62832

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...

Русский

2014-06-14

16.04 MB

0 чел.

          Урок №5 по предмету "Живая музыка"

            (2-й класс школы педпрактики ОГМА)

                                      27.02.2011 г.

            Тема:"СКАЗКА В МУЗЫКЕ."

Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем и поздороваемся! Молодцы, можете присесть на свои места.

На прошлом уроке мы говорили о сказках. А что же такое сказка? Кто может ответить? Сказка - это прежде всего вымысел, т.е. вымышленный (выдуманный) рассказ. В сказке есть то, чего на самом деле не может быть... Это что ? Например - волшебство, животные могут расговаривать, герои наделены какой-то невиданной силой (волшебной), предметы наделены необычной силой (например: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и т.д.)...

Как мы можем познакомиться со сказкой? Где мы можем её увидеть (услышать)? Мы можем услышать её от кого-то (родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев), можем её прочесть, посмотреть (если это мультфильм или фильм-сказка)...

Сказки бывают разные! Разные по содержанию (сюжету) и потому,кто их соченил. Сказки народные - соченённые народом и сохранившиеся, благодаря пересказу (они не имеют определённого автора,т.е. мы не пожем сказать кто конкретно их соченил). Сказки авторские - те, у которых есть определённый автор (написанные каким-то писателем или поэтом). Например: писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев; поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов и другие...

Вот например народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба и 40 разбойников”; датские “Свинопас”, “Русалочка”.

Авторские сказки: Пушкин "сказка о Царе Салтане",Ершов "Конёк-Горбунёк", "Снежная королева." Г.Х. Андерсена и другие.

А знаете ли вы, что многие мультфилмы сделаны по сюжетам сказок?

Вот например "Русалочка" (показать картинку) - есть несколько вариантов этого мультика, а нарисован он по мотивам знаменитой датской народной сказки "Русалочка".

(картинка)

Мультфильм "Алладин" - по мотивам арабской народной сказки "Али Баба и 40 разбойников.

(картинка)

А вот "Красавица и Чудовище",мультик нарисованный по мотивам  сказки "Аленький цветочек" русского писателя Аксакова С.Т.

(картинка)

Ну и другие...

Ребята, а что же такое мильтфильм? Это сказка выраженная в цвете (нарисованная сказка). А как вы думаете можно ли выразить сказку в музыке? Можно.Ребята, помните, на уроке "музыка и другие виды искусства" мы уже говорили, что музыка, подобно краскам в живописи, тоже может "рисовать" картины... На прошлом уроке мы уже говорили о такой сказке как "Сказка о царе Салтане"... Напомните мне, пожалуйста, какие 3 чуда представлены в этой сказке!

(картинка)

Чудо - белка.

А вот репродукция картины Врубеля "Царевна Лебедь".

Ну и 33 богатыря...

(картинка)

Ребята! Сейчас я включу музыку русского композитора Римского - Корсакова, но название композиций я сразу называть не стану! Вы попробуете угадать какая музыка соответствует какому чуду.

Закроем все сейчас глаза и внемательно слушаем и представляем себе ещё раз все три чуда. ( слушаем треки и пытаемся угадать правильно, обсуждаем : белочка - музыка легкая, игривая, сказочная, воздушная;

Высокий регистр придает  сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки.

Богарыти - музыка мужественная, воинственная, маршеобразная;

Царевна - музыка нежная, певучая мелодия, красивая и сказочная...)

Молодцы ребята!

В сказке всегда сочетаются реальное и вымысел. Ну например : белочка = животное + говорит и танцует; богатыри = мужественные воины + живут в море; царевна = прекрасная девица + превращается в лебедя и умеет творить чудеса.

Хорошо, но заметте! В каждой сказке есть герои хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Хорошие это какие? В этой сказке хорошие это кто? ( царевна - лебедь, богарыти, князь Гвидон и другие). А плохие? ( повариха, ткачиха и сватья баба бобариха). А в других сказках? ( ответ и рассуждение в зависимости от того какие сказки они мне назовут). Иногда те герои которые были плохими в начале сказки - вконце исправляются и становятся хорошими...

В сказках существует очень много разных сказочных существ. Вы знакомы с такими как "гномы"? Опишите их. Есть гномы разные... такие как в сказке "Белоснежка и 7 гномов"

Есть гномы и другие...

Что у них общего (чем они похожи) и чем они отличаются?

Общее : низенького роста, с бородой...

