62719

Непроизносимые согласные в корне

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: Предметные: умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными; умение видеть непроизносимые согласные ЛТВД в корне по опознавательным признакам: умение различать проверочное и проверяемое слова...

Русский

2014-06-12

50.89 KB

5 чел.

                         Тема: Непроизносимые  согласные  в корне. 3 класс.      (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель деятельности учителя: Обеспечить усвоения  школьниками сущности орфографического правила, создать  условия  для развития  умения  видеть орфограмму – непроизносимые согласные в корне и применять это правило при письме.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-  умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- умение  видеть непроизносимые согласные Л,Т,В,Д в корне  по опознавательным  признакам:

- умение различать проверочное и проверяемое слова;

- находить и отмечать в словах  изучаемую орфограмму;

- умение проводить звуко-буквенный анализ  слова.

 Личностные:

- умение осознать  роль  орфограммы   непроизносимые  согласные в письменной  речи;

- воспитание аккуратности в процессе  выполнения письменных  заданий;

- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

      Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм  непроизносимые согласные звуки в слове;

- умение использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём подбора однокоренных слов  (честный - честь);

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос и фиксировать  выводы в виде правила и алгоритма;

-  умение «открыть» вместе с детьми способ  проверки  непроизносимых  согласных и сформировать  общий приём  умственных  действий  при написании  слов с непроизносимыми  согласными в корне.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  подводящего диалога;

-  умение  правильно  формулировать вопросы в процессе  работы в парах;

- умение в парах обсуждать смысл  пословиц и проверять правильность выполнения задания;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания.

Образовательные ресурсы:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В.  Русский язык: Учебник для  3 класса, часть 1.

2. Орфограммы  в виде  персонифицированных героев – жителей  Орфографического царства.

вес. ник     ?  

3. Карточка с Почемучкой для постановки проблемы:  

4. Карточки с однокоренными словами для парной работы и исследования.

5.  Карточка-опора для обобщения правила правописания слов с непроизносимыми согласными.

6. Слова, написанные  в виде лесенки, на вершине которой нарисован флаг.

7. Рифмованное  правило.

1. Самоопределение  к деятельности.

- Чтобы нам эффективно  потрудиться на данном уроке, необходимо  настроиться на работу.  Закройте глаза. Сейчас я буду говорить  вам  неоконченные  предложения, а вы будете их продолжать.

-  На уроке наши глазки внимательно  смотрят и всё …

-  Наши ушки  внимательно слушают и всё …  

-  На уроки мы все  должны  быть …

    Настройтесь на работу. У вас все получится, ваша работа должна радовать вас.  Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- видят.

-слышат.

-внимательны.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Мы  с вами  отправляемся в Орфографическое  царство.  Им правят две  сестры-орфограммы.  Одна  из них следила, чтобы на конце или в середине слова была написана правильная буква согласного звука. Назовите эту орфограмму

- Запишите под диктовку  слова: снег, сказка, сад.  

- Объясните, какие орфограммы встретились  при записи слов.

- Как  нужно  проверять правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне?

- Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? Чем она занималась?  Ответ на этот  вопрос  вы  сможете  получить  сегодня на  уроке.  Мы   будем открывать  одно правило  написания корня слова. Вы в течение урока будете  открывать для себя новое, полезное, интересное.

-Слова с глухими и звонкими  согласными в корне.

Дети пишут под диктовку.

- Правописание  проверяемых  согласных в корне слов.

- Чтобы правильно написать на конце и в середине слова  согласные буквы, обозначающие парные звонкие и глухие  согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое  однокоренное проверочное слово, чтобы после  согласного звука  был  гласный.

3. Постановка учебной проблемы.

- Как называет того, кто приносит  вести?

- Сейчас двое выходят к доске и напишут слово   вестник

-  Ребята,  одно и то же слова написали  по-разному.  Сколько  мнений  в классе?

- Какой же вопрос возникает?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Чем мы будем заниматься на уроке. Назовите задачу урока.

- Как мы будем работать? Что нужно сделать, чтобы узнать новую орфограмму?  

- Вестник. .   

-Выходят 2 ученика.  Один  пишет   правильно вестник,  другой пишет неверно -  весник.

-При  записи слова  «вестник» возникает два мнения.

-Кто же из учеников прав? Как нужно писать слово вестник.

- Почему в некоторых словах звуки  не произносится, а буквы пишутся?

