62691

Урок математики в классах КРО и ККО

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета его целями и задачами составом учащихся и общими задачами классов КРО и ККО. Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями...

Русский

2014-06-12

26.39 KB

10 чел.

Урок математики в классах КРО и ККО

 Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени  отрезок учебно- воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно- воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

 Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами классов КРО и ККО.

 Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков умственной  познавательной деятельности и личности учащихся классов КРО и ККО.

 Задача учителя математики не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений его применять, но и научить учащихся учиться. Сначала следует  учить школьников овладению общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо научить анализировать математические факты, делать доступными выводы, обобщения, облекать  их в словесную форму в виде правил, алгоритмов. Далее научить использовать полученные знания сначала  в аналогичной , а затем в новой ситуации, при решении жизненно- практических ситуациях, создавая соответствующие условия в классе, например организуя деловые игры или экскурсии  в магазины, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки и т.д.

 Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках математики решаются задачи воспитания положительных качеств личности школьников, таких, как трудолюбие, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма  и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на уроке , но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.

 Неоднородность состава учащихся каждого класса, разные возможности в усвоении математического материала, безусловно оказывают влияние на содержание, организацию, выбор наглядных средств и методов обучения на уроках математики, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода.

 Эффективность современного урока обеспечивается реализацией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной, практической.

 На одном уроке учитель, как правило. Решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое урок занимает в системе других  уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель  только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углублять, дифференцировать , обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая  прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях. В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний.

 Например, если планируется урок на тему «Деление трехзначного числа на однозначное, когда в частном число с нулями на конце», то образовательные задачи можно сформулировать примерно так: познакомить с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное вида 75063, повторить табличное и внетабличное умножение и деление, деление с остатком, деление нуля на число, закрепить алгоритм письменного деления, продолжить формирование навыков деления отрезеа на равные части.  В данном случае надо выделить главную дидактическую цель урока: познакомить учащихся с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное определенного вида. Чтобы учащиеся быстрее и лучше усвоили новый материал, учитель также ставит задачу актуализации тех знаний, которые необходимы для овладения новым случаем деления: повторение табличных и внетабличных случаев деления с остатком и без остатка, деление нуля. Выбор геометрического материала обусловлен необходимостью осуществлять взаимосвязь арифметических и арифметических знаний.

   На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции и развития внимания, наблюдательности, памяти, таких процессов  мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, умение планировать свою деятельность , овладение приемами самоконтроля и т.д.

 Учитель заранее специально продумывает, какие коррекционно-развивающие задачи он планирует  осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачи будут реализованы.

 Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках математики решаются задачи воспитания, особенно воспитания положительных личностных качеств школьников, таких,  как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель  не  только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его  воспитательных задач: предусматривает воспитание у учащихся чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.

 На каждом уроке учитель продумывает как математический материал связать с повседневной жизнью, с игровой, бытовой  деятельностью учащихся. С этой целью подбираются сюжеты текстовых задач, изучение величин и единиц измерений связываются  с практической деятельностью учащихся, изучая геометрический материал, учащиеся должны выделять геометрические формы в предметах окружающей действительности. Следует учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое и т.д.

 Таким образом:

  1.  Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как урок математики включает и арифметический и геометрический материал, то на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей. Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся к восприятию новых знаний. Однако на каждом уроке математики должна быть поставлена одна главная дидактическая цель. Наряду с учебными целями формируются коррекционно-развивающие и воспитательные цели.
  2.  Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного  подхода, научно, тесно связано с жизнью. На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического  материала, теоретического и практического материала, упражнений вычислительного  характера и решения задач. Объем учебного материала должен обеспечивать активность учащихся  и работу в течение урока в доступном темпе.
  3.   Методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать  и коррегировать их познавательную  деятельность , способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.
  4.  На каждом этапе урока математики ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков. Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика  ( в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль  за деятельностью школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
  5.  Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями, измерительными и чертежными инструментами, техническими средствами. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
  6.  Каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью: ясная цель каждой структурной части урока  и подчиненность их главной дидактической цели урока, четкое планирование урока и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом.
  7.  Повторение должно осуществляться на каждом уроке математики, т.е. должен соблюдаться принцип непрерывности повторения.
  8.  На каждом уроке учитель должен развивать речь учащихся, обогащать их словарь новыми терминами и выражениями, следить за точностью. Лаконичностью и грамматическим строем речи.
  9.  Уроки математики должны быть тесно связаны с другими  учебными предметами, с жизнью.
  10.  Уроки математики  должны носить практическую направленность, способствовать решению задач социальной адаптации и реабилитации учащихся классов КРО и ККО.
  11.  Учитель должен служить образцом  подражания для учащихся: прекрасное знание учебного материала, владение методикой его проведения, собранность, четкость инструкций, лаконичная речь, эмоциональность, доброжелательное отношение к учащимся.
  12.   Урок математики должен будить не только мысль, но и чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность  и интерес к математическим фактам и явлениям.
  13.  На уроках математики должны быть реализованы требования лечебно-педагогического  режима с учетом работоспособности  и утомляемости учащихся классов КРО и ККО. Этому способствует переключение видов деятельности, т.к. продолжительное непрерывное выполнение  на уроке одинаковых учебных операций  вызывает утомление, проведение физкультминутки, музыкальных пауз, целесообразное распределение учебного материала и видов работ и т.д. Работе над новым материалом следует посвящать первую половину урока, учитывая нарастающее утомление учащихся
  14.   В связи с тем, что абсолютное большинство детей группы риска приходят в школу с негативным отношением к учению или имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью, перед учителем встает задача формирования содержательной учебной мотивации. Поэтому одной из особенностей построения урока является формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как  а)  целеполагание (упражнения в умении выделить цель, определить и осознать ее,  б) познавательный мотив, который возникает и закрепляется путем упражнений в достижении поставленной цели. Очень важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они сами поставили перед собой цель. Цель, поставленная извне, учителем, не всегда превращается в ту цель, которую хочет достичь ученик.
  15.  Требования, предъявляемые к ученикам классов КРО и ККО, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям школьников может вызвать, с одной стороны, чувство неуверенности в себе, боязнь ошибиться, безынициативность, и ,с другой стороны,- вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности  волевых усилий , неумению преодолевать трудности. Отсюда обучение таких учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития.
  16.   Принимая во внимание то, что весь учебный процесс и все педагогические воздействия должны осуществляться  с учетом индивидуальных  возможностей учащихся, при определении объема учебного материала для урока следует соблюдать требование необходимости и достаточности. Учитывая, что темп работы детей группы риска ниже, чем у других категорий учащихся, следует вести обучение интенсивно – отбирать для урока такое содержание, на котором возможно комплексное решение диагностических, компенсаторно- развивающих и образовательных задач.
  17.   Многоцелевая направленность компенсирующего обучения определяет особый подход к построению системы учебных заданий: в эту систему в качестве равноправных ее составляющих включаются  учебные задания, которые строятся на внеучебном  материале и носят компенсаторно-развивающий характер. Компенсаторно-развивающие цели в дополнение  к образовательным преследуют  и подавляющее большинство заданий, построенных на учебном материале. Последнее связано с постановкой и решением  учебных задач через «квазиисследовательскую» деятельность, что способствует формированию теоретического мышления.
  18.  Реализацию  диагностической функции урока обеспечивает в условиях компенсирующего обучения особый способ организации  самостоятельной деятельности учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Он заключается в  том, что в случае, когда ученик не может выполнить задание сам, ему предлагается необходимая помощь, а затем проверяется, насколько она оказалась эффективной. Помощь может быть фронтальной и индивидуальной  ( стимулирующая, направляющая, обучающая). Такая организация деятельности учащихся  позволяет учителю  судить об уровне обучаемости каждого конкретного школьника, динамике его  умственного развития, зоне ближайшего развития, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.
  19.   Важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности  школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. Она используется не как карательное орудие за недостаточные  способности и усердие, а как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение. Таким образом объектом оценивания  становится           учебной работы дается в виде содержательных оценочных суждений учителя и самих учеников при оценке друг друга  и  самого себя, что в значительной степени способствует формированию рефлексии. Известно, что рефлексия ( умение оценить самого себя) как в жизнедеятельности, так и в учебной деятельности – показатель интеллектуального и личностного развития. Основанием оценки при этом  становится критерий относительной успешности.
  20.  Обучение действует на усвоение знаний, развитие школьников не только через формы, методы и приемы учебной работы, но и через атмосферу учения, самочувствие ребенка. Реализация целей компенсирующего обучения вносит коррективы и в коммуникативный компонент урока. Прежде всего изменяется стиль общения учителя с учеником, создается и культивируется атмосфера раскрепощенности, творческого сотрудничества, учения с удовольствием, с чувством равенства, отсутствием боязни допустить ошибку при высказывании своей точки зрения (так как признается право на ошибку и сама ошибка используется как средство при отработке предметных затруднений). Все это формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая  способствует росту обучаемости, нормальному психическому развитию.
  21.  Общение на уроке осуществляется через учебное сотрудничество на двух уровнях: «учитель- ученик», « ученик- ученик». Общение на втором уровне происходит через коллективную деятельность, где идет распределение не только социальных ролей ( учитель- ученик), но и предметно- содержательное распределение, а также через организацию диалога и дискуссии, правильному ведению которых дети специально обучаются. Такая организация обучения способствует: сокращению времени при формировании понятия, глубине понимания предметного материала, росту познавательной активности  школьников, росту сплоченности класса. А учитель получает реальную возможность осуществлять индиаидуальный подход к учащимся.
  22.  Важной особенностью урока является  специальная методическая аранжировка  этапа подведения итогов урока. Здесь происходит анализ степени достижения поставленных перед уроком целей, выясняются трудности, намечаются пути их устранения, обсуждаются домашние задания творческого характера, которые призваны обеспечить внутреннюю мотивацию, принятие цели следующего урока.
  23.   Особо следует остановиться на гигиенических требованиях к уроку. Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 35 минут, во 2 и 3 классах 40 минут, т.к. последние 5 минут урока внимание и работоспособность школьников падают, понижается качество работы.

