62681

Задачи на сравнение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Закрепить правило разностного сравнения чисел, решение всех типов задач на сравнение, нахождение меньшего числа, большего числа и разницы. Закрепление навыка счета в пределах 9. Работа над формирование УУД.

Русский

2014-06-12

31.9 KB

1 чел.

Тема урока: Задачи на сравнение.

Класс: 1-б

Цели:

  1.  Закрепить правило разностного сравнения чисел, решение всех типов задач на сравнение, нахождение меньшего числа, большего числа и разницы. Закрепление навыка счета в пределах 9. Работа над формирование УУД.
  2.  Развитие логического мышления, навыков устного счета, внимания, сообразительности и математической речи.
  3.  Воспитывать аккуратность, способность совместной работы, вежливость.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся научатся решать задачи на разностное сравнение, задачи в косвенной форме; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник Петерсон Л.Г. «Математика. 1 класс. Часть 2». Наглядные пособия (схемы задач), мультимедийная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. Сейчас  мы с вами проведем урок математики. Все приготовились к уроку? Молодцы. А все ли из вас научились составлять и решать задачи на сравнение? Мы с вами будем решать много задач сегодня. А для начала давайте посмотрим на доску.

Учащиеся приветствуют учитель. Садятся на свои места. Проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Давайте поможет Винни Пуху дойти до его друга Пяточка. Для этого нужно решить все примеры.

А сейчас внимательно послушайте задачку в стихах.

У домика утром 7 зайцев сидели,

И дружно веселую песенку пели,

Один убежал, а другой вслед глядит;

Сколько у домика зайцев сидит?

Молодцы ребята. А теперь открываем учебник на странице 60. 6 и 0. Посмотрим как хорошо вы умеете решать задачи на сравнение.

9 – 8 = 1         Учащиеся

1 + 2 = 3         объясняют

3 + 4 = 7         решение

7 – 5 = 2

1 +6 = 7

7 – 3 =4

4 + 5 = 9

9 – 8 = 1

У домика осталось сидеть 6 зайцев. Потому что убежал лишь 1 зайчик.

Учащиеся выполняют устный счет

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Прежде чем приступить к решению задач, давай проведем минутку чистописания.

Посмотрите на правом развороте, ниже номера 8 есть задание. Все нашли?  Что мы видим? А они изменяются или нет? А что изменяется?

Кто мне скажет, как изменяется?

Какое будет следующее число?

Берем ручки и дописываем.

А какое следующее число?

Молодцы. Положили ручки на стол.

Давайте посмотрим на доску. Над чем мы сегодня продолжим работать?

Что обозначает «м»?

Что обозначает «б»?

Что обозначает «р»?

Как найти меньшее?

Как найти большее?

Как найти разницу?

Какая из этих задач будет прямая?

А как называются другие задачи?

Давайте прочитаем № 1 на странице 60.

Что значит обратная задача?

Кто хочет попробовать составить задачу по первой схеме?

А кто составит выражение по данным этой задачи?

7 – 6 = 1

Молодцы. Записали это выражение в прямоугольник.

Теперь давайте составим обратную задачу. Посмотрите на доску. Составляем задачу по данной схеме.

Кто составит выражение?

6 + 1 = 7

Записали это выражение в прямоугольник.

Давайте составим ещё одну обратную задачу. Посмотрели на доску. Кто уже составил задачу по этой схеме? Подписали у себя на схеме. Кто составил выражение?

7 – 1 =6

Давайте запишем его.

Отложили ручки.

Повторяем за мной движение физ. минутки для рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверти,

Хочешь эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

Встряхнули наши ручки.

Теперь посмотрим на №2.

Кто прочитает задание?

Что нам нужно сделать?

Кто уже составил задачу, используя выражение «на 4 больше»?

А кто составил задачу, используя выражение «это на 4 меньше»?

Давайте запишем выражение в прямоугольник. А теперь давайте запишем решение это задачи.

Что мы пишем?

Что мы пишем в ответ?

Кто прочитает задание к №3?

Сколько девочек играет во дворе?

А сколько мальчиков?

А мальчиков больше или меньше?

А насколько меньше?

Давайте подпишем всё на схеме.

Какой из отрезков девочки, а какой мальчики?

Почему?

Где подписываем девочек?

