6284

Народные движения в середине - второй половине XVII веков

Реферат

История и СИД

Народные движения в середине - второй половине XVII веках. Причины массовых народных выступлений в XVII в. Причиной большинства массовых народных выступлений в середине XVII в. было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее...

Русский

2012-12-31

54.5 KB

77 чел.

Народные движения в середине — второй половине XVII вв.

  1.  Причины массовых народных выступлений в XVII в.

Причиной большинства массовых народных выступлений в середине XVII в. было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее правительство вводить дополнительные прямые и косвенные налоги (для покрытия военных расходов, которые на протяжении XVII века увеличились более, чем в три раза); злоупотребления администрации; увеличение срока сыска беглых крестьян, а затем введение бессрочного сыска; увеличение общего объема феодальных повинностей.

  1.  Городские восстания середины XVII в.

Историю социальных движений середины века открывает «Соляной бунт». В 1646 г. вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере 2 гривен с пуда. Правительство надеялось, что население не сможет обойтись без покупки соли. Однако соль не покупали. В декабре 1647 г. налог на соль отменен и начинается взыскивание «недоимок» по прежним налогам.

1 июня 1648 г., когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиевой лавры, народ кинулся к нему с челобитной, но стрельцы разогнали толпу. 2 июня горожане ворвались в Кремль, но вручить царю челобитную не удалось — бояре разорвали челобитную и бросили ее в народ. В тот же день повстанцы разгромили дома боярина Б.И. Морозова, окольничего П.Т. Траханиотова, гостя Василия Шорина, думного дьяка Назария Чистого. 4 июня на Красной Площади растерзан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев.

Участники восстания потребовали экстренного созыва Земского собора. 16 июля на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое уложение.

Московское восстание имело широкий резонанс (из 30 восстаний 1630-1650 гг. 21 произошло в 1648-1650 гг.). Самые упорные и продолжительные были восстания: 1650 г. в Пскове (началось 28 февраля); руководители Томила Васильев, Порфирий Коза, Иов Копыто, Гаврила Демидов (прекратили сопротивление в августе) и Новгороде (началось 16 марта); руководители Иван Жеглов, Елисей Лисица (в середине апреля сдались князю И.Н. Хованскому).

Поводом к восстаниям послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное обязательством правительства поставить Швеции зерно в счет компенсации перебежчиков с территорий, захваченных шведами. Во Пскове повстанцы или настроены более решительно. Полновластным хозяином города стала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый у бояр.

Правительство для переговоров с восставшими даже созвало экстренный Земский собор, утвердивший состав делегации для «уговора» псковичей. И только получив прощение всем участникам восстания, в том числе и руководителям, повстанцы прекратили сопротивление.

В 1654 г. правительство, стремясь выйти из денежного кризиса, прибегло к выпуску медных, денег; курс их был очень нестабилен, к середине 1663 г. 1 серебряный рубль стоил 15 медных. Выдавая жалование служилым людям медными деньгами, правительство требовало подати и налоги серебряными. Появилось огромное количество фальшивых денег.

25 июля 1662 г. началось восстание, известное как «Медный бунт». Рано утром в Москве, на Лубянке, появились «воровские письма», в которых были названы «изменники» Милославские, Ртищев, Василий Шорин. Раздался набат и толпа посадских, солдат и стрельцов двинулась к царю в Коломенское с требованием выдачи бояр. Во главе восставших были стрелец Нагаев, посадские Щербок и Жидкий. В самой Москве громили дворы бояр и богатых купцов.

Алексей Михайлович вызвал в Коломенское верные ему стрелецкие полки.

Восстание было подавлено: погибло, по некоторым сведениям, более 7 тыс. чел. (некоторые историки считают эту цифру сильно преувеличенной),  18 «заводил» были публично повешены, но в 1663 г. правительство прекратило выпуск медных денег.

  1.  Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Кульминацией народных выступлений XVII в. стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671 гг.).

На первом этапе движения — поход Василия Уса в 1666 г. с Дона через Воронеж на Тулу (казаки шли в Москву, чтобы предложить свои услуги в связи войной России и Польши) и поход самого Степана Разина «за зипунами» (в 1667 г. — на Яицкий городок, а затем — в 1668-1669 г. — на Каспийское побережье, через Астрахань и Царицын, в Кагальницкий городок) — не выходило еще за рамки обычных казацких походов за добычей, хотя во время второго по хода «за зипунами» движение уже приобретает некоторую социальную ориентированность — когда 1 октября казаки вошли в Царицын, они освободили си девших в воеводской тюрьме заключенных. Когда в начале октября 1669 г Разин через Астрахань возвращается на Дон, его встречают как героя. Окры ленный удачей, он собирается в третий поход — «за доброго царя».

