62667

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А теперь послушайте внимательно стихотворение чтобы ответить на вопросы Весенняя гостья Милая певунья Ласточка родная К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живой...

Русский

2014-06-12

27.85 KB

15 чел.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект

Классного урока в 2б классе

МАОУ «СОШ № 35» на тему

“Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи ”

студентки группы П-101

по специальности 050709

Преподавание в начальных классах

Захаровой Марии Тимофеевны

Допуск к уроку

Подпись учителя                       _____________            

Подпись группового руководителя   _______________       Глухих .А.У.  

Дата проведения урока 01.02.2013

Оценки: за конспект

              За урок

 за урок     ___________________________________

  за анализ _________________________________

  за наглядный материал _________________________

  Итоговая оценка ________________________________

Тема «Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи .»

Цели внеклассного занятия: Познакомить учащихся со стихотворениями И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне: развивать навыки правильного, выразительного чтения, памяти, внимание, мышление

Оборудование: портреты и веска книг: визуальные материал по теме: карточки( текст речевой разминки, задания.)      

Подготовка детей: Здравствуйте, сегодня урок литературы   буду вести у вас я. Меня зовут Мария Тимофеевна, тихонечко сели.

Оформление доски:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орк момент

2.Речеая разминка (вхождение в урок )

Работа по теме урока

Физминутка

Продолжение

Рефлексия

Подведение итогов.

Итог:

Здравствуйте сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Мария Тимофеевна.  

-Сегодня наш урок посвящен  стихам . Сядьте удобно и внимательно послушайте.
-Может быть из вас кто слышал,-Как листок из почки вышел,-И услышать не могли вы,-Как зеленые травинки.
-Сняв зеленые ботинки,-Тихо вышли из земли.
-И подснежник тихо вышел.
-И повсюду тишина.
-Это значит, это значит:-Тише всех пришла... (Весна).

- Весна.   Подумайте Какая она? (нежная, радостная, звонкая.)
- Попробуйте показать выражением лица, своё весеннее настроение.
- Как вы думает Что за чудеса происходят весной?
(Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).
- Попробуйте Теперь мысленно представьте весну,.Весна это особое время года. Разбуженная теплом и светом просыпается природа . Жизнь как бы зарождается вновь.

А теперь послушайте внимательно  стихотворение, чтобы ответить на вопросы?

Весенняя гостья,

Милая певунья,

Ласточка родная

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живой:

“Я весну и солнце принесла с собой…” Какие слова определяют что эта весна? Понравился ли вам это стихотворение?  

-Ребята я вас хочу научить как нужно выразительно читать . Подумайте какие правила Могут служить для выразительного чтения?
Памятка.
1. Правильно ставь ударения..
2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки,большей длительности - при окончании строфы.
3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко)
4. Определи темп (Быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению. Теперь откройте книгу на ст 53 . Мы с вами познакомимся с  поэтом

1.И. Никитин “Весна”

-Прочитайте самостоятельно стихотворение  И. Н.

-Понравилось ли оно вам ? Чем?

-Как поняли предложение Журавли караваном летят ?

-Прочитайте выразительно это стихотворение.
-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать при чтении настроение автора и свои чувства. (1- 2 ученика)

2.Плещеев “Весна”

-Прочитайте стихотворение Плещеева Весна.

-Найдите объяснение слова лазурь.

-Какие Картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

-Прочитайте стихотворение выразительно.

3.Рассказ учителя об авторе.

-Что вы знаете об этом авторе?

Алексей Николаевич Плещеев(1825-1893)-замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Современники вспоминали что он был исключительно деликатным, мягким и доброжелательным человеком, всегда прейдет  на помощь. Однажды жизнь самого Плещеева складывалась нелегко: после ссылки он многие годы  находился под полицейским  надзором, а в 1863 г. В связи  делом  Чернышевского

Был вызван в сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной  деятельности. Всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью ( в 1864 г. Мерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя  вместе с тем литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: “Помните, что меленькие читатели -будущие  строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом.

 

1.И. Шмелев “ Ах, весна!”

-Прочитайте произведения И. Ш.

- о чем это произведение?

-Какое предложение вам понравилось?

-Перечитайте  весь текс выразительно.

2.Белозеров “Подснежники”

 Загадка. Из - под снега расцветает, раньше всех весну встречает.
Подснежники одна из примет апреля. С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Научное название подснежников -первоцветы. Ещё подснежник называют прострел весенний. Нужна сила стрелы , чтобы выйти из - под ледяной корки.  Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу. Послушайте её.
- Что представили себе, слушая музыку?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?


Тимофей Максимович Белозеров (1929-1986) родился в многодетной крестьянской семьи. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью  в голодные 1930-ее г. Он рано лишился матери и начал работать. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодай. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов- речников но и офицеров для Военно- морского флота. Училище окончил в 1952 г. В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилось  большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную пору обучения в училище, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация
стихов в журнале “Алтай”

Книга стихов “Карасик” с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: “Стихи Тимофея Максимовича Белозерова- глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом… Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезам”

-Прочитайте стихотворение Т. Б.”Подснежники”

-Понравлюсь ли вам сравнение подснежника со Снегурочкиными слезами?
«Подснежники» и подумайте, с каким настроением писал он это стихотворение?
- Найдите слова подтверждающее настроение автора.
- Какое настроение возникло у вас?

