62668

Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята как вы думаете для чего Толстой написал этот рассказ Что нового мы можем узнать из этого рассказа А теперь давайте дополним этот рассказ. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье.

Русский

2014-06-12

21.71 KB

5 чел.

«Нижегородский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского»

Урок литературного чтения по теме:

«Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Выполнила:

Бабина Елена Каримовна

студентка группы 246 «Б»

специальность «Преподавание

в начальной школе»

Руководитель практики:

Ветренко О.В.

Методист:

Федина Т.Л.

Нижний Новгород 2012

Урок литературного чтения в  4«Г» классе.

Тема урока: «Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого»

Цель урока: повторить пройденный материал о жизни и творчестве Л. Н. Толстого и создать  условия для изучения нового рассказа.

Задачи:

Развивать речь, мышление, память, навыки чтения, умение работать с текстом, творческие способности;

Расширить читательский кругозор учащихся;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к литературе, и дисциплинированность.

Время и место проведения:

г. Н. Новгород, лицей № 8.

29 января 2013г.

Участники:

дети 9-10 лет.  

4 «Г» класс 27 человек.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами продолжим читать рассказы Л. Н. Толстого. А что вы знаете об этом писателе? Его детстве? Его творчестве? Его жизни?

Давайте прочитаем рассказ на странице 15.  

В рассказе много непонятных слов. Найдите эти слова.  

Давайте попробуем их объяснить.  Как вы понимаете слова:  субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

А теперь перевернем страницу и посмотрим, правильно ли мы догадались.

Ребята, как вы думаете, для чего Толстой написал этот рассказ?

Что нового мы можем узнать из этого рассказа?

А теперь давайте дополним этот рассказ. Работаем в парах. Первый ряд и последние парты второго ряда придумывают рассказ старика о том, как у него украли лошадь, третий ряд и первые парты второго ряда – рассказ зайца своим товарищам о том, что он видел в деревне. А потом посмотрим у кого интереснее получится.

А как вы думаете, что потом произошло с зайцем? Продолжите рассказ.

Найдите в тексте описание рассвета.

Найдите в тексте описание действий зайца.

Всем спасибо за урок.

Родился Лев Николаевич 28 августа (9 сентября н.с.) 1829 года, в усадьбе Ясная Поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. По происхождению Толстой принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, но, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство. Воевал. Много путешествовал. Вернувшись в Россию стал мировым посредником и занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском уезде. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных: единственная метода преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимоотношения. В Яснополянской школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека.  Уклад жизни в Ясной Поляне тяготил Толстого и тот не раз хотел и долго не мог решиться уйти из неё.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,  покинул Ясную Поляну.

В доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Дети читают рассказ.

Субои, зеленя, овин, гумно, озими, ток, хомут.  

Субои – сугробы. Ток - расчищенная площадка, на которой ловят птиц при помощи силков. Овин – Строение для сушки снопов. Гумно – площадка для молотьбы. Зеленя-поля со всходами озими. Озимь – посеянная осенью, под снег рожь. Хомут - Надеваемая на шею часть деревянная часть конской упряжи.

Дети проверяют.

Чтобы мы узнали о жизни зайцев и быте крестьянской деревни.

Жизнь зайца – русака, его повадки, зарисовки деревенской жизни, крестьянского быта.

  1. Шел, я значит, полем. С конем  своим. И вдруг вижу, цыгане идут. Чуть ли не всем табором. Пляшут, песни поют. Я аж засмотрелся. Вот, думаю, весело живут! А они прямо ко мне. Кружатся вокруг меня, юбками размахивают, глазами блестят. Потом – раз, и пошли дальше. Еще быстрее чем пришли. А я так и остался стоять. Потом – глядь, а коня – то нет! Украли!
  2. Бежал я через деревню. Быстро так. Вокруг ведь столько всего опасного! Из – за какого - то забора залаяла собака. Но я ведь смелый, я не испугался. Она ведь за забором, да и

на цепи. Потом я услышал крик какой – то женщины.  Вот тут я, несмотря на свою смелость, побежал со всех ног. Даже запыхался. Много чего я еще видел и слышал. Но я не останавливался, я ведь к вам, друзья торопился!

Дети  придумывают продолжение.

Ребята находят и читают.

Ребята находят и читают.

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

П.4 (Осуществлять обобщение пройденного  материала)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать и слушать, привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно

включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.3. (Читать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.3 (Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.1 (Высказывать и аргументировать свою точку зрения)

Л.4 (Формировать способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи)

К.4 (Стараться строить свои высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка)

К.5 (Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность)

Р.1 (Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками)

П.1 (Осуществлять поиск необходимой информации)

П.3. Читать и слушать привлекая нужную информацию, критически оценивать ее и соотносить с имеющимися знаниями и опытом.)

