62681

Задачи на сравнение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Закрепить правило разностного сравнения чисел, решение всех типов задач на сравнение, нахождение меньшего числа, большего числа и разницы. Закрепление навыка счета в пределах 9. Работа над формирование УУД.

Русский

2014-06-12

31.9 KB

1 чел.

Тема урока: Задачи на сравнение.

Класс: 1-б

Цели:

  1.  Закрепить правило разностного сравнения чисел, решение всех типов задач на сравнение, нахождение меньшего числа, большего числа и разницы. Закрепление навыка счета в пределах 9. Работа над формирование УУД.
  2.  Развитие логического мышления, навыков устного счета, внимания, сообразительности и математической речи.
  3.  Воспитывать аккуратность, способность совместной работы, вежливость.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся научатся решать задачи на разностное сравнение, задачи в косвенной форме; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник Петерсон Л.Г. «Математика. 1 класс. Часть 2». Наглядные пособия (схемы задач), мультимедийная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. Сейчас  мы с вами проведем урок математики. Все приготовились к уроку? Молодцы. А все ли из вас научились составлять и решать задачи на сравнение? Мы с вами будем решать много задач сегодня. А для начала давайте посмотрим на доску.

Учащиеся приветствуют учитель. Садятся на свои места. Проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Давайте поможет Винни Пуху дойти до его друга Пяточка. Для этого нужно решить все примеры.

А сейчас внимательно послушайте задачку в стихах.

У домика утром 7 зайцев сидели,

И дружно веселую песенку пели,

Один убежал, а другой вслед глядит;

Сколько у домика зайцев сидит?

Молодцы ребята. А теперь открываем учебник на странице 60. 6 и 0. Посмотрим как хорошо вы умеете решать задачи на сравнение.

9 – 8 = 1         Учащиеся

1 + 2 = 3         объясняют

3 + 4 = 7         решение

7 – 5 = 2

1 +6 = 7

7 – 3 =4

4 + 5 = 9

9 – 8 = 1

У домика осталось сидеть 6 зайцев. Потому что убежал лишь 1 зайчик.

Учащиеся выполняют устный счет

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Прежде чем приступить к решению задач, давай проведем минутку чистописания.

Посмотрите на правом развороте, ниже номера 8 есть задание. Все нашли?  Что мы видим? А они изменяются или нет? А что изменяется?

Кто мне скажет, как изменяется?

Какое будет следующее число?

Берем ручки и дописываем.

А какое следующее число?

Молодцы. Положили ручки на стол.

Давайте посмотрим на доску. Над чем мы сегодня продолжим работать?

Что обозначает «м»?

Что обозначает «б»?

Что обозначает «р»?

Как найти меньшее?

Как найти большее?

Как найти разницу?

Какая из этих задач будет прямая?

А как называются другие задачи?

Давайте прочитаем № 1 на странице 60.

Что значит обратная задача?

Кто хочет попробовать составить задачу по первой схеме?

А кто составит выражение по данным этой задачи?

7 – 6 = 1

Молодцы. Записали это выражение в прямоугольник.

Теперь давайте составим обратную задачу. Посмотрите на доску. Составляем задачу по данной схеме.

Кто составит выражение?

6 + 1 = 7

Записали это выражение в прямоугольник.

Давайте составим ещё одну обратную задачу. Посмотрели на доску. Кто уже составил задачу по этой схеме? Подписали у себя на схеме. Кто составил выражение?

7 – 1 =6

Давайте запишем его.

Отложили ручки.

Повторяем за мной движение физ. минутки для рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверти,

Хочешь эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

Встряхнули наши ручки.

Теперь посмотрим на №2.

Кто прочитает задание?

Что нам нужно сделать?

Кто уже составил задачу, используя выражение «на 4 больше»?

А кто составил задачу, используя выражение «это на 4 меньше»?

Давайте запишем выражение в прямоугольник. А теперь давайте запишем решение это задачи.

