62661

Молодежь в современном обществе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?

Русский

2014-06-12

27.47 KB

5 чел.

Урок по теме «Молодежь в современном обществе».

Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?

Учащиеся отвечают: «По полу – мужчины и женщины, по возрасту – дети, молодежь, люди зрелого возраста и пожилые».

Сейчас я вам раздам карточки с высказываниями, и вы ответите, согласны ли с этими утверждениями.

Карточка.

Утверждения

Ваше мнение до прохождения темы

Ваше мнение после прохождения темы

Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость - сожаление».

И. Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

Ф. Честерфилд: «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные - трезвыми».

Я. Б. Княжнин: «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни».

Учащихся ставят «+» или « - » во втором столбце, могут там написать, согласен или не согласен.

А скажите, о какой проблеме идет речь, опираясь на вопрос в начале урока?

Ответ учащихся: проблема молодежи.

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: тема – молодежь в современном обществе.

Скажите, что нам надо узнать о молодежи?

Учащиеся: кто такая молодежь, что делают, как выглядят, их возраст и т.п.

В связи с этим попытайтесь сформулировать конкретную цель урока?

Учащиеся: цель - выяснить, кто является молодежью и чем занимается данная группа.

Я вам предлагаю создать на уроке презентацию по теме, которая станет результатом нашей деятельности.

Ориентировочный этап.

Чтобы перейти к изучению темы, надо определить круг теоретических и практических вопросов, которые будем рассматривать на уроке.

(фиксация вопросов на доске)

Предположительные вопросы от учащихся: кто является молодежью, что она делает, каков ее возраст, что такое гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка молодежи, начало трудовой деятельности, молодежная субкультура.

Так, а по какому плану будем работать?

Предположительный план действий учащихся:

1. Кто является молодежью?

2. Возраст.

3. Деятельность молодежи.

4. Что такое «гражданское совершеннолетие»?

5. Образование и профессиональная подготовка молодежи.

6. Начало трудовой деятельности.

7. Молодежная субкультура.

Давайте немного скорректируем план, объединив некоторые вопросы:

  1.  Молодежь – это …
  2.  Возраст.
  3.  Права и обязанности.
  4.  Деятельность.
  5.  Молодежная субкультура.

А где можно найти информацию по данной теме?

Ответ учащихся: учебник, интернет, законодательство.

Хорошо, а что именно вы будете искать в интернете?

Ответ учащихся: фильмы, статьи, книги, энциклопедии, сайты.

Поисково-исследовательский этап.

Я предлагаю вам сесть так, чтобы получилось 6 групп по 2 – 3, максимум 4 человека для сбора информации. У меня есть следующие источники для каждой из групп:

1. Конституция РФ и ГК РФ (4 части);

2. УК РФ, СК РФ и КоАП;

3. ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;

4. Определение молодежи из различных источников, в том числе и энциклопедий;

5. Статьи о возрасте молодежи и его критериях;

6. Информация по молодежным субкультурам и основным чертам и признакам молодежной субкультуры.

Учащиеся садятся по группам и разбирают материал.

Перед тем как вы начнете работать самостоятельно, давайте определимся со способом фиксации информации.

Учащиеся предлагают формы фиксации информации (например, схема, таблица, кластер, опорный конспект и другие).

Так надо выбрать что-то одно, чтобы вы знали, что вам искать. И для этого я вам могу предложить опорный конспект, который занесем в виде слайдов в презентацию. Итак, у нас в плане есть следующие пункты:

1. Молодежь – это … (определение)   

2. Возраст: (возрастные рамки и возрастные критерии).   

3. Права и обязанности: («гражданское совершеннолетие», основные права и обязанности).    – 3 слайда

4. Деятельность: (образование и трудовая деятельность).   

5. Молодежная субкультура: (основные черты и признаки молодежной субкультуры, ее виды и краткая характеристика каждого вида – 2 – 3 слова).

Каждая группа делает по 2 слайда.

Учитель расписывает план на доске и напоминает, что информацию можно дать в виде схемы.

Начинайте работу в группах, у вас 15 минут.

Учащиеся читают источники и анализируют полученную информацию, обрабатывают ее согласно плану и заносят в презентацию.

Учитель помогает учащимся скорректировать информацию для презентации, а также следит за тем как выполняется работа в группах.

