62661

Молодежь в современном обществе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?

Русский

2014-06-12

27.47 KB

4 чел.

Урок по теме «Молодежь в современном обществе».

Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?

Учащиеся отвечают: «По полу – мужчины и женщины, по возрасту – дети, молодежь, люди зрелого возраста и пожилые».

Сейчас я вам раздам карточки с высказываниями, и вы ответите, согласны ли с этими утверждениями.

Карточка.

Утверждения

Ваше мнение до прохождения темы

Ваше мнение после прохождения темы

Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость - сожаление».

И. Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

Ф. Честерфилд: «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные - трезвыми».

Я. Б. Княжнин: «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни».

Учащихся ставят «+» или « - » во втором столбце, могут там написать, согласен или не согласен.

А скажите, о какой проблеме идет речь, опираясь на вопрос в начале урока?

Ответ учащихся: проблема молодежи.

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: тема – молодежь в современном обществе.

Скажите, что нам надо узнать о молодежи?

Учащиеся: кто такая молодежь, что делают, как выглядят, их возраст и т.п.

В связи с этим попытайтесь сформулировать конкретную цель урока?

Учащиеся: цель - выяснить, кто является молодежью и чем занимается данная группа.

Я вам предлагаю создать на уроке презентацию по теме, которая станет результатом нашей деятельности.

Ориентировочный этап.

Чтобы перейти к изучению темы, надо определить круг теоретических и практических вопросов, которые будем рассматривать на уроке.

(фиксация вопросов на доске)

Предположительные вопросы от учащихся: кто является молодежью, что она делает, каков ее возраст, что такое гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка молодежи, начало трудовой деятельности, молодежная субкультура.

Так, а по какому плану будем работать?

Предположительный план действий учащихся:

1. Кто является молодежью?

2. Возраст.

3. Деятельность молодежи.

4. Что такое «гражданское совершеннолетие»?

5. Образование и профессиональная подготовка молодежи.

6. Начало трудовой деятельности.

7. Молодежная субкультура.

Давайте немного скорректируем план, объединив некоторые вопросы:

  1.  Молодежь – это …
  2.  Возраст.
  3.  Права и обязанности.
  4.  Деятельность.
  5.  Молодежная субкультура.

А где можно найти информацию по данной теме?

Ответ учащихся: учебник, интернет, законодательство.

Хорошо, а что именно вы будете искать в интернете?

Ответ учащихся: фильмы, статьи, книги, энциклопедии, сайты.

Поисково-исследовательский этап.

Я предлагаю вам сесть так, чтобы получилось 6 групп по 2 – 3, максимум 4 человека для сбора информации. У меня есть следующие источники для каждой из групп:

1. Конституция РФ и ГК РФ (4 части);

2. УК РФ, СК РФ и КоАП;

3. ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;

4. Определение молодежи из различных источников, в том числе и энциклопедий;

5. Статьи о возрасте молодежи и его критериях;

6. Информация по молодежным субкультурам и основным чертам и признакам молодежной субкультуры.

Учащиеся садятся по группам и разбирают материал.

Перед тем как вы начнете работать самостоятельно, давайте определимся со способом фиксации информации.

Учащиеся предлагают формы фиксации информации (например, схема, таблица, кластер, опорный конспект и другие).

Так надо выбрать что-то одно, чтобы вы знали, что вам искать. И для этого я вам могу предложить опорный конспект, который занесем в виде слайдов в презентацию. Итак, у нас в плане есть следующие пункты:

1. Молодежь – это … (определение)   

2. Возраст: (возрастные рамки и возрастные критерии).   

3. Права и обязанности: («гражданское совершеннолетие», основные права и обязанности).    – 3 слайда

4. Деятельность: (образование и трудовая деятельность).   

5. Молодежная субкультура: (основные черты и признаки молодежной субкультуры, ее виды и краткая характеристика каждого вида – 2 – 3 слова).

Каждая группа делает по 2 слайда.

Учитель расписывает план на доске и напоминает, что информацию можно дать в виде схемы.

Начинайте работу в группах, у вас 15 минут.

Учащиеся читают источники и анализируют полученную информацию, обрабатывают ее согласно плану и заносят в презентацию.

Учитель помогает учащимся скорректировать информацию для презентации, а также следит за тем как выполняется работа в группах.

