62702

Театр оперы и балета

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Введение новой темы Ребята кто нибудь из вас был в театре А что такое театр как вы думаете Театр мир сказок удивительных приключений и превращений мир добрых и злых волшебников. Ребята а как вы думаете что это за театр...

Русский

2014-06-12

20.05 KB

0 чел.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализ

Организационный этап

Здравствуйте дети. Меня зовут, Ольга Сергеевна, и сегодня я у вас буду вести урок музыки по теме «Театр оперы и балета».

Здравствуйте.

Введение новой темы

Ребята кто-нибудь из вас был в театре?

А что такое театр как вы думаете?

Театр – мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

Ребята, а как вы думаете, что это за театр?

Посмотрите внимательно на изображение, какой памятник расположен на театре?

Ребята мужчина, который сидит в колеснице это Аполлон.

Вы знаете кто такой Аполлон?

Аполлон - в греческой мифологии бог — охранитель света, наук и искусств, предводитель и покровитель муз. Посмотрите, а что у него в руках?

А что такое лира?

В каждом большом городе есть театр оперы и балета, у нас этим театром считают Большой театр. Большой театр является символом Москвы. В нем показывают оперы, балет, различные концерты.

Какие балеты и оперы вы знаете? (Оперы: Золушка, Жизнь за царя, Руслан и Людмила, Ромео и Джульетта, Гамлет, Русалка; балеты: Лебединое озеро,  спящая Красавица, Золушка, Щелкунчик).

Балет – музыкальный спектакль. В нем все герои танцуют в сопровождении оркестра.

Опера ребята – музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождение оркестра.

Опера состоит из нескольких действий. Как вы думаете, сколько действий содержит опера?

Почему, как вы думаете?

Опера состоит из увертюры, т. е. музыкального вступления, самой оперы, состоящей из нескольких, чаще всего 3-4 действий; музыкальный монолог героев называется арией, групповые выступления–ансамбли, есть в опере музыкальные антракты, балетные  сцены, речитатив: бывает сухой и мелодический. Сухой, когда герой разговаривает, рассказывает свою речь под музыки, а мелодическая - у нее в основе мелодия.

Давайте с вами послушаем арию Фарлафа в форме рондо.

Ребята, кто-нибудь из вас встречался с этим словом ранее?

Что оно обозначает?

Так же в театрах выступают концерты с оркестрами.

Выступления могут быть дуэтом, терцетом и квартетом.

Как вы думаете, что такое оркестр?

Оркестр коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах, или совокупность самих этих инструментов.

Руководит оркестром дирижер. Язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам.

Как располагается дирижер на сцене?

Раньше ребята, дирижеры выступали лицом к зрителям, и первый кто встал спиной к зрителям был Бетховен.

Оркестр состоит из струнных, ударных, деревянно-духовых и медно-духовых инструментов.

Ребята, давайте с вами откроем страницу 82 и посмотрим на картинку. Что мы видим?

Давайте прочитаем небольшой отрывок из оперы.

Как вы думаете, кто написал эту поэму?

Правильно его изображение можно увидеть на картинке, а так же на слайде.

Кто такой А.С. Пушкин?

А.С. Пушкин -  русский поэт, драматург и прозаик.

Какие произведение вы знаете?

Ребята по этой поэме Михаил Иванович Глинка сочинил оперу. Ребята, а что необходимо еще для написания оперы? (Либретто – литературная основа большого вокального сочинения)

М.И. Глинка - русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Михаил Глинка родился (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет Михаил воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Он написал 2 оперы и одна из них «Иван Сусанин», но вскоре пришлось поменять название на «Жизнь за Царя»

Почему сменилось название?

Ребята, а как называется другая опера?

Руслан –

Людмила –

На свадьбах было весело, и играли на них кто?

Посмотрите на стр. 83, вот так они выглядели.

А кто такие гусляры?

А где раньше играли гусляры?

Ребята давайте сравним песню Баяна из оперы Глинки и начала поэмы Пушкина.

Как вы думаете, на каком инструменте играл Баян во время своего пения?

А давайте с вами вспомним, сколько женихов было у Людмилы, и назовем их имена?

Ребята, а кто похитил Людмилу?

Посмотрите на стр. 84, вот так он выглядит. Как он это сделал?

Давайте, с вами сравним увертюру и финал оперы.

Вы, помните, что такое увертюра?

Ребята послушайте внимательно увертюру, если вы услышите музыкальные средства, которые описывают Людмилу - поднимите одну руку, если Руслана – 2 руки, а если здесь вы услышите грозного Черномора, то покажите мне кулачки.

Ребята, не правда ли прослушав увертюру, мы познакомились с вами кратко с содержанием поэмы. Как она начинается?

А как заканчивается?

То есть, что мы можем сказать, что все закончилось хорошо.

