62743

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением...

Русский

2014-06-13

4.26 MB

14 чел.

                    Конспект урока «Основы светской этики» с элементами мастерской.

                                                                                                                           4 класс.

                            «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

                                                                      Учитель: Махалова Ольга Васильевна

Тема урока: Род и семья- исток нравственных отношений в истории человечества.

Тип урока: Мастерская

Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Задачи: 

1. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

2.учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

3. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

4. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

5. улучшение взаимоотношений в семье.

Оборудование:

  1. Мультимедиа
  2. Листы ватмана, клей
  3. Набор иллюстраций для творческой работы.
  4. Карточки с частями пословиц.
  5. Толковые словари

Используемые технологии:

  1. работа в группах
  2. ИКТ
  3. презентация PowerPoint
  4. проектная деятельность
  5.  видеоряд Movie Maker
  6. игровая технология
  7. здоровьесберегающая технология

Ход урока:

  1.  Организационный момент. Распределение по группам.(Презентация. Слайд №1)
    Учитель: Сегодня я предлагаю вам организовать группы, а помогут в этом карточки в конвертах.
    Детям предлагается достать карточку, прочитать часть пословицы и пройти к тому столу, на котором, по их мнению, находится продолжение предложенной фразы.

Кароточка на столе

Карточка в конверте

Человек без Родины

что соловей без песни.

Одна у человека мать

одна у него и Родина

Нет в мире краше

Родины нашей

В своём доме

и стены помогают

(слайд№1)

  1. Повторение материала предыдущего урока.
    Учитель:Вспомните, какой важный для всех вывод мы сделали на предыдущем уроке?
    Учащиеся:Главное в жизни человека- это любовь к своей Родине, к своей семье.
    Учитель:  Этот вывод поможет нам продолжить разговор о самом главном в нашей жизни.

  1. Определение темы урока.
    Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке? На этот вопрос помогут ответить ребусы (слайд №2)
    Учащиеся решают ребусы, определяют тему урока: « Род, династия, семья»

  1.  Работа над новой темой.
    1) Определение понятия «род».Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. В первобытном обществе людей, произошедших от одного прородителя, стали называть родом. (слайд №3).

2)  Работа по учебнику (стр. 38) Определить символы рода.

3) Выяснение понятия «династия». Работа с толковым словарем. Вывод определения (слайд №4).

Самая известная династия монархов- это династия Романовых. Во времена зарождения династий появляется особый знак: родовой герб. Иметь такой герб считалось одним  из важных прав, которые давались исключительно потомственным дворянам.  Само пожалование дворянства первоначально предполагалось в виде пожалования герба.  Герб можно определить как композицию из символов (эмблем), поясняющих происхождение, заслуги и современный статус рода. Герб закреплял право на потомственное дворянское достоинство и родовые титулы и делал их «видимыми». Первые родовые гербы появились в России только в последние десятилетия XVII в.

4) Семья (слайд№5).

Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение , восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля).

В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.

5)Давайте поразмышляем над тем, что такое семья для вас, какую атмосферу вы хотели бы видеть в своей семье, что вы с собой возьмете.

6) Детям предлагается групповая работа. Выполнить коллаж, выбрав для него те иллюстрации, которые наиболее ярко отражают настроение, чувства, взаимоотношения внутри семьи, которую они хотели бы иметь. Работа выполняется под песню  Александра Ермолова «Моя семья».

После окончания работы, каждая группа защищает свой проект. На основании защиты и рассуждений детей, делаются выводы. (слайд №6)

7)  Наша жизнь подобна свече.(слайд№ 7).

Пока свеча горит,  дает тепло и свет- она жива. А ещё она символизирует домашний очаг: дом, любовь, уважение.

8) Определение обязанностей членов семьи.

В разные времена в семье существовали определенные правила для всех членов семьи. (слайд№8).

Самым уважаемым, почитаемым в семье был глава семейства- самый старший мужчина.

9) А в вашем представлении, какой мужчина в семье? Чем он должен заниматься?

Мужчина в семье добытчик,  защитник

Чтобы мужчина оставался мужчиной в глазах общества, он вседа должен помнить, что

всегда в ответе за своих домашних.Никакое самое любимое, самое  творческое и даже благородное занятие не может преобладать в сердце мужа и отца перед семейным  долгом… (слайд №11)

5. Физкультминутка А вы хотите быть такими же сильными, как папа? Для этого нужно вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. И сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

  1.  Продолжение работы над темой.
    11) А какое предназначение женщины в семье по вашему мнению?

