62662

Конституция РФ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные вопросы урока: основной закон страны; правовой статус гражданина РФ; что значит быть гражданином РФ; основные права и обязанности человека и гражданина. Основные понятия урока: конституционное право конституция права обязанности.

Русский

2014-06-12

23.39 KB

0 чел.

9класс

Тема урока:  Конституция РФ.

Цель: закрепление теоретических знаний по конституционному праву.

Задачи:

образовательная: - обобщить и углубить знания учащихся о конституции РФ, её структуре, особенностях, содержании;

воспитательная: -  воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ; формирование правовой культуры.

развивающая: - развивать навыки научного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, давать оценки, умение доказательно излагать мысли.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Основные вопросы урока: основной закон страны; правовой статус гражданина РФ; что значит быть гражданином РФ; основные права и обязанности человека и гражданина.

Основные понятия урока: конституционное право, конституция, права, обязанности.

Методическое обеспечение урока: Конституция РФ.

Ход урока

  1.  Оргмомент: приветствие учителя, сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  2.  Опрос учащихся.

Беседа: 

Что такое конституция?

Каковы отличия конституции от других нормативно- правовых актов?

Вспомните, какова структура конституции?

Работа  с понятиями: Задание по группам.  (Раздаточный материал)

I группа: Понятие «Гражданин»

Задание – Какие значения слова гражданин вам известны?

1. Обращение к человеку.

2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).

3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению.Гражданин –  житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа: Понятие  «Гражданские качества»

Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.

Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга

• Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие

• Ответственность.

Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа: Понятие «Гражданство»

Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

1. Совокупность прав и обязанностей гражданина.

2. Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

3. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопросы всему классу.

-  Как можно стать гражданином России?

1. Приобретение гражданства по рождению.

2. Приобретение гражданства в порядке регистрации.

3. Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

( во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным)

Групповая работа.

Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести  необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ, II главе

Задание:

I   группа – выделить гражданские (личные) права

II группа– выделить политические права

III группа– выделить социально-экономические права, культурные права

  1.  Закрепление материала:

Назвать основные обязанности человека и гражданина РФ:

1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей

2. Защита Отечества

3. Уплата законно установленных налогов и сборов

4. Бережное отношение к природе и окружающей среде

5. Забота о памятниках истории и культуры

6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

7. Получение основного общего образования.

Анализ басни Л.Толстого «Отец и сыновья»

- Послушайте басню Л.Н.Толстого:

Отец приказал сыновьям жить в мире и согласии; они не послушались. Вот он приказал принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не смогли сломать веник.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.

Они легко переломили их.

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет,

если вы будете ссориться, вас всякий погубит.

 

-  Почему необходимо согласие между людьми?

(Раздаточный материал) Устно ответить на вопросы теста:

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;

Б)12 декабря 1993 года;

В) 12 декабря 1992 года.

2. «Конституция» в переводе с латинского означает:

А) Устройство

Б) Согласие

В) Договор

3. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

А) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;

Б) Все законы страны ориентируются на Конституцию;

В) Между нормами Конституции и остальными законами существует равенство.

4. Как характеризуется Российское государство в статье 1 Конституции РФ? (ответов может быть несколько)

а. Демократическое

б. Общенародное федеративное

в. Правовое

г. Союзное

д. Конфедеративное

е. С республиканской формой правления

ж. С конституционно-монархической формой правления

5. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

А) Экономическая сфера

Б) Государство

В) Человек, его права и свободы

6. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

А) парламент;

Б) президент;

В) народ.

7. По Конституции, в России допускается:

А) однопартийность;

Б) двухпартийность;

В) многопартийность.

8. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?

А) конституционным совещанием;

Б) референдумом;

В) парламентом.

9. Установите соответствие:

1) политические права; зд

2) экономические права; ик

3) социально-культурные; ежгвб

4) личные; ал

а) неприкосновенность жилища;

б) государственные пенсии и пособия;

в) бесплатное образование;

г) право на жилье;

д) создание объединений и партий;

е) свобода художественного творчества;

ж) право на труд;

з) право на митинги и шествия;

и) право частной собственности;

к) право на предпринимательство;

л) право на жизнь.

