62832

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...

Русский

2014-06-14

16.04 MB

0 чел.

          Урок №5 по предмету "Живая музыка"

            (2-й класс школы педпрактики ОГМА)

                                      27.02.2011 г.

            Тема:"СКАЗКА В МУЗЫКЕ."

Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем и поздороваемся! Молодцы, можете присесть на свои места.

На прошлом уроке мы говорили о сказках. А что же такое сказка? Кто может ответить? Сказка - это прежде всего вымысел, т.е. вымышленный (выдуманный) рассказ. В сказке есть то, чего на самом деле не может быть... Это что ? Например - волшебство, животные могут расговаривать, герои наделены какой-то невиданной силой (волшебной), предметы наделены необычной силой (например: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и т.д.)...

Как мы можем познакомиться со сказкой? Где мы можем её увидеть (услышать)? Мы можем услышать её от кого-то (родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев), можем её прочесть, посмотреть (если это мультфильм или фильм-сказка)...

Сказки бывают разные! Разные по содержанию (сюжету) и потому,кто их соченил. Сказки народные - соченённые народом и сохранившиеся, благодаря пересказу (они не имеют определённого автора,т.е. мы не пожем сказать кто конкретно их соченил). Сказки авторские - те, у которых есть определённый автор (написанные каким-то писателем или поэтом). Например: писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев; поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов и другие...

Вот например народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба и 40 разбойников”; датские “Свинопас”, “Русалочка”.

Авторские сказки: Пушкин "сказка о Царе Салтане",Ершов "Конёк-Горбунёк", "Снежная королева." Г.Х. Андерсена и другие.

А знаете ли вы, что многие мультфилмы сделаны по сюжетам сказок?

Вот например "Русалочка" (показать картинку) - есть несколько вариантов этого мультика, а нарисован он по мотивам знаменитой датской народной сказки "Русалочка".

(картинка)

Мультфильм "Алладин" - по мотивам арабской народной сказки "Али Баба и 40 разбойников.

(картинка)

А вот "Красавица и Чудовище",мультик нарисованный по мотивам  сказки "Аленький цветочек" русского писателя Аксакова С.Т.

(картинка)

Ну и другие...

Ребята, а что же такое мильтфильм? Это сказка выраженная в цвете (нарисованная сказка). А как вы думаете можно ли выразить сказку в музыке? Можно.Ребята, помните, на уроке "музыка и другие виды искусства" мы уже говорили, что музыка, подобно краскам в живописи, тоже может "рисовать" картины... На прошлом уроке мы уже говорили о такой сказке как "Сказка о царе Салтане"... Напомните мне, пожалуйста, какие 3 чуда представлены в этой сказке!

(картинка)

Чудо - белка.

А вот репродукция картины Врубеля "Царевна Лебедь".

Ну и 33 богатыря...

(картинка)

Ребята! Сейчас я включу музыку русского композитора Римского - Корсакова, но название композиций я сразу называть не стану! Вы попробуете угадать какая музыка соответствует какому чуду.

Закроем все сейчас глаза и внемательно слушаем и представляем себе ещё раз все три чуда. ( слушаем треки и пытаемся угадать правильно, обсуждаем : белочка - музыка легкая, игривая, сказочная, воздушная;

Высокий регистр придает  сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки.

Богарыти - музыка мужественная, воинственная, маршеобразная;

Царевна - музыка нежная, певучая мелодия, красивая и сказочная...)

Молодцы ребята!

В сказке всегда сочетаются реальное и вымысел. Ну например : белочка = животное + говорит и танцует; богатыри = мужественные воины + живут в море; царевна = прекрасная девица + превращается в лебедя и умеет творить чудеса.

Хорошо, но заметте! В каждой сказке есть герои хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Хорошие это какие? В этой сказке хорошие это кто? ( царевна - лебедь, богарыти, князь Гвидон и другие). А плохие? ( повариха, ткачиха и сватья баба бобариха). А в других сказках? ( ответ и рассуждение в зависимости от того какие сказки они мне назовут). Иногда те герои которые были плохими в начале сказки - вконце исправляются и становятся хорошими...

В сказках существует очень много разных сказочных существ. Вы знакомы с такими как "гномы"? Опишите их. Есть гномы разные... такие как в сказке "Белоснежка и 7 гномов"

Есть гномы и другие...

