62832

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...

Русский

2014-06-14

16.04 MB

0 чел.

          Урок №5 по предмету "Живая музыка"

            (2-й класс школы педпрактики ОГМА)

                                      27.02.2011 г.

            Тема:"СКАЗКА В МУЗЫКЕ."

Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем и поздороваемся! Молодцы, можете присесть на свои места.

На прошлом уроке мы говорили о сказках. А что же такое сказка? Кто может ответить? Сказка - это прежде всего вымысел, т.е. вымышленный (выдуманный) рассказ. В сказке есть то, чего на самом деле не может быть... Это что ? Например - волшебство, животные могут расговаривать, герои наделены какой-то невиданной силой (волшебной), предметы наделены необычной силой (например: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и т.д.)...

Как мы можем познакомиться со сказкой? Где мы можем её увидеть (услышать)? Мы можем услышать её от кого-то (родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев), можем её прочесть, посмотреть (если это мультфильм или фильм-сказка)...

Сказки бывают разные! Разные по содержанию (сюжету) и потому,кто их соченил. Сказки народные - соченённые народом и сохранившиеся, благодаря пересказу (они не имеют определённого автора,т.е. мы не пожем сказать кто конкретно их соченил). Сказки авторские - те, у которых есть определённый автор (написанные каким-то писателем или поэтом). Например: писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев; поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов и другие...

Вот например народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба и 40 разбойников”; датские “Свинопас”, “Русалочка”.

Авторские сказки: Пушкин "сказка о Царе Салтане",Ершов "Конёк-Горбунёк", "Снежная королева." Г.Х. Андерсена и другие.

А знаете ли вы, что многие мультфилмы сделаны по сюжетам сказок?

Вот например "Русалочка" (показать картинку) - есть несколько вариантов этого мультика, а нарисован он по мотивам знаменитой датской народной сказки "Русалочка".

(картинка)

Мультфильм "Алладин" - по мотивам арабской народной сказки "Али Баба и 40 разбойников.

(картинка)

А вот "Красавица и Чудовище",мультик нарисованный по мотивам  сказки "Аленький цветочек" русского писателя Аксакова С.Т.

(картинка)

Ну и другие...

Ребята, а что же такое мильтфильм? Это сказка выраженная в цвете (нарисованная сказка). А как вы думаете можно ли выразить сказку в музыке? Можно.Ребята, помните, на уроке "музыка и другие виды искусства" мы уже говорили, что музыка, подобно краскам в живописи, тоже может "рисовать" картины... На прошлом уроке мы уже говорили о такой сказке как "Сказка о царе Салтане"... Напомните мне, пожалуйста, какие 3 чуда представлены в этой сказке!

(картинка)

Чудо - белка.

А вот репродукция картины Врубеля "Царевна Лебедь".

Ну и 33 богатыря...

(картинка)

Ребята! Сейчас я включу музыку русского композитора Римского - Корсакова, но название композиций я сразу называть не стану! Вы попробуете угадать какая музыка соответствует какому чуду.

Закроем все сейчас глаза и внемательно слушаем и представляем себе ещё раз все три чуда. ( слушаем треки и пытаемся угадать правильно, обсуждаем : белочка - музыка легкая, игривая, сказочная, воздушная;

Высокий регистр придает  сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки.

Богарыти - музыка мужественная, воинственная, маршеобразная;

Царевна - музыка нежная, певучая мелодия, красивая и сказочная...)

Молодцы ребята!

В сказке всегда сочетаются реальное и вымысел. Ну например : белочка = животное + говорит и танцует; богатыри = мужественные воины + живут в море; царевна = прекрасная девица + превращается в лебедя и умеет творить чудеса.

Хорошо, но заметте! В каждой сказке есть герои хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Хорошие это какие? В этой сказке хорошие это кто? ( царевна - лебедь, богарыти, князь Гвидон и другие). А плохие? ( повариха, ткачиха и сватья баба бобариха). А в других сказках? ( ответ и рассуждение в зависимости от того какие сказки они мне назовут). Иногда те герои которые были плохими в начале сказки - вконце исправляются и становятся хорошими...

В сказках существует очень много разных сказочных существ. Вы знакомы с такими как "гномы"? Опишите их. Есть гномы разные... такие как в сказке "Белоснежка и 7 гномов"

Есть гномы и другие...

Что у них общего (чем они похожи) и чем они отличаются?

