62773

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...

Русский

2014-06-13

14.84 KB

19 чел.

Урок русского языка 2 класс МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВАТип: Методический материалАвтор: Наталья Сергеевна АндрееваПредмет: Русский языкКласс: 2 классОписание: Урок русского языка для 2 класса по системе Л.В.Занкова
ТЕМА УРОКА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Тип урока: знакомство с использованием мягкого знака на конце и середине слова.
Форма урока: урок-игра
Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями.
развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой Русский язык 2 класс, В. В. Волина Весёлая грамматика, презентация
Ход урока
/Слайд 1, 2/ 1 Орг. момент
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
/Слайд 3/ (постановка темы урока) Прочитаем все вместе стихотворение А.Шибаева.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

Как вы думаете над чем будем работать сегодня на уроке?
/Слайд 4/ 2 Чистописание. Закончите стихотворение:

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на
Мягкий знак!
(отвечают все вместе)

Записывают в тетрадь чистописание: ь бельчата ь бельчата обратить внимание на орфограмму ча, ща. Вспомнить другие орфограммы с гласными у, и.
/Слайд 5/ 3 Словарная работа. Запишите слова с буквой Ь обозначающие:
- зимнюю верхнюю одежду - пальто
-ткань на праздничном столе - скатерть
-в чём пишет ученик - тетрадь
-драгоценный камень получившийся из смолы- янтарь
Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.
/Слайд 6/ 4 Работа над новым материалом. Учитель вслух читает детям сказку.
В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога - и та без сапог. (гвоздь)
Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово ГВОЗДИ, пришла Я получилось ГВОЗДЯ. Решили позвать Ь получилось ГВОЗДЬ.С тех пор не обходятся буквы без Ь.
/Слайд 7/ Работа с предложением. Составить предложения, записать, подчеркнуть орфограммы, выделить подлежащее и сказуемое.
Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.
Мать, ними, внимательно, наблюдала, за.
/Слайд 8/ Игра Догадайтесь, о чем идет речь.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Проверь: Угол, мел, банка, шест (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
/Слайд 9/ Выполните звукобуквенный анализ получившихся слов.
Уголь-4зв.,5б., мель-3зв.,4б., банька-5зв.,6б., шесть-4зв.,5б.
/Слайд 10/ Игра с поощрением: назовите только те слова, в которых надо вставить Ь. (на слайде высвечивается слово молодец)
ПОД . ЕЗД, ЛИСТ . Я, ОБ . ЕЗД, УЧИТЕЛ ., АТЕЛ . Е, КОЛ . ЦО
/Слайд 11/ Игра Закончи слово (устная работа по цепочке, учащиеся сигнализируют хором)
с.ль па..цы бук....
п.ль па..ма тет....
с.ть па..то сло....
Возможные слова:
соль пальцы букварь
пыль пальма тетрадь
сеть пальто словарь
/Слайд 12/ 5 Физминутка. Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то поднимайте руки вверх. Слова: сильный, мель, огоньки, стулья, вьюга, конь, Игорь , пальцы, июль, сентябрь, учительница, жизнь.
/Слайд 13/ Физминутка для глаз
6 Работа с учебником по теме урока стр.65 упр.119. Разделить слова на две группы, выделить орфограмму.
пальто апрель
пальцы июнь
просьба июль
7 Закрепление изученного.
/Слайд 14/ Разгадать ребусы, отгадки записать, выделить орфограммы. /Слайд 15/ Игра Хлопок (учащиеся хлопком сигнализируют изучаемую орфограмму)
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Где находится ь в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?
/Слайд 16/ Выборочный диктант.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Выпишите слова с мягким знаком , подчеркните орфограмму.
8 Итог урока. Над какой орфограммой сегодня работали? Где в слове может встретиться Ь? Для чего служит Ь?
/Слайд 17/ Вывод: Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если он находится между двумя согласными).

/Слайд 18/
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять,пять.
Вместо шесть получим
шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
/Слайд 19/ 9 Рефлексия Корзинка настроений. Из трех предложенных предметов выбрать тот, который отображает эмоциональный настрой ребенка, записать на листе номер и положить в корзинку настроений.
10 Домашнее задание: стр.64 упр.117
/Слайд 20/ Спасибо за работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78853. Структура эмпирического знания. Проблема факта 28.5 KB
  Проблема факта Эмпирические факты образуют базис на который опираются научные теории. Факты фиксируются в языке науки в высказываниях типа: более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды и т. Вернадский: эмпирические факты хлеб науки. Проблема факта: Эмпирические факты содержат не только информацию об изучаемых явлениях но и как правило включают ошибки наблюдателя и т.
78854. Структура теоретического знания 29 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов 2 вида научных законов: 1Универсальные и частные законы. Универсальными принято называть законы...
78855. Функции научной теории 14.81 KB
  Функции научной теории. Объяснение и предсказание окружающих нас вещей и явлений представляет собой важнейшую функцию науки в целом и научной теории в частности. Основные функций теории можно отнести следующие. Методологическая функция на базе теории формулируются многообразные методы способы и приемы исследовательской деятельности.
78856. Методы научного познания и их классификация 41.5 KB
  Методы научного познания и их классификация Метод систематизированная совокупность шагов действий кые необходимо предпринять чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методы эмпирического познания Методы теоретического познания. Моделирование от лат образец мира метод при ком исследуемый объект оригинал замещается другим модель специально созданным для его изучения. Рефлексия основной метод метатеоретического познания в науке познание обращенное ученым на самого себя.
78857. Ценности и их роль в познании 35.5 KB
  Ценности и их роль в познании Философское учение о ценстях и их природе называется аксиологией. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценсти гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценстей. Кант впервые употребляет понятие ценсти в специальном узком смысле.
78858. Проблема истины в познании 14.2 KB
  Проблема истины в познании. Важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.в Софисты считали что объективной истины нет: Человек мера всех вещей.
78859. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности 14.04 KB
  Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии: 1 интернализм; 2 экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства социальные экономические и т. По мнению экстерналистов не только возникновение науки но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Тем не менее все эксерналисты сходятся в том что решающее влияние на развитие науки оказывает...
78860. Научные революции и их роль в динамике научного знания 31 KB
  Научные революции и их роль в динамике научного знания В динамике научного знания особую роль играют этапы развития связанные с перестройкой исследовательских стратегий задаваемых основаниями науки. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов требующими иного видения реальности...
78861. Проблема роста научного знания у К. Поппера 29 KB
  Проблема роста научного знания у К. Говоря о росте знания он имеет в виду не его накопление а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1 Новое знание должно исходить из новой простой идеи; 2 Новое знание должно приводить к представлению явлений которые до сих пор не наблюдались; 3 Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки В частности именно он ввёл понятие фальсифицируемости лат. flsus ложный необходимого...