Следующие слайды (примерно):

Слайд №1 – тема урока

Слайд №2 – цель и задачи урока

Слайд №3 – план урока

Слайд №4 – Молодежь – это… (официальное определение)

Слайд № 4а – Молодежь – это … (собственное определение)

Слайд №5 – возраст (от и до)

Слайд №6 – возрастные критерии (критерии в определении молодости).

Слайд №7 – Гражданское совершеннолетие – это… (одно определение)

Слайд №8 – Основные права

Слайд №9 – Основные обязанности

Слайд №10 – Деятельность (что может делать молодежь)

Слайд №11 – Образование

Слайд №12 – Трудовая деятельность

Слайд №13 – основные черты и признаки молодежной субкультуры

Слайд №14 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №15 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №16 – Список рекомендуемой литературы (сайты, фильмы, книги, статьи)

Слайд №17 – Спасибо за внимание.

(через 15 минут) Так заканчиваем работу в группах и доделываем презентацию.

Итак, открываем тетради и записываем полученную информацию от других групп (можно это сделать схематично).

Учащиеся смотрят полученную презентацию и записывают неизвестную ранее информацию (в виде схем).

А теперь обратимся к учебнику, посмотрите, все ли мы сказали о молодежи, если не все, то кратко зафиксируйте это.

Учащиеся читают и смотрят учебник, а также кратко фиксируют недостающую информацию.

Практический этап.

А сейчас вы будете решать тест, состоящий из 2 вариантов (5 заданий части А, 2 задания части В).

Вариант 1.

Часть А.

1. Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет;       Б) 18 лет;       В) 20 лет;       Г) 21 года.

2. Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации;

Б) классовой дифференциации;

В) этнической стратификации;

Г) возрастной стратификации.

3. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

А) начального образования;

Б) среднего (полного) образования;

В) начального профессионального образования;

Г) высшего профессионального образования.

4. Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется

А) субкультурой ;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюктурой.

5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным: А) называется эмансипация; Б) производиться судом.

А) верно только А;

Б) верно только ;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и  соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты присущие неформальным движениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) не имеют официального статуса;

2) есть лидер;

3) есть программа деятельности;

4) слабые внутренние связи;

5) можно классифицировать;

6) слабо выраженные интересы.

Вариант 2.

Часть А.

1. К молодежи как социальной группе не относят лиц в возрасте

А) 16 лет;       Б) 17 лет;       В) 25 лет;       Г) 31 года.

2. Отклоняющееся от нормы поведения называется …

А) конформистским;

Б) девиантным;

В) антиобщественным;

Г) неформальным.

3. Российское законодательство предусматривает возможность трудоустройства на работу с

А) 15-летнего возраста;

Б) 16-летнего возраста;

В) 17-летнего возраста;

Г) 18-летнего возраста.

4.  Общее обозначение социальных групп, придерживающихся ценностей и норм, противостоящих господствующим в данном обществе, называется

А) субкультурой;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюнктурой.

5.  Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным может произойти в результате: А) работы по трудовому договору; Б) при вступлении в брак.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и  соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты молодежи, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) в возрасте от 14 до 30 лет;

2) границы молодости индивидуальны для каждого;

3) могут только заниматься трудовой деятельностью;

4) могут только учиться;

5) каждый молодой человек состоит в неформальном движении;

6) молодость – это переходное состояние.

Рефлексивно оценочный этап.

А теперь вернемся к нашим карточкам. Заполните 3 столбец.

Учащихся ставят «+» или « - » в третий столбец, могут там написать, согласен или не согласен.

Так, а объясните о чем каждое высказывание и приведите, изменилось ли ваше мнение об этом высказывании и почему.

Ответ учащихся:

В первом высказывании говорится о том, что … (И.Гете говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием И.Гете), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

Во втором высказывании говорится о том, что … (Б.Дизраэли говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Б.Дизраэли), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

В третьем высказывании говорится о том, что … (Ф.Честерфилд говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Ф.Честерфилда), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к.

В четвертом высказывании говорится о том, что … (Я.Б. Княжнин говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Я.Б. Княжнина), т.к… и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к…

Скажите, а какое утверждение вам понравилось больше?

Учащиеся: мне понравилось … утверждение, т.к. …

Скажите, какую оценку вы поставите себе и одноклассникам?

Учащиеся называют оценки для себя и одноклассников. Учитель фиксирует эти оценки на отдельном листе.

Пока вы высказывали собственное мнение, я проверила ваши тесты, сейчас вы получите вашу общую оценку.

Учащиеся выставляют оценки в дневник

Скажите, а мы с вами собрали полную информацию?

Учащиеся думают и отвечают на этот вопрос.

Учитель им показывает в презентации список рекомендуемой литературе (сайты, фильмы, книги, статьи).

А теперь я предложу вам 4 домашних задания на выбор:

1). Параграф 13, вопрос 5 на странице 133.

2). Параграф 13, эссе на тему: «Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?».

3). Параграф 13, документ на страницах 134 – 135, ответить на вопросы.

4). Параграф 13, составить сравнительную таблицу: «Молодежь и общество»:

Молодежь (то, что есть)

Критерии

Общество (то, что надо)

Возраст (средний), права и обязанности, образование, трудовая деятельность и другие критерии.

Учащиеся записывают понравившееся домашнее задание в дневник.

Всем спасибо за урок. Если хотите скинуть полученную презентацию, то подойдите ко мне, я вам ее дам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31095. Природа денег. Денежный рынок 30.5 KB
  Природа денег. Денежный рынок Относительно природы денег существуют следующие концепции денег: эмпирическая в которой деньгами называют все что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги; функциональная концепция когда к природе денег подходят через те функции которые они выполняют средства обмена средства накопления стоимости мера стоимостей всех товаров и другие функции. Марксистская концепция которая корнями уходит в классическую объясняет происхождение денег из внутреннего противоречия товара которое в свою...
31096. Основы теории управления 103.5 KB
  Основы теории управления 16. Сущность и природа управления Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности которая разнообразна и многообразна. Сущность управления состоит в том что это специфический вид деятельности человека который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной или совместной деятельности. Содержание управления отражает его функции во всей своей совокупности.
31097. Модели, методология и организация процесса принятия управленческих решений 91 KB
  Модели методология и организация процесса принятия управленческих решений Для изучения и освоения категории менеджмента управленческое решение рассмотрим следующие вопросы: что понимают под управленческим решением; почему решение называют управленческим и бывают ли решения неуправленческие; может ли решение приниматься вне целесообразной деятельности человека; можно ли принять управленческое решение без логической цепочки: цель  ситуация  проблема Ц  С  П; кто может быть лицом принимающим решение ЛПР. Управленческое...
31098. Экономические ресурсы предприятия 71 KB
  Фискальная политика государства. Таким образом экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска. Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний циклов.
31099. Методы и модели разработки УР 68.97 KB
  Обобщенная классификация методов принятия управленческих решений В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы среди которых выделяют аналитические статистические математического программирования эвристические экспертные ситуационные и ряд других. В процессе принятия управленческих решений лицо принимающее решение может применять различные методы которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных по различным критериям решений. Все методы принятия решений можно разделить на две группы:...
31100. Понятие и сущность управленческого решения Сущность, назначение и содержание управленческого решения 57.25 KB
  Решения принимаются человеком в разных сферах деятельности технической биологической социальной экономической политической и являются основным продуктом деятельности организуемых в этих сферах систем управления. Для сферы социальной общественной экономической и политической деятельности людей где в качестве основного объекта управления выступает личность человека с его высокой степенью непредсказуемости в поступках реакциях разработана совокупность социальнопсихологических методов управления которые совместно с...
31101. Денежно-кредитная система 189.34 KB
  Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов цен на выпуск продукции. Происхождение денег. Золото в роли денег В экономической теории существуют две точки зрения на происхождение денег: рационалистическая и эволюционная. История происхождения денег подтверждает эту теорию.
31102. Экономическая теория и экономическая практика 74.5 KB
  Глава школы Франсуа Кенэ 16941774 заложил основы теории воспроизводства общественного капитала создав первую макроэкономическую модель в виде экономических таблиц. После экономических кризисов 2030х гг. Своим разнообразием точек зрения на проблемы общества экономика позволяет выявить исторические особенности экономических систем и понять закономерности развития мировой цивилизации. Микроэкономика связана с исследованием деятельности отдельных экономических субъектов.
31103. Собственность, выбор, конкуренция 97.5 KB
  Собственность и хозяйствование Собственность – это общественная форма присвоения факторов и результатов производства. Основополагающую роль играют отношения собственности на факторы производства. Экономическое содержание собственности на факторы производства – это способ их соединения который может быть прямым или опосредованным отношениями найма. Особая важность экономической категории собственности определяется тем что: собственность является основой всей системы экономических отношений; от отношений собственности зависит положение...