62773

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...

Русский

2014-06-13

14.84 KB

18 чел.

Урок русского языка 2 класс МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВАТип: Методический материалАвтор: Наталья Сергеевна АндрееваПредмет: Русский языкКласс: 2 классОписание: Урок русского языка для 2 класса по системе Л.В.Занкова
ТЕМА УРОКА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Тип урока: знакомство с использованием мягкого знака на конце и середине слова.
Форма урока: урок-игра
Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями.
развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой Русский язык 2 класс, В. В. Волина Весёлая грамматика, презентация
Ход урока
/Слайд 1, 2/ 1 Орг. момент
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
/Слайд 3/ (постановка темы урока) Прочитаем все вместе стихотворение А.Шибаева.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

Как вы думаете над чем будем работать сегодня на уроке?
/Слайд 4/ 2 Чистописание. Закончите стихотворение:

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на
Мягкий знак!
(отвечают все вместе)

Записывают в тетрадь чистописание: ь бельчата ь бельчата обратить внимание на орфограмму ча, ща. Вспомнить другие орфограммы с гласными у, и.
/Слайд 5/ 3 Словарная работа. Запишите слова с буквой Ь обозначающие:
- зимнюю верхнюю одежду - пальто
-ткань на праздничном столе - скатерть
-в чём пишет ученик - тетрадь
-драгоценный камень получившийся из смолы- янтарь
Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.
/Слайд 6/ 4 Работа над новым материалом. Учитель вслух читает детям сказку.
В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога - и та без сапог. (гвоздь)
Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово ГВОЗДИ, пришла Я получилось ГВОЗДЯ. Решили позвать Ь получилось ГВОЗДЬ.С тех пор не обходятся буквы без Ь.
/Слайд 7/ Работа с предложением. Составить предложения, записать, подчеркнуть орфограммы, выделить подлежащее и сказуемое.
Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.
Мать, ними, внимательно, наблюдала, за.
/Слайд 8/ Игра Догадайтесь, о чем идет речь.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Проверь: Угол, мел, банка, шест (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
/Слайд 9/ Выполните звукобуквенный анализ получившихся слов.
Уголь-4зв.,5б., мель-3зв.,4б., банька-5зв.,6б., шесть-4зв.,5б.
/Слайд 10/ Игра с поощрением: назовите только те слова, в которых надо вставить Ь. (на слайде высвечивается слово молодец)
ПОД . ЕЗД, ЛИСТ . Я, ОБ . ЕЗД, УЧИТЕЛ ., АТЕЛ . Е, КОЛ . ЦО
/Слайд 11/ Игра Закончи слово (устная работа по цепочке, учащиеся сигнализируют хором)
с.ль па..цы бук....
п.ль па..ма тет....
с.ть па..то сло....
Возможные слова:
соль пальцы букварь
пыль пальма тетрадь
сеть пальто словарь
/Слайд 12/ 5 Физминутка. Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то поднимайте руки вверх. Слова: сильный, мель, огоньки, стулья, вьюга, конь, Игорь , пальцы, июль, сентябрь, учительница, жизнь.
/Слайд 13/ Физминутка для глаз
6 Работа с учебником по теме урока стр.65 упр.119. Разделить слова на две группы, выделить орфограмму.
пальто апрель
пальцы июнь
просьба июль
7 Закрепление изученного.
/Слайд 14/ Разгадать ребусы, отгадки записать, выделить орфограммы. /Слайд 15/ Игра Хлопок (учащиеся хлопком сигнализируют изучаемую орфограмму)
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Где находится ь в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?
/Слайд 16/ Выборочный диктант.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Выпишите слова с мягким знаком , подчеркните орфограмму.
8 Итог урока. Над какой орфограммой сегодня работали? Где в слове может встретиться Ь? Для чего служит Ь?
/Слайд 17/ Вывод: Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если он находится между двумя согласными).

/Слайд 18/
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять,пять.
Вместо шесть получим
шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
/Слайд 19/ 9 Рефлексия Корзинка настроений. Из трех предложенных предметов выбрать тот, который отображает эмоциональный настрой ребенка, записать на листе номер и положить в корзинку настроений.
10 Домашнее задание: стр.64 упр.117
/Слайд 20/ Спасибо за работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79703. ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ 65.5 KB
  Современная юридическая наука изучая теорию права предпочитает оперировать не понятием тип права а такими научными категориями как правовая система и правовая семья. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи: романогерманскую континентальную; англосаксонскую семью общего права; семью социалистического права; мусульманскую; африканскую. Строгая иерархия источников форм права среди которых безусловно главным является закон. Деление права на частное и публичное.
79704. Система права и система законодательства 60.5 KB
  Различия, существующие между понятиями «система права» и «правовая система» позволяет отделять два объекта изучения друг от друга: система права представляет собой лишь один из элементов правовой системы государства, наряду с правоотношениями, правосознанием, юридическими принципами и институтами, правовой культурой общества и др
79705. ПРАВОВАЯ НОРМА. ВИДЫ НОРМ ПРАВА. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА 104 KB
  Поскольку норма права представляет собой одну из разновидностей социальных норм, целесообразно вспомнить определение понятия «социальная норма» и перечислить уже известные виды социальных норм. Основываясь на знаниях можно определить, что под нормой права
79706. Реализация права. Пробелы в праве и юридические коллизии. Акт применения права 133 KB
  Начиная рассмотрение вопроса о реализации права, следует обратить внимание на то, что издание правовых норм не является самоцелью. Нормы права издаются для того, чтобы они реализовывались, претворялись в жизнь.
79707. Понятие и признаки правоотношения. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции 94 KB
  Под правоотношением в широком смысле понимается возникшая до ее закрепления в закону особая форма социального взаимодействия участники которого обладают определенными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке не запрещенном государством. Например в англосаксонской правовой системе сначала судьи разрешали отдельные казусы и лишь потом законодатель формулировал их в специальном акте в качестве нормы права. В узком смысле под правоотношением понимается разновидность...
79708. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ 63.5 KB
  Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Последняя наступает тогда когда есть состав правонарушения то есть необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Отличие же правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности.
79709. Понятие и признаки юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность 69.5 KB
  Юридическая ответственность - это неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме.
79710. Понятие правового регулирования, его предмет и методы. Пределы эффективности правового регулирования 117 KB
  В отличие от предмета правового регулирования отдельной отрасли права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.
79711. Законность: понятие и принципы. Гарантии законности. Правопорядок 55 KB
  Гарантии законности. В юридической литературе существует несколько точек зрения относительно субъектов законности лиц на которых распространяются ее требования и сферы ее действия. По его мнению нарушения законов совершенные гражданами и другими лицами не являются нарушениями законности а лишь нарушают правопорядок. Лазарев утверждает что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: законность распространяется на всех и не содержит какихлибо изъятий.