62701

Современный урок музыки, его типы и структура

Научная статья

Педагогика и дидактика

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы построения урока музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений.

Русский

2014-06-12

23.05 KB

47 чел.

  1.   Современный урок музыки, его типы и структура

Современный школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные  требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке. Урок музыки – основная форма общего музыкального образования. Именно на уроке реализуются цели и задачи музыкального образования; обеспечивается освоение учащимися обязательного минимума содержания образовательной программы по музыке, предусмотренного государственными стандартами начального общего образования.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

Педагогу в школе необходимо не только представлять музыку великих музыкантов, а ежеминутно на уроке быть самому музыкантом, показывать детям образец музыкального поведения и все время подтверждать право им называться. Учитель музыки должен быть не только хорошим «экскурсоводом», но и музыкантом-практиком. И только тогда современный урок музыки буде являться областью воспитания искусством.

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы  построения урока  музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений. Продумывая содержание и организацию урока, учитель стремится пробудить в учащихся то, что затронуло его до глубины души и чем он не может не поделиться со своими учениками. Такое отношение к уроку помогает найти методическое решение, которое способно раскрыть то сокровенное, что педагог-музыкант сам увидел, почувствовал, ощутил при общении с теми музыкальными явлениями, изучению которых будет посвящено занятие.

Структура урока. К числу важнейших, центральных проблем, относящихся к содержанию и организации урока музыки, следует отнести реализацию принципа целостности урока музыки.

Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, стержневым основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема: «Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство».

В целостном осознании музыкального искусства, как подчеркивает Д.Б. Кабалевский, особое значение: имеет живое восприятие музыки. Учиться слышать музыку учащиеся должны на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Достижение  целостности урока музыки во многом зависит и от того на сколько учитель сможет реализовать идею эмоциональной драматургии урока. Современный урок музыки должен быть союзом педагогики  и музыкального искусства.  В современной теории и практике музыкального образования урок все чаще рассматривается, как «педагогическое произведение учителя» (М.Н. Скаткин и др.). В этой связи об уроке музыки можно говорить как о «музыкально-педагогическом произведении» учителя. Ибо такое произведение - это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля. Музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, систему ценностей, многогранный опыт общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности становятся жанрово-стилевыми детерминантами урока, без которых он не мыслим как урок искусства. С другой стороны, можно говорить об уроке и как о совместном творчестве учителя и учащихся.

В создании урока как музыкально-педагогического произведении важную роль играет режиссура. При этом педагогическую режиссуру предлагается рассматривать как искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса. Осуществление режиссуры исходит из исходного образа-замысла урока музыки и образа-воплощения данного замысла в конкретном проводимом уроке, которые отличны между собой по степени «проработки материала».

Образ-замысел это - обобщенное художественно педагогическое представление об уроке, возникающее в воображении учителя на этапе планирования.  В нем намечаются лишь общие и наиболее существенные представления об уроке (тема, форма, контуры драматургического развития). И это - тот исходный «материал», на основе которого учитель будет создавать свой урок как музыкально-педагогическое произведение, 
В образе-воплощении не только сохраняются
все черты, свойственные образу-замыслу, но и получают конкретизацию в виде:

  1.  конкретного музыкального материала;
  2.  отбора методических способов и приемов;
  3.  соотнесения отобранного музыкального материала с представлениями о возможной реакции детей на общение с тем или иным музыкальным произведением;
  4.  соотношение форм и видов деятельности и общения;
  5.  смены эмоциональных состояний и выявления эмоциональной и смысловой кульминации/кульминаций урока;
  6.  степени активности учащихся в каждом из видов музыкальной учебной деятельности и использования механизмов ее активизации;
  7.  конкретных проявлений артистизма учителя и характера, стиля его взаимоотношений с учащимися.

В результате  определяется авторское видение и слышание учителем созданного им урока как музыкально-педагогического произведения.

Важная задача учителя-режиссера - разработать композицию, драматургию урока музыки. Целостности урока может способствовать выстраивание отдельных видов музыкальной деятельности как цельной и динамичной композиции.

Решая эту задачу, необходимо также помнить о таких важных составляющих, как: образность, содержательность композиции урока; диалектика формы и содержания, соответствие законам выбранного жанра; диалогичность, ассоциативность; оптимальное распределение времени между взаимосвязанными между собой элементами занятия; прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.

Музыкально-педагогическая композиция урока складывается, прежде всего, на основе единства содержания и формы. При этом имеется в виду как структура урока в целом, каждой его части, так и характер взаимосвязи между ними.

Здесь ближе всего проявляется сходство формы урока как музыкально-педагогического произведения и собственно музыкальных форм.  Как показывает практика, в уроке музыки часто можно увидеть двух и трехчастные, в том числе репризные, построения, форму родно, вариации. Они применимы не только к содержанию и организации отдельных видов музыкальной деятельности на уроке (что, например, отмечала Н.Л. Гродзенская по отношению к слушанию музыки), но и ко всему уроку в целом.

Одним из центральных моментов, относящихся к музыкально-педагогической композиции урока музыки, является его драматургическое развитие. Оно рассматривается, прежде всего, как развертывание основной идеи и содержания урока музыки в целом.

Исходя из природы урока музыки как урока искусства, главным для него является выстраивание эмоциональной драматургии урока, его кульминации, контрастов характеров звучащей музыки, разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, характера общения учителя и учащихся и т.д. Важнейшую роль в успешном проведении занятия играет установление учителем определенной атмосферы урока, которая, в свою очередь должна соотноситься с его идеей, образом, композицией.

ТИПЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

а) урок введения в тему;

б) урок углубления и развития темы;

в) урок обобщения темы;

г) Урок контроля эффективности освоения темы и музыкального развития учащихся.

ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

- проблемные и творческие уроки, уроки-исследования;

- уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии;

- уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-турниры, уроки-праздники;

интегрированные, панорамные уроки;

- уроки, композиция которых соответствует принципам музыкальной формы: рондо, вариации, двухчастная, трехчастная  и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79435. Процессы жизненного цикла информационной системы 45.88 KB
  Процессы планирования; Процессы разработки; Интегральные процессы. Процессы планирования определяют и координируют действия процессов разработки и интегральных процессов. В ходе выполнения процессов разработки создаются программные средства для ИС. Виды процессов: Определений требований к ИС; Проектирование;...
79436. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы планирования 48.33 KB
  Цели процесса планирования ПО: Определить конкретные виды работ процессов разработки и интегральных процессов жизненного цикла которые позволят реализовать системные требования и создать ПО требуемого уровня; Определить модели жизненного цикла ПО включающие в себя описание взаимосвязей между процессами последовательность их выполнения механизмы обратной связи и критерии перехода; Выбрать среду поддержки жизненного цикла включающую в себя методы и инструментальные средства которые нужно использовать для выполнения работ в каждом...
79437. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы определений требований к ИС 48.08 KB
  Цели данного процесса состоят в том чтобы: Разработать требования верхнего уровня; Оценить производные требования верхнего уровня с точки зрения безопасности системы. Процесс определения требований к ПО должен обеспечить следующее: Анализ функциональных системных требований и требований к интерфейсам которые предназначены для программной реализации на отсутствие противоречий несоответствий и неопределенностей; Регистрацию для последующего уточнения или исправления и передачи в качестве входной информации...
79438. Процессы жизненного цикла информационной системы. Процессы проектирования 47.74 KB
  Процессы проектирования. Процесс проектирования ПО должен обеспечивать следующее: Архитектура ПО и требования нижнего уровня разработанные в процессе проектирования ПО должны соответствовать стандартам на процесс проектирования ПО и быть прослеживаемыми верифицируемыми и непротиворечивыми; Производные требования должны быть определены и проанализированы для гарантии того что они не противоречат требованиям верхнего уровня; Работы процесса проектирования ПО могут привести к появлению возможных отказов в ПО или наоборот предотвратить...
79439. Процессы кодирования 42.34 KB
  Цели процесса кодирования ПО состоят в том чтобы разработать исходный код который должен быть прослеживаемым верифицируемым непротиворечивым и корректно реализующим требования нижнего уровня. Требования для этого процесса следующие: Исходный код должен реализовывать требования нижнего уровня и соответствовать архитектуре ПО; Исходный код должен соответствовать стандартам кодирования ПО; Исходный код должен быть трассируемым к описанию проекта; Для неадекватных или некорректных входных данных обнаруженных...
79440. Процессы интеграции 44.67 KB
  Процессы интеграции. рассмотрено по госту 51 904 Цели процесса интеграции состоят в получении интегрированной системы. Требования для этого процесса: Исполняемый объектный код должен быть генерирован на основе исходного кода и информации о редактировании связей и загрузке; ПО должно быть загружено в объектный компьютер для интеграции аппаратных средств и ПО; Для неадекватных или некорректных входных данных обнаруженных в процессе интеграции необходимо обеспечить обратную связь с процессами определения требований к ПО проектирования ПО...
79441. Процессы планирования. Планирование инфраструктуры проекта 47.87 KB
  Планирование инфраструктуры проекта. Цели и наборы компонентов инфраструктуры проекта по созданию ИС: Средства коммуникации между участниками ИС; Средства разработки; Обеспечивающий персонал бухгалтеры уборщицы; Лингвистическое обеспечение; Единое информационное пространство – СУБД БД.207 2010 год: Элементами инфраструктуры могут быть технические средства программные средства методы инструментарий технические приемы стандарты а также средства для разработки применения по назначению или сопровождения. Эти планы должны...
79442. Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях 32.19 KB
  Принципы руководства: Взаимодополняемость субъектов управления в коллективе. Принцип единства социального воспитания и самореализации личности. Принцип диалогичности отношений.
79443. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства 30.53 KB
  Можно встретить следующие виды таких программ: Познавательноразвлекательная программа конкурс викторина интеллектуальная игра Праздничная историческая программа литературномузыкальные композиции к памятным датам концертные программы и др. Такие программы требуют от организаторов творчества фантазии и изобретательства а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоупрограммы пышное костюмированное сценическое действие с участием звезд в небольших...