62765

Части речи. Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий...

Русский

2014-06-13

26.94 KB

0 чел.

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект урока русского языка в 4В классе

На тему «Части речи. Имя существительное.»

 

Выполнила:

студентка 41 группы

специальность 050709.52

Холодная Валерия Алесандровна

Проверила:

Севостьянова Ольга Викторовна

Оценка_____________________

г.о. Самара, 2012-13 у.г.


Урок русского языка в 4В классе по теме "Части речи. Имя существительное".  25.09.12.

ЦЕЛИ: 

  1.  Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  2.  Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  3.  Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  4.  Воспитание аккуратности и прилежания.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И не часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Так чем мы сегодня будем заниматься?

(Повторять части речи)

II. Минутка чистописания.

- А для начала откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

Я прочитаю вам загадки, а вы запишите в строчку,  через запятую только отгадки.

  1.  
  1.  Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи)

  1.  Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. ( Огурцы)

  1.  В поле из роз отдохнуть я прилег,

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков.  (Ковёр.)

  1.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

  1.  Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

III. Работа по теме урока.

- А теперь скажите на какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Что они обозначают? (Предмет)

- К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному)

 - Итак, хорошо, давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны с высказыванием, то все хором говорите да и соответственно нет, если не согласны.

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
(Да)
- Имя существительное изменяется по родам.
(Нет)
- У него 5 склонений?
(Нет)
- 6 падежей?
(Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное.
(Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.
(Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом.
(Нет)

- Слово» прыгать» существительное? (Нет)

- Молодцы! На доске записаны слова (СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ).

Запишите слова противоположные по смыслу (ГОЛОДНЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ТУПОЙ, ТЁМНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

- Что они обозначают?(Признак предмета)

- К какой части речи они относятся? (К имени прилагательному)

- Хорошо. Выполним упражнение « Кто что делает?». На доске написаны слова. Напишите в тетради, кто что делает.

ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ.  (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  (Что  делает?)

- Что обозначают? (Действие предмета)

- Какая часть речи? (Глагол)

-Хорошо, ребята, а сейчас работаем по учебнику, выполняем упражнение 62 на странице 33.

- Как определить род существительного?

(Прозрачен и чист ранней осенью воздух. Ещё цветут поздние осенние цветы. Вдруг затрещит в лесу дрозд1. Застучит на сухом дереве труженик дятел4.ещё зелёный стоит на краю рощи старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели и плавают листья ив. Готовятся к отлёту певчие птицы4.)

- Найдите в тексте  глаголы с безударной гласной а приставках. (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний. (Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Записываем текст под диктовку.

-  сверху пометьте глаголы, прилагательные и  существительные.

- У доски выполняем звуко-буквенный разбор слова ДРОЗД.

Дрозд – 1 слог;

Д [Д] – согл., звон., тв.

Р [р] – согл., звон., тв.,

О [о] – гласн.

З [с] – согл., глух., тв.

Д [т] – согл., глух., тв.

5  букв, 5 звуков.

Упр. 63, стр. 34.

- Расскажите об имени существительном, как о части речи, по плану. ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».  Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.)

- Замечательно, а теперь прочитаем то же самое, с примерами внизу на этой странице.

Физкультминутка

- Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и предложенными ответами, вам нужно подписать свой листок и букву правильного ответа обвести в кружок.

Тест.

1.

  1.  Имя существительное обозначает предмет.
  2.  Имя существительное обозначает признак предмета.
  3.  Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1.  Имя существительное изменяется по родам.
  2.  Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1.  Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2.  Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1.  Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2.  Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

- Поменяйте карточками с соседом. Проверьте.

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

IV. Итог урока:

На доске написаны слова:

НОЖ, ПЛАЩ, ВЕЩЬ, РОЖЬ, КАМЫШ, ГЛУШ, ВРАЧ, НОЧЬ.

- Слова какой части речи написаны? ( Имена существительные)

- На какие две группы их можно разделить?  ( Существительные мужского рода и женского)

- Прочитайте имена существительные женского рода.  (Рожь, глушь, ночь, вещь.)

- Что особенного в этих словах?  (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

Д. з. на доске. Стр. 34, упр. 64 

Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45916. Состав и задачи ремонтного хозяйства. Формы организации ремонта 13.62 KB
  Ремонтное хозяйство - совокупность подразделений занятых анализом технического состояния технологического оборудования надзором за его обслуживанием ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное производительное и современное. Техническое обслуживание комплекс работ операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его эксплуатации по назначению а также во время хранения консервации и транспортировании. Ремонт комплекс операций работ по восстановлению...
45917. Организация технического контроля: понятие и основные виды технического контроля 14.86 KB
  Продукция изготовленная с отклонениями от ГОСТ или технических условий считается браком содействовать достижению необходимого уровня качества продукции и его повышению призван технический контроль. Технический контроль проверка соблюдения технических требований предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях её изготовления начиная от поступления исходных сырья материалов комплектующих и заканчивая отгрузкой готовой продукции а так же на всех стадиях процесса производства и всех производственных условий и факторов обеспечивающих...
45918. Методы и организационные формы контроля 13.58 KB
  Осуществления различают: 1 стационарный контроль контроль деталей узлов изделий осуществляемых на стационарных пунктах технического контроля при проверки большого количества одинаковых объектах после завершения операции 2 скользящий подвижный контроль контроль который выполняется непосредственно на рабочих местах при громоскости контролирующих объектов когда применяются простые и легкопереносимые контрольноизмерительные инструменты приборы и оснастка. 3летучий контроль периодическое наблюдение за качеством выполнения ТП...
45919. Классификация баз 84.48 KB
  Классификация баз КОНСТРУКТОРСКАЯ БАЗА это база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии ГОСТ 2149576. ОСНОВНАЯ конструкторская база принадлежит данной детали или сборочной единице и определяет ее положение в изделии. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ называется конструкторская база принадлежащая данной детали или сборочной единице используемая для определения положения присоединяемых к ней деталей или сборочных единиц. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА это база используемая для определения положения заготовки...
45920. Правила (принципы) базирования. Определенность и неопределенность базирования 11.85 KB
  В практике достигнутое правильное положение детали может измениться если возникнут силы или моменты сил нарушающие контакт поверхности детали с опорными точками приспособлений. Поэтому для сохранения полученного при базировании правильного положения детали необходимо обеспечить непрерывность контакта баз. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БАЗИРОВАНИЯ детали неизменность ее положения относительно поверхностей другой детали или деталей с которыми она соединена и которые определяют ее положение в процессе изготовления. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ...
45921. Индивидуальное проектирование тех. процессов 10.84 KB
  Подготовительный этап А анализ конструкторской информации Б определение типа прва В выбор метода получения заготовок 2. Синтетический этап А синтез вариантов маршрута обки отдельных повей Б синтез вариантов схем базиия В синтез маршрута обки заготовок Г синтез структуры операции 3.Аналитический этап а размерный анализ тех. Заключительный этап: Оформление документации.
45922. Структура временных связей в операциях технологического процесса. Техническое нормирование 27.58 KB
  Структура оперативного времени в операциях могут отличаться в зависимости от способов выполнения основных переходов степени совмещения выполнения основных и вспомогательных переходов; числа потоков дублирующих выполнение одинаковых переходов при изготовлении одноименных изделий. Время затраченное на две группы основных переходов составит сумма времени выполнения наиболее длительных переходов в каждой из групп основных переходов: где число групп основных переходов. Поэтому основное технологическое время равно наибольшему времени...
45923. Пути сокращения затрат времени на выполнение операции 25.95 KB
  Пути сокращения затрат времени на выполнение операции Анализ формул по определению штучнокалькуляционного времени : показывает что его можно уменьшить либо путем сокращения подготовительнозаключительного и штучного времени либо увеличением объема партии изготовляемых изделий . Пути сокращения подготовительно заключительного времени Затраты времени на подготовку к работе складываются из времени получения и ознакомления рабочего с заданием получения и установки на станке инструментов и приспособлений а по окончании работы их...
45924. Технологичность конструкции 14.3 KB
  Конструкция изделия в первую очередь определяется его служебным назначением. Однако конструктивное исполнение изделия может быть разным при этом будут разными и затраты ресурсов. Эта разница и является результатом разного уровня технологичности изделия. Технологичность это совокупность свойств изделия определяющих приспособленность его конструкции к достижению оптимальных затрат ресурсов при его производстве ремонте и утилизации.