Что мы пишем?

Что мы пишем в ответ?

Кто прочитает задание к №3?

Сколько девочек играет во дворе?

А сколько мальчиков?

А мальчиков больше или меньше?

А насколько меньше?

Давайте подпишем всё на схеме.

Какой из отрезков девочки, а какой мальчики?

Почему?

Где подписываем девочек?

Подписали.

Что нам известно о мальчика?

Где мы пишем знак вопроса?

А что нам ещё известно?

Где мы запишем 2?

Кто составит выражение?

Читаем 2 задачу.

О чем говорится в этой задаче?

Сколько марок у Тани?

А сколько у Саши?

А у кого больше марок, у Тани или у Саши?

А что известно о марках у Саши?

Давайте подпишем на схеме. Какой отрезок марки Тани, а какой марки Саши?

Сколько марок у Тани?

Где мы это записываем?

А что известно о марках Саши?

Где мы записываем знак вопроса?

А что такое 2?

И где мы это запишем?

Посмотрим на схему 1 и 2 задач.

Что мы видим?

Давайте составим выражение и запишем его.

Теперь запишем решение и ответ.

Положили ручки и все встали.

Физ. Минутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгали.

И работать продолжаем.

Давайте посмотрим на №4. Как вы думаете, что нужно сделать в этом номере?

Сравнивать числа будем с помощью числового луча.

Смотрим на первый числовой луч. Чему должно быть равно значение первого выражения?

Что получится на выражение? Какое число необходимо прибавить к 4, что бы получить 5?

Запишем полученное выражение в прямоугольник.

Смотрим на второе выражение.

Сколько нужно вычесть из 9, что бы получить 5?

Записываем полученное выражение.

Какой знак между ними стоит?

Смотрим на 2 числовой луч.

Какое число должно получиться?

Какое число нужно прибавить к 1? Записываем.

Смотрим на второе выражение. Какое число должно получиться? Какое число необходимо вычесть из 8?

Запишем выражение.

Кто прочтет полученное неравенство?

А можно было выполнить неравенство, не считая выражения?

Давайте посмотрим на №5.

Кто объяснит, что нам нужно сделать в этом задании?

Да, верно. Свои ответы нужно обосновать, объяснение может быть различным.

И так, читаем первое неравенство.

Мы видим цифры.

Да, изменяются.

Изменяется 2 цифра.

В начале вторая цифра 0, потом цифра 1, следующая цифра 2, потом цифра 3.

Следующее число 547.

Следующее 557

Над решением задач на сравнение.

«м» - это меньшее.

«б» - это большее

«р» - это разница между большим и меньшим.

Что бы найти «м», нужно из «б» вычесть «р».

Что бы найти «б» нужно к «м» прибавить «р»

Что бы найти «р» нужно из «б» вычесть «м».

Прямая «б» - «м» = «р»

А остальные задачи обратные.

Учащиеся составляют задачу по схеме.

Составляют выражение к задаче и записывают его.

Учащиеся подписывают у себя на схеме известные данные. Затем составляют задачу по этой схеме. И составляют к ней выражение.

Учащиеся подписывают у себя на схеме известные данные. Затем составляют задачу по этой схеме. И составляют к ней выражение.

Учащиеся повторяют движение за учителем.

Читают задание к №2.

Объясняют, как поняли задание.

Учащиеся составляют свои задачи.

Записывают в прямоугольник   5 + 4 = 9.

Записывают решение и проговаривают свою запись.

Записывают ответ и проговаривают.

Во дворе играют 6 девочек.

Мальчиков неизвестно.

Мальчиков меньше.

Мальчиков на 2 меньше.

Верхний отрезок девочки, а нижний мальчики.

Потому что девочек больше, значит отрезок длиннее.

Девочек подписываем над верхним отрезком.

О мальчиках ничего неизвестно. Под нижним отрезком знак вопроса.