Различия: разница в хорактере, одни добрые, другие суровые и т.п.

А теперь послушаем как их нарисовали в музыке такие композиторы как Мусоргский и Григ. Закрываем глазки и мысленно представляем себе этих сказочных созданий. (слушаем треки: "в пещере горного короля" и "гном"). Ну что ребята, на каких гномов больше эта музыка похожа? Что вам представилось под эту музыку? Что общего у них и что разное? (общее: музыка таинственная и сказочная, разное: "гном" у Мусоргского - музыка более суровая, слегка страшная; музыка Грига - нам рисует целую картину - гномы, словно крадутся откуда-то сдалека, а затем мы видим их близко "во всей красе")

За счёт чего нам кажется,что гномы двигаются? Это благодаря такому средству музыкальной выразительности, как :

ДИНАМИКА

 

Что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Давайте повторим хором : "Динамика - это оттенки громкости звучания!" (т.е. громко, тихо). В нотах они изображаются с помощью значков:

Вам знакомы они? Как они называются?

(форте - означает громко; пиано - означает тихо; меццо форте, меццо пиано - не слишком громко, не слишком тихо).

Также они могут (в нотах) обозначаться "вилочками":

Что они означают? Верхняя - крещендо - постепенно усиливая звук; нижняя - димидуэндо - постепенно затихая.

Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Какие оттенки музыки мы знаем? (форте,пиано,крещендо,димидуэндо).

Молодцы ребята!

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке?

О сказке. Что это такое? (сказка - вымышленный расказ)

О сказочных героях. Они есть хорошие и плохие. Каких сказочных героев вы запомнили?

А что мы слушали? ( Р.-К. "3 чуда", Мусоргский "гном", Григ "в пещере горного короля")

А с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились?(ещё раз показать картинку). С ДИНАМИКОЙ. Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания музыки.

Молодцы ребята! Домашнее задание - нарисовать картинки : доброго сказочного героя и плохого.

Досвиданья!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30587. Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия 126.5 KB
  Целями налогового регулирования импорта и экспорта являются: поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ. Налоговое регулирование импорта направлено, в основном...
30588. Личность журналиста в системе журналистики 31 KB
  Личность журналиста в системе журналистики. то же самое в вопросе № 49: индивидуальные характеристики творческой личности Творческая индивидуальность журналиста – особое качество личности которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности Компоненты творческой индивидуальности: Знания – общекультурные и профессиональные Умения – опыт самостоятельный творческий подход Желания журналиста его потребности: мотивы – интерес желания страсть внешние материальные и духовные внутренние. Мотивация журналиста:...
30589. Диалог как основа творчества 30.5 KB
  Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм – ваейшая черта человеческого бытия.
30590. Ассоциативность мышления журналиста 14.14 KB
  Ассоциация проявляется в метафоре. Эпитет весны здесь выступает и как ассоциация. Ассоциация должна быть яркой и жизненной.а Ассоциация является одним из составляющих творческого начала.
30591. Фантазия, воображение в творчестве журналиста 15.08 KB
  Фантазия воображение в творчестве журналиста.Фантазия и воображение широко используются в творчестве журналиста. Фантазия и воображение являются для журналиста одновременно и помощником и неприятелем. Воображение позволяет представить результат труда до его начала тем самым ориентируя журналиста в процессе творческой деятельности.
30592. Отражение в творчетстве журналиста 13.92 KB
  Отражение в творчетстве журналиста. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией соответствующей особенностям источника. Такое отражение в процессе развития преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения – первичные психические образы среды. Отражение служит предпосылкой развития более сложных форм.
30593. Эмоциональная и реальное в журналистике 14.05 KB
  Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.Простейшая форма эмоции т. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям событиям. Трудно представить себе репортаж без эмоции.
30594. Проявление эстетической активности в безобразном и трагическом 14 KB
  Но само изображение жука привлекает нас силой эстетического воздействия. Художественное изображение привлекает внимание именно как эстетически организованное изображение.Проявления комического безобразного трагического в реальной действительности лишь тогда становятся эстетическими реальностями когда они переходя в художественное изображение приобретают тем самым эстетическую организованность и начинают действовать уже не только как бытовые проявления комического безобразного и трагического но и художественного т.
30595. Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств 52 KB
  Еще Аристотель писал о том что явление ктр в действительности вызывает в нас отвращение будучи художественно изображенным привлекает нас но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным Так рисунок жука большого неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными...