6284

Народные движения в середине - второй половине XVII веков

Реферат

История и СИД

Народные движения в середине - второй половине XVII веках. Причины массовых народных выступлений в XVII в. Причиной большинства массовых народных выступлений в середине XVII в. было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее...

Русский

2012-12-31

54.5 KB

75 чел.

Народные движения в середине — второй половине XVII вв.

  1.  Причины массовых народных выступлений в XVII в.

Причиной большинства массовых народных выступлений в середине XVII в. было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее правительство вводить дополнительные прямые и косвенные налоги (для покрытия военных расходов, которые на протяжении XVII века увеличились более, чем в три раза); злоупотребления администрации; увеличение срока сыска беглых крестьян, а затем введение бессрочного сыска; увеличение общего объема феодальных повинностей.

  1.  Городские восстания середины XVII в.

Историю социальных движений середины века открывает «Соляной бунт». В 1646 г. вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере 2 гривен с пуда. Правительство надеялось, что население не сможет обойтись без покупки соли. Однако соль не покупали. В декабре 1647 г. налог на соль отменен и начинается взыскивание «недоимок» по прежним налогам.

1 июня 1648 г., когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиевой лавры, народ кинулся к нему с челобитной, но стрельцы разогнали толпу. 2 июня горожане ворвались в Кремль, но вручить царю челобитную не удалось — бояре разорвали челобитную и бросили ее в народ. В тот же день повстанцы разгромили дома боярина Б.И. Морозова, окольничего П.Т. Траханиотова, гостя Василия Шорина, думного дьяка Назария Чистого. 4 июня на Красной Площади растерзан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев.

Участники восстания потребовали экстренного созыва Земского собора. 16 июля на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое уложение.

Московское восстание имело широкий резонанс (из 30 восстаний 1630-1650 гг. 21 произошло в 1648-1650 гг.). Самые упорные и продолжительные были восстания: 1650 г. в Пскове (началось 28 февраля); руководители Томила Васильев, Порфирий Коза, Иов Копыто, Гаврила Демидов (прекратили сопротивление в августе) и Новгороде (началось 16 марта); руководители Иван Жеглов, Елисей Лисица (в середине апреля сдались князю И.Н. Хованскому).

Поводом к восстаниям послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное обязательством правительства поставить Швеции зерно в счет компенсации перебежчиков с территорий, захваченных шведами. Во Пскове повстанцы или настроены более решительно. Полновластным хозяином города стала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый у бояр.

Правительство для переговоров с восставшими даже созвало экстренный Земский собор, утвердивший состав делегации для «уговора» псковичей. И только получив прощение всем участникам восстания, в том числе и руководителям, повстанцы прекратили сопротивление.

В 1654 г. правительство, стремясь выйти из денежного кризиса, прибегло к выпуску медных, денег; курс их был очень нестабилен, к середине 1663 г. 1 серебряный рубль стоил 15 медных. Выдавая жалование служилым людям медными деньгами, правительство требовало подати и налоги серебряными. Появилось огромное количество фальшивых денег.

25 июля 1662 г. началось восстание, известное как «Медный бунт». Рано утром в Москве, на Лубянке, появились «воровские письма», в которых были названы «изменники» Милославские, Ртищев, Василий Шорин. Раздался набат и толпа посадских, солдат и стрельцов двинулась к царю в Коломенское с требованием выдачи бояр. Во главе восставших были стрелец Нагаев, посадские Щербок и Жидкий. В самой Москве громили дворы бояр и богатых купцов.

Алексей Михайлович вызвал в Коломенское верные ему стрелецкие полки.

Восстание было подавлено: погибло, по некоторым сведениям, более 7 тыс. чел. (некоторые историки считают эту цифру сильно преувеличенной),  18 «заводил» были публично повешены, но в 1663 г. правительство прекратило выпуск медных денег.

  1.  Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Кульминацией народных выступлений XVII в. стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671 гг.).