А 2 – это разница. Записываем там где разница.

6 – 2 = 4

Учащиеся читают задачу.

О марках.

У Тани 6 марок.

Неизвестно.

Марок больше у Тани.

Их на 2 меньше.

Верхний отрезок – это марки Тани, а нижний – марки Саши.

У Тани 6 марок.

Над верхним отрезком.

У Саши неизвестно количество марок. Записываем под нижним отрезком. 2 – это разница.

Записываем под отрезком разницы.

Схемы похожи.

Составляют выражение. Записывают решение и ответ.

Нужно дописать выражения так, что бы их значения стали равны соответствующим числам. А затем сравнить полученные выражения.

Значение первого выражения должно быть равно 5.

Нужно прибавить 1.

Записывают 4 + 1 в прямоугольник под числовым лучом.

Нужно вычесть 4.

Записывают 9 – 4  в прямоугольник под числовым лучом.

Знак равенства.

Должно получиться 4.

К 1 нужно прибавить 3.

Записываем 1 + 3

Должно получиться число 7. Из 8 нужно вычесть 1.

Записываем 8 – 1

Учащиеся читают полученное неравенство.

Да, можно. Нам помог бы в этом числовой луч.

В задании нужно вставить в пустые клетки подходящие знаки и обосновать выбор знаков.

Учащиеся читают неравенство и объясняют выбор знака.

Возможные варианты:

а > а – 3, так как число а расположено на числовом отрезке правее чем а – 3;

б < б +1, так как при сложении числа с 1 оно увеличивается;

в + 4  < в + 5, первое слагаемое одинаковое, а второе слагаемое в первой сумме меньше второго (4 < 5);

д – 1 > д – 2, чем меньше возьмем, тем больше останется;

8 – к < 9 – к, чем меньше было в начале, тем меньше останется в конце, а второе вычитаемое одинаковое. (8 < 9);

м + 0 = м – 0, так как при сложении и вычитании с 0 число не изменяется. А первое слагаемое одинаковое.

Дополнительные задания:

Посмотрим на №6. Кто может объяснить задание?

Давайте выполним. Сколько кругов в первом множестве?

А сколько прибавляем? Сколько должно теперь быть кругов во втором множестве?

Рисуем.

А что вы можете сказать о третьем множестве? Сколько кругов должно быть в третьем множестве?

Рисуем в третьем множестве 3 круга.

Давайте посмотрим на следующее задание.

Сколько треугольников в первом множестве?

А сколько отнимаем? Сколько  теперь будет треугольников во втором множестве?

Рисуем.

А что вы можете сказать о третьем множестве? Сколько треугольников должно быть в третьем множестве?

Рисуем в третьем множестве 6 круга.

Кто нам прочитает задачу №7? О чем эта задача? Какие рыбки?

Сколько всего рыбок в аквариуме?

Сколько из них карасей?

Сколько меченосцев?

А сколько сомиков?

Давайте подпишем известные данные на схеме.

Сколько всего рыбок? Где мы это подписываем?

Сколько какрасей? Где мы это подписываем?

Сколько меченосцев? Где мы это подписываем?

Сколько сомиков? Где пишем знак вопроса?

Кто уже составил выражение?

Кто ещё составил выражение?

Записываем это выражение.

Теперь запишем решение этого выражения. И пишем ответ.

Выполнить действия и заполнить пустые множества.

В первом множестве 5 кругов. Нужно прибавить  2 круга. Во втором множестве нужно нарисовать 7 кругов.

К неизвестному числу прибавим 4 и получим 7. Значит в третьем множестве должно быть 3 круга.

В первом множестве 4 треугольника. Нужно отнять 1 треугольник. Во втором множестве нужно нарисовать 3 треугольника.

От неизвестного числа нужно отнять 3 и получим 3. Значит, в третьем множестве должно быть 6 треугольников.

