62741

Осознание социальных процессов. Малые группы общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование группы и поведение человека в группе. Сегодня мы с Вами поговорим о малых группах общества таких как школьный класс семья дружеские компании музыкальные группы...

Русский

2014-06-13

251.02 KB

0 чел.

                                                           Урок по обществознанию.

8 класс

Осознание социальных процессов.

Малые группы.

Тема: Осознание социальных процессов. Малые группы общества.

Цель: показать в процессе урока значимость (важность) осознания тех или иных социальных процессов социальной жизни (межгрупповые и внутригрупповые отношения).

Идеи:

  1.  Осознание социальных процессов помогает человеку самому выстраивать собственную жизнь (выбирать свой путь), а не быть управляемым (идти по чужому пути).
  2.  Осознание социальных процессов помогает человеку лучше понять себя и окружающих его людей.
  3.  Знание причин социальных явлений помогает уменьшить или пытаться разрешить конфликты и споры.

Задачи:

-в процессе урока ученик должен:

  1.  Овладеть знаниями о межгрупповых и внутригрупповых отношениях.
  2.  Осознать, что на поведение человека оказывают влияние, как биологические, так и культурные факторы.
  3.  Использовать в процессе урока знания жизни для понимания сущности межгрупповых и внутригрупповых отношений.
  4.  Овладеть умением использовать полученные знания на практике (в жизни).
  5.  Проявить в процессе игры творческие, мыслительные, аналитические способности (развитие левого и правого полушария – одновременно).
  6.  Проявить и закрепить в процессе игры умение общаться в группе, высказывать, аргументировать свою точку зрения, проявлять  уважение к интересам и мнениям других людей.

-для выполнения вышеуказанных пунктов учитель должен создать в классе необходимые условия, а также организовать учебную деятельность в процессе урока так, чтобы:

  1.  В процессе ролевых игр происходило формирование, развитие абстрактного мышления, чтобы ребенок имел возможность оценить свои возможности и способности.
  2.  Ученик мог соотнести знание урока и знание жизни, сопоставить новые знания с уже имеющимся опытом, применить собственный опыт при выполнении заданий в процессе урока.
  3.  Ученик умел проанализировать реальную жизненную ситуацию и на основании полученных знаний дать оценку этой ситуации, сделать выбор, выработать собственное отношение, высказать мнение по данной проблеме.

-также в процессе урока учитель должен:

  10.  Сформировать у ребенка эмоциональную память, эмоциональное восприятие путем использования в процессе урока разных видов деятельности: игровой, трудовой, общения, мыслительной, учебной.

План:

Часть первая: Межгрупповые отношения.

Часть вторая: Формирование группы и поведение человека в группе.

Часть третья: Внутригрупповые отношения (групповое давление, конформное поведение, влияние меньшинства, лидерство).

Введение.

Добрый день уважаемый 8 класс! Меня зовут  Анна Вячеславовна, и я проведу сегодня у вас урок по обществознанию. Часто, и в курсе обществознания, и по другим предметам мы сталкиваемся с теми проблемами, о которых не раз слышали и с которыми не раз встречались в жизни.

Сегодня мы с Вами поговорим о малых группах общества, таких, как школьный класс, семья, дружеские компании, музыкальные группы (Кстати, никто из вас не играет в музыкальной группе?) и мн.др, которые оказывают прямое влияние на формирование личности. То есть то, какими мы будем, к чему мы будем стремиться, зависит о того, к каким группам мы принадлежим, какие группы оказывают на нас влияние.

Конечно, Вы скажете, что уже все это знаете.  Да, это так. Также вы знаете, что в группе складываются отношения симпатии, антипатии, безразличия. Еще вы прекрасно знаете, что между людьми в группах часто возникают конфликты. Почему? Из-за чего они могут возникать? Почему один человек у нас вызывает симпатию, а другой антипатию?

Для того, чтобы лучше понимать себя и друг друга, чтобы уменьшить количество конфликтов, необходимо разбираться во всех этих процессах. В каждом из нас есть бессознательное, биологические инстинкты, которые влияют на наше поведение и поступки.  Но степень осознанности должна быть выше, чтобы мы сами могли управлять своей жизнью и уменьшить количество нежелательных, неприятных ситуаций для себя и окружающих нас людей.

Часть 1. Межгрупповые отношения.

Все то, что мы называем законами политическими, социальными, психологическими – большей частью имеют биологическую природу. Эволюция, которую мы связываем с именем Дарвина, мы знаем, как биологический процесс. Многие ученые стали выдвигать теории социальной эволюции. Общество – это биологический организм, который постоянно эволюционирует. А основные социальные законы – это превосходство одних групп над другими (известные биологические понятия «борьба за существование», «естественный отбор»).  И поэтому в обществе постоянно ведется борьба между группами. Эта борьба может быть открытая (гражданская война, конфликты, драки и т.д.). Это может быть борьба психологическая (скрытая). Это например, различия ценностей, образа мыслей, культуры, формы одежды, общения и мн.др.  Если посмотреть на общество, оно состоит из множества социальных групп, подобно тому, как мир состоит из множества стран. Давайте посмотрим на карту (это карта Европы). Вместо стран на ней изображены разные социальные группы. И, как Вы видите, на карте есть надпись «индивид». Все эти группы оказывают влияние на индивида.

