62776

Причастный оборот

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.

Русский

2014-06-13

26.97 KB

0 чел.

Урок русского языка

по теме «Причастный оборот»

(по программе «Школа 2100»)

Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.

Задачи урока:   

Образовательные: уметь находить причастный оборот в предложении; уточнить синтаксическую роль причастного оборота в предложении; отработка практического умения применять полученные знания в предложениях с причастным оборотом.

Развивающие: развивать виды речевой деятельности

(говорение, слушание, письмо).

Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к

природе, слову.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент

Запись даты и темы урока.

2.АОЗ

Нам необходимо вспомнить, что мы знаем о причастии. Для этого мы сейчас с вами запишем в тетрадь предложение и выполним синтаксический разбор. (Один  ученик выходит к доске, а остальные выполняют самостоятельно в тетради).

Записываем- Меж редеющих верхушек показалась .

Найдите в этом предложении причастие.

Что за часть речи причастие? 

Ребята, а как вы определяете причастие в предложении? На какие две группы делятся причастия?Какие мы относим к стардательным,а какие к действительным?

3.ФНЗ

А сейчас давайте с вами запишем не сколько словосочетаний под диктовку

       

1.Белеющий платок (Какой?)

     

2.Горящие поленья (Какие?)

    

3.Дом, | строящийся быстро | ( Какой? Как? )

Что общего во всех этих словосочетаниях?

Давайте теперь попробуем задать вопрос к причастию, для этого мы должны определить главное слово,от которого зависит причастие.Это определяемое слово и обозначается оно так Х

Чем третье словосочетание отличается от остальных?Найдите определяемое слово и задайте от него вопрос к причастию.

А теперь скажите, можно ли от причастия задать вопрос к другому слову?

Как называется причастие с зависимым словом?

А теперь подумайте, от какого слова мы задавали вопрос к причастию(3 словосоч)?

Перестройте словосочетание таким образом,чтобы определяемое слово стояло после П.О.

Почему мы с вами не поставили запятую в этом словосочетании?Скажите, когда П.О. обособляется?

Выделение запятой –называется обособлением,т.е. П.О. это обособленное определение.

4.ФПН

(В этих предложениях причастный оборот по отношению к определяемому слову занимает разное положение. Запишем в тетрадь под диктовку)

1.Перед нами были покрытые снегом вершины гор.

2. Перед нами были вершины гор, покрытые снегом.

3. Вершины гор, покрытые снегом, были перед нами.

- Прочитайте  предложения с правильной интонацией. Найдите причастие, причастный оборот, расставьте знаки препинания, где необходимо.

(1-е и 2-е предложение выполняют у доски(подчеркивают причастие и причастный оборот+1ученик выполняет синтаксический разбор 3-го предложения).(ученики рисует схему П.О. своего предложения 2-3)

Итак, а теперь мы проведем с вами не большую самостоятельную работу.

Вам раздали карточки, внимательно читаете задания и выполняете их.

5.Итог

Что называется П.О.?Когда обособляется?

6.Д/З

Меж редеющих верхушек показалась синева.

(Повест,невоскл,простое,двусост.,распр.,полное,ничем не осложнено)

Причастие самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какое? какие? 
Причастие бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам. 
В предложениях причастие обычно бывают определением, реже сказуемым.

По вопросам, По суффиксу

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется тот же суффикс, что и в глаголе: следовавший (следовать), поглядывавший (поглядывать). В страдательных причастиях прошедшего времени пишется -анн(ый), -янн(ый), если соответствующий глагол в неопределённой форме оканчивается на -ать, -ять: прочитанный   (прочитать), развеянный (развеять). Если глагол оканчивается на -еть,   -ить,   -чъ,   -ти,  пишется -енн(ый): откормленный (откормить), спасённый (спасти).

       

1.Белеющий платок (Какой?)

     

2.Горящие поленья (Какие?)

    

3.Дом, строящийся быстро

3 слова

Да, можно

причастие с зависимым словом называется причастным оборотом и мы его разбираем как один член предложения, какой?(определение)

Быстро строящийся дом

Если перед причастным оборотом стоит главное (определяемое) слово, то мы с двух сторон выделяем П.О. запятыми.

Если же П.О. стоит перед главным (определяемым) словом, то запятая не ставится.

Выполняют у доски, в тетради

Выполняют самостоятельную работу

Отвечают на вопросы

Конспект

урока русского языка

в 7 «А» классе

МОУ СОШ №40

Тема: «Причастный оборот»

Программа под редакцией Бунеевых

Составили и провели студенты группы 4 «Б»

Вартанова Яна, Герасимова Елена

Подпись:  Учитель _______________ /Вязовская С.В./

Методист ______________ /Санникова Н.П./

2012-10-24


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14792. ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ 87.25 KB
  ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ ФАРАБИДІҢ МУЗЫКАЛЫҚ ІЛІМІ Фарабидің ғылым мен өнердегі үлкен де кесек дүниесі оның музыкасы. Ол ең әуелі музыканын аса ұлы теоретигі саналады. Фарабидің музыка теориясын дамытудағы тарихтан алатын орнын анықтамастан бұрын музыка те...
14793. Классик - композитор Ықылас Дүкенұлы (1843-1916) 103.02 KB
  Классик композитор Ықылас Дүкенұлы 1843-1916. Күй мектебінің қалыптасып өркендеуі. Қазақстанда ысқылы қылқобыз аспаптарда орындау дәстүрі өнері ұлттық бастау алды. ХІХ ғасырдың екінші жартысында аспаптық музыканың даму кезеңі майталман қобызшы Ықылас Дүкенұл
14794. ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА 38 KB
  ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА Ә.Қ. Махадиева Ж.Ж. Баймолдаева Тараз мемлекетік педагогикалық институты Тараз қ. Музыка зерттеуші ғалымдар мен музыка қайраткерлері Шоқан кезеңін қазақ халқы музыка мәдениетінің гүлдену шағы халық музыка шығармашылының профессионалды кла...
14796. Абай - Толық Адам және Мен 1.31 MB
  Абай Толық Адам және Мен Ақынның Толық Адам туралы тағылымы тәрбие үрдісінде авторлық бағдарлама Жұмыстың жалпы сипаттамасы Елбасымыз өзінің халыққа Жолдауында: ...Біз қазақ халқының сан ғасырлық дәстүрін тілі мен мәдениетін сақтап түлете бере
14797. АҚЫН–ЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР 82 KB
  АҚЫНЖЫРАУЛАР МЕН БИЛЕРДIҢ ШЕШЕНДIК СӨЗ ӨНЕРIНДЕГI ТӘЛIМДIК ОЙЛАР ХҮХҮІІІ ғ.ғ. ақынжыраулардың тәлімдік идеялары. Билердің шешендік сөз өнерінің үлгіөнегесі 1. Асанқайғы Сәбитұлы Шалкиiз Тiленшiұлының этнопедагогикалық ойпікірлері. 2. Ақтамбердi Сарыұлы Бұхар Жы
14798. Ата мен ана – бала тәрбиесiнiң қамқоршысы, өнегесi 43 KB
  Ата мен ана бала тәрбиесiнiң қамқоршысы өнегесi. Қазақстан Республикасы Ата Заңының 27бап 2тармағында Балаларына қамқорлық жасау және оларды тәрбиелеу ата ананың табиғи құқығы әрi парызы делiнсе Қазақстан 2030 бағдарламасында Әкелер мен аналардың аталар ме...
14799. Білім мазмұны 63.5 KB
  Білім мазмұны Жоспары 1. Білім мазмұны түсінігі жəне оның мəні 2. Білім мазмұнын қалыптастыруға байланысты негізгі теориялар 3. Мемлекеттік білім стандарты 4. Оқу жоспарлары бағдарламалары жəне оқу құралдары 1. Білім мазмұны түсінігі жəне оның мəні Табысты...
14800. БІЛІМ НЕГІЗІ – БАСТАУЫШ МЕКТЕП 234 KB
  БІЛІМ НЕГІЗІ БАСТАУЫШ МЕКТЕП Егеменді еліміздің өсіп келе жатқан ұрпағын ойлы да іскер жігерлі де батыл өзінеөзі сенімді интеллектуалдық деңгейі биік дүниетанымы дұрыс қалыптасқан азамат етіп тәрбиелеуде мектептің алатын орны айрықша. Мектеп қазірг...