62742

Истина и ее критерии, конспект лекций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным Почему Истина соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина незыблемые не меняющиеся со временем утверждения.

Русский

2015-01-19

18.18 KB

8 чел.

Урок по обществознанию по теме "Истина и ее критерии"

Суворова Ирина Сергеевна, преподаватель истории и обществознания 

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии 

Цель урока:

  1.  познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  2.  расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  3.  способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  4.  создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  5.  развивать творческую деятельность.

Оборудование:

  1.  ватман (по количеству групп);
  2.  канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры, листы бумаги, скотч, клей,
    ножницы);
  3.  ксерокопии с высказываниями (по количеству участников);

Тип урока: изучение нового материала.

Оформление доски:

На центральной части доски – тема урока, под ней надпись:

“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца.... Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и с чем познакомимся (цель – средства достижения – результат).

2. Проверка домашнего задания – методическая беседа с учащимися по заранее предложенным темам:

  1.  роль шпаргалки в учебном процессе;
  2.  как люди выбирают профессию;
  3.  конфликт поколений “Взрослые и дети”.

3. Изучение нового материала.

В ходе беседы постараться акцентировать внимание учащихся на их выбор или цель, которую они перед собой поставили, и подвести их к определению истины [1].

Практическое задание № 1

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему?

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.

То, определение которое на ваш взгляд наиболее полно отражает понятие истина, запишите в тетрадь.

Истина – достоверное, правильное знание.

1. Процесс движения от незнания к знаниям

ИСТИНА

2. Соответствия знания об объекте с самим объектом

3. Верное воспроизведение действительности в сознании человека

4. Результат исследовательской деятельности

Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину?

В чем она проявляется?

Для этого существуют критерии истины.

Критерии истины – общественно – историческая практика, т.е. деятельность людей по

преобразованию окружающего мира:

  1.  истина основывается на чувствах;
  2.  истина это не чувства, а разум.

Примером критерий истины могут служить ситуации из домашнего задания, математические примеры, физические законы (эвристическая беседа с учащимися).

Практическое задание № 2

Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

– Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.

– В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

4. Физминутка.

Давайте посмотрим, мы дали определение истины; познакомились с критериями. Как вы думаете этого достаточно, или чего-то не хватает для полного представления об истине?

Я предлагаю открыть учебники [1] на стр.64, найти определение абсолютной и относительной истины и записать их в тетрадь.

В качестве примера можно привести ситуацию с часами: на доске закрепить или нарисовать часы, установив на них 12.00 часов; затем обратиться к учащимся с вопросом: Который час? (Сидящие справа от доски скажут 12.02. Сидящие по центру назовут 12.00. Учащиеся, сидящие слева от доски, скажут, что на часах 11.58).

Почему получается разное время и к какой из истин абсолютной или относительной можно отнести этот пример. Почему?

5. Закрепление изученного материала.

Практическое задание № 3

Работа в группах привести примеры абсолютной и относительной истин. Оформление примера – защита стендового доклада.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)

Хотелось бы закончить урок славами еще одного древнего мудреца Саади:

Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13102. Сабақтың тақырыбы: ҚАНАҒАТ ҚАРЫН ТОЙҒЫЗАР (ел аузынан) 76.5 KB
  8 Ана тілі 3сынып Сабақтың тақырыбы: қанағат қарын тойғызар ел аузынан. Сабақтың мақсаты: 1. Тақырыптың идеясын ашу қанағатшыл шыдамды болуға үйрету. 2. Өтілген сабақ пен жаңа сабақты байланыстыру арқылы шығармашылық ойлау қабілетін дамыту...
13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...
13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.
13105. 1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы 83.5 KB
  1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы. Мектептің революциялық қайта құрылуы және алғашқы қадамдары. Халық ағарту ісінің барлық жүйесін қайта құру революцияның алғашқы күндерінен басталады. 1917 жылы 9 қарашадағы декрет бойынша Ағарту ісінің мемлекеттік комисс...
13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...
13107. 1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы 57 KB
  1980-1991 ж.ж. Кеңес мектебі мен педагогикасы. Жалпы білім беретін және кәсіби мектеп реформасының егізгі бағыттары 1984. Білім берудің жаңа сипаты мен түрлері дамуы. Жаңашыл мұғалімдердің ғылымитеориялық және әдістемелік ізденісі. Жалпы білім б...
13108. Коменскийдің Ян Амос педагогикалық қызметі мен теориясы. (1592-1670жж) 102.5 KB
  Ян Амос Коменскийдің педагогикалық қызметі мен теориясы. 1592-1670жж. Я.А.Коменскийдің қысқаша ғұмырнамалық деректері. Я.А.Коменскийдің көзқарасының қалыптастыруы. Табиғатқа сәйкес тәрбиелеу қағидасы туралы. Жас кезеңдері. Мектеп жүйесі және оқытудың маз...
13109. А.Құнанбаев, Ш.Құдайбердиев, М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқу-тәрбие үрдісіне ендіру 230.5 KB
  СУЛТАНОВА НУРГУЛЬ КАМИЛЬЕВНА А.Құнанбаев Ш.Құдайбердиев М.Әуезов шығармаларындағы педагогикалық идеялардың сабақтастығы және оны оқутәрбие үрдісіне ендіру 13.00.01 Жалпы педагогика педагогика және білім тарихы этнопедагогика Педагогика ғылымдарының кандидаты...
13110. Макаренконың А.С. өмірі мен педагогикалық қызметі 73.5 KB
  А.С.Макаренконың өмірі мен педагогикалық қызметі. Аса көрнекті кеңес педагогі А.С.Макаренко Белополье қаласы бұрынғы Харьков губерниясы темір жол шеберханасының майлау цехының шебері жанұясында дүниеге келді. Кременчук қаласындағы қалалық училищені және пед...