А теперь давайте с вами прослушаем финал оперы, и вы мне скажите, какая картина вам представилась?

Да

Высказывают свое мнение

Большой театр

Конница из четырех коней и мужчину.

Нет/да

Лира

Это музыкальный инструмент.

Высказывают свое мнение.

2-4

Потому что голос актера устает.

Да/нет

Музыкальная форма, в которой неоднократные повторения мелодии.

Высказывают свое мнение.

Спиной к зрителям.

Дуб, богатырей, кота, русалку..

Читают отрывок «Песнь первая»

А. С. Пушкин.

Поэт

Сказки (перечисляют), поэмы

Потому что в то время нельзя было писать о простом крестьянском народе, а Сусанин им являлся. Поэтому что бы поэма вошла в свет, ее нужно было переименовать.

Руслан и Людмила.

Жених Людмилы

Людмила дочь князя

Гусляры

Это люди, которые играли на гуслях.

На пирах и праздниках.

На гуслях.

4 жениха: Ратмир, Черномор, Рогдай и Руслан

Черномор

Когда Людмила и Руслан ложились спать, он забрался в их покое с громом и ветром и украл ее.

Начало (вступление)

Торжественно

Тоже торжественно

Как Черномор крадет Людмилу.

Показ слайдов № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Прослушивание арии Фарлафа в форме рондо

Слайд № 5

Слайды № 6,7,8,9

Слайд № 10

Слайд № 11

Прослушивание песни Баяна

Прослушивание увертюры Руслана и Людмилы и финал оперы.

Подведение итогов

Что мы сегодня узнали?

  1. Что такое балет?

  1. Что такое опера?

  1. Что такое театр?

  1. Кто такой М.И.Глинка?
  2. Кто такой А.С. Пушкин?
  3. Из каких инструментов состоит оркестр?

Музыкальный спектакль. В нем все герои танцуют в сопровождении оркестра. Музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождение оркестра.

Мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

Русский композитор.

Поэт, драматург.

Струнных, ударных, деревянно-духовых и медно-духовых инструментов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81012. Сеть специальных учреждений для детей с психофизическими нарушениями 26.53 KB
  специальные дошкольные образовательные учреждения: специальные ячли специальные детские сады группы конпенсирующего вида при массовых детских садах специальные детские дома для детей сирот подготовительные отделения при специальных школах; 2. специальные общеобразовательные учреждения: специальные школы первого вида для глухих; второго вида для слабослышащих; третьего вида для незрячих; четвертого вида для слабовидящих; пятого вида для детей с нарушениями речи; шестого вида для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата; седьмого...
81013. Особенности дошкольного и школьного специального (коррекционного) образования 28.25 KB
  комплектование ДОУ по принципу ведущего отклонения в развитии ребенка с нарушениями слуха – глухие и слабослышащие; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с ЗПР; с нарушениями опорно – двигательного аппарата. для каждой категории детей с психофизическими нарушениями предусмотрена своя специальная школа; 2.
81014. Принципы специального образования 28.23 KB
  Выготского о зоне ближайшего развития ; принцип ранней педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционнокомпенсирующей направленности опора на сохранные анализаторы а так же использование компенсаторных возможностей детей; принцип социальноадаптирующей направленности обучения подготовка ребенка с психофизическими нарушениями к максимально самостоятельной жизни в обществе чтобы избежать социального выпадения; принцип...
81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.
81016. Причины аномального развития детей. Типы нарушений психического развития 29.04 KB
  Типы нарушений психического развития по Лебединскому: недоразвитие ранее время поражения незрелость мозга. Пример: умственная отсталость психические функции недоразвиты вынужденная недостаточность высших психических функций мышления речи; ✓ задержанное развитие замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер; ✓ поврежденное развитие более позднее после 2 3 лет патологическое воздействие на мозг; ✓ дефицитарное развитие тяжелые нарушения отдельных систем: зрения слуха речи опорнодвигательного...
81017. Принципы и методы диагностики отклонений в развитии ребенка. Функции психолого-медико-педагогической консультации 30.39 KB
  Принцип комплексного изучения ребенка который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности эмоциональноволевой сферы личности навыков и т.Принцип целостного системного изучения ребенка.Принцип динамического изучения ребенка согласно которому при обследовании важно выяснить не только то что дети знают и умеют но и их возможности в обучении зона ближайшего развития.
81018. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений 36.26 KB
  Все концепции международных отношений нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом а не отдельные ее элементы. Это отличает их от внутриобщественных отношений построенных на принципах иерархии субординации формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений где формально закреплена функция государственного принятия решений в МО это невозможно на правовом уровне.
81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.
81020. Идеализм как школа международных отношений 35.05 KB
  Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений ориентируясь на институты международного права. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.