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Какая тема объединяет произведение всех авторов?

-Одинаковы ли они по настроении? Какое произведение отличается от других? Чем?

-Какое из них вам больше всего понравилось ?

3.Куинджи “Ранняя весна”
-Рассмотрите картинку. Составьте о ней несколько предложений.

-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили себя?

-Что у вас особенно хорошо получилось?

-Какие стихи мы читали?

-Кто их авторы?

-Прочитаем маленькое стихотворение

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

-Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик. (В. Орлов)

-Какую мысль хотел донести до нас автор?

Зарядка.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну – ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

(Встали, руки через стороны вверх – потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

(Наклоны.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок,  потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)

Здравствуйте!

(Дети читают. )


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34609. Культуры американских индейцев 14.62 KB
  1826 – вождь племени чероки Секвойя создал слоговую азбуку чероки. 1828 – начало издания газеты Чероки Феникс на языке чероки. Америки плетение ткачество вышивка изготовление украшений из перьев росписи: фантастические элементы геометрический орнамент военные и охотничьи сцены мифология: центральное место занимали мифы о происхождении огня людей и животных о каймане покровителе пищи и влаги добрых и злых духах растений богине с косами верховное женское божество нет имени она олицетворяет и землю и небо и жизнь и...
34610. Европейские морские экспедиции XV века. Христофор Колумб 15.04 KB
  Христофор Колумб Успехи португальцев вызвали интерес к морским экспедициям в соседней Испании. Исходя из представления о шарообразности Земли мореплаватель Христофор Колумб предлагал попытаться достичь Индии плывя на запад по Атлантическому океану. Испанское правительство выделило ему три каравеллы самая большая водоизмещением 280 т и в 1492 экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов открыв тем самым Америку. Колумб умер в 1506 будучи в полной уверенности что открыл новый путь в Индию.
34611. История Нью Йорка 34.5 KB
  История Нью Йорка Считается что первые люди появились на территории современного НьюЙорка более 11 тысяч лет назад. Тихий и размеренный этап истории НьюЙорка продолжался до 1524 года когда в гавань НьюЙорка прибыл Джованни Верразана.Таким образом город НьюЙорк получил свое современное название. После начала войны за независимость к НьюЙорку подошли 500 английских кораблей с 32тысячной армией под командованием генерала Уильяма Хоу.
34612. Пуритане в Америке 13.69 KB
  Пуритане надеялись построить в Новой Англии Град на холме идеальное общество. Пуритане считали что государство должно насаждать религиозную мораль. Хотя сами они искали религиозной свободы пуритане отличались крайней нетерпимостью в вопросах морали.
34613. Америка в XVIII веке: Просвещение, иммиграция, предпосылки Войны за независимость 16.84 KB
  Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. в Америке возникают университеты. Предпосылки войны за независимость Война североамериканских колоний за независимость 1775 1783 явилась закономерным результатом тех сложных процессов которые происходили как в Америке так и в самой Англии. когда английский главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад оружия устроенный патриотами недалеко от Бостона и арестовать лидеров заговорщиков.
34614. Война за независимость 24.47 KB
  Ход войны 17 апреля 1775 года произошло первое вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами. Британские войска заперлись в Бостоне. Однако британские войска отразили вторжение. Британские войска перешли в наступление.
34615. Образование Демократической и Республиканской партий в США 21.76 KB
  Республиканская политическая партия является более консервативной чем демократическая не имеет постоянного членства 23 избирателей США считают себя республиканцами. После победы северян и их лидера Авраама Линкольна в классовой борьбе республиканцы почти 40 лет непрерывно правили США. Люди из команды Рональда Рейгана правили США до 2009года.
34616. Реформистское движение при президентах Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Американский империализм 18.72 KB
  В своей политике Рузвельт исходил из необходимости увеличения роли государства считая что огромной власти корпораций необходимо противопоставить еще большую власть правительства. Реформаторская деятельность Рузвельта была начата шумной кампанией против злоупотреблений трестов. За ним пришла очередь судебных процессов против треста скотобоен Чикаго табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Рузвельт добился ускорения судопроизводства по делам о нарушении антитрестовского законодательства и открытие дел...
34617. Ревущие двадцатые 19.76 KB
  Экономика: фермеры и горнорудная промышленность переживали трудные времена после войны но экономика США быстро перестроилась на мирное производство Америка стала самой богатой страной мира промышленность обеспечивала массовое производство общество привыкло к потребительству солдаты после войны получили жалованье за службу прекращение заказов поначалу вызвало в экономике депрессию но по мере возвращения демобилизованных солдат в мирную жизнь она прекратилась предложение превышало спрос низкие цены на товары стимуляция продаж...