Общее : низенького роста, с бородой...

Различия: разница в хорактере, одни добрые, другие суровые и т.п.

А теперь послушаем как их нарисовали в музыке такие композиторы как Мусоргский и Григ. Закрываем глазки и мысленно представляем себе этих сказочных созданий. (слушаем треки: "в пещере горного короля" и "гном"). Ну что ребята, на каких гномов больше эта музыка похожа? Что вам представилось под эту музыку? Что общего у них и что разное? (общее: музыка таинственная и сказочная, разное: "гном" у Мусоргского - музыка более суровая, слегка страшная; музыка Грига - нам рисует целую картину - гномы, словно крадутся откуда-то сдалека, а затем мы видим их близко "во всей красе")

За счёт чего нам кажется,что гномы двигаются? Это благодаря такому средству музыкальной выразительности, как :

ДИНАМИКА

 

Что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Давайте повторим хором : "Динамика - это оттенки громкости звучания!" (т.е. громко, тихо). В нотах они изображаются с помощью значков:

Вам знакомы они? Как они называются?

(форте - означает громко; пиано - означает тихо; меццо форте, меццо пиано - не слишком громко, не слишком тихо).

Также они могут (в нотах) обозначаться "вилочками":

Что они означают? Верхняя - крещендо - постепенно усиливая звук; нижняя - димидуэндо - постепенно затихая.

Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Какие оттенки музыки мы знаем? (форте,пиано,крещендо,димидуэндо).

Молодцы ребята!

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке?

О сказке. Что это такое? (сказка - вымышленный расказ)

О сказочных героях. Они есть хорошие и плохие. Каких сказочных героев вы запомнили?

А что мы слушали? ( Р.-К. "3 чуда", Мусоргский "гном", Григ "в пещере горного короля")

А с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились?(ещё раз показать картинку). С ДИНАМИКОЙ. Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания музыки.

Молодцы ребята! Домашнее задание - нарисовать картинки : доброго сказочного героя и плохого.

Досвиданья!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 1.46 MB
  История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних. Уголовно-правовые меры противодействия преступности.
82. Способы обработки деталей фрезерными лезвиями и другими способами 1.55 MB
  Методы обработки резьбы лезвийным инструментом. Особенности и технологиче-ские возможности. Способы нарезания прямозубых конических колес методами копирования. Резание материалов с наложением вибраций.
83. Управління використанням Інтеренет-технологій на прикладі ТОВ Агенція Горящих Путівок 359.13 KB
  Дослідження теоретико-методологічних та практичних засад щодо управління використанням Інтернет-технологій на підприємствах туристичної галузі. А також визначення основних напрямків поліпшення використання Інтернет-технлогій.
84. Набор, форматирование и редактирование текста 1.22 MB
  Практика набора, редактирования и правильного форматирования текста, осуществление поиска и замены слов. Заполнение колонтитулов и копирование текста. Установка параметров страницы и набор заданий заданными шрифтами.
85. Классификация и моделирование систем 926.5 KB
  Сети Петри для моделирования, одновременность и конфликт, свойство замкнутости языков (конкатенация, объединение). Пропорционально-исследованное продвижение по этапам создания модели, целостность отдельных обособленных стадий ее построения.
86. Проектирование радиорелейных линий передачи данных на основе аналоговой аппаратуры 272.5 KB
  Структурная схема РРЛ как часть гипотетической эталонной цепи. Построение профиля пролета и определение высот подвеса антенн. Расчет минимально допустимых множителей ослабления рабочих стволов. Проверочный расчет устойчивости связи на РРЛ.
87. Расчет создания теплоустойчивого помещения с использованием внутреннего отопления 813 KB
  Теплотехнический расчет труб и нагревательных приборов. Определение мощности отопительной установки. Теплопотери через ограждающие конструкции помещений. Гидравлический расчет системы отопления.
88. Исследование напряжения и его измерительных характеристик 767 KB
  Исследование резистивного делителя напряжений. Исследование цепи синусоидального тока с ёмкостным элементом. Исследование цепи синусоидального тока с катушкой индуктивности.
89. Методическая трехзонная толкательная печь и ее характеристики 439 KB
  Печь для нагрева металла. Топливо – коксо-доменная смесь с теплотой сгорания 9100 кДж/м3. Температура нагрева металла 1215ºС. Конечное значение коэффициента теплоотдачи излучением. Свободная высота рабочего пространства над металлом по практическим данным.