62749

Топливная промышленность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учащиеся высказывают собственное мнение. Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде. Своими вопросами учитель добивается того чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.

Русский

2014-06-13

20 KB

0 чел.

Топливная промышленность

Цели:

  1.  Образовательная – получить знания о топливной промышленности России;
  2.  Развивающая – уметь пользоваться источниками географической информации;
  3.  Воспитывающая – осознать важность топливной промышленности в хозяйстве России.

Тип урока: объяснение нового материала.

Средства обучения: карта «Топливно-энергетический комплекс», атласы, компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1.  Организационно- мотивационный

Диалог с учащимися.

I слайд. Название темы.

1. Найдите в названии темы знакомые слова.

2. Из каких 2-х сочетаний образовано название комплекса.

3. Что вам уже известно по этой теме.

На доске вывешивается  плакат с эпиграфом. Учитель выразительно декламирует слова эпиграфа.

Эти слова были сказаны Д.И. Менделеевым о развитии экономики царской России. Мы постараемся вернуться к этому высказыванию в конце урока  и ответить на вопрос актуально ли оно для современной Росси. В этом нам поможет тема нашего урока.

  1.  Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку?
  2.  Опираясь на свои знания, определите задачи урока.
  3.  Что мы рассмотрим на уроке?

Слайд II.

  1.  Обратите внимание на  проверочный тест.

Слайд III.

Ученики называют понятия топливо, энергетика.

Вспоминают топливные ресурсы: нефть, газ, уголь, горючие сланцы

В диалоге должно принять как можно больше число детей.

Учащиеся высказывают собственное мнение.

Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде.

  1.  Исполнительный
  1.  Учитель предлагает детям составить структуру ТЭК. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.

Слайд IY.

  1.  Чем обусловлено развитие топливной промышленности в России.
  2.  Как менялась роль отдельных видов топлива.
  3.  Проанализируйте два графика:

1 добыча нефти,

2 добыча газа.

Почему роль газа в топливной промышленности возрастает.

Слайд Y.

  1.  Работая со справочным материалом, определите место России по добыче нефти и газа.
  2.  Добыча газа обходится в 2 раза дешевле и это более  экономически чистый вид топлива. С каждым годом спрос на газ растет не только на территории России, но и в странах ближнего и дальнего Зарубежья.

Слайд YI. Общие запасы газа.

  1.  Самостоятельная работа с текстом учебника:

1. Определить регионы России, на которые приходится основная концентрация  газовой промышленности (с.109 2-ой абзац)

Слайд YII.

2. Определить основные направления газопроводов рис. 25 с. 110. Сделать выводы.

Слайд YIII.

Учитель рассказывает о газопроводе построенном по дну Черного моря, о крупном акционерном обществе «Газпром».

3. Перспективы газовой промышленности с.110 2 абзац.

Почему по добыче газа и нефти мы идем все дальше на север.

Учитель корректирует высказывания учащихся и обобщает.

Чтобы поддержать уровень добычи нефти и газа, нам приходится осваивать труднодоступные месторождения. Сырой газ и нефть главная статья экспорта России.

Возвращаемся к словам Д.И. Менделеева «Откуда происходит наша бедность?»

4. Проанализируйте таблицу 7 с.107 «Производство и вывоз нефти и нефтепродуктов».

Слайд IX.

Слайд X.

Экономично ли это?

За что можно получить больше прибыли:

а) за вывоз сырья?

б) за вывоз готовой продукции?

5. Районы добычи нефти записать в тетрадь. С.107-108.

СлайдXI.

6. Определите основные нефтепотоки рис.23 с.107.

Слайд XII.

7. Учитель подводит итог.

В развитии газовой и нефтяной промышленности прослеживает

ся  одинаковые закономерности: для поддержания уже достигнутого уровня добычи необходимо осваивать месторождения все более удаленные и менее экономически эффективные. Мы, по словам Д.И. Менделеева, продолжаем заниматься первичным промыслом. За 15 лет на территории России не построен ни один нефтеперерабатываю -

щий завод.

