62765

Части речи. Имя существительное

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах. Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять. Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий...

Русский

2014-06-13

26.94 KB

0 чел.

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект урока русского языка в 4В классе

На тему «Части речи. Имя существительное.»

 

Выполнила:

студентка 41 группы

специальность 050709.52

Холодная Валерия Алесандровна

Проверила:

Севостьянова Ольга Викторовна

Оценка_____________________

г.о. Самара, 2012-13 у.г.


Урок русского языка в 4В классе по теме "Части речи. Имя существительное".  25.09.12.

ЦЕЛИ: 

  1.  Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.
  2.  Развить умение распознавать части речи и правильно их употреблять.
  3.  Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  4.  Воспитание аккуратности и прилежания.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика».

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И не часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Так чем мы сегодня будем заниматься?

(Повторять части речи)

II. Минутка чистописания.

- А для начала откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

Я прочитаю вам загадки, а вы запишите в строчку,  через запятую только отгадки.

  1.  
  1.  Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи)

  1.  Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. ( Огурцы)

  1.  В поле из роз отдохнуть я прилег,

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков.  (Ковёр.)

  1.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

  1.  Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

III. Работа по теме урока.

- А теперь скажите на какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Что они обозначают? (Предмет)

- К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному)

 - Итак, хорошо, давайте поиграем в игру «Да-нет». Если вы согласны с высказыванием, то все хором говорите да и соответственно нет, если не согласны.

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
(Да)
- Имя существительное изменяется по родам.
(Нет)
- У него 5 склонений?
(Нет)
- 6 падежей?
(Да)
- Имя существительное бывает собственное и несобственное.
(Нет)
- Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное.
(Да)
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом.
(Нет)

- Слово» прыгать» существительное? (Нет)

- Молодцы! На доске записаны слова (СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ).

Запишите слова противоположные по смыслу (ГОЛОДНЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, ТУПОЙ, ТЁМНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)

- Что они обозначают?(Признак предмета)

- К какой части речи они относятся? (К имени прилагательному)

- Хорошо. Выполним упражнение « Кто что делает?». На доске написаны слова. Напишите в тетради, кто что делает.

ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ.  (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?  (Что  делает?)

- Что обозначают? (Действие предмета)

- Какая часть речи? (Глагол)

-Хорошо, ребята, а сейчас работаем по учебнику, выполняем упражнение 62 на странице 33.

- Как определить род существительного?

(Прозрачен и чист ранней осенью воздух. Ещё цветут поздние осенние цветы. Вдруг затрещит в лесу дрозд1. Застучит на сухом дереве труженик дятел4.ещё зелёный стоит на краю рощи старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. Уже облетели и плавают листья ив. Готовятся к отлёту певчие птицы4.)

- Найдите в тексте  глаголы с безударной гласной а приставках. (затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правописание окончаний. (Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние.)

- Записываем текст под диктовку.

-  сверху пометьте глаголы, прилагательные и  существительные.

- У доски выполняем звуко-буквенный разбор слова ДРОЗД.

Дрозд – 1 слог;

Д [Д] – согл., звон., тв.

Р [р] – согл., звон., тв.,

О [о] – гласн.

З [с] – согл., глух., тв.

Д [т] – согл., глух., тв.

5  букв, 5 звуков.

Упр. 63, стр. 34.

- Расскажите об имени существительном, как о части речи, по плану. ( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?».  Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Они изменяются по числам и падежам.)

- Замечательно, а теперь прочитаем то же самое, с примерами внизу на этой странице.

Физкультминутка

- Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и предложенными ответами, вам нужно подписать свой листок и букву правильного ответа обвести в кружок.

Тест.

1.

  1.  Имя существительное обозначает предмет.
  2.  Имя существительное обозначает признак предмета.
  3.  Имя существительное обозначает действие предмета.

2.

  1.  Имя существительное изменяется по родам.
  2.  Имя существительное не изменяется по родам.

3.

  1.  Падеж имени существительного – это постоянный признак.
  2.  Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.

  1.  Форма В.п., ед.ч. является начальной формой.
  2.  Форма И.п., ед.ч. является начальной формой.

5.

