62784

Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...

Русский

2014-06-13

15.92 KB

7 чел.

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема урока: Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова.

Эпиграфы к уроку:

«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни». (М.Горький)

Оборудование: Портрет Чехова с надписью «Его врагом была пошлость».

Цели урока:

  1.  выяснить, почему рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют «маленькой трилогией?»
  2.  понять замысел  «маленькой трилогии»;
  3.  воспитать стремление к деятельной, духовно богатой жизни.
  4.   развитие речи

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнишь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравствен объясняет  и опрятным физически ». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее « желание видеть людей  простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности, обывательщины, духовного мещанства».

2. Словарная работа. Запись на доске слов:

Пошлый – безвкусно – грубый, чуждый высших интересов и запросов.

Мещанин – 2) человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором.

Обывательщина – бытовая косность, пошлость, узость общественных взглядов, интересов.

Косность – умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность.

3. Проверка домашнего задания: мини – сочинения «Какой рассказ вам понравился и почему?»

4. Проверка ЗУН:

- Что такое рассказ?

- Из каких частей состоит рассказ? Дайте их определение.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Человек в футляре».

Назовите действующих лиц.

Дайте характеристику Беликову. Чего он боялся? Что он любил? Какие отношения поддерживал с товарищами? Как они относились к нему? Любимые слова Беликова. Опишите его домашнюю жизнь. Какое событие произошло не только в жизни города, но и в жизни Беликова? Какое воздействие оказал этот человек на весь город? Проведите параллель смерти Беликова с другими произведениями («Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Смерть чиновника» А.Чехова)

Что называет Иван Иванович «жизнью в футляре»? Что такое «беликовщина»? Сравните высказывание Фамусова из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова : «Ах, что же станет говорить княгиня Марья Алексевна» со словами Беликова «Ах, как бы чего не вышло».

«И мысль свою Беликов старался запрятать в футляр». Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Инертность – бездеятельность, вялость.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Крыжовник».

Каким был брат в начале рассказа? Где служил? О чем он мечтал? Каким образом осуществилась его мечта? Опишите реакцию Николая Ивановича, когда внесли тарелку с крыжовником? Найдите ключевые слова рассказа. Как вы понимаете смысл слов «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар», «Пока, мол, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования, куцей мечты.

Рассказ «О любви». Почему рассказ называется так? Назовите действующих лиц. Опишите главную героиню Анну Алексеевну Луганович. Что почувствовал Алехин при первой встрече с ней? О какой любви говорится в этом рассказе? Есть ли сходство Анны Алексеевны с Татьяной Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Найдите ключевые слова рассказа. «Со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить» . Футляр для чувства, для любви разрушает личность человека. Он символ страха жить не как все.

Рассказ «О любви» является автобиографичным. Характер, интонация отношений между Лидией Алексеевной Авиловой – писательницей и Чеховым переданы в этом произведении.

Вывод: «Нет, больше так  жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению жизнь».Ф

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Ионыч», найти сходство с одним из героев трилогии, написать сочинение «В чем смысл жизни?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79030. Отопление и вентиляция жилого дома 821.84 KB
  Исходные данные для проектирования систем приведены в задании на проектирование. Район постройки  г. Гомель. Ориентация главного фасада здания – на Север. Чердак –холодный. Нагревательные приборы – радиаторы типа MС - 90 - 108
79031. Ррозробка корпоративного стилю та бренд-буку для кавової корпорації «Кому ні кава» за допомогою комп’ютерних графічних програм 6.1 MB
  Ескізне проектування і розробка основних графічних констант корпорації: знак, логотип, корпоративні кольори, шрифтові блоки. Пошук вдалого вирішення форми і кольору. Розробка ділової документації та рекламно-іміджевих елементів, з використанням основних графічних констант.
79032. Держава Павла Скоропадського 118.5 KB
  Незадоволення бідняцьких верств селянства, становище яких в умовах окупації різко погіршилося, виявлялося в партизанському русі, що поширювався. Послаблення державних інститутів, які Центральна Рада прагнула будувати демократичним шляхом, призводило до повсюдного хаосу і безладдя. Чим далі, тим більше центральний уряд не міг контролювати становище на місцях.
79033. Преднаука и философия познания в Средние века 34 KB
  Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибнМусы алХорезми 780850 автора нескольких сочинений по математике которые в XII в. Через его Арифметику европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами алгоритмами от имени алХорезми выполнения четырех действий над числами записанными по этой системе. АлХорезми была написана Книга об алджебр и алмукабала целью которой было обучить искусству решений уравнений необходимых в случаях наследования раздела имущества торговли при измерении земель проведении...
79034. Эпоха Возрождения как канун становления классической науки 40 KB
  В городах стали возникать светские центры науки и искусства деятельность которых находилась вне контроля церкви. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Особенности науки эпохи Возрождения: антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; 2 создание новой пантеистичекой картины мира отождествляющей Бога и природу; 3 антропоцентризм то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности философии.
79035. Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н.Кузанского, Д.Бруно, Б.Спинозы и французских просветителей 18-го века) 43.5 KB
  Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов
79036. Философия познания Ф.Бэкона и ее значение для превращения преднауки в науку 42 KB
  Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель философматериалист и один из основоположников науки Фрэнсис Бэкон 1561 1626. Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм Знание сила в течение трех веков является символом науки. Бэкон предпринимает Великое восстановление наук в книге оставшейся не законченной и фиксирует возникновение науки как триединого целого система...
79037. Философия познания Р.Декарта и ее значение для превращения преднауки в науку 35 KB
  В основе философии Декарта дуализм души и тела мыслящей и протяженной субстанции. Общая причина движения по Декарту Бог который сотворил материю движение и покой. В учении о познании Декарт родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.
79038. Становление классической науки (XVII век) 35.5 KB
  Становление классической науки XVII век. также научная революция Этап становления классической науки относится к XVII. Этап становления классической науки связан прежде всего с деятельностью таких мыслителей как Г. При этом предметом науки являются законы общие положения обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.