62832
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Ребята помните на уроке музыка и другие виды искусства мы уже говорили что музыка подобно краскам в живописи тоже может рисовать картины. картинка Ребята Сейчас я включу музыку русского композитора Римского Корсакова но название композиций...
Русский
2014-06-14
16.04 MB
0 чел.
Урок №5 по предмету "Живая музыка"
(2-й класс школы педпрактики ОГМА)
27.02.2011 г.
Тема:"СКАЗКА В МУЗЫКЕ."
Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем и поздороваемся! Молодцы, можете присесть на свои места.
На прошлом уроке мы говорили о сказках. А что же такое сказка? Кто может ответить? Сказка - это прежде всего вымысел, т.е. вымышленный (выдуманный) рассказ. В сказке есть то, чего на самом деле не может быть... Это что ? Например - волшебство, животные могут расговаривать, герои наделены какой-то невиданной силой (волшебной), предметы наделены необычной силой (например: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка и т.д.)...
Как мы можем познакомиться со сказкой? Где мы можем её увидеть (услышать)? Мы можем услышать её от кого-то (родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев), можем её прочесть, посмотреть (если это мультфильм или фильм-сказка)...
Сказки бывают разные! Разные по содержанию (сюжету) и потому,кто их соченил. Сказки народные - соченённые народом и сохранившиеся, благодаря пересказу (они не имеют определённого автора,т.е. мы не пожем сказать кто конкретно их соченил). Сказки авторские - те, у которых есть определённый автор (написанные каким-то писателем или поэтом). Например: писатели братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев; поэты А.С. Пушкин, П. Ершов и другие...
Вот например народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские “Тысяча и одна ночь, “Али Баба и 40 разбойников”; датские “Свинопас”, “Русалочка”.
Авторские сказки: Пушкин "сказка о Царе Салтане",Ершов "Конёк-Горбунёк", "Снежная королева." Г.Х. Андерсена и другие.
А знаете ли вы, что многие мультфилмы сделаны по сюжетам сказок?
Вот например "Русалочка" (показать картинку) - есть несколько вариантов этого мультика, а нарисован он по мотивам знаменитой датской народной сказки "Русалочка".
(картинка)
Мультфильм "Алладин" - по мотивам арабской народной сказки "Али Баба и 40 разбойников.
(картинка)
А вот "Красавица и Чудовище",мультик нарисованный по мотивам сказки "Аленький цветочек" русского писателя Аксакова С.Т.
(картинка)
Ну и другие...
Ребята, а что же такое мильтфильм? Это сказка выраженная в цвете (нарисованная сказка). А как вы думаете можно ли выразить сказку в музыке? Можно.Ребята, помните, на уроке "музыка и другие виды искусства" мы уже говорили, что музыка, подобно краскам в живописи, тоже может "рисовать" картины... На прошлом уроке мы уже говорили о такой сказке как "Сказка о царе Салтане"... Напомните мне, пожалуйста, какие 3 чуда представлены в этой сказке!
(картинка)
Чудо - белка.
А вот репродукция картины Врубеля "Царевна Лебедь".
Ну и 33 богатыря...
(картинка)
Ребята! Сейчас я включу музыку русского композитора Римского - Корсакова, но название композиций я сразу называть не стану! Вы попробуете угадать какая музыка соответствует какому чуду.
Закроем все сейчас глаза и внемательно слушаем и представляем себе ещё раз все три чуда. ( слушаем треки и пытаемся угадать правильно, обсуждаем : белочка - музыка легкая, игривая, сказочная, воздушная;
Высокий регистр придает сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки.
Богарыти - музыка мужественная, воинственная, маршеобразная;
Царевна - музыка нежная, певучая мелодия, красивая и сказочная...)
Молодцы ребята!
В сказке всегда сочетаются реальное и вымысел. Ну например : белочка = животное + говорит и танцует; богатыри = мужественные воины + живут в море; царевна = прекрасная девица + превращается в лебедя и умеет творить чудеса.
Хорошо, но заметте! В каждой сказке есть герои хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Хорошие это какие? В этой сказке хорошие это кто? ( царевна - лебедь, богарыти, князь Гвидон и другие). А плохие? ( повариха, ткачиха и сватья баба бобариха). А в других сказках? ( ответ и рассуждение в зависимости от того какие сказки они мне назовут). Иногда те герои которые были плохими в начале сказки - вконце исправляются и становятся хорошими...
В сказках существует очень много разных сказочных существ. Вы знакомы с такими как "гномы"? Опишите их. Есть гномы разные... такие как в сказке "Белоснежка и 7 гномов"
Есть гномы и другие...
