62742

Истина и ее критерии, конспект лекций

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным Почему Истина соответствие наших знаний о предмете самому предмету. Истина незыблемые не меняющиеся со временем утверждения.

Русский

2015-01-19

18.18 KB

8 чел.

Урок по обществознанию по теме "Истина и ее критерии"

Суворова Ирина Сергеевна, преподаватель истории и обществознания 

Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии 

Цель урока:

  1.  познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  2.  расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  3.  способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  4.  создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  5.  развивать творческую деятельность.

Оборудование:

  1.  ватман (по количеству групп);
  2.  канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры, листы бумаги, скотч, клей,
    ножницы);
  3.  ксерокопии с высказываниями (по количеству участников);

Тип урока: изучение нового материала.

Оформление доски:

На центральной части доски – тема урока, под ней надпись:

“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца.... Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и с чем познакомимся (цель – средства достижения – результат).

2. Проверка домашнего задания – методическая беседа с учащимися по заранее предложенным темам:

  1.  роль шпаргалки в учебном процессе;
  2.  как люди выбирают профессию;
  3.  конфликт поколений “Взрослые и дети”.

3. Изучение нового материала.

В ходе беседы постараться акцентировать внимание учащихся на их выбор или цель, которую они перед собой поставили, и подвести их к определению истины [1].

Практическое задание № 1

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему?

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.

То, определение которое на ваш взгляд наиболее полно отражает понятие истина, запишите в тетрадь.

Истина – достоверное, правильное знание.

1. Процесс движения от незнания к знаниям

ИСТИНА

2. Соответствия знания об объекте с самим объектом

3. Верное воспроизведение действительности в сознании человека

4. Результат исследовательской деятельности

Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину?

В чем она проявляется?

Для этого существуют критерии истины.

Критерии истины – общественно – историческая практика, т.е. деятельность людей по

преобразованию окружающего мира:

  1.  истина основывается на чувствах;
  2.  истина это не чувства, а разум.

Примером критерий истины могут служить ситуации из домашнего задания, математические примеры, физические законы (эвристическая беседа с учащимися).

Практическое задание № 2

Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

– Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.

– В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

4. Физминутка.

Давайте посмотрим, мы дали определение истины; познакомились с критериями. Как вы думаете этого достаточно, или чего-то не хватает для полного представления об истине?

Я предлагаю открыть учебники [1] на стр.64, найти определение абсолютной и относительной истины и записать их в тетрадь.

В качестве примера можно привести ситуацию с часами: на доске закрепить или нарисовать часы, установив на них 12.00 часов; затем обратиться к учащимся с вопросом: Который час? (Сидящие справа от доски скажут 12.02. Сидящие по центру назовут 12.00. Учащиеся, сидящие слева от доски, скажут, что на часах 11.58).

Почему получается разное время и к какой из истин абсолютной или относительной можно отнести этот пример. Почему?

5. Закрепление изученного материала.

Практическое задание № 3

Работа в группах привести примеры абсолютной и относительной истин. Оформление примера – защита стендового доклада.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)

Хотелось бы закончить урок славами еще одного древнего мудреца Саади:

Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20015. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных 42 KB
  Табличные базы данных БД: основные понятия поле запись первичный ключ записи; типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск удаление и сортировка данных в БД. Любой из нас начиная с раннего детства многократно сталкивался с базами данных .
20016. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст 38 KB
  Типы данных: числа формулы текст. Графическое представление данных. Электронные таблицы Электронная таблица это программа обработки числовых данных хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах. Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких рабочих листах а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов.
20017. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете 72 KB
  Адресация в Интернет Для того чтобы связаться с некоторым компьютером в сети Интернет Вам надо знать его уникальный Интернет адрес. Существуют два равноценных формата адресов которые различаются лишь по своей форме: IP адрес и DNS адрес. IP адрес IP адрес состоит из четырех блоков цифр разделенных точками. Благодаря такой организации можно получить свыше четырех миллиардов возможных адресов.
20018. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования 55.5 KB
  Понятие модели. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования. Моделирование Человечество в своей деятельности научной образовательной постоянно созадет и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
20019. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации 48 KB
  Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
20020. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации 39 KB
  Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. Определить понятие количество информации довольно сложно. один из основоположников кибирнетиеи американский математик Клож Шенон развил вероятностный подход к измерению количества информации а работы по созданию ЭВМ привели к объемному подходу .
20021. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста 40.5 KB
  Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Кодирование информации Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком в процессах обмена информацией между человеком и человеком человеком и компьютером компьютером и компьютером и так далее. Преобразование информации из одной формы представления...
20022. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа 40.5 KB
  Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере растровый подход. Кодирование информации в компьютере Вся информация которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Это явилось причиной того что в компьютере обязательно должно быть организовано два важных процесса: кодирование которое обеспечивается устройствами ввода при...
20023. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации 25.5 KB
  Процесс передачи информации источник и приемник информации канал передачи информации. Скорость передачи информации. Передача хранение и обработка информации представляют собой информационные процессы протекающие в социальных биологических и технических системах. Передача это процесс распространения информации в пространстве.