62880

Великий Нехочуха, или почему ребенок не делает уроки

Научная статья

Педагогика и дидактика

Рассмотрим основные причины невыполнения домашних заданий: отсутствие желания и мотивации особенно ярко это может проявиться в том случае если ребенок неуспешен в учебе не понимает изученного материала или много пропустил...

Русский

2014-06-14

15.73 KB

0 чел.

Великий Нехочуха, или почему ребенок не делает уроки

С началом нового учебного года учителя и родители нередко сталкиваются с одной проблемой – ребенок не выполняет или не выполнил домашнее задание. При этом не обязательно в этой ситуации оказываются только родители двоечников, с этим может столкнуться каждый.

Из-за чего это может происходить? Рассмотрим основные причины невыполнения домашних заданий:

- отсутствие желания и мотивации – особенно ярко это может проявиться в том случае, если ребенок неуспешен в учебе – не понимает изученного материала, или много пропустил, и не может справиться – в такой ситуации от одной мысли о необходимости делать уроки пропадает всякое желание;

- отсутствие воли и отвлекаемость – в этом случае ребенок знает, что ему нужно сделать уроки, но вокруг него так много интересного: хочется посмотреть любимые мультики или передачи, погулять с друзьями, поиграть в компьютер – в результате о невыполненных уроках вспоминают вечером, когда уже накапливается усталость и хочется спать;

- нехватка времени – если ваш ребенок посещает занятия в музыкальной школе, спортивную секцию, курсы иностранных языков и дополнительные занятия в школе, времени на качественное выполнение домашних заданий может просто не остаться;

- усталость – эта причина вытекает из предыдущей. Школьник постоянно занят, и сначала может успешно со всем справляться, но затем, в результате постоянного напряжения и желания везде успеть и все сделать, может появиться ощущение загнанности, непрерывности всего происходящего. При подчеркивании родителями важности быть во всем успешным, желание соответствовать ожиданиям может привести ребенка к синдрому хронической усталости, когда любая деятельность будет вызывать отвращение;

- лень – как ни странно, в некоторых случаях это действительно может быть так. Чаще всего, когда нет никаких целей в жизни и ничего не вызывает особого интереса.

Что делать?

  1.  Если ваш ребенок не хочет делать домашние задания потому, что не понимает пройденного материала, возможно, следует пожертвовать своим временем и изучить предмет вместе, избегая при объяснении повышенных тонов и эпитетов: «дурак», «это же элементарно», «как ты не можешь этого понять» и т.д. Помните, что вы рассуждаете с позиции уже полученных знаний и опыта, а ребенок столкнулся с этим впервые.

Если же ваши познания в данной области недостаточны, то можно нанять репетитора, или посещать дополнительные занятия в школе – объясните ребенку, что нет ничего страшного в том, если он после урока подойдет к учителю и спросит о том, что было непонятно.

  1.  В том случае, если самостоятельно ребенок уроки не выполняет, отвлекается, установите определенные правила – например, телевизор, прогулка или компьютер 1 час после школы, затем – только после того, как сделаны уроки. Если в течение дня вас нет дома, то можно позвонить по телефону и поинтересоваться у ребенка, выполнил он уроки или нет, какие предметы он уже сделал, какие задания дали на дом. Много времени такое напоминание не отнимет, но этого может оказаться достаточно, чтобы ребенок выполнил хотя бы часть заданий. И конечно, все правила должны быть в меру строгими.
  2.  Многие родители хотят видеть своих детей умными, образованными, успешными, знающими несколько языков – но важно помнить, что любая нагрузка должна быть дозированной. Если ваш ребенок устает, не справляется со всеми делами и постоянно опаздывает, стоит сократить список кружков, занятий и секций. Что для вас важнее – чтобы ваш ребенок был здоровым и жизнерадостным, или чтобы он посещал несколько секций и курсов, но ходил замученный, сонный  и уставший?
  3.   При выборе занятий для ребенка старайтесь исходить из его способностей и желания – занятия в музыкальной школе могут быть очень полезными, но вряд ли они будут успешными, если у ребенка нет ярко выраженной склонности к музыке, и он сам идет туда каждый раз с большой неохотой. Задайте себе вопрос – этого хочет ваш ребенок или этого хотели вы, но, в свое время, не успели?

Как эта причина связана с уроками? Когда мы делаем то, что нам нравится, мы получаем заряд положительных эмоций, силы и вдохновение на выполнение другой работы, которая нравится меньше, как например, домашние задания. И наоборот, когда мы занимаемся тем, что очень не нравится, после завершения одного неприятного дела остается еще меньше сил и желания браться за что-то такое же, не приносящее никакого удовольствия, требующее сосредоточенности и внимания.

И главное – помните, что самый сильный и мощный источник поддержки для ребенка – это вы! Очень многое зависит от ваших отношений и взаимопонимания.

Автор статьи: Сбитняя А. Н.

Психолог отделения консультирования,

диагностики и психологической практики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5104. Методика преподавания математики в средней школе 41.86 KB
  Методика преподавания математики в средней школе. Основные требования к уроку математики. Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, ...
5105. Генетика бактерий. Рекомбинации у бактерий и их особенности 52 KB
  Генетика бактерий Особенности организации ядерного аппарата бактерий: морфологические биохимические. Состав бактериального генома: хромосома, плазмиды подвижные генетические элементы (IS-элементы, транспозоны, и...
5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....