62660

Понятие о выходе продукта химической реакции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Образовательная: Вооружить учащихся системой знаний по теме: «Понятие о выходе продукта химической реакции»; показать особенности решения задач такого типа.

Русский

2014-06-12

27.32 KB

9 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

План- конспект урока по химии

на тему: «Понятие о выходе продукта химической реакции»

проведенного студентом IV курса биологического факультета

ГГУ им. Ф. Скорины

Дегтярёвым Филиппом Вячеславовичем

в УО ГГОЛ в 10 «В» классе.

Проверил:

Учитель химии_______________________________ Корепанов Н. И.

Гомель 2013


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1.  Образовательная: Вооружить учащихся системой знаний по теме: «Понятие о выходе продукта химической реакции»; показать особенности решения задач такого типа.
  2.  Развивающая: Развить у учащихся умение кратко и четко излагать свои мысли; развивать химически грамотную речь, образное и логическое мышление; находить взаимосвязь между новой темой и ранее изученным материалом.
  3.  Воспитательная: Воспитать у учащихся интерес к естественным наукам; показать тесную связь химии с жизнью.

 

Материалы и оборудование: Учебник химии 11 класса, доска.

Литература:

  1.  Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
  2.  Шиманович И. Е. Химия. Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Минск : Нар. асвета, 2008. – 367 с.
  3.  Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала
  4.  Объяснение нового материала.
  5.  Физкультминутка
  6.  Закрепление пройденного материала.
  7.  Домашнее задание.
  8.  Подведение итогов.
  9.  Рефлексия.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Организация внимания и порядка в классе, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится с помощью фронтального опроса по следующим вопросам:

  1.  Какие бывают оксиды серы? Расскажите об их химических свойствах.
  2.  Напишите уравнение реакции промышленного получения оксида серы (IV).
  3.  Назовите физические свойства серной кислоты.
  4.  Какие особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами?
  5.  Что такое олеум?

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Тема сегодняшнего урока «Понятие о выходе продукта химической реакции». Мы рассмотрим основные понятия теории о выходе продукта химической реакции, изучим основные формулы, с помощью которых можно вычислить выход продукта реакции.

IV. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала проводится методом рассказа.

Выход продукта – важный показатель эффективности химического процесса. На его основании в реальном производственном процессе дается вывод о полноте превращения сырья, затратах энергии и др. В реальных условиях выход какого-либо продукта всегда меньше, чем теоретический.

Выход продукта химической реакции – это отношение фактически полученного продукта к максимально возможному, вычисленному из уравнения реакции. Обозначается относительный выход продукта реакции буквой греческого алфавита ή (эта) и выражается в долях единицы или процентах.

Необходимо подчеркнуть, что выход продукта можно вычислить по отношению масс, объемов, химических количеств вещества:



Во всех случаях будет найдено одно и то же значение искомой величины.

Далее с учащимися разбирается несколько примеров решения задач на выход продукта, после чего им предлагается решить несколько задач самостоятельно.

Далее вместе с учениками разбирается несколько примеров решения задач на выход продукта химической реакции:

Пример 1: Определите выход продукта реакции синтеза аммиака, если при взаимодействии 6,72 л азота с избытком водорода получено 6,72 л аммиака.

Дано :                                                     Решение:

V(N2) = 6.72 л                  N2 + 3 H2 =  2 NH3

Vпракт.(NH3)=6.72 л         1 моль             2 моль                                                                 

ŋ (NH3) = ?

                                          n (N2) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

 По уравнению:       1 моль  (N2)   →    2 моль (NH3) 

Следовательно:            0,3 моль  (N2)    →   0,6 моль (NH3)   

                                nтеорет.  (NH3)  = 0.6 моль  (или 13,44 л)  

                                         

Обратите внимание:   Vпракт./ Vтеор = nпракт. / nтеорет. = ŋ

 nпракт. (NH3) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль

ŋ (NH3) = 0,3моль (6,72 л) : 0,6моль (13,44л) = 0,5 (50%)

                      Ответ: ŋ (NH3) = 50%.

Пример 2: Определите массу карбоната кальция, необходимую для получения 7 л углекислого газа реакцией разложения, если его выход составляет 0,8 (80%).

Д а н о :                             Решение:

Vпракт. (СО2) = 7 л        СаСО3   →  СаО  +  СО2  

φ (СО2) = 0,8    

m (СаСО3) = ?

                                  Vтеор. (СО2) = 7 : 0,8 = 8,75 л

                              Х г                                   8,75 л

                         СаСО3   →  СаО  +  СО2  

                                       1 моль                               1 моль

                       М = 100г/моль          Vm=22.4л/моль

                       m = 100г                      V = 22,4л

                              Х     ‗    8,75        

                              100        22,4     

Из пропорции получаем: Х = 39 г

                Ответ: m (СаСО3) = 39 г.

V. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

VI. Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала осуществляется с помощью с помощью задач, выданных на самостоятельное решение.

VII.Домашнее задание.

§ 48. Решить задачу №3 после параграфа.

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок за работу на уроке с комментариями о недочетах и успехах учащихся и класса в целом.

IX. Рефлексия.

Ученики пишут на листке бумаги 3 слова, которыми они хотели бы охарактеризовать урок и затем анонимно сдают эти листочки учителю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83900. Хирургическое лечение рака толстой кишки 49.17 KB
  Радикальное иссечение опухоли тослтой кишки вместе с соответствующей частью брыжейки с сосудами и сопровождающими лимфатическими сосудами и узлами является наиболее подходящей операцией для локального устранения опухоли. Виды резекции толстой кишки в зависимости от локализации патологического процесса: Правосторонняя гемиколэктомия удаление всей правой половины толстой кишки захватывая 1015 см конечного отрезка подвздошной кишки слепую восходящую ободочную правый изгиб и правую треть поперечной ободочной кишки с последующим наложением...
83901. Операция Гартмана. Показания, техника выполнения 50.66 KB
  Операция заключается в одномоментной резекции пораженного отрезка сигмовидной ободочной и части прямой кишки с наложением одноствольного противоестественного заднего прохода. Показания: операция показана у ослабленных и пожилых больных при раке сигмовидной ободочной кишки или ректосигмоидного отдела осложненном непроходимостью или перфорацией а также при завороте сигмовидной ободочной кишки с гангреной ее и перитонитом. После ревизии брюшной полости производят мобилизацию сигмовидной ободочной кишки а при раке ректосигмовидного отдела...
83902. Хирургическая анатомия прямой кишки. Хирургическое лечение геморроя 50.85 KB
  Хирургическая анатомия прямой кишки Скелетотопия: начало соответствует уровню верхнего края S2 позвонка. Строение: В зависимости от местоположения кишки в ней выделяют тазовую лежит выше диафрагмы и содержит надампулярную часть и ампулу и промежностную анальный канал части. Покрытие брюшиной: надампулярный отдел прямой кишки покрыт брюшиной интраперитонеально в области ампулы брюшина покрывает переднюю и частично боковые стенки кишки переходя на матку у мужчин на мочевой пузырь и на боковые стенки таза.
83903. Виды операций на прямой кишке 48.36 KB
  Сфинктеросохраняющие операции: передняя резекция прямой кишки; брюшноанальная резекция прямой кишки с низведением Сфинктеронесохраняющие операции связанные с удалением замыкательного аппарата и наложением противоестественного заднего прохода: брюшнопромежностная экстирпация прямой кишки; обструктивная резекция прямой кишки. Передняя резекция прямой кишки показана при раке верхнеампулярного и ректосигмоидного отделов нижняя граница опухоли располагается на 10 см выше прямокишечнозаднепроходной линии. Брюшноанальную резекцию прямой...
83904. Операции наложения противоестественного заднего прохода 45.26 KB
  Показания: опухоли раны рубцовые сужения прямой кишки ампутации прямой кишки. Техника наложения одноствольного противоестественного заднего прохода операция Гартмана: послойное вскрытие брюшной полости косым переменным разрезом в левой паховой области; прокалывание брыжейки кишки в бессосудистой зоне и проведение через окно резиновой трубки; сшивание под трубкой приводящей и отводящей петель между собой 34 узловыми серозномышечными швами образование шпоры; подшивание париетальной брюшины к краям кожного разреза; подшивание...
83905. Хирургическая анатомия мужского таза. Этажи. Клетчаточные пространства 51.81 KB
  Стенки таза представленные тазовыми костями ниже пограничной линии крестцом копчиком и мышцами закрывающими большое седалищное грушевидная мышца и запирательное внутренняя запирательная мышца отверстия спереди сзади и с боков ограничивают полость таза. Снизу полость таза ограничена мягкими тканями промежности. Ее мышечную основу образуют мышца поднимающая задний проход и глубокая поперечная мышца промежности принимающие участие в образовании диафрагмы таза и мочеполовой диафрагмы соответственно.
83906. Хирургическая анатомия женского таза. Этажи. Клетчаточные пространства 52.58 KB
  Стенки таза представленные тазовыми костями ниже пограничной линии крестцом копчиком и мышцами закрывающими большое седалищное грушевидная мышца и запирательное внутренняя запирательная мышца отверстия спереди сзади и с боков ограничивают полость таза. Снизу полость таза ограничена мягкими тканями промежности. Ее мышечную основу образуют мышца поднимающая задний проход и глубокая поперечная мышца промежности принимающие участие в образовании диафрагмы таза и мочеполовой диафрагмы соответственно.
83907. Виды операций на матке и придатках. Надвлагалищная ампутация матки. Экстирпация матки с придатками 52.56 KB
  Надвлагалищная ампутация матки. Экстирпация матки с придатками. Надвлагалищная ампутация матки Надвлагалищной ампутацией матки называется оперативное удаление тела матки на уровне внутреннего зева в области надвлагалищной части шейки матки. Таким образом от матки после этой операции остается только шейка.
83908. Операции на мочевом пузыре и предстательной железе. Особенности техники выполнения 51.45 KB
  Операции на мочевом пузыре Высокое сечение мочевого пузыря. Высокое сечение пузыря производят по поводу камней пузыря опухолей предстательной железы. Прошивают пузырь двумя швами за которые пузырь удерживают и вскрывают ножом стенку пузыря. Края раны пузыря разводят внутренность пузыря ощупывают пальцем и осматривают.