62774

Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

Русский

2014-06-13

31.08 KB

34 чел.

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цели:   обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму «Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные», «Безударные гласные», «Парные согласные в корне слова»  и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

           развивающая: развивать орфографическую зоркость.

           воспитывающая:  воспитывать любовь к природе.

Раздел: состав слова. Правописание слов. (53 ч)

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Класс:3 «А»

Оборудование: карточки с заданием, картинки. 

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя и учеников

Примечания. Предполагаемые ответы учеников

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Чистописание

Работа по обобщающему материалу

а) безударные гласные

б) парные согласные

Физминутка

в)  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

1мин

4мин

3мин

10мин

10мин

2мин

10мин

3мин

2мин

Здравствуйте! Меня зовут Любовь Михайловна.  Урок русского языка у вас проведу я. Присаживайтесь.

Тема нашего урока обобщение «Правописания проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы это узнаете, если расшифруете слово:

• Какая буква стоит в алфавите после буквы Д?

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила

• Какая непроизносимая согласная в слове солнце?

Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось за слово? Правильно, мы с вами отправимся в лес, но сначала пропишите слово лес. Запишите число, классная работа.

Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Давайте вспомним, что же такое природа?

Ребята, какое значение имеет лес в природе?

Какую роль он играет в жизни человека?  

Направо мы пойдем -

К словам с безударной

Гласной мы придем.

Прямо мы пойдем —

В гости к парным согласным зайдем.

Налево мы пойдем — с проверяемыми и непроверяемыми непроизносимыми согласными встречу найдем.

- Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на другое царство. Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Сегодня мы отправляемся в лес. Мы будем собирать грибы!

- А также повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне

Мы пришли в  гости к безударным гласным.

Давайте вспомним правило для проверки безударного гласного в корне слова.

А чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова, что нужно сделать?

Сейчас выполним упражнение.

Записываем  сразу проверочное слово безударного гласного, затем проверяемое.

Трава - травы, река - реки, поле – поля, корм - кормушка, лес – лесник,

гриб – грибы, земли – земля, звери – зверьки, тропы – тропа, дожди – дождь.  (Выполняют упражнения на доске).

А теперь отгадайте загадку. Отгадав вы узнаете, какой гриб  мы собрали.

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются…

(Лисички)

Самостоятельная работа по карточкам.  Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,

Р…ки извивы,

Цв…тущий склон.

Х…лмы и сёла, простор привольный

И к…локольный

П…вучий звон.

И еще один гриб соберем.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

(Подосиновик)

-Мы узнали как живут в этом городе живут слова и каким правилам они подчиняются. Пойдем дальше.

Так, мы в городке у парных согласных звуков.

А как нужно проверять слова с парными согласными в корне?

Запишем 2 предложения, нужно найти и проверить парные согласные в корне слова.

Я гулял в лесу и нашёл гриб.

Мама сварила варенье из ягод.

В этом городе для нас еще одно задание. Но прежде давайте поиграем.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Самостоятельная работа. (Карточки)

Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Ду(п,б) – дубок, яго(д, т)ка – ягода, гри(п,б) – грибы, мя(г,х)кий - мягонький, кре(б,п)кий – крепенький, ло(д,т)ка – лодочка, бере(с,з)ка – береза, оре(ш,ж)ки – орехи.

Продолжаем собирать грибы.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Ребята, а кто-нибудь знает, как нужно собирать грибы?

Отправляемся по последней дороге. Называется она у нас  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Какие согласные называются непроизносимыми?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Записывает предложение на доске и в тетрадях.  Говорим устно проверочные слова в словах с непроизносимыми согласными в корне слова.

Наступили ненастные дни, яростный ветер качал деревья грустно на сердце без солнца.

Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочное слово.

Здра...ствуй

Со...нце

Звё...ный

Грус...ный

сер...це

мес...ный

чес...ный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)  

Ребята, а мы будем собирать в корзину этот гриб? Почему?

В роще у березки

Повстречались тезки! (Подберезовик))

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ... (Боровик)

Молодцы, насобирали много грибов!!!

Какая тема нашего урока?

Какую цель ставили?

Что вы повторили?

е

с

л

лес

Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека

Дом для растений и животных, он дарит кислород  для дыхания, сохраняет водоемы и почву, в нем есть лекарственные растения, источник воды и пищи.

Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха.