Для  Алтайского края главной задачей является строительство региональных и межрегиональ -

ных газовых магестралей.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся работают с учебником с.106-107

Учащиеся определяют какой вид топлива использовался в начале XX в., в середине XX и в настоящее время.

Учащиеся анализируют графики и делают выводы.

Учащиеся работают со справочником с. 86-87. Определяют 1 место по добыче газа, 2 место по добыче нефти.

Учащиеся работают с текстом и в порядке убывания концентраций газовой промышленности в %, записывают регионы России. Проверяют по слайду.

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся работают в парах, делают выводы, расчеты.

38+89=127млн т нефти вывозим

12+39=51млн т нефтепродук-

тов, т.е.  сырье вывозим в 2,5 раза больше.

Вывод: развивать нефтепереработку и вывозить готовую продукцию.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником и проверяют по слайду.

Учащиеся записывают в тетрадь.

  1.  Среднее Приобье -Поволжье – юго-запад (Северный Кавказ, Украина)
  2.  На запад Белоруссия – Восточная Европа.
  3.  На восток (Омск, Ачинск, Ангарск)
  4.  о. Сахалин – Комсомольск на Амуре.

III)  Рефлексивно- оценочный

Проверка знаний по теме.

Слайд XIY.

1. В состав топливной промышленности входят:

а) нефтяная промышленность и электроэнергетика;

б) электроэнергетика и угольная промышленность;

в) угольная, газовая и нефтяная промышленность.

2. Большая часть природного газа России добывается в природной зоне:

а) Тундры;

б) Тайге;

в) смешанных лесов.

3. Ведущее место в России по добыче нефти и газа занимает:

а) Поволжье и Урал;

б) Восточная Сибирь;

в) Западная Сибирь.

4. Главное направление транспортировки топлива в России:

а) с севера на юг;

б) с востока на запад;

в) с запада на восток.

                                 Удачи.

Ключ к ответам:

1 – в           0 – «5»

2 – а           1 – «4»

3 – в 2 – «3»

4 - б

Взаимопроверка.

Ключ к ответу.

Слайд XY.

Задание на дом

Учитель комментирует задание:

- прочитать тексты учебника с.106 – 111 («Полярная звезда»)

- проверить свои знания, используя вопросы для самооценки 1-11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35937. Состояние и перспективы развития винодельческого производства в России, основные регионы возделывания винограда и производства винодельческой продукции и специализация 55.81 KB
  Более 400 винодельческих заводов занимаются обработкой и розливом вина. Потребление вина в России которое до начала антиалкогольной кампании 19701985 гг. Тем не менее по потреблению вина на душу населения Россия занимает одно из последних мест в Европе. В Краснодарском крае преимущественно производят столовые вина и виноматериалы для игристых вин.
35938. Поэзия М.В.Ломоносова. Проблематика и жанровая специфика 55.5 KB
  Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны самодержицы всероссийския 1746 года Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года Утреннее размышление о божием величестве 1743 Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния 1743 Я знак бессмертия себе воздвигнул 1747 Ночною...
35941. Нормирования в области охраны окружающей среды 54 KB
  Нормирования в области охраны окружающей среды. Основы нормирования в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при...
35942. Виды неразрушающего контроля 53 KB
  Виды неразрушающего контроля Типовая программа диагностики предусматривает использование различных методов контроля прежде всего методов неразрушающего контроля. Классификация видов НК в соответствии с ГОСТ 1835379 основана на физических процессах взаимодействия поля или вещества с объектом контроля. Каждый из видов НК подразделяют на методы отличающиеся следующими признаками: характером взаимодействия поля или вещества с объектом определяющим соответствующие изменения поля или состояния вещества; параметром поля или вещества...
35943. PR-информация 53.5 KB
  PR информация PRинформация как разновидность социальной информации Характеристики PRинформации Связи с общественностью оперируют социальной информацией одним из наиболее сложных и многообразных типов информации связанных с обществом и человеком. Таким образом источник социальной информации человеческая деятельность. Основными признаками PRинформации отличающими её от других видов социальной информации являются признаки инициированности оптимизированности селективности.