Следующие слайды (примерно):

Слайд №1 – тема урока

Слайд №2 – цель и задачи урока

Слайд №3 – план урока

Слайд №4 – Молодежь – это… (официальное определение)

Слайд № 4а – Молодежь – это … (собственное определение)

Слайд №5 – возраст (от и до)

Слайд №6 – возрастные критерии (критерии в определении молодости).

Слайд №7 – Гражданское совершеннолетие – это… (одно определение)

Слайд №8 – Основные права

Слайд №9 – Основные обязанности

Слайд №10 – Деятельность (что может делать молодежь)

Слайд №11 – Образование

Слайд №12 – Трудовая деятельность

Слайд №13 – основные черты и признаки молодежной субкультуры

Слайд №14 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №15 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №16 – Список рекомендуемой литературы (сайты, фильмы, книги, статьи)

Слайд №17 – Спасибо за внимание.

(через 15 минут) Так заканчиваем работу в группах и доделываем презентацию.

Итак, открываем тетради и записываем полученную информацию от других групп (можно это сделать схематично).

Учащиеся смотрят полученную презентацию и записывают неизвестную ранее информацию (в виде схем).

А теперь обратимся к учебнику, посмотрите, все ли мы сказали о молодежи, если не все, то кратко зафиксируйте это.

Учащиеся читают и смотрят учебник, а также кратко фиксируют недостающую информацию.

Практический этап.

А сейчас вы будете решать тест, состоящий из 2 вариантов (5 заданий части А, 2 задания части В).

Вариант 1.

Часть А.

1. Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет;       Б) 18 лет;       В) 20 лет;       Г) 21 года.

2. Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации;

Б) классовой дифференциации;

В) этнической стратификации;

Г) возрастной стратификации.

3. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

А) начального образования;

Б) среднего (полного) образования;

В) начального профессионального образования;

Г) высшего профессионального образования.

4. Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется

А) субкультурой ;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюктурой.

5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным: А) называется эмансипация; Б) производиться судом.

А) верно только А;

Б) верно только ;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и  соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты присущие неформальным движениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) не имеют официального статуса;

2) есть лидер;

3) есть программа деятельности;

4) слабые внутренние связи;

5) можно классифицировать;

6) слабо выраженные интересы.

Вариант 2.

Часть А.

1. К молодежи как социальной группе не относят лиц в возрасте

А) 16 лет;       Б) 17 лет;       В) 25 лет;       Г) 31 года.

2. Отклоняющееся от нормы поведения называется …

А) конформистским;

Б) девиантным;

В) антиобщественным;

Г) неформальным.

3. Российское законодательство предусматривает возможность трудоустройства на работу с

А) 15-летнего возраста;

Б) 16-летнего возраста;

В) 17-летнего возраста;

Г) 18-летнего возраста.

4.  Общее обозначение социальных групп, придерживающихся ценностей и норм, противостоящих господствующим в данном обществе, называется

А) субкультурой;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюнктурой.

5.  Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным может произойти в результате: А) работы по трудовому договору; Б) при вступлении в брак.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и  соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты молодежи, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) в возрасте от 14 до 30 лет;

2) границы молодости индивидуальны для каждого;

3) могут только заниматься трудовой деятельностью;

4) могут только учиться;

5) каждый молодой человек состоит в неформальном движении;

6) молодость – это переходное состояние.

Рефлексивно оценочный этап.

А теперь вернемся к нашим карточкам. Заполните 3 столбец.

Учащихся ставят «+» или « - » в третий столбец, могут там написать, согласен или не согласен.

Так, а объясните о чем каждое высказывание и приведите, изменилось ли ваше мнение об этом высказывании и почему.

Ответ учащихся:

В первом высказывании говорится о том, что … (И.Гете говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием И.Гете), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

Во втором высказывании говорится о том, что … (Б.Дизраэли говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Б.Дизраэли), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

В третьем высказывании говорится о том, что … (Ф.Честерфилд говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Ф.Честерфилда), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к.

В четвертом высказывании говорится о том, что … (Я.Б. Княжнин говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Я.Б. Княжнина), т.к… и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к…

Скажите, а какое утверждение вам понравилось больше?

Учащиеся: мне понравилось … утверждение, т.к. …

Скажите, какую оценку вы поставите себе и одноклассникам?

Учащиеся называют оценки для себя и одноклассников. Учитель фиксирует эти оценки на отдельном листе.

Пока вы высказывали собственное мнение, я проверила ваши тесты, сейчас вы получите вашу общую оценку.

