62729

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная: формирование понятия об информации ее видах и свойствах; составить представление о понятии информационный процесс; создание условий для формирования понятий о каналах получения информации о формах представления информации...

Русский

2014-06-12

108.23 KB

12 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

План-конспект урока информатики 

на тему:

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Выполнила:

студентка 3 курса

математического факультета

специальность  «Статистика»

группа АФМ

Авдиенко Наталия Юрьевна

Проверила:

Профатило Лидия  Николаевна

г. Донецк

2011-2012 уч.год

Тема урока: Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

Образовательная: 

  1.  формирование понятия об информации, ее видах и свойствах;
  2.  составить представление о понятии «информационный процесс»;
  3.   создание условий для формирования понятий  о каналах получения информации, о формах представления информации;
  4.  формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  5.  повторение правил техники безопасности в компьютерном классе.

Развивающая: 

  1.  развитие умения различать виды информации и способы получения информации человеком;
  2.  расширение кругозора;
  3.  развитие логического мышления школьников через установление причинно-следственных связей;
  4.  развитие навыков работы с клавиатурой;
  5.  развитие умения школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная: 

  1.  воспитание информационной и коммуникативной культуры;
  2.  воспитание познавательного интереса;
  3.  воспитание информационной внимания , аккуратности, усидчивости.

Оборудование урока:

  1.  Компьютер;
  2.  Презентации: «Кодирование информации», «Техника безопасности»;
  3.  Плакат «Виды информации»;
  4.  Карточки с заданиями по теме урока.

ПЛАН УРОКА

  1.  Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности.(7 мин.)

  1.  Изучение нового материала. (15 мин.)

  1.  Решение задач. (15 мин.)

  1.  Постановка домашнего задания. (1 мин.)

  1.  Подведение итогов урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

Урок  начинается со знакомства с учебником, с компьютерным классом и показа презентации «Техника безопасности».

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – информация.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, озакомитесь со способами подачи и кодирования информаци. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

2. Изучение нового материала 


1. Понятие информации. 

В повседневной жизни мы часто слышим слово информация. Оно означает сведения об окружающем мире. Т.е. можно сказать, что информация – это все, что нас окружает.


Существует 2 подхода к определению «информации» и каждый подход дает свое определение.


1 подход: субъективный.

Информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека.
Информация – это знания, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.


2 подход: кибернетический.

Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией.
Информация – последовательность символов из некоторого алфавита.


2. Способы получения информации человеком. 

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете или слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину в музее, дотрагиваетесь до предмета или продуете какую-нибудь еду и пр.

Таким образом, можно выделить следующие способы получения информации человеком:

  1.  зрение (90%);
  2.  слух (9%);
  3.  обоняние;
  4.  вкус;
  5.  осязание.


3. Виды информации. (плакат)


3. Свойства информации. 


1. Объективность. 

Информация является объективной, если она не зависит от чужого мнения.


2. Достоверность. 

Информация является достоверной, если она отражает истинное положение дел.

Утром, собираясь в школу, вы обязательно смотрите на часы – вам нужна только достоверная информация. Иногда бывает, что в процессе разговора по телефону расслышать собеседника мешает шум, из-за чего вы не всегда точно воспринимаете информацию. Такое случается и в других ситуациях. Если вы отправили телеграмму с просьбой встретить вас на вокзале, а телеграфист ошибся в дате, то вряд ли вас встретят вовремя. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильного решения.


3. Актуальность. 

Актуальная информация – это вовремя полученная информация, которая может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, а ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.


4. Полнота. 

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они найдут друг друга, не договорившись о месте встречи. Если вы сели за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли далеко уедете – вы обладаете неполной информацией для управления автомобилем.


5. Полезность. 

Информация является полезной, если с ее помощью мы можем решить поставленную перед собой задачу.

Презентация на тему: «Кодирование информации»


3. Решение задач 


Задание 1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

зрение

глаза

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:

  1.  орла;
  2.  волка;
  3.  летучей мыши;
  4.  дельфина;
  5.  крота.


Задание 3. Определите свойства информации:

  1.  Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
  2.  Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
  3.  Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.


Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:

срубить - срубил, а унести не смог;

завоевал женщину, которую не удержать;

пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?


Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример

Вид информации

По способу восприятия

По форме представления

Задача по алгебре

Письмо

Картина

Опера

Радиопередача

Телевизионная передача

Аромат сирени

Вкус лимона

Желтый цвет


4. Постановка домашнего задания 

Приведите примеры:

  1.  достоверной, но необъективной информации;
  2.  объективной, но недостоверной информации;
  3.  полной, достоверной, но бесполезной информации;
  4.  неактуальной информации;
  5.  актуальной, но непонятной информации.

Прочитать первый параграф учебника Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ", отвечать на вопросы после параграфа.


5. Поведение итогов урока 

Давайте подумаем и ответим на вопрос, что мы узнали сегодня на уроке.

(Выслушать ответы учащихся) 

Литература:

  1.  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  1.  Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  1.  Семакин И.Г., Шеин Т.Ю. Преподавание информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  1.  Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория – СПб.: Питер, 2002.

  1.  http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/metod/shopina_galina/72lesson.htm 

  1.  http://festival.1september.ru/articles/553649/

  1.  http://festival.1september.ru/articles/506856/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43895. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, ее место в системе экономической информации на примере ЗАО БалаковоВолгоэнергомонтаж 258 KB
  Способы анализа баланса. Анализ ликвидности баланса. Собственникам руководителям организации данные баланса необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников для определения сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами акционерами инвесторами кредиторами покупателями поставщиками и другими или оно находится на грани финансовых затруднений. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации...
43896. Проектування автодороги Кіровоград – Кривий Ріг на обході с.м.т. Новгородка 1.06 MB
  Інтенсивність дорожнього руху. Взаємозв’язок коефіцієнту зчеплення з транспортно експлуа таційним станом покриття та режимами руху. Рекомендації БЕЗПЕКА ТА ОРГАНІЗАЦІЯ РУХУ. Оцінка безпеки руху методом підсумкових коефіцієнтів безпеки.
43897. Теоретические и практические аспектам маркетинговой деятельности СОАО «ВСК» и разработки стратегии дальнейшего развития 1.03 MB
  Во второй части работы проведен финансовый анализ СОАО ВСК в том числе дается характеристика предприятия проанализирована динамика и структура страховых услуг представлен анализ прибыли и рентабельности дается оценка финансовой устойчивости проведен анализ динамики и структуры бухгалтерского баланса. Он включает в себя: 1 определение размера страхового покрытия перечня страхуемых рисков а также страховых сумм и условий осуществления выплат; 2 расчет страховой премии и определение...
43898. Анализ и выявление пути совершенствования внешнеэкономической деятельности РУП «Гродноэнерго» 1.16 MB
  При обретении независимости в 1991 году Беларусь была одной из богатейших республик СНГ по показателям доходов на душу населения, что отражало устойчивый рост, происходивший в республике в 70-е и начале 80-х годов. Она развила промышленность, доля которой в ВВП превратила Беларусь в одну из самых индустриализированных стран мира.
43899. Разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк» 5.4 MB
  Первый вопрос связан с анализом финансового состояния предприятия а второй носит юридический характер а также связан с личными качествами руководителя предприятия. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность эффективного использования кредита и оборотных средств уровня рентабельности а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика перспектив его развития деловых качеств руководителей предприятий. В связи с тем что предприятия значительно различаются по...
43900. Особенности мотивации и стрессоустойчивости операторов связи 160.5 KB
  Особенности мотивации и стрессоустойчивости операторов связи Современное состояние проблемы мотивации и стрессоустойчивости операторов связи Подходы к изучению мотивации.
43901. Учет затрат на производство 29.45 KB
  Расходами организации согласно ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
43903. РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРОПРАТИВНОЙ СЕТИ С ВНЕДРЕНИЕМ VDI 25.56 MB
  5 представлен гипервизор VMwre ESXi который распределяет все ресурсы физического сервера на нужды виртуальных машин а точнее на нужды их гостевых операционных систем.5 – Сравнение стандартной платформы и платформы с гипервизором В виртуальную машину устанавливается стандартный набор драйверов производства VMwre который встроен в ESXi. После этого ВМ будет совместима с любым сервером на котором установлен VMwre ESXi.6 – Распределение ресурсов гипервизором VMwre ESXi В таблице 1.