62784

Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Портрет Чехова с надписью Его врагом была пошлость. Чехова не всегда легко понять если не помнишь жизненной позиции писателя который был строг прежде всего к себе. Горького горячее желание видеть людей простыми красивыми и гармоничными...

Русский

2014-06-13

15.92 KB

7 чел.

Урок русской литературы в 10 классе.

Тема урока: Протест против «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» А.П.Чехова.

Эпиграфы к уроку:

«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И.Чуковский)

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни». (М.Горький)

Оборудование: Портрет Чехова с надписью «Его врагом была пошлость».

Цели урока:

  1.  выяснить, почему рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют «маленькой трилогией?»
  2.  понять замысел  «маленькой трилогии»;
  3.  воспитать стремление к деятельной, духовно богатой жизни.
  4.   развитие речи

Ход урока

1.Вступительное слово учителя. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнишь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человек должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравствен объясняет  и опрятным физически ». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее « желание видеть людей  простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности, обывательщины, духовного мещанства».

2. Словарная работа. Запись на доске слов:

Пошлый – безвкусно – грубый, чуждый высших интересов и запросов.

Мещанин – 2) человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором.

Обывательщина – бытовая косность, пошлость, узость общественных взглядов, интересов.

Косность – умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность.

3. Проверка домашнего задания: мини – сочинения «Какой рассказ вам понравился и почему?»

4. Проверка ЗУН:

- Что такое рассказ?

- Из каких частей состоит рассказ? Дайте их определение.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Человек в футляре».

Назовите действующих лиц.

Дайте характеристику Беликову. Чего он боялся? Что он любил? Какие отношения поддерживал с товарищами? Как они относились к нему? Любимые слова Беликова. Опишите его домашнюю жизнь. Какое событие произошло не только в жизни города, но и в жизни Беликова? Какое воздействие оказал этот человек на весь город? Проведите параллель смерти Беликова с другими произведениями («Премудрый пискарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Смерть чиновника» А.Чехова)

Что называет Иван Иванович «жизнью в футляре»? Что такое «беликовщина»? Сравните высказывание Фамусова из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова : «Ах, что же станет говорить княгиня Марья Алексевна» со словами Беликова «Ах, как бы чего не вышло».

«И мысль свою Беликов старался запрятать в футляр». Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Инертность – бездеятельность, вялость.

Найдите вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение рассказа А.Чехова «Крыжовник».

Каким был брат в начале рассказа? Где служил? О чем он мечтал? Каким образом осуществилась его мечта? Опишите реакцию Николая Ивановича, когда внесли тарелку с крыжовником? Найдите ключевые слова рассказа. Как вы понимаете смысл слов «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар», «Пока, мол, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Футляр – усадьба, идеал покоя, бездумного существования, куцей мечты.

Рассказ «О любви». Почему рассказ называется так? Назовите действующих лиц. Опишите главную героиню Анну Алексеевну Луганович. Что почувствовал Алехин при первой встрече с ней? О какой любви говорится в этом рассказе? Есть ли сходство Анны Алексеевны с Татьяной Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Найдите ключевые слова рассказа. «Со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить» . Футляр для чувства, для любви разрушает личность человека. Он символ страха жить не как все.

Рассказ «О любви» является автобиографичным. Характер, интонация отношений между Лидией Алексеевной Авиловой – писательницей и Чеховым переданы в этом произведении.

Вывод: «Нет, больше так  жить нельзя. Должна быть широкая, свободная, более отвечающая назначению жизнь».Ф

Домашнее задание. Прочитать рассказ «Ионыч», найти сходство с одним из героев трилогии, написать сочинение «В чем смысл жизни?»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83650. Элементы электрических цепей 156 KB
  Электротехнические устройства производящие электрическую энергию называются генераторами или источниками электрической энергии а устройства потребляющие ее приемниками потребителями электрической энергии. Схемы замещения источников электрической энергии Свойства источника электрической энергии описываются ВАХ называемой внешней характеристикой источника. ВАХ источника может быть определена экспериментально на основе схемы представленной на рис. Здесь вольтметр V измеряет напряжение на зажимах 12 источника И а амперметр А ...
83651. Топология электрической цепи 169.5 KB
  Отрезок линии соответствующий ветви схемы называется ветвью графа. Граничные точки ветви графа называют узлами графа. Ветвям графа может быть дана определенная ориентация указанная стрелкой. Подграфом графа называется часть графа т.
83652. Представление синусоидальных величин с помощью векторов и комплексных чисел 166 KB
  Это было связано с тем что первые генераторы электрической энергии вырабатывали постоянный ток который вполне удовлетворял технологическим процессам электрохимии а двигатели постоянного тока обладают хорошими регулировочными характеристиками. Цепи с изменяющимися переменными токами по сравнению с цепями постоянного тока имеют ряд особенностей. Для периодического тока имеем 1 Величина обратная периоду есть частота измеряемая в герцах Гц: 2 Диапазон частот применяемых в технике: от сверхнизких частот 0. Ее принято...
83653. Элементы цепи синусоидального тока. Векторные диаграммы и комплексные соотношения для них 186 KB
  Переходя от синусоидальных функций напряжения и тока к соответствующим им комплексам: разделим первый из них на второй. Следовательно соответствующие им векторы напряжения и тока Полученный результат показывает что напряжение на конденсаторе отстает по фазе от тока на.
83654. Закон Ома для участка цепи с источником ЭДС 189.5 KB
  Положительных направлений напряжений и токов. Однако число уравнений подлежащих решению может быть сокращено если воспользоваться специальными методами расчета к которым относятся методы контурных токов и узловых потенциалов. Метод контурных токов Идея метода контурных токов: уравнения составляются только по второму закону Кирхгофа но не для действительных а для воображаемых токов циркулирующих по замкнутым контурам т. Направления истинных и контурных токов выбираются произвольно.
83655. Основы матричных методов расчета электрических цепей 192 KB
  Соотношение 3 запишем для всех n ветвей схемы в виде матричного равенства или 4 где Z диагональная квадратная размерностью n x n матрица сопротивлений ветвей все элементы которой взаимную индуктивность не учитываем за исключением элементов главной диагонали равны нулю. Сказанное может быть записано в виде матричного соотношения 8 где столбцовая матрица контурных токов; транспонированная контурная матрица. 11 то получим матричную форму записи уравнений составленных по методу контурных токов: 12 где...