На первом этапе движения — поход Василия Уса в 1666 г. с Дона через Воронеж на Тулу (казаки шли в Москву, чтобы предложить свои услуги в связи войной России и Польши) и поход самого Степана Разина «за зипунами» (в 1667 г. — на Яицкий городок, а затем — в 1668-1669 г. — на Каспийское побережье, через Астрахань и Царицын, в Кагальницкий городок) — не выходило еще за рамки обычных казацких походов за добычей, хотя во время второго по хода «за зипунами» движение уже приобретает некоторую социальную ориентированность — когда 1 октября казаки вошли в Царицын, они освободили си девших в воеводской тюрьме заключенных. Когда в начале октября 1669 г Разин через Астрахань возвращается на Дон, его встречают как героя. Окры ленный удачей, он собирается в третий поход — «за доброго царя».

Движение приобрело ярко выраженную социальную окраску в 1670 г. новом походе на Волгу участвовали крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди, а так же представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва др. Среди народа распространялись «прелестные письма» Разина, в которых он призывал примкнуть к восстанию и изводить «изменников», т.е. бояр дворян, воевод и приказных людей.

Кроме того, распространился слух, что среди восставших — опальный патриарх Никон и «Алексей Алексеевич» (сын Алексея Михайловича, умерший в 1670 г.)

В мае 1670 г. 7-тысячный отряд восставших овладел Царицыном, в тоже время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов, 19 июня восставшие подошли к Астрахани, а 22 июня взяли ее штурмом. И в Царицыне и в Астрахани повстанцы создают органы самоуправления (по образцу казацких). Без боя сдались Саратов и Самара. 4 сентября 1670 г. разницы осадили Симбирск. Предполагают, что в этот момент на стороне восставших было 20 тыс. человек.

На подавление восстания двинулась 30-тыеячная армия Алексея Михайловича (по другим сведениям — 60-тысячная), которая в октябре 1670 г. нанесла повстанцам поражение. Осада Симбирска была снята, восставшие разбиты, Разин ранен, а затем — выдан казачьей старшиной. 4 июня 1671 г. он доставлен в Москву, и 6 июня 1671 г. казнен на Красной площади.

27 ноября 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подверглась жестоким репрессиям. В одном только Арзамасе было казнено свыше 11 тысяч человек.

Церковный раскол

(события, предшествующие последнему из выступлений «Бунташного века» - «Соловецкому сидению»).

Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения. (Двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, особое чтение некоторых мест символа веры, двоение возгласа аллилуйя. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти. Оставались также большие разногласия в канонизации собственно русских святых).

Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком высоконравственное поведение стало достоянным предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись "беспоповские" ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства - оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не "боем", а обличениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. Кружки "ревнителей благочестия", которые боролись за очищение церкви "от Скверны". Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули будущий патриарх Никон (в тот момент - архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований - было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.

В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. "Ревнители благочестия" желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено креститься тремя; слово "алилуия" произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не "по солнцу", а "против солнца"; внесены изменения а церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д. "Ревнители благочестия" попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапонтов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки "градских властей", и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие "ревнители благочестия" были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовенства и замедлили процесс "обмирщения" материальной и духовной жизни общества.

  1.  Раскол как проявление социального протеста.

Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является «Соловецкое сидение 1668-1676.

После Собора 1656 г. Соловецкий монастырь стал местом ссылки более 100 противников никоновских преобразований.

В 1658 г. в монастырь были присланы новопечатные книги, но монахи отказались вести по ним богослужение. Тогда из Москвы в обитель был назначен новый настоятель — Варфоломей. Но ему не удалось добиться признания новых книг, напротив, встретив в монастыре непримиримую оппозицию, он поспешно вернулся в Москву.

После окончания Собора 1667 г. в монастырь был послан архимандрит Сергий с новопечатными книгами, однако монахи объявили новые книги и обряды латинской ересью, а монастырские стрельцы хотели даже устроить засаду и перебить приехавших москвичей. Сергий уехал, но вскоре в монастырь был направлен игуменом монах из московского Соловецкого подворья Иосиф с поручением ввести новые книги. Однако соловецкие монахи не покорились и на этот раз — Иосифа на архимандритское место не возвели, и книг не приняли. Царю были отправлены две челобитные: «Соловецкая челобитная», изобличавшая ереси новой меры, и вторая, с просьбой не присылать в монастырь больше «учителей». В ответ из Москвы был прислан стрелецкий сотник Чадуев, а затем — карательное войско (около тысячи человек) с предписанием взять монастырь блокадой.

