62765

Части речи. Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий...

Русский

2014-06-13

26.94 KB

0 чел.

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект урока русского языка в 4В классе

На тему «Части речи. Имя существительное.»

 

Выполнила:

студентка 41 группы

специальность 050709.52

Холодная Валерия Алесандровна

Проверила:

Севостьянова Ольга Викторовна

Оценка_____________________

г.о. Самара, 2012-13 у.г.


Урок русского языка в 4В классе по теме "Части речи. Имя существительное".  25.09.12.

ЦЕЛИ: 

  1.  Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  2.  Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  3.  Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  4.  Воспитание аккуратности и прилежания.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И не часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Так чем мы сегодня будем заниматься?

(Повторять части речи)

II. Минутка чистописания.

- А для начала откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

Я прочитаю вам загадки, а вы запишите в строчку,  через запятую только отгадки.

  1.  
  1.  Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи)

  1.  Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. ( Огурцы)

  1.  В поле из роз отдохнуть я прилег,

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков.  (Ковёр.)

  1.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

  1.  Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

III. Работа по теме урока.

- А теперь скажите на какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Что они обозначают? (Предмет)

- К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному)

 - Итак, хорошо, давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны с высказыванием, то все хором говорите да и соответственно нет, если не согласны.

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
(Да)
- Имя существительное изменяется по родам.
(Нет)
- У него 5 склонений?
(Нет)
- 6 падежей?
(Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное.
(Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.
(Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом.
(Нет)

- Слово» прыгать» существительное? (Нет)

- Молодцы! На доске записаны слова (СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ).

Запишите слова противоположные по смыслу (ГОЛОДНЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ТУПОЙ, ТЁМНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

- Что они обозначают?(Признак предмета)

- К какой части речи они относятся? (К имени прилагательному)

- Хорошо. Выполним упражнение « Кто что делает?». На доске написаны слова. Напишите в тетради, кто что делает.

ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ.  (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  (Что  делает?)

- Что обозначают? (Действие предмета)

- Какая часть речи? (Глагол)

-Хорошо, ребята, а сейчас работаем по учебнику, выполняем упражнение 62 на странице 33.

- Как определить род существительного?

(Прозрачен и чист ранней осенью воздух. Ещё цветут поздние осенние цветы. Вдруг затрещит в лесу дрозд1. Застучит на сухом дереве труженик дятел4.ещё зелёный стоит на краю рощи старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели и плавают листья ив. Готовятся к отлёту певчие птицы4.)

- Найдите в тексте  глаголы с безударной гласной а приставках. (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний. (Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Записываем текст под диктовку.

-  сверху пометьте глаголы, прилагательные и  существительные.

- У доски выполняем звуко-буквенный разбор слова ДРОЗД.

Дрозд – 1 слог;

Д [Д] – согл., звон., тв.

Р [р] – согл., звон., тв.,

О [о] – гласн.

З [с] – согл., глух., тв.

Д [т] – согл., глух., тв.

5  букв, 5 звуков.

Упр. 63, стр. 34.

- Расскажите об имени существительном, как о части речи, по плану. ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».  Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.)

- Замечательно, а теперь прочитаем то же самое, с примерами внизу на этой странице.

Физкультминутка

- Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и предложенными ответами, вам нужно подписать свой листок и букву правильного ответа обвести в кружок.

Тест.

1.

  1.  Имя существительное обозначает предмет.
  2.  Имя существительное обозначает признак предмета.
  3.  Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1.  Имя существительное изменяется по родам.
  2.  Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1.  Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2.  Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1.  Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2.  Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

- Поменяйте карточками с соседом. Проверьте.

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

IV. Итог урока:

На доске написаны слова:

НОЖ, ПЛАЩ, ВЕЩЬ, РОЖЬ, КАМЫШ, ГЛУШ, ВРАЧ, НОЧЬ.

- Слова какой части речи написаны? ( Имена существительные)

- На какие две группы их можно разделить?  ( Существительные мужского рода и женского)

- Прочитайте имена существительные женского рода.  (Рожь, глушь, ночь, вещь.)

- Что особенного в этих словах?  (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

Д. з. на доске. Стр. 34, упр. 64 

Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84941. Складання тексту-розповіді про осінь 62 KB
  Мета: вчити учнів складати текстрозповідь красиво говорити; правильно послідовно висловлювати свої думки на основі власних спостережень через художнє слово. Чаґосовського Пори року Осінь; ілюстрації із зображенням осені осінні листочки; зошит з розвитку зв’язного мовлення роздатковий дидактичний матеріал.
84942. Урок-казка «Таємниці зими» 40 KB
  Мета уроку: Розкрити перед дітьми «секрети зими». Формувати вміння підбирати споріднені слова, синоніми. Стимулювати дитяче захоплення; сплеск образної уяви; щирість естетичних суджень. Розвивати увагу, фантазію, оригінальність мислення.
84943. Речення. Основні ознаки речення 210 KB
  Мета. Формувати поняття про речення як одиницю мовлення; вчити виділяти речення тексту, відокремлювати речення одне від одного, удосконалювати навички інтонування речень; розвивати увагу; інтонаційну виразність; виховувати доброзичливе ставлення до природи...
84944. Тварини – частина живої природи. Види тварин. Спостереження за тваринами 62 KB
  Мета: Формувати поняття «тварини-живі організми»; поняття про види тварин; розвивати вміння спостерігати за тваринами, увагу, кмітливість; виховувати дбайливе ставлення до тварин. Обладнання: малюнки із зображенням тварин, картки з завданням, мікрофон, фільм про тварин, проектор, комп’ютер.
84945. «Шукачі скарбів». Виховна година, присвячена 175-річниці з Дня народження Марка Твена 116 KB
  Мета: виховувати шанобливе ставлення до книг; виховувати такі почуття, як дружба, відповідальність, любов. Тип заняття: брейн-ринг Обладнання: уривки художніх фільмів, видання книжок М.Твена для дітей,; декорації: паркан, квіти, скриня із кульками «доброта», «щирість», «відданість», «підприємливість»...
84946. Масляна. Складання розповіді 31.5 KB
  Навчити будувати зв’язну розповідь за опорними словами та малюнками, вдосконалювати вміння висловлюватися реченнями, активізувати і поповнити словниковий запас, висловлювати свої думки в логічній послідовності, формувати навички усного і писемного мовлення, закріпити уміння добирати прикметники...
84947. Написання твору за картиною Р.Г.Романова «Зимовий ліс» 3.32 MB
  Організація учнів до уроку. Створення позитивного настрою. З хорошим настроєм, бажанням вчитися та пізнати щось нове розпочнемо наш з вами урок. Станьте, діти, всі рівненько, Посміхніться всім гарненько, Привітайте гостей, що до нас завітали. Хочу чути, чого б ви сьогодні їм всім побажали?
84948. Творческий интеллектуальный конкурс «Мисс Осень – 2010» 35.5 KB
  Цель конкурса: сформировать познавательные, личностные, социальные, творческие компетентности учащихся; способствовать развитию у учащихся творческих и интеллектуальных способностей; воспитывать чувство коллективизма, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, принимать решения.
84949. Творчість класного керівника 164.5 KB
  Ефективність роботи класного керівника визначається тим якою мірою навчально-виховний процес забезпечує розвиток творчих здібностей кожної дитини формує творчу особистість і готує її до творчої пізнавальної та суспільно трудової діяльності.