П.5 (Пользоваться различными видами чтения)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24050. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, осложнения 19.56 KB
  Язвенная болезнь связана с нарушением нервных а затем и гуморальных механизмов регулирующих секреторную моторную функции желудка и двенадцатиперстной кишки кровообращение в них трофику слизистых оболочек. Образование язвы в желудке или двенадцатиперстной кишке является лишь следствием расстройств указанных выше функций. В механизме же развития язв в выходном отделе желудка и особенно в двенадцатиперстной кишке напротив решающим фактором явяется усиление агрессивности кислотнопептического фактора.
24051. Злокачественные и доброкачественные опухоли пищевода 27.72 KB
  К числу доброкачественных опухолей пищевода относятся эпителиальные папилломы аденомы и неэпителиальные лейомиомы гемангиомы. Они берут начало в толще стенки пищевода затем образуют тонкую длинную ножку. Полипы пищевода как правило бывают одиночными локализуются на уровне раздвоения трахеи или в нижней половине пищевода.
24052. Хронический гастрит, Классификация, этиология и патогенез, клиника, лечение 56.92 KB
  Гастрит типа А эндогенный аутоимунный гастрит. Гастрит типа Б. Доказано что в основе патогенеза хронического гастрита типа В лежит персистирующая инфекция HP что подтверждается тем что этот микроорганизм находят в пилорическом отделе у подавляющего большинства больных. Гастрит типа С реактивный химический гастрит рефлюксгастрит.
24053. Бронхиальная астма. Аллергологическая диагностика 35.85 KB
  самостоятельное хроническое рецидивирующее заболевание основным и обязательным патогенетическим механизмом которого является изменённая реактивность бронхов обусловленная специфическими иммунологическими сенсибилизация и аллергия или неспецифическими механизмами а основным обязательным клиническим признаком приступ удушья вследствие бронхоспазма гиперсекреции и отёка слизистой оболочки бронхов Исследование функции внешнего дыхания Для определения функции внешнего дыхания повсеместно у пациентов в возрасте старше 5 лет используются...
24054. Острая и хроническая недостаточность коры надпочечников. Методы неотложной терапии 22.74 KB
  Синдром раздраженного кишечника: клиника диагностика лечение. Синдром раздраженного кишечника это не самостоятельное заболевание а комплекс расстройств которые не связаны с непосредственным поражением самого кишечника. Причины возникновения синдрома раздраженного кишечника: нервнопсихические психоэмоциональные расстройства стрессы нарушение привычного режима питания недостаток клетчатки в пище малоподвижный образ жизни гинекологические заболевания вызывают рефлекторные нарушения функции кишечника кишечника эндокринные нарушения ...
24055. Врожденные пороки сердца. Дефект межпредсердной и межжелудочковой перегородок 25.5 KB
  Врожденные аномалии пищевода. полное отсутствие атрезия аплазия пищевода; 2 частичная атрезия пищевода; 3 врожденные стенозы; 4 трахеоэзофагеальные фистулы; 5 врожденный короткий пищевод с образованием грудного желудка см. главу Дивертикулы пищевода; 7 врожденное диффузное или частичное расширение пищевода; 8 полное или частичное удвоение пищевода; 9 врожденные кисты и аберрантные ткани в пищеводе. Атрезии пищевода есть заращение его просвета на какомлибо участке или по всей длине.
24056. Крупозная и очаговая пневмонии: клиника, диагностика, лечение 43.49 KB
  Вегетососудистая дистония ВСД синонимы: нейроциркуляторная дистония нейроциркуляторная астения психовегетативный синдром вегетоневроз синдром вегетативной дисфункции полиэтиологический синдром характеризующийся дисфункцией вегетативной автономной нервной системы ВНС и функциональными то есть не органическими нарушениями со стороны практически всех систем организма в основном сердечнососудистой. Клинические проявления Основной клинической особенностью больных ВСД является наличие у больных многочисленных жалоб многообразие...
24057. Острые и хронические эрозии желудка и двенадцатиперстной кишки 30.57 KB
  Санация очагов хронической инфекции Отек легких: диагностика клиника лечение. состояние при котором в результате застоя в малом круге кровообращения или токсического поражения сосудов легких серозногоморрагическая жидкость выпотевает в легочные альвеолы. Богатый белком транссудат при соприкосновении с воздухом дает энергичное вспенивание в реиультате чего объем его резко возрастает значительно сокращается дыхательная поверхность легких и возникает угроза асфиксии. Пониженное содержание белков плазмы может быть важной причиной...
24058. Пневмокониозы (силикоз, силикатозы, бериллиоз, смешанные). Клинико-морфологические формы и стадии 34.62 KB
  хронические заболевания легких вызываемые длительным вдыханием пыли и характеризующиеся развитием фиброза легочной ткани. Чем лучше происходит самоочищение легких от пыли тем меньшее ее количество остается в них и тем меньше риск возникновения П. заключается в образовании пылевого депо вследствие того что количество пыли задерживающейся в легких при дыхании превышает количество пылевых частиц удаляемых из них. Первичные механизмы фиброзного процесса развивающегося в легких под воздействием пыли во многом еще не ясны.