62784

Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...

Русский

2014-06-13

15.92 KB

8 чел.

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема урока: Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова.

Эпиграфы к уроку:

«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни». (М.Горький)

Оборудование: Портрет Чехова с надписью «Его врагом была пошлость».

Цели урока:

  1.  выяснить, почему рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют «маленькой трилогией?»
  2.  понять замысел  «маленькой трилогии»;
  3.  воспитать стремление к деятельной, духовно богатой жизни.
  4.   развитие речи

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнишь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравствен объясняет  и опрятным физически ». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее « желание видеть людей  простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности, обывательщины, духовного мещанства».

2. Словарная работа. Запись на доске слов:

Пошлый – безвкусно – грубый, чуждый высших интересов и запросов.

Мещанин – 2) человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором.

Обывательщина – бытовая косность, пошлость, узость общественных взглядов, интересов.

Косность – умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность.

3. Проверка домашнего задания: мини – сочинения «Какой рассказ вам понравился и почему?»

4. Проверка ЗУН:

- Что такое рассказ?

- Из каких частей состоит рассказ? Дайте их определение.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Человек в футляре».

Назовите действующих лиц.

Дайте характеристику Беликову. Чего он боялся? Что он любил? Какие отношения поддерживал с товарищами? Как они относились к нему? Любимые слова Беликова. Опишите его домашнюю жизнь. Какое событие произошло не только в жизни города, но и в жизни Беликова? Какое воздействие оказал этот человек на весь город? Проведите параллель смерти Беликова с другими произведениями («Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Смерть чиновника» А.Чехова)

Что называет Иван Иванович «жизнью в футляре»? Что такое «беликовщина»? Сравните высказывание Фамусова из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова : «Ах, что же станет говорить княгиня Марья Алексевна» со словами Беликова «Ах, как бы чего не вышло».

«И мысль свою Беликов старался запрятать в футляр». Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Инертность – бездеятельность, вялость.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Крыжовник».

Каким был брат в начале рассказа? Где служил? О чем он мечтал? Каким образом осуществилась его мечта? Опишите реакцию Николая Ивановича, когда внесли тарелку с крыжовником? Найдите ключевые слова рассказа. Как вы понимаете смысл слов «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар», «Пока, мол, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования, куцей мечты.

Рассказ «О любви». Почему рассказ называется так? Назовите действующих лиц. Опишите главную героиню Анну Алексеевну Луганович. Что почувствовал Алехин при первой встрече с ней? О какой любви говорится в этом рассказе? Есть ли сходство Анны Алексеевны с Татьяной Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Найдите ключевые слова рассказа. «Со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить» . Футляр для чувства, для любви разрушает личность человека. Он символ страха жить не как все.

Рассказ «О любви» является автобиографичным. Характер, интонация отношений между Лидией Алексеевной Авиловой – писательницей и Чеховым переданы в этом произведении.

Вывод: «Нет, больше так  жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению жизнь».Ф

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Ионыч», найти сходство с одним из героев трилогии, написать сочинение «В чем смысл жизни?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59952. Година спілкування «Ти – саме життя…» (22 березня – Всесвітній день води) 174.5 KB
  Цей вірш Алекси Павак якнайкраще передає сутність та роль води в нашому житті. З появою води приходить життя. За рішенням Генеральної Асамблеї та Організації Обєднаних Націй 22 березня в усьому світі відзначається як День водних ресурсів або Всесвітній день води.
59953. Вода – источник жизни 765.5 KB
  Цель: Ознакомить с представлением о воде её свойствах. Ученики должны: осознать что вода это жизнь и здоровье; знать какие вещества и каким образом влияют на качество воды для питья для использования в быту и водные экосистемы...
59954. Вода - основа жизни 6.29 MB
  Учитель цель вступительное слово; Выступления: Чистая вода; Грязная вода; Грозная вода; Представитель службы спасения. В природе вода встречается в трех состояниях: жидком твердом и газообразном. Вода великое благо на Земле но может быть и великой угрозой.
59955. Кругообіг води в природі 157.5 KB
  Мета: формувати уявлення про кругообіг води в природі про перетворення води з одного смаку в інший вміння бачити і встановлювати залежність між компонентами природи розвивати світоглядні уявлення школярів; удосконалювати навички роботи...
59956. Поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин. Визначення якості води методами хімічного аналізу. Біологічні функції води 113.5 KB
  Мета: поглибити знання про будову води вміст води в організмах біологічні функції води; дати поняття про якість води і гранично допустиму концентрацію речовин; навчитися визначати якість води методами хімічного аналізу І.
59957. Різноманітність водоростей. Значення в природі та житті людини 173 KB
  Мета: ознайомити учнів з будовою та особливостями процесів життєдіяльності відділів Бурі Червоні Діатомові водорості; розглянути особливості пристосування до різних умов життя; зясувати значення водоростей у природі та житті людини.
59958. Значення водоростей в природі та житті людини 51 KB
  Основні поняття та терміни: екологія фармацевт технолог харчової промисловості мікробіологія агар йод осадові породи добрива самоочищення водойм планктон Обладнання: таблиці Водорості Роль водоростей у природі та народному господарстві...
59959. Водойми України. Розкриття значення води для життя людини у творах В. Сухомлинського. Інтегрований урок з природознавства та позакласного читання 159.5 KB
  Мета. Сформувати поняття про водойми: джерело озеро, болото, море; розвивати спостережливість і увагу; виховувати любов до природи, бережне ставлення до її багатств.
59960. Водиця – усьому цариця 32 KB
  Ми проведемо урок у формі гри етапами якої будуть різні конкурси. ІІ Проведення гри 1 конкурс РОЗМИНКА Командам пропонується написати географічний диктант. Кожна правильна відповідь...