Мы с Вами сейчас говорили о том, что группы ведут постоянно борьбу между собой.  Люди объединяются в группы, как известно, по общим интересам. Так постепенно в группе формируются ценности. Именно эти ценности определяют модель поведения: так в каждой группе складывается своя модель поведения. Это явно отличает одну группу от другой. Таким образом, вырабатываются понятия «мы-группа», «они-группа».  Эти понятия выделаются на основании разности ценностей и разности модели поведения. Это соответствует биологическим понятиям «свой», «чужой». Существуют определенные признаки, по которым можно определить «своего» или «чужого», на основании чего и возникает либо «мы-чувство» по отношению к «своим», либо «они-чувство» по отношению к «чужим».  

На основании этих признаков некоторые группы могут объединиться, а некоторые будут находиться в состоянии открытой вражды или сильного психологического противостояния. Таким образом, в обществе образуются большие группировки, состоящие из разных малых групп. Для того, чтобы посмотреть, как это происходит, давайте выполним задание на карте.

Задание № 1.


1. Все группы находятся в состоянии борьбы по отношению друг к другу. Как Вы думаете, если бы началась война (вражда), какие группы могли бы объединиться?
Придумайте три группировки, объединив в каждую по несколько групп (больше двух) на основании общих ценностей. Например: первая группировка (семья, друзья, школа).
2. Закрасьте все группы каждой группировки своим цветом или поставьте флажки разных цветов. Например, первая группировка (семья, школа, друзья) - зеленый. Вторая (футбольная команда и команда для похода) - синий, и т.д.
Внесите их внизу в условные обозначения.
3. Дайте названия каждой из ваших группировок (какие угодно, это может быть лозунг!) Внесите их в условные обозначения напротив цвета группировки.
4. Какие, как вы думаете, методы борьбы могли бы использовать эти группировки? Напротив каждой из трех группировок напишите метод борьбы. Например, убеждение словом, драка, психологическое давление, подкуп, вымогательство, грабеж, открытая война, тайные переговоры, умелая экономическая политика (денежная), обложение налогами, ультиматум (ставят условия), распространение листовок, агитация - в качестве распространения своих идей, привлечение на свою сторону других групп, революционные методы борьбы, только защита, выработка стратегии, резкое нападение с использованием политических и психологических уловок.

(для наглядности и соответствия задания карте публикую карту еще раз).

*За успешное выполнение задания (выполнение всех пунктов задания) ученик получает красную карточку. За 5 полученных карточки ученик получает отметку «5». За 4 карточки отметку «4». Менее четырех карточек (такое вряд ли возможно) не получает ничего (Это мои пожелания по поводу отметок).

Следующие две страницы – для печати задания.

Задания:
1. Все группы находятся в состоянии борьбы по отношению друг к другу. Как Вы думаете, если бы началась война (вражда), какие группы могли бы объединиться?
Придумайте три группировки, объединив в каждую по несколько групп (больше двух) на основании общих ценностей. Например: первая группировка (семья, друзья, школа).
2. Закрасьте все группы каждой группировки своим цветом или поставьте флажки разных цветов. Например, первая группировка (семья, школа, друзья) - зеленый. Вторая (футбольная команда и команда для похода) - синий, и т.д.
Внесите их внизу в условные обозначения.
3. Дайте названия каждой из ваших группировок (какие угодно, это может быть лозунг!) Внесите их в условные обозначения напротив цвета группировки.
4. Какие, как вы думаете, методы борьбы могли бы использовать эти группировки? Напротив каждой из трех группировок напишите метод борьбы. Например, убеждение словом, драка, психологическое давление, подкуп, вымогательство, грабеж, открытая война, тайные переговоры, умелая экономическая политика (денежная), обложение налогами, ультиматум (ставят условия), распространение листовок, агитация - в качестве распространения своих идей, привлечение на свою сторону других групп, революционные методы борьбы, только защита, выработка стратегии, резкое нападение с использованием политических и психологических уловок.

(для наглядности и соответствия задания карте публикую карту еще раз).

*За успешное выполнение задания (выполнение всех пунктов задания) ученик получает красную карточку. За 4 полученные карточки ученик получает отметку «5». За 3 карточки отметку «4». Менее трех карточек (такое вряд ли возможно) не получает ничего (Это мои пожелания по поводу отметок).

Отношения индивида к «мы-группе» и к «они-группе» имеет ряд признаков:

Мы-группа                                                      Они-группа

1.Сплоченность.                                            1.Враждебность.

2.Согласие.                                                    2.Несогласие (борьба, отчуждение).

На основании принятых в группе           т.к. все чужое оценивается исходя из

норм (обычаев, традиций).                      культурных групповых стереотипов.

3.Солидарность.                                        3.Конфликтность.

Внутренняя группа                                                                  Внешняя группа

Групповые стереотипы, нормы поведения определяются ценностями, неодинаковое понимание норм поведения неизбежно влечет за собой конфликты. Существует три варианта исходов.

1.Одна из групп полностью уничтожается.

2. Образуется союз со второй группой для уничтожения третьей.

3. Победители силой заставляют побежденных поступать в соответствии со своими шаблонами поведения.

В таком случае единство общества остается, но оно основано не на добровольном согласии, а  на насильственном принуждении.

Действует система кар и наград, посредством которых побежденная группа усваивает нравы, обычаи и законы.

Постепенно чужие шаблоны поведения становятся своими, так как покоренные народы к ним привыкают.

Такой пример часто мог встречаться в истории. Сильные империи древнего Востока или Средневековья подчиняли себе более мелкие государства. Они их не уничтожали. Покоренных жителей превращали в рабов, и просто присоединяли эту территорию к территории своего государства. Такие территории назывались провинциями или сатрапиями (держава Александра Македонского). В сатрапиях или провинциях был назначен глава местной власти – наместник, который следил за порядком. Покоренные народы во всем были обязаны подчиняться своим завоевателям. Они перенимали нормы обычаи и обряды. Одной из главных норм было вероисповедание (религия). Иногда покоренные жители сопротивлялись, поднимали восстания, но в результате все это заканчивалось принятием тех или иных норм, в том числе, религии.