  1.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ж.р. с окончаниями – а, - я
  2.  К 1 склонению относятся существительные м.р, и ср.р. с окончаниями – о, - е

- Поменяйте карточками с соседом. Проверьте.

1 а, 2 б, 3 б, 4 б, 5 а.

- Встаньте у кого “5”, “4”, “3”. Молодцы!

IV. Итог урока:

На доске написаны слова:

НОЖ, ПЛАЩ, ВЕЩЬ, РОЖЬ, КАМЫШ, ГЛУШ, ВРАЧ, НОЧЬ.

- Слова какой части речи написаны? ( Имена существительные)

- На какие две группы их можно разделить?  ( Существительные мужского рода и женского)

- Прочитайте имена существительные женского рода.  (Рожь, глушь, ночь, вещь.)

- Что особенного в этих словах?  (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

Д. з. на доске. Стр. 34, упр. 64 

Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74574. Метаморфизм 53 KB
  Преобразованию могут подвергаться любые горные породы осадочные магматические и ранее образовавшиеся метаморфические. В физикохимических условиях отличных от тех в которых образовались горные породы происходит изменение их минерального состава структуры и текстуры. без изменения химического состава метаморфизуемой породы и метасоматически т.
74575. Тектонические движения и деформации земной коры 1.08 MB
  Среди них различают следующие основные формы: моноклинали флексуры и складки. Складки это изгибы слоев горных пород без разрыва сплошности под действием давления. Складки являются основной формой пликативных дислокаций. Антиклинальными называются выпуклые складки в которых пласты падают в противоположные стороны а в центральных частях залегают более древние породы чем на периферии рис.
74576. Геологические науки и их задачи 74 KB
  Общим этот курс называется потому что рассматривает общие сведения о Земле начиная с положения Земли в мировом пространстве и кончая геологической деятельностью человека. Свое продолжение он находит в ряде последующих геологических дисциплин изучающих вопросы строения наружной оболочки Земли земной коры ее химический вещественный состав физические свойства геологическую историю. Каждая геологическая наука имея общую цель изучение Земли в то же время решает свои задачи. Историческая геология изучает историю и закономерности...
74577. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ 4.66 MB
  В твердом теле Земли выделяют три внутренние оболочки: центральную ядро промежуточную мантию наружную земную кору рис. Как внутренние так и внешние оболочки объединяют под общим названием геосфер Земли. История изучения внутреннего строения Земли насчитывает несколько столетий и тесно связана с развитием представлений о происхождении Солнечной системы.
74578. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ (ГЕОХРОНОЛОГИЯ) 3.1 MB
  В первом случае определяют относительный возраст пород т. Во втором случае определяют абсолютный возраст пород который выражается в годах. Относительное летоисчисление При определении относительного возраста пород используют несколько методов.
74579. ВЕЩЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ЗЕМНОЙ КОРЫ 974.5 KB
  К физическим свойствам относят цвет блеск цвет черты плотность твердость спайность магнитность и некоторые другие. Твердость степень сопротивления минералов царапанию резанию. В полевой практике пользуются шкалой заменителей...
74580. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРЯ 479 KB
  в океане заключено 86 общего количества воды гидросферы. Физические и химические свойства морской воды Температура морской воды. В поверхностном слое морей и океанов температура воды во многом зависит от климатических условий местности. Но начиная с некоторой глубины колебания температуры морской воды обусловленные климатическими условиями исчезают и далее с глубиной температура неуклонно понижается.
74581. Геологическая деятельность ветра 707 KB
  Во всех песчаных пустынях широко распространены продольногрядовые пески которые образуются при ветрах имеющих штопорообразный характер движения воздуха в горизонтальном направлении одного направления. Бугристые пески песчаные холмы высотой до 810 м неправильной формы закрепленные растительностью.
74582. Геологическая деятельность снега, льда 902.5 KB
  Общий объем льда содержащегося в ледниках оценивается в 30 млн. Для возникновения ледника необходимы низкая среднегодовая температура большое количество осадков выпадающих в виде снега а также наличие пологих склонов и впадин защищенных от солнца и ветра. Это и определяет неравномерность накопления снега и масштабов образования глетчерного льда основная его часть 995 сосредоточена в полярных областях и только 05 связано с высокогорными ледниками. Накапливается он в виде масс значительной мощности составляющих тело ледника.