Ответы детей.

На женщину возложена самая святая обязанность: выносить, родить и вырастить нового человека. Женщина- хранительница домашнего очага, уюта и тепла в доме не только в прямом, но и в переносном смысле. (слайд№12)

12) Выводы.

Давайте подведем итог всему, что мы с вами сегодня говорили. (слайд 13)

Ответы детей.

Все члены семьи- это звенья одной цепочки. У каждого свое место, свое назначение.

13) Определение семейных заповедей.

Чтобы в семье был мир и лад, нужно строить свои отношения в соответствии с определенными правилами, заповедями. Какие бы правила построения семьи назвали вы?

Ответы детей.

Уважение к родителям, доброта, взаимопомощь. Стараться не огорчать никого в семье.

Давайте сравним ваши ответы с созданными веками семейными заповедями (слайд 14)

6.  Подведение итогов урока.

Какие же выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока?

Ответы детей.

Настоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле. (слайд №14)

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем –то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение , его гордость.

7. Обобщение.  Игорь Резник написал замечательные стихи, которые назвал «Гимн семье». Давайте вместе посмотрим видеоряд, прочитаем эти стихи и вместе с поэтом почувствуем уважение к нашему домашнему очагу.

Просмотр видеоряда.

Домашнее задание:  Заповеди моей семьи. Семейный герб.ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.

астоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54534. НАРОДНА КУЛЬТУРА І СУЧАСНІ МЕТОДИ ВИХОВАННЯ 99.5 KB
  Її завдання виховувати людину гармонійною щоб вона була достойним представником Роду. Структура програми враховує завдання через ознайомлення з народною культурою допомогти учневі визначитись у виборі моральних орієнтирів життєвого шляху в загальнолюдському плані у формуванні усвідомленості та смисловій наповненості існування в усвідомленні своєї потрібності в цьому світі – себе як ланки в ланцюгу поколінь ти не один ти частка РОДУ ти – його продовження від тебе залежить МАЙБУТНЄ. Практичні завдання: Складання схеми родоводу....
54535. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. задачі на дві і три дії 52.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з правилами множення чисел 0 і 1, а також на ці числа; розвивати логічне мислення та вміння розв’язувати задачі; вдосконалювати обчислювальні навички; дослідити святкування “Зустріч весни ” донести скарби традицій, звичаїв та обрядів старшого покоління до дитячих сердець; спонукати до пошуків культурної спадщини духовного життя свого краю; виховувати пізнавальну активність учнів, любов до рідного краю.
54536. Роль народознавства в системі навчально-виховного процесу 119.5 KB
  В умовах сучасності, коли матеріальні питання стають у житті людини приоритетними, духовність втрачає свою актуальність. Але виховання дитини не повинно бути бездуховним. Виховуючи чуйну, добру, відповідальну, чесну людину, яка буде гідним громадянином своєї країни, кожен педагог обирає свій шлях, найефективнішу методику із великої кількості існуючих.
54537. Народознавство на уроках української мови, літератури та в позакласній роботі 66.5 KB
  Мета: поглибити узагальнити й систематизувати знання учнів про складнопідрядні речення з підрядними обставинними; удосконалювати пунктуаційні навички уміння робити аналіз тексту синтаксичний та морфологічний розбір речення будувати складнопідрядні речення повторити правопис великої букви; розвивати культуру усного й письмового мовлення школярів мислення творчі навички...
54539. Роль насильства в історії 118 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів цілісне розуміння суті різних форм насильства у історії; допомогти їм усвідомити наслідки війн та революцій в історії суспільства; розкрити роль насильства в історії та сформувати негативне ставлення до його застосування в наш час; визначити трагічні наслідки насильницького втручання в історію нашого народу; показати співвідношення революцій і реформ розкрити соціальні механізми реформування суспільства; допомогти учням усвідомити що лише шляхом цілеспрямованого здійснення соціальних реформ а не через...
54540. Сущность марксистского направления развития экономической теории 18.88 KB
  Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства
54541. Содержание экономической концепции маржинализма 18 KB
  Маржинализм, как новое экономическое учение, сформировался в 30-х годах XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии характеризуют как «маржинальную революцию»
54542. Экономический либерализм и направления его исследований 17.37 KB
  Формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений повлекло за собой государственное вмешательство в экономическую деятельность, которое являлось основной преградой в приумножении национального богатства и в достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем