62779

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...

Русский

2014-06-13

23.58 KB

1 чел.

Урок №2.

Дата: 26. 01. 2012 год
Класс:
4 «А»
Предмет:
русский язык
Тема:
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения.
Цель:
формировать умение находить в предложении обстоятельства и дополнения, сравнивать их.
Задачи урока:

1. Образовательные – отработать умение находить и обозначать обстоятельства и дополнения в предложении;
2. Развивающие – развивать память, логическое мышление, внимание.
3. Воспитательные – воспитывать уважение к родному языку, умение работать в коллективе.


Оборудование  урока:
учебник, тетради

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечания

Орг.момент

У: Здравствуйте меня зовут Ирина Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня на уроке нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш, линейка.

У: Откройте тетради. Записываем число, классная работа.

Подготовка к активной УПД

У:Начнем урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Какая перед вами буква?

Д: буква П

У: Какие звуки обозначает буква П?

Д: П обозначает 2 звука                (мягкий и твердый)

У: дайте характеристику звуку   п   

Д: согл,тв,парный,глух.

У: дайте характеристику звуку п  

Д: согл,мягк,парный,глух.

У: пропишите букву П в соединении до конца строки.

Пп пп Ппп ппп

Активная УПД на основном этапе

У: Назовите одним словом определение понятия: поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам.

Д: Путешествие

У: Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам, а ……………………говори вслух. Выделите орфограмму и поставьте знак ударения.

У: В чем особенность этого слова?

Д: Это слово сложное

У: А что это значит?

Д: Значит в ней 2 корня

У: Какие?

Д: Первый – путь, второй – связан со словом шествие

У: Это старинное слово и обозначает – хождение. Давайте придумаем предложение с этим словом.

Дети говорят свои варианты

У: Давайте запишем такие предложения: Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света. Путешествием по Алтаю благополучно завершился наш отпуск.

Выходи ……………….. к доске, а вы записывайте в тетради.

У: Каким членом предложения является слово «путешествие» в первом предложении?

Д: Обстоятельство

У: Почему вы так думаете?

Д: Можно поставить вопрос отправился куда?

(от какого слова нужно ставить вопрос? От сказуемого)

У: А во втором предложения оно, каким членом предложения является?

Д: Дополнением

У: Почему?

Д: Завершился чем?

У: Подчеркни эти слова, как члены предложения, а вы возьмите простой карандашик и подчеркните в тетрадях.

Д: в путешествие, путешествием

У:Что общего между дополнением и обстоятельством?

Д:Это второстепенные члены предложения.

У: Чем они различаются?

Д: Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей, а обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и обозначают место, время или способ действия.

У: Какими частями речи в предложении могут быть выражены дополнения?

Д: Сущ. с предлогом

У: а обстоятельства?

Д: Наречие и сущ.с предлогом.

У: На уроке мы будем учиться различать дополнения от обстоятельства.

Закрепление изученного материала

У: Откройте учебник на странице 21 упражнение №236. Давайте прочитаем задание. Читай …..

У: Разделите тетрадку на 3 столбика. И выпишите по 5 выделенных слов в каждую группу. Не все, а в каждую по 5! Начинаем выполнять самостоятельно, а мы потом проверим.

Дети начитают выполнять самостоятельно.

У: Какие 3 части речи вы записали

Д: Прил, сущ, нар.

У: ………. …..Прочитай свои прилагательные, а вы внимательно слушайте, не ошиблась ли …….. почему ты решила, что это прилагательные

Д: Потому что отвечает на вопросы, какой, какая какие

У: Все согласны?

У: А теперь давайте прочитаем сущ. а у кого другие сущ.? Почему вы решили, что это существительные

Д: обозначает предмет и отвечает на падежные вопросы.

У: А теперь давайте прочитаем какие наречия мы с вами выписали из текста.

Давайте докажем что это наречие. Какое у тебя первое слово?

Д: Кувырком

У: Почему вы решили, что это наречие?

Д: скатился как? кувырком

У: что это за наречие?

Д: наречие образа действия

У: Какое следующее слово?  

Прилагательные:

Зимним; скользкие; дремучий; серого; ретивый; долгогривый

Существительные:

На ветви, за ночь, утром, на заре, с горки, с сосны, на горке ….

Шлёпались (как?) шумно - нар.образ.действ.

Шлёпают (как?) гуськом – нар.образ.действ.

