62772

Морфология. Местоимение. Относительные местоимения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.

Русский

2014-06-13

22.5 KB

14 чел.

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии.

Конспект урока по русскому языку:

«Вопросительные местоимения».

Выполнила: Канова Ольга Любимовна,

студентка 341 группы

Института гуманитарных наук

                                                                                                                              Проверила: Глебко Галина Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент

Сыктывкар 2013

Класс:  6                  

Тема урока: Морфология. Местоимение. Относительные местоимения.

Базовый учебник:

- учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.Т.Тростенцовой -  М.: Просвещение, 2008;

    - карточки для самостоятельной работы.

Цель урока: сформировать понятие об  относительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях.

Задачи урока: 

- Образовательная: сформировать умения и навыки нахождения относительных местоимений в тексте, умения определять их значение; повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

- Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

- Воспитательная: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;  воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, книге, бережное отношение к ним; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок введения нового материала (новой информации).

Метод обучения: Словесные методы: беседа, объяснение, инструктаж. Наглядные: демонстрация таблиц с экрана. Практические: упражнения, тесты. Частично-поисковый: создание проблемной ситуации.

Формы работы: фронтальный опрос, фронтальная беседа, групповая (работа в парах), индивидуальная (самостоятельная работа).

Ход урока.

  1.  Оргмомент

Здравствуйте, 6 «З» класс. Давайте для начала посмотрим, кто сегодня отсутствует.  Дежурный встает и называет фамилии отсутствующих в классе.

 2 Вступительная беседа

- Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять относительные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Откройте тетради и запишите число и сегодняшнюю тему урока «Относительные местоимения».

3.Знакомство с новой темой, 10 минут, УСТНО.

Откроем учебник на странице 172 и прочитаем правило. Один из учеников читает правило вслух.

Сделаем небольшие выводы: местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько – относительные местоимения, т.к. они могут употребляться для связи простых предложений в составе сложных. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

- Эти правила вы должны запомнить и эффективно их использовать на письме.

4Закрепление изученного материала

Практика, на все задания 5 минут, выволняют на карточках:

4.1.  Преобразуйте вопросительные предложения в повествовательные, заменив вопросительные местоимения относительными. Перестраивая предложения, употребляйте слова знать (догадаться, помнить), видеть (замечать, наблюдать), говорить (рассказать, отвечать), слышать. Задание на карточке№1. 5 минут.

Помните, что перед относительными местоимениями ставится запятая.

О б р а з е ц. В каком месяце начинает цвести черёмуха? — Ты знаешь, в каком месяце начинает цвести черёмуха?

Кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши? Образец: ты помнишь, кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши?

Сколько следует лить воды в лунку при посадке роз? Образец: ты замечал, сколько следует лить воды в лунку при посадке роз?

Кому принесли этот букет полевых цветов? Образец: ты видел, кому принесли этот букет полевых цветов?

Чьи умелые руки создали такую живописную клумбу? Образец: ты видел, чьи умелые руки создали такую живописную клумбу?

Который из вас сорвал бутоны пионов? Образец: вы расскажете, который из вас сорвал бутоны пионов?

Вывод: возможность преобразовать предложение вопросительное в повествовательное с помощью относительных местоимений.

4.2. Повторение пройденного материала. Задание на карточке №2. 5 минут.

1. Выбери правильный ответ:
Местоимения кто, что:
1) имеют род и число;
2) не имеют рода и числа.

Местоимение какой изменяется:
1) по родам и числам;
2) по родам, числам, подежам.

4.3. Прочитай пословицы и поговорки. В пропуски вставь подходящие местоимения. Подчеркни относительные местоимения. Развитие речи, внимания, мышления.Задание на карточках №3. 5 минут.

Какую рыбу удишь, ...(ТАКУЮ).................. и добудешь.(эстонская)
Рыба у того клюет, .....(КТО)............. терпеливо ждет. (эстонская)
Кто хочет кашу есть, ...(ТОТ)............. и выкупи ложку. (русская)
Кто моря боится, .........(.ТОМУ)................ в луже сидеть. (русская)
Когда собираются ветры, .....(ТОГДА)...................... возникают тайфуны. (вьетнамская)
Чем больше у рыбака зависти, .....(ТЕМ).............................. меньше рыбы. (русская)

       Чем крупнее зверь, ...........(ТЕМ)................. больше на него охотников (осетинская)
Кто грамоте горазд, .......(ТОМУ)................. не пропасть. (русская)
Каковы мореходы, ...............(ТАКОВЫ)...................... и пароходы (русская).


Вывод:  относительные местоимения изменяются по числам, падежам.

4.4. Прочитай текст. Выпиши только предложения с относительными местоимениями. Развитие речи.Задание №4. 5 минут.
 
В 1878 году прошла международная выставка в Париже, где была выставлена "Божественная комедия" Данте. Удивительно, что размеры книги были 5,4 х 3,8 см. Как ты думаешь, сколько страниц было в книге? Не поверишь, 499 страниц!
Вывод: умение вычленить в предложение относительные местоимения. Относительные местоимения изменяются  по числам, падежам. 

4.5. Подведение итогов. Работа с учебником.

Давайте теперь сделаем упражнение 413.

Вывод: умение находить в тексте относительные местоимения.  Относительные местоимения изменяются по числам и падежам.

5.Итог урока, домашнее задание

-Какие местоимения называются относительными, какую роль они играют в предложении?

-Дома нужно подобрать пять предложений из художественной литературы, в которых встречаются данные местоимения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40664. Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства 115 KB
  Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего сложившийся одновременно на всех рынках на товарном денежном и рынке ресурсов. Это открытая форма инфляции. Некоторые экономисты полагают что дефицит это антипод открытой инфляции: если отпустить цены то дефицит быстро исчезнет но за это придется заплатить повышением общего уровня цен.
40665. Социальная политика государства 35 KB
  Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
  Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
  Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
  Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
  Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
  Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...
40672. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.