатки, даже лошади были закованы в железо)

Слайд 7.

-А теперь посмотрите на вооружение русских воинов. Попытайтесь сравнить три вида вооружений.

-Ребята, а как выдумаете кто был опаснее для Руси? Почему?

(рыцари, т.к. их цель была не грабеж, а захват и присоединение земель)

-Ребята, мне кажется вы немного устали работать, поэтому самое время нам с вами провести физминутку.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головую три кивка,

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

-Решающее сражение с рыцарями произошло на берегу Чудского озера в апреле 1242г.

Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским, в память об одержанной им победе в битве на реке Неве, призвал всех жителей защитить родную землю. Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских войнов, Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду Чудского озера. Под натиском русских войнов рыцари дрогнули, повернули коней и бросились бежать. Лед не выдержал и в некоторых местах проломился. Так и побили русские войны рыцарей.

-Почему проломился лед под рыцарями?

(т.к. лед весенний, рыхлый, а доспехи очень тяжелые, около 50 кг)

 Эта битва получила название Ледового побоища.

Слайд 8.

-Давайте рассмотрим тактику боя, которую придумал А. Невский.

Слайд 9.

(дополнительный материал)

А. Невский занял позицию у Вороньего камня близ устья реки Желчи. Князь расположил полки под крутыми берегами на льду озера. В те времена, обычным для рыцарских войск было построение в виде пятиугольника(свинья). Остриём была закованная в латы конница, цель которой была прорыв и расчленение рядов противника. Учитывая все это, А. Невский отказался от традиционного построения войск в одну линию и распределил войска в виде треугольника, остриё которого упиралось в берег. Основные силы находились на флангах. В начале битвы рыцари, прорвав центр русского войска втянулся вглубь боевых порядков. Тогда по основанию этого пятиугольника последовал мощный удар русских полков с флангов. Рыцари дрогнули и бежали.

Слайд 10.

-Ребята, давайте мы с вами рассмотрим портрет Александра Невского на странице 40.

-Кто изображен на портрете?

(великий полководец Александр Невский)

-Как он изображен?

(ноги широко расправлены, руки согнуты в локтях, держат меч, голова повернута влево)

-Во что облачен Невский?

(шлем, железные доспехи, красный плащ)

-Как выглядит меч?

(большой, тяжелый, А. Невский держит его двумя руками)

-Опишите его внешность.

(суровый взгляд, брови нахмурены, голова повернута вправо)

-Почему он смотрит вправо?

-Смотря на портрет Невского какие качества личности мы можем заметить?

(могучий, справедливый, суровый)

-Что мы видем на заднем плане?

(флаг)

-Кто на нем изображен?

(Иисус Христос)

-Как вы думаете почему?

Слайд 11.

(Русская Православная церковь причислила его к лику святых; имя Невского славят на протяжении веков, ему посвящены многие произведения искусства, храмы называют его именем)

Слайд 12.

На площади Новгородского кремля, у стен храма Святой Софии радостные новгородцы встречали победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и красном плаще. Князь поднял руку, указал на пленных рыцарей и произнес: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!»

-Обратите внимание, на слова сказанные, А. Невским, что он хотел этим сказать?

(если придут с войной, то одержат поражение)

Ребята, а к чему же приводят военные действия?

(к разрушениям)

А как вы считаете можно ли воевать?

(нет)

Почему?

           Самостоятельная работа.

Ребята, давайте мы с вами откроем ваши рабочие тетради на странице  14 и выполним номер 1.

Ребята так что же угрожало Древней Руси?

(набеги степняков-кочевников и европейских рыцарей)

С какой стороны напади кочевники?(с юга)

А рыцари?(с северо-запада)

Какое великое сражение произошло с рыцарями? В Каком году?

(Ледовое побоище, в 1242 году)

Какой основной вопрос звучал на нашем сегодняшнем уроке? Какой ответ вы можете на него дать?

(в древнерусском гос-ве границы было преодолеть просто, и поэтому стены служили последней преградой на пути врага, т.е. защитой)

Рабочая тетрадь стр. 14, № 1(пересказ), №2.

