62773

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...

Русский

2014-06-13

14.84 KB

18 чел.

Урок русского языка 2 класс МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВАТип: Методический материалАвтор: Наталья Сергеевна АндрееваПредмет: Русский языкКласс: 2 классОписание: Урок русского языка для 2 класса по системе Л.В.Занкова
ТЕМА УРОКА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Тип урока: знакомство с использованием мягкого знака на конце и середине слова.
Форма урока: урок-игра
Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями.
развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, трудолюбие, аккуратность в работе.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой Русский язык 2 класс, В. В. Волина Весёлая грамматика, презентация
Ход урока
/Слайд 1, 2/ 1 Орг. момент
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
/Слайд 3/ (постановка темы урока) Прочитаем все вместе стихотворение А.Шибаева.

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

Как вы думаете над чем будем работать сегодня на уроке?
/Слайд 4/ 2 Чистописание. Закончите стихотворение:

Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на
Мягкий знак!
(отвечают все вместе)

Записывают в тетрадь чистописание: ь бельчата ь бельчата обратить внимание на орфограмму ча, ща. Вспомнить другие орфограммы с гласными у, и.
/Слайд 5/ 3 Словарная работа. Запишите слова с буквой Ь обозначающие:
- зимнюю верхнюю одежду - пальто
-ткань на праздничном столе - скатерть
-в чём пишет ученик - тетрадь
-драгоценный камень получившийся из смолы- янтарь
Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.
/Слайд 6/ 4 Работа над новым материалом. Учитель вслух читает детям сказку.
В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога - и та без сапог. (гвоздь)
Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: ГВОЗД. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово ГВОЗДИ, пришла Я получилось ГВОЗДЯ. Решили позвать Ь получилось ГВОЗДЬ.С тех пор не обходятся буквы без Ь.
/Слайд 7/ Работа с предложением. Составить предложения, записать, подчеркнуть орфограммы, выделить подлежащее и сказуемое.
Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.
Мать, ними, внимательно, наблюдала, за.
/Слайд 8/ Игра Догадайтесь, о чем идет речь.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Проверь: Угол, мел, банка, шест (добавь Ь и запиши получившиеся слова)
/Слайд 9/ Выполните звукобуквенный анализ получившихся слов.
Уголь-4зв.,5б., мель-3зв.,4б., банька-5зв.,6б., шесть-4зв.,5б.
/Слайд 10/ Игра с поощрением: назовите только те слова, в которых надо вставить Ь. (на слайде высвечивается слово молодец)
ПОД . ЕЗД, ЛИСТ . Я, ОБ . ЕЗД, УЧИТЕЛ ., АТЕЛ . Е, КОЛ . ЦО
/Слайд 11/ Игра Закончи слово (устная работа по цепочке, учащиеся сигнализируют хором)
с.ль па..цы бук....
п.ль па..ма тет....
с.ть па..то сло....
Возможные слова:
соль пальцы букварь
пыль пальма тетрадь
сеть пальто словарь
/Слайд 12/ 5 Физминутка. Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то поднимайте руки вверх. Слова: сильный, мель, огоньки, стулья, вьюга, конь, Игорь , пальцы, июль, сентябрь, учительница, жизнь.
/Слайд 13/ Физминутка для глаз
6 Работа с учебником по теме урока стр.65 упр.119. Разделить слова на две группы, выделить орфограмму.
пальто апрель
пальцы июнь
просьба июль
7 Закрепление изученного.
/Слайд 14/ Разгадать ребусы, отгадки записать, выделить орфограммы. /Слайд 15/ Игра Хлопок (учащиеся хлопком сигнализируют изучаемую орфограмму)
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Где находится ь в этих словах? Какую функцию выполняет мягкий знак?
/Слайд 16/ Выборочный диктант.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Выпишите слова с мягким знаком , подчеркните орфограмму.
8 Итог урока. Над какой орфограммой сегодня работали? Где в слове может встретиться Ь? Для чего служит Ь?
/Слайд 17/ Вывод: Мягкость согласных может обозначаться ь на конце и в середине слов (если он находится между двумя согласными).

