62779

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...

Русский

2014-06-13

23.58 KB

1 чел.

Урок №2.

Дата: 26. 01. 2012 год
Класс:
4 «А»
Предмет:
русский язык
Тема:
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения.
Цель:
формировать умение находить в предложении обстоятельства и дополнения, сравнивать их.
Задачи урока:

1. Образовательные – отработать умение находить и обозначать обстоятельства и дополнения в предложении;
2. Развивающие – развивать память, логическое мышление, внимание.
3. Воспитательные – воспитывать уважение к родному языку, умение работать в коллективе.


Оборудование  урока:
учебник, тетради

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечания

Орг.момент

У: Здравствуйте меня зовут Ирина Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня на уроке нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш, линейка.

У: Откройте тетради. Записываем число, классная работа.

Подготовка к активной УПД

У:Начнем урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Какая перед вами буква?

Д: буква П

У: Какие звуки обозначает буква П?

Д: П обозначает 2 звука                (мягкий и твердый)

У: дайте характеристику звуку   п   

Д: согл,тв,парный,глух.

У: дайте характеристику звуку п  

Д: согл,мягк,парный,глух.

У: пропишите букву П в соединении до конца строки.

Пп пп Ппп ппп

Активная УПД на основном этапе

У: Назовите одним словом определение понятия: поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам.

Д: Путешествие

У: Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам, а ……………………говори вслух. Выделите орфограмму и поставьте знак ударения.

У: В чем особенность этого слова?

Д: Это слово сложное

У: А что это значит?

Д: Значит в ней 2 корня

У: Какие?

Д: Первый – путь, второй – связан со словом шествие

У: Это старинное слово и обозначает – хождение. Давайте придумаем предложение с этим словом.

Дети говорят свои варианты

У: Давайте запишем такие предложения: Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света. Путешествием по Алтаю благополучно завершился наш отпуск.

Выходи ……………….. к доске, а вы записывайте в тетради.

У: Каким членом предложения является слово «путешествие» в первом предложении?

Д: Обстоятельство

У: Почему вы так думаете?

Д: Можно поставить вопрос отправился куда?

(от какого слова нужно ставить вопрос? От сказуемого)

У: А во втором предложения оно, каким членом предложения является?

Д: Дополнением

У: Почему?

Д: Завершился чем?

У: Подчеркни эти слова, как члены предложения, а вы возьмите простой карандашик и подчеркните в тетрадях.

Д: в путешествие, путешествием

У:Что общего между дополнением и обстоятельством?

Д:Это второстепенные члены предложения.

У: Чем они различаются?

Д: Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей, а обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и обозначают место, время или способ действия.

У: Какими частями речи в предложении могут быть выражены дополнения?

Д: Сущ. с предлогом

У: а обстоятельства?

Д: Наречие и сущ.с предлогом.

У: На уроке мы будем учиться различать дополнения от обстоятельства.

Закрепление изученного материала

У: Откройте учебник на странице 21 упражнение №236. Давайте прочитаем задание. Читай …..

У: Разделите тетрадку на 3 столбика. И выпишите по 5 выделенных слов в каждую группу. Не все, а в каждую по 5! Начинаем выполнять самостоятельно, а мы потом проверим.

Дети начитают выполнять самостоятельно.

У: Какие 3 части речи вы записали

Д: Прил, сущ, нар.

У: ………. …..Прочитай свои прилагательные, а вы внимательно слушайте, не ошиблась ли …….. почему ты решила, что это прилагательные

Д: Потому что отвечает на вопросы, какой, какая какие

У: Все согласны?

У: А теперь давайте прочитаем сущ. а у кого другие сущ.? Почему вы решили, что это существительные

Д: обозначает предмет и отвечает на падежные вопросы.

У: А теперь давайте прочитаем какие наречия мы с вами выписали из текста.

Давайте докажем что это наречие. Какое у тебя первое слово?

Д: Кувырком

У: Почему вы решили, что это наречие?

Д: скатился как? кувырком

У: что это за наречие?

Д: наречие образа действия

У: Какое следующее слово?  

Прилагательные:

Зимним; скользкие; дремучий; серого; ретивый; долгогривый

Существительные:

На ветви, за ночь, утром, на заре, с горки, с сосны, на горке ….

Шлёпались (как?) шумно - нар.образ.действ.

Шлёпают (как?) гуськом – нар.образ.действ.

Ловит (как?) ловко - нар.образ.действ.

Испек (когда?) спозаранку – нар.времени

У:А теперь выполним упражнение 243. ……. читай задание. Мы с вами будем выписывать эти словочетания с вопросом, и обозначать какой частью речи будет выражено второе слово. Записываем в столбик.

…… читай первое предложение. Какое словосочетание с глаголом мы выпишем?

Пошли (когда?) утром – нар.

Пошли (куда?) в лес – сущ.с пр.

Качает (как?) сильно – нар.

Качает (что? деревья-сущ.с пр.

Окружают(где?)справа и слева

Окружают (что?) дорогу

Шли (где?) рядышком

Пришли (когда?) в семь часов

Работает (со скольки?)  с утра

Работает (до скольки?)до вечера

Бушевало (как долго?)2 дня

Идут (когда?) в страдную пору

Идут (как долго?) с восхода до захода

У: А теперь давайте устно выполним упражнение 239. В нем даны 4 предложения из стихотворения С.Я. Маршака. Давайте прочитаем эти предложения и определим какими частями речи выражены обстоятельства времени.

……читай первое предложение. Где здесь обстоятельство времени?

Д: в январе

У:почему вы так решили? Какой частью речи выражено в январе?

в январе

сегодня

однажды

скоро

Итог урока

У: Давайте подведем итог. Как отличить в предложении дополнение от обстоятельства?

Д: Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей, а обстоятельства отвечают на вопросы косвенных падежей и обозначают место, время или способ действия.

Подпись учителя:                                                      Грачикова Л.Ю.

Подпись методиста:                                                  Никифорова Л.В.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...
85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения – более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.
85015. Профилактика вредных привычек 32.72 KB
  Познакомить учащихся с нормативноправовой базой по профилактике наркомании в нашей стране. Изучаемые вопросы Нормативноправовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Изложение учебного материала Во вступительной части к уроку необходимо еще раз подчеркнуть что такие привычки как курение употребление спиртных напитков и пива разновидность наркомании а наркомания заболевание которое человек приобретает добровольно начав употреблять наркотики.
85016. Общие правила оказания первой медицинской помощи 30.45 KB
  Общие правила оказания первой медицинской помощи Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи; обсудить ситуации при которых необходимо вызывать скорую помощь. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Рекомендации по изложению учебного материала Дать определение первой медицинской помощи и определить ситуации в которых она оказывается.
85017. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 27.74 KB
  Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении практическое занятие Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении. Организация занятия Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах при сильном кровотечении.