62734

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Мир природы и мир ребенка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пробудить интерес к его личности; обучить учащихся аналитическому пересказу и анализу эпизода текста. Астафьева компьютер проектор экран учебники. Астафьев Повести.

Русский

2014-06-13

27.12 KB

5 чел.

Тема урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Мир природы и мир ребенка.

Класс: 5

Цели урока:

  1.  Образовательная:
  2.  познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности;
  3.  обучить учащихся аналитическому пересказу и анализу эпизода текста.
  4.  Развивающая:
  5.  совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения;
  6.   развивать навыки работы в группах и умение высказывать своё мнение о прочитанном.
  7.  Воспитательная:
  8.  воспитывать требовательность к себе, способность пробудить в себе готовность бороться со страхом и робостью, умение выйти из трудной ситуации;
  9.  воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы: Слово учителя, эвристическая беседа, выразительное чтение и.т.д.

Оборудование: Издания  произведений В. П. Астафьева, компьютер, проектор, экран, учебники.

Использованная литература:

  1.  Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под. ред. В. Я. Коровиной. -  М.: Просвещение, 2007.
  2.  В. П. Астафьев Повести. Рассказы. – 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2003.
  3.  Коровина В. Я., Журавлев В.П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб. : В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
  4.  Ермакова Т. И. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. /  http://do.gendocs.ru/docs/index-13046.html 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1.  Организационный этап.

(прослушивание аудиозаписи с голосами птиц)

- Как вы думаете, ребята, почему мы начали урок с прослушивания голосов птиц?

- Правильно, сегодня мы будем говорить о природе. Как вы знаете, о природе писали очень многие писатели, поэты. Кого вы можете назвать?

- Очень хорошо. Сегодня на занятиях мы познакомимся с интересным писателем В. П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Давайте вспомним, что такое рассказ?

- Птицы – часть природы.  Сегодня на уроке мы будем изучать произведение о природе, природном явлении.

- Сказки А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»,     А. А. Фет «Весенний дождь», стихотворения Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, К. Г. Паустовский «Заячьи лапки» и т.д.

- Рассказ – малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

II. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на портрет В. П. Астафьева. Что вы можете сказать гляда на этот портрет? (Слайд №1)

- Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, где тайга выступала до самых берегов Енисея. Он писал, что безмерно любит свою Землю и не перестает удивляться её красоте, её «неистощимому терпению и доброте». И жизнь постоянно давала ему возможность быть «на природе и с природой». (Слайд № 2, № 3, № 4)

- Виктор Петрович родился в семье крестьянина (мать Лидии Ильинична Потылицина и отец Петр Павлович Астафьев). Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону (это плети из бревен) и утонула. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, в душе писателя остались светлые воспоминания. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовой рабочий». Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске. Ему там поставлен памятник. Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. (Слайд № 5, № 6,№ 7, № 8 )

- В.П. Астафьев – автор  огромного количества произведений о природе, детях, войне и мире, и в каждом его произведении живёт радостная музыка души человеческой: и в «Перевале», и в «Стародубе», и в «Краже», и в самых известных его повестях «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Последний поклон» и др. Основная тема его рассказов – тема взросления человека, становления его характера и личности. Писатель показывает, как один случай может оказать сильное влияние на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. По словам А. Михайлова, В. Астафьев много испытал, много выстрадал, прежде чем рассказал о пережитом, об увиденном.  Случай, описанный в рассказе «Васюткино озеро» -  один из таких. (Слайд № 9)

Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

- Талант писателя впервые проявил себя в школьных сочинениях. В основе рассказа «Васюткино озеро» – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме В. Астафьев написал сочинение о мальчике, который заблудился и нашёл в тайге неизвестное озеро. Сочинение было опубликовано в школьном журнале. Таким образом, писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа для детей.  Тема детства и детей в творчестве В. Астафьева занимало важное место. Детские воспоминания крестьянского мальчика  имеют автобиографическую основу и говорят о становлении характера личности. Давайте запишем в тетрадь что такое «автобиографичность».

Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. (Слайд № 10, № 11, № 12)

- В. П. Астафьев - чуткий и честный, требовательный к себе человек, искренний и правдивый писатель.

Учащиеся кратко конспектируют в тетради биографию и произведения В. П. Астафьева.

Учащиеся записывают в тетради термин.

III. Основная часть.

- Ребята, кто главный герой рассказа? Почему?

- Правильно. А сейчас, дорогие ученики, давайте вспомним что же произошло с Васюткой.

- С какой целью отправился мальчик в тайгу?

- Почему Васютка попал в беду?

- Когда мальчик понял, что заблудился? Какие качества помогли ему выжить в тайге?

- Какие умения пригодились Васютке в тайге? (Обращение к тексту: какие строки из текста говорят о сообразительности мальчика? Прочтите этот отрывок).

- Какие черты характера обнаружились в мальчике? Как  автор характеризует Васютку?  (Делим класс на 2 части и даем время каждой команде найти слова для характеристики героя)

Словарная работа.

- Ребята,  обратите  внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; монотонно зудя; глухарь упрел; дурило; припал губами к воде; отблески заката.

- Как вы думаете, почему В.П. Астафьев в своем рассказе использует такие «красивые слова»? Что хочет сказать нам автор? Согласны ли вы с мнением В.П. Астафьева?

- Главный герой рассказа – Васютка, т.к. события в рассказе происходят около него.

- Васютка пошел в тайгу, чтоб принести рыбакам кедровые орехи.

- Васютка попал в беду, потому что нарушил «таежный» закон – от затесей далеко нельзя отходить.

-  Он заблудился когда поймал глухаря и ни на одном из деревьев не нашел затесей. Дальше сам герой (автор) для себя делает вывод в тексте, что он заблудился. Васютка, хотя и был юным, знал очень много о тайге, о его «законах»-эти знания помогли ему выжить.

  1.  «…Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг.»
  2.  «…Перво-наперво надо развести огонь.»
  3.  «…сгреб костер в сторону, на горячем месте  выкопал яму и положил птицу….»
  4.  «…повесил мешок на сук, чтобы мыши или кто-нибудь не добрался до харчей..»
  5.  «…перенес в сторону костер, все угольки, набросил веток с хвоей, мху и лег…»
  6.  «…лиственничный лес обычно тянется по берегам реки»
  7.  «…трава растет обычно вблизи водоемов»
  8.  «..белая рыба в озере, значит озеро проточное..»

- Васютка - храбрый, умный, сообразительный, физически и духовно сильный. Автор характер героя раскрывает через его действия, мысли, воспоминания.

- Синонимы:

валежник – дрова, хворост;

отрешенно-задумчиво, равнодушно;

хлипкий-слабый;

- Автор в своем произведение использует  такие слова для того, чтоб показать нам любовь Васютки к природе. Васютка, несмотря на суровый климат, любит тайгу и бережно относится к природе, потому, что природа - это наш второй дом и мы  должны  ухаживать, заботится о нем.

IV. Подведение итогов урока.

- Таким образом, ребята, мы сегодня познакомились с великолепным писателем В. П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро».

- Как вы думаете, как относится автор к своему герою?

- Как вы относитесь к Васютке?

- Что хочет сказать нам В.П. Астафьев рассказом «Васюткино озеро»?

- В. Астафьев в своем рассказе говорит об обычном  мальчике в обычной жизни, но в то же время автор гордится им и призывает читателей брать пример с Васютки.

- В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. После прочтения и обсуждения произведения мы можем сделать вывод, что преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Каждый человек с детства должен работать над собой, прислушиваться к совету старших, трудиться, быть внимательным, закаляться, иметь терпение, культивировать в себе выносливость, уверенность. Тогда жизнь будет интересной и увлекательной.