Что у них общего (чем они похожи) и чем они отличаются?

Общее : низенького роста, с бородой...

Различия: разница в хорактере, одни добрые, другие суровые и т.п.

А теперь послушаем как их нарисовали в музыке такие композиторы как Мусоргский и Григ. Закрываем глазки и мысленно представляем себе этих сказочных созданий. (слушаем треки: "в пещере горного короля" и "гном"). Ну что ребята, на каких гномов больше эта музыка похожа? Что вам представилось под эту музыку? Что общего у них и что разное? (общее: музыка таинственная и сказочная, разное: "гном" у Мусоргского - музыка более суровая, слегка страшная; музыка Грига - нам рисует целую картину - гномы, словно крадутся откуда-то сдалека, а затем мы видим их близко "во всей красе")

За счёт чего нам кажется,что гномы двигаются? Это благодаря такому средству музыкальной выразительности, как :

ДИНАМИКА

 

Что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Давайте повторим хором : "Динамика - это оттенки громкости звучания!" (т.е. громко, тихо). В нотах они изображаются с помощью значков:

Вам знакомы они? Как они называются?

(форте - означает громко; пиано - означает тихо; меццо форте, меццо пиано - не слишком громко, не слишком тихо).

Также они могут (в нотах) обозначаться "вилочками":

Что они означают? Верхняя - крещендо - постепенно усиливая звук; нижняя - димидуэндо - постепенно затихая.

Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Какие оттенки музыки мы знаем? (форте,пиано,крещендо,димидуэндо).

Молодцы ребята!

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке?

О сказке. Что это такое? (сказка - вымышленный расказ)

О сказочных героях. Они есть хорошие и плохие. Каких сказочных героев вы запомнили?

А что мы слушали? ( Р.-К. "3 чуда", Мусоргский "гном", Григ "в пещере горного короля")

А с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились?(ещё раз показать картинку). С ДИНАМИКОЙ. Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания музыки.

Молодцы ребята! Домашнее задание - нарисовать картинки : доброго сказочного героя и плохого.

Досвиданья!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54782. Модель «предельный доход – предельные издержки» 17.34 KB
  Когда фирма достигла такого соотношения, она уже не станет увеличивать производство, выпуск станет стабильным, отсюда и название равновесия фирмы.
54783. Створення та діяльність ОУН 103.5 KB
  Мета: познайомити учнів з процесом створення ОУН розкрити зміст діяльності організації з׳ясувати тактику та стратегію боротьби розвивати вміння працювати з історичними джерелами аналізувати історичний матеріал сприяти розвитку критичного осмислення історичних подій виховувати в дусі толерантності. Тип уроку: урок формування знань умінь та навичок Обладнання: підручник роздатковий матеріал схеми Створення ОУН та Розкол ОУН Основні поняття та терміни: інтегральний націоналізм націоналізм ОУН. Очікувані результати Учні...
54784. Our Unique Planet 38 KB
  As a warming up exercise for today I have prepared a short practicing in reading. Look at the monitors. The words will be there for only two seconds and your task is to read them correctly. Read aloud and think carefully. We’ll see who the champion is! And your home task was to speak about the beauty of the world and to write colour poems. It’s time to check it and listen to you.
54785. Озера і лимани. Особливості гідрологічного режиму. Водосховища 155.5 KB
  Мета: сформувати в учнів уяву про озера, лимани, водосховища України, їх походження, гідрологічний режим та екологічні проблеми; розглянути проблему доцільності створення водосховищ; розвивати навички роботи з тематичними і контурними картами; сприяти розширенню знань географічної номенклатури; закріпити знання отримані в курсі географії 6 класу при вивченні тем: «Озера, типи озерних улоговин», «Водосховища, їхня роль у господарському комплексі».
54786. Озера, болота і штучні водойми України 63 KB
  Мета уроку: навчальна: сформувати в учнів уявлення про основні озера болота водосховища України; загальні риси гідрологічного режиму та роботи озер водосховища України; розвивальна: розвивати вміння учнів аналізувати тематичні карти; виховна: сприяти розвитку навичок мислення високого порядку критичного мислення;сприяти формуванню екологічної культури особистості.