62784

Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...

Русский

2014-06-13

15.92 KB

7 чел.

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема урока: Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова.

Эпиграфы к уроку:

«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни». (М.Горький)

Оборудование: Портрет Чехова с надписью «Его врагом была пошлость».

Цели урока:

  1.  выяснить, почему рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют «маленькой трилогией?»
  2.  понять замысел  «маленькой трилогии»;
  3.  воспитать стремление к деятельной, духовно богатой жизни.
  4.   развитие речи

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнишь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравствен объясняет  и опрятным физически ». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее « желание видеть людей  простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности, обывательщины, духовного мещанства».

2. Словарная работа. Запись на доске слов:

Пошлый – безвкусно – грубый, чуждый высших интересов и запросов.

Мещанин – 2) человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором.

Обывательщина – бытовая косность, пошлость, узость общественных взглядов, интересов.

Косность – умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность.

3. Проверка домашнего задания: мини – сочинения «Какой рассказ вам понравился и почему?»

4. Проверка ЗУН:

- Что такое рассказ?

- Из каких частей состоит рассказ? Дайте их определение.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Человек в футляре».

Назовите действующих лиц.

Дайте характеристику Беликову. Чего он боялся? Что он любил? Какие отношения поддерживал с товарищами? Как они относились к нему? Любимые слова Беликова. Опишите его домашнюю жизнь. Какое событие произошло не только в жизни города, но и в жизни Беликова? Какое воздействие оказал этот человек на весь город? Проведите параллель смерти Беликова с другими произведениями («Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Смерть чиновника» А.Чехова)

Что называет Иван Иванович «жизнью в футляре»? Что такое «беликовщина»? Сравните высказывание Фамусова из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова : «Ах, что же станет говорить княгиня Марья Алексевна» со словами Беликова «Ах, как бы чего не вышло».

«И мысль свою Беликов старался запрятать в футляр». Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Инертность – бездеятельность, вялость.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Крыжовник».

Каким был брат в начале рассказа? Где служил? О чем он мечтал? Каким образом осуществилась его мечта? Опишите реакцию Николая Ивановича, когда внесли тарелку с крыжовником? Найдите ключевые слова рассказа. Как вы понимаете смысл слов «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар», «Пока, мол, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования, куцей мечты.

Рассказ «О любви». Почему рассказ называется так? Назовите действующих лиц. Опишите главную героиню Анну Алексеевну Луганович. Что почувствовал Алехин при первой встрече с ней? О какой любви говорится в этом рассказе? Есть ли сходство Анны Алексеевны с Татьяной Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Найдите ключевые слова рассказа. «Со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить» . Футляр для чувства, для любви разрушает личность человека. Он символ страха жить не как все.

Рассказ «О любви» является автобиографичным. Характер, интонация отношений между Лидией Алексеевной Авиловой – писательницей и Чеховым переданы в этом произведении.

Вывод: «Нет, больше так  жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению жизнь».Ф

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Ионыч», найти сходство с одним из героев трилогии, написать сочинение «В чем смысл жизни?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

716. Понятие и виды объектов гражданских прав 154 KB
  Объекты гражданских прав. Понятие имущества в гражданском законодательстве. Вещи как объекты гражданского оборота: понятие и научно-правовая классификация. Индивидуально-определённые вещи и вещи с родовыми признаками. Ценные бумаги: понятие и общая классификация. Ограниченные, свободные в обороте, изъятые вещи.
717. Жизненный путь и политическая деятельность Джузеппе Гарибальди 92.5 KB
  Детство, юность и первые шаги на политическом поприще. Влияние Джузеппе Гарибальди на мировую моду. Борьба за объединение Италии. Революция 1848 года и её разгром.
718. Особенности экологического менеджмента 102.5 KB
  Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии. Создание экологичного производства. Аудит системы экологического менеджмента.
719. Проектування програмних засобів на мові Assembler та в інтерпретаторі Shell 106 KB
  Системне програмування в shell інтерпретаторі. Операційна система Windows. Системне програмування в MASM. Операційна система Linux (Ubuntu). Засоби підготування текстів.
720. Причины и условия преступности 382.5 KB
  Понятие и классификация причин и условий преступности. Сущность детерминации преступности. Основные криминологические концепции причин и условий преступности.
721. Анализ маркетинговой деятельности рекламно выставочной компании Доминанта 127 KB
  Углубление теоретических знаний по специальности Международная информация и их практическая реализация. Изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций подразделений. Оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности
722. Закон всемирного тяготения. Гравитация. Инертная и гравитационная масса 54 KB
  Согласно законам Ньютона, движение тела с ускорением возможно только под действием силы. Зависимость силы притяжения тел к Земле от расстояний между телами и от масс взаимодействующих тел.
723. Причины возникновения и суть монополии, ее суть, виды и типы 136 KB
  Определение понятия МОНОПОЛИЯ. Виды монополии и их характеристика. Факторы, способствующие возникновению монополии. Теоретическая сущность монополизма. Монополистическая конкуренция. Антимонопольное регулирование в условиях рынка.
724. Равномерное движение тела по окружности 53.5 KB
  Направление скорости при равномерном движении по окружности. Ускорение при равномерном движении тел по окружности (центростремительное ускорение).