62832

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...

Русский

2014-06-14

16.04 MB

0 чел.

          Урок №5 по предмету "Живая музыка"

            (2-й класс школы педпрактики ОГМА)

                                      27.02.2011 г.

            Тема:"СКАЗКА В МУЗЫКЕ."

Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем и поздороваемся! Молодцы, можете присесть на свои места.

На прошлом уроке мы говорили о сказках. А что же такое сказка? Кто может ответить? Сказка - это прежде всего вымысел, т.е. вымышленный (выдуманный) рассказ. В сказке есть то, чего на самом деле не может быть... Это что ? Например - волшебство, животные могут расговаривать, герои наделены какой-то невиданной силой (волшебной), предметы наделены необычной силой (например: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и т.д.)...

Как мы можем познакомиться со сказкой? Где мы можем её увидеть (услышать)? Мы можем услышать её от кого-то (родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев), можем её прочесть, посмотреть (если это мультфильм или фильм-сказка)...

Сказки бывают разные! Разные по содержанию (сюжету) и потому,кто их соченил. Сказки народные - соченённые народом и сохранившиеся, благодаря пересказу (они не имеют определённого автора,т.е. мы не пожем сказать кто конкретно их соченил). Сказки авторские - те, у которых есть определённый автор (написанные каким-то писателем или поэтом). Например: писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев; поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов и другие...

Вот например народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба и 40 разбойников”; датские “Свинопас”, “Русалочка”.

Авторские сказки: Пушкин "сказка о Царе Салтане",Ершов "Конёк-Горбунёк", "Снежная королева." Г.Х. Андерсена и другие.

А знаете ли вы, что многие мультфилмы сделаны по сюжетам сказок?

Вот например "Русалочка" (показать картинку) - есть несколько вариантов этого мультика, а нарисован он по мотивам знаменитой датской народной сказки "Русалочка".

(картинка)

Мультфильм "Алладин" - по мотивам арабской народной сказки "Али Баба и 40 разбойников.

(картинка)

А вот "Красавица и Чудовище",мультик нарисованный по мотивам  сказки "Аленький цветочек" русского писателя Аксакова С.Т.

(картинка)

Ну и другие...

Ребята, а что же такое мильтфильм? Это сказка выраженная в цвете (нарисованная сказка). А как вы думаете можно ли выразить сказку в музыке? Можно.Ребята, помните, на уроке "музыка и другие виды искусства" мы уже говорили, что музыка, подобно краскам в живописи, тоже может "рисовать" картины... На прошлом уроке мы уже говорили о такой сказке как "Сказка о царе Салтане"... Напомните мне, пожалуйста, какие 3 чуда представлены в этой сказке!

(картинка)

Чудо - белка.

А вот репродукция картины Врубеля "Царевна Лебедь".

Ну и 33 богатыря...

(картинка)

Ребята! Сейчас я включу музыку русского композитора Римского - Корсакова, но название композиций я сразу называть не стану! Вы попробуете угадать какая музыка соответствует какому чуду.

Закроем все сейчас глаза и внемательно слушаем и представляем себе ещё раз все три чуда. ( слушаем треки и пытаемся угадать правильно, обсуждаем : белочка - музыка легкая, игривая, сказочная, воздушная;

Высокий регистр придает  сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки.

Богарыти - музыка мужественная, воинственная, маршеобразная;

Царевна - музыка нежная, певучая мелодия, красивая и сказочная...)

Молодцы ребята!

В сказке всегда сочетаются реальное и вымысел. Ну например : белочка = животное + говорит и танцует; богатыри = мужественные воины + живут в море; царевна = прекрасная девица + превращается в лебедя и умеет творить чудеса.

Хорошо, но заметте! В каждой сказке есть герои хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Хорошие это какие? В этой сказке хорошие это кто? ( царевна - лебедь, богарыти, князь Гвидон и другие). А плохие? ( повариха, ткачиха и сватья баба бобариха). А в других сказках? ( ответ и рассуждение в зависимости от того какие сказки они мне назовут). Иногда те герои которые были плохими в начале сказки - вконце исправляются и становятся хорошими...

В сказках существует очень много разных сказочных существ. Вы знакомы с такими как "гномы"? Опишите их. Есть гномы разные... такие как в сказке "Белоснежка и 7 гномов"

Есть гномы и другие...

Что у них общего (чем они похожи) и чем они отличаются?

Общее : низенького роста, с бородой...

