62701

Современный урок музыки, его типы и структура

Научная статья

Педагогика и дидактика

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы построения урока музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений.

Русский

2014-06-12

23.05 KB

56 чел.

  1.   Современный урок музыки, его типы и структура

Современный школьный урок музыки является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные  требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке. Урок музыки – основная форма общего музыкального образования. Именно на уроке реализуются цели и задачи музыкального образования; обеспечивается освоение учащимися обязательного минимума содержания образовательной программы по музыке, предусмотренного государственными стандартами начального общего образования.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

Педагогу в школе необходимо не только представлять музыку великих музыкантов, а ежеминутно на уроке быть самому музыкантом, показывать детям образец музыкального поведения и все время подтверждать право им называться. Учитель музыки должен быть не только хорошим «экскурсоводом», но и музыкантом-практиком. И только тогда современный урок музыки буде являться областью воспитания искусством.

В организации процесса музыкального образования решающее значение приобретают вопросы  построения урока  музыки. Конкретная реализация любой темы урока предполагает множественность решений. Продумывая содержание и организацию урока, учитель стремится пробудить в учащихся то, что затронуло его до глубины души и чем он не может не поделиться со своими учениками. Такое отношение к уроку помогает найти методическое решение, которое способно раскрыть то сокровенное, что педагог-музыкант сам увидел, почувствовал, ощутил при общении с теми музыкальными явлениями, изучению которых будет посвящено занятие.

Структура урока. К числу важнейших, центральных проблем, относящихся к содержанию и организации урока музыки, следует отнести реализацию принципа целостности урока музыки.

Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, стержневым основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема: «Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство».

В целостном осознании музыкального искусства, как подчеркивает Д.Б. Кабалевский, особое значение: имеет живое восприятие музыки. Учиться слышать музыку учащиеся должны на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Достижение  целостности урока музыки во многом зависит и от того на сколько учитель сможет реализовать идею эмоциональной драматургии урока. Современный урок музыки должен быть союзом педагогики  и музыкального искусства.  В современной теории и практике музыкального образования урок все чаще рассматривается, как «педагогическое произведение учителя» (М.Н. Скаткин и др.). В этой связи об уроке музыки можно говорить как о «музыкально-педагогическом произведении» учителя. Ибо такое произведение - это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля. Музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, систему ценностей, многогранный опыт общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности становятся жанрово-стилевыми детерминантами урока, без которых он не мыслим как урок искусства. С другой стороны, можно говорить об уроке и как о совместном творчестве учителя и учащихся.

В создании урока как музыкально-педагогического произведении важную роль играет режиссура. При этом педагогическую режиссуру предлагается рассматривать как искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса. Осуществление режиссуры исходит из исходного образа-замысла урока музыки и образа-воплощения данного замысла в конкретном проводимом уроке, которые отличны между собой по степени «проработки материала».

Образ-замысел это - обобщенное художественно педагогическое представление об уроке, возникающее в воображении учителя на этапе планирования.  В нем намечаются лишь общие и наиболее существенные представления об уроке (тема, форма, контуры драматургического развития). И это - тот исходный «материал», на основе которого учитель будет создавать свой урок как музыкально-педагогическое произведение, 
В образе-воплощении не только сохраняются
все черты, свойственные образу-замыслу, но и получают конкретизацию в виде:

  1.  конкретного музыкального материала;
  2.  отбора методических способов и приемов;
  3.  соотнесения отобранного музыкального материала с представлениями о возможной реакции детей на общение с тем или иным музыкальным произведением;
  4.  соотношение форм и видов деятельности и общения;
  5.  смены эмоциональных состояний и выявления эмоциональной и смысловой кульминации/кульминаций урока;
  6.  степени активности учащихся в каждом из видов музыкальной учебной деятельности и использования механизмов ее активизации;
  7.  конкретных проявлений артистизма учителя и характера, стиля его взаимоотношений с учащимися.

В результате  определяется авторское видение и слышание учителем созданного им урока как музыкально-педагогического произведения.

Важная задача учителя-режиссера - разработать композицию, драматургию урока музыки. Целостности урока может способствовать выстраивание отдельных видов музыкальной деятельности как цельной и динамичной композиции.

