62667

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А теперь послушайте внимательно стихотворение чтобы ответить на вопросы Весенняя гостья Милая певунья Ласточка родная К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живой...

Русский

2014-06-12

27.85 KB

15 чел.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект

Классного урока в 2б классе

МАОУ «СОШ № 35» на тему

“Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи ”

студентки группы П-101

по специальности 050709

Преподавание в начальных классах

Захаровой Марии Тимофеевны

Допуск к уроку

Подпись учителя                       _____________            

Подпись группового руководителя   _______________       Глухих .А.У.  

Дата проведения урока 01.02.2013

Оценки: за конспект

              За урок

 за урок     ___________________________________

  за анализ _________________________________

  за наглядный материал _________________________

  Итоговая оценка ________________________________

Тема «Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и произведениях живописи А. Куинджи .»

Цели внеклассного занятия: Познакомить учащихся со стихотворениями И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне: развивать навыки правильного, выразительного чтения, памяти, внимание, мышление

Оборудование: портреты и веска книг: визуальные материал по теме: карточки( текст речевой разминки, задания.)      

Подготовка детей: Здравствуйте, сегодня урок литературы   буду вести у вас я. Меня зовут Мария Тимофеевна, тихонечко сели.

Оформление доски:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орк момент

2.Речеая разминка (вхождение в урок )

Работа по теме урока

Физминутка

Продолжение

Рефлексия

Подведение итогов.

Итог:

Здравствуйте сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Мария Тимофеевна.  

-Сегодня наш урок посвящен  стихам . Сядьте удобно и внимательно послушайте.
-Может быть из вас кто слышал,-Как листок из почки вышел,-И услышать не могли вы,-Как зеленые травинки.
-Сняв зеленые ботинки,-Тихо вышли из земли.
-И подснежник тихо вышел.
-И повсюду тишина.
-Это значит, это значит:-Тише всех пришла... (Весна).

- Весна.   Подумайте Какая она? (нежная, радостная, звонкая.)
- Попробуйте показать выражением лица, своё весеннее настроение.
- Как вы думает Что за чудеса происходят весной?
(Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).
- Попробуйте Теперь мысленно представьте весну,.Весна это особое время года. Разбуженная теплом и светом просыпается природа . Жизнь как бы зарождается вновь.

А теперь послушайте внимательно  стихотворение, чтобы ответить на вопросы?

Весенняя гостья,

Милая певунья,

Ласточка родная

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живой:

“Я весну и солнце принесла с собой…” Какие слова определяют что эта весна? Понравился ли вам это стихотворение?  

-Ребята я вас хочу научить как нужно выразительно читать . Подумайте какие правила Могут служить для выразительного чтения?
Памятка.
1. Правильно ставь ударения..
2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки,большей длительности - при окончании строфы.
3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко)
4. Определи темп (Быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению. Теперь откройте книгу на ст 53 . Мы с вами познакомимся с  поэтом

1.И. Никитин “Весна”

-Прочитайте самостоятельно стихотворение  И. Н.

-Понравилось ли оно вам ? Чем?

-Как поняли предложение Журавли караваном летят ?

-Прочитайте выразительно это стихотворение.
-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать при чтении настроение автора и свои чувства. (1- 2 ученика)

2.Плещеев “Весна”

-Прочитайте стихотворение Плещеева Весна.

-Найдите объяснение слова лазурь.

-Какие Картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

-Прочитайте стихотворение выразительно.

3.Рассказ учителя об авторе.

-Что вы знаете об этом авторе?

Алексей Николаевич Плещеев(1825-1893)-замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Современники вспоминали что он был исключительно деликатным, мягким и доброжелательным человеком, всегда прейдет  на помощь. Однажды жизнь самого Плещеева складывалась нелегко: после ссылки он многие годы  находился под полицейским  надзором, а в 1863 г. В связи  делом  Чернышевского

Был вызван в сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной  деятельности. Всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью ( в 1864 г. Мерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя  вместе с тем литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: “Помните, что меленькие читатели -будущие  строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом.

 

1.И. Шмелев “ Ах, весна!”

-Прочитайте произведения И. Ш.

- о чем это произведение?

-Какое предложение вам понравилось?

-Перечитайте  весь текс выразительно.

2.Белозеров “Подснежники”

 Загадка. Из - под снега расцветает, раньше всех весну встречает.
Подснежники одна из примет апреля. С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Научное название подснежников -первоцветы. Ещё подснежник называют прострел весенний. Нужна сила стрелы , чтобы выйти из - под ледяной корки.  Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу. Послушайте её.
- Что представили себе, слушая музыку?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?