Движение приобрело ярко выраженную социальную окраску в 1670 г. новом походе на Волгу участвовали крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди, а так же представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва др. Среди народа распространялись «прелестные письма» Разина, в которых он призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. бояр дворян, воевод и приказных людей.

Кроме того, распространился слух, что среди восставших — опальный патриарх Никон и «Алексей Алексеевич» (сын Алексея Михайловича, умерший в 1670 г.)

В мае 1670 г. 7-тысячный отряд восставших овладел Царицыном, в тоже время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов, 19 июня восставшие подошли к Астрахани, а 22 июня взяли ее штурмом. И в Царицыне и в Астрахани повстанцы создают органы самоуправления (по образцу казацких). Без боя сдались Саратов и Самара. 4 сентября 1670 г. разницы осадили Симбирск. Предполагают, что в этот момент на стороне восставших было 20 тыс. человек.

На подавление восстания двинулась 30-тыеячная армия Алексея Михайловича (по другим сведениям — 60-тысячная), которая в октябре 1670 г. нанесла повстанцам поражение. Осада Симбирска была снята, восставшие разбиты, Разин ранен, а затем — выдан казачьей старшиной. 4 июня 1671 г. он доставлен в Москву, и 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

27 ноября 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подверглась жестоким репрессиям. В одном только Арзамасе было казнено свыше 11 тысяч человек.

Церковный раскол

(события, предшествующие последнему из выступлений «Бунташного века» - «Соловецкому сидению»).

Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения. (Двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа аллилуйя. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Оставались также большие разногласия в канонизации собственно русских святых).

Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком высоконравственное поведение стало достоянным предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись "беспоповские" ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не "боем", а обличениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. Кружки "ревнителей благочестия", которые боролись за очищение церкви "от Скверны". Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули будущий патриарх Никон (в тот момент - архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований - было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.

В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. "Ревнители благочестия" желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено креститься тремя; слово "алилуия" произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не "по солнцу", а "против солнца"; внесены изменения а церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д. "Ревнители благочестия" попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапонтов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки "градских властей", и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие "ревнители благочестия" были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовенства и замедлили процесс "обмирщения" материальной и духовной жизни общества.

  1.  Раскол как проявление социального протеста.

Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является «Соловецкое сидение 1668-1676.

После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи отказались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был назначен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться признания новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппозицию, он поспешно вернулся в Москву.

После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сергий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и перебить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в монастырь был направлен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не покорились и на этот раз — Иосифа на архимандритское место не возвели, и книг не приняли. Царю были отправлены две челобитные: «Соловецкая челобитная», изобличавшая ереси новой меры, и вторая, с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное войско (около тысячи человек) с предписанием взять монастырь блокадой.

К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Разина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную социальную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бельцами», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогали осажденным.

В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрельцам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из его защитников перебиты (из 500 человек в живых осталось 60).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81286. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 36.5 KB
  Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: истечением срока действия на который был принят тот или иной акт; 2 в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом; 3 в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом регулирующим ту же группу общественных отношений.
81289. Применение права: понятие, стадии. Акты правоприменения 37.77 KB
  Акты правоприменения Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства его органов. Граждане и организации добровольно без принуждения по взаимному согласию вступают в правовые отношения в рамках которых используют субъективные права исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Например реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.
81290. Толкование права 37.39 KB
  Цель толкования единообразное понимание и применение законов единство законности. Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования основывающихся на однородных средствах и аргументах. Способами толкования принято считать: языковой грамматический; исторический историковполитический; систематический; логический; телеологический целевой; специальноюридический; функциональный. Основными правилами языкового толкования являются: золотое правило толкования словам и выражениям необходимо...
81291. Проблемы коллизии в праве и способы их восстановления и разрешения 37.14 KB
  Коллизии следует отличать от сходных понятий: Разногласие расхождение интересов и мнений между политическими деятелями органами государственной власти и их руководителями в оценках коллизионных проблем. Коллизии составляют серьёзную проблему права. Коллизии вызванные объективными причинами связаны с динамикой развития общественных отношений что влечет необходимость изменения дополнения конкретизации норм регулирующих данные отношения.
81292. Правоотношение: понятие, виды 35.47 KB
  Правоотношение характеризуется следующими главными признаками: наличием как минимум двух сторон управомоченной и обязанной; связью между ними через субъективные права и юридические обязанности; отрегулированностью содержания субъективных прав юридических обязанностей условий возникновения правоотношения правовыми нормами; обеспеченностью возможностью государственного принуждения. К факторам порождающим правоотношения относятся: общие материальные; специальные юридические. Под общими материальными факторами...