- Мы должны научиться писать слова, в которых согласный звук не произносится. Должны научиться проверять такие слова. – Нам  нужно исследовать слова и  попытаться вывести  правило.

4. Поиск решения  проблемы.  «Открытие» детьми нового знания.

  1.  Коллективное исследование однокоренных слов.

  1.  Исследовательская работа в группах.

  1.  Проверка выполненной работы. Отчёт о работе у доски.

  1.  Знакомство с правилом  проверки.

- Для ответа на этот вопрос предлагаю  исследование. На доске   написаны  слова.  Прочитайте их.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Назовите в этих словах корень и выделите.

- Ещё раз произнесите однокоренные слова и послушайте.  Все ли  согласные  звуки в них   произносятся?

- В каких словах не произносится звук [т]?  

- Подумайте, почему в этих словах согласный [т]   не произносится?  

- Где находится этот звук в слове? Подчеркните буквы, между которыми стоит  буква «т» в словах   вестник,  известный. 

- Мы с вами сделали первое открытие:

   В русском языке много слов, в которых есть  подряд три  согласных звука [стн].  Один   согласный звук  из трёх (средний) не произносится.   Такие  звуки  называются  непроизносимыми.  Непроизносимые   согласные  в корне  слова –  это орфограмма.  Она живёт  в Орфографическом  царстве и  следит за написанием слов, в которых пишется  три  буквы, а  слышится два звука. При написании  таких слов мы можем допустить ошибки.

-  Вы сейчас  можете точнее  сформулировать тему нашего урока.

-   Сейчас нам нужно ответить ещё на один вопрос:  Какие же звуки  могут быть непроизносимыми?  Чтобы ответить на этот вопрос, будем в парах работать на рабочих листках.  У вас на столах  индивидуальные рабочие листки со словами. Вам нужно обсудить и ответить на вопрос: Какие  согласные звуки  могут быть непроизносимыми?

-  Расскажите, как будете работать.

                        Карточка №1

Солнце, радостно, звёздный, здравствуй.

                     Карточка 2

Солнце, местный, сердце, чувство.

- Какие согласные звуки в русском языке могут быть непроизносимыми? На доске проявляются   буквы  Л, Т, Д, В.

-  Вернёмся к поставленному в начале урока  вопросу.

- Нам удалось ответить на вопрос?

- Перед нами ставит ещё одна задача: Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? Как  слова с такими звуками нужно проверять?  

Что нам нужно делать,  чтобы ответить на эти вопросы?   

- Выполним  77 упражнение, данное в учебнике «Русский язык» (стр.59). Как мы будем выполнять упражнение?  

- Какое задание предлагают для выполнения авторы учебника?  

-  Среди первой группы однокоренных слов (капуста, капустный, капустница)  какое слово  является проверочным?  

- Среди второй группы  однокоренных слов (звезда, звёзды, звёздный, звёздочка)  какое слово  является проверочным?

-  Какое проверочное слово нужно  подобрать, чтобы проверить при письме  слово  с непроизносимым согласным звуком звёздный?

- Сейчас обобщите  полученные знания о новой орфограмме и сформулируйте правило:  Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

На доске дана опора правила. Вам нужно вставить в правило  нужные выражения.

 Чтобы не ошибиться в написании  слов с …., надо подобрать такое …   слово, чтобы …   звук  стал  произносимым.

-  Проверим, совпал ли ваш вывод с правилом, данным в учебнике.  Прочитайте правило  по учебнику на странице 61.

- В каких словах непроизносимые  согласные звуки слышатся чётко и ясно? Прочитайте об этом вслух в учебнике.

- Как  подчёркнута орфограмма?  (Одной чертой.)

- А что  подчёркиваем двумя чертами?  

По ходу на доске появляется карточка-опора:

Непроизносимые согласные

                  Л, Т, Д, В.

В проверочном слове звук четко слышится,

 если он

  1.   в конце слова
  2.   перед гласной

-  Выучим правило в стиха

- Весть,  вестник, известный, известно.

- Это однокоренные слова.

- Корень  слова  вест.  Один ученик выделяет в каждом слове корень.

- В некоторых словах   не произносится согласный звук [т] .

- Звук не произносится в словах вестник,  известный. 

Дети высказывают свои мнения.

-Буква «т» находится в середине слова между согласными, в словах  сразу 3  согласный звука: [стн].

-Правописание непроизносимых  согласных  в корне слова.

- Данные  слова нужно произнести и  найти непроизносимый согласный звук. Затем  подчеркнуть в слове буквы, которыми при письме обозначаются непроизносимые согласные звуки.