Тимофей Максимович Белозеров (1929-1986) родился в многодетной крестьянской семьи. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью  в голодные 1930-ее г. Он рано лишился матери и начал работать. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодай. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов- речников но и офицеров для Военно- морского флота. Училище окончил в 1952 г. В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилось  большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную пору обучения в училище, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация
стихов в журнале “Алтай”

Книга стихов “Карасик” с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: “Стихи Тимофея Максимовича Белозерова- глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом… Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезам”

-Прочитайте стихотворение Т. Б.”Подснежники”

-Понравлюсь ли вам сравнение подснежника со Снегурочкиными слезами?
«Подснежники» и подумайте, с каким настроением писал он это стихотворение?
- Найдите слова подтверждающее настроение автора.
- Какое настроение возникло у вас?

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Какая тема объединяет произведение всех авторов?

-Одинаковы ли они по настроении? Какое произведение отличается от других? Чем?

-Какое из них вам больше всего понравилось ?

3.Куинджи “Ранняя весна”
-Рассмотрите картинку. Составьте о ней несколько предложений.

-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили себя?

-Что у вас особенно хорошо получилось?

-Какие стихи мы читали?

-Кто их авторы?

-Прочитаем маленькое стихотворение

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

-Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик. (В. Орлов)

-Какую мысль хотел донести до нас автор?

Зарядка.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну – ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

(Встали, руки через стороны вверх – потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

(Наклоны.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок,  потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)

Здравствуйте!

(Дети читают. )


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32331. Политический режим как элемент формы государства. Понятие режима. Виды режимов. Демократия как режим государства. Ее значение и виды. Антидемократические режимы и их виды 62 KB
  Политический государственный режим это система методов способов и средств осуществления политической власти. По мнению других авторов понятие политический режим более широкое чем понятие государственный режим поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства но и со стороны политических партий и движений общественных объединений организаций и т. Если первая показывает весь комплекс институтов участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической...
32332. Политическая система общества. Ее понятие, структура, типы. Характеристика отдельных типов политических систем 46.5 KB
  Выделяют следующие компоненты политической системы: 1 политическая организация общества включающая в себя государство политические партии и движения общественные организации и объединения трудовые коллективы и т.; 2 политическое сознание характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 3 социальнополитические и правовые нормы регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; 4 политические отношения складывающиеся между элементами системы...
32333. Место и роль государства и права в политической системе общества 33.5 KB
  Место и роль государства и права в политической системе общества Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов регулируя явления политической жизни через призму общеобязательности. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества так как оно: 1 выступает в качестве...
32334. Понятие и роль социальных норм. Деление их на обычаи, нравственные, правовые, корпоративные. Взаимосвязь правовых и иных социальных норм. Другие основания классификации социальных норм 55 KB
  Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права нормы морали нормы общественных организаций нормы традиций обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Социальные нормы это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1.
32335. Сущность права, признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права 43.5 KB
  Сущность права признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Иные подходы к определению понятия права. Специфика права проявляется в его признаках которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем: 1 право носило волевой характер ибо оно есть проявление воли и сознания людей но не любой воли а прежде всего государственно выраженной воли классов социальных групп элит большинства членов общества; 2 общеобязательность в чем воплощается суверенитет государства...
32336. Характеристика права с позиции естественно-правовой, исторической, психологической, социологической школы. Их оценка. Соотношение права и закона в различных концепциях 43.5 KB
  Характеристика права с позиции естественноправовой исторической психологической социологической школы. Соотношение права и закона в различных концепциях. Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека включающий в себя познание права его восприятие оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права И.
32337. Право и нравственность (мораль) в современных условиях. Их единство, различие и взаимодействие. Возможные противоречия и пути преодоления 46 KB
  Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения в себе в глубине своей души дает оценку своим действиям. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида другие отношение индивида к обществу. Другие же категорически утверждают что нормы нравственности это требования обращенные к человеку извне.
32338. Правовая система. Понятие, элементы, их характеристика. Правовая система и правовое регулирование 48 KB
  В отечественной юриспруденции вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970х начале 1980х годов. Другими словами возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли в объединении накопленных знаний и создании целостной системной картины правового регулирования. Понятие правовая система должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту результатом проекции на правовую действительность системных категорий прежде всего понятия система . В итоге такого...
32339. Понятие функций права. Система функций права 34 KB
  Понятие функций права. Система функций права. Значение права его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Функции права это основные пути каналы правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.