62729

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная: формирование понятия об информации ее видах и свойствах; составить представление о понятии информационный процесс; создание условий для формирования понятий о каналах получения информации о формах представления информации...

Русский

2014-06-12

108.23 KB

14 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

План-конспект урока информатики 

на тему:

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Выполнила:

студентка 3 курса

математического факультета

специальность  «Статистика»

группа АФМ

Авдиенко Наталия Юрьевна

Проверила:

Профатило Лидия  Николаевна

г. Донецк

2011-2012 уч.год

Тема урока: Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

Образовательная: 

  1.  формирование понятия об информации, ее видах и свойствах;
  2.  составить представление о понятии «информационный процесс»;
  3.   создание условий для формирования понятий  о каналах получения информации, о формах представления информации;
  4.  формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  5.  повторение правил техники безопасности в компьютерном классе.

Развивающая: 

  1.  развитие умения различать виды информации и способы получения информации человеком;
  2.  расширение кругозора;
  3.  развитие логического мышления школьников через установление причинно-следственных связей;
  4.  развитие навыков работы с клавиатурой;
  5.  развитие умения школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная: 

  1.  воспитание информационной и коммуникативной культуры;
  2.  воспитание познавательного интереса;
  3.  воспитание информационной внимания , аккуратности, усидчивости.

Оборудование урока:

  1.  Компьютер;
  2.  Презентации: «Кодирование информации», «Техника безопасности»;
  3.  Плакат «Виды информации»;
  4.  Карточки с заданиями по теме урока.

ПЛАН УРОКА

  1.  Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности.(7 мин.)

  1.  Изучение нового материала. (15 мин.)

  1.  Решение задач. (15 мин.)

  1.  Постановка домашнего задания. (1 мин.)

  1.  Подведение итогов урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

Урок  начинается со знакомства с учебником, с компьютерным классом и показа презентации «Техника безопасности».

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – информация.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, озакомитесь со способами подачи и кодирования информаци. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

2. Изучение нового материала 


1. Понятие информации. 

В повседневной жизни мы часто слышим слово информация. Оно означает сведения об окружающем мире. Т.е. можно сказать, что информация – это все, что нас окружает.


Существует 2 подхода к определению «информации» и каждый подход дает свое определение.


1 подход: субъективный.

Информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека.
Информация – это знания, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.


2 подход: кибернетический.

Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией.
Информация – последовательность символов из некоторого алфавита.


2. Способы получения информации человеком. 

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете или слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину в музее, дотрагиваетесь до предмета или продуете какую-нибудь еду и пр.

Таким образом, можно выделить следующие способы получения информации человеком:

  1.  зрение (90%);
  2.  слух (9%);
  3.  обоняние;
  4.  вкус;
  5.  осязание.


3. Виды информации. (плакат)


3. Свойства информации. 


1. Объективность. 

Информация является объективной, если она не зависит от чужого мнения.


2. Достоверность. 

Информация является достоверной, если она отражает истинное положение дел.

Утром, собираясь в школу, вы обязательно смотрите на часы – вам нужна только достоверная информация. Иногда бывает, что в процессе разговора по телефону расслышать собеседника мешает шум, из-за чего вы не всегда точно воспринимаете информацию. Такое случается и в других ситуациях. Если вы отправили телеграмму с просьбой встретить вас на вокзале, а телеграфист ошибся в дате, то вряд ли вас встретят вовремя. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильного решения.


3. Актуальность. 

Актуальная информация – это вовремя полученная информация, которая может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, а ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.


4. Полнота. 

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они найдут друг друга, не договорившись о месте встречи. Если вы сели за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли далеко уедете – вы обладаете неполной информацией для управления автомобилем.


5. Полезность. 

Информация является полезной, если с ее помощью мы можем решить поставленную перед собой задачу.

Презентация на тему: «Кодирование информации»


3. Решение задач 


Задание 1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

зрение

глаза

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:

  1.  орла;
  2.  волка;
  3.  летучей мыши;
  4.  дельфина;
  5.  крота.