Различия: разница в хорактере, одни добрые, другие суровые и т.п.

А теперь послушаем как их нарисовали в музыке такие композиторы как Мусоргский и Григ. Закрываем глазки и мысленно представляем себе этих сказочных созданий. (слушаем треки: "в пещере горного короля" и "гном"). Ну что ребята, на каких гномов больше эта музыка похожа? Что вам представилось под эту музыку? Что общего у них и что разное? (общее: музыка таинственная и сказочная, разное: "гном" у Мусоргского - музыка более суровая, слегка страшная; музыка Грига - нам рисует целую картину - гномы, словно крадутся откуда-то сдалека, а затем мы видим их близко "во всей красе")

За счёт чего нам кажется,что гномы двигаются? Это благодаря такому средству музыкальной выразительности, как :

ДИНАМИКА

 

Что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Давайте повторим хором : "Динамика - это оттенки громкости звучания!" (т.е. громко, тихо). В нотах они изображаются с помощью значков:

Вам знакомы они? Как они называются?

(форте - означает громко; пиано - означает тихо; меццо форте, меццо пиано - не слишком громко, не слишком тихо).

Также они могут (в нотах) обозначаться "вилочками":

Что они означают? Верхняя - крещендо - постепенно усиливая звук; нижняя - димидуэндо - постепенно затихая.

Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Какие оттенки музыки мы знаем? (форте,пиано,крещендо,димидуэндо).

Молодцы ребята!

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке?

О сказке. Что это такое? (сказка - вымышленный расказ)

О сказочных героях. Они есть хорошие и плохие. Каких сказочных героев вы запомнили?

А что мы слушали? ( Р.-К. "3 чуда", Мусоргский "гном", Григ "в пещере горного короля")

А с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились?(ещё раз показать картинку). С ДИНАМИКОЙ. Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания музыки.

Молодцы ребята! Домашнее задание - нарисовать картинки : доброго сказочного героя и плохого.

Досвиданья!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85624. Неорганическая химия, курс лекций 1.96 MB
  Учебно-методическое пособие включает лекции по отдельным темам курса «Неорганическая химия» и предназначено для контролируемой самостоятельной работы студентов инженерно – технологического факультета, для которых введен отдельный курс по химии элементов, а также может быть использовано студентами других факультетов.
85625. Внутрішній порядок у підрозділах 6.21 MB
  Для розміщення кожної роти необхідно передбачити такі приміщення: спальне приміщення для особового складу. народознавчу світлицю; кімнату для командира роти кімнату для підготовки офіцерів до занять; кімнату для підготовки сержантів до занять; кімнату для зберігання зброї; кімнату місце для чищення зброї...
85626. ВЕДЕНИЕ ДЕЛ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 27.78 KB
  На каждый нормативный документ формируется дело для долгосрочного хранения (далее - дело НД). В деле НД находятся документы, подготовленные во время разработки, согласования, утверждения, регистрации, издания и применения разработанных и пересмотренных НД, а также документы об изменениях в них.
85627. ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 41.13 KB
  Важно помнить что даже если два органа стандартизации в своих национальных стандартах ввели отклонения по МС или новую редакцию и их считают несущественными проблемы могут возникнуть из-за того что эти изменения накладываются и приводят к неприемлемости между национальными стандартами.
85628. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 19.6 KB
  Экспертирование проекта НД выполняют чтобы комплексно проверить и исследовать его соответствие интересам государства потребностям потребителей уровню развития науки и техники действующим техническим регламентам и законодательству международным региональным и национальным стандартам и подготовить...
85629. РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 25.87 KB
  Регистрируют национальные стандарты, межгосударственные стандарты, которые принимают по ГОСТ 1.9 как национальные, кодексы установившейся практики (установки, кодексы, правила), государственные классификаторы, изменения в эти документы, принятые Минэкономики Украины и Госстроем Украины...
85630. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 48.28 KB
  Основными задачами этих служб по стандартизации являются: организация разработки стандартов и других документов по стандартизации на производимую проектируемую продукцию попутных и побочных продуктов и вторичных материалов и подготовка предложений по ее своевременному пересмотру...
85631. Расчет и выбор посадок типовых соединений 454.5 KB
  В соответствии с выбранными посадками подшипника на вал и в корпус по ГОСТ 25347 - 82 на поля допусков цилиндрических соединений устанавливаются предельные отклонения на размер вала по системе отверстия и на размер отверстия в корпус по системе вала.