Правило: для проверки безударного гласного в корне слова нужно подобрать к нему однокоренное слово или изменить его так, чтобы на этот гласный падало ударение.

Чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово для проверки первого безударного гласного, а затем подобрать проверочное слово для проверки второго безударного гласного.

Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

грибы

ягоды

 

Не вырывать, а срезать ножку гриба.

[д],[т],[в],[л].

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти слова произносятся.

Некоторые слова  с непроизносимыми согласными нельзя проверить подбором проверочных слов. Их правописание нужно запомнить: лестница, праздник, чувство.

Ненастье,  ярость,  грусть, сердечный, солнечный.

Здравие

Солнечный

Звезда

Грусть

Сердечный

Место

Честь

Нет, т.к. он ядовитый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38332. Морське право 368 KB
  Вони не встановлювали правовий режим морських просторів оскільки ще не склалися інститути відкритого моря внутрішніх і територіальних вод. Саме в цей період починає формуватися принцип свободи відкритого моря що остаточно сформувався до кінця XVII сторіччя: Його становлення прямо пов'язане з гострою боротьбою між феодальними державами Іспанією і Португалією і державами у котрих активно розвивався капіталістичний засіб виробництва Англією Францією а потім Голландією що виступили за свободу морів. У цей час були початі перші спроби...
38333. Міжнародне право 362.5 KB
  Версії виникнення міжнародного права. Уже в той час союзницькі звязки племен не зводилися лише до турботи про зовнішній захист а містили й безліч інших норм поведінки які закріплюючись із плином часу призвели до появи права у формі звичаю. Також існує дві концепції походження міжнародного права: 1 Позитивістське тлумачення походження міжнародного права Природно правова концепція була першою спробою пояснення походження і сутності міжнародного права. В її розвитку можна виділити послідовні етапи: від пояснення походження міжнародного...
38334. Международное сегментирование 28.06 KB
  Критерии сегментации мирового рынка. Целевой сегмент мирового рынка. Углубленное исследование рынка предполагает необходимость его рас смотрения как дифференцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации. Рыночная сегментация представляет собой с одной стороны метод для нахождения частей рынка и определения объектов на которые направлена международная маркетинговая деятельность предприятий.
38335. Міжнародне торгівельне право 293.5 KB
  ТНК як субєкт міжнародного торговельного права: поняття види міжнародноправова регламентація діяльності.Характеристика діяльність регіональних економічних комісій ЕКОСОР в сфері міжнародного торговельного права.Обєкти міжнародного торговельного права: види поняття особливості нормативноправового регулювання. Обєкти МТП будьяка продукція послуги роботиправа інтелектуальної власності призначені для продажу або оплачуваної передачі.
38336. Міжнародне приватне право 244.5 KB
  Поняття субєкт обєкт та джерела міжнародного приватного права. Субєкти МПрП це учасникицивільних правовідносин ускладнених іноземним елементом: 1 фізичні особи громадяни особи без громадянства апатриди; іноземні громадяни особи які мають подвійне громадянство біпатриди; 2 юридичні особи державні організації приватні фірми підприємства науководослідні та інші організації; 3 держави; 4 нації і народи які борються за свободу і незалежність і створення власної державності в особі своїх керівних органів до них...
38337. Критерии социальной стратификации, ее виды 14.93 KB
  В социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономическую, политическую и социально-профессиональную.
38338. Міжнародне публічне прво 309.5 KB
  Воно включає в себе такі компоненти як володіння природними ресурсами та їх експлуатація виробництво та розподіл товарів міжнародні угоди господарського чи фінансовог характеру кредити та фінанси та ін. Для маркировки невеливих товарів розроблений стандарт штрихкоду EN8 у тілі повідомлення якого кодується тільки 8 цифр замість 13. Показником лібералізму є свобода звичаєва категорія руху товарів послуг та капіталів економічні свободи. Особливістю розвитку світового експорту сировинних товарів є також нижчі темпи зростання торгівлі...
38340. Менеджмент. Сутність менеджменту 1.29 MB
  Планування в організації. В українському законодавстві організації які мають статус юридичної особи називають підприємствами товариствами асоціаціями обєднаннями тощо. За способом і метою утворення організації поділяють на формальні та неформальні. За кількістю цілей виділяють прості організації мають одну ціль і складні організації ставлять перед собою комплекс взаємоповязаних цілей яких в економіці переважна більшість.