62772

Морфология. Местоимение. Относительные местоимения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.

Русский

2014-06-13

22.5 KB

14 чел.

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской и общей филологии.

Конспект урока по русскому языку:

«Вопросительные местоимения».

Выполнила: Канова Ольга Любимовна,

студентка 341 группы

Института гуманитарных наук

                                                                                                                              Проверила: Глебко Галина Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент

Сыктывкар 2013

Класс:  6                  

Тема урока: Морфология. Местоимение. Относительные местоимения.

Базовый учебник:

- учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.Т.Тростенцовой -  М.: Просвещение, 2008;

    - карточки для самостоятельной работы.

Цель урока: сформировать понятие об  относительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях.

Задачи урока: 

- Образовательная: сформировать умения и навыки нахождения относительных местоимений в тексте, умения определять их значение; повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.

- Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

- Воспитательная: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;  воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, книге, бережное отношение к ним; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок введения нового материала (новой информации).

Метод обучения: Словесные методы: беседа, объяснение, инструктаж. Наглядные: демонстрация таблиц с экрана. Практические: упражнения, тесты. Частично-поисковый: создание проблемной ситуации.

Формы работы: фронтальный опрос, фронтальная беседа, групповая (работа в парах), индивидуальная (самостоятельная работа).

Ход урока.

  1.  Оргмомент

Здравствуйте, 6 «З» класс. Давайте для начала посмотрим, кто сегодня отсутствует.  Дежурный встает и называет фамилии отсутствующих в классе.

 2 Вступительная беседа

- Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять относительные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Откройте тетради и запишите число и сегодняшнюю тему урока «Относительные местоимения».

3.Знакомство с новой темой, 10 минут, УСТНО.

Откроем учебник на странице 172 и прочитаем правило. Один из учеников читает правило вслух.

Сделаем небольшие выводы: местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько – относительные местоимения, т.к. они могут употребляться для связи простых предложений в составе сложных. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

- Эти правила вы должны запомнить и эффективно их использовать на письме.

4Закрепление изученного материала

Практика, на все задания 5 минут, выволняют на карточках:

4.1.  Преобразуйте вопросительные предложения в повествовательные, заменив вопросительные местоимения относительными. Перестраивая предложения, употребляйте слова знать (догадаться, помнить), видеть (замечать, наблюдать), говорить (рассказать, отвечать), слышать. Задание на карточке№1. 5 минут.

Помните, что перед относительными местоимениями ставится запятая.

О б р а з е ц. В каком месяце начинает цвести черёмуха? — Ты знаешь, в каком месяце начинает цвести черёмуха?

Кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши? Образец: ты помнишь, кто посадил в палисаднике эти душистые ландыши?

Сколько следует лить воды в лунку при посадке роз? Образец: ты замечал, сколько следует лить воды в лунку при посадке роз?

Кому принесли этот букет полевых цветов? Образец: ты видел, кому принесли этот букет полевых цветов?

Чьи умелые руки создали такую живописную клумбу? Образец: ты видел, чьи умелые руки создали такую живописную клумбу?

Который из вас сорвал бутоны пионов? Образец: вы расскажете, который из вас сорвал бутоны пионов?

Вывод: возможность преобразовать предложение вопросительное в повествовательное с помощью относительных местоимений.

4.2. Повторение пройденного материала. Задание на карточке №2. 5 минут.

1. Выбери правильный ответ:
Местоимения кто, что:
1) имеют род и число;
2) не имеют рода и числа.

Местоимение какой изменяется:
1) по родам и числам;
2) по родам, числам, подежам.

4.3. Прочитай пословицы и поговорки. В пропуски вставь подходящие местоимения. Подчеркни относительные местоимения. Развитие речи, внимания, мышления.Задание на карточках №3. 5 минут.

Какую рыбу удишь, ...(ТАКУЮ).................. и добудешь.(эстонская)
Рыба у того клюет, .....(КТО)............. терпеливо ждет. (эстонская)
Кто хочет кашу есть, ...(ТОТ)............. и выкупи ложку. (русская)
Кто моря боится, .........(.ТОМУ)................ в луже сидеть. (русская)
Когда собираются ветры, .....(ТОГДА)...................... возникают тайфуны. (вьетнамская)
Чем больше у рыбака зависти, .....(ТЕМ).............................. меньше рыбы. (русская)

       Чем крупнее зверь, ...........(ТЕМ)................. больше на него охотников (осетинская)
Кто грамоте горазд, .......(ТОМУ)................. не пропасть. (русская)
Каковы мореходы, ...............(ТАКОВЫ)...................... и пароходы (русская).


Вывод:  относительные местоимения изменяются по числам, падежам.

4.4. Прочитай текст. Выпиши только предложения с относительными местоимениями. Развитие речи.Задание №4. 5 минут.
 
В 1878 году прошла международная выставка в Париже, где была выставлена "Божественная комедия" Данте. Удивительно, что размеры книги были 5,4 х 3,8 см. Как ты думаешь, сколько страниц было в книге? Не поверишь, 499 страниц!
Вывод: умение вычленить в предложение относительные местоимения. Относительные местоимения изменяются  по числам, падежам. 

4.5. Подведение итогов. Работа с учебником.

Давайте теперь сделаем упражнение 413.

Вывод: умение находить в тексте относительные местоимения.  Относительные местоимения изменяются по числам и падежам.

5.Итог урока, домашнее задание

-Какие местоимения называются относительными, какую роль они играют в предложении?

-Дома нужно подобрать пять предложений из художественной литературы, в которых встречаются данные местоимения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16237. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 350 KB
  Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм
16238. ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 241 KB
  ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Представлены методические рекомендации для выполнения курсовой работы и 30 вариантов заданий для курсовой работы по дисциплине Информатика для студентов 1го курса специ...
16239. Работа с программой-осциллографом Probe 310.06 KB
  Лабораторная работа № 6 Работа с программойосциллографом Probe Цель: изучить возможности программыосциллографа Probe научиться строить и редактировать диаграммы с использованием наиболее важных операций. Порядок выполнения работы 1 Начертите схему электрическ
16240. Анализ цепи переменного тока 77.68 KB
  Лабораторная работа № 3 Анализ цепи переменного тока Цель: научиться использовать программу PSpice для расчета линейных цепей переменного тока и моделировать работу RLCсхем в стационарном состоянии Ход работы: 1. Схема включающая последовательно соединенные рези...
16241. Анализ переходных процессов 143.11 KB
  Лабораторная работа № 4 Анализ переходных процессов Цель: изучить правили построения диаграмм и с их использованием научиться анализировать переходные процессы на примере зарядки и разрядки конденсаторов. Ход работы: Загрузим схему последовательного ...
16242. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ 462.5 KB
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплинам Автоматизация проектирования Основы автоматизированного проектирования Лабораторная работа № 1 Разработка графических моделей ...
16243. ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні 122 KB
  ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні. Вода найцінніший природний ресурс. Вода основа життя вона відіграє виняткову роль у процесах обміну речовин без яких життя не можливе. Загальні запаси води на земній кулі становлять близько 1390 м...
16245. Интерфейс Adobe Photoshop. Работа с документом 948.87 KB
  Лабораторная работа № 1 Интерфейс Adobe Photoshop. Работа с документом Открытие документов в Photoshop Запустите графический редактор Photoshop Пуск → Программы → Adobe Photoshop CS2. В меню File Файл выберите команду Open Открыть. В появившемся диалоговом окне Open Открыть