Что у них общего (чем они похожи) и чем они отличаются?
Общее : низенького роста, с бородой...
Различия: разница в хорактере, одни добрые, другие суровые и т.п.
А теперь послушаем как их нарисовали в музыке такие композиторы как Мусоргский и Григ. Закрываем глазки и мысленно представляем себе этих сказочных созданий. (слушаем треки: "в пещере горного короля" и "гном"). Ну что ребята, на каких гномов больше эта музыка похожа? Что вам представилось под эту музыку? Что общего у них и что разное? (общее: музыка таинственная и сказочная, разное: "гном" у Мусоргского - музыка более суровая, слегка страшная; музыка Грига - нам рисует целую картину - гномы, словно крадутся откуда-то сдалека, а затем мы видим их близко "во всей красе")
За счёт чего нам кажется,что гномы двигаются? Это благодаря такому средству музыкальной выразительности, как :
ДИНАМИКА
Что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Давайте повторим хором : "Динамика - это оттенки громкости звучания!" (т.е. громко, тихо). В нотах они изображаются с помощью значков:
Вам знакомы они? Как они называются?
(форте - означает громко; пиано - означает тихо; меццо форте, меццо пиано - не слишком громко, не слишком тихо).
Также они могут (в нотах) обозначаться "вилочками":
Что они означают? Верхняя - крещендо - постепенно усиливая звук; нижняя - димидуэндо - постепенно затихая.
Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания. Какие оттенки музыки мы знаем? (форте,пиано,крещендо,димидуэндо).
Молодцы ребята!
Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили на уроке?
О сказке. Что это такое? (сказка - вымышленный расказ)
О сказочных героях. Они есть хорошие и плохие. Каких сказочных героев вы запомнили?
А что мы слушали? ( Р.-К. "3 чуда", Мусоргский "гном", Григ "в пещере горного короля")
А с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились?(ещё раз показать картинку). С ДИНАМИКОЙ. Так что же такое динамика? Динамика - это оттенки громкости звучания музыки.
Молодцы ребята! Домашнее задание - нарисовать картинки : доброго сказочного героя и плохого.
Досвиданья!
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
19771. | Сооружение и ремонт сетей газоснабжения и нефтепродуктообеспечения | 525.69 KB | |
1.Классификация газопроводов сетей газораспределения и газопотребления прокладываемых в больших городах и населенных пунктах. По давлению. В зависимости от максимального давления газа городские газопроводы разделяют на следующие группы: 1 газопроводы низ... | |||
19772. | Механика грунтов | 440 KB | |
Физические свойства грунтов Степень уплотненности грунта в условиях природного залегания оценивается на основе физических характеристик выявляемых путем постановки опытов в полевых условиях или испытания в лабораториях. Рассматрив... | |||
19773. | Строительные конструкции | 6.62 MB | |
71. Конструктивные схемы прокладки линейной части трубопроводов Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть непрерывная нить сваренная из отдельных труб или секций и уложенная вдоль трассы тем или иным способом. В настоящее время су | |||
19774. | Сооружение и ремонт резервуарных парков | 3.72 MB | |
81. Стальные вертикальные цилиндрические резервуары с плавающими крышами. Для сокращения потерь нефтепродуктов от испарения поверхность жидкости в резервуаре закрывают круглой мембраной понтоном или плавающей крышей рис.1.. Основное отличие данного типа резервуар... | |||
19775. | Технология металлов | 109.5 KB | |
91. Что называется скрапом в металлургической промышленности. Скрап Вторичный металл металлическое сырьё в виде лома и отходов производства предназначаемое для переплавки с целью получения годного металла. Процесс производства стали основан на методах плавления ч | |||
19776. | Защита трубопроводов от коррозии | 471 KB | |
101. Основной принцип катодной защиты. Катодная защита рис. 1 защита подземного металлического трубопровода при наложении электрического поля от внешнего источника тока создающего катодную поляризацию на трубопроводе. При этом коррозионному разрушению подвергаетс | |||
19777. | Сварка трубопроводов и конструкций | 342 KB | |
111. Источники питания сварочным током применяемые в трассовых условиях их назначение и устройство. Для обеспечения сварочного процесса в трассовых условиях или на строительной площадке установки обычно комплектуют источником питания сварочной дуги сварочным агре | |||
19778. | Диагностика и контроль качества | 1.17 MB | |
121. Методы диагностики магистральных трубопроводов. Методы диагностирования позволяют обнаружить дефекты различного происхождения определять их характер и размеры а следовательно появляется возможность классифицировать их по степени опасности и устанавливать оч... | |||