62731

Конституция Российской Федерации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры. Добиться усвоения учащимися: основных понятий; что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

Русский

2014-06-13

20.51 KB

0 чел.

Урок по обществознанию в 9 классе.

Тема урока:«Конституция Российской Федерации»

Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

 1. Добиться усвоения учащимися:

- основных понятий;

- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности,        патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых  в нашем Отечестве за всю историю его существования.

Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку:  Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

          Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».

Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.

А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/

Б/  Назовите понятие:

- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/

- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/

- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/

- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/

- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/

- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/

- исполнительная власть в стране. /Правительство/

- глава государства. /Президент/

Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/

Изучение нового материала:

  План изучения нового материала

Что такое Конституция?

Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Что такое Конституция?

 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

-ее нормы выше любых других законов;

-сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически  общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила демократические основы государственного устройства/

Комментарий:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру (власть) пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская  Конституция содержит преамбулу (вводную часть), где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие Росси;  2 раздела и 9 глав.

Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

- иметь права, установленные юридическими нормами;

- получать от государства гарантии соблюдения прав;

- быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Итак: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ,  можно классифицировать на личные (право на жизнь), политические (свобода слова, совести, мысли), гражданские (избирательное право), социально-экономические (отдых, образование, чистую окружающую среду) и культурные (национальная культура, язык).

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. (Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу Конституции).

Закрепление изученного:

Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/    

Основные

Конституционные  права

Примеры

реализации прав

Личные

Политические

Гражданские  

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности

Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.

Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.

Ст.25

Ст. 20-24

Ст. 26

/Закончить рекомендуется дома/

2.  Прокомментировать эпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

 Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.  Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?

Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?

3.Предложить обучающимся следующие карточки (делаем устно):

Согласно Конституции РФ: 
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

IV.    Домашнее задание: п. 12-13, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение (конституция, правовой статус человека).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48185. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 187.5 KB
  Итого внеоборотных активов 100 100 Доля в общих активах 007 014 Структура оборотных активов Незавершенное производство 1162 6 авансы поставщикам 48 18 производственные запасы и МБП 208 142 готовая продукция и товары 206 525 дебиторская задолженность счета к получению 108 85 Денежные средства 172 4 прочие текущие активы 14 13 ===Итого оборотных активов 100 100 Доля в общих активах 9993 9986 Структура инвестированного капитала Уставный капитал 043 01 Накопленный капитал 9957 999 Долгосрочные...
48186. Регіональна геологія. Конспект лекцій 4.83 MB
  Використовуючи історико-геологічний принцип в структурі континентальної літосфери виділяються області давніх докембрійських і молодих епігерцинських платформ байкальські каледонські герцинські складчасті споруди мезозойські параплатформи тобто області близькі до платформ кайнозойські складчасті споруди сучасні геосинкліналі області епіплатформового орогенезу тощо. Сюди відносяться Східноєвропейська Сибірська Індостанська Китайська платформи Євроазіатського континенту АфриканоАравійська Австралійська Північноамериканська та...
48187. Регионализация международных отношений 100 KB
  Современный мир не ограничивается реальным географическим пространством он стал многомерным. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Формирование единого мирового пространства на принципах европейского Просвещения оказалось в качестве основной приманки для бездумной советской интеллигенции сыгравшей роль разрушителя отечественного социокультурного пространства. В реальной действительности процесс глобализации идет по пути интернационализации элит формирования мирового клуба избранных преимущественно из...
48190. ІСТОРІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО СХОДУ КУРС ЛЕКЦІЙ 2.42 MB
  ІНДІЯ ПІСЛЯ ІСЛАМСЬКОГО ЗАВОЮВАННЯ. Встановивши східну деспотію в СРСР вожді від âдиктатури пролетаріатуâ не бажали залишати в умах підданих зайвих асоціацій і хоча після смерті Й. Інші річки Хуайхе Чжуцзян Хайхе Ляохе теж відігравали певну роль у природногосподарській системі традиційного Китаю а після завершення будівництва Великого каналу VII ст. Для тогочасних китайців було характерним міняти особисте ім'я людини протягом життя: в дитинстві всім давалося âмолочне ім'яâ жумін після повноліття основне мін нарешті...
48191. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА. КУРС ЛЕКЦИЙ 2.87 MB
  Кожевников ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА КУРС ЛЕКЦИЙ Второе издание переработанное и дополненное Нижний Новгород 2008 УДК 340 ББК 67. Проблемы теории права: Курс лекций: Право: понятие сущность система; правотворчество и правовое регулирование. Нормы права правоотношения правосознание и правовая культура действие права. Вопервых на основе обобщения материала последних лет по правоведению и сохранения всего ценного накопленного в прошлые годы доступно изложить достаточно сложные и объемные вопросы относящиеся к природе права его...
48192. Джерела з історії середньовічної Європи (V-XV ст.) 145.5 KB
  На території власне германських областей панували місцеві діалекти зокрема законодавчі документи перекладалися цими діалектами. В Англії латина була мовою церкви документи та історичні твори писалися місцевою мовою. Поодинокі документи збереглися лише через те що знаходилися за межами імперії. Це варварські правди для раннього середньовіччя потім королівське законодавство правові документи феодального звичаєвого права парламентське законодавство.
48193. Лісові культури для Літинського лісництва «ДП Хмільницьке ЛГ» 938 KB
  Для задоволення потреб у садивному матеріалі дерев і чагарників, в лісовому господарстві створена і функціонує ціла сітка спеціалізованих лісових розсадників по вирощуванню потрібного садивного матеріалу, головним чином, з відкритою кореневою системою із застосуванням при цьому широкої та комплексної механізації і хімізації робіт (гербіцидів, міндобрив, отрутохімікатів).