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25225. Поняття духу в філософії (Гегель, Шелер, Бердяєв). Цілераціональна і цінніснораціональна дія 30.5 KB
  Поняття духу в філософії Гегель Шелер Бердяєв. Цілераціональна і цінніснораціональна дія Поняття духу є центральним у філософії Гегеля. Сутність духу в самосвідомості самопізнання. Першопричина – Абсолютний Дух Абсолютна ідея діяльність абсолютної ідеї – мислення ціль – самопізнання Протиставлення: Душа Дух зв’язок через мислення Душа має здатність сходження на рівень Духу 3 стадії розвитку Духу: суб’єктивний – індивід – дух замкнений в собі відособлений від зовнішнього світу антропологія феноменологія психологія практичний...
25226. Субстанціальстська інтерпретація природи людини 21.5 KB
  Спіноза – визначав протяжність і мислення атрибутами єдиної С. найважливішою логік категорією апріорною формою мислення яка здійснює синтез явищ даних у досвіді. як істотний ступінь у розвитку ідеї основа всякого справжнього розвитку начало наук мислення що повинне виявляти диференціацію єдиного у багатоманітне.
25227. Поняття волі у філософії Шопенгауера та Нацше 23 KB
  Воля є центром мотивації свідомості внутрішньою сутністю людини. Саме воля спонукає нас до дії і весь світ у рух. Воля не має основи не підкоряється закону достатньої підстави а існує сама собою і для себе. Воля проявляється як об’єктивна як природа включаючи і людське тіло так і суб’єктивно – як свідома воля.
25228. Шеллінг “Філософія мистецтва”: поняття мистецтва 34.5 KB
  Шеллінг €œФілософія мистецтва€: поняття мистецтва €œФілософія мистецтва€ уособлює цілий етап в розвитку естетичної думку від Канта до Гегеля Основний вплив: Кант Шиллєр Фіхте. він конструює ідеальну модель світу мистецтва. Шеллінг намагається визначити місце мистецтва в універсумі і тим самим з’ясувати його внутрішню необхідність і метафізичний смисл. Краса проявляється там де особливе реальне в такій мірі відповідає своєму поняттю що воно поняття як нескінчене вступає в кінцеве в усій своїй особливості так що реальне...
25229. Критерії вибору теорії (Поппер, Кун, Фейрабенд) 33 KB
  Поппер видiляє декiлька видiв змiсту теорiй. Перш за все згiдно критерiя демаркацiї усяка наукова теорiя має емпiричний змiст сукупнiсть тих базисних речень котрi вона забороняє. Iнакше кажучи емпiричний змiст теорiї дорiвнює класовi її потенцiйних фальсифiкаторiв. Логiчним змiстом деякого твердження чи теорiї Т символiчно CtT Поппер називає клас всiх логiчних наслiдкiв Т.
25230. Суть Сократових тез “Пізнай самого себе” і ”Я знаю лише те, що Я нічого не знаю” 25 KB
  Характерним для класики стає пізнання чуттєвого космосу в якості об’єкту. Відкриває метод отримання істинного знання шляхом відкриття у загальному сутнісного змісту одиничного що дозволяє керуватись у пошуках істини добра і краси. На відміну від софістів які вважали себе справжніми вчителями мудрості Сократ критично ставився до власного знання: €œя знаю тільки що я нічого не знаю€ – методологічний сумнів головний зміст якого полягає в тому що отримати знання людина може лише власними духовнодушевними зусиллями не очікуючи його...
25231. Платон про ідеї як „досконалі речі” 28 KB
  Платон про ідеї як досконалі речі€ Оригінальне вчення про ідеї. Ідеї вічні незмінні безвідносні вони не залежать від умов простору і часу. По відношенню до чуттєвих речей ідеї одночасно є їх причинами і тими зразками за якими були створені ці речи. Водночас ідеї є метою до якої прагнуть істоти чуттєвого світу.
25232. Еллінізм: відкриття духовної реальності (Сенека, Епіктет) 29.5 KB
  Саме тут вперше на основі причасності всіх людей логосу формується ідея спільного братства на місце ідеалу національної держави приходить космополітизм. Нехай з середини ти будеш інший у всьому а ззовні ми не повинні відрізнятись від людей.€ Перше що обіцяє дати філософія – це вміння жити серед людей. Епіктет проповідував близькі до християнства ідеї про різку відмінність Духа від тіла про братську любов до всіх людей про необхідність постійного звернення людини до бога.
25233. Епікуреїзм: таємниця «паренклізісу» (самочинне відхилення атомів від лінії необхідності) 22.5 KB
  грекоримський епікуреїзм – середній Сад епікуреїзм у Римі – пізній Сад.