Одним из примеров можно считать арабов. Они подчинили себе даже могущественную Персидскую державу, Грузию, Армению. Секрет их успешных завоеваний был в том, что они не заставляли побежденные народы принимать ислам, разрешая каждому исповедовать свою религию. Также они не собирали с жителей больших налогов. Но там была сильно использована система наград: гражданином мог стать только тот, кто исповедует ислам. А граждане имели много привилегий, они могли заниматься ремеслом, торговлей и платили намного меньше налогов. И поэтому многие народы приняли ислам.

Бесконфликтное и мирное сосуществование различных социальных групп было бы возможным только при двух условиях:

  1.  Если бы социальная жизнь стояла на месте и не эволюционировала.
  2.  Если бы изменения в разных группах происходили одновременно и в одном направлении.

И в первом и во втором случае, общество было бы лишено прогрессивного развития.  Таким образом, социальный прогресс имеет и положительные и отрицательные последствия. И, тем не менее, эволюция, которая произошла в социальных отношениях, помогает нам свести к минимуму конфликты.

Постоянная кровная месть (первобытное общество)                      частичные элементы военных столкновений (древний восток, греция, рим)      Сражаются не все способные держать оружие, а лишь регулярные армии, поэтому уничтожается не вся побежденная группа в целом, а лишь военные (средние века)                      сокращается количество войн (новое время, с 16 века)                   конфликты приобретают форму психологической борьбы.

Группы продолжают бороться между собой, как и прежде, что указывает на неизбежность конфликтов, на заложенный биологический механизм этих конфликтов, но борьба ведется в других формах, уменьшается количество жертв, количество прямых военных столкновений.

Группы не только борются между собой, но и оказывают влияние на индивида. Питирим Сорокин в своей книге «Система социологии» представляет концепцию «коллективный единств» (объединений малых групп). Общество состоит из множества коллективных единств. Эти единства могут наслаиваться друг на друга, друг с другом враждовать. Все они оказывают влияние и давление на индивида. Индивид становится полем битвы разных группировок. Если объединенные группировки сходным образом влияют на поведение индивида (имеют схожие ценности), то оно является логичным и последовательным, если же группировки антагонистичны (противоречивы), то поведение индивида противоречиво, нелогично и непредсказуемо. В последнем случае социальные роли индивида противоречат друг другу.

Сейчас мы с Вами выполним задание, которое поможет показать, каким образом влияют группировки на индивида.

Задание № 2.

1.Придумайте и запишите в пустые кружки недостающие пять малых групп (можно использовать материалы контурной карты – задания № 1). Закрасьте каждую группу своим цветом и внесите их в условные обозначения.

2. Обозначьте на схеме три сферы влияния. Для этого составьте каждую сферу влияния из трех малых групп, обозначив отношения между этими группами, как «солидарность». Соединив три группы стрелочками («солидарность», как указано в условных обозначениях), у вас получится треугольник. Раскрасьте его любым цветом. Так вы образуете одну сферу влияния.

3. Образуйте сходным образом еще две сферы влияния. Полученные еще два треугольника закрасьте разными цветами. Внесите все три сферы влияния в условные обозначения.

4. Закрасив треугольники в условных обозначениях тремя цветами, соответствующими трем сферам влияния на индивида, сформулируйте (назовите) принципы, ценности, основные идеи каждой группировки. Напишите их в условных обозначениях напротив каждой из сфер влияния.

5. Обозначьте стрелочками отношения между незадействованными в Ваших группировках малыми группами. Виды отношений (виды стрелок) указаны в условных обозначениях. В каких отношениях находятся эти малые группы к Вашим группировкам? Покажите это отношение стрелочками.

(задание ниже, за выполнение этого задания участники получают еще одну красную карточку).

Театральный кружок

  

  

  

Футбольная команда

  

СЕМЬЯ

  

  

     ИНДИВИД

  

Компания

друзей

  

  ШКОЛА

  

  

  

  

  

  

СОЛИДАРНОСТЬ                                          АНТОГОНИСТИЧНОСТЬ (ПРОТИВОРЕЧИЕ)     

сфера влияния 1 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

сфера влияния 2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

сфера влияния 3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждая из таких группировок, изображенная Вами на схеме имеет определенную цель и определенным образом влияет на индивида. То, что мы всегда считали единым «Я», составлено из множества кусочков, ряда различных «Я», сменяющих друг друга и часто ведущих борьбу между собой. Это приводит к противоречию:

- идей и чувств

- мыслей и действий

-стремлений и поступков

-идеалов и их воплощений и т.д.

Часть 2.

Формирование группы и поведение человека в группе.

Считается, что степень сплоченности группы  прямым образом влияет на степень враждебности к «они-группе». Чем выше сплоченность группы, тем более враждебно относится к ней другая группа. Таким образом, конфликты обусловлены не только идейными соображениями (ценности, идеалы, нормы), но и биологической предопределенностью (реакцией).