Ловит (как?) ловко - нар.образ.действ.

Испек (когда?) спозаранку – нар.времени

У:А теперь выполним упражнение 243. ……. читай задание. Мы с вами будем выписывать эти словочетания с вопросом, и обозначать какой частью речи будет выражено второе слово. Записываем в столбик.

…… читай первое предложение. Какое словосочетание с глаголом мы выпишем?

Пошли (когда?) утром – нар.

Пошли (куда?) в лес – сущ.с пр.

Качает (как?) сильно – нар.

Качает (что? деревья-сущ.с пр.

Окружают(где?)справа и слева

Окружают (что?) дорогу

Шли (где?) рядышком

Пришли (когда?) в семь часов

Работает (со скольки?)  с утра

Работает (до скольки?)до вечера

Бушевало (как долго?)2 дня

Идут (когда?) в страдную пору

Идут (как долго?) с восхода до захода

У: А теперь давайте устно выполним упражнение 239. В нем даны 4 предложения из стихотворения С.Я. Маршака. Давайте прочитаем эти предложения и определим какими частями речи выражены обстоятельства времени.

……читай первое предложение. Где здесь обстоятельство времени?

Д: в январе

У:почему вы так решили? Какой частью речи выражено в январе?

в январе

сегодня

однажды

скоро

Итог урока

У: Давайте подведем итог. Как отличить в предложении дополнение от обстоятельства?

Д: Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей, а обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и обозначают место, время или способ действия.

Подпись учителя:                                                      Грачикова Л.Ю.

Подпись методиста:                                                  Никифорова Л.В.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34489. Скульптура первой половины 19в.Скульпторы И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин 26.5 KB
  Мартос Ф. Мартос создатель памятника Минину и Пожарскому а также Ф. Иван Петрович Мартос выдающийся русский скульптормонументалист. Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места.
34490. Русское искусство н.19в.: Романтизм в творчестве живописца О.А. Кипренского 35.5 KB
  В изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление вошедшее в историю под названием романтизма явление европейской культуры в XVIII XIX веках представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления противоположного классицизму и Просвещению. Героические походы Суворова на рубеже XVIII XIX столетий войны с Наполеоном и наконец народноосвободительная Отечественная война 1812 года а вслед за ней дворянское...
34491. Русское искусство н.19в.: Тенденции реализма в романтическом творчестве В.А.Тропинина. Пейзаж С.Ф. Щедрина 34.5 KB
  Тропинин. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. âПортрет Арсения Тропининаâ подкупает искренностью и чистотой эмоций написан он легко и обобщенно. âКружевницаâ одно из самых популярных произведений Тропинина.
34492. Русское искусство н.19в.: А.Г. Веницианов – основоположник русской жанровой живописи 28 KB
  Чтобы верно понять значение творческого наследие Венецианова необходимо вспомнить общее состояние русской художественной культуры первой четверти XIX века. Венецианов.Ранние портретные работы Венецианова несмотря на тонкую одухотворенность казались современникам слишком скромными лишенными артистического блеска недостаточно проникновенными. В самом деле Венецианов не был прирожденным портретистом.
34493. Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова 35 KB
  Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.
34494. Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма 32 KB
  Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...
34495. Русская живопись второй половины 19в.: Теория реалистического искусства. Передвижничество. Представители направления 34 KB
  Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила выражение в знаменитом академическом бунте 1863 года: четырнадцать молодых художников выпускников Академии решительно отказались писать программу то есть дипломную картину на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу протестантов И. Выйдя из Академии протестанты образовали Артель художников. Кроме петербургских художников в том же направлении работала в...
34496. Русская живопись к.19-н.20в.: Мир искусства – союз русских художников. Голубая роза. Бубновый валет 51.5 KB
  : Мир искусства союз русских художников. Мир искусства группа в которой зародилось это сильное и влиятельное культурноэстетическое течение возникла в Петербурге в самом начале 1890 годов. Дягилев будущий вдохновитель и руководитель практической деятельности â Мира искусстваâ. Этапным событием на этом пути явилось издание первого номера журнала âМир искусстваâ.
34497. Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство 35.5 KB
  Окна роста. Окна Роста или Окна сатиры Роста особого типа плакаты на политические военные и хозяйственные темы дня которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. Окна Роста обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура Окна Роста: несколько от 2 до 14 самостоятельных рисунков расположенных в логической последовательности и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую тему.