Учащиеся  исследуют  по группам однокоренные слова.

Непроизносимыми  могут быть  [л], [т], [д], [в].

- Почему в некоторых  словах согласные звуки не произносятся, а буквы пишутся?  

- Да, нам удалось исследовать особенность непроизносимых согласных звуков  [л], [т], [д], [в].

- Для  того, чтобы ответить на этот вопрос, снова будем исследовать слова.

- Сначала нужно прочитать задание.

-Нам  из данных однокоренных слов нужно  найти  проверочное  слово.

- Слово капуста – проверочное, т.к. звук  [т]  чётко произносится.)

- Проверочными будут несколько  слов: звезда, звёзды, звёздочка.

- Надо подобрать такое слово, чтобы непроизносимый звук  стал  произносимым.

Учащиеся формулируют правило  проверки.

Чтобы не ошибиться в написании  слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук  стал  произносимым.

- Дети читают часть правила  по учебнику.

- Учащиеся  читают продолжение  правила по учебнику (с.61)

- Букву гласного, которая помогает услышать непроизносимые  согласные звуки и букву согласного в конце  слова.

Учащиеся  повторяют за учителем  рифмованное правило:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как написать,

Надо слово подбирать.

Слово не простое,

А однокоренное.

5. Первичное закрепление.

1) Звуко-буквенный анализ слова «лестница».

2) Подбор к данным словам проверочных слов.

3)  Письмо предложений со вставкой пропущенных букв.

-  Отгадайте загадку:

Лежит на спине -  никому не нужна,

Прислони к стене -  пригодится она.    Что это такое?

-  Найдём в толковом словаре  значение слова  лестница.  

-  Проведём звуко-буквенный анализ слова. Сколько звуков и букв?

- Почему количество звуков и букв не совпадает?

-  Как  можно  проверить это слово?  

- Подберите  проверочное слово.

- Какой вывод можно  сделать?  

- У нас на уроке  тоже есть лестница, по которой  мы должны  подняться  на  вершину и установить на вершине  флаг.

Задание: К данным словам  нужно подобрать  однокоренные слова-прилагательные  с непроизносимыми  согласными, таким образом добраться до вершины.

                

   

По ходу  работы учитель организует  контроль и проверку,  дети комментируют правописание слов  с  непроизносимыми согласными:  местный, честный, счастливый, доблестный, радостный.

- Почему  при записи  слов  вкусный у вас были сомнения?  Почему в слове  буква «т»  не пишется?

- На доске даны пословицы. Вставьте в них подходящие  слова с непроверяемыми  согласными, которые  написали при подъёме по лестнице. Подчеркните  непроизносимые  согласные.  С соседом  по парте  объясните смысл каждой пословицы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.

Человек трудолюбивый – самый   …  .

Наше богатство - …    труд.

-Лестница.

- Дети находят в словаре С.И.Ожегова  толкование: Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

- В слове 7 звуков и 8 букв.

- В слове  есть непроизносимый согласный звук, звук [т] не произносится, а буква т пишется.

-Нужно  подобрать  однокоренное слово, в котором звук [т]  произносится.

- Дети пытаются проверить, но не получается.

-Правописание слово лестница нужно   запомнить, это непроверяемое слово.

Учитель вызывает к доске учащихся, каждый ученик  пишет на доске  проверочное слово – прилагательное, а дети в тетрадях.

вкус

радость

доблесть

счастье  

честь

место

-Иногда в некоторых словах нам  хочется написать  согласную, а согласный звук не произносится. Но при проверке в однокоренных словах мы так и не слышим новый звук.

Учащиеся записывают  пословицы и в парах проверяют работу:

Человек трудолюбивый – самый   счастливый .

Наше богатство - честный   труд.

6. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- С какой новой орфограммой познакомились на уроке, путешествуя в Орфографическом царстве?

- Почему орфограмму «слова с глухими и звонкими согласными» и орфограмму «слова с непроизносимыми согласными»  называют сёстрами?

- Где стоит непроизносимый согласный?

- Как  проверить написание непроизносимых согласных? Что надо сделать для проверки слов с непроверяемой согласной?

- Когда непроизносимый звук чётко слышится?  

- Что показалось трудным на уроке?

- Что вам  понравилось?

- Чему научились на уроке, путешествуя по  стране Орфограмм?

- Что помогло вам  на уроке получить новые знания?

