62719

Непроизносимые согласные в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: Предметные: умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными; умение видеть непроизносимые согласные ЛТВД в корне по опознавательным признакам: умение различать проверочное и проверяемое слова...

Русский

2014-06-12

50.89 KB

5 чел.

                         Тема: Непроизносимые  согласные  в корне. 3 класс.      (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель деятельности учителя: Обеспечить усвоения  школьниками сущности орфографического правила, создать  условия  для развития  умения  видеть орфограмму – непроизносимые согласные в корне и применять это правило при письме.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-  умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- умение  видеть непроизносимые согласные Л,Т,В,Д в корне  по опознавательным  признакам:

- умение различать проверочное и проверяемое слова;

- находить и отмечать в словах  изучаемую орфограмму;

- умение проводить звуко-буквенный анализ  слова.

 Личностные:

- умение осознать  роль  орфограммы   непроизносимые  согласные в письменной  речи;

- воспитание аккуратности в процессе  выполнения письменных  заданий;

- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

      Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм  непроизносимые согласные звуки в слове;

- умение использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём подбора однокоренных слов  (честный - честь);

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос и фиксировать  выводы в виде правила и алгоритма;

-  умение «открыть» вместе с детьми способ  проверки  непроизносимых  согласных и сформировать  общий приём  умственных  действий  при написании  слов с непроизносимыми  согласными в корне.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  подводящего диалога;

-  умение  правильно  формулировать вопросы в процессе  работы в парах;

- умение в парах обсуждать смысл  пословиц и проверять правильность выполнения задания;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания.

Образовательные ресурсы:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В.  Русский язык: Учебник для  3 класса, часть 1.

2. Орфограммы  в виде  персонифицированных героев – жителей  Орфографического царства.

вес. ник     ?  

3. Карточка с Почемучкой для постановки проблемы:  

4. Карточки с однокоренными словами для парной работы и исследования.

5.  Карточка-опора для обобщения правила правописания слов с непроизносимыми согласными.

6. Слова, написанные  в виде лесенки, на вершине которой нарисован флаг.

7. Рифмованное  правило.

1. Самоопределение  к деятельности.

- Чтобы нам эффективно  потрудиться на данном уроке, необходимо  настроиться на работу.  Закройте глаза. Сейчас я буду говорить  вам  неоконченные  предложения, а вы будете их продолжать.

-  На уроке наши глазки внимательно  смотрят и всё …

-  Наши ушки  внимательно слушают и всё …  

-  На уроки мы все  должны  быть …

    Настройтесь на работу. У вас все получится, ваша работа должна радовать вас.  Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- видят.

-слышат.

-внимательны.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Мы  с вами  отправляемся в Орфографическое  царство.  Им правят две  сестры-орфограммы.  Одна  из них следила, чтобы на конце или в середине слова была написана правильная буква согласного звука. Назовите эту орфограмму

- Запишите под диктовку  слова: снег, сказка, сад.  

- Объясните, какие орфограммы встретились  при записи слов.

- Как  нужно  проверять правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне?

- Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? Чем она занималась?  Ответ на этот  вопрос  вы  сможете  получить  сегодня на  уроке.  Мы   будем открывать  одно правило  написания корня слова. Вы в течение урока будете  открывать для себя новое, полезное, интересное.

-Слова с глухими и звонкими  согласными в корне.

Дети пишут под диктовку.

- Правописание  проверяемых  согласных в корне слов.

- Чтобы правильно написать на конце и в середине слова  согласные буквы, обозначающие парные звонкие и глухие  согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое  однокоренное проверочное слово, чтобы после  согласного звука  был  гласный.

3. Постановка учебной проблемы.

- Как называет того, кто приносит  вести?

- Сейчас двое выходят к доске и напишут слово   вестник

-  Ребята,  одно и то же слова написали  по-разному.  Сколько  мнений  в классе?

- Какой же вопрос возникает?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Чем мы будем заниматься на уроке. Назовите задачу урока.

- Как мы будем работать? Что нужно сделать, чтобы узнать новую орфограмму?  

- Вестник. .   

-Выходят 2 ученика.  Один  пишет   правильно вестник,  другой пишет неверно -  весник.

-При  записи слова  «вестник» возникает два мнения.

-Кто же из учеников прав? Как нужно писать слово вестник.

- Почему в некоторых словах звуки  не произносится, а буквы пишутся?

- Мы должны научиться писать слова, в которых согласный звук не произносится. Должны научиться проверять такие слова. – Нам  нужно исследовать слова и  попытаться вывести  правило.

4. Поиск решения  проблемы.  «Открытие» детьми нового знания.

  1.  Коллективное исследование однокоренных слов.