Георг Зиммель в своей книге «Социальная дифференциация» описывает примеры, которые показывают, как влияет сплоченность на возникающие конфликты. Например, при знакомстве с чужим племенем нам кажется, что все они очень похожи друг на друга (негры, китайцы). И тем больше они нам кажутся одинаковыми, чем более племя (народ) не похоже на нас. Так как мы пока еще не знаем этих людей, эти отличия определить мы можем по внешним признакам: манере их поведения, нормам, обычаям, их внешнему виду, поступкам. И эти отличия настолько овладевают нашим сознанием, что в сравнении с ними индивидуальные различия этих людей – для нас исчезают. Но, чем дольше мы общаемся с этими людьми, тем более замечаем мы их индивидуальные различия. Как только они перестают выступать для нас в качестве замкнутого единства, мы привыкаем к ним.

Социальные обязанности, направленные на укрепление социальной сплоченности формируют способ поведения. Мы говорили, что на поведение человека в группе также влияют ценности. А что еще? (Может быть, опыт, знания, идеи?). Почему человек ведет себя так, а не иначе?

В сущности, факторы, определяющие поведение человека, можно разделить на две большие группы: биологические и культурные. У каждого человека существует геном, в котором заложены определенные характеристики. Это не только характеристики сугубо биологические (цвет глаз, волос, темп голоса), в геноме заключены и такие характеристики, которые чаще всего мы относим к культурным или духовным. Одной из таких основных характеристик является тип темперамента. Другой очень важной характеристикой является уровень тестостерона. На первый взгляд это исключительно биологическое понятие, но оно определяет три важных особенности человека.

Тестостерон

 Продолжение рода.

                Ум (интеллектуальные способности).

Сила воли.

Ум и сила воли – это те качества, которые определяются биологически и прямым образом влияют на поведение в коллективе.

В целом считается, что тестостерон – мужской гормон, поэтому мужчины предназначены для интеллектуальной деятельности. И поэтому, если взять среднестатистического мужчину, то уровень его интеллектуальных способностей будет выше способностей среднестатистической женщины. Однако же если рассмотреть выдающиеся способности, то ситуация выглядит так. Умный мужчина с высокими интеллектуальными способностями встречается чаще, чем умная женщина. Но интеллектуальные способности умной женщины выше способностей умного мужчины. Хотя такое встречается в 3-5% процентах случаев. Тогда как умный мужчина встречается в 60-70% случаев.

Данные этой диаграммы могут помочь при выполнении задания, которое Вам сейчас предстоит сделать.

Малые группы бывают формальными и неформальными, закрытыми и открытыми, первичными и  вторичными, а также лабораторными и естественными. Определения всех этих групп будут даны у Вас в листочке. Лабораторные группы существуют для того, чтобы ученым (науке) удалось получить больше знаний о типологии конфликтов, о межличностных отношениях в группе, о способах ее организации и мн.др. Я уже много читала о малых группах, о том, как складываются в них отношения, а сейчас мне бы хотелось посмотреть за тем, как это существует на практике. Сейчас мы с Вами образуем 4 лабораторных (искусственных) малых группы. Будем считать, что все вы добровольно согласились участвовать в эксперименте, и мы с Вами тогда сможем посмотреть, как выстраиваются отношения в группе.

Задание № 3.

Сейчас я назову вам на выбор несколько групп – и вы вступите в одну из них. Также вы сами разделитесь на группы. Я буду называть группу, а вы будете поднимать руку, кто хочет в нее вступить.

  1.  Музыкальная группа.
  2.  Футбольная команда.
  3.  Театральный кружок.
  4.  Небольшой коллектив врачей.
  5.  Продавцы магазина.
  6.  Школьный класс.
  7.  Семья.
  8.  Общественная организация.

Для наглядности разделим класс на 4 группы. Переставьте стулья, парты так, чтобы они соответствовали расположению Ваших групп и внешней обстановке Вашей группы. После того, как Вы территориально образуете 4 группы, Вы получите задание.

Задание, которые сейчас все Вы получите, будет делиться на две части. И оцениваться оно так же будет, по этим двум частям (за каждую из частей ученик получает красную карточку). Первая часть: это совместная работа в группе. Вторая часть: индивидуальная работа в группе на основе общей ситуации.

Часть первая.

Совместная работа в группе.

  1.  Определите всей группой цели, интересы, ценности (нравственные принципы) Вашей группы. Кто в Вашей группе лидер? Почему? А есть ли в Вашей группе неформальный лидер? Определите, к какому типу относится Ваша группа по следующим пунктам:

-лабораторная или естественная

-формальная или неформальная

-открытая или закрытая

-первичная или вторичная

-временные стабильные.

(на эти вопросы потом будет отвечать лидер, но дети заранее об этом знать не должны).  

Подсказка:

Лабораторные группы – группы, созданные искусственным образом (а не образовавшиеся сами по себе) для того, чтобы исследовать тип отношений, характер лидерства, конфликтов, способ формирования группы и ответить на многие другие вопросы, чтобы иметь большее представление о малых группах.

Естественные группы - группы существующие, вне зависимости от того, занимается ли кто-то ее исследованием.

Формальные группы – группы, в основном, возникающие для удовлетворения общественных потребностей на основе совместной деятельности. Взаимоотношения носят формальный характер и определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Неформальные группы – группы, возникшие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, понимании, дружбе, симпатии, любви на основе общих интересов.

Открытая группа – группа, в которую любой желающий может вступить, принять участие в ее жизнедеятельности, выйти из нее.

Закрытая группа – группа, к которой человек принадлежит изначально. Из такой группы нельзя выйти или войти в нее по собственному желанию.

Иногда открытие и закрытые группы называют также искусственными и естественными, тогда их характер объясняется немного иначе.

 Естественные группы образуются  по желанию самих ее участников (малая группа внутри класса, компания друзей). Искусственные группы сложились помимо воли ее участников (семья, школьный класс, соседи по купе в поезде).

