62729

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная: формирование понятия об информации ее видах и свойствах; составить представление о понятии информационный процесс; создание условий для формирования понятий о каналах получения информации о формах представления информации...

Русский

2014-06-12

108.23 KB

13 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

План-конспект урока информатики 

на тему:

Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Выполнила:

студентка 3 курса

математического факультета

специальность  «Статистика»

группа АФМ

Авдиенко Наталия Юрьевна

Проверила:

Профатило Лидия  Николаевна

г. Донецк

2011-2012 уч.год

Тема урока: Информация. Информационные процессы. Способы подачи и кодирования информационных сообщений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

Образовательная: 

  1.  формирование понятия об информации, ее видах и свойствах;
  2.  составить представление о понятии «информационный процесс»;
  3.   создание условий для формирования понятий  о каналах получения информации, о формах представления информации;
  4.  формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  5.  повторение правил техники безопасности в компьютерном классе.

Развивающая: 

  1.  развитие умения различать виды информации и способы получения информации человеком;
  2.  расширение кругозора;
  3.  развитие логического мышления школьников через установление причинно-следственных связей;
  4.  развитие навыков работы с клавиатурой;
  5.  развитие умения школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная: 

  1.  воспитание информационной и коммуникативной культуры;
  2.  воспитание познавательного интереса;
  3.  воспитание информационной внимания , аккуратности, усидчивости.

Оборудование урока:

  1.  Компьютер;
  2.  Презентации: «Кодирование информации», «Техника безопасности»;
  3.  Плакат «Виды информации»;
  4.  Карточки с заданиями по теме урока.

ПЛАН УРОКА

  1.  Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности.(7 мин.)

  1.  Изучение нового материала. (15 мин.)

  1.  Решение задач. (15 мин.)

  1.  Постановка домашнего задания. (1 мин.)

  1.  Подведение итогов урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

Урок  начинается со знакомства с учебником, с компьютерным классом и показа презентации «Техника безопасности».

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете, слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – информация.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, озакомитесь со способами подачи и кодирования информаци. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

2. Изучение нового материала 


1. Понятие информации. 

В повседневной жизни мы часто слышим слово информация. Оно означает сведения об окружающем мире. Т.е. можно сказать, что информация – это все, что нас окружает.


Существует 2 подхода к определению «информации» и каждый подход дает свое определение.


1 подход: субъективный.

Информация рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека.
Информация – это знания, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира.


2 подход: кибернетический.

Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с информацией.
Информация – последовательность символов из некоторого алфавита.


2. Способы получения информации человеком. 

Информацию вы получаете из разных источников: когда читаете или слушаете, смотрите телепередачу или разглядываете картину в музее, дотрагиваетесь до предмета или продуете какую-нибудь еду и пр.

Таким образом, можно выделить следующие способы получения информации человеком:

  1.  зрение (90%);
  2.  слух (9%);
  3.  обоняние;
  4.  вкус;
  5.  осязание.


3. Виды информации. (плакат)


3. Свойства информации. 


1. Объективность. 

Информация является объективной, если она не зависит от чужого мнения.


2. Достоверность. 

Информация является достоверной, если она отражает истинное положение дел.

Утром, собираясь в школу, вы обязательно смотрите на часы – вам нужна только достоверная информация. Иногда бывает, что в процессе разговора по телефону расслышать собеседника мешает шум, из-за чего вы не всегда точно воспринимаете информацию. Такое случается и в других ситуациях. Если вы отправили телеграмму с просьбой встретить вас на вокзале, а телеграфист ошибся в дате, то вряд ли вас встретят вовремя. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильного решения.


3. Актуальность. 

Актуальная информация – это вовремя полученная информация, которая может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, а ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.


4. Полнота. 

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они найдут друг друга, не договорившись о месте встречи. Если вы сели за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли далеко уедете – вы обладаете неполной информацией для управления автомобилем.


5. Полезность. 

Информация является полезной, если с ее помощью мы можем решить поставленную перед собой задачу.

Презентация на тему: «Кодирование информации»


3. Решение задач 


Задание 1. Заполните таблицу:

Вид информации

Чувство

Орган

Зрительная

зрение

глаза

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:

  1.  орла;
  2.  волка;
  3.  летучей мыши;
  4.  дельфина;
  5.  крота.


Задание 3. Определите свойства информации:

  1.  Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
  2.  Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
  3.  Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.


Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:

срубить - срубил, а унести не смог;

завоевал женщину, которую не удержать;

пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?


Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример

Вид информации

По способу восприятия

По форме представления

Задача по алгебре

Письмо

Картина

Опера

Радиопередача

Телевизионная передача

Аромат сирени

Вкус лимона

Желтый цвет


4. Постановка домашнего задания 

Приведите примеры:

  1.  достоверной, но необъективной информации;
  2.  объективной, но недостоверной информации;
  3.  полной, достоверной, но бесполезной информации;
  4.  неактуальной информации;
  5.  актуальной, но непонятной информации.

Прочитать первый параграф учебника Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ", отвечать на вопросы после параграфа.


5. Поведение итогов урока 

Давайте подумаем и ответим на вопрос, что мы узнали сегодня на уроке.

(Выслушать ответы учащихся) 

Литература:

  1.  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  1.  Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.

  1.  Семакин И.Г., Шеин Т.Ю. Преподавание информатики в средней школе: Методическое пособие. – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  1.  Макарова Н.В. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория – СПб.: Питер, 2002.

  1.  http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/base/metod/shopina_galina/72lesson.htm 

  1.  http://festival.1september.ru/articles/553649/

  1.  http://festival.1september.ru/articles/506856/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41037. Джерела української культури 62.5 KB
  Протослов'янське населення території давньої України 2. Територія заселена трипільцями пролягала від Словаччини та Румунії до Слобідської України від Чернігова до Чорного моря. Тут жили зокрема пращури слов'ян місцеві землеробські племена. Питання походження східних слов'ян і на сьогодні є недостатньо вивченим.
41038. Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури 66 KB
  Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури План: 1. Християнізація Русі як чинник нових культурних зрушень 2. Мистецтво Київської Русі як утілення світогляду релігійної та естетичної свідомості. Культура Київської Русі видатне явище світової середньовічної культури.
41039. Духовна культура українського народу ХІV – першої половини XVІІ століття 62 KB
  Розєднаність українських земель відсутність єдиного політичного центру спустошливі турецькотатарські набіги іноземний гніт спричинили складні процеси в розвитку української культури XIV XVI ст. Довгий час православна церква залишалася для українського населення єдиним осередком національної самобутності духовності й культури. Складна соціальнополітична ситуація що склалася в польськолитовську добу в Україні істотно позначилася на розвитку української культури. Вказані особливості притаманні усім сферам української культури періоду...
41040. Українська культура козацької доби 60 KB
  Українська культура козацької доби Нові процеси у духовному житті Наука і освіта козацької доби Специфіка національного варіанту бароко Еволюція образотворчого мистецтва Барокова архітектура Саме козацькі часи в історії України називають добою Бароко маючи на увазі не лише мистецький стиль а значно ширше духовне поняття: світовідчуття. Українське Бароко виявилося співзвучним історичному часові що переживав народ і тому так повно виразило і його філософію і психологію й естетику. Більш того національний варіант бароко в...
41041. Українське національно-культурне відродження ХІХ – початку ХХ ст 86.5 KB
  У цей час зявляються праці у галузі української історії філософії етнографії літератури. висловив один з представників нової української історіографії І. швидко зростала і які стали носіями української національної ідеї у Західній Україні. Воно стало носієм української національної ідеї у Західній Україні.
41042. УКРАЇНСЬКА КУЛЬТУРА У ХХ СТОЛІТТІ 73 KB
  Неокласики вважали що Україна більш схильна до європейської культури їх зусиллями вперше в українській літературі налагоджуються систематичні переклади світової літератури зокрема античної. Немало однодумців було у них і в інших галузях культури. Міжвоєнний період позначений небаченим до цього злетом української музичної культури. Говорячи про розвиток радянської культури треба звернути увагу на головні принципи її побудови: класовість та партійність.
41043. Компоненти навантаження і методи спортивної підготовки 26.5 KB
  Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы. Момент прекращения работы в каждом конкретном случае должен определяться в зависимости от направленности занятия и характера построения его программы а также от уровня подготовленности спортсмена. При этом необходимо соблюдать два требования находящихся в естественном противоречии:...
41044. Основні кроки ніг 38.5 KB
  Продовження вивчення основних кроків ніг 4. ВИПАД може бути виконаний будьяким способом кроком стрибком після маху а також у різних напрямках уперед убік назад. Основним варіантом цього аеробного кроку є положення випаду вперед. КРОК нагадує природну ходьбу але відрізняється більшою чіткістю.
41045. ЦІНА ПРОДУКЦІЇ. МЕТОДИ ЦІНОУТВОРЕННЯ. КРИТИЧНИЙ ОБСЯГ ВИРОБНИЦТВА 706 KB
  6 де Ц ціна за одиницю продукції грн.; Ц ціна одиниці продукції грн; постійні витрати грн; змінні витрати у розрахунку на одиницю продукції грн. Покупна ціна останнього становить 750 грн. Основна заробітна плата в розрахунку на одиницю продукції дорівнює 6 грн.