  1.  Исследовательская работа в группах.

  1.  Проверка выполненной работы. Отчёт о работе у доски.

  1.  Знакомство с правилом  проверки.

- Для ответа на этот вопрос предлагаю  исследование. На доске   написаны  слова.  Прочитайте их.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Назовите в этих словах корень и выделите.

- Ещё раз произнесите однокоренные слова и послушайте.  Все ли  согласные  звуки в них   произносятся?

- В каких словах не произносится звук [т]?  

- Подумайте, почему в этих словах согласный [т]   не произносится?  

- Где находится этот звук в слове? Подчеркните буквы, между которыми стоит  буква «т» в словах   вестник,  известный. 

- Мы с вами сделали первое открытие:

   В русском языке много слов, в которых есть  подряд три  согласных звука [стн].  Один   согласный звук  из трёх (средний) не произносится.   Такие  звуки  называются  непроизносимыми.  Непроизносимые   согласные  в корне  слова –  это орфограмма.  Она живёт  в Орфографическом  царстве и  следит за написанием слов, в которых пишется  три  буквы, а  слышится два звука. При написании  таких слов мы можем допустить ошибки.

-  Вы сейчас  можете точнее  сформулировать тему нашего урока.

-   Сейчас нам нужно ответить ещё на один вопрос:  Какие же звуки  могут быть непроизносимыми?  Чтобы ответить на этот вопрос, будем в парах работать на рабочих листках.  У вас на столах  индивидуальные рабочие листки со словами. Вам нужно обсудить и ответить на вопрос: Какие  согласные звуки  могут быть непроизносимыми?

-  Расскажите, как будете работать.

                        Карточка №1

Солнце, радостно, звёздный, здравствуй.

                     Карточка 2

Солнце, местный, сердце, чувство.

- Какие согласные звуки в русском языке могут быть непроизносимыми? На доске проявляются   буквы  Л, Т, Д, В.

-  Вернёмся к поставленному в начале урока  вопросу.

- Нам удалось ответить на вопрос?

- Перед нами ставит ещё одна задача: Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? Как  слова с такими звуками нужно проверять?  

Что нам нужно делать,  чтобы ответить на эти вопросы?   

- Выполним  77 упражнение, данное в учебнике «Русский язык» (стр.59). Как мы будем выполнять упражнение?  

- Какое задание предлагают для выполнения авторы учебника?  

-  Среди первой группы однокоренных слов (капуста, капустный, капустница)  какое слово  является проверочным?  

- Среди второй группы  однокоренных слов (звезда, звёзды, звёздный, звёздочка)  какое слово  является проверочным?

-  Какое проверочное слово нужно  подобрать, чтобы проверить при письме  слово  с непроизносимым согласным звуком звёздный?

- Сейчас обобщите  полученные знания о новой орфограмме и сформулируйте правило:  Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

На доске дана опора правила. Вам нужно вставить в правило  нужные выражения.

 Чтобы не ошибиться в написании  слов с …., надо подобрать такое …   слово, чтобы …   звук  стал  произносимым.

-  Проверим, совпал ли ваш вывод с правилом, данным в учебнике.  Прочитайте правило  по учебнику на странице 61.

- В каких словах непроизносимые  согласные звуки слышатся чётко и ясно? Прочитайте об этом вслух в учебнике.

- Как  подчёркнута орфограмма?  (Одной чертой.)

- А что  подчёркиваем двумя чертами?  

По ходу на доске появляется карточка-опора:

Непроизносимые согласные

                  Л, Т, Д, В.

В проверочном слове звук четко слышится,

 если он

  1.   в конце слова
  2.   перед гласной

-  Выучим правило в стиха

- Весть,  вестник, известный, известно.

- Это однокоренные слова.

- Корень  слова  вест.  Один ученик выделяет в каждом слове корень.

- В некоторых словах   не произносится согласный звук [т] .

- Звук не произносится в словах вестник,  известный. 

Дети высказывают свои мнения.

-Буква «т» находится в середине слова между согласными, в словах  сразу 3  согласный звука: [стн].

-Правописание непроизносимых  согласных  в корне слова.

- Данные  слова нужно произнести и  найти непроизносимый согласный звук. Затем  подчеркнуть в слове буквы, которыми при письме обозначаются непроизносимые согласные звуки.

Учащиеся  исследуют  по группам однокоренные слова.

Непроизносимыми  могут быть  [л], [т], [д], [в].

- Почему в некоторых  словах согласные звуки не произносятся, а буквы пишутся?  

- Да, нам удалось исследовать особенность непроизносимых согласных звуков  [л], [т], [д], [в].

- Для  того, чтобы ответить на этот вопрос, снова будем исследовать слова.