Решая эту задачу, необходимо также помнить о таких важных составляющих, как: образность, содержательность композиции урока; диалектика формы и содержания, соответствие законам выбранного жанра; диалогичность, ассоциативность; оптимальное распределение времени между взаимосвязанными между собой элементами занятия; прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.

Музыкально-педагогическая композиция урока складывается, прежде всего, на основе единства содержания и формы. При этом имеется в виду как структура урока в целом, каждой его части, так и характер взаимосвязи между ними.

Здесь ближе всего проявляется сходство формы урока как музыкально-педагогического произведения и собственно музыкальных форм.  Как показывает практика, в уроке музыки часто можно увидеть двух и трехчастные, в том числе репризные, построения, форму родно, вариации. Они применимы не только к содержанию и организации отдельных видов музыкальной деятельности на уроке (что, например, отмечала Н.Л. Гродзенская по отношению к слушанию музыки), но и ко всему уроку в целом.

Одним из центральных моментов, относящихся к музыкально-педагогической композиции урока музыки, является его драматургическое развитие. Оно рассматривается, прежде всего, как развертывание основной идеи и содержания урока музыки в целом.

Исходя из природы урока музыки как урока искусства, главным для него является выстраивание эмоциональной драматургии урока, его кульминации, контрастов характеров звучащей музыки, разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, характера общения учителя и учащихся и т.д. Важнейшую роль в успешном проведении занятия играет установление учителем определенной атмосферы урока, которая, в свою очередь должна соотноситься с его идеей, образом, композицией.

ТИПЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

а) урок введения в тему;

б) урок углубления и развития темы;

в) урок обобщения темы;

г) Урок контроля эффективности освоения темы и музыкального развития учащихся.

ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ

- проблемные и творческие уроки, уроки-исследования;

- уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии;

- уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-турниры, уроки-праздники;

интегрированные, панорамные уроки;

- уроки, композиция которых соответствует принципам музыкальной формы: рондо, вариации, двухчастная, трехчастная  и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32518. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 1.19 MB
  1 Квадратный трехчлен 4 Решение уравнений и запись корней. 1 Решение неравенств и запись ответов. 1 Решение задач и запись корней. 1 Решение заданий.
32519. ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 73.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКЭКСКУРСИЯ Самый термин экскурсия произошёл от латинского слова excurro экскурро что значит выбегаю. Следовательно само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы а именно выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту. Таким образом экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: вопервых на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе...
32520. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ 97.5 KB
  Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...
32521. ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ 312.5 KB
  Избранные вопросы методики преподавания информатики ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПОЛОЖЕНИЕ о школьных и городских предметных олимпиадах школьников. Общие положения Настоящее Положение определяет статус цели и задачи школьных и городских олимпиад порядок их проведения и финансирования. Основными целями и задачами олимпиад являются: пропаганда научных знаний и развитие у учащихся интереса к научной деятельности создание необходимых условий для выявления одаренных детей активизация работы факультативов спецкурсов кружков....
32522. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ 60.5 KB
  ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...
32523. СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 49.5 KB
  ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...
32524. КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 90.5 KB
  Компоненты компьютерной грамотности педагога: знание научной и научнометодической литературы учебнометодических материалов относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса темы отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания пригодные для выполнения с...
32525. БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 41 KB
  ППС и методика их использования БЛОЧНОМОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ. Блочномодульная структура деятельности учащегося в технологии применения ПС Необходимо отметить два направления к которым ведет использование средств информационных технологий. Усложнение технических средств влечет за собой обогащение форм деятельности. Можно утверждать что внедрение средств новых информационных технологий влияет на духовную эмоциональную коммутативную и деятельностную сферы жизни человека.
32526. КРИТЕРИИ ЭФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 37.5 KB
  Технология применения ПС в учебном процессе имеет специфику в том что в качестве основного средства обучения используются программные средства это частнодидактическая технология имеющая приложения для всех общеобразовательных дисциплин в школе. В качестве критериев оценки технологии применения ПС отобраны следующие: 1 критерии среды обучения оценивались по соответствию педагогическим условиям реализации технологии применения ПС эмоциональному фону урока и общению между учителем и учащимися; 2 критерии эффективности программных средств...