(учащиеся рисуют треугольники)

(учащиеся читают задачу в слух). Эта задача о рыбках.

Караси, меченосцы и сомики. Всего 9 рыбок.

Из них 2 карася.

4 меченосца.

А сомиков неизвестно количество.

Всего 9 рыбок. Подписываем это над всем отрезком. Карасей 2. Подписываем под маленьким отрезком с буквой «к». Меченосцев 4. Подписываем под маленьким отрезком с буквой «м». Сомиков  неизвестно. Вопросительный знак подписываем под последним отрезком с буквой «с».

Выражение будет такое:

9 – 2 – 4

Записывают решение:

9 – 2 – 4 = 3 (сомика)

Ответ: 3 сомика.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какие задачи мы решали на уроке?

Как найти разницу?

Как найти большее число?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Какие были трудности?

С каким настроением уходим с урока?

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Сегодня мы решали задачи на сравнение.

Что бы найти разницу нужно из большего вычесть меньшее.

Что бы найти большее число, нужно к меньшему прибавить разницу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81844. Особенности транспортного обслуживания городов 27.79 KB
  Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и уличнодорожной...
81845. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта 27.43 KB
  Наибольшее влияние на нее оказывают следующие факторы: объем и дальность перевозок густота перевозок на 1 км линии грузоподъемность или пассажировместимость подвижного состава вагонов судов автомобилей автобусов самолетов и т. Особенно заметно повышение себестоимости грузовых перевозок на железнодорожном морском и речном транспорте. Повышение себестоимости перевозок обусловлено в основном повышением уровня заработной платы и оптовых цен на топливо подвижной состав машины оборудование и другие материалы.
81847. Основные свойства транспортного узла 26.03 KB
  Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности центры добывающей промышленности многоотраслевые центры непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Кроме того по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные обслуживающие преимущественно транзитные...
81848. Значение транспорта в развитии экономики страны 26.12 KB
  Транспортный комплекс Казахстана включающий в себя железнодорожный автомобильный водный и воздушный транспорт сеть автомобильных дорог с твердым покрытием трубопроводный и городской электрический транспорт ежегодно в среднем перевозит около 400 млн.т грузов и свыше 750 млн. Транспортная система Казахстана обеспечивает перевозки в среднем в год 70 млн. угля 1415 млн.
81849. Автомобильный транспорт. Зарождение и развитие а/т, его роль в ЕТС. Достоинства и недостатки 27.23 KB
  Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания создан в С. Выдающимся русским автоконструктором с мировым именем был Борис Григорьевич Луцкий который в начале 90х годов прошлого столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания предназначавшихся для самодвижущихся экипажей но отечественная промышленность еще не была готова к их освоению. 1 по виду двигателя: внутреннего сгорания карбюраторные дизельные газобаллонные газотурбинные электрические солнечные 2 грузоподъемности: малый средний...
81850. Процессы взаимодействия в транспортных узлах 27 KB
  Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2 х и более видов транспорта. Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС единая транспортная система. Взаимодействие различных видов транспорта заключается в слаженной и согласованной работе транспорта в общем перевозочном процессе.
81851. Железнодорожный транспорт. Достоинства и недостатки 27.17 KB
  Но в неё в силу природных условий входили вспомогательные субъекты больницы школы общепит учреждения культуры и другие. В законодательном порядке определена государственная политика в области железнодорожного транспорта направленная на создание условий для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в перевозках. Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность 34 тыс.
81852. Понятие о транспортно-экономических балансах 21.37 KB
  Транспортно-экономический баланс состоит из трех основных частей: баланс производства или отправления грузов их потребления или прибытия объема перевозок и транспортно-экономических связей. Оптимальные внутрирайонные и межрайонные связи являются исходной базой для определения потоков грузов по участкам транспортной сети грузооборота и средней дальности перевозок. невозможности определения коэффициента повторное перевозок; отсутствие учета объема перевозок тары и др.