Задание 3. Определите свойства информации:

  1.  Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
  2.  Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
  3.  Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.


Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:

срубить - срубил, а унести не смог;

завоевал женщину, которую не удержать;

пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?


Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример

Вид информации

По способу восприятия

По форме представления

Задача по алгебре

Письмо

Картина

Опера

Радиопередача

Телевизионная передача

Аромат сирени

Вкус лимона

Желтый цвет


4. Постановка домашнего задания 

Приведите примеры:

  1.  достоверной, но необъективной информации;
  2.  объективной, но недостоверной информации;
  3.  полной, достоверной, но бесполезной информации;
  4.  неактуальной информации;
  5.  актуальной, но непонятной информации.

Прочитать первый параграф учебника Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ", отвечать на вопросы после параграфа.


5. Поведение итогов урока 

Давайте подумаем и ответим на вопрос, что мы узнали сегодня на уроке.

(Выслушать ответы учащихся) 

Литература:

  1.  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  1.  Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  1.  Семакин И.Г., Шеин Т.Ю. Преподавание информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  1.  Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория – СПб.: Питер, 2002.

  1.  http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/metod/shopina_galina/72lesson.htm 

  1.  http://festival.1september.ru/articles/553649/

  1.  http://festival.1september.ru/articles/506856/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12744. Криптоанализ блочного шифра тотальным перебором ключей 281 KB
  Описание лабораторной работы Криптоанализ блочного шифра тотальным перебором ключей Цель работы Целью данной работы является изучение структуры и основных свойств блочного шифра основанного на подстановочно перестановочной сети SubstitutionPermutation Network или SPN кр
12745. Линейный криптоанализ блочного шифра 217 KB
  Лабораторная работа 4 Линейный криптоанализ блочного шифра Цель работы Целью данной работы является изучение принципа линейного криптоанализа блочных шифров реализованных по схеме SPN. Задание 1. Произвести оценку линейности Sbox учебного шифра постр...
12746. Дифференциальный криптоанализ блочного шифра 203 KB
  Описание лабораторной работы Дифференциальный криптоанализ блочного шифра Цель работы Целью данной работы является изучение принципа дифференциального криптоанализа блочных шифров реализованных по схеме SPN. Задание 1. Произвести вычисления разностны...
12747. Представления и свойства булевых функций 25.5 KB
  Лабораторная работа 5 Представления и свойства булевых функций Цель работы Изучить формы представления булевых функций и способы нахождения их криптографических свойств. Используемое программное обеспечение Для работы используется программа pANF pPUA За...
12748. Изучение и исследование блокового шифра AES (Rijndael) 32.5 KB
  Лабораторная работа 5 Изучение и исследование блокового шифра AES Rijndael Цель работы Изучить преобразования выполняемые при шифровании и дешифровании сообщений в блоковом шифре AES а также исследовать некоторые его свойства . Используемое программное обеспечен...
12749. Исследование свойств линейного рекуррентного регистра (ЛРР) 168 KB
  Лабораторная работа 8 Исследование свойств линейного рекуррентного регистра ЛРР Цель работы Изучить способы задания ЛРР и свойства генерируемых им последовательностей. Используемое программное обеспечение Для работы используется программа LRR.EXE З...
12750. Криптоанализ потокового шифра на основе использования алгоритма Месси-Берлекэмпа 140 KB
  Лабораторная работа 9 Криптоанализ потокового шифра на основе использования алгоритма МессиБерлекэмпа Цель работы Изучить возможность криптоанализа потокового шифратора при помощи его замены эквивалентным линейным рекуррентным регистром ЛРР. ...
12751. Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода 171 KB
  Лабораторная работа 3 Криптоанализ потокового шифра на основе корреляционного метода Цель работы Изучить возможность криптоанализа потокового шифратора при помощи вычисления корреляции между шифрующей гаммой и выходами линейных рекуррентных регистро...
12752. Получение знаний о высоковольтных выключателях 496.9 KB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Целью работы является получение знаний о высоковольтных выключателях. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с назначением и типами высоковольтных выключателей характеризующими их параметрами и условиями выбора. Условия выбора выключателей: В о...