62774

Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

Русский

2014-06-13

31.08 KB

36 чел.

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цели:   обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму «Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные», «Безударные гласные», «Парные согласные в корне слова»  и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

           развивающая: развивать орфографическую зоркость.

           воспитывающая:  воспитывать любовь к природе.

Раздел: состав слова. Правописание слов. (53 ч)

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Класс:3 «А»

Оборудование: карточки с заданием, картинки. 

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя и учеников

Примечания. Предполагаемые ответы учеников

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Чистописание

Работа по обобщающему материалу

а) безударные гласные

б) парные согласные

Физминутка

в)  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

1мин

4мин

3мин

10мин

10мин

2мин

10мин

3мин

2мин

Здравствуйте! Меня зовут Любовь Михайловна.  Урок русского языка у вас проведу я. Присаживайтесь.

Тема нашего урока обобщение «Правописания проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы это узнаете, если расшифруете слово:

• Какая буква стоит в алфавите после буквы Д?

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила

• Какая непроизносимая согласная в слове солнце?

Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось за слово? Правильно, мы с вами отправимся в лес, но сначала пропишите слово лес. Запишите число, классная работа.

Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Давайте вспомним, что же такое природа?

Ребята, какое значение имеет лес в природе?

Какую роль он играет в жизни человека?  

Направо мы пойдем -

К словам с безударной

Гласной мы придем.

Прямо мы пойдем —

В гости к парным согласным зайдем.

Налево мы пойдем — с проверяемыми и непроверяемыми непроизносимыми согласными встречу найдем.

- Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на другое царство. Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Сегодня мы отправляемся в лес. Мы будем собирать грибы!

- А также повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне

Мы пришли в  гости к безударным гласным.

Давайте вспомним правило для проверки безударного гласного в корне слова.

А чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова, что нужно сделать?

Сейчас выполним упражнение.

Записываем  сразу проверочное слово безударного гласного, затем проверяемое.

Трава - травы, река - реки, поле – поля, корм - кормушка, лес – лесник,

гриб – грибы, земли – земля, звери – зверьки, тропы – тропа, дожди – дождь.  (Выполняют упражнения на доске).

А теперь отгадайте загадку. Отгадав вы узнаете, какой гриб  мы собрали.

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются…

(Лисички)

Самостоятельная работа по карточкам.  Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,

Р…ки извивы,

Цв…тущий склон.

Х…лмы и сёла, простор привольный

И к…локольный

П…вучий звон.

И еще один гриб соберем.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

(Подосиновик)

-Мы узнали как живут в этом городе живут слова и каким правилам они подчиняются. Пойдем дальше.

Так, мы в городке у парных согласных звуков.

А как нужно проверять слова с парными согласными в корне?

Запишем 2 предложения, нужно найти и проверить парные согласные в корне слова.

Я гулял в лесу и нашёл гриб.

Мама сварила варенье из ягод.

В этом городе для нас еще одно задание. Но прежде давайте поиграем.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Самостоятельная работа. (Карточки)

Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Ду(п,б) – дубок, яго(д, т)ка – ягода, гри(п,б) – грибы, мя(г,х)кий - мягонький, кре(б,п)кий – крепенький, ло(д,т)ка – лодочка, бере(с,з)ка – береза, оре(ш,ж)ки – орехи.

Продолжаем собирать грибы.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Ребята, а кто-нибудь знает, как нужно собирать грибы?

Отправляемся по последней дороге. Называется она у нас  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Какие согласные называются непроизносимыми?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Записывает предложение на доске и в тетрадях.  Говорим устно проверочные слова в словах с непроизносимыми согласными в корне слова.

Наступили ненастные дни, яростный ветер качал деревья грустно на сердце без солнца.

Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочное слово.

Здра...ствуй

Со...нце

Звё...ный

Грус...ный

сер...це

мес...ный

чес...ный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)  

Ребята, а мы будем собирать в корзину этот гриб? Почему?

В роще у березки

Повстречались тезки! (Подберезовик))

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ... (Боровик)

Молодцы, насобирали много грибов!!!

Какая тема нашего урока?

Какую цель ставили?

Что вы повторили?

е

с

л

лес

Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека

Дом для растений и животных, он дарит кислород  для дыхания, сохраняет водоемы и почву, в нем есть лекарственные растения, источник воды и пищи.

Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха.

Правило: для проверки безударного гласного в корне слова нужно подобрать к нему однокоренное слово или изменить его так, чтобы на этот гласный падало ударение.

Чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово для проверки первого безударного гласного, а затем подобрать проверочное слово для проверки второго безударного гласного.

Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

грибы

ягоды

 

Не вырывать, а срезать ножку гриба.

[д],[т],[в],[л].

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти слова произносятся.

Некоторые слова  с непроизносимыми согласными нельзя проверить подбором проверочных слов. Их правописание нужно запомнить: лестница, праздник, чувство.

Ненастье,  ярость,  грусть, сердечный, солнечный.

Здравие

Солнечный

Звезда

Грусть

Сердечный

Место

Честь

Нет, т.к. он ядовитый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71230. Исследование битовых полей машинного кода с помощью дизассемблера 110.46 KB
  Например запись команды UBFX R1 R0 0 1 в дизассемблере будет выглядеть следующим образом 0100 а hexфайле 0001 Исследование назначения битовых полей машинного кода заданной команды. Задана команда UBFX. Возьмем для примера команду UBFX продублируем ее с разным размером извлекаемого...
71231. Создание и компиляция проекта в среде IAR. Написание простейшего модуля на языке Assembler 139.57 KB
  Целью данной работы является ознакомление с одной из популярнейших сред разработки программ для микроконтроллеров IAR Embedded Workbench IDE. Последовательность действий при создании проекта: Создадим новый проект Project=>Create New Project.
71232. Исследование влияния величины внешнего давления горной породы на крепь ствола обсадной колонны во временном интервале 37.27 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов взаимодействия крепи ствола обсадной колонны и горной породы во времени. Исходные данные: Внутренний радиус трубы м Внешний радиус трубы м Внешний радиус цементной оболочки...
71233. Исследование влияния факторов процесса установившейся циркуляции бурового раствора по трубам и затрубном пространстве на величину суммарных гидравлических потерь 98.47 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов движения жидкости по трубам и затрубном пространстве скважины. Исходные данные: Плотность, кг/м3 Динамическое напряжение сдвига, Па Пластическая вязкость...
71234. Исследование влияния оттока (протока) бурового раствора через стенку скважины на величину гидравлических потерь в затрубном пространстве скважины 44.06 KB
  Цель работы: Получение навыков работ с применением ЭВМ и расчетных программ при исследовании процессов движения жидкости по трубам и затрубном пространстве скважины с возможным оттоком и притоком бурового раствора. Исходные данные: Подача насосов м3 с Объемная проницаемость...
71235. Статистическая сводка и группировка 20.94 KB
  Цель работы: овладеть методикой проведения группировок для определения взаимосвязи изучаемых признаков и изучения состава однородной совокупности. Порядок выполнения работы Осуществить аналитическую группировку статистических данных для определения взаимосвязи...
71236. Статистическое наблюдение 21.22 KB
  Цель исследования: для изучения загруженности школьников. Объект наблюдения: ученики средней школы №2 г. Владимира(9 класс) Единица наблюдения: ученик. Программа наблюдения: Перечень признаков: внимательность ребенка, самостоятельность, активность, усидчивость, утомляемость, общительность со сверстниками (друзьями).