Ребята вы все сегодня очень хорошо поработали, давайте подведем итоги урока.

-Итак, что же мы нового узнали на сегодняшнем уроке?

-Что в этой теме вас больше всего заинтересовало?

-Что, на ваш взгляд, было самым трудным?

-Что особенно запомнилось?

Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно и интересно с вами работать. До свидания, урок окончен.

Приветствуют.

Отвечают устно.

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы.

Все слушают, один читает вслух.

Отвечают на вопросы, работают с иллюстрациями.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Внимательно слушают.

Выполняют самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Ф.И.О. студента: Гайшун Валерия Владимировна

Дата: 14.02.12

Тема: Времена Древней Руси.

Цели:

- образовательные:

Сформировать знания учащихся о причинах и последствиях столкновения с немецко-шведскими рыцарями, раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

- развивающие:  Совершенствовать умения  учащихся слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, развивать умение анализировать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление учащихся, развивать умение работать с картой.

- воспитательные: совершенствовать умения самостоятельно работать с пособием ; воспитывать интерес к истории, чтобы появилась потребность в чтении дополнительной литературы.

Тип урока: открытие «нового» знания

Метод: проблемный

Оборудование:

  1.  для учителя –конспект, доска, презентация.
  2.  для учащихся – учебник, тетради.

Литература:

Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Данилов Окружающий мир . Моё Отечество3класс. Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС Ресурсы интернета:http://bigpicture.ru/?p=3752 .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81735. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений) 37.04 KB
  Ахматовой на примере 3 4 стихотворений Я научила женщин говорить так пишет А. Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность недосказанность внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность сжатость и сила афористичность и краткость психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются в...
81736. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы 33.66 KB
  является проблема человеческого счастья проблема поисков смысла жизни. В жизни обоих можно выделить несколько этапов на которых меняется их мировоззрение в душе происходит определенный перелом. Он понял что в жизни есть нечто более важное чем слава. Медленно возвращается он к жизни к людям.
81737. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе 33.02 KB
  Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.
81738. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх века 41.92 KB
  Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один с глазу на глаз с абсолютной индивидуальной доверительностью. Окуджава снискал себе известность как поэт города. Изменения которые происходили в стране и порой далеко не в лучшую сторону не могли не сказаться на характере творчества поэта.
81739. Тема чести в произведениях отечественной классики 19 века 31.73 KB
  Пушкин Капитанская дочка Роман открывается эпиграфом: Береги честь смолоду который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь достоинство и оставаться человеком до конца. Он подвергается смертельной опасности но даже под угрозой смерти не желает предать честь своего сословия не желает предать честь дворянина отказаться от присяги которую он давал императрице. Он легко предает честь офицера встает под знамена бунтовщиков.
81740. Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» 31.29 KB
  В романе мы открываем Петербург мрачный, давящий на душу. Город, где во дворы-колодцы никогда не заглядывает солнце. Это Петербург бедных людей, которых заставляет вечно дрожать нужда и пронизывающий ветер с моря. Это город Достоевского.
81741. Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы 32.51 KB
  А Пушкин Евгений Онегин Письмо Татьяны Онегину Третья глава Онегин сталкивается с внутренней природной стихией человеческого сердца любовью. и первый поступок ее любви письмо составляют центр главы. еще подняться не может даже тогда когда получает письмо влюбленной Т. решила написать письмо О.
81742. Лирика М.Цветаевой. Основные темы, идеи, художественное мастерство. Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 38.65 KB
  В своем первом альбоме юная Цветаева отличалась тем-что ничего не выдумывала и никому не подражала. Но как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно. Зимой 1915-1916 годов Цветаева жилав Петербурге после возвращения домой она стала писать по-иному чем прежде и в этом была некоторая закономерность. Обделенная в детстве сказкой не имевшая няни Цветаева жадно наверстывала упущенное.
81743. Личность и история в романе Л. Н. Толстого « Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа 30.19 KB
  Он утверждал что существуют история наука и история искусство и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука как полагал Т уделяет главное внимание частностям подробностям событий и ограничивается их внешним описанием в то время как история-искусство схватывает общий ход событий проникая в глубины их внутреннего смысла.