62668

Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята как вы думаете для чего Толстой написал этот рассказ Что нового мы можем узнать из этого рассказа А теперь давайте дополним этот рассказ. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.

Русский

2014-06-12

21.71 KB

5 чел.

«Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского»

Урок литературного чтения по теме:

«Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Выполнила:

Бабина Елена Каримовна

студентка группы 246 «Б»

специальность «Преподавание

в начальной школе»

Руководитель практики:

Ветренко О.В.

Методист:

Федина Т.Л.

Нижний Новгород 2012

Урок литературного чтения в  4«Г» классе.

Тема урока: «Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Цель урока: повторить пройденный материал о жизни и творчестве Л. Н. Толстого и создать  условия для изучения нового рассказа.

Задачи:

Развивать речь, мышление, память, навыки чтения, умение работать с текстом, творческие способности;

Расширить читательский кругозор учащихся;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к литературе, и дисциплинированность.

Время и место проведения:

г. Н. Новгород, лицей № 8.

29 января 2013г.

Участники:

дети 9-10 лет.  

4 «Г» класс 27 человек.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами продолжим читать рассказы Л. Н. Толстого. А что вы знаете об этом писателе? Его детстве? Его творчестве? Его жизни?

Давайте прочитаем рассказ на странице 15.  

В рассказе много непонятных слов. Найдите эти слова.  

Давайте попробуем их объяснить.  Как вы понимаете слова:  субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

А теперь перевернем страницу и посмотрим, правильно ли мы догадались.

Ребята, как вы думаете, для чего Толстой написал этот рассказ?

Что нового мы можем узнать из этого рассказа?

А теперь давайте дополним этот рассказ. Работаем в парах. Первый ряд и последние парты второго ряда придумывают рассказ старика о том, как у него украли лошадь, третий ряд и первые парты второго ряда – рассказ зайца своим товарищам о том, что он видел в деревне. А потом посмотрим у кого интереснее получится.

А как вы думаете, что потом произошло с зайцем? Продолжите рассказ.

Найдите в тексте описание рассвета.

Найдите в тексте описание действий зайца.

Всем спасибо за урок.

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека.  Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,  покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем  своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины.  Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети  придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

П.4 (Осуществлять обобщение пройденного  материала)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать и слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно

включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.5 (Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

П.3. Читать и слушать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59385. Cценарій. Бо прийшли до тебе три праздники в гості (Різдво христове) 38 KB
  Один з найзнаменитіших і найвеличніших празників святкового календаря, яким власне започатковується рік, є Різдво Христове, що в народі іменується просто Різдвом.
59389. Cценарій заняття танцювального гуртка 32 KB
  Привітання музичний розмір 4 4. Розминка по колу: музичний розмір 4 4 марш; хід на пальцях на п’ятках; хід з високим підняттям колін; підскоки; полькахід галоп біг з викиданням ніг вперед. Розминка на середині залу музичний розмір 4 4.
59390. Сценарій літературної години. Білі плями Франкіани 46 KB
  Білі плями Франкіани І ведучий: Сьогодні Вашій увазі ми пропонуємо літературну годину Білі плями Франкіани. ІІ ведучий: У чьому році ми святкуємо річницю з дня народження Великого Каменяра.
59391. Сценарій літературно-музичної композиції за сторінками життя і творчості Лесі Українки Ні я жива! Я буду вічно жити! 62.5 KB
  Посвята Михайлові Драгоманову ДО Гімн 1 ведучий: Леся Українка. 2 ведучий: Росла і виховувалась Леся у середовищі демократично настроєної української інтелігенції рід вела свій від людей порядних не пустодухих не мізерних. 1 ведучий: Добрим словом годиться згадати сьогодні...
59392. Cценарій вечора-спогаду до дня народження Лесі Українки (1871-1913), видатної української поетеси Мрії зламане крило 55 KB
  Під час вступного слова ведучий представляє всіх учасників а далі вони ведуть невимушену розмову. Лісова пісня 1 ведучий: Ружею і барвінком заквітчують сліди дорогої людини в українських народних піснях. 2 ведучий: Лесю Українку славетну й улюблену письменницю нашого народу...
59393. Сценарій літературно-музичного вечора присвяченого Лесі Українці „Лесина пісня” 50.5 KB
  Леся тим часом сиділа і плела віночки з квіток та жита і співала вже трошки зі мною та мамою своїх українських пісень. Ніщо так сильно як пісні не нагадує про рідний край і не ворушить таким жалем по йому нашу душу От такто сидить маленька Леся держить віночок з волошок...