- Где может пригодиться новые знания – правило правописания непроизносимых согласных?

- Орфограмма  просит запомнить  рифмованное правило.

               

- Оцените свою деятельность на уроке  по «Волшебной лестнице знаний»

+

- Для проверки слов с глухими и звонкими  согласными и непроизносимыми согласными надо подбирать такие однокоренные слова, чтобы  после  согласного звука  был гласный: загадка – загадать, вестник – вести.

-Между двумя  согласными.

-Надо подобрать  проверочное однокоренное слово так,  чтобы этот звук  чётко слышался и непроизносимый звук  стал  произносимым.

-Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.

- Совместная исследовательская работа и знания, полученные на предыдущих уроках.

- При написании  творческих работ, изложений и сочинений,  писем,  выполнении контрольных работ.

 Иногда  согласные

 Играют с нами в прятки.

 Они не произносятся,

 Но пишутся в тетрадке.

     

             

                                     усвоил новое знание и

                                       научился применять его на практике

                  усвоил новое знание,

                  но мне пока нужна помощь                   

испытываю   затруднения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40567. Качество ПО 586.5 KB
  Эффективность Ошибки анализа необходимого количества ресурсов обычно проявляются только в определенных ситуациях Задачи обеспечения качества Обеспечение качества Измерение оценка качества программы Применение методов повышения качества Повышение качества Обнаружение ошибок и неудовлетворительных мест в программе Исправление ошибок и другие изменения программы Необходимость оценки качества Контроль текущего прогресса Оценка эффективности затрат на повышение качества Выбор наиболее эффективных методов повышения качества Основа...
40568. Управление приложением пользователя 4.61 MB
  Для организации эффективной работы пользователя целесообразно создать целостное приложение предметной области, в котором все его компоненты должны быть сгруппированы по функциональному назначению. При этом необходимо обеспечить удобный графический интерфейс, чтобы пользователь мог решать задачи
40569. Введение в предмет АИС 29 KB
  Н 3 курс дисциплина АИС Занятие № 1 Тема: Введение в предмет АИС 1. Задачи АИС АИС являются широко распространенными в настоящее время развития общества когда информатика информационные технологии компьютеры сопровождают человека во всех сферах деятельности. Задачами АИС на данном этапе развития являются: изучение современных методов и средств проектирования информационных систем...
40570. Работа с данными таблицы 678 KB
  Достаточно часто возникает необходимость быстрого нахождения и редактирования заданных записей в больших массивах информация. Для этого важно быстро выбрать по некому шаблону записи и отсортировать их. Данная задача решается с помощью фильтрации записей в режиме таблицы или формы.
40571. СТРУКТУРА АИС 59.5 KB
  3курс дисциплина АИС Занятие №3 Тема: СТРУКТУРА АИС Типы обеспечивающих подсистем Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей называемых подсистемами. Подсистема это часть системы выделенная по какомулибо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации а подсистемы называют обеспечивающими.
40572. Классификация автоматизированных информационных систем 58 KB
  В файлсерверных ИС база данных находится на файловом сервере а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях. В клиентсерверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере а на рабочих станциях находятся клиентские приложения. twotier ИС всего два типа звеньев: сервер баз данных на котором находятся БД и СУБД bckend и рабочие станции на которых находятся клиентские приложения frontend. Типичный пример применения многозвенности современные вебприложения использующие базы данных.
40573. ВАРИАНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГОГО ТЕЛА КОНЕЧНЫХ РАЗМЕРОВ С ТРЕЩИНОЙ 1.75 MB
  Рассмотрена задача о нахождении напряженно-деформированного состояния (НДС) в поврежденном трещиной теле конечных размеров. Трещина моделируется физическим разрезом с характерной толщиной и материальным слоем на его продолжении. Напряженное состояние слоя описывается средними по толщине и граничными напряжениями, связанными условиями равновесия
40574. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы информационной системы 27.5 KB
  Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации. Стандарт ISO IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла включая процессы действия и задачи которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Вообще говоря все стандарты на информационные системы как и на любые системы вообще можно разбить на следующие два основных класса:  Функциональные...
40575. Стадии ЖЦ АИС 29.5 KB
  В принципе это деление на стадии достаточно произвольно. Согласно методологии предлагаемой Rtionl Softwre жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии: начало; уточнение; конструирование; передача в эксплуатацию. Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени в которые необходимо принимать определенные критические решения и следовательно достигать определенных ключевых целей.