62713

Окружающий мир

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Сформировать новые понятия: исторические источники и их виды археологические раскопки история отечество. Развивать интерес к познанию прошлого своих предков умение видеть в настоящем опыт предыдущих поколений...

Русский

2014-06-12

85.91 KB

0 чел.

Конспект урока  окружающий мир в 3 В классе

Студентки 41 групп. Специальность: 050709 преподавание  начальных  классах  Махметовой Айгуль

Цели урока:

1 Сформировать новые понятия: исторические источники и их виды, археологические раскопки, история, отечество.

2 Развивать интерес к познанию прошлого  своих предков, умение видеть в настоящем опыт предыдущих поколений;

3 Воспитывать уважительное отношение к наследию предков

Оборудование: иллюстрации, на которых изображены архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга, родного края, старинные фотографии, на которых видна старинна одежда, предметы из раскопов, страницы старинной книги с «ятями», старинные монеты, странный корабль, дневник воспоминаний, граффити; таблички с надписями: «Исторические источники», «Вещественные», «Письменные», «Устные», «История семьи ».

Ход урока

  1.  Орг. момент

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпению,  к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней- Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

  1.  Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

- Какие изменения могут происходить в жизни человека и общества?

В жизни  каждого человека происходит множество событий.  Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни.

Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку», одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня,  и те, кто жил за долго до нас, и те,  кто будет жить через много-много лет после нас,- все вместе составляем Человечество. У Человечества  тоже есть биография- это История.

Наши уроки окр.  мира -это маленькие окошки, через которые вы сможете заглянуть в  Историю, познакомитесь  с людьми и событиями далеких и не очень далеких времен.

- Отправляемся в путешествие по истории.

Пойдемте со мною веселой гурьбой,

Улыбку, смекалку возьмите с собой.

История- очень древнее слово,  в переводе с греческого  языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

 У всех  народов  мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты»

- Что же такое наука- история?

История изучает , как жили различные народы, какие события происходили в их жизни,  как и почему жизнь людей изменялась и стала такой,  как сейчас.

На доске: рисунок «Дворец Истории»

Работа с заголовком.

- Как называется следующий раздел?  (как жили наши предки)

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить на уроках изучения истории(вопросы задают дети)

- Кто такие предки?

- Что мы называем Родиной? (ответы детей )

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина- матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем  ее потому , что  в ней говорят родным нам языком,  и все в ней для нас родной;  а матерью- потому ,что она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов…и когда мы уснем навеки, то она же прикроет и кости наши.

-что такое быт? (быт-это обычное протекание жизни людей,их вещи, предметы быта, обычаи и традиции ,характер труда и отдыха)

- что такое культура? (совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно- трудовой практики. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современных , заимствований у других народов. )

-наука, открытия и изобретения, искусство, житейско-обыденные  знания, изделия ,постройки- все, что создано поколениями людей, составляют культуру народа.

Без уважительного  отношения к житейскому , практическому, нравственному  опыту предыдущих поколений нельзя строить будущее.

  1.  Изучение нового  материала.

Беседа по опросам.

- Как узнают о прошлом? (отв детей)

- Человек на Земле живет уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди Древней Руси?

Оказывается, все, что нас окружает, это история - следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности - вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Могут передаваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, пословицы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом

своего народа.

На доске: вверху - табличка «Исторические источники»;

внизу - иллюстрации (см. оборудование).

  1.  Можно ли разделить исторические источники на группы? Если да, то на какие группы вы бы их разделили? (В случае затруднения учащихся помогает им учитель.)
  2.  Историк распределил бы эти источники следующим образом:

Учитель группирует картинки.

  1.  Как назовете эти группы?

На доске: таблички «Вещественные» - слева, «Письменные» - слева.

  1.  Все ли виды исторических источников представлены на доске? Есть ли такие источники, которые нельзя показать? Вам захотелось узнать историю своей семьи?

На доске: табличка «История семьи».

  1.  Какие исторические источники могут вам пригодиться? фотография, медаль и другое.)
  2.  Какими письменными источниками вы можете воспользоваться? (Письма, рисунки и другое.)

- как еще можно узнать о прошлом своих родителей, бабушек, дедушек, родных?(отв. детей.)

- как можно назвать такой источник?

На доске: табличка «Устные».

- где находят исторические источники далекого прошлого наших предков?(на раскопках)

- Как называют людей, занимающихся раскопками? (археологами)

Физминутка:  

Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

Словарная работа.

Археолог(составлены из  двух греческих слов: «археос»- древний и «логос»- наука, слово

- Чем занимается наука  археология?

Археология-наука, занимающаяся  изучением прошлого человечества на основе

раскопок.

 Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены раскопки и найденные в них предметы быта наших предков.

- ребята, осталась очень большая область,  где изучают большие вещественные источники. Давайте вспомним,  с какими вещественными  источниками мы уже успели познакомиться(орудия труда, утварь, одежда, посуда, предметы мебели, роскоши, осветительные приборы, кроме этого,  нас еще ожидают встречи со многими знакомыми.)

Сейчас  попадете туда и увидите.

 Вещественные и письменные

Устные, изобразительные-

Раскройтесь нам таинственные

Источники удивительные!

та

Самостоятельная работа с учебником.

- Прочитайте первый раздел текста «как узнают о прошлом», найти вопрос (из перечня в конце темы), на который можно ответить, прочитав данный текст, и подготовиться ответить на него.

Например: какие исторические источники помогают нам узнавать о событиях прошлого, о занятиях и умениях наших предков?(вещественные источники, постройки, посуда и так далее.)

У каждой вещи свой рассказ

История своя.

И каждая важна для нас-

Частица бытия

IV. Итог урока.

-На доске вы видите названия источников, вы должны определить  какой  исторический источник  к какой  группе относится.

- Я вам раздам листы, ваша задача нарисовать то, что вам было наиболее интересным на  уроке или что вам запомнилось.

Практикант_________________

Методист___________________

Учитель____________________

Оценка_____________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме – ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе – бе – бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми – логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...