62743

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением...

Русский

2014-06-13

4.26 MB

14 чел.

                    Конспект урока «Основы светской этики» с элементами мастерской.

                                                                                                                           4 класс.

                            «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

                                                                      Учитель: Махалова Ольга Васильевна

Тема урока: Род и семья- исток нравственных отношений в истории человечества.

Тип урока: Мастерская

Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Задачи: 

1. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

2.учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

3. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

4. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

5. улучшение взаимоотношений в семье.

Оборудование:

  1. Мультимедиа
  2. Листы ватмана, клей
  3. Набор иллюстраций для творческой работы.
  4. Карточки с частями пословиц.
  5. Толковые словари

Используемые технологии:

  1. работа в группах
  2. ИКТ
  3. презентация PowerPoint
  4. проектная деятельность
  5.  видеоряд Movie Maker
  6. игровая технология
  7. здоровьесберегающая технология

Ход урока:

  1.  Организационный момент. Распределение по группам.(Презентация. Слайд №1)
    Учитель: Сегодня я предлагаю вам организовать группы, а помогут в этом карточки в конвертах.
    Детям предлагается достать карточку, прочитать часть пословицы и пройти к тому столу, на котором, по их мнению, находится продолжение предложенной фразы.

Кароточка на столе

Карточка в конверте

Человек без Родины

что соловей без песни.

Одна у человека мать

одна у него и Родина

Нет в мире краше

Родины нашей

В своём доме

и стены помогают

(слайд№1)

  1. Повторение материала предыдущего урока.
    Учитель:Вспомните, какой важный для всех вывод мы сделали на предыдущем уроке?
    Учащиеся:Главное в жизни человека- это любовь к своей Родине, к своей семье.
    Учитель:  Этот вывод поможет нам продолжить разговор о самом главном в нашей жизни.

  1. Определение темы урока.
    Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке? На этот вопрос помогут ответить ребусы (слайд №2)
    Учащиеся решают ребусы, определяют тему урока: « Род, династия, семья»

  1.  Работа над новой темой.
    1) Определение понятия «род».Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. В первобытном обществе людей, произошедших от одного прородителя, стали называть родом. (слайд №3).

2)  Работа по учебнику (стр. 38) Определить символы рода.

3) Выяснение понятия «династия». Работа с толковым словарем. Вывод определения (слайд №4).

Самая известная династия монархов- это династия Романовых. Во времена зарождения династий появляется особый знак: родовой герб. Иметь такой герб считалось одним  из важных прав, которые давались исключительно потомственным дворянам.  Само пожалование дворянства первоначально предполагалось в виде пожалования герба.  Герб можно определить как композицию из символов (эмблем), поясняющих происхождение, заслуги и современный статус рода. Герб закреплял право на потомственное дворянское достоинство и родовые титулы и делал их «видимыми». Первые родовые гербы появились в России только в последние десятилетия XVII в.

4) Семья (слайд№5).

Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение , восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля).

В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.

5)Давайте поразмышляем над тем, что такое семья для вас, какую атмосферу вы хотели бы видеть в своей семье, что вы с собой возьмете.

6) Детям предлагается групповая работа. Выполнить коллаж, выбрав для него те иллюстрации, которые наиболее ярко отражают настроение, чувства, взаимоотношения внутри семьи, которую они хотели бы иметь. Работа выполняется под песню  Александра Ермолова «Моя семья».

После окончания работы, каждая группа защищает свой проект. На основании защиты и рассуждений детей, делаются выводы. (слайд №6)

7)  Наша жизнь подобна свече.(слайд№ 7).

Пока свеча горит,  дает тепло и свет- она жива. А ещё она символизирует домашний очаг: дом, любовь, уважение.

8) Определение обязанностей членов семьи.

В разные времена в семье существовали определенные правила для всех членов семьи. (слайд№8).

Самым уважаемым, почитаемым в семье был глава семейства- самый старший мужчина.

9) А в вашем представлении, какой мужчина в семье? Чем он должен заниматься?

Мужчина в семье добытчик,  защитник

Чтобы мужчина оставался мужчиной в глазах общества, он вседа должен помнить, что

всегда в ответе за своих домашних.Никакое самое любимое, самое  творческое и даже благородное занятие не может преобладать в сердце мужа и отца перед семейным  долгом… (слайд №11)

5. Физкультминутка А вы хотите быть такими же сильными, как папа? Для этого нужно вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. И сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

  1.  Продолжение работы над темой.
    11) А какое предназначение женщины в семье по вашему мнению?

Ответы детей.

На женщину возложена самая святая обязанность: выносить, родить и вырастить нового человека. Женщина- хранительница домашнего очага, уюта и тепла в доме не только в прямом, но и в переносном смысле. (слайд№12)

12) Выводы.

Давайте подведем итог всему, что мы с вами сегодня говорили. (слайд 13)

Ответы детей.

Все члены семьи- это звенья одной цепочки. У каждого свое место, свое назначение.

13) Определение семейных заповедей.

Чтобы в семье был мир и лад, нужно строить свои отношения в соответствии с определенными правилами, заповедями. Какие бы правила построения семьи назвали вы?

Ответы детей.

Уважение к родителям, доброта, взаимопомощь. Стараться не огорчать никого в семье.

Давайте сравним ваши ответы с созданными веками семейными заповедями (слайд 14)

6.  Подведение итогов урока.

Какие же выводы вы можете сделать из сегодняшнего урока?

Ответы детей.

Настоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле. (слайд №14)

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем –то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение , его гордость.

7. Обобщение.  Игорь Резник написал замечательные стихи, которые назвал «Гимн семье». Давайте вместе посмотрим видеоряд, прочитаем эти стихи и вместе с поэтом почувствуем уважение к нашему домашнему очагу.

Просмотр видеоряда.

Домашнее задание:  Заповеди моей семьи. Семейный герб.ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.

астоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54651. РУКОВОДСТВО ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ БОЛЬШИХ БОССОВ 816 KB
  Но почему ты думаешь что защита твоей собственной информации любой деловой или личной это менее интимное дело Увы друг мой защита твоей информации или хотя бы чёткое понимание того что это такое и как подобная защита должна строиться это ТВОЁ ЛИЧНОЕ ДЕЛО Не Cos Nоstr хотя твои проблемы могут стать и Нашим Делом тоже а Cos Tu Твоё Дело Разумеется тебе не хочется вникать во все эти тонкости. В этом конечно есть определённая лоrика однако безопасность твоей информации это и есть Большая Проблема уверяю тебя. Но они...
54652. Матеріали до філософсько-психологічного дослідження за романом П.Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» 74.5 KB
  У ньому Панас Мирний відтворив свої враження і спостереження від подорожі а також історію яку він почув від візника про відомого на всю Полтавщину розбійника Гнидку засудженого на каторгу. Мирний був вражений тим що розповідаючи про злющого зарізяку візник здавалося співчував йому. Панас Мирний зацікавився особою Гнидки який у його памяті зостався як здоровенний іржавий цвях забитий у білу гладеньку стіну. Почуте у дорозі письменник намагався проаналізувати вдома проникнути в складність суспільного явища знайти коріння що...
54653. Конвенция о правах детей 108 KB
  Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Посоветуйте, что же мне делать? Наверняка, вы читали сказку «Золушка» и знаете, как я люблю свою семью: отца, мачеху, сестёр своих. Но я сомневаюсь, любят ли они меня так, как я их. Как вы считаете? Почему я должна ночью. Когда мои сёстры спят, шить им бальные наряды? Почему моя мачеха основную работу по дому перекладывает на мои плечи? Разве это правильно?! Иногда мне очень хочется отдохнуть, но я не имею права отдохнуть, я должна всё успеть.
54654. Монополистическая конкуренция 31.16 KB
  Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей. Эти производители предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах
54655. Защита от ионизирующих излучений 23 KB
  Защита от ионизирующих излучений Ионизирующее излучение любое излучение взаимодействие которого со средой приводит к образованию в ней зарядов разных знаков т. К ионизирующим относятся: корпускулярные излучения состоящие из частиц с массой покоя отличной от нуля а αчастицы положительно заряженные обладают высокой ионизирующей и низкой проникающей способностями; они ионизируют среду; б βчастицы отрицательно заряженные поток электронов электрон элементарная частица с наименьшим отрицательным электрическим...
54656. Общие сведения о процессе горения 44.5 KB
  Общие сведения о процессе горения Пожар неконтролируемое горение вне специального очага наносящее ущерб вследствие уничтожения материальных ценностей. в источник зажигания любое горючее вещество накаленное тело электрический разряд имеющие запас энергии и температуру достаточную для возникновения горения других веществ. Зажигание воздействие источника зажигания на горючее вещество в присутствии кислорода приводящее к возникновению горения. Огонь внешнее проявление горения сопровождающееся свечением в пламени.
54657. Углекислотные и порошковые огнетушители 29 KB
  ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ Воздействие на человека электрического тока Воздействие тока на организм человека приводит к: а электротравмам травмам вызванным воздействием электрической дуги электрические ожоги; электрические знаки; металлизация кожи; механические повреждения ушибы переломы; б электрическим ударам вызывающим резкое расстройство нервной системы и как следствие судорожное сокращение мышц сердца поражение дыхательного центра; этот вид воздействия опасен и может привести к смертельному исходу....
54658. Основные требования безопасности ремонтно-наладочных работ в действующих электроустановках 49.5 KB
  Снимать предупреждающие и запрещающие плакаты можно только после оформления записи в журнале об окончании ремонта СИЗ резиновые галоши резиновые коврики головные уборы спецодежда Ремонтные работы на кабельных линиях электропередач ОПФ при ремонте кабельных линий: возможность повреждения кабелей находящихся под напряжением при их раскопках; разрывы в кабельных линиях обычно в муфтах при недопустимом натяжении; опасность...
54659. Классификация зданий по взрывопожарной опасности 38 KB
  Пожароопасная категория В помещения в которых находятся горючие трудногорючие жидкости твёрдые материалы; склады для хранения бумаги текстильных трикотажных обувных товаров. Пожароопасная категория Г помещения где находятся негорючие вещества и материалы в горячем раскалённом состоянии; процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла искр и пламени; связанные со сжиганием жидкого твёрдого газообразного топлива. Классификация пожароопасных зон Пожароопасная зона пространство внутри помещения в...