62749

Топливная промышленность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учащиеся высказывают собственное мнение. Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде. Своими вопросами учитель добивается того чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.

Русский

2014-06-13

20 KB

0 чел.

Топливная промышленность

Цели:

  1.  Образовательная – получить знания о топливной промышленности России;
  2.  Развивающая – уметь пользоваться источниками географической информации;
  3.  Воспитывающая – осознать важность топливной промышленности в хозяйстве России.

Тип урока: объяснение нового материала.

Средства обучения: карта «Топливно-энергетический комплекс», атласы, компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1.  Организационно- мотивационный

Диалог с учащимися.

I слайд. Название темы.

1. Найдите в названии темы знакомые слова.

2. Из каких 2-х сочетаний образовано название комплекса.

3. Что вам уже известно по этой теме.

На доске вывешивается  плакат с эпиграфом. Учитель выразительно декламирует слова эпиграфа.

Эти слова были сказаны Д.И. Менделеевым о развитии экономики царской России. Мы постараемся вернуться к этому высказыванию в конце урока  и ответить на вопрос актуально ли оно для современной Росси. В этом нам поможет тема нашего урока.

  1.  Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку?
  2.  Опираясь на свои знания, определите задачи урока.
  3.  Что мы рассмотрим на уроке?

Слайд II.

  1.  Обратите внимание на  проверочный тест.

Слайд III.

Ученики называют понятия топливо, энергетика.

Вспоминают топливные ресурсы: нефть, газ, уголь, горючие сланцы

В диалоге должно принять как можно больше число детей.

Учащиеся высказывают собственное мнение.

Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде.

  1.  Исполнительный
  1.  Учитель предлагает детям составить структуру ТЭК. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.

Слайд IY.

  1.  Чем обусловлено развитие топливной промышленности в России.
  2.  Как менялась роль отдельных видов топлива.
  3.  Проанализируйте два графика:

1 добыча нефти,

2 добыча газа.

Почему роль газа в топливной промышленности возрастает.

Слайд Y.

  1.  Работая со справочным материалом, определите место России по добыче нефти и газа.
  2.  Добыча газа обходится в 2 раза дешевле и это более  экономически чистый вид топлива. С каждым годом спрос на газ растет не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего Зарубежья.

Слайд YI. Общие запасы газа.

  1.  Самостоятельная работа с текстом учебника:

1. Определить регионы России, на которые приходится основная концентрация  газовой промышленности (с.109 2-ой абзац)

Слайд YII.

2. Определить основные направления газопроводов рис. 25 с. 110. Сделать выводы.

Слайд YIII.

Учитель рассказывает о газопроводе построенном по дну Черного моря, о крупном акционерном обществе «Газпром».

3. Перспективы газовой промышленности с.110 2 абзац.

Почему по добыче газа и нефти мы идем все дальше на север.

Учитель корректирует высказывания учащихся и обобщает.

Чтобы поддержать уровень добычи нефти и газа, нам приходится осваивать труднодоступные месторождения. Сырой газ и нефть главная статья экспорта России.

Возвращаемся к словам Д.И. Менделеева «Откуда происходит наша бедность?»

4. Проанализируйте таблицу 7 с.107 «Производство и вывоз нефти и нефтепродуктов».

Слайд IX.

Слайд X.

Экономично ли это?

За что можно получить больше прибыли:

а) за вывоз сырья?

б) за вывоз готовой продукции?

5. Районы добычи нефти записать в тетрадь. С.107-108.

СлайдXI.

6. Определите основные нефтепотоки рис.23 с.107.

Слайд XII.

7. Учитель подводит итог.

В развитии газовой и нефтяной промышленности прослеживает

ся  одинаковые закономерности: для поддержания уже достигнутого уровня добычи необходимо осваивать месторождения все более удаленные и менее экономически эффективные. Мы, по словам Д.И. Менделеева, продолжаем заниматься первичным промыслом. За 15 лет на территории России не построен ни один нефтеперерабатываю -

щий завод.

Для  Алтайского края главной задачей является строительство региональных и межрегиональ -

ных газовых магестралей.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся работают с учебником с.106-107

Учащиеся определяют какой вид топлива использовался в начале XX в., в середине XX и в настоящее время.

Учащиеся анализируют графики и делают выводы.

Учащиеся работают со справочником с. 86-87. Определяют 1 место по добыче газа, 2 место по добыче нефти.

Учащиеся работают с текстом и в порядке убывания концентраций газовой промышленности в %, записывают регионы России. Проверяют по слайду.

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся работают в парах, делают выводы, расчеты.

38+89=127млн т нефти вывозим

12+39=51млн т нефтепродук-

тов, т.е.  сырье вывозим в 2,5 раза больше.

Вывод: развивать нефтепереработку и вывозить готовую продукцию.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником и проверяют по слайду.

Учащиеся записывают в тетрадь.

  1.  Среднее Приобье -Поволжье – юго-запад (Северный Кавказ, Украина)
  2.  На запад Белоруссия – Восточная Европа.
  3.  На восток (Омск, Ачинск, Ангарск)
  4.  о. Сахалин – Комсомольск на Амуре.

III)  Рефлексивно- оценочный

Проверка знаний по теме.

Слайд XIY.

1. В состав топливной промышленности входят:

а) нефтяная промышленность и электроэнергетика;

б) электроэнергетика и угольная промышленность;

в) угольная, газовая и нефтяная промышленность.

2. Большая часть природного газа России добывается в природной зоне:

а) Тундры;

б) Тайге;

в) смешанных лесов.

3. Ведущее место в России по добыче нефти и газа занимает:

а) Поволжье и Урал;

б) Восточная Сибирь;

в) Западная Сибирь.

4. Главное направление транспортировки топлива в России:

а) с севера на юг;

б) с востока на запад;

в) с запада на восток.

                                 Удачи.

Ключ к ответам:

1 – в           0 – «5»

2 – а           1 – «4»

3 – в 2 – «3»

4 - б

Взаимопроверка.

Ключ к ответу.

Слайд XY.

Задание на дом

Учитель комментирует задание:

- прочитать тексты учебника с.106 – 111 («Полярная звезда»)

- проверить свои знания, используя вопросы для самооценки 1-11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81276. Право и экономика 36.48 KB
  Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
  Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. Формы (источники) права 38.83 KB
  Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
  Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...
81280. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах 41.26 KB
  Нормы права это правило поведения имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании объеме прав и обязанностей четких указаниях на последствия ее нарушения. Она обладает качеством системности которое проявляется в структурном построении нормы в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу диспозицию и санкцию.
81281. Система права и система законодательства 36.02 KB
  Система права как его содержание это внутренняя структура права соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права выражающая строение его источников т. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества.
81282. Типология правовых систем 38.05 KB
  При классификации правовых систем используют различные факторы начиная с этических расовых географических религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающей религию философию экономические и социальные структуры и юридической техники включающей в качестве основной составляющей источники права. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы...
81283. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право 41.33 KB
  Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право. Основное деление всего права есть деление его на право публичное и частное или гражданское.
81284. Правотворчество: понятие, субъекты, стадии, принципы. Юридическая техника 38.91 KB
  Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение на рассмотрение компетентных лиц. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта. Принятие решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться следующими обстоятельствами: Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа признавшего что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и нуждается в изменении или коренной переработке. Вторым обстоятельством является вступление в силу...