Подписали.

Что нам известно о мальчика?

Где мы пишем знак вопроса?

А что нам ещё известно?

Где мы запишем 2?

Кто составит выражение?

Читаем 2 задачу.

О чем говорится в этой задаче?

Сколько марок у Тани?

А сколько у Саши?

А у кого больше марок, у Тани или у Саши?

А что известно о марках у Саши?

Давайте подпишем на схеме. Какой отрезок марки Тани, а какой марки Саши?

Сколько марок у Тани?

Где мы это записываем?

А что известно о марках Саши?

Где мы записываем знак вопроса?

А что такое 2?

И где мы это запишем?

Посмотрим на схему 1 и 2 задач.

Что мы видим?

Давайте составим выражение и запишем его.

Теперь запишем решение и ответ.

Положили ручки и все встали.

Физ. Минутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгали.

И работать продолжаем.

Давайте посмотрим на №4. Как вы думаете, что нужно сделать в этом номере?

Сравнивать числа будем с помощью числового луча.

Смотрим на первый числовой луч. Чему должно быть равно значение первого выражения?

Что получится на выражение? Какое число необходимо прибавить к 4, что бы получить 5?

Запишем полученное выражение в прямоугольник.

Смотрим на второе выражение.

Сколько нужно вычесть из 9, что бы получить 5?

Записываем полученное выражение.

Какой знак между ними стоит?

Смотрим на 2 числовой луч.

Какое число должно получиться?

Какое число нужно прибавить к 1? Записываем.

Смотрим на второе выражение. Какое число должно получиться? Какое число необходимо вычесть из 8?

Запишем выражение.

Кто прочтет полученное неравенство?

А можно было выполнить неравенство, не считая выражения?

Давайте посмотрим на №5.

Кто объяснит, что нам нужно сделать в этом задании?

Да, верно. Свои ответы нужно обосновать, объяснение может быть различным.

И так, читаем первое неравенство.

Мы видим цифры.

Да, изменяются.

Изменяется 2 цифра.

В начале вторая цифра 0, потом цифра 1, следующая цифра 2, потом цифра 3.

Следующее число 547.

Следующее 557

Над решением задач на сравнение.

«м» - это меньшее.

«б» - это большее

«р» - это разница между большим и меньшим.

Что бы найти «м», нужно из «б» вычесть «р».

Что бы найти «б» нужно к «м» прибавить «р»

Что бы найти «р» нужно из «б» вычесть «м».

Прямая «б» - «м» = «р»

А остальные задачи обратные.

Учащиеся составляют задачу по схеме.

Составляют выражение к задаче и записывают его.

Учащиеся подписывают у себя на схеме известные данные. Затем составляют задачу по этой схеме. И составляют к ней выражение.

Учащиеся подписывают у себя на схеме известные данные. Затем составляют задачу по этой схеме. И составляют к ней выражение.

Учащиеся повторяют движение за учителем.

Читают задание к №2.

Объясняют, как поняли задание.

Учащиеся составляют свои задачи.

Записывают в прямоугольник   5 + 4 = 9.

Записывают решение и проговаривают свою запись.

Записывают ответ и проговаривают.

Во дворе играют 6 девочек.

Мальчиков неизвестно.

Мальчиков меньше.

Мальчиков на 2 меньше.

Верхний отрезок девочки, а нижний мальчики.

Потому что девочек больше, значит отрезок длиннее.

Девочек подписываем над верхним отрезком.

О мальчиках ничего неизвестно. Под нижним отрезком знак вопроса.

А 2 – это разница. Записываем там где разница.

6 – 2 = 4

Учащиеся читают задачу.

О марках.

У Тани 6 марок.

Неизвестно.

Марок больше у Тани.

Их на 2 меньше.

Верхний отрезок – это марки Тани, а нижний – марки Саши.

У Тани 6 марок.

Над верхним отрезком.

У Саши неизвестно количество марок. Записываем под нижним отрезком. 2 – это разница.

Записываем под отрезком разницы.

Схемы похожи.

Составляют выражение. Записывают решение и ответ.

Нужно дописать выражения так, что бы их значения стали равны соответствующим числам. А затем сравнить полученные выражения.

Значение первого выражения должно быть равно 5.

Нужно прибавить 1.