К этому времени внутри монастыря оказались бывшие сподвижники Разина — казаки и крестьяне. Власть постепенно перешла в их руки. Оборону возглавил Фадейка-сапожник. Движение приняло ярко выраженную социальную окраску — часть монахов, не согласных с упорствующими «бельцами», покинула монастырь, в то же время крестьяне из окрестных деревень помогали осажденным.

В 1676 г. один из монахов-перебежчиков, Феоктист, указал царским стрельцам проход через отверстие в стене, заложенное камнями. Монастырь был взят, многие из его защитников перебиты (из 500 человек в живых осталось 60).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18492. ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ 139.5 KB
  ТЕМА 4. ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ План Поняття про економічний механізм страхової компанії. Формування страхових резервів і управління страховою компанією. Класифікація витрат на утримання страхової компанії. Поняття про собівартість ...
18493. СТАТУТНИЙ КАПІТАЛ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ, ЙОГО УТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ 89.5 KB
  ТЕМА 5. СТАТУТНИЙ КАПІТАЛ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ ЙОГО УТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ План Утворення статного капіталу його призначення та використання. Порядок збільшення і зменшення статутного капіталу. Інвестування коштів статутного капіталу. Повернення ...
18494. ЦІНА СТРАХОВОГО ПРОДУКТУ І ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ 312 KB
  ТЕМА 6. ЦІНА СТРАХОВОГО ПРОДУКТУ І ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ План 1.Страховий тариф як ціна страхового продукту. 2.Страховий тарифнетто і навантаження та їх призначення. 3. Сутність грошових надходжень страховиків та їх класифікація. ...
18495. Страхові технічні резерви, їх склад та порядок формування 194 KB
  Тема 3. Лекція 3. Страхові технічні резерви їх склад та порядок формування План. Поняття страхових технічних резервів та їх склад. Порядок формування резерву незаробленої премії. Порядок формування резервів збитків. Порядок формування резерву коливань зб
18496. Резерви зі страхування життя 62.5 KB
  Тема 4. Резерви зі страхування життя І. Поняття резервів зі страхування життя та їх склад 2. Законодавчі вимоги до резервів зі страхування життя. 3. Принципи розрахунку резервів довгострокових зобов`язань. 4. Резерви належних виплат страхових сум. І. Поняття ре
18497. ІНВЕСТИЦІЙНІ ОПЕРАЦІЇ В СТРАХОВИХ КОМПАНІЯХ 122 KB
  ТЕМА 8. ІНВЕСТИЦІЙНІ ОПЕРАЦІЇ В СТРАХОВИХ КОМПАНІЯХ План 1.Джерела інвестиційних операцій. 2.Напрями інвестування галузей економіки за рахунок коштів страхових резервів. 3.Інвестиційна діяльність та формування портфеля інвестицій страховика 4.Доходи від інв
18498. ОПОДАТКУВАННЯ СТРАХОВИХ КОМПАНІЙ 449.5 KB
  ТЕМА 10 ОПОДАТКУВАННЯ СТРАХОВИХ КОМПАНІЙ План 1.Види податків які сплачують страхові компанії. 2.Характеристика ділової системи оподаткування страхових компаній. 3.Податок з прибутку страхових компаній. 4. Інші податки і порядок їх сплати страховими компанія...
18499. ФІНАНСОВА НАДІЙНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 97.5 KB
  ТЕМА 11 ФІНАНСОВА НАДІЙНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ План 1.Поняття про фінансову надійність страхової компанії. 2.Досягнення фінансової надійності страхової компанії. 3.Перестрахувальні операції як фактор фінансової надійності. 4.Кон
18500. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ 939.5 KB
  ТЕМА 12. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ План 1.Поняття про платоспроможність страхової компанії. 2.Показники платоспроможності страхових компаній з ризикового страхування та зі страхування життя. 3.Показники платоспроможност