62701

Современный урок музыки, его типы и структура

Научная статья

Педагогика и дидактика

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы построения урока музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений.

Русский

2014-06-12

23.05 KB

56 чел.

  1.   Современный урок музыки, его типы и структура

Современный школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные  требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке. Урок музыки – основная форма общего музыкального образования. Именно на уроке реализуются цели и задачи музыкального образования; обеспечивается освоение учащимися обязательного минимума содержания образовательной программы по музыке, предусмотренного государственными стандартами начального общего образования.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

Педагогу в школе необходимо не только представлять музыку великих музыкантов, а ежеминутно на уроке быть самому музыкантом, показывать детям образец музыкального поведения и все время подтверждать право им называться. Учитель музыки должен быть не только хорошим «экскурсоводом», но и музыкантом-практиком. И только тогда современный урок музыки буде являться областью воспитания искусством.

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы  построения урока  музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений. Продумывая содержание и организацию урока, учитель стремится пробудить в учащихся то, что затронуло его до глубины души и чем он не может не поделиться со своими учениками. Такое отношение к уроку помогает найти методическое решение, которое способно раскрыть то сокровенное, что педагог-музыкант сам увидел, почувствовал, ощутил при общении с теми музыкальными явлениями, изучению которых будет посвящено занятие.

Структура урока. К числу важнейших, центральных проблем, относящихся к содержанию и организации урока музыки, следует отнести реализацию принципа целостности урока музыки.

Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, стержневым основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема: «Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство».

В целостном осознании музыкального искусства, как подчеркивает Д.Б. Кабалевский, особое значение: имеет живое восприятие музыки. Учиться слышать музыку учащиеся должны на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Достижение  целостности урока музыки во многом зависит и от того на сколько учитель сможет реализовать идею эмоциональной драматургии урока. Современный урок музыки должен быть союзом педагогики  и музыкального искусства.  В современной теории и практике музыкального образования урок все чаще рассматривается, как «педагогическое произведение учителя» (М.Н. Скаткин и др.). В этой связи об уроке музыки можно говорить как о «музыкально-педагогическом произведении» учителя. Ибо такое произведение - это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля. Музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, систему ценностей, многогранный опыт общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности становятся жанрово-стилевыми детерминантами урока, без которых он не мыслим как урок искусства. С другой стороны, можно говорить об уроке и как о совместном творчестве учителя и учащихся.

В создании урока как музыкально-педагогического произведении важную роль играет режиссура. При этом педагогическую режиссуру предлагается рассматривать как искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса. Осуществление режиссуры исходит из исходного образа-замысла урока музыки и образа-воплощения данного замысла в конкретном проводимом уроке, которые отличны между собой по степени «проработки материала».

Образ-замысел это - обобщенное художественно педагогическое представление об уроке, возникающее в воображении учителя на этапе планирования.  В нем намечаются лишь общие и наиболее существенные представления об уроке (тема, форма, контуры драматургического развития). И это - тот исходный «материал», на основе которого учитель будет создавать свой урок как музыкально-педагогическое произведение, 
В образе-воплощении не только сохраняются
все черты, свойственные образу-замыслу, но и получают конкретизацию в виде:

  1.  конкретного музыкального материала;
  2.  отбора методических способов и приемов;
  3.  соотнесения отобранного музыкального материала с представлениями о возможной реакции детей на общение с тем или иным музыкальным произведением;
  4.  соотношение форм и видов деятельности и общения;
  5.  смены эмоциональных состояний и выявления эмоциональной и смысловой кульминации/кульминаций урока;
  6.  степени активности учащихся в каждом из видов музыкальной учебной деятельности и использования механизмов ее активизации;
  7.  конкретных проявлений артистизма учителя и характера, стиля его взаимоотношений с учащимися.

В результате  определяется авторское видение и слышание учителем созданного им урока как музыкально-педагогического произведения.

Важная задача учителя-режиссера - разработать композицию, драматургию урока музыки. Целостности урока может способствовать выстраивание отдельных видов музыкальной деятельности как цельной и динамичной композиции.

