62765

Части речи. Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий...

Русский

2014-06-13

26.94 KB

0 чел.

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект урока русского языка в 4В классе

На тему «Части речи. Имя существительное.»

 

Выполнила:

студентка 41 группы

специальность 050709.52

Холодная Валерия Алесандровна

Проверила:

Севостьянова Ольга Викторовна

Оценка_____________________

г.о. Самара, 2012-13 у.г.


Урок русского языка в 4В классе по теме "Части речи. Имя существительное".  25.09.12.

ЦЕЛИ: 

  1.  Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  2.  Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  3.  Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  4.  Воспитание аккуратности и прилежания.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И не часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Так чем мы сегодня будем заниматься?

(Повторять части речи)

II. Минутка чистописания.

- А для начала откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

Я прочитаю вам загадки, а вы запишите в строчку,  через запятую только отгадки.

  1.  
  1.  Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи)

  1.  Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. ( Огурцы)

  1.  В поле из роз отдохнуть я прилег,

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков.  (Ковёр.)

  1.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

  1.  Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

III. Работа по теме урока.

- А теперь скажите на какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Что они обозначают? (Предмет)

- К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному)

 - Итак, хорошо, давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны с высказыванием, то все хором говорите да и соответственно нет, если не согласны.

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
(Да)
- Имя существительное изменяется по родам.
(Нет)
- У него 5 склонений?
(Нет)
- 6 падежей?
(Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное.
(Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.
(Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом.
(Нет)

- Слово» прыгать» существительное? (Нет)

- Молодцы! На доске записаны слова (СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ).

Запишите слова противоположные по смыслу (ГОЛОДНЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ТУПОЙ, ТЁМНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

- Что они обозначают?(Признак предмета)

- К какой части речи они относятся? (К имени прилагательному)

- Хорошо. Выполним упражнение « Кто что делает?». На доске написаны слова. Напишите в тетради, кто что делает.

ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ.  (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  (Что  делает?)

- Что обозначают? (Действие предмета)

- Какая часть речи? (Глагол)

-Хорошо, ребята, а сейчас работаем по учебнику, выполняем упражнение 62 на странице 33.

- Как определить род существительного?

(Прозрачен и чист ранней осенью воздух. Ещё цветут поздние осенние цветы. Вдруг затрещит в лесу дрозд1. Застучит на сухом дереве труженик дятел4.ещё зелёный стоит на краю рощи старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели и плавают листья ив. Готовятся к отлёту певчие птицы4.)

- Найдите в тексте  глаголы с безударной гласной а приставках. (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний. (Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Записываем текст под диктовку.

-  сверху пометьте глаголы, прилагательные и  существительные.

- У доски выполняем звуко-буквенный разбор слова ДРОЗД.

Дрозд – 1 слог;

Д [Д] – согл., звон., тв.

Р [р] – согл., звон., тв.,

О [о] – гласн.

З [с] – согл., глух., тв.

Д [т] – согл., глух., тв.

5  букв, 5 звуков.

Упр. 63, стр. 34.

- Расскажите об имени существительном, как о части речи, по плану. ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».  Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.)

- Замечательно, а теперь прочитаем то же самое, с примерами внизу на этой странице.

Физкультминутка

- Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и предложенными ответами, вам нужно подписать свой листок и букву правильного ответа обвести в кружок.

Тест.

1.

  1.  Имя существительное обозначает предмет.
  2.  Имя существительное обозначает признак предмета.
  3.  Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1.  Имя существительное изменяется по родам.
  2.  Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1.  Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2.  Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1.  Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2.  Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

- Поменяйте карточками с соседом. Проверьте.

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

IV. Итог урока:

На доске написаны слова:

НОЖ, ПЛАЩ, ВЕЩЬ, РОЖЬ, КАМЫШ, ГЛУШ, ВРАЧ, НОЧЬ.

- Слова какой части речи написаны? ( Имена существительные)

- На какие две группы их можно разделить?  ( Существительные мужского рода и женского)

- Прочитайте имена существительные женского рода.  (Рожь, глушь, ночь, вещь.)

- Что особенного в этих словах?  (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

Д. з. на доске. Стр. 34, упр. 64 

Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58854. Ділення многочленів за схемою Горнера 160.5 KB
  Мета уроку: Освітня: Формування вмінь ділити многочлен на двучлен користуючись схемою Горнера; навчити розв’язувати рівняння вищих степенів за допомогою схеми Горнера. Розвиваюча: розвивати алгоритмічне мислення учнів використовуючи синтаксис і правила застосування операторів...
58855. Двійкове кодуваня. Двійкова система числення 92.5 KB
  Оволодіння мовою інформатики та умінням її використовувати для аналізу інформації; формування навичок роботи з додатковою літературою формування у свідомості учнів основних напрямків у розвитку інформатики.
58856. Основні класи неорганічних речовин 52.5 KB
  Мета: закріпити знання про склад оксидів, основ, кислот, солей, фізичні властивості солей, галузі їх застосування; продовжити формувати вміння писати рівняння реакції, розв’язувати задачі; розвивати пам’ять, логічне мислення, уміння нестандартно мислити...
58857. Рухливі ігри та естафети 72.5 KB
  Під час повороту руки притисни до тулуба. Вправи на відновлення дихання звичайна ходьба Кроком руш звичайна з вправами на відновлення дихання Руки через сторони вгору вдих. Опустити руки вниз видих. Перешикування на місці Шикуйсь в одну шеренгу де стояли на початку уроку...
58858. Разработка стратегии ОАО «ИЭСК» по слиянию одноотраслевых компаний в электросетевом комплексе Иркутской области 813 KB
  Оценив потенциальные выгоды от приобретения компании, а также определив стоимость сделки, компания-инициатор сталкивается с проблемой финансирования. Следует сказать, что, по данным Росстата за декабрь 2009 года, 52% организаций (11), входящих в группу «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в России отмечают отсутствие необходимых денежных средств как фактор, ограничивающий их деловую активность
58859. Створення коміксу засобами Paint 1.73 MB
  Уолт Дісней великий кінематографіст фундатор цілого художнього напряму в анімації Уолт Дісней народився не в Чікаго як було прийнято вважати довгі роки а в Іспанії у селищі Мохакар в Андалусії.
58860. Твоя країна – Україна. Символи держави 50.5 KB
  Ознайомити з найвідомішими містами найбільшими річками та озерами України. Розширити та уточнити знання учнів про державні символи України. Обладнання: Карта України костюми комп’ютер виставка книг. Наш урок присвячений Україні її символам найвідомішим містам та найбільшим річкам України.
58861. Координатна пряма, цілі і раціональні числа 167.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля...
58862. У країні міфів 115.5 KB
  Міфологія – це зібрання переказів про богів та героїв Грецький народ, поділений на багато племен, по- різному оповідав про свої божества. У кожному місті, селі чи общині були різні версії походження світу, народження богів.