62765

Части речи. Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий...

Русский

2014-06-13

26.94 KB

0 чел.

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект урока русского языка в 4В классе

На тему «Части речи. Имя существительное.»

 

Выполнила:

студентка 41 группы

специальность 050709.52

Холодная Валерия Алесандровна

Проверила:

Севостьянова Ольга Викторовна

Оценка_____________________

г.о. Самара, 2012-13 у.г.


Урок русского языка в 4В классе по теме "Части речи. Имя существительное".  25.09.12.

ЦЕЛИ: 

  1.  Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  2.  Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  3.  Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  4.  Воспитание аккуратности и прилежания.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И не часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Так чем мы сегодня будем заниматься?

(Повторять части речи)

II. Минутка чистописания.

- А для начала откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

Я прочитаю вам загадки, а вы запишите в строчку,  через запятую только отгадки.

  1.  
  1.  Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи)

  1.  Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. ( Огурцы)

  1.  В поле из роз отдохнуть я прилег,

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков.  (Ковёр.)

  1.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

  1.  Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

III. Работа по теме урока.

- А теперь скажите на какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Что они обозначают? (Предмет)

- К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному)

 - Итак, хорошо, давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны с высказыванием, то все хором говорите да и соответственно нет, если не согласны.

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
(Да)
- Имя существительное изменяется по родам.
(Нет)
- У него 5 склонений?
(Нет)
- 6 падежей?
(Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное.
(Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.
(Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом.
(Нет)

- Слово» прыгать» существительное? (Нет)

- Молодцы! На доске записаны слова (СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ).

Запишите слова противоположные по смыслу (ГОЛОДНЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ТУПОЙ, ТЁМНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

- Что они обозначают?(Признак предмета)

- К какой части речи они относятся? (К имени прилагательному)

- Хорошо. Выполним упражнение « Кто что делает?». На доске написаны слова. Напишите в тетради, кто что делает.

ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ.  (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  (Что  делает?)

- Что обозначают? (Действие предмета)

- Какая часть речи? (Глагол)

-Хорошо, ребята, а сейчас работаем по учебнику, выполняем упражнение 62 на странице 33.

- Как определить род существительного?

(Прозрачен и чист ранней осенью воздух. Ещё цветут поздние осенние цветы. Вдруг затрещит в лесу дрозд1. Застучит на сухом дереве труженик дятел4.ещё зелёный стоит на краю рощи старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели и плавают листья ив. Готовятся к отлёту певчие птицы4.)

- Найдите в тексте  глаголы с безударной гласной а приставках. (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний. (Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Записываем текст под диктовку.

-  сверху пометьте глаголы, прилагательные и  существительные.

- У доски выполняем звуко-буквенный разбор слова ДРОЗД.

Дрозд – 1 слог;

Д [Д] – согл., звон., тв.

Р [р] – согл., звон., тв.,

О [о] – гласн.

З [с] – согл., глух., тв.

Д [т] – согл., глух., тв.

5  букв, 5 звуков.

Упр. 63, стр. 34.

- Расскажите об имени существительном, как о части речи, по плану. ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».  Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.)

- Замечательно, а теперь прочитаем то же самое, с примерами внизу на этой странице.

Физкультминутка

- Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и предложенными ответами, вам нужно подписать свой листок и букву правильного ответа обвести в кружок.

Тест.

1.

  1.  Имя существительное обозначает предмет.
  2.  Имя существительное обозначает признак предмета.
  3.  Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1.  Имя существительное изменяется по родам.
  2.  Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1.  Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2.  Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1.  Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2.  Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

- Поменяйте карточками с соседом. Проверьте.

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

IV. Итог урока:

На доске написаны слова:

НОЖ, ПЛАЩ, ВЕЩЬ, РОЖЬ, КАМЫШ, ГЛУШ, ВРАЧ, НОЧЬ.

- Слова какой части речи написаны? ( Имена существительные)

- На какие две группы их можно разделить?  ( Существительные мужского рода и женского)

- Прочитайте имена существительные женского рода.  (Рожь, глушь, ночь, вещь.)

