62738

Старая-новая одежда

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Узнать больше о таких вещах разных народов как ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы. И так мы выводим слайды со всеми вещами с которыми хотим детей познакомить или больше про них узнать ципао шаровары саронг унты туника мокасины джинсы.

Русский

2014-06-13

30.41 KB

0 чел.

Урок по Мировой художественной культуре (8 – 9 классы)

в концепции Школы диалога культур

Тема: «Старая-новая одежда»

Мы представляем урок по Мировой художественной культуре в концепции Школы диалога культур. Главной задачей этой школы является диалог между различными культурами. На нашем уроке мы хотим провести диалог между древними культурами, существовавшими ещё до н.э., и современностью. Тема урока: «Старая-новая одежда»

Цели урока:

  1.  Определить, что такое одежда в понимании школьников, какой она должна быть. Её роль и значение.
  2.  Узнать больше о таких вещах разных народов, как  ципао, шаровары, саронг, унты, туника, мокасины, джинсы.
  3.  Проследить временную видоизменяемость вещей и их глобальное распространение.
  4.  Обогатить словарный запас учеников и углубить их представление о выбранных для данного урока вещах.

На уроке присутствуют шесть экспертов по моде (ученики), каждый из которых по ходу урока сообщает остальным ученикам – участникам международной конференции, информацию об изучаемой им вещи.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Ребята, сегодняшний наш урок посвящается одежде. Что вы понимаете под словом «одежда»? (Слушаем ответы учеников, затем выводим слайд с лексическим значением этого слова из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой).

Слайд: Одежда, -ы, ж. 1. Совокупность предметов, к-рыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о. 2. Покрытие проезжей части дороги (спец.). Асфальтовая дорожная о. || прил. одежный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Ребята, как вы считаете обувь это тоже одежда? (Слушаем ответы).

ОБУВЬ, -и, ж. Предмет одежды для ног изделие из кожи или других плотных

материалов. Кожаная, текстильная о. Зимняя, летняя о. Модельная, спортивная, домашняя о. || прил. обувной, -ая, -ое.

Как вы понимаете, нас сегодня будет интересовать первое значение слова «одежда». Как вы думаете, для чего она нам нужна? Какой она должна быть? (Слушаем ответы).

 

Главная задача одежды (по древним представлениям) защищать от холода и зноя. Ещё одежда помогает распознать, «кто есть кто», «какого племени». Самый распространённый пример – по цвету клеток килта – национальной шотландской мужской юбки – можно определить, к какому клану (роду) принадлежит человек. И надеть чужие цвета также раньше было недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. Ещё одна роль одежды – подчёркивание сословных различий. У разных народов это проявлялось по-разному. Например, шотландский король носил одежду семи цветов, придворные – пяти цветов, остальная знать довольствовалась четырьмя цветами, а простой народ ходил в одноцветной одежде. В древнем Вавилоне чем знатнее человек, тем длиннее была его рубашка, а у ассирийцев то же значение имела ширина бахромы. И ещё одно важное значение одежды – она должна была охранять от злых духов.

В современном мире мы сталкиваемся с другими задачами одежды. Например, с тем, что одежда должна быть, прежде всего, удобной, красивой, соответствующей времени, т.е. должна быть модной, современной и т.д.  

2.Ребята, представим, что мы находимся на международной конференции, на которую приедут представители разных  народностей.  Сейчас на слайде вы увидите гостей конференции. Вам необходимо будет описать их одежду и предположить, представителями каких народностей они являются.

Выводим слайд с картинкой, на которой изображена китаянка в ципао первоначального вида. Ждём ответов. Если ребята затрудняются с ответом, мы предлагаем эксперту по ципао, выступить с докладом. А задача ребят – записать это слово, страну происхождения и, какую вещь оно называет. Другой слайд у нас идёт уже с современным ципао. И так мы выводим слайды со всеми вещами, с которыми хотим детей познакомить или больше про них узнать (ципао, шаровары, саронг, унты, туника, мокасины, джинсы).

Последняя вещь, на которую мы обращаем внимание, – джинсы. Задаём школьниками вопрос: Чем происхождение джинсов отличается от происхождения всех вещей, о которых мы говорили ранее?

Ответ: Во-первых, джинсы изобрёл не отдельный народ, а два колониста Джекоб Дэвис и Ливай Страусс. Во-вторых, это единственная из представленных на конференции вещей, изобретённая в прошлом веке (новое время). В-третьих, история этого вида штанов и их название долгое время существовали отдельно друг от друга.

Итог урока

Ребята, главный вопрос конца нашего урока: Почему мы сегодня рассматривали именно эти вещи (ципао, шаровары, саронг, унты, туника, мокасины, джинсы)? (Слушаем ответы учеников). (Ответ: мы рассматривали именно эти вещи, потому что они пришли к нам в гардероб из древности, видоизменившись для нашего времени).

Какая вещь вам больше всего понравилась?

О какой вещи вы раньше ничего не слышали?

Какую вещь после сегодняшнего урока вы бы хотели иметь в своем гардеробе?

1.Ципао – это название изящного китайского платья-халата, как правило, сшитого из обычного натурального шёлка с особым стоячим “китайским” воротничком и запахнутой полой, длинным подолом, а также и глубоким разрезом на боку. В переводе с китайского языка означает “халат знамённых”.
Ципао – это народное платье китаянок, которое изначально отличалось свободным покроем и очень длинными рукавами. Не смотря на многие перемены в моде Китайской Республики, ципао всё-таки пережило все революционные бури и осталось любимым нарядом для китаянок. Пока мужчины воевали, в Китае появилась новая каста богатых китаянок, которые совершили революцию в китайской моде. Эти женщины устали от старомодных платьев широкого покроя, китайские красавицы, которые жили в 20-х годах ХХ-го века, положили начало новому стилю одежды, который вопреки всем запретам, не скрывал красоту тел, а подчёркивал их. Длинные рукава естественно были отрезаны, материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт женщины.

Толчком для дальнейшего роста популярности ципао в 60-е годы стало, движение хиппи, которое откинуло материальные ценности мира и обратилось к буддизму и другим различным видам восточной религии. В дальнейшем ципао – благодаря своему простому силуэту стало неотъемлемым предметом “высокой моды” во многих странах.

Шаровары, Саронг

Шаровары – шальвары (перс. — шаравара), мужские и женские штаны у народов Востока – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени.

Саро́нг (или сарунг, от индон. sarung) пляжная мужская и женская одежда Юго-Восточной Азии  (платье или юбка из прямоугольного куска ткани, который обёртывается вокруг груди или бёдер, позволяя скрыть недостатки и подчёркнуть достоинства фигуры).

Распространён в Бангладеш, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Индии, Индонезии, Полинезии.
У разных народов имеются свои способы подвязывания
саронга, но во всех случаях его использование служит одной цели – защите кожи от солнца и обеспечению телу вентиляции снизу в жарком тропическом климате.
Для удобства при работе или сохранения тепла в случае похолодания полы
саронга могут быть завязаны узлом или подоткнуты за пояс.
Ношение
саронга требует некоторых навыков и придаёт плавность движениям человека, который не хочет его потерять (так как бельё под эту одежду, по традиции, не надевают).

В настоящее время саронг обретает популярность как предмет пляжного костюма.

Унты

Слово «Унты» в переводе с эвенкийского означает просто «обувь». Долгие годы верой и правдой служили унты жителям северных регионов России. Сибирские зимы самые холодные. Да и зима в других регионах значительно теплее, чем сибирское лето. Потому не случайно обувь, изобретённая местными жителями, самая тёплая в мире. Со временем унты перестали быть просто необходимостью, северные мастера начали украшать их вышивками, бисером, кусочками камусов. Унты стали частью национального колорита. Долгое время унты носили только в северных регионах, а жителей всей остальной России, стран СНГ, Америки и, уж тем более, Голливуда этот вид обуви совершенно не интересовал. Но дизайнеры, которым нужно регулярно придумывать интересные аксессуары, типы одежды и обуви, часто обращаются к национальным одеяниям разных народов мира. И вот, сибирские национальные костюмы привлекли внимание законодателей мира моды. Унты попали на подиум, а оттуда — в продажу. Но со временем унты всё-таки покорили сердца модниц своими нетривиальными достоинствами: теплотой, удобством и оригинальностью, разнообразием моделей. В конце концов, это единственная обувь без каблука, которая делает ножки такими изящными.

Туника

Ещё задолго до нашей эры её охотно носили мужчины и женщины от Африки до земель древних германцев, а для жителей Древнего Рима она стала основным видом одежды. В те времена она состояла из двух прямоугольных полотнищ ткани, которые удерживались на плечах пряжками. Женщины – как рабыни, так и жёны сенаторов — одевались в шерстяные или льняные туники, которые ниспадали мягкими складками до щиколоток.

Мужские туники были уже и имели длину до колен. На талии они перевязывались ремешками, сверху мужчины надевали тоги, а женщины накидки паллы. Незадолго до нашей эры появились первые туники с рукавами.

Когда арабы завоевали восточную часть Римской империи, это наложило отпечаток и на моду. Туника обрела восточный декор, её стали украшать вышивками и драгоценными камнями. Неудивительно, что она стала одеждой богачей.

Мокасины   это мягкая, удобная обувь из кожи или замши. Мокасины очень популярны сегодня, однако, какова же история этой обуви? Не многие знают, что Родина мокасин начинается за океаном, в те времена, когда Колумб открыл Америку.

Сейчас точно никто не скажет имени создателя первой пары этой обуви, но доподлинно известно, что индейцы Америки защищали свои ноги мокасинами, которые они делали из кожи бизона. Первые мокасины имели различную высоту и отличались различным качеством выделки. У каждого из мастеров были свои секреты. Некоторые расшивали их бисером, а другие вышивали на них узоры из иголок дикого дикобраза. Эта обувь была незаменима и в засушливых местностях и в густых лесистых зонах, и в зимней тундре.

