62670

«Серебряный век» русской поэзии. Историко-культурная ситуация в России конца ХIХ начала ХХ века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающая цель: дать представление общественно-исторической обстановки начала ХХ века под влиянием которой в России сформировались новое искусство и литература. Вид урока: урок лекция с элементами беседы Межпредметная связь: История России конец...

Русский

2014-06-12

17.33 KB

2 чел.

Дисциплина: Литература

Преподаватель: Пляшечник Людмила Михайловна

Группа, профессия: ПК-422 (Повар, кондитер)  

Курс: 2

Тема: «Серебряный век» русской поэзии. Историко-культурная ситуация в России  конца ХIХ начала ХХ в.в.

Обучающая цель: дать представление  общественно-исторической обстановки начала ХХ века, под влиянием которой в России сформировались новое искусство  и литература. Дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс».

Воспитательная цель: пробудить у студентов интерес к истории искусства и литературы.

Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление студентов, умение сравнивать, классифицировать и обобщать полученную информации. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок – лекция с элементами беседы

Межпредметная связь: История  России (конец ХIХ, начала ХХ века), Культурология, Обществознание, Русский язык.

Оборудование: телевизор, диск «История живописи», наглядное оформление, диск с фрагментом вступления имажинистов и футуристов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация новой темы

Сегодня на уроке мы  приступаем к изучению темы – «Серебряный век русской поэзии». Сообщение  целей урока.

III. Повторение ранее изученного

Достижения XIX века, реализм как основной метод литературы и  живописи XIX века.

IV. Новая тема

Перемены во всех областях жизни.

Магическое действие перехода от одного  века к другому.

Исторические события:

    1904-1905 – Русско-Японская война.

    1905-1907 – Первая русская буржуазно-демократическая революция.

    1914 – Империалистическая война

    Февраль 1917 – революция

Внутриполитическая обстановка:

- Противоборство трёх основных политических сил

-Научные открытия (фотография, кинематограф, железные дороги, авиация, философия, географические открытия, медицина , физика).

Появление модернизма и его художественных течений (импрессионизм, авангард, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм).

Модернистские течения в музыке,  театре, танце.

Появление декаданса и его поэтических течений (символизм, акмеизм, футуризм, эго-футуризм ,  имажинизм и другие течения)

Оформление  модернизма и декаданса в «Серебряный век  русской поэзии»

Работа Ленина «Партийная организация и партийная литература»

Судьба поэтов и художников «Серебряного века»

V. Обобщение.

Русский «модерн» и «декаданс»  , т.е. «Серебряный век» прекратили своё существование к концу 20-х годов  ХХ века – закончилась эпоха великого эксперимента. Многие представители художественной интеллигенции оказались за бортом Отечества. Уехали философы, математики, поэты, писатели , актёры, режиссёры, художники, композиторы, исполнители-виртуозы. В августе 1922 года по приказу Ленина был выслан цвет русской профессуры. Уехали и рассеялись по миру. Таким образом, блистательный серебряный век завершился массовым исходом его творцов из России.

VI.Вопросы для размышления

  Вопросы для закрепления пройденной темы.

VII. Задание на дом.

  Выучить  определения: «модернизм»,  «декаданс», определения модернистских художественных течений и декадентских поэтических течений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74813. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии 15.67 KB
  Элементы классицизма романтизма и реализма в комедии. Замысел комедии возник в 1820 году по некотором данным уже в 1816 но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии но разрешение на её постановку получить не удалось. Роль Чацкого главная роль без которой не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов.
74814. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура 15.17 KB
  Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской культуры. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.
74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...
74817. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х годов 15.67 KB
  Уваров доказывал что просвещение может быть не только источником зла революционных потрясений как это случилось в Западной Европе а может превратиться в элемент охранительный к чему следует стремиться в России. Поэтому всем служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности. По мнению консерваторов николаевской эпохи в России не было причин для революционных потрясений. Бенкендорф прошедшее России было удивительно ее настоящее более чем великолепно что же касается ее...
74818. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине 14.69 KB
  Лермонтова лирика в разработке смысла жизни назначения поэзии мотивов свободы и любви к Родине. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Кроме того в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы которые были несвойственны творчеству его старшего современника тема одиночества и бездомности тема потерянного поколения; тема земли и неба; тема маски скрытого или утраченного лица. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии принимая разные обличья земли и неба...
74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...
74820. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя 15.3 KB
  Гоголь и развитие высокой комедии. В начале декабря 1835 года Гоголь окончил Ревизора. Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить поставленную цель: ldquo;Собрать в одну кучу все дурное в Россииrdquo;. Гоголь создает новаторскую ситуацию когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни благодаря общему кризису общему чувству страха низших перед...
74821. Мертвые души – центральное произведение Н.В. Гоголя. Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души 15.84 KB
  Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души Литературная критика XIX века начиная с Белинского стала называть Гоголя зачинателем нового периода развития русской реалистической литературы. Если для Пушкина была характерна гармония и объективность художественного мира то в творчестве Гоголя на смену этому приходит критический пафос который определяет стремление художника отразить реальные противоречия действительности проникнуть в самые темные стороны жизни и человеческой души. Поэма Мертвые души является одним из самых...