10. Россия как государство строится:

А) по национальному признаку;

Б) по территориальному признаку;

В) по национальному и территориальному признакам.

  1.  Подведение итогов урока.

1.В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).

И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

2. Права человека— это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права,

выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для

удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует

человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества

права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости,

равенства и возможного поведения людей.

Итак в данном уроке поставленные цели были достигнуты, задачи были решены.

  1.  Домашнее задание: «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.»
    Карл Поппер написать эссе на слова Карла Поппера.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24179. Время правления Ярослава Мудрого 30.48 KB
  его сын Ярослав посаженный княжить в Новгороде наняв варягов отказался платить традиционную дань 2000 гривен 1 гривна = ок. Но в современной историографии есть версия что их убил Ярослав Мудрый мудрый в старину означало хитрый. В это время варяги нанятые Ярославом ведут себя бесцеремонно в Новгороде и новгородцы убивают их часть.
24180. Внешняя и внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха 28.06 KB
  Немудрено ведь годы правления Владимира Мономаха фактически начались еще при князе Всеволоде его отце и он активно участвовал во всех государственных делах при Святополке. Внутренняя политика в годы правления Владимира Мономаха. Князь сразу же принял решение расширить и обновить Русскую правду которую стали называть в результате его решительных действий Устав Владимира Мономаха.
24181. Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства 42.71 KB
  Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства Для возникновения феодальной раздробленности были экономические социальные и этнические причины. Появление изгоев и закупов свидетельствует о наличии расслоения в старой свободной общине и создании категорий крестьян вынужденных вступать в поземельную зависимость не от государства а от частных господ. На этом более высоком уровне феодализации политическая раздробленность Древнерусского государства была закономерной и вела к укреплению его функций в интересах отдельных земель...
24182. Положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности 17.63 KB
  Положительные: 1 трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. Значение периода феодальной раздробленности в русской истории У политической раздробленности как у любого исторического явления есть и положительные и отрицательные стороны: 1. Положительные: исчезла пропасть между центрами и окраинами; последние превратились в самостоятельные княжества которые по уровню хозяйственного социальнополитического и культурного развития превосходили Киевскую...
24183. Сущность социальных отношений 47 KB
  Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальная роль – это социальная функция модель поведения объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений. С социальной стратификацией связано понятие социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта ценности то есть всего того что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую.
24184. Классификация социальных процессов 50 KB
  В тех случаях когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Ассимиляция ссимиляция это процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру престижу и другим...
24185. Применение имитационного моделирования 47.5 KB
  Имитационное моделирование это частный случай математического моделирования. Применение имитационного моделирования К имитационному моделированию прибегают когда: дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте; невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время причинные связи последствие нелинейности стохастические случайные переменные; необходимо сымитировать поведение системы во времени. Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов...
24186. АЛЛЕРГИЯ 276 KB
  В поддержании аллергического иммунного ответа важны долговременные клетки памяти в т. Схема 1 Классификация аллергических реакций: Влмфзависимые Активные Немедленная по ДжеллКумбсу гуморальные и анафилаксия 1й тип реагины Тлмфзависимые Пассивные Отсроченная 5 ч 2й цитолиз клеточные АТ и клетки Замедленная дни 3й имм. Неклеточные структуры тканей коллагена миелина базальной мембраны почек – вовлекаются соседние клетки вторично. Медиаторы: гаммаинтерферон...
24187. ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА 289.5 KB
  Эфферентная часть: основной механизм – регуляция почек – диуреза: а Вегетативная нервная симпатическая адреналин – чревный нерв – снижение диуреза; б Гипоталамогипофизарная регуляция: супраоптические и паравентрикулярные ядра – АДГ задний гипофиз – почечные канальцы гиалуронидаза – активация реабсорбции – тоже снижение диуреза; в передний гипофиз – АКТГ – надпочечники – альдостерон – почечные канальцы сукцинатдегидрогеназа – усиление реабсорбции Na и пассивно – воды г диэнцефальный мозг адреногломерулотропин –...