Записывают 4 + 1 в прямоугольник под числовым лучом.

Нужно вычесть 4.

Записывают 9 – 4  в прямоугольник под числовым лучом.

Знак равенства.

Должно получиться 4.

К 1 нужно прибавить 3.

Записываем 1 + 3

Должно получиться число 7. Из 8 нужно вычесть 1.

Записываем 8 – 1

Учащиеся читают полученное неравенство.

Да, можно. Нам помог бы в этом числовой луч.

В задании нужно вставить в пустые клетки подходящие знаки и обосновать выбор знаков.

Учащиеся читают неравенство и объясняют выбор знака.

Возможные варианты:

а > а – 3, так как число а расположено на числовом отрезке правее чем а – 3;

б < б +1, так как при сложении числа с 1 оно увеличивается;

в + 4  < в + 5, первое слагаемое одинаковое, а второе слагаемое в первой сумме меньше второго (4 < 5);

д – 1 > д – 2, чем меньше возьмем, тем больше останется;

8 – к < 9 – к, чем меньше было в начале, тем меньше останется в конце, а второе вычитаемое одинаковое. (8 < 9);

м + 0 = м – 0, так как при сложении и вычитании с 0 число не изменяется. А первое слагаемое одинаковое.

Дополнительные задания:

Посмотрим на №6. Кто может объяснить задание?

Давайте выполним. Сколько кругов в первом множестве?

А сколько прибавляем? Сколько должно теперь быть кругов во втором множестве?

Рисуем.

А что вы можете сказать о третьем множестве? Сколько кругов должно быть в третьем множестве?

Рисуем в третьем множестве 3 круга.

Давайте посмотрим на следующее задание.

Сколько треугольников в первом множестве?

А сколько отнимаем? Сколько  теперь будет треугольников во втором множестве?

Рисуем.

А что вы можете сказать о третьем множестве? Сколько треугольников должно быть в третьем множестве?

Рисуем в третьем множестве 6 круга.

Кто нам прочитает задачу №7? О чем эта задача? Какие рыбки?

Сколько всего рыбок в аквариуме?

Сколько из них карасей?

Сколько меченосцев?

А сколько сомиков?

Давайте подпишем известные данные на схеме.

Сколько всего рыбок? Где мы это подписываем?

Сколько какрасей? Где мы это подписываем?

Сколько меченосцев? Где мы это подписываем?

Сколько сомиков? Где пишем знак вопроса?

Кто уже составил выражение?

Кто ещё составил выражение?

Записываем это выражение.

Теперь запишем решение этого выражения. И пишем ответ.

Выполнить действия и заполнить пустые множества.

В первом множестве 5 кругов. Нужно прибавить  2 круга. Во втором множестве нужно нарисовать 7 кругов.

К неизвестному числу прибавим 4 и получим 7. Значит в третьем множестве должно быть 3 круга.

В первом множестве 4 треугольника. Нужно отнять 1 треугольник. Во втором множестве нужно нарисовать 3 треугольника.

От неизвестного числа нужно отнять 3 и получим 3. Значит, в третьем множестве должно быть 6 треугольников.

(учащиеся рисуют треугольники)

(учащиеся читают задачу в слух). Эта задача о рыбках.

Караси, меченосцы и сомики. Всего 9 рыбок.

Из них 2 карася.

4 меченосца.

А сомиков неизвестно количество.

Всего 9 рыбок. Подписываем это над всем отрезком. Карасей 2. Подписываем под маленьким отрезком с буквой «к». Меченосцев 4. Подписываем под маленьким отрезком с буквой «м». Сомиков  неизвестно. Вопросительный знак подписываем под последним отрезком с буквой «с».

Выражение будет такое:

9 – 2 – 4

Записывают решение:

9 – 2 – 4 = 3 (сомика)

Ответ: 3 сомика.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какие задачи мы решали на уроке?

Как найти разницу?

Как найти большее число?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Какие были трудности?

С каким настроением уходим с урока?

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Сегодня мы решали задачи на сравнение.

Что бы найти разницу нужно из большего вычесть меньшее.

Что бы найти большее число, нужно к меньшему прибавить разницу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38508. Проектирование жилого двухэтажного коттеджа с разработкой дизайна интерьера с добавлением элементов художественной ковки 6.56 MB
  Кованая мебель может быть выполнена в любом стиле: ампир и модерн артдеко барокко готика и неоготика кантри или хайтек. Кантри как основополагающий стиль. Для своего проекта интерьера коттеджа я предпочла применить стиль кантри с элементами художественной ковки. Слово кантри означает сельский деревенский а родиной этого стиля является Англия.
38509. Технология изготовления источника ионизирующего излучения 588.05 KB
  Сборочный чертеж источника ионизирующего излучения Р86 чертеж детали Корпус. Описание узла и назначение детали. Анализ чертежа детали. Анализ технологичности детали.
38510. Исследование уголовно-правовой и криминологической характеристики хулиганства 453.5 KB
  В дипломной работе детально рассмотрен целый комплекс проблем, касающихся определения социальной сущности хулиганства, его юридических признаков, мотивационно-причинных комплексов, психолого-педагогической характеристики хулигана, совершенствования форм и способов борьбы с ним, правотворческой и правоприменительной деятельности и т. д. Все это свидетельствует об актуальности избранной темы дипломной работы.
38511. Анализ и потребительская оценка ассортимента кондитерских товаров, реализуемых на предприятии ЗАО «Гулливер» 1.02 MB
  Основная задача товароведения кондитерских изделий состоит в изучении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовлены кондитерские изделия, особенности технологии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями.
38512. СЛАВЯНСКАЯ ГИПОТЕЗА ИДИШ П. ВЕКСЛЕРА: ЗА И ПРОТИВ 231 KB
  Пушкина Филологический факультет Кафедра общего и русского языкознания ГОЛОМАЗОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА СЛАВЯНСКАЯ ГИПОТЕЗА ИДИШ П. Проблемы генетической классификации идиш в современной лингвистике.2 Проблема славянского происхождения идиш на примерах языкового материала . 48 ВВЕДЕНИЕ Выбор темы нашего исследования обусловлен сравнительной неизученностью происхождения языка идиш причинами которой являются недостаточное количество сохранившихся письменных документов по...
38513. Особливості маловідхідної технології вторинної переробки рудних пісків у балці «Крута» ВГМК 427 KB
  Значення вторинної переробки досить значне. По-перше ресурси багатьох матеріалів на Землі обмежені та не можуть бути заповнені в терміни, порівнянні з часом існування людської цивілізації. По-друге, потрапивши в навколишнє середовище, матеріали зазвичай стають забруднювачами.
38514. Описание технологического процесса изготовления детали «Муфта» 1019 KB
  Целью данной работы является: краткое описание характеристики цеха; описание оборудования приспособлений инструментов применяемых при изготовлении детали Муфта описание последовательности обработки детали Муфта назначение режимов резания при обработке детали составление технологической карты обработки; произвести обзор функций станков с ЧПУ описание программного обеспечения станков с ЧПУ тестирования и ввод коррекции станков с ЧПУ эксплуатации основных компонентов станков с ЧПУ методов наладки и контроля станка с ЧПУ...
38515. Цифрова обробка відеосигналу. Способи підключення відеопристроїв. mini-HDMI 5.02 MB
  Жорсткі диски того часу не перевершували обсягу одного CD а потужність процесора не дозволяла робити досить складних обчислень по розпакуванню звуку в реальному часі. Системи й методи цифрової обробки також розроблялися в оборонних галузях у першу чергу для рішення завдань радіолокації обробки гідроакустичних і телевізійних сигналів. Тому бажано щоб РКТ мав роз'єми DVI і HDMI 1. Види роз'ємів HDMI і кабелів Його досить часто можна зустріти на нових моделях комп'ютерів ноутбуків і телевізорів.
38516. Створення культурно розважального сайту міста Хмельницького 3.73 MB
  Виходячи з даних проблем у роботі даного вебсайту має бути розроблений сайт про культурно розважальне життя міста Хмельницького з усіма його подіями розважальними закладами та коротким описом. В ході дипломногопроетування було створено вебсай за допомогою якого користувачі можуть переглядати різні заклади для відпочинку а також різноманітні розважальні заходи що відбудуться у цих закладах чи інші події у місті Хмельницькому 1 Характеристика предметної області. Розглянемо похожі вебсайти на наявність переваг та недоліків.