62774

Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

Русский

2014-06-13

31.08 KB

34 чел.

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цели:   обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму «Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные», «Безударные гласные», «Парные согласные в корне слова»  и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

           развивающая: развивать орфографическую зоркость.

           воспитывающая:  воспитывать любовь к природе.

Раздел: состав слова. Правописание слов. (53 ч)

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Класс:3 «А»

Оборудование: карточки с заданием, картинки. 

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя и учеников

Примечания. Предполагаемые ответы учеников

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Чистописание

Работа по обобщающему материалу

а) безударные гласные

б) парные согласные

Физминутка

в)  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

1мин

4мин

3мин

10мин

10мин

2мин

10мин

3мин

2мин

Здравствуйте! Меня зовут Любовь Михайловна.  Урок русского языка у вас проведу я. Присаживайтесь.

Тема нашего урока обобщение «Правописания проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы это узнаете, если расшифруете слово:

• Какая буква стоит в алфавите после буквы Д?

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила

• Какая непроизносимая согласная в слове солнце?

Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось за слово? Правильно, мы с вами отправимся в лес, но сначала пропишите слово лес. Запишите число, классная работа.

Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Давайте вспомним, что же такое природа?

Ребята, какое значение имеет лес в природе?

Какую роль он играет в жизни человека?  

Направо мы пойдем -

К словам с безударной

Гласной мы придем.

Прямо мы пойдем —

В гости к парным согласным зайдем.

Налево мы пойдем — с проверяемыми и непроверяемыми непроизносимыми согласными встречу найдем.

- Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на другое царство. Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Сегодня мы отправляемся в лес. Мы будем собирать грибы!

- А также повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне

Мы пришли в  гости к безударным гласным.

Давайте вспомним правило для проверки безударного гласного в корне слова.

А чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова, что нужно сделать?

Сейчас выполним упражнение.

Записываем  сразу проверочное слово безударного гласного, затем проверяемое.

Трава - травы, река - реки, поле – поля, корм - кормушка, лес – лесник,

гриб – грибы, земли – земля, звери – зверьки, тропы – тропа, дожди – дождь.  (Выполняют упражнения на доске).

А теперь отгадайте загадку. Отгадав вы узнаете, какой гриб  мы собрали.

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются…

(Лисички)

Самостоятельная работа по карточкам.  Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,

Р…ки извивы,

Цв…тущий склон.

Х…лмы и сёла, простор привольный

И к…локольный

П…вучий звон.

И еще один гриб соберем.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

(Подосиновик)

-Мы узнали как живут в этом городе живут слова и каким правилам они подчиняются. Пойдем дальше.

Так, мы в городке у парных согласных звуков.

А как нужно проверять слова с парными согласными в корне?

Запишем 2 предложения, нужно найти и проверить парные согласные в корне слова.

Я гулял в лесу и нашёл гриб.

Мама сварила варенье из ягод.

В этом городе для нас еще одно задание. Но прежде давайте поиграем.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Самостоятельная работа. (Карточки)

Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Ду(п,б) – дубок, яго(д, т)ка – ягода, гри(п,б) – грибы, мя(г,х)кий - мягонький, кре(б,п)кий – крепенький, ло(д,т)ка – лодочка, бере(с,з)ка – береза, оре(ш,ж)ки – орехи.

Продолжаем собирать грибы.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Ребята, а кто-нибудь знает, как нужно собирать грибы?

Отправляемся по последней дороге. Называется она у нас  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Какие согласные называются непроизносимыми?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Записывает предложение на доске и в тетрадях.  Говорим устно проверочные слова в словах с непроизносимыми согласными в корне слова.

Наступили ненастные дни, яростный ветер качал деревья грустно на сердце без солнца.

Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочное слово.

Здра...ствуй

Со...нце

Звё...ный

Грус...ный

сер...це

мес...ный

чес...ный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)  

Ребята, а мы будем собирать в корзину этот гриб? Почему?

В роще у березки

Повстречались тезки! (Подберезовик))

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ... (Боровик)

Молодцы, насобирали много грибов!!!

Какая тема нашего урока?

Какую цель ставили?

Что вы повторили?

е

с

л

лес

Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека

Дом для растений и животных, он дарит кислород  для дыхания, сохраняет водоемы и почву, в нем есть лекарственные растения, источник воды и пищи.

Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха.

Правило: для проверки безударного гласного в корне слова нужно подобрать к нему однокоренное слово или изменить его так, чтобы на этот гласный падало ударение.

Чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово для проверки первого безударного гласного, а затем подобрать проверочное слово для проверки второго безударного гласного.

Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

грибы

ягоды

 

Не вырывать, а срезать ножку гриба.

[д],[т],[в],[л].

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти слова произносятся.

