62660

Понятие о выходе продукта химической реакции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательная: Вооружить учащихся системой знаний по теме: «Понятие о выходе продукта химической реакции»; показать особенности решения задач такого типа.

Русский

2014-06-12

27.32 KB

11 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

План- конспект урока по химии

на тему: «Понятие о выходе продукта химической реакции»

проведенного студентом IV курса биологического факультета

ГГУ им. Ф. Скорины

Дегтярёвым Филиппом Вячеславовичем

в УО ГГОЛ в 10 «В» классе.

Проверил:

Учитель химии_______________________________ Корепанов Н. И.

Гомель 2013


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1.  Образовательная: Вооружить учащихся системой знаний по теме: «Понятие о выходе продукта химической реакции»; показать особенности решения задач такого типа.
  2.  Развивающая: Развить у учащихся умение кратко и четко излагать свои мысли; развивать химически грамотную речь, образное и логическое мышление; находить взаимосвязь между новой темой и ранее изученным материалом.
  3.  Воспитательная: Воспитать у учащихся интерес к естественным наукам; показать тесную связь химии с жизнью.

 

Материалы и оборудование: Учебник химии 11 класса, доска.

Литература:

  1.  Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
  2.  Шиманович И. Е. Химия. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Минск : Нар. асвета, 2008. – 367 с.
  3.  Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала
  4.  Объяснение нового материала.
  5.  Физкультминутка
  6.  Закрепление пройденного материала.
  7.  Домашнее задание.
  8.  Подведение итогов.
  9.  Рефлексия.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Организация внимания и порядка в классе, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится с помощью фронтального опроса по следующим вопросам:

  1.  Какие бывают оксиды серы? Расскажите об их химических свойствах.
  2.  Напишите уравнение реакции промышленного получения оксида серы (IV).
  3.  Назовите физические свойства серной кислоты.
  4.  Какие особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами?
  5.  Что такое олеум?

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Тема сегодняшнего урока «Понятие о выходе продукта химической реакции». Мы рассмотрим основные понятия теории о выходе продукта химической реакции, изучим основные формулы, с помощью которых можно вычислить выход продукта реакции.

IV. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала проводится методом рассказа.

Выход продукта – важный показатель эффективности химического процесса. На его основании в реальном производственном процессе дается вывод о полноте превращения сырья, затратах энергии и др. В реальных условиях выход какого-либо продукта всегда меньше, чем теоретический.

Выход продукта химической реакции – это отношение фактически полученного продукта к максимально возможному, вычисленному из уравнения реакции. Обозначается относительный выход продукта реакции буквой греческого алфавита ή (эта) и выражается в долях единицы или процентах.

Необходимо подчеркнуть, что выход продукта можно вычислить по отношению масс, объемов, химических количеств вещества:



Во всех случаях будет найдено одно и то же значение искомой величины.

Далее с учащимися разбирается несколько примеров решения задач на выход продукта, после чего им предлагается решить несколько задач самостоятельно.

Далее вместе с учениками разбирается несколько примеров решения задач на выход продукта химической реакции:

Пример 1: Определите выход продукта реакции синтеза аммиака, если при взаимодействии 6,72 л азота с избытком водорода получено 6,72 л аммиака.

Дано :                                                     Решение:

V(N2) = 6.72 л                  N2 + 3 H2 =  2 NH3

Vпракт.(NH3)=6.72 л         1 моль             2 моль                                                                 

ŋ (NH3) = ?

                                          n (N2) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

 По уравнению:       1 моль  (N2)   →    2 моль (NH3) 

Следовательно:            0,3 моль  (N2)    →   0,6 моль (NH3)   

                                nтеорет.  (NH3)  = 0.6 моль  (или 13,44 л)  

                                         

Обратите внимание:   Vпракт./ Vтеор = nпракт. / nтеорет. = ŋ

 nпракт. (NH3) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

ŋ (NH3) = 0,3моль (6,72 л) : 0,6моль (13,44л) = 0,5 (50%)

                      Ответ: ŋ (NH3) = 50%.

Пример 2: Определите массу карбоната кальция, необходимую для получения 7 л углекислого газа реакцией разложения, если его выход составляет 0,8 (80%).

Д а н о :                             Решение:

Vпракт. (СО2) = 7 л        СаСО3   →  СаО  +  СО2  

φ (СО2) = 0,8    

m (СаСО3) = ?

                                  Vтеор. (СО2) = 7 : 0,8 = 8,75 л

                              Х г                                   8,75 л

                         СаСО3   →  СаО  +  СО2  

                                       1 моль                               1 моль

                       М = 100г/моль          Vm=22.4л/моль

                       m = 100г                      V = 22,4л

                              Х     ‗    8,75        

                              100        22,4     

Из пропорции получаем: Х = 39 г

                Ответ: m (СаСО3) = 39 г.

V. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

VI. Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала осуществляется с помощью с помощью задач, выданных на самостоятельное решение.

VII.Домашнее задание.

§ 48. Решить задачу №3 после параграфа.

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке с комментариями о недочетах и успехах учащихся и класса в целом.

IX. Рефлексия.

Ученики пишут на листке бумаги 3 слова, которыми они хотели бы охарактеризовать урок и затем анонимно сдают эти листочки учителю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...
84992. Рациональное питание. Гигиена питания 28 KB
  Гигиена питания Цель урока. Познакомить учащихся с понятием рациональное питание основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни. Некоторые общепринятые правила рационального питания.
84993. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 29.07 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Цель урока. Влияние алкоголя на здоровье человека. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем их взаимодополняемостью взаимодействием способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.