62742

Истина и ее критерии, конспект лекций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным Почему Истина соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина незыблемые не меняющиеся со временем утверждения.

Русский

2015-01-19

18.18 KB

8 чел.

Урок по обществознанию по теме "Истина и ее критерии"

Суворова Ирина Сергеевна, преподаватель истории и обществознания 

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии 

Цель урока:

  1.  познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  2.  расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  3.  способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  4.  создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  5.  развивать творческую деятельность.

Оборудование:

  1.  ватман (по количеству групп);
  2.  канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры, листы бумаги, скотч, клей,
    ножницы);
  3.  ксерокопии с высказываниями (по количеству участников);

Тип урока: изучение нового материала.

Оформление доски:

На центральной части доски – тема урока, под ней надпись:

“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца.... Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и с чем познакомимся (цель – средства достижения – результат).

2. Проверка домашнего задания – методическая беседа с учащимися по заранее предложенным темам:

  1.  роль шпаргалки в учебном процессе;
  2.  как люди выбирают профессию;
  3.  конфликт поколений “Взрослые и дети”.

3. Изучение нового материала.

В ходе беседы постараться акцентировать внимание учащихся на их выбор или цель, которую они перед собой поставили, и подвести их к определению истины [1].

Практическое задание № 1

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему?

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.

То, определение которое на ваш взгляд наиболее полно отражает понятие истина, запишите в тетрадь.

Истина – достоверное, правильное знание.

1. Процесс движения от незнания к знаниям

ИСТИНА

2. Соответствия знания об объекте с самим объектом

3. Верное воспроизведение действительности в сознании человека

4. Результат исследовательской деятельности

Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину?

В чем она проявляется?

Для этого существуют критерии истины.

Критерии истины – общественно – историческая практика, т.е. деятельность людей по

преобразованию окружающего мира:

  1.  истина основывается на чувствах;
  2.  истина это не чувства, а разум.

Примером критерий истины могут служить ситуации из домашнего задания, математические примеры, физические законы (эвристическая беседа с учащимися).

Практическое задание № 2

Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

– Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.

– В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

4. Физминутка.

Давайте посмотрим, мы дали определение истины; познакомились с критериями. Как вы думаете этого достаточно, или чего-то не хватает для полного представления об истине?

Я предлагаю открыть учебники [1] на стр.64, найти определение абсолютной и относительной истины и записать их в тетрадь.

В качестве примера можно привести ситуацию с часами: на доске закрепить или нарисовать часы, установив на них 12.00 часов; затем обратиться к учащимся с вопросом: Который час? (Сидящие справа от доски скажут 12.02. Сидящие по центру назовут 12.00. Учащиеся, сидящие слева от доски, скажут, что на часах 11.58).

Почему получается разное время и к какой из истин абсолютной или относительной можно отнести этот пример. Почему?

5. Закрепление изученного материала.

Практическое задание № 3

Работа в группах привести примеры абсолютной и относительной истин. Оформление примера – защита стендового доклада.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)

Хотелось бы закончить урок славами еще одного древнего мудреца Саади:

Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24029. Паховый канал, его стенки, глубокое и поверхностное кольцо 212.5 KB
  Он проходит в толще передней стенки живота у нижней её границы от глубокого пахового кольца ббразованного поперечной фасцией над серединой паховои связки до поверхностногог пахового кольца находящегося над верхней ветвью лобковой кости между латеральной и медиальной ножками апоневроза наружной косой мышцы живота рис. Оно ограничено ножками апоневроза наружной косой мышцы живота: сверху_ медиальной crus mediate снизу латер а л ь н о й cms laterdle. reflexum состоящая из ответвления волокон паховой связки и латеральной ножки...
24030. Медиальные и задние мышцы и фасции бедра: их топография, Функции, кровоснабжение и иннервация 217.5 KB
  Задние мышцы К задней группе мышц бедра относятся двуглавая мышца бедра полусухожильная и полуперепончатая мышцы см. Ниже в задней области бедра полусухожильная и полуперепончатая мышцы располагаются медиально прилежат к большой приводящей мышце; двуглавая мышца бедра занимает латеральное положение и прилежит к латеральной широкой мышце бедра. Начиная от уровня границы между средней и нижней третями бедра мышцы расходятся в стороны поэтому полусухожильная и полуперепончатая мышцы ограничивают подколенную ямку с медиальной стороны а...
24031. Тонкая кишка, ее отделы, их топография, отношение к брюшине, строение стенки, кровоснабжение, иннервация 262.5 KB
  Располагается тонкая кишка в области чревья средняя область живота книзу от желудка и поперечной ободочной кишки достигая входа в полость таза. Длина тонкой кишки у живого человека колеблется от 22 до 44 м; у мужчин кишка длиннее чем у женщин. У трупа вследствие исчезновения тонуса мышечной оболочки длина тонкой кишки составляет 5 6 м. Верхней границей тонкой кишки является привратник желудка а нижней илеоцекальный клапан у места ее впадения в слепую кишку.
24032. Кровоснабжение и иннервация легких. Пути оттока лимфы от правого и левого легких, их регионарные лимфатические узлы 206 KB
  У женщин тазовая часть мочеточника проходит позади яич ника затем мочеточник с латеральной стороны огибает шейку матки после чего ложится между передней стенкой влагалища и мочевым пузырем. У женщин задняя поверхность моче вого пузыря соприкасается с передней стенкой шейки матки и влагалища а дно с мочеполовой диафрагмой. Эта связка в виде круглого тяжа идет от маточного конца яичника к латеральному углу матки располагаясь между двумя листками широкой связки матки. Яичник фиксирован также короткой брыжейкой mesovarium которая...
24033. Влагалище: строение, топография, кровоснабжение, иннервация, отношение к брюшине 277 KB
  Влагалищные артерии происходят из маточных артерий а также из нижних мочепузырных средних прямокишечных и внутренних половых артерий. Большие и малые половые губы получают кровь по передним губным ветвям из наружной половой артерии правой и левой ветви соответствующей бедренной артерии а также по задним губным ветвям из промежностных артерий являющихся ветвями внутренних половых артерий. В кровоснабжении клитора и луковицы преддверия принимают участие парные глубокая артерия клитора дорсальная артерия клитора артерии луковицы...
24034. Острые лейкозы. Классификации 37.38 KB
  Неотложная помощь при гипертоническом кризе гиперкинетического типа Неотложную терапию при гипертоническом кризе гиперкинетического типа начинают с внутривенного введения 6 10 мл 05ного раствора или 3 5 мл 1ного раствора дибазола. Для купирования криза индерал или обзидан вводят внутривенно струйно в дозе 5 мг на 10 15 мл изотонического раствора натрия хлорида. Внутривенно или внутримышечно вводят 1 мл 01ного раствора рауседила. Внутривенно капельно вводят 1 мл 25ного раствора аминазина на 100 250 мл 5ного раствора глюкозы или...
24035. Бронхоэктатическая болезнь: клиника, диагностика, лечение 34.59 KB
  Существуют несколько классификаций бронхоэктатической болезни но в клинической практике чаще используется классификация А. Форма болезни: а легкая бронхитическая б выраженная в тяжелая г сухая кровоточащая. Течение болезни: а стационарное б прогрессирующее частота и длительность обострении. При хорошо собранном анамнезе часто удается выявить перенесенную в раннем детском возрасте пневмонию послужившую причиной развития бронхоэктатической болезни.
24036. Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки: клиника, диагностика 33.68 KB
  Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки это язвы которые возникают под действием язвопровоцирующего фактора. Их отличает от язвенной болезни то что всегда удается выявить провоцирующий язву фактор и если убрать этот фактор заживление язвы и выздоровление происходит достаточно быстро. Симптоматические язвы бывают: стрессовые лекарственные эндокринные возникшие на фоне заболеваний других внутренних органов.
24037. Ревматоидный артрит: клиника, диагностика, лечение 36.22 KB
  Течение болезни Ревматоидный артрит прогрессирует в трёх стадиях. Критериями неблагоприятного прогноза являются: раннее поражение крупных суставов и появление ревматоидных узелков увеличение лимфатических узлов вовлечение новых суставов при последующем обострении; системный характер болезни; персистирующая активность болезни при отсутствии ремиссии более года; стойкое увеличение СОЭ; раннее появление в течение первого года и высокие титры ревматоидного фактора ранние до четырёх месяцев рентгенологические изменения со стороны поражённых...