Выбирая открытую или закрытую, искусственную или естественную группу, можно пользоваться обеими группами терминов, но при этом не нужно путать их с парой искусственные/лабораторные группы (смотри выше) и при этом необходимо будет не только дать название, но и объяснить, что именно  вы имеете ввиду.  

Первичные группы – наименьшие по размеру и далее неделимые группы.

Вторичные группы – группы большие по размеру, включающие в себя несколько первичных групп (например, такие группировки, о которых мы говорили в первой части урока. При объединении трех малых групп из 4 человек получится вторичная малая группа из 12 человек).

Временные -  группы, в которых объединение индивидов ограниченно по времени (участники групповой дискуссии, предвыборная кампания, соседи по купе в поезде).

Стабильные – группы, принадлежность индивида к которым определяется назначением этих групп, их интересами и долговременными целями (семья, рабочий коллектив, трудовые, творческие, учебные группы).

  1.  Как давно образовалась Ваша группа  (два дня назад, три месяца, 10 лет) и по каким причинам (что послужило поводом к образованию группы?). Напишите, используя информацию ниже (концепцию развития малых групп Л.И.Уманского), на каком этапе развития находится Ваша группа? А также выберите из ниже приведенных характеристик, какие из них можно отнести к Вашей группе.

Основные этапы развития группы (концепция Л.И. Уманского):

1.Номинальная группа – внешнее, формальное объединение вокруг поставленных социальных задач.

2.Группа-ассоциация – начальное межличностное объединение (интеграция) в сфере эмоциональных отношений.

3.Группа-кооперация – интеграция (объединение) в сфере деловых отношений.

4.Группа-автономия – высокое внутреннее единство, как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

5.Группа-корпорация – изоляция группы, ее автономность, концентрация членов группы на узкогрупповых целях.  

Характеристики малой группы:

Направленность (содержание целей, мотивов и ценностей), организованность, сплоченность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, стрессоустойчивость, микроклимат, лидерство, референтность (значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида), внутригрупповая активность, межгрупповая активность.

К Вашей группе могут относиться все эти характеристики, но их степень может быть выше или ниже. Например, сплоченность в вашей группе развита слабо. Микроклимат, безусловно, есть в вашей группе. Но какой он? Благотворно влияющий на ваши отношения в группе и работоспособность или нет?

  1.  Распишите свои роли в группе. Кто чем занимается. Например, творческий коллектив: привлечение зрителей, реклама, поиск продюсера, сочинение песен, игра на музыкальных инструментах, выпуск дисков и т.д.).

Каждый член группы должен написать свою роль (чем он занимается). А также необходимо решить – в каких отношениях находятся члены группы друг с другом (каждый с каждым):

-доминирование, подчинение, лидерство

-симпатия, антипатия, безразличие.

  1.  На основании подготовленной Вами информации по заданиям 1-3 подготовьте рассказ о Вашей группе. Распределите роли: кто о чем будет рассказывать.

Часть вторая.

Индивидуальная работа в группе.

  1.  На основании своей роли в группе каждый участник должен выработать свою форму поведения. Для этого Вашей группе будет предложена проблемная ситуация. Совместно группой Вы должны решить – кто и как будет действовать в этой ситуации. Далее каждый должен самостоятельно продумать  и написать свою программу действий.

Проблемные ситуации:

1.Музыкальная группа.

Сорвались гастроли в Новосибирск, так как произошла авария на РЖД. Денег на самолет выделить не могут. Это выступление для группы – решающее: либо на нее обратят внимание, либо нет. Чтобы решить проблему – 1 день.

2.Футбольная команда.

Завтра решающий матч. Накануне утром тренер обещал особую тренировку. Он придумал такую расстановку игроков, при которой команда пройдет в следующий тур. До этого команда упорно проигрывала, несмотря на неплохих игроков. Тренировка не состоялась. Тренер и лучший игрок попали в больницу. Выступление на следующий день решит судьбу команды. Чтобы решить проблему – 1 день.

3.Театральный кружок.

В течение месяца начинающая театральная группа договаривалась о том, чтобы как можно больше зрителей пришло на их премьеру. Если придет более 300 человек их кружок НЕ закроют. Молодые ребята и девушки нашли даже больше – 362 человека. Но было одно условие, жители должны были быть из того района, где состоится показ. За день до премьеры выяснилось, что их спектакль будет проходить совсем в другом здании, в другом районе. А на их сцене – где они должны были выступать – будет давать премьеру ярославская труппа. Чтобы решить проблему – 1 день.

4.Небольшой коллектив врачей.

Начинающие врачи, недавние студенты медицинского университета, уже делают большие успехи – хорошо оперируют. Но только один из них продолжает заниматься научной деятельностью. Их так быстро приняли на работу с условием, что они будут подтверждать свой статус, занимаясь научной деятельностью. Ребята в группе договорились, что писать работу будет один от всей группы. Тот написал, но накануне у него поднялась высокая температура и он не может выступить на конференции. Один из членов группы частично ознакомлен с работой, другой проводил эксперимент, описанный в работе. Все вместе слышали основную идею. Если ребята не выступят на конференции с докладом – их лишат работы. Чтобы решить проблему – 1 день.

5.Продавцы магазина.

Завтра у магазина аттестация – если что-то не так, магазин закроют. У одной из девушек – продавщиц ребенок попал в больницу, она поехала к нему.  Магазин в жутком запустении, работы по горло, и она распределена между всеми членами рабочего коллектива. Выяснилось, что ребенок этой девушки попал в больницу по вине другого сотрудника магазина. Девушка отказывается выходить на работу. Необходимо срочно подготовить магазин к аттестации. Чтобы решить проблему – 1 день.

