62729

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная: формирование понятия об информации ее видах и свойствах; составить представление о понятии информационный процесс; создание условий для формирования понятий о каналах получения информации о формах представления информации...

Русский

2014-06-12

108.23 KB

12 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

План-конспект урока информатики 

на тему:

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Выполнила:

студентка 3 курса

математического факультета

специальность  «Статистика»

группа АФМ

Авдиенко Наталия Юрьевна

Проверила:

Профатило Лидия  Николаевна

г. Донецк

2011-2012 уч.год

Тема урока: Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

Образовательная: 

  1.  формирование понятия об информации, ее видах и свойствах;
  2.  составить представление о понятии «информационный процесс»;
  3.   создание условий для формирования понятий  о каналах получения информации, о формах представления информации;
  4.  формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  5.  повторение правил техники безопасности в компьютерном классе.

Развивающая: 

  1.  развитие умения различать виды информации и способы получения информации человеком;
  2.  расширение кругозора;
  3.  развитие логического мышления школьников через установление причинно-следственных связей;
  4.  развитие навыков работы с клавиатурой;
  5.  развитие умения школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная: 

  1.  воспитание информационной и коммуникативной культуры;
  2.  воспитание познавательного интереса;
  3.  воспитание информационной внимания , аккуратности, усидчивости.

Оборудование урока:

  1.  Компьютер;
  2.  Презентации: «Кодирование информации», «Техника безопасности»;
  3.  Плакат «Виды информации»;
  4.  Карточки с заданиями по теме урока.

ПЛАН УРОКА

  1.  Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности.(7 мин.)

  1.  Изучение нового материала. (15 мин.)

  1.  Решение задач. (15 мин.)

  1.  Постановка домашнего задания. (1 мин.)

  1.  Подведение итогов урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

Урок  начинается со знакомства с учебником, с компьютерным классом и показа презентации «Техника безопасности».

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – информация.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, озакомитесь со способами подачи и кодирования информаци. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

2. Изучение нового материала 


1. Понятие информации. 

В повседневной жизни мы часто слышим слово информация. Оно означает сведения об окружающем мире. Т.е. можно сказать, что информация – это все, что нас окружает.


Существует 2 подхода к определению «информации» и каждый подход дает свое определение.


1 подход: субъективный.

Информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека.
Информация – это знания, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.


2 подход: кибернетический.

Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией.
Информация – последовательность символов из некоторого алфавита.


2. Способы получения информации человеком. 

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете или слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину в музее, дотрагиваетесь до предмета или продуете какую-нибудь еду и пр.

Таким образом, можно выделить следующие способы получения информации человеком:

  1.  зрение (90%);
  2.  слух (9%);
  3.  обоняние;
  4.  вкус;
  5.  осязание.


3. Виды информации. (плакат)


3. Свойства информации. 


1. Объективность. 

Информация является объективной, если она не зависит от чужого мнения.


2. Достоверность. 

Информация является достоверной, если она отражает истинное положение дел.

Утром, собираясь в школу, вы обязательно смотрите на часы – вам нужна только достоверная информация. Иногда бывает, что в процессе разговора по телефону расслышать собеседника мешает шум, из-за чего вы не всегда точно воспринимаете информацию. Такое случается и в других ситуациях. Если вы отправили телеграмму с просьбой встретить вас на вокзале, а телеграфист ошибся в дате, то вряд ли вас встретят вовремя. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильного решения.


3. Актуальность. 

Актуальная информация – это вовремя полученная информация, которая может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, а ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.


4. Полнота. 

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они найдут друг друга, не договорившись о месте встречи. Если вы сели за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли далеко уедете – вы обладаете неполной информацией для управления автомобилем.


5. Полезность. 

Информация является полезной, если с ее помощью мы можем решить поставленную перед собой задачу.

Презентация на тему: «Кодирование информации»


3. Решение задач 


Задание 1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

зрение

глаза

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:

  1.  орла;
  2.  волка;
  3.  летучей мыши;
  4.  дельфина;
  5.  крота.


Задание 3. Определите свойства информации:

  1.  Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
  2.  Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
  3.  Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.


Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:

срубить - срубил, а унести не смог;

завоевал женщину, которую не удержать;

пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?


Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример

Вид информации

По способу восприятия

По форме представления

Задача по алгебре

Письмо

Картина

Опера

Радиопередача

Телевизионная передача

Аромат сирени

Вкус лимона

Желтый цвет


4. Постановка домашнего задания 

Приведите примеры:

  1.  достоверной, но необъективной информации;
  2.  объективной, но недостоверной информации;
  3.  полной, достоверной, но бесполезной информации;
  4.  неактуальной информации;
  5.  актуальной, но непонятной информации.

Прочитать первый параграф учебника Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ", отвечать на вопросы после параграфа.


5. Поведение итогов урока 

Давайте подумаем и ответим на вопрос, что мы узнали сегодня на уроке.

(Выслушать ответы учащихся) 

Литература:

  1.  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  1.  Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  1.  Семакин И.Г., Шеин Т.Ю. Преподавание информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  1.  Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория – СПб.: Питер, 2002.

  1.  http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/metod/shopina_galina/72lesson.htm 

  1.  http://festival.1september.ru/articles/553649/

  1.  http://festival.1september.ru/articles/506856/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34738. Ревизские сказки как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 15.76 KB
  Это документы именной переписи податного населения Российской Империи XVIII середины XIX вв. Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения в которых указывались имя отчество и фамилия владельца двора его возраст имя и отчество членов семьи с указанием возраста отношение к главе семьи.
34739. Материалы всероссийской переписи населения 1897года как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.06 KB
  дают материалы Первой всероссийской переписи населения это прямой массовый статистический учет населения проводимый с целью определения его численности состава и размещения на определенный момент. Первый подробный проект переписи населения был представлен председателем Центрального статистического комитета П. Только почти через 20 лет этот проект был утвержден императором Николаем II согласно Положению о Первой всеобщей переписи населения Российской империи изданному в 1895 г.
34740. Церковные метрические книги как источник по генеалогии непривилегированных слоев населения 13.82 KB
  Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. Во второй части метрической книги также приводился порядковый номер и дата бракосочетания. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории учреждение с церковноадминистративными и судебными функциями которая подчинялась епархиальному архиерею второй оставался в церкви.
34741. Методика генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи 15.71 KB
  Поколенная роспись это нумерованное перечисление членов рода потомков родоначальника по мужской линии обоего пола по генеалогическому старшинству с выделением поколений и указанием при каждом члене рода номера его отца. Выделяются три наиболее употребительных: а все лица рода распределялись по коленам нумеровавшимся римскими цифрами перед представителем рода ставился порядковый номер арабскими цифрами а в конце строки ставился порядковый номер отца; как валовая нумерация б номер отца при сплошной нумерации переносится в начало...
34742. Историческая хронология. Предмет и задачи. Виды календарных систем. Основные понятия и термины 17.43 KB
  В этом календаре год состоял из 365 дней. по 30 дней каждый; в конце года добавлялось пять праздничных дней не входивших в состав месяцев. В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев по 29 30 дней и 7 лет по 13 лунных месяцев. лунносолнечный календарь является официальным в Израиле где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября.
34743. Древние календарные системы: Египет, Древняя Греция, Китай 18.83 KB
  Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь фиксирующий время проведения праздников. Схематический гражданский календарь Новый календарь был построен по простой схеме. Поздний лунный календарь Хронологической единицей в нем как и в раннем лунном календаре служил лунный месяц начинавшийся в первый день невидимости Луны.
34744. Мусульманский календарь. Мусульманская система летоисчисления 13.08 KB
  Мусульманская система летоисчисления Мусульманский исламский календарь лунный календарь используемый в исламе для определения дат религиозных праздников а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры. Такая система до сих пор используется в некоторых странах например в Пакистане и Бангладеш. В разных странах используются разные правила.
34745. Календарные системы в Древнем Риме. Реформа Юлия Цезаря 16.15 KB
  Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения: Квинтилис Quintilis пятый Секстилис Sextilis шестой Септембер September седьмой Октобер Oktober восьмой Новембер November девятый Децомбер December десятый Мартиус майус квинтилис и октобер имели по 31 дню а остальные месяцы состояли из 30 дней. Очень любопытна история распределения дней по месяцам. Первоначально год римского календаря как уже говорилось состоял из 304 дней. Чтобы...
34746. Григорианская реформа и григорианский календарь 14.62 KB
  Эта разница ежегодно накапливаясь привела через 128 лет к ошибке в одни сутки а через 1280 лет уже в 10 суток. Реформа должна была решить две основные задачи: вопервых ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами вовторых максимально приблизить календарный год к тропическому чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой. Григорианский календарь В григорианском календаре длительность года принимается равной 3652425 суток.