62706

Русские народные инструменты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах Срежу я с берёзы три пруточка Сделаю из них я три годочка Как вы думаете каким был первый музыкальный инструмент Какие знаете русские народные инструменты...

Русский

2014-06-12

17.47 KB

3 чел.

Тема: Русские народные инструменты .

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи: 1)раскрыть истоки создания народных инструментов,2)способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,3)воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,

Повсюду музыка слышна!

– О чём стихотворение?

– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Примеры)

– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её?

2. Актуализация знаний

Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Продолжите ряд – заклички, веснянки… (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки).

– Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения?

– Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа.

– О чём нам могут рассказать народные песни? Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.

– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».

– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три годочка…

– Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Какие знаете русские народные инструменты?

Слайд 1. На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»    

– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?

– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.

– Какой народный инструмент звучал? Почему так решили?

– Гусли – самый древний музыкальный струнный  инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали  о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

Слайд 2.  Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий

Слайд 3. О каком инструменте говорится в загадке?

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё  плясать

И по-русски приседать.

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).

Слайд 4. Рассматривание картины  М. В. Нестерова «Лель. Весна». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слайд 5. Свирель – русский народный духовой инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями  (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи (музыкальный пример игры на свирели).

– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем –  вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные .

Слайд 6. Прослушайте звучание ещё одного инструмента. По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.

Слайд 7. Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. Например, птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

Слайд8. Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?

Слайд 9. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.

– Прослушайте звучание бубенцов.

Слайд 10. Что в давние времена называли бубном? Что такое ратный бубен?

– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной.

– Прослушайте звучание бубна.

Слайд 11.

Была берёзовая чурка

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее, не одно, а два.

Два чуда – две чудесных ложки!

Округлых, звонких, расписных!

Чечётку, даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

– В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Слайд 12. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок.

«трещотка» как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Первичное закрепление

Слайд 13. Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).

– Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!

То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!

– Как понимаете последние строчки?

– Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.

– Какие инструменты звучали?

– Какой характер у мелодии?

Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.

Слайд 14. Кроссворд «Инструменты народного оркестра»:

– Шумовой инструмент с  кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками.

– Трёхструнный щипковый инструмент.

– Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок.

– На этом инструменте часто играли пастухи.

– Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны.

– Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

– Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки.

– Дудочка с голосом жалобного звучания.

– По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?

Слайд 15. Вывод

– Что нового узнали? Чему научились?

– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52017. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 124.5 KB
  Слайд 3 1 учень. 2 учень Особливе значення для мене має образ лампи з абажуром зеленого кольору. 1 учень. 2 учень слайд 4 Київ займав особливе місце в житті та творчості письменника.
52018. Павуки. Особливості будови та життєдіяльності 73.5 KB
  Особливості будови та життєдіяльності слайд 3 Визначення мети та завдань уроку Мету та завдання визначаємо разом з дітьми: слайд 4 Ознайомитися з особливостями будови представників класу Павукоподібні; Дати загальну характеристику класу Павукоподібні; Визначити місце павукоподібних у системі органічного світу; Ознайомитися з властивостями павутини та способами полювання павуків. Завдання уроку: слайд 5 Простежити ускладнення будови павукоподібних у порівнянні з ракоподібними; Зясувати значення павутини в житті...
52019. Утворення Єгипетської держави 81.5 KB
  Ознайомити учнів з особливостями виникнення перших держав у Єгипті, з утворенням єдиної держави та з культом фараона. Розвивати уміння учнів працювати з історичною картою, текстом підручника, аналізувати схеми та малюнки, робити висновки.