- Сначала нужно прочитать задание.

-Нам  из данных однокоренных слов нужно  найти  проверочное  слово.

- Слово капуста – проверочное, т.к. звук  [т]  чётко произносится.)

- Проверочными будут несколько  слов: звезда, звёзды, звёздочка.

- Надо подобрать такое слово, чтобы непроизносимый звук  стал  произносимым.

Учащиеся формулируют правило  проверки.

Чтобы не ошибиться в написании  слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук  стал  произносимым.

- Дети читают часть правила  по учебнику.

- Учащиеся  читают продолжение  правила по учебнику (с.61)

- Букву гласного, которая помогает услышать непроизносимые  согласные звуки и букву согласного в конце  слова.

Учащиеся  повторяют за учителем  рифмованное правило:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как написать,

Надо слово подбирать.

Слово не простое,

А однокоренное.

5. Первичное закрепление.

1) Звуко-буквенный анализ слова «лестница».

2) Подбор к данным словам проверочных слов.

3)  Письмо предложений со вставкой пропущенных букв.

-  Отгадайте загадку:

Лежит на спине -  никому не нужна,

Прислони к стене -  пригодится она.    Что это такое?

-  Найдём в толковом словаре  значение слова  лестница.  

-  Проведём звуко-буквенный анализ слова. Сколько звуков и букв?

- Почему количество звуков и букв не совпадает?

-  Как  можно  проверить это слово?  

- Подберите  проверочное слово.

- Какой вывод можно  сделать?  

- У нас на уроке  тоже есть лестница, по которой  мы должны  подняться  на  вершину и установить на вершине  флаг.

Задание: К данным словам  нужно подобрать  однокоренные слова-прилагательные  с непроизносимыми  согласными, таким образом добраться до вершины.

                

   

По ходу  работы учитель организует  контроль и проверку,  дети комментируют правописание слов  с  непроизносимыми согласными:  местный, честный, счастливый, доблестный, радостный.

- Почему  при записи  слов  вкусный у вас были сомнения?  Почему в слове  буква «т»  не пишется?

- На доске даны пословицы. Вставьте в них подходящие  слова с непроверяемыми  согласными, которые  написали при подъёме по лестнице. Подчеркните  непроизносимые  согласные.  С соседом  по парте  объясните смысл каждой пословицы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.

Человек трудолюбивый – самый   …  .

Наше богатство - …    труд.

-Лестница.

- Дети находят в словаре С.И.Ожегова  толкование: Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

- В слове 7 звуков и 8 букв.

- В слове  есть непроизносимый согласный звук, звук [т] не произносится, а буква т пишется.

-Нужно  подобрать  однокоренное слово, в котором звук [т]  произносится.

- Дети пытаются проверить, но не получается.

-Правописание слово лестница нужно   запомнить, это непроверяемое слово.

Учитель вызывает к доске учащихся, каждый ученик  пишет на доске  проверочное слово – прилагательное, а дети в тетрадях.

вкус

радость

доблесть

счастье  

честь

место

-Иногда в некоторых словах нам  хочется написать  согласную, а согласный звук не произносится. Но при проверке в однокоренных словах мы так и не слышим новый звук.

Учащиеся записывают  пословицы и в парах проверяют работу:

Человек трудолюбивый – самый   счастливый .

Наше богатство - честный   труд.

6. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- С какой новой орфограммой познакомились на уроке, путешествуя в Орфографическом царстве?

- Почему орфограмму «слова с глухими и звонкими согласными» и орфограмму «слова с непроизносимыми согласными»  называют сёстрами?

- Где стоит непроизносимый согласный?

- Как  проверить написание непроизносимых согласных? Что надо сделать для проверки слов с непроверяемой согласной?

- Когда непроизносимый звук чётко слышится?  

- Что показалось трудным на уроке?

- Что вам  понравилось?

- Чему научились на уроке, путешествуя по  стране Орфограмм?

- Что помогло вам  на уроке получить новые знания?

- Где может пригодиться новые знания – правило правописания непроизносимых согласных?

- Орфограмма  просит запомнить  рифмованное правило.

               

- Оцените свою деятельность на уроке  по «Волшебной лестнице знаний»

+

- Для проверки слов с глухими и звонкими  согласными и непроизносимыми согласными надо подбирать такие однокоренные слова, чтобы  после  согласного звука  был гласный: загадка – загадать, вестник – вести.

-Между двумя  согласными.

-Надо подобрать  проверочное однокоренное слово так,  чтобы этот звук  чётко слышался и непроизносимый звук  стал  произносимым.

-Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.

- Совместная исследовательская работа и знания, полученные на предыдущих уроках.

