62772

Морфология. Местоимение. Относительные местоимения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.

Русский

2014-06-13

22.5 KB

14 чел.

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии.

Конспект урока по русскому языку:

«Вопросительные местоимения».

Выполнила: Канова Ольга Любимовна,

студентка 341 группы

Института гуманитарных наук

                                                                                                                              Проверила: Глебко Галина Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент

Сыктывкар 2013

Класс:  6                  

Тема урока: Морфология. Местоимение. Относительные местоимения.

Базовый учебник:

- учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.Т.Тростенцовой -  М.: Просвещение, 2008;

    - карточки для самостоятельной работы.

Цель урока: сформировать понятие об  относительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях.

Задачи урока: 

- Образовательная: сформировать умения и навыки нахождения относительных местоимений в тексте, умения определять их значение; повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

- Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

- Воспитательная: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;  воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, книге, бережное отношение к ним; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок введения нового материала (новой информации).

Метод обучения: Словесные методы: беседа, объяснение, инструктаж. Наглядные: демонстрация таблиц с экрана. Практические: упражнения, тесты. Частично-поисковый: создание проблемной ситуации.

Формы работы: фронтальный опрос, фронтальная беседа, групповая (работа в парах), индивидуальная (самостоятельная работа).

Ход урока.

  1.  Оргмомент

Здравствуйте, 6 «З» класс. Давайте для начала посмотрим, кто сегодня отсутствует.  Дежурный встает и называет фамилии отсутствующих в классе.

 2 Вступительная беседа

- Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять относительные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Откройте тетради и запишите число и сегодняшнюю тему урока «Относительные местоимения».

3.Знакомство с новой темой, 10 минут, УСТНО.

Откроем учебник на странице 172 и прочитаем правило. Один из учеников читает правило вслух.

Сделаем небольшие выводы: местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько – относительные местоимения, т.к. они могут употребляться для связи простых предложений в составе сложных. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

- Эти правила вы должны запомнить и эффективно их использовать на письме.

4Закрепление изученного материала

Практика, на все задания 5 минут, выволняют на карточках:

4.1.  Преобразуйте вопросительные предложения в повествовательные, заменив вопросительные местоимения относительными. Перестраивая предложения, употребляйте слова знать (догадаться, помнить), видеть (замечать, наблюдать), говорить (рассказать, отвечать), слышать. Задание на карточке№1. 5 минут.

Помните, что перед относительными местоимениями ставится запятая.

О б р а з е ц. В каком месяце начинает цвести черёмуха? — Ты знаешь, в каком месяце начинает цвести черёмуха?

Кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши? Образец: ты помнишь, кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши?

Сколько следует лить воды в лунку при посадке роз? Образец: ты замечал, сколько следует лить воды в лунку при посадке роз?

Кому принесли этот букет полевых цветов? Образец: ты видел, кому принесли этот букет полевых цветов?

Чьи умелые руки создали такую живописную клумбу? Образец: ты видел, чьи умелые руки создали такую живописную клумбу?

Который из вас сорвал бутоны пионов? Образец: вы расскажете, который из вас сорвал бутоны пионов?

Вывод: возможность преобразовать предложение вопросительное в повествовательное с помощью относительных местоимений.

4.2. Повторение пройденного материала. Задание на карточке №2. 5 минут.

1. Выбери правильный ответ:
Местоимения кто, что:
1) имеют род и число;
2) не имеют рода и числа.

Местоимение какой изменяется:
1) по родам и числам;
2) по родам, числам, подежам.

4.3. Прочитай пословицы и поговорки. В пропуски вставь подходящие местоимения. Подчеркни относительные местоимения. Развитие речи, внимания, мышления.Задание на карточках №3. 5 минут.

Какую рыбу удишь, ...(ТАКУЮ).................. и добудешь.(эстонская)
Рыба у того клюет, .....(КТО)............. терпеливо ждет. (эстонская)
Кто хочет кашу есть, ...(ТОТ)............. и выкупи ложку. (русская)
Кто моря боится, .........(.ТОМУ)................ в луже сидеть. (русская)
Когда собираются ветры, .....(ТОГДА)...................... возникают тайфуны. (вьетнамская)
Чем больше у рыбака зависти, .....(ТЕМ).............................. меньше рыбы. (русская)

       Чем крупнее зверь, ...........(ТЕМ)................. больше на него охотников (осетинская)
Кто грамоте горазд, .......(ТОМУ)................. не пропасть. (русская)
Каковы мореходы, ...............(ТАКОВЫ)...................... и пароходы (русская).


Вывод:  относительные местоимения изменяются по числам, падежам.

4.4. Прочитай текст. Выпиши только предложения с относительными местоимениями. Развитие речи.Задание №4. 5 минут.
 
В 1878 году прошла международная выставка в Париже, где была выставлена "Божественная комедия" Данте. Удивительно, что размеры книги были 5,4 х 3,8 см. Как ты думаешь, сколько страниц было в книге? Не поверишь, 499 страниц!
Вывод: умение вычленить в предложение относительные местоимения. Относительные местоимения изменяются  по числам, падежам. 

4.5. Подведение итогов. Работа с учебником.

Давайте теперь сделаем упражнение 413.

Вывод: умение находить в тексте относительные местоимения.  Относительные местоимения изменяются по числам и падежам.

5.Итог урока, домашнее задание

-Какие местоимения называются относительными, какую роль они играют в предложении?

-Дома нужно подобрать пять предложений из художественной литературы, в которых встречаются данные местоимения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55510. Розробка заняття з інформатики на тему "Використання сортування, фільтрації даних, робота з підсумками, перевіркою даних, захистом листів" з використанням інтерактивних методів та програми Radmin 383 KB
  Цілеспрямований розвиток індивідуальності можливий лише тоді, коли теорія освіти не декларуватиме необхідність творчості педагога і творчості студента, а систематично за допомогою доцільних методів втілюватиме її у навчально-виховному процесі.
55511. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть 59.5 KB
  Дорогие ребята! Весь учебный год наш класс работал на маршруте «Путешествие в страну Вежливых». Мы продолжаем наше путешествие. И сегодня остановка на станции «Доброта». Девиз (читают с доски): «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
55512. Щедра осінь 506 KB
  Вчити бачити красу рідного краю, виразно читати вірші. Розвивати усне мовлення, збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, естетичні смаки, творчі здібності. Виховувати любов до природи, праці, шанобливе ставлення до хліба, повагу до традицій рідного краю