Решая эту задачу, необходимо также помнить о таких важных составляющих, как: образность, содержательность композиции урока; диалектика формы и содержания, соответствие законам выбранного жанра; диалогичность, ассоциативность; оптимальное распределение времени между взаимосвязанными между собой элементами занятия; прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.

Музыкально-педагогическая композиция урока складывается, прежде всего, на основе единства содержания и формы. При этом имеется в виду как структура урока в целом, каждой его части, так и характер взаимосвязи между ними.

Здесь ближе всего проявляется сходство формы урока как музыкально-педагогического произведения и собственно музыкальных форм.  Как показывает практика, в уроке музыки часто можно увидеть двух и трехчастные, в том числе репризные, построения, форму родно, вариации. Они применимы не только к содержанию и организации отдельных видов музыкальной деятельности на уроке (что, например, отмечала Н.Л. Гродзенская по отношению к слушанию музыки), но и ко всему уроку в целом.

Одним из центральных моментов, относящихся к музыкально-педагогической композиции урока музыки, является его драматургическое развитие. Оно рассматривается, прежде всего, как развертывание основной идеи и содержания урока музыки в целом.

Исходя из природы урока музыки как урока искусства, главным для него является выстраивание эмоциональной драматургии урока, его кульминации, контрастов характеров звучащей музыки, разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, характера общения учителя и учащихся и т.д. Важнейшую роль в успешном проведении занятия играет установление учителем определенной атмосферы урока, которая, в свою очередь должна соотноситься с его идеей, образом, композицией.

ТИПЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

а) урок введения в тему;

б) урок углубления и развития темы;

в) урок обобщения темы;

г) Урок контроля эффективности освоения темы и музыкального развития учащихся.

ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

- проблемные и творческие уроки, уроки-исследования;

- уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии;

- уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-турниры, уроки-праздники;

интегрированные, панорамные уроки;

- уроки, композиция которых соответствует принципам музыкальной формы: рондо, вариации, двухчастная, трехчастная  и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77610. ОСОБЛИВОСТІ СПРИЯННЯ ПРАЦЕВЛАШТУВАННЮ МОЛОДІ В СУЧАСНИХ УМОВАХ РИНКУ ПРАЦІ 283.5 KB
  Завдяки високому інтелектуальному потенціалу мобільності та гнучкості молоді люди мають можливість впливати на суспільний прогрес визначаючи майбутнє суспільства держави та світового співтовариства.
77611. Новая экономическая политика 57.25 KB
  Споры о НЭПе продолжаются и сейчас ведутся например дискуссии на тему был ли отказ от НЭПа обусловлен общей логикой событий или это было нарушение логики поступательного развития. Цель моего исследования состоит в рассмотрении сущности и значения НЭПа.
77612. Супутникові лінії зв’язку 2.45 MB
  Передача і прийом інформації від джерела до користувача називається зв’язком. При передачі повідомлення перетворюються в передавач і сигнали, що передаються по лінії зв’язку. Сигнали, які є носіями повідомлення приймаються приймачем, в якому відбувається їх перетворення у повідомлення.
77614. Изучение основных методов обеспечения безопасности процессов хранения АХОВ 1 MB
  Территория области – в различной степени волнистая равнина. Нижнее течение реки Дона делит ее на две части, приблизительно равные по площади, но очень различные по природным условиям. Особенно сложен рельеф север-ной половины, имеющий хорошо развитую гидрографическую сеть и овражно-балочную систему.
77615. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЛЬФАТНОЙ КОРРОЗИИ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАННЫХ ОБРАЗЦОВ МЕТОДОМ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА 6.37 MB
  В исследовательской работе рассматриваются тампонажные растворы на основе цементного вяжущего с применением компонентов кварцевого песка и добавки 10-тиводного сульфата натрия. Использование данного состава могло бы существенно отличатся от дорогостоящего сульфатостойкого цемента.
77618. Управление пассивными операциями коммерческого банка 385.09 KB
  Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность управления пассивными операциями коммерческого банка. Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач. изучить теоретические основы формирования пассивных операций коммерческого банка...