- При написании  творческих работ, изложений и сочинений,  писем,  выполнении контрольных работ.

 Иногда  согласные

 Играют с нами в прятки.

 Они не произносятся,

 Но пишутся в тетрадке.

     

             

                                     усвоил новое знание и

                                       научился применять его на практике

                  усвоил новое знание,

                  но мне пока нужна помощь                   

испытываю   затруднения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45494. Методы построения датчиков случайных чисел 75.5 KB
  Генератор случайных чисел ГСЧ Основа метода МонтеКарло ГСЧ равномерно распределенных в интервале 01. Такая последовательность чисел должна обладать математическим ожиданием и дисперсией Если окажется что случайные числа должны быть распределены в другом интервале то преобразование имеет вид: ГСЧ ррb x:= b r Пример: x:= 313r r:=0 x:=3r:=1 x:=10r:=0. ГСЧ порождает случайный поток событий с равномерным законом распределения. ГСЧ делятся на: физические; табличные; алгоритмические.
45495. Общие принципы построения моделирующих алгоритмов 47.5 KB
  Общие принципы построения моделирующих алгоритмов Проблема при составлении алгоритмов на последовательной машине состоит в том что при моделировании необходимо отслеживать множество параллельных процессов во времени. Основные методы Принцип Принцип особых состояний Принцип последовательной проводки заявок Принцип параллельной работы объектов Принцип Определение состояния системы в фиксированные моменты времени: t t t2 Особенности: самый универсальный и простой метод описывает широкий класс объектов Недостатки: самый...
45496. Иерархия протоколов 304 KB
  Информационная совместимость – это правила передачи информации от одного узла к другому. Для того чтобы передать информацию от одного узла другому используют как минимум три уровня: физический; канальный; сетевой; На физическом уровне описаны характеристики передающей среды Основной задачей канального уровня является преобразование физической среды в канал передачи данных а так же выявление ошибок и деление информации на кадры. Кадр – единица измерения для передачи информации для сетей. Первые четыре уровня обеспечивают...
45497. Теоретические основы передачи данных 378.5 KB
  Ограничения на пропускную способность передачи данных.5c ∑ n sin2pnft∑ bncos2pnft f – частота nbn – амплитуды nой гармоники t – время передачи сигнала gt – определенное ограничение на пропускную способность. При этом скорость передачи информации зависит от способа кодирования и скорости изменения кодирования.
45498. Магистрали 261 KB
  Основное достижение – это применение одного канала для передачи сигналов между различными источниками и приемниками. Основано на разделении передачи сигналов от разных источников по различным несущим частотам. Это связано с тем что пропускная способность составляет 25000 Гц и за счет этого в оптических каналах скорость передачи на порядок выше. Это связано с тем что после получения канала с аналоговой петли скорость передачи данных может быть увеличена в несколько раз поэтому для цифровых каналов связи применяется метод мультиплексирования...
45499. Коммутация 466 KB
  Для систем передачи используются три способа коммутации: коммутация сообщений; коммутация каналов; коммутация пакетов. При использовании коммутации каналов снижаются накладные расходы на передачу информации. При коммутации пакетов все сообщения разделяются на определенные пакеты. В отличие от коммутации каналов абонент не может монополизировать линию.
45500. Использование амплитудно-импульсной модуляции (АИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 311.5 KB
  При амплитудноимпульсной модуляции амплитуда периодической последовательности импульсов изменяется в соответствии с изменеием модулирующего сигнала. АИМ1 – амплитуда импульсов пропорциональна амплитуде моделирующего сигнала. При преобразовании: частота дискретизации; скважность – определяет количество времени свободное для передачи сигнала. Для простоты моделирующее колебание представляется: Для амплитудномоделирующей последовательности выражение: показывает глубину модуляции после преобразования получим ряд: Из данного...
45501. Использование широкоимпульсной модуляции (ШИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 299 KB
  Использование фазовоимпульсной модуляции ФИМ для построения систем передачи с временным разделением каналов. ФИМ является более помехоустойчивым видом модуляции чем ШИМ и АИМ. При ФИМ используется следующий моделирующий сигнал: В этом случае основным определяющим элементом является величина фазового сдвига которая определяется по следующей формуле: ∆τmx – максимальный временной сдвиг между импульсами: ∆τmx=MФИМUmx MФИМ – коэффициент глубины модуляции. Модуляция фазы импульсов определяется в соответствии со следующим...
45502. CASE-средства. Общая характеристика и классификация 51 KB
  Общая характеристика и классификация Современные CSEсредства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации покрывающих весь жизненный цикл ПО. Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования в процессе которых CSEсредства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. Графические средства моделирования предметной области позволяют...