Учащиеся выставляют оценки в дневник

Скажите, а мы с вами собрали полную информацию?

Учащиеся думают и отвечают на этот вопрос.

Учитель им показывает в презентации список рекомендуемой литературе (сайты, фильмы, книги, статьи).

А теперь я предложу вам 4 домашних задания на выбор:

1). Параграф 13, вопрос 5 на странице 133.

2). Параграф 13, эссе на тему: «Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?».

3). Параграф 13, документ на страницах 134 – 135, ответить на вопросы.

4). Параграф 13, составить сравнительную таблицу: «Молодежь и общество»:

Молодежь (то, что есть)

Критерии

Общество (то, что надо)

Возраст (средний), права и обязанности, образование, трудовая деятельность и другие критерии.

Учащиеся записывают понравившееся домашнее задание в дневник.

Всем спасибо за урок. Если хотите скинуть полученную презентацию, то подойдите ко мне, я вам ее дам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75329. Торговля в средние веки, ее эволюция и роль 32.5 KB
  Возрождение торговли В XI в феодальное общество начало медленно просыпаться от тяжелого сна Страсть к путешествиям приключениям сразу рассеяла общее оцепенение таково завоевание Англии обеих Сицилии. Некоторые из этих предприятий носили политический другие религиозный характер; но все они способствовали развитию торговли потому что благодаря им устанавливались сношения между теми странами откуда выходили завоеватели и теми где они водружали свои знамена С этого времени руанские купцы пользуются правом свободной торговли в Лондоне где...
75330. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков 36.5 KB
  Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. Богатый процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. означал духовное обновление подъем культуры после ее тысячелетнего упадка в средние века: отношение деятелей новой культуры к средневековому варварству было подчеркнуто негативным. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм...
75331. Государство периода феодальной раздробленности 32.5 KB
  Феодальная анархия аристократический стройПо мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах расширения их территории и административного аппарата представители которого осуществляют власть монарха над местным населением собирая дань и войско увеличивается количество претендентов на центральную власть периферийные военные ресурсы увеличиваются а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды при этом ресурсы избранного...
75332. Испания и Португалия в XIV-XV веках 42 KB
  Испания и Португалия в XIVXV вв. Пиренейский полуостров в XIV XV вв. Арагон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова в конце XIII первой половине XIV в. Крайне неблагоприятные последствия для полуострова как и для остальной Европы имела эпидемия чумы в середине XIV в.
75333. Особенности социально-экономического и политического развития Англии в XII-XIII веках 39 KB
  Развитие товарно-денежных отношений в деревне в целом тяжело отразилось на широких массах крестьянства. С развитием рынка росли потребности феодалов. Коммутация ренты ускорила и углубила начавшееся задолго до XIII в. имущественное расслоение крестьянства
75334. Английское общество и государство в XIV-XV веков 43.5 KB
  Английское общество и государство в XIVXV вв. Во второй четверти XIV в. Под давлением экономической необходимости и усиливающейся борьбы крестьянства многие даже крупные феодалы к середине XIV в. Малая производительность барщинного труда там где он сохранялся слабая приспособляемость домениального хозяйства к условиям рынка наконец нехватка наемной рабочей силы в хозяйстве феодалов коммутировавших барщину уже к середине XIV в.
75335. Испания и Португалия в XI-XIII вв. Ход Реконкисты 66.5 KB
  Испания и Португалия в XIXIII вв. Окончательная победа реконкисты В течение XI XIII вв. За два столетия с середины XI до середины XIII в. Причины успехов реконкисты коренились во внутренней истории как самого Халифата так и Кастилии и Арагона а также в характере реконкисты с конца XI по конец XIII в.
75336. Четвертый крестовый поход. Захват Константинополя и образование Латинской империи 34.5 KB
  Четвертый крестовый поход. Четвертый крестовый поход 1202-1204. Поэтому папа Иннокентий III 1198-1216 развернул пропаганду похода направленного против Египта. В Четвертом крестовом походе справедливо усматривают переломный момент и кризис крестоносного движения ибо впервые жертвой крестоносцев стали христианские государства.
75337. Последние крестовые походы. Причины их затухания и итоги крестоносного движения 38.5 KB
  Последние крестовые походы. Последние крестовые походы. европейскими странами предпринимались крестовые походы против османов не принесшие успеха. Крестовые походы не только не достигли своей прямой цели но принесли гибель сотням тысяч их участников и сопровождались тратой колоссальных средств европейских государств.