6.Школьный класс.

На перемене несколько ребят купили в школьной столовой шоколадный батончик «Марс», один из ребят (М) подложил шоколадный батончик на стул учителю. Начался урок, учитель попался на школьную уловку, сел на стул, где лежал шоколадный батончик. На первой парте сидел мальчик (Р), у которого лежала обертка от «Марса». Учитель подумал на него, хотя тот не имел к хулиганской выходке никакого отношения. Мальчика Р повели к директору. У этого мальчика Р было много проблем со школой, и директор ждал часа, чтобы его исключить. Некоторые одноклассники вступились за мальчика, но мальчика М среди них не было. Директор им не поверил. Мальчику Р дали день, чтобы признаться. Но мальчик Р не признавался, так как не совершал происшествия. Класс разделился на две группы (два лагеря). Нужно было спасать мальчика Р. На решение проблемы – 1 день.

7.Семья.

Отец периодически выпивает. В семье три ребенка, все они учатся в школе и видели, как отец совершал убийства. Они боятся сказать об этом маме, потому что мама очень его любит и у нее больное сердце. Однажды дети подслушали разговор папы и господина Б. Те договаривались о том, чтобы отец взял из дома все деньги жены, все самое ценное и ушел из дома, пока дети будут в школе. Дети должны были как-то остановить отца. Но для этого ом нужны были ключи от дома. Сказать маме правду они боялись. Чтобы решить проблему – 1 день.

8.Общественная организация.

Сотрудник В. Отлично выполнил свою работу. Другие члены организации его недолюбливали, но сами не могли выполнить так же блестяще, как он свою работу. Работа могла быть выполнена одна на всю группу. И один из сотрудников С. Решил тайком взять работу у сотрудника В. Сотрудник В. Вовремя это заметил. В группе начались споры. Сотрудники серьезно поссорились. Но к вечеру следующего дня все пять подписей должны были быть на столе у директора. Было два варианта: либо договориться с сотрудником В. И подписаться под его работой, либо закончить быстрее каждому – свою. Но ни то ни другое было невозможно, так как конфликт перерос в целую потасовку. Работать было невозможно. За удачное выполнение организацией этой работы – организации должны были выплатить грант. Если грант выплатят – сотрудников НЕ уволят и организация НЕ распадется. Чтобы решить проблему – 1 день.

  1.  Ваша программа действий будет отражением вашей модели поведения. Что это за модель поведения? Напишите и расскажите (задание для каждого участника группы), какие черты и особенности Вашего поведения обусловлены биологическими факторами, а какие духовными (культурными). Например, во время похода один из участников сломал ногу. Что предпримете Вы? Вы можете участвовать в общем обсуждении, побежать за доктором, морально поддержать больного, высказывать мысли о том, чтобы бросить больного и идти дальше. Это может отражать такие черты Вашего поведения, как волевые качества, энергичность/пассивность, быстроту/медлительности), высокую или низкую степень рациональности в поступках, высокую или низкую степень агрессивности, гибкий ум и т.д.

Выберите из нижеуказанных характеристик поведения те, что свойственны Вам. Какие из них Вы применили при решении проблемной ситуации? Какие из них культурные, а какие биологические? Используя таблицу, охарактеризуйте свой тип поведения.

биологические

Культурные (духовные)

Цвет глаз, волос, тембр голоса.

Ценности

Энергичный/пассивный

Идеи

Быстрый/медленный

Прическа

Волевые качества (лидер/подчиненный)

Одежда

Интроверт/экстраверт

Аристократизм/демократизм

Степень агрессивности

Веселость/серьезность

Уступчивость/упрямство

Оптимизм/пессимизм

Настойчивость/конформизм

Эгоизм/альтруизм  (жертвенность, поддержка)

Иррациональность/рациональность

Ответственность/безответственность

Статика/динамика

Прагматизм (результат)/эстетизм (процесс)

Интуиция (абстракт. Мышление)/сенсорика(рац.мышление)

Степень организованности: системность/хаотичность

Общительный/молчаливый.

Мышление из соображений:

Этики/логики.

За выполнение второй части ученик получает красную карточку (четвертую). После выполнения задания группы поочередно начинают отвечать.

Каждая группа должна внимательно слушать другую, чтобы потом высказать, как она относится к каждой группе (вражда, союзничество) и почему (на основании каких ценностей или иных критериев; совпадение ценностей/несовпадение). Кратко.

Часть 3.

Внутригрупповые отношения.

Сейчас мы с Вами на примере увидели, как личные качества влияют на отношения в группе. В группе часто происходят конфликты, наша с Вами задача понять их закономерности и постараться уменьшить эти конфликты. В любой группе существует ряд явлений, которые способны спровоцировать конфликты. Зная о механизмах зарождения этих конфликтов, мы могли бы предотвратить или уменьшить их. Возникновение возможных конфликтных ситуаций мы рассмотрим на примере группового давления, конформного поведения, влияния меньшинства, лидерства.

1.Групповое давление

Группа определенным образом оказывает влияние на индивида. Были проведены эксперименты, в результате которых было выявлено два типа результатов на основании группового давления:

1.улучшение индивидуальных результатов

2.ухудшение индивидуальных результатов

Исследования Н.Н. Образцова показали, что в присутствии других лиц, при групповом давлении снижается качество работы (менее точны, внимательны, снижается возможность высказывания новых интересных идей и т.д.) и повышается скорость выполнения работы. Исследования показали, что работа индивида зависима от норм и оценок группы. Для того, чтобы выявить зависимость индивида от мнения других членов группы, была проведена серия экспериментов. Эксперименты были тесно связаны с явлением конформизма – зависимости от чужих мнений, изменения собственного мнения под влияние группы.