- Что особенного в этих словах?  (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

Д. з. на доске. Стр. 34, упр. 64 

Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45190. Определение затрат на строительство и разборку временных зданий и сооружений 15.38 KB
  Определение затрат: на строительство и разборку временных зданий и сооружений дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время резерв на непредвиденные работы и затраты. Склады вспомогательные здания и сооружения необходимые для производства и обслуживания работников строительства временная столовая и т. зданий и сооружений ГСН 8105012001 для стрва и сборнике сметных норм затрат на стрво временных зданий и сооружений ремонтные работы ГСНр 8105012001 Нормативы приводятся в и считаются от сметной стоимости...
45191. Законодательные и методические документы, регулирующие градостроительную деятельность и вопросы определения стоимости строительства 14.37 KB
  Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-365.2004 (внесена в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, под регистрационным номером 94 от 15.12.2009)
45192. Определение сметных норм и единичных расценок, перечислить виды ГЭСН, ТЕР, ФЭР 16.71 KB
  Индивидуальные новые технологии разработанные для отдельного объекта Элементные расценки цены Абсолютные укрупненные показатели и нормативы Сметная норма совокупность ресурсов материальных трудовых технологических установленная на принятый измеритель в строительных монтажных ремонтностроительных и пусконаладочных работах. Государственные сметные нормативы: Государственные элементные сметные нормативы на строительные и специальные работыГЭСН2001 Государственные элементные сметные нормативы на ремонтностроительные...
45193. Определение понятий: стройка, объект капитального строительства, реконструкция 13.89 KB
  Определение понятий: стройка объект капитального строительства реконструкция. Стройка комплекс объектов капитального строительства различного назначения строительство капитальный ремонт реконструкция которых осуществляется по единой проектной документации объединенной свободным сметным расчетом. Объект капитального строительства здания строения сооружения строительство которого может быть не завершено. строительства относятся: непроизводственные объекты объекты производственного назначения линейные объекты траншеи мосты...
45194. Определение понятий: сметная стоимость строительства, капитальный ремонт, заказчик, подрядчик, инвестор 14.58 KB
  Определение понятий: сметная стоимость строительства капитальный ремонт заказчик подрядчик инвестор. Сметная стоимость строительства стоимостная оценка полного перечня затрат Заказчика Инвестора на реализацию проектных решений по объектам капитального строительства строящимся реконструируемым в границах принадлежащего Застройщику земельного участка а также в случае проведения капитального ремонта объекта капитального строительства в уровне цен определенном Заказчиком в Техническом задании на разработку Проектной в том числе...
45195. Смета на строительство объектов капитального строительства» в соответствии с постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 14.7 KB
  Содержание раздела 11 проектной документации Смета на строительство объектов капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ №87 от 16. №87 О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ Извлечения Раздел 11 Смета на строительство объектов капитального строительства должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию. Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию: а сведения о месте...
45196. Определение стоимости проектных работ 19.42 KB
  Определение стоимости проектных работ Расчет на основании Справочника базовых цен на проектные работы для строительства на территории Самарской области 2я редакция Спр=Срасчед Уарх К1арх.КnобщSобщ 100 где Срасч ед стоимость строительства единицы мощности площади объёма объектов различного функционального назначения из журнала укрупнённых показателей стоимости строительства Уарх Уконстр. удельный показатель стоимости отдельных разделов проектаПриложение 2 таблица 3 и повышающих коэффициентов к ним табл. учитывающий...
45197. Определение затрат на проведение строительного контроля 15.51 KB
  Установить что в отношении объектов капитального строительства финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета: а если подготовка проектной документации завершена до вступления в силу настоящего Постановления заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля; б отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной...
45198. Размер платы за проведение государственной экспертизы 30 KB
  Размер платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции капитального ремонта жилых объектов капитального строительства РПиж определяется по формуле: РПиж = БСиж x Kiгде: БСиж базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Ki коэффициент отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. Базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции...