62773

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...

Русский

2014-06-13

14.84 KB

18 чел.

Урок русского языка 2 класс МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВАТип: Методический материалАвтор: Наталья Сергеевна АндрееваПредмет: Русский языкКласс: 2 классОписание: Урок русского языка для 2 класса по системе Л.В.Занкова
ТЕМА УРОКА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Тип урока: знакомство с использованием мягкого знака на конце и середине слова.
Форма урока: урок-игра
Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями.
развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой Русский язык 2 класс, В. В. Волина Весёлая грамматика, презентация
Ход урока
/Слайд 1, 2/ 1 Орг. момент
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
/Слайд 3/ (постановка темы урока) Прочитаем все вместе стихотворение А.Шибаева.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

Как вы думаете над чем будем работать сегодня на уроке?
/Слайд 4/ 2 Чистописание. Закончите стихотворение:

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на
Мягкий знак!
(отвечают все вместе)

Записывают в тетрадь чистописание: ь бельчата ь бельчата обратить внимание на орфограмму ча, ща. Вспомнить другие орфограммы с гласными у, и.
/Слайд 5/ 3 Словарная работа. Запишите слова с буквой Ь обозначающие:
- зимнюю верхнюю одежду - пальто
-ткань на праздничном столе - скатерть
-в чём пишет ученик - тетрадь
-драгоценный камень получившийся из смолы- янтарь
Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.
/Слайд 6/ 4 Работа над новым материалом. Учитель вслух читает детям сказку.
В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога - и та без сапог. (гвоздь)
Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово ГВОЗДИ, пришла Я получилось ГВОЗДЯ. Решили позвать Ь получилось ГВОЗДЬ.С тех пор не обходятся буквы без Ь.
/Слайд 7/ Работа с предложением. Составить предложения, записать, подчеркнуть орфограммы, выделить подлежащее и сказуемое.
Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.
Мать, ними, внимательно, наблюдала, за.
/Слайд 8/ Игра Догадайтесь, о чем идет речь.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Проверь: Угол, мел, банка, шест (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
/Слайд 9/ Выполните звукобуквенный анализ получившихся слов.
Уголь-4зв.,5б., мель-3зв.,4б., банька-5зв.,6б., шесть-4зв.,5б.
/Слайд 10/ Игра с поощрением: назовите только те слова, в которых надо вставить Ь. (на слайде высвечивается слово молодец)
ПОД . ЕЗД, ЛИСТ . Я, ОБ . ЕЗД, УЧИТЕЛ ., АТЕЛ . Е, КОЛ . ЦО
/Слайд 11/ Игра Закончи слово (устная работа по цепочке, учащиеся сигнализируют хором)
с.ль па..цы бук....
п.ль па..ма тет....
с.ть па..то сло....
Возможные слова:
соль пальцы букварь
пыль пальма тетрадь
сеть пальто словарь
/Слайд 12/ 5 Физминутка. Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то поднимайте руки вверх. Слова: сильный, мель, огоньки, стулья, вьюга, конь, Игорь , пальцы, июль, сентябрь, учительница, жизнь.
/Слайд 13/ Физминутка для глаз
6 Работа с учебником по теме урока стр.65 упр.119. Разделить слова на две группы, выделить орфограмму.
пальто апрель
пальцы июнь
просьба июль
7 Закрепление изученного.
/Слайд 14/ Разгадать ребусы, отгадки записать, выделить орфограммы. /Слайд 15/ Игра Хлопок (учащиеся хлопком сигнализируют изучаемую орфограмму)
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Где находится ь в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?
/Слайд 16/ Выборочный диктант.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Выпишите слова с мягким знаком , подчеркните орфограмму.
8 Итог урока. Над какой орфограммой сегодня работали? Где в слове может встретиться Ь? Для чего служит Ь?
/Слайд 17/ Вывод: Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если он находится между двумя согласными).

/Слайд 18/
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять,пять.
Вместо шесть получим
шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
/Слайд 19/ 9 Рефлексия Корзинка настроений. Из трех предложенных предметов выбрать тот, который отображает эмоциональный настрой ребенка, записать на листе номер и положить в корзинку настроений.
10 Домашнее задание: стр.64 упр.117
/Слайд 20/ Спасибо за работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21887. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЧС 358.5 KB
  ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии опасного природного явления катастрофы стихийного или иного бедствия которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы ущерб здоровью людей или окружающей природной среде значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей . По скорости...
21888. Коллективные средства защиты населения от опасных факторов в ЧС 1.75 MB
  Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяют на убежища противорадиационные укрытия ПРУ быстровозводимые укрытия БВУ и простейшие укрытия. Убежища Убежища это сооружения обеспечивающие защиту людей от поражающих факторов ЧС. Для этого убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Убежища классифицируют: по месту расположения встроенные и отдельно стоящие по вместимости и защитным свойствам.
21889. Организация МЧС, история, этапы развития 107 KB
  Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем связанных с чрезвычайными ситуациями причем как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС землетрясения в Армении других чрезвычайных ситуаций на самом высоком государственном уровне. В целях прогнозирования предотвращения и ликвидации последствий ЧС обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей...
21890. Пожарная профилактика 216.5 KB
  Первичные средства пожаротушения и порядок их использования 3ий вопрос Мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций объектов. Планирование противопожарных мероприятий ГО на объекте 4ый вопрос Назначение задачи и организация противопожарной службы и ее формирований Организационнометодические указания В вводной части следует обратить внимание на то что сегодня пожары превращаются в одну из главных опасностей для человечества которые приводят к массовой гибели людей и большому материальному...
21891. ПРИРОДНЫЕ (ЛАНДШАФТНЫЕ) ПОЖАРЫ 175.49 KB
  При подземных пожарах горит торф залегающий под лесными массивами. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами при которых огонь отдельными очагами заглубляется в слой торфа на наиболее подсохших участках чаще всего у стволов деревьев а затем постепенно распространяется в стороны. Переход низового пожара на полог древостоя происходит в насаждениях с низко опущенными кронами в разновозрастных насаждениях а также при обильном хвойном подросте. Древостой после верхового пожара как правило...
21892. Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций 114 KB
  Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время . Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках созданной в 1992 г. Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях это же касается и отрасли территории территории объекта независимо от формы собственности и сферы деятельности комплекс экономических организационных мероприятий...
21893. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 346.5 KB
  Ветровой нагон подъём уровня воды вызванный воздействием ветра на водную поверхность обычно происходящий в морских руслах крупных рек а также на больших озёрах и водохранилищах. БУРИ УРАГАНЫ И СМЕРЧИ Ураганы бури смерчи метеорологические опасные явления характеризующиеся высокими скоростями ветра. Ураган возникает когда скорость ветра превышает 33 м с 120 км ч обладает большой кинетической энергией: ломает деревья переворачивает автомобили разрушает строения. Погода при этом малооблачная сухая со слабыми ветрами.
21894. Обеззараживание. Виды обеззараживания 91.5 KB
  Моющие растворы Жировые мыла Синтетические вещества Синтетические моющие вещества обладают хорошей моющей способностью в любой среде при невысоких температурах. СПОСОБЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ Для обеззараживания используют механический физический физикохимический и химический способы. Дезактивация Механический способ применяется для различных грунтов и включает: сметание срезание вспашка засыпка заражённого грунта удаление радиоактивной пыли...
21895. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС 1.66 MB
  В соответствии с законом О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в РФ функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий РСЧС. Организация системы РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный региональный уровень субъекта федерации местный уровень и объектовый. Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в...