  1.  Конформное поведение и групповое давление.

Психологом С.Ашем в 1951 году был проведен эксперимент. Выбиралась подставная группа. Группе предлагалось решить задание – сравнить длину линий, изображенных на карточках. Задание было простейшим. При индивидуальном выполнении задания оно не вызывало никаких трудностей. При выполнении эксперимента все участники, кроме одного, давали заведомо неверный ответ. Так испытание прошли много людей. В 80% случаев, повторяя за группой, участники давали неверные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение.

После проведения эксперимента с участниками проводилось интервью с целью выявления их переживаний и причин этих переживаний. При одинаковом результате (ошибочном выполнении задания) причины были разными. Причины эти можно было разделить на три группы:

1.Групповое внушение  - участники были искренне убеждены, что решили задачу правильно (неосознанное внушение).

2.Внешний конформизм или приспособление – участники были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию.

3.Внутренний конформизм  - у участников возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своего мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения.

3. Влияние меньшинства.

Помимо влияния большинства было выявлено, что давление на индивида может оказывать также и меньшинство, обладающее авторитетом. С. Московичи провел эксперимент. В ходе исследования участникам предлагали определить цвет и интенсивность окраски выводимых на экран фигур. Двое членов группы давали заведомо неправильный ответ – называли синий цвет зеленым. Значительная часть испытуемых называла зеленый цвет.

После эксперимента испытуемым было дано еще одно задание, и там, где цвет был средним между синим и зеленым, участники давали ответ – «зеленый», что также подтверждает влияние меньшинства на мнение большинства группы. Но, конечно, не любое меньшинство может оказывать влияние на большинство членов группы. Эта группа (меньшинство) – референтная группа  - должна обладать определенными качествами: 1) последовательность высказывания и поведения. 2) уверенность в своей правоте. 3) аргументированность своей точки зрения 4) также одним из признаков являются – волевые качества.

4.Лидерство.

Внутри такой группы «меньшинства» может быть и сам лидер, не говоря о том, что обладая сильными волевыми качествами, он один может влиять на мнения группы, быть для нее авторитетом.

Лидером может стать не любой человек, а, как правило, человек, обладающий большой силой воли (высокое содержание тестостерона; биологическое качество). Существует несколько типов лидерства. Лидеры бывают авторитарными и демократическими, что отражает методы, при помощи которых лидеры взаимодействуют с группой. Но мы сейчас с Вами поговорим о других трех типах лидерства с точки зрения тех качеств, какими обладают лидеры и при помощи которых они становятся лидерами.

1.Волевой лидер (формальный лидер)

2.Интеллектуальный лидер (шаман)

3Эмоциональный лидер (неформальный лидер)

Эти три типа лидерства отражают три  сферы воздействия – воля, интеллектуальные способности, эмоции.

Самым распространенным типом лидерства – является волевой, как правило, именно он объединяет вокруг себя группу людей и становится формальным лидером. Также, обладая сильной волей, такой человек может стать и неформальным  лидером. Как правило, у него выдающиеся и интеллектуальные способности, но это не обязательно. Он ведет за собой народ, люди бессознательно тянуться к нему, как к более сильному.

Вторым типом лидерства является лидер интеллектуальный (шаман). Как правило, он обладает тоже довольно сильной волей, но не столь сильной, как волевой лидер. И при этом он обладает выдающимися интеллектуальными способностями. При наличии в группе волевого лидера, лидер-шаман может объединить вокруг себя много людей. Он – хороший организатор, он может убедительно говорить, выстраивать цели, планы, задачи, направлять группу. Но, как появляется рядом лидер волевой, он проигрывает.

Вообще судьба лидерства имеет два варианта: победитель или побежденный. При переходе в другую группу – бывший лидер может стать проигравшим (другой коллектив). Вероятно, есть такие лидеры, которые могут оставаться лидерами в любой группе (абсолютные лидеры). Они приходят в новую группу и либо побеждают ее, даже если группа восстает против лидера, либо являются побеждёнными этой группой. При этом для интеллектуального лидера – важна общность идей, целей, ценностей, тогда как поведение волевого лидера основано только на воле и подчинении.

Третьим типом лидерства является лидер эмоциональный. Часто его называют неформальным лидером. Часто в группах и коллективах находится человек, который готов оказать помощь, поддержку, помочь в сложной ситуации – это неформальный лидер (эмоциональный). Его преимущество в эмоциональном доверии с членами группы. Он может расположить к себе, ему можно доверить любые проблемы. Такой лидер стремиться разрешить  конфликты, возникшие в группе, то есть способствует улучшению микроклимата в группе. Он проявляет такие качества, как внимание, забота, уважение, дружба. Ему доверяют и считают его своим другом.

Конечно, может быть так, что волевой лидер сумеет организовать дружеские отношения в группе. И, конечно, будучи человеком, на которого ориентируется вся группа, лидер осознанно или неосознанно оказывает влияние на мнение большинства. Либо при помощи воли, либо при помощи интеллекта, либо при помощи эмоционального доверия. Лидер в группе необходим, чтобы контролировать все процессы в группе, но и при этом из-за лидерства, из-за давления в группе – возникает много конфликтов. Порой они неосознанны. Все начинается с того, что человек чувствует себя в группе некомфортно. И для того, чтобы избежать этих конфликтов, чтобы свести их к минимуму, необходимо понимать причины, по которым они возникают.

