62668

Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята как вы думаете для чего Толстой написал этот рассказ Что нового мы можем узнать из этого рассказа А теперь давайте дополним этот рассказ. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.

Русский

2014-06-12

21.71 KB

5 чел.

«Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского»

Урок литературного чтения по теме:

«Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Выполнила:

Бабина Елена Каримовна

студентка группы 246 «Б»

специальность «Преподавание

в начальной школе»

Руководитель практики:

Ветренко О.В.

Методист:

Федина Т.Л.

Нижний Новгород 2012

Урок литературного чтения в  4«Г» классе.

Тема урока: «Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Цель урока: повторить пройденный материал о жизни и творчестве Л. Н. Толстого и создать  условия для изучения нового рассказа.

Задачи:

Развивать речь, мышление, память, навыки чтения, умение работать с текстом, творческие способности;

Расширить читательский кругозор учащихся;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к литературе, и дисциплинированность.

Время и место проведения:

г. Н. Новгород, лицей № 8.

29 января 2013г.

Участники:

дети 9-10 лет.  

4 «Г» класс 27 человек.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами продолжим читать рассказы Л. Н. Толстого. А что вы знаете об этом писателе? Его детстве? Его творчестве? Его жизни?

Давайте прочитаем рассказ на странице 15.  

В рассказе много непонятных слов. Найдите эти слова.  

Давайте попробуем их объяснить.  Как вы понимаете слова:  субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

А теперь перевернем страницу и посмотрим, правильно ли мы догадались.

Ребята, как вы думаете, для чего Толстой написал этот рассказ?

Что нового мы можем узнать из этого рассказа?

А теперь давайте дополним этот рассказ. Работаем в парах. Первый ряд и последние парты второго ряда придумывают рассказ старика о том, как у него украли лошадь, третий ряд и первые парты второго ряда – рассказ зайца своим товарищам о том, что он видел в деревне. А потом посмотрим у кого интереснее получится.

А как вы думаете, что потом произошло с зайцем? Продолжите рассказ.

Найдите в тексте описание рассвета.

Найдите в тексте описание действий зайца.

Всем спасибо за урок.

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека.  Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,  покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем  своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины.  Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети  придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

П.4 (Осуществлять обобщение пройденного  материала)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать и слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно

включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.5 (Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

П.3. Читать и слушать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77673. Визитные карточки 61.51 KB
  Оформление визитной карточки Классический вариант Стандартная визитная карточка Визитная карточка Способы печати визитных карточек. Термоподъем Виды визитных карточек Личная визитная Супружеские карточки Правила вручения визитных карточек...
77674. Особенности и преимущества внедрения современных подходов к управлению IT 92.5 KB
  Проблема управления ИТ-ресурсами и повышения эффективности ИТ-услуг стара, как и само применение этих ресурсов и услуг. Поэтому сейчас, говоря об ITSM, мы имеем в виду новые концептуальные подходы к решению тех вопросов, которые были на теоретическом уровне сформулированы...
77675. Основные проблемы философии Ф.Ницше 291 KB
  Философские труды Ницше, по большей части не предъявляют больших требований к интеллекту или образованности читателя. Их суть представляется ясной и однозначной, цели - обширными и очевидными, а язык – понятным.
77676. Первая помощь при стенокардии угрозе или развитии инфаркта миокарда 147.5 KB
  Инфаркт миокарда (infarctus myocardii) - заболевание, характеризующееся образованием некротического очага в сердечной мышце в результате нарушения коронарного кровообращения. Инфаркт миокарда наблюдается преимущественно в возрасте старше 45 лет, причем у мужчин чаще, чем у женщин.
77677. Исторические легенды и предания. Песни об отечественной войне 1812 года 102 KB
  Бесценным культурным наследием являются легенды предания и другие устные повествования отразившие древние поэтические воззрения на природу исторические представления житейскую мудрость психологию нравственные идеалы социальные чаяния и творческую фантазию башкир.
77678. Индийская философия 98.5 KB
  Так в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Это знание не может быть истинным так как оно по своему содержанию является отрывочным не полным.
77680. Физиологическое состояние и продуктивные качества цыплят-бройлеров при инъекции и аэрозольном применении гала-вета 190.5 KB
  Цель настоящей работы –- дать физиологическую оценку эффективности использования при выращивании цыплят-бройлеров нового иммуномодулятора гала-вета как средства повышающего иммунную защиту организма выявить продуктивное действие оптимальные дозы и способы...
77681. Мониторы. Виды мониторов и их преимущества 108 KB
  Жидкий кристалл – это специфическое агрегатное состояние вещества, в котором оно проявляет одновременно свойства кристалла и жидкости. Сразу надо оговориться, что далеко не все вещества могут находиться в жидкокристаллическом состоянии.