62774

Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

Русский

2014-06-13

31.08 KB

34 чел.

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цели:   обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму «Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные», «Безударные гласные», «Парные согласные в корне слова»  и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.

           развивающая: развивать орфографическую зоркость.

           воспитывающая:  воспитывать любовь к природе.

Раздел: состав слова. Правописание слов. (53 ч)

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Класс:3 «А»

Оборудование: карточки с заданием, картинки. 

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя и учеников

Примечания. Предполагаемые ответы учеников

Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Чистописание

Работа по обобщающему материалу

а) безударные гласные

б) парные согласные

Физминутка

в)  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

1мин

4мин

3мин

10мин

10мин

2мин

10мин

3мин

2мин

Здравствуйте! Меня зовут Любовь Михайловна.  Урок русского языка у вас проведу я. Присаживайтесь.

Тема нашего урока обобщение «Правописания проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы это узнаете, если расшифруете слово:

• Какая буква стоит в алфавите после буквы Д?

• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила

• Какая непроизносимая согласная в слове солнце?

Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось за слово? Правильно, мы с вами отправимся в лес, но сначала пропишите слово лес. Запишите число, классная работа.

Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Давайте вспомним, что же такое природа?

Ребята, какое значение имеет лес в природе?

Какую роль он играет в жизни человека?  

Направо мы пойдем -

К словам с безударной

Гласной мы придем.

Прямо мы пойдем —

В гости к парным согласным зайдем.

Налево мы пойдем — с проверяемыми и непроверяемыми непроизносимыми согласными встречу найдем.

- Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на другое царство. Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Сегодня мы отправляемся в лес. Мы будем собирать грибы!

- А также повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне

Мы пришли в  гости к безударным гласным.

Давайте вспомним правило для проверки безударного гласного в корне слова.

А чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова, что нужно сделать?

Сейчас выполним упражнение.

Записываем  сразу проверочное слово безударного гласного, затем проверяемое.

Трава - травы, река - реки, поле – поля, корм - кормушка, лес – лесник,

гриб – грибы, земли – земля, звери – зверьки, тропы – тропа, дожди – дождь.  (Выполняют упражнения на доске).

А теперь отгадайте загадку. Отгадав вы узнаете, какой гриб  мы собрали.

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются…

(Лисички)

Самостоятельная работа по карточкам.  Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,

Р…ки извивы,

Цв…тущий склон.

Х…лмы и сёла, простор привольный

И к…локольный

П…вучий звон.

И еще один гриб соберем.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

(Подосиновик)

-Мы узнали как живут в этом городе живут слова и каким правилам они подчиняются. Пойдем дальше.

Так, мы в городке у парных согласных звуков.

А как нужно проверять слова с парными согласными в корне?

Запишем 2 предложения, нужно найти и проверить парные согласные в корне слова.

Я гулял в лесу и нашёл гриб.

Мама сварила варенье из ягод.

В этом городе для нас еще одно задание. Но прежде давайте поиграем.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Самостоятельная работа. (Карточки)

Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.

Ду(п,б) – дубок, яго(д, т)ка – ягода, гри(п,б) – грибы, мя(г,х)кий - мягонький, кре(б,п)кий – крепенький, ло(д,т)ка – лодочка, бере(с,з)ка – береза, оре(ш,ж)ки – орехи.

Продолжаем собирать грибы.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Ребята, а кто-нибудь знает, как нужно собирать грибы?

Отправляемся по последней дороге. Называется она у нас  проверяемые и  непроверяемые непроизносимые согласные.

Какие согласные называются непроизносимыми?

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Записывает предложение на доске и в тетрадях.  Говорим устно проверочные слова в словах с непроизносимыми согласными в корне слова.

Наступили ненастные дни, яростный ветер качал деревья грустно на сердце без солнца.

Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочное слово.

Здра...ствуй

Со...нце

Звё...ный

Грус...ный

сер...це

мес...ный

чес...ный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

(Мухомор)  

Ребята, а мы будем собирать в корзину этот гриб? Почему?

В роще у березки

Повстречались тезки! (Подберезовик))

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ... (Боровик)

Молодцы, насобирали много грибов!!!

Какая тема нашего урока?

Какую цель ставили?

Что вы повторили?

е

с

л

лес

Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека

Дом для растений и животных, он дарит кислород  для дыхания, сохраняет водоемы и почву, в нем есть лекарственные растения, источник воды и пищи.

Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха.

Правило: для проверки безударного гласного в корне слова нужно подобрать к нему однокоренное слово или изменить его так, чтобы на этот гласный падало ударение.

Чтобы проверить написание двух безударных гласных в корне слова.

Нужно подобрать проверочное слово для проверки первого безударного гласного, а затем подобрать проверочное слово для проверки второго безударного гласного.

Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

грибы

ягоды

 

Не вырывать, а срезать ножку гриба.

[д],[т],[в],[л].

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти слова произносятся.

Некоторые слова  с непроизносимыми согласными нельзя проверить подбором проверочных слов. Их правописание нужно запомнить: лестница, праздник, чувство.

Ненастье,  ярость,  грусть, сердечный, солнечный.

Здравие

Солнечный

Звезда

Грусть

Сердечный

Место

Честь

Нет, т.к. он ядовитый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51185. Работа с клавиатурой матричного типа 40.12 KB
  Цель работы Изучить особенности работы параллельных портов микроконтроллера. Изучить схемы подключения кнопок и матричной клавиатуры к микроконтроллеру. Научиться определять состояние кнопок при помощи программы.
51187. Інтерпретатор математичних виразів 25.62 KB
  Мета: Навчитися створювати та використовувати власні обєкти, нащадки, віртуальні функції, програмно реалізовувати деревоподібні графи.
51188. Інтерпретатор виразів з обчисленням першої та другої похідної 21.38 KB
  Мета: Удосконалити навики ООП, використавши для реалізації задачі про Інтерпретатор механізми інкапсуляції,наслідування, поліморфізму, динамічного звязування і віртуальних функцій.
51190. Построить аналитическую модель и, решив ее, определить вероятности состояний 100.94 KB
  По графу построить аналитическую модель и, решив ее, определить вероятности состояний. Рассчитать теоретическое значение показателя эффективности, заданного целью исследования задания..
51191. Подання статистичних даних: табличний та графічний методи 37.91 KB
  Макет статистичної таблиці являє собою основу, заповнену заголовками: загальним, боковими та верхніми, які зазвичай виконуються 14 шрифтом з інтервалом 1,5, як і весь текст, де приводиться таблиця.
51192. Исследование устойчивости системы с использованием критериев устойчивости Гурвица и Михайлова 80.48 KB
  Цель работы: изучение критериев устойчивости Гурвица и Михайлова. Задача: В лабораторной работе исследуется устойчивость потенциометрической следящей системы. Выбрать начальное значение Т1. Исследовать влияние коэффициентов передачи К1, К2, К3на устойчивость системы. Добиться случая устойчивой, неустойчивой и системы находящейся на грани устойчивости.
51193. Уравновешивание механизмов 228.32 KB
  При движении звеньев механизма в кинематических парах возникают дополнительные динамические нагрузки от сил инерции звеньев. Это возникает из-за того, что центры масс звеньев в общем случае имеют переменные по величине и направлению ускорения.