V. Выставление оценок.

VI. Объяснение домашнего задания.

(написать маленькую историю (1 лист  тетради), которая произошла с вами в лесу или в походе, на следующем уроке выразительно рассказать или прочитать ее)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43327. Розробка програми виведення системного і реального часу на платі IBM PC 1.19 MB
  Розробка програми виведення системного і реального часу на платі IBM PC полягає в тому що розробка програми має велике значення як для навчального процесу так і для створення складних систем оскільки будьяка потужна система базується саме на більш простих системах і розуміння цих процесів значно полегшує роботу зі складними системами дії яких приховані від користувача. Крім цього на сьогодні існує проблема що стосується корекції системного часу а точніше багато комп’ютерів які беруть участь у процесі виробництва і керують ним...
43328. Використання електронних підручників на уроках хімії 143.5 KB
  Використання комп'ютерних моделей дозволяє розкрити істотні зв'язки досліджуваного об'єкта, глибше виявити його закономірності, що, у кінцевому рахунку, веде до кращого засвоєння матеріалу. Учень може досліджувати явище, змінюючи параметри, порівнювати отримані результати, аналізувати їх, робити висновки. Наприклад, задаючи різні значення концентрації реагуючих речовин (у програмі, що моделює залежність швидкості хімічної реакції від різних факторів), учень може простежити за зміною обсягу газу, що виділяється, і т.д.
43329. Оборотні кошти підприємства 516 KB
  Висока інфляція неплатежі й інші кризові явища змушують підприємства змінювати свою політику стосовно оборотних коштів шукати нові джерела поповнення вивчати проблему ефективності їхнього використання. Тема визначення потреби в оборотних коштах є досить актуальною бо правильна організація збереження і ефективність використання оборотних коштів мають велике значення для забезпечення безперервного процесу суспільного відтворення стійкого фінансового стану всіх суб'єктів господарювання нормального грошового звернення реального накопичення...
43330. Вузол черв’ячного редуктора 5.02 MB
  Пустотілий вал 1 черв’ячного колеса розміщений у корпусі редуктора на конічних роликових підшипниках 0-го класу точності. На вал 1 діє нерухома радіальна сила – 8 кН. Вінець черв’ячного колеса не розбирається і повинен передавати Мкр=2000 кН мм на маточину. В деталі 2 є шліцевий отвір, в який заходить шліцевий вал, непоказаний на кресленні. Даний вал може вільно переміщатись в осьовому напрямку.
43332. Архітектура, історія, перспективи LTE стандарта в Україні та світі 192 KB
  Історія технології LTE Рівень економічного розвитку будьякої країни в даний час визначається ступенем розвитку сучасних технологій. Це досягається за рахунок поступового переходу до мереж наступного покоління NGN Next Genertion Network FGN Future Genertion Network LTE які підтримують широкий спектр інфокомунікаційних послуг. LTE грунтується на фундаментальній ідеї розподілу функцій комутації та функцій надання послуг що дозволяє виконати впровадження глобальної інформаційної інфраструктури ГІІ яка надає можливість...
43333. Интеграл Лебега-Стилтьеса, функции с ограниченным изменение 551 KB
  Рассмотрим подробнее заряды на -алгебре, порожденной полуинтервалами на отрезке. Каждому заряду (как и мере) поставим в соответствие функцию g. Опишем класс функций на , которые соответствуют зарядам. Построение заряда аналогично построению меры Лебега-Стилтьеса по неубывающей функции.
43335. Підсилювач низької частоти 5.68 MB
  Розрахуємо максимальну напругу в навантаження по формулі: В 1 Знайдемо максимальний струм що проходить через навантаження: 2 Розрахуємо необхідний коефіцієнт підсилення підсилювача за формулою: 3 Знайдемо орієнтовну кількість каскадів попереднього підсилення за наступною формулою: 4 Отриману за формулою 4 кількість каскадів округляють до найближчого цілого непарного числа в більшу сторону так як схема з СЕ дає зсув фази на 180 n = 3 Вихідний каскад ставиться на виході підсилювача і забезпечує підсилення...