62733

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сколько лет прошло Сколько событий минуло А я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой. Астафьева прививать любовь и внимательное отношение к слову на основе рассказа Конь с розовой гривой.

Русский

2014-06-13

33.12 KB

45 чел.

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии.

Конспект урока по литературе:

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Выполнила: Канова Ольга Любимовна,

студентка 341 группы

Института гуманитарных наук

                                                              Проверила: Глебко Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент

Сыктывкар 2013

Урок по литературе

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой.

Картина жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа».

Сколько лет прошло! Сколько событий

минуло! А я все не могу забыть

бабушкиного пряника – того дивного коня

с розовой гривой.

В.Астафьев

Цель: создать условия для учащихся раскрыть идейно-нравственное содержание рассказа.

Задачи:

  1.  Образовательная – повторить полученные знания о творчестве В.П. Астафьева, прививать любовь и внимательное отношение к слову на основе рассказа «Конь с розовой гривой».
  2.  Воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости, интереса к предмету, привитие культуры общения.
  3.  Развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, творческие задания.

Форма урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

Оборудование: литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях./авт.сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008 год; жетоны.

Ход урока.

1) Орг. момент.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Давайте для начала посмотрим, кто сегодня отсутствует.  Дежурный встает и называет фамилии отсутствующих в классе.

2) Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.

Рассказ, который вы прочитали дома, « Конь с розовой гривой» открывает нам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный  детский характер.

3) Беседа по вопросам.

-Скажите, вам понравилось рассказ В.П. Астафьева?

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»? (Ученики предлагают различные гипотезы. Все они записываются на доске).  

- Как мы узнаем, какая гипотеза верна?

( В этом нам помогут вопросы, которые будут звучат в течение урока).

-Где и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»? Подтвердите примерами из текста.

Страница 87.

Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.

- От чьего лица ведется повествование?

Повествование ведется от лица семилетнего мальчика. Формирование нравственности.

-Что это было за время? Как жилось людям?

Время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.

-Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

Автор использует сибирские диалектизмы, упоминает географические названия, сибирская природа.

-С какой целью автор использовал диалектизмы  в тексте и не заменил другими словами?

Хотел вести читателя в колорит сельской жизни.

4) Словарная работа.

Объяснить смысл слов.

         Увал – пологий холм

          Туесок – берестяная корзина с крышкой

          Заполошная – суетливая

          Бадога – длинные поленья

          Шаньга – булочка с творогом

          Заимка – земельный участок, вдали от села

          Поскотина – пастбище, выгон

          Яр – крутой край оврага

 -  Ребята, скажите, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?    

В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман бабушки внуком.

- Расскажите о семье Левонтия.

Беспорядочная жизнь. Левонтий был рабочим, заготавливал бадога для завода. Левонтий – пьяница, бил жену и детей.

- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Обратите внимание на глаголы, описывающие их поведение. Приведите примеры с текста.

Страница 90.

Бросали, барахтались, дрались, плакали, дразнились, заскочили, напластали. Неразумное поведение.

-- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? Приведите примеры с текста.

«Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды.

Страница 91.

Опять используются такие  глаголы: валяются, подскочил, взвыл, кинулся, раздавили, бьются. Главенство разговорно-народного языка не только в речи героев, но и в «голосе автора», как разговаривают «левонтьевские», и как о них говорит автор.

-- Как герой оказался втянут в обман?

Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!», и герой проговаривается о прянике. Санька «быстро что-то смекнул»: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный». Герой попадается «на уду». Ему важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

- Проследите, как менялось настроение главного героя рассказа, после того, как он вернулся домой после сбора ягод?

Он очень боялся, шантаж Саньки, украл 3 калача, мучила совесть, побег к тетке Августине, она привела его обратно домой, мучила совесть, прощение бабушки.

5) Самостоятельная работа. 

- Какие события дальше происходили в течение этого дня? Подготовьте художественный пересказ одного из эпизодов или чтение его по ролям.

Автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. Взаимоотношения человек-природа, человек-другие люди подчиняются одним и тем же нравственным законам.

-- Настала пора возвращаться домой. Мальчик понимает, что проступок не сойдет ему с рук, понимает, что виноват: «тихо плелся». А они… Тут Санька «помогает» герою выпутаться из этой ситуации, вернее учит его, как обмануть бабушку (что предлагает Санька?). Тяжело дается ему обман: «повздыхал», «чуть не всплакнул».

Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману. Но все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня. Выйдя на улицу, он сообщает обо всем Саньке, тот шантажирует его и подталкивает к воровству пряников.

-- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?

Страница 98.

Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастирует с миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».

-- Какова развязка истории?

Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…».

-- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?

Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.

-Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?                                           (Устное словесное рисование)

Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.

 - Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует? Найдите подтверждение в тексте.

Страница: 105

Витя боится ее, но любит, в последствии даже  благодарен: «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

- Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно?

Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя  буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит становление личности главного героя, воспитание характера.