Некоторые слова  с непроизносимыми согласными нельзя проверить подбором проверочных слов. Их правописание нужно запомнить: лестница, праздник, чувство.

Ненастье,  ярость,  грусть, сердечный, солнечный.

Здравие

Солнечный

Звезда

Грусть

Сердечный

Место

Честь

Нет, т.к. он ядовитый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35462. Вычислительные системы 2.05 MB
  Масштабируемость – возможность наращивания числа и мощности процессоров объемов оперативной и внешней памяти и др. Выполнение типичной команды можно разделить на 5 ступеней: 1 выборка команды IF 2 декодирование команды и чтение операндов РОН ID 3 выполнение команды EX 4 обращение к памяти MEM 5 запоминание результата WB. Пример: Здесь происходит обращение к памяти разных команд: С1 – обращается к памяти чтобы сохранить значение операнда запись результата в РОН. Другая проблема: обращение к одному ресурсу памяти чтобы...
35463. Городские сети (ГС). Интернет 503 KB
  Синтаксис HTML. Структура HTMLдокументов. HTML – это язык гипертекстовой разметки. HTML можно использовать для представления: гипертекстовых новостей почты и сопутствующей гиперсреды картинки музыка; меню с опциями; результатов запросов к БД; структурированных документов со встроенной графикой аудио и видео и т.
35464. Безопасность ИС 978 KB
  Цифровые системы закрытия речи. харки системы Закрытие в аналоговых каналах Аналоговый скремблер ЗС – закрытый сигнал ОС – открытый сигнал АО – аналоговая обработка АПд АПр – Аналоговый передатчик приемник Аналоговые скремблеры Аналоговым скремблированием называется преобразование исходного речевого сигнала с целью минимизации признаков речевого сообщения в результате которого этот сигнал становится неразборчивым и неузнаваемым. Цифровые системы связи. В качестве возможных нежелательных воздействий на системы должны рассматриваться: 1.
35465. Реформы Н.С. Хрущёва 30.08 KB
  Многие реформы являлись реакцией на сиюминутную ситуацию и преследовали цель быстро изменить ситуацию к лучшему. Непродуманные, подчас не подкрёпленные необходимыми финансовыми и материальными средствами, новшества просто навязывались сверху. Поэтому проводить подобный курс можно было лишь с использованием старой командно-административной системы управления
35466. Проектирование информационных систем 701 KB
  Суть: описание обработки потоков данных с определением их переходов от функции к функции хранения внешних обменов. Любая реализация накопления и хранения данных. Построение модели: 1 определение общих данных 2 построение контекстной диаграммы м. 4 Описание: составляются спецификации действий и данных.
35467. Основные параметры микропроцессоров. Типы микропроцессоров 130.5 KB
  Дополнительные инструкции в небольших количествах вводились во многих МП 286 486 Pentium Pro и т. Но существенное изменение состава инструкций произошло в МП 386 этот состав далее принят за базовый Pentium MMX Pentium III Pentium 4. отличающиеся от базовой модели разрядностью шин тактовой частотой надежностью работы габаритами потреблением энергии амплитудой напряжения и другими параметрами; микропроцессоры Pentium Pentium II Pentium III имеют много различных модификаций некоторые из них будут названы ниже; число...
35468. Разновидности системных плат 247 KB
  Системные платы Системная или материнская motherboard MB плата это важнейшая часть компьютера содержащая основные электронные компоненты машины. С помощью материнской платы осуществляется взаимодействие между большинством устройств машины. Существует две основные разновидности конструкции системной платы СП: на плате жестко закреплены все необходимые для работы микросхемы сейчас такие платы используются лишь в простейших домашних компьютерах называемых одноплатными; непосредственно на системной плате размещается лишь...
35469. Системы телеобработки данных 51 KB
  Под техническими средствами телеобработки понимается совокупность технических средств системы обеспечивающих ввод данных в систему передачу данных по каналам связи сопряжение каналов связи с компьютером обработку данных и выдачу результатных данных абоненту. Наряду с техническими средствами для осуществления режима телеобработки у компьютера должно иметься и достаточно сложное программное обеспечение выполняющее такие функции как: обеспечение работы компьютера в различных режимах телеобработки; управление сетью телеобработки данных;...
35470. Классификация и архитектура информационно-вычислительных сетей 30 KB
  Основное назначение информационновычислительных сетей ИВС обеспечение эффективного предоставления различных информационновычислительных услуг пользователям сети путем организации удобного и надежного доступа к ресурсам распределенным в этой сети. Эффективность решения указанных задач обеспечивается: распределенными в сети аппаратными программными и информационными ресурсами; дистанционным доступом пользователя к любым видам этих ресурсов; возможным наличием централизованной базы данных наряду с распределенными базами данных; ...