Когда первые европейцы стали заселяться в Америку, они сразу оценили качество обуви. Сегодня мокасины – это также удобная и незаменимая вещь для носки каждый день. Одев их, вы можете ходить на длительные расстояния, заниматься пробежкой и различными видами спорта. Существуют даже пляжные варианты мокасин без задников и без носка, наподобие шлепанцев.

Джинсы

Пожалуй, отсчет истории джинсов следует вести с 20 мая 1873 года, когда Джекоб Дэвис и Ливай Страусс получили патент №139121 на новый способ крепления карманов; с тех пор джинсы начали свое победное шествие по миру.

Слово «джинсы», появившееся в молодёжном сленге в двадцатых-тридцатых годах прошлого века, для обозначения своих штанов было предложено компанией Levi Strauss несколько позже, в шестидесятых.

Страусс был первым, но далеко не единственным производителем джинсов в США; вскоре, вдохновлённые всё более растущим успехом новых штанов, стали появляться его многочисленные конкуренты - знаменитые Lee, Wrangler и другие.

Несмотря на растущую популярность, джинсы долгое время являлись рабочей одеждой; потребовалось много лет, прежде чем они появились на рынке в качестве одежды повседневной. Немалую роль в этом сыграл Голливуд –  бравые ковбои, мелькавшие на киноэкранах, были одеты в джинсы, и многие мужчины, стремясь быть похожими на мужественных покорителей равнин, стали использовать джинсы в качестве повседневной одежды.

Во время Второй Мировой войны джинсы были не только удобной одеждой для работников американских заводов и фабрик; несмотря на то, что в военное время продажи джинсов сократились, воевавшие в разных уголках планеты американские солдаты (а джинсы были частью официальной униформы, например, американского флота) смогли обеспечить популярной одежде поистине мировую рекламу.

После окончания войны джинсы стали пользоваться всё большим спросом. Их популярность среди молодежи, особенно после выхода на экраны таких лент, как «Бунтарь без причины» с популярнейшим Джеймсом Дином, где его герой был одет в джинсы, была огромна; несмотря на то, что человека в джинсах могли не пустить, например, в театр, а в некоторых школах носить этот вид одежды ученикам просто запрещали, подавляющее большинство американских подростков были просто без ума от джинсов.

Популярность джинсов продолжала расти и в последующие десятилетия, особенно с распространением культуры хиппи; многие «дети цветов», ценившие индивидуальность, старались сделать свои джинсы абсолютно неповторимыми с помощью различных узоров и украшений.

Вскоре на некогда исключительно рабочую одежду обратили внимание модные дизайнеры, и сегодня джинсовая одежда является важной частью коллекций многих известных модельеров; знаменитый Ив Сен-Лоран выражал своё восхищение джинсами и сожалел, что это не он их придумал.

Сегодня от множества фасонов и цветов джинсов буквально «разбегаются глаза», а стоимость дизайнерских джинсовых моделей превышает стоимость продаваемых в обычном магазине в разы. Джинсы носят мужчины и женщины, дети и старики, бедняки и богачи, музыканты и политики – и это лучшее доказательство любви к джинсам по всему миру.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.
84996. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении 27.31 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах ссадинах носовом кровотечении Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах сформировать умение оказания первой медицинской помощи при ушибах ссадинах. Разъяснить учащимся что такое носовое кровотечение и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.
84997. Первая медицинская помощь при отравлениях 29.5 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях Цель урока. Вызвать скорую медицинскую помощь. Если яд попал через кожу то ее промыть большим количеством воды физиологическим раствором слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты в зависимости от ядовитого вещества; из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Первая медицинская помощь: вывести пострадавшего на свежий воздух; дать обильное питье.
84998. Город как среда обитания человека 31.04 KB
  Изучаемые вопросы Основные признаки современного города. Привлекательность города для жизнедеятельности человека. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города. в городах мира проживало 3 населения Земли в начале XX в.
84999. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения 28.05 KB
  Напомнить бытовые приборы используемые в повседневной жизни заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома квартиры и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. Обратить внимание учащихся что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого отношения к своему дому и иных...
85000. Особенности природных условий в городе 28.48 KB
  Особенности природных условий в городе Цель урока. Сформировать целостное представление учащихся о природных условиях в городе проживания уточнить факторы влияющие на особенности природных условий в вашем городе; отметить факторы положительно влияющие на микроклимат города и факторы отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безопасности поведения в повседневной жизни с учетом экологической обстановки в городе. Меры по обеспечению личной безопасности которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в...
85001. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 28.74 KB
  Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность. Взаимоотношения с окружающими людьми в городе. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми.
85002. Основы безопасности жизнедеятельности человека 29.76 KB
  Изучаемые вопросы Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация но месту возникновения. При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Дать определения опасной и чрезвычайной ситуаций и обратить внимание на существенное различие опасной ситуации от чрезвычайной. Подчеркнуть что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек нарушая общепринятые нормы и правила поведения человеческий фактор.