/Слайд 18/
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять,пять.
Вместо шесть получим
шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
/Слайд 19/ 9 Рефлексия Корзинка настроений. Из трех предложенных предметов выбрать тот, который отображает эмоциональный настрой ребенка, записать на листе номер и положить в корзинку настроений.
10 Домашнее задание: стр.64 упр.117
/Слайд 20/ Спасибо за работу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45864. Автоматический контроль. Виды контроля по формам воздействия на объект. Активный автоматический контроль 14.98 KB
  Виды контроля по формам воздействия на объект. Под устройствами автоматического контроля понимают устройства которые без вмешательства человека выполняют всю совокупность операций необходимых для выяснения действительных параметров заготовок и деталей полуфабрикатов производят измерения в процессе обработки до его начала либо после сортируют по величине отклонений действительных параметров от номинального значения а также управляет режимами работы оборудования. Для осуществления пассивного автоматического контроля широко используются...
45865. Промышленные роботы: понятие и назначение. Основные сведения о промышленных роботах. Манипуляторы и автооператоры 18.22 KB
  При обслуживании основного технологического оборудования ПР выполняют операции по загрузке заготовок и разгрузке готовых деталей или полуфабрикатов контролю смене инструментов уборке отходов производства установке и смене средств контроля в автоматическом режиме на технологическое оборудование межоперационной передаче и транспортированию складированию. В составе транспортных систем ПР могут самостоятельно осуществлять операции перемещения и доставки грузов обслуживать различные линии осуществлять операции по накоплению и контролю. Они...
45866. Инструменты для нарезания резьбы. Формообразующие движения. Особенности эксплуатации и обеспечение точности нарезаемой резьбы 103.44 KB
  Инструменты для нарезания резьбы. Особенности эксплуатации и обеспечение точности нарезаемой резьбы. Резьбы на деталях получают на сверлильных резьбонарезных и токарных станках а также накатыванием т. Инструментом для накатывания резьбы служат накатные плашки накатные ролики и накатные головки.
45867. Инструменты для нарезания зубьев цилиндрических колес. Методы их работы. От каких факторов зависит степень точности нарезаемого зубчатого венца 96.1 KB
  Относятся 1дисковые пальцевые и зуборезные фрезы зубодолбежные головки идрСхема фрезерия зуб. Вращение фрезы вокруг своей оси. Пальцевые фрезы целесообразно использовать при обр. фрезы и загат.
45868. Инструменты для повышения степени точности зубчатых колес, их конструкция и принцип работы 61.73 KB
  Если вращать шевер а обрабатываемому колесу увлекаемому им во вращение сообщать поступательное движение то режущие кромки канавок шевера будут снимать тонкие толщиной менее 001 мм волосообразные стружки с поверхности зубьев. Шевингование применяют для тонкой обработки зубьев у незакаленных колес или закаленных до твердости HRC = 35. Схема шлифования зубьев: а методом копирования; б методом обкатки Закаленные до более высокой твердости поверхности зубьев могут быть отделаны шлифованием. Как и при зубонарезании шлифование зубьев...
45869. Абразивные материалы и техническая характеристика абразивных инструментов. Особенности режима шлифования 42.39 KB
  Особенности режима шлифования. АБРАЗИ́ВНЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ вещества повышенной твердости применяемые в массивном или измельченном состоянии для механической обработки шлифования резания истирания заточки полирования и т. Плоские круги прямого профиля ПП применяют для круглого наружного внутреннего и бесцентрового шлифования для плоского шлифования периферией круга и для заточки инструментов. Плоские круги с двухсторонним коническим профилем 2П применяют для вышлифовывания зубьев шестерен и шлифования резьбы.
45870. Особенности конструкций инструментов для автоматизированного производства 12.54 KB
  Особенности конструкций инструментов для автоматизированного производства. К этому инстрту предъявся повышенные требования е его качеству к точности размеровгеометрой формы качеству заточки. инструм. инстров с мехим креплением многогранных неперетаых пластинок из тверд.
45871. Литьё в кокиль (технология) 172.5 KB
  Литьё в кокиль { технология }. сплавов на долю кокильного литья приходится 40. Основной особенностью кокильного литья явл. При литье чугунных деталей в кокиль возможно получении отбелённого слоя что требует последующей термообработки.
45872. Автоматизация и механизация литейного производства – автоматическая линия литья в ПГФ 1.53 MB
  Автоматизация и механизация литейного производства автоматическая линия литья в ПГФ. Автоматич. процесса и соединённого автоматич. траспортом а также снабжённого автоматич.