- О чем бы вы спросили Витю?

(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)

5) Творческая  работа.

- Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание  рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.

бабушка

Уроки жизни

стыд

ПРЯНИК

Радость, счастье

сказка

детство

прощение

раскаяние

 

      

 - А что вносит в название эпитет «розовый»?  (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

- Случайна ли форма пряника – «конем»?    (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

6) Вывод.

Давайте подведем итог нашей беседы.

Почему все-таки рассказ называется « Конь с розовой гривой»?

(Рассказ подчеркивает нам значимость умения признавать свои проступки, быть честным и иметь храбрость брать ответственность на себя. Такие черты характера важны для любого человека – взрослого или нашего маленького героя. Поучительность бабушкиного поступка заключается в вознаграждении постыдного поступка мальчика, заставив его при этом краснеть перед всеми, кому она об этом рассказала.)

7) Рефлексия. Какие жизненные уроки получил герой?

• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.

• Очень трудно признаться в содеянном.

• Душевное раскаяние очень мучительно.

• Раскаяние приносит облегчение.

• Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости.

8) Домашняя работа.

Задание исследовательского характера.

Давайте обратимся к образности языка  

Образность языка

В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.

НАСТРОЕНИЕ

ЦВЕТ

ЗВУК

А) Слова, передающие цвет: ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

Б) Слова, передающие звуки природы: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.

В) Слова, передающие настроение: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.

Ребята делают Вывод:    при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В.П. Астафьева -  это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75376. ЛАЗЕРНЫЕ ДАЛЬНОМЕРЫ 94.5 KB
  Импульсный метод – измерение времени распространения короткого импульса лазерного излучения до объекта и обратно. Фазовый метод – измерение разности фаз у колебаний мощности модулированного лазерного излучения на выходе из источника и возвратившегося после отражения
75377. ПРИНЦИПЫ ОПТИЧЕСКОЙ БЛИЖНЕПОЛЬНОЙ МИКРОСКОПИИ 185 KB
  Соотношение неопределенностей Неопределенность координаты фотона не может быть меньше чем длина волны. Если декремент затухания сделать большим то после подстановки в 1 получается следующий результат: неопределенность координаты намного меньше длины волны.
75378. ПРИНЦИПЫ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ НА КОМПАКТ-ДИСКЕ И ЕЕ СЧИТЫВАНИЯ 281 KB
  Этапы производства оптических дисков фотолитография процесс изготовления штампа диска. Считывание информации с поверхности диска Принцип считывания информации: регистрация изменения мощности отражённого света. Различие между дисками только для чтения и дисками однократной многократной записи заключается в способе формирования питов.
75379. Преимущества оптического волокна как среды для передачи информации 225.5 KB
  Полезная ширина полосы одиночно излученного светового импульса определяется импульсной передаточной функцией рассматриваемого оптического волокна ОВ. Учитывая что оптическая ширина полосы волокна определяется импульсной передаточной функцией этого волокна можно показать что измеренная на уровне 3 дБ по мощности оптическая ширина полосы Во оценивается с помощью показателя полная ширина полосы на уровне половины от максимума...
75380. Затухание оптического излучения в волокне 167.5 KB
  Существовало две глобальных проблемы при разработке оптических систем передачи данных: 1) источник света и 2) носитель сигнала. Первая разрешилась с изобретением лазеров в 1960 году, вторая - с появлением высококачественных оптических кабелей в 1970 году
75381. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ДИСПЕРСИЯ В ОДНОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ И УШИРЕНИЕ ПЕРЕДАВАЕМОГО ИМПУЛЬСА 113 KB
  В полосе прозрачности 850 нм более длинные волны распространяются с большей скоростью чем короткие например излучение на длине волны 865 нм распространяется в кварцевом стекле с большей скоростью чем излучение на длине волны 835 нм. Совсем наоборот происходит в полосе прозрачности 1550 нм: более короткие длины волн распространяются с большими скоростями чем более длинные излучение с длиной волны 1535 нм распространяется быстрее чем с длиной волны 1560 нм. Спектр оптического сигнала имеет конечную ширину ...
75382. МЕЖМОДОВАЯ ДИСПЕРСИЯ В МНОГОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ 74 KB
  Импульсы излучения для мод более высоких порядков появляются на выходе из волокна позже Траектории лучей в градиентном волокне Многомодовое волокно со ступенчатым поперечным распределением показателя преломления Групповая скорость распространения света в волокне...
75383. МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОТЕРЬ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА ВОЛОКНА 50 KB
  Главная цель производителя оптоволокна получить более точную геометрию волокна. Три параметра как показала практика оказывают наибольшее влияние на характеристики сростка: концентричность сечений сердцевины и оболочки допуск на диаметр оболочки и собственный изгиб волокна. Улучшение этой характеристики при производстве волокна уменьшает шанс неточного расположения сердцевины что способствует получению сростков с меньшими потерями.