Сейчас заполните, пожалуйста, анкету о типах лидерства и ответьте на вопрос, какой тип лидерства вы считаете наиболее эффективным для группы. (За анкету можно получить последнюю, пятую красную карточку).

Задание ниже.

Задание № 4.

Анкета на типы лидерства.

1.К какому типу лидерства принадлежите Вы?

________________________________________________________________

        _я не лидер_________________________

        _я не лидер, но хотел бы им стать______

2.Какой тип лидерства Вам нравится больше всего?

________________________________________________________________

3.Почему? Назовите две три особенности.

1._______________________________________

2._______________________________________

3._______________________________________

4.С точки зрения социологии и конфликтологии, как тип лидерства, на Ваш взгляд, является самым эффективным для группы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какой тип лидерства распространен в Вашем классе? Как Вы думаете, почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Хотели бы Вы что-то изменить в Вашем классе? (в отношении лидерства).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение.

Как мы уже с Вами говорили, конфликты могут возникать, как между группами, так и внутри малых групп. Многие внутригрупповые конфликты связаны с проблемой лидерства. Эта проблема имеет две стороны. С одной стороны, это борьба за лидерство, где лидо лидер побеждает группу, либо она его (побеждает сильнейший – естественный отбор). С другой стороны, это то влияние, которое лидер оказывает на группу. Мы с Вами уже видели, как действует на поведение индивида большинство или меньшинство, лидер же обладает авторитетом в группе и, следовательно, способен оказать еще большее давление.

Таким образом, малая группа, с одной стороны, служит прекрасной возможностью для удовлетворение у индивида потребности в общении, для объединения людей с общими идеями, целями ,ценностями, интересами, для обсуждения волнующих вопросов, где учитывается мнение каждого. Но, с другой стороны, она способна подавлять индивидуальность членов группы и служить источником конфликтов. Все мы с Вами знаем об этих конфликтах, но редко задумываемся об их причинах.

И, чтобы уменьшить количество конфликтов, необходимо понимать механизмы формирования группы, взаимоотношений, которые складываются в группе. В таком случае, осознавая причины, мы могли бы избежать многих нежелательных ситуаций. Конечно же, необходимо, чтобы группа не только работала на общие цели, но и способствовала раскрытию индивидуальности, учитывала мнения каждого участника группы.  

Для этого, конечно, необходима долгая работа, но у Вас еще все впереди! А урок наш с Вами на этом закончен! Спасибо за внимание! Желаю Вам всем удачи!

29

29


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17042. Операційна система Ms – Dos. Команди Ms – Dos 83.5 KB
  Практична робота №9 Тема: Операційна система Ms – Dos. Команди Ms – Dos. Мета: навчитися використовувати основні команди Ms – Dos для роботи в командному режимі. Створювати невеликі за об'ємом текстові файли не вдаючись до можливостей текстових редакторів. Устаткування: ПК...
17043. Управління процесом завантаження ОС. Створення завантажувальної дискети 205.5 KB
  Практична робота №7. Тема: Управління процесом завантаження ОС. Створення завантажувальної дискети. Мета: Навчитися створювати завантажувальну дискету різними способами. навчитися використовувати її у разі аварійної ситуації в роботі ПК. Устаткування: ПК. Операці...
17044. Установка нового устаткування (Plug Play). Редагування властивостей типів файлів 358.5 KB
  Практична робота №8. Тема:Установка нового устаткування PlugPlay. Редагування властивостей типів файлів. Мета: Навчитися встановлювати нове устаткування з використанням майстра Установка устаткування а також редагувати властивості типів файлів. Устаткування: ПК....
17045. Конструирование одежды из натуральной и искусственной кожи, комплексных и нетканых материалов 191.5 KB
  Натуральная кожа – это материал, получаемый из шкур животных некоторых видов путем комплексного воздействия на них разнообразных физико-механических операций. Различают верхний слой натуральной кожи (лицевой) и нижний (бахтармяный - нелицевой).
17046. Робота з оболонкою Norton Commander 79.5 KB
  Практична робота №11 Тема: Робота з оболонкою Norton Commander. Мета: Ознайомитися з прийомами роботи у файлових менеджерах на прикладі оболонки Norton Commander. Устаткування: ПК. Операційна система Windows Оболонка Norton Commander. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Використ...
17047. Створення і виконання командних файлів 58.5 KB
  Практична робота №12 Тема: Створення і виконання командних файлів. Мета: Навчитися створювати командні файли. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання Створити командний файл який чистить екран; висновок поточний час; виводить поточну д
17048. Створення і запуск програми на асемблері 50.5 KB
  Практична робота №18 Тема: Створення і запуск програми на асемблері Мета: Навчитися створювати і запускати прості програми на асемблері. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Методичні рекомендації. masm model small .data message db 'Hello wo...
17049. Програмування арифметичних дій на асемблері 163.5 KB
  Практична робота №20 Тема: Програмування арифметичних дій Мета: Навчитися резервувати і ініціалізувати пам'ять під програми на асемблері. Устаткування: ПК. Програма Turbo Assembler 5.0. Правила ТБ. Методичні рекомендації. Індивідуальне завдання Прикл
17050. Використання редактора реєстру Windows XP 94.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Використання редактора реєстру. Мета: Ознайомитися з редактором реєстру Windows XP навчитися здійснювати пошук інформації в реєстрі а також здійснювати зміни в реєстрі. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...