62784

Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...

Русский

2014-06-13

15.92 KB

7 чел.

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема урока: Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова.

Эпиграфы к уроку:

«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни». (М.Горький)

Оборудование: Портрет Чехова с надписью «Его врагом была пошлость».

Цели урока:

  1.  выяснить, почему рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют «маленькой трилогией?»
  2.  понять замысел  «маленькой трилогии»;
  3.  воспитать стремление к деятельной, духовно богатой жизни.
  4.   развитие речи

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнишь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравствен объясняет  и опрятным физически ». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее « желание видеть людей  простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности, обывательщины, духовного мещанства».

2. Словарная работа. Запись на доске слов:

Пошлый – безвкусно – грубый, чуждый высших интересов и запросов.

Мещанин – 2) человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором.

Обывательщина – бытовая косность, пошлость, узость общественных взглядов, интересов.

Косность – умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность.

3. Проверка домашнего задания: мини – сочинения «Какой рассказ вам понравился и почему?»

4. Проверка ЗУН:

- Что такое рассказ?

- Из каких частей состоит рассказ? Дайте их определение.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Человек в футляре».

Назовите действующих лиц.

Дайте характеристику Беликову. Чего он боялся? Что он любил? Какие отношения поддерживал с товарищами? Как они относились к нему? Любимые слова Беликова. Опишите его домашнюю жизнь. Какое событие произошло не только в жизни города, но и в жизни Беликова? Какое воздействие оказал этот человек на весь город? Проведите параллель смерти Беликова с другими произведениями («Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Смерть чиновника» А.Чехова)

Что называет Иван Иванович «жизнью в футляре»? Что такое «беликовщина»? Сравните высказывание Фамусова из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова : «Ах, что же станет говорить княгиня Марья Алексевна» со словами Беликова «Ах, как бы чего не вышло».

«И мысль свою Беликов старался запрятать в футляр». Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Инертность – бездеятельность, вялость.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Крыжовник».

Каким был брат в начале рассказа? Где служил? О чем он мечтал? Каким образом осуществилась его мечта? Опишите реакцию Николая Ивановича, когда внесли тарелку с крыжовником? Найдите ключевые слова рассказа. Как вы понимаете смысл слов «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар», «Пока, мол, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования, куцей мечты.

Рассказ «О любви». Почему рассказ называется так? Назовите действующих лиц. Опишите главную героиню Анну Алексеевну Луганович. Что почувствовал Алехин при первой встрече с ней? О какой любви говорится в этом рассказе? Есть ли сходство Анны Алексеевны с Татьяной Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Найдите ключевые слова рассказа. «Со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить» . Футляр для чувства, для любви разрушает личность человека. Он символ страха жить не как все.

Рассказ «О любви» является автобиографичным. Характер, интонация отношений между Лидией Алексеевной Авиловой – писательницей и Чеховым переданы в этом произведении.

Вывод: «Нет, больше так  жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению жизнь».Ф

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Ионыч», найти сходство с одним из героев трилогии, написать сочинение «В чем смысл жизни?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77739. Диски и контроллеры SAS 1.93 MB
  SS может использовать и большой набор разновидностей RID. Такие гиганты как dptec или LSI Logic в своих продуктах предлагают расширенный набор функций для расширения миграции создания гнёзд и других возможностей в том числе касающихся распределённых массивов RID по нескольким контроллерам и приводам. Но SS это больше нежели интерфейс следующего поколения для профессиональных жёстких дисков хотя он идеально подходит для построения простых и сложных RIDмассивов на базе одного или нескольких RIDконтроллеров. Вместе с мощными...
77740. Интерфейс eSATA и высокоскоростной внешний кейс для десктопных винчестеров любой емкости 1.15 MB
  Интерфейс eST externl Seril T Вместе с тем с некоторых пор проблема выбора интерфейса для внешнего накопителя или контейнера для жестких дисков обрела очень симпатичное и оптимальное решение: внедрение последовательного дискового интерфейса Seril T изначально ориентированного на горячее подключение накопителей и увеличенную по сравнению с IDE длину сигнального кабеля позволило почти даром создавать внешние накопители и контейнеры просто выводя внутренний порт Seril T наружу компьютера. Именно так и поступали некоторые производители...
77741. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА 42 KB
  Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения обеспечивающая последовательное движение к цели. Большое значение имеют: опыт исследования информационная база его проведения методика моделирования и оценок процессов или явлений доступность методов исследования наличие соответствующих технических средств квалификация исследователей.
77742. ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 42.5 KB
  От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений а следовательно и эффективность управления. Исследование управления также невозможно без фактов на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том что они: очерчивают явление позволяют распознавать проблему определяют саму необходимость исследования создают мотивационное поле исследования.
77743. ОЦЕНКИ В ИСУ 52 KB
  Средством оценки является показатель. Оценки могут быть: программно-тестовые – с использованием компьютерной техники; экспертные на основе работы группы экспертов. коллективные и индивидуальные; точные и приблизительные; эпизодические и периодические; общие и локальные; простые и сложные последние построены на специальных расчетах агрегировании информации построении синтетических показателей; Для достижения успеха исследования нужно уметь правильно выбирать вид оценки.
77744. МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 55 KB
  мышление абсолютно индивидуально Именно в мышлении проявляются особенности личности Однако любое разнообразие можно классифицировать. Это качество может быть как положительным так и отрицательным в зависимости от того по каким факторам мышление проявляет это качество.1 Индивидуализированное мышление – ярко проявляющее черты личности индивидуальность неординарность.
77745. КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 72.5 KB
  Образование: определяет уровень развития способностей корректирует и формирует индивидуальность специалиста. Креативное образование образование ориентированное на развитие творческих способностей человека на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование мотивирующее самостоятельное осмысление действительности самопознание индивидуальности превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.
77746. ПРОГРАММА И ПЛAH ИССЛЕДОВАНИЯ 37 KB
  Она должна содержать: обоснование предмета исследования важность и актуальность проблемы общее содержание исследуемой проблемы роль ее относительно других проблем необходимые условия для успешного решения проблемы финансирование кадровое обеспечение организационные условия временные ограничения и пр. Программа как правило состоит из следующих разделов: Цель проведения исследований Содержание проблемы ее актуальность и важность Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования Обеспечение исследования...
77747. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 65.5 KB
  Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени видам работ кадрам проблемам Формы организации исследования Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны если: у персонала управления есть резервы времени; его исследовательский потенциал достаточно высок.