62880

Великий Нехочуха, или почему ребенок не делает уроки

Научная статья

Педагогика и дидактика

Рассмотрим основные причины невыполнения домашних заданий: отсутствие желания и мотивации особенно ярко это может проявиться в том случае если ребенок неуспешен в учебе не понимает изученного материала или много пропустил...

Русский

2014-06-14

15.73 KB

0 чел.

Великий Нехочуха, или почему ребенок не делает уроки

С началом нового учебного года учителя и родители нередко сталкиваются с одной проблемой – ребенок не выполняет или не выполнил домашнее задание. При этом не обязательно в этой ситуации оказываются только родители двоечников, с этим может столкнуться каждый.

Из-за чего это может происходить? Рассмотрим основные причины невыполнения домашних заданий:

- отсутствие желания и мотивации – особенно ярко это может проявиться в том случае, если ребенок неуспешен в учебе – не понимает изученного материала, или много пропустил, и не может справиться – в такой ситуации от одной мысли о необходимости делать уроки пропадает всякое желание;

- отсутствие воли и отвлекаемость – в этом случае ребенок знает, что ему нужно сделать уроки, но вокруг него так много интересного: хочется посмотреть любимые мультики или передачи, погулять с друзьями, поиграть в компьютер – в результате о невыполненных уроках вспоминают вечером, когда уже накапливается усталость и хочется спать;

- нехватка времени – если ваш ребенок посещает занятия в музыкальной школе, спортивную секцию, курсы иностранных языков и дополнительные занятия в школе, времени на качественное выполнение домашних заданий может просто не остаться;

- усталость – эта причина вытекает из предыдущей. Школьник постоянно занят, и сначала может успешно со всем справляться, но затем, в результате постоянного напряжения и желания везде успеть и все сделать, может появиться ощущение загнанности, непрерывности всего происходящего. При подчеркивании родителями важности быть во всем успешным, желание соответствовать ожиданиям может привести ребенка к синдрому хронической усталости, когда любая деятельность будет вызывать отвращение;

- лень – как ни странно, в некоторых случаях это действительно может быть так. Чаще всего, когда нет никаких целей в жизни и ничего не вызывает особого интереса.

Что делать?

  1.  Если ваш ребенок не хочет делать домашние задания потому, что не понимает пройденного материала, возможно, следует пожертвовать своим временем и изучить предмет вместе, избегая при объяснении повышенных тонов и эпитетов: «дурак», «это же элементарно», «как ты не можешь этого понять» и т.д. Помните, что вы рассуждаете с позиции уже полученных знаний и опыта, а ребенок столкнулся с этим впервые.

Если же ваши познания в данной области недостаточны, то можно нанять репетитора, или посещать дополнительные занятия в школе – объясните ребенку, что нет ничего страшного в том, если он после урока подойдет к учителю и спросит о том, что было непонятно.

  1.  В том случае, если самостоятельно ребенок уроки не выполняет, отвлекается, установите определенные правила – например, телевизор, прогулка или компьютер 1 час после школы, затем – только после того, как сделаны уроки. Если в течение дня вас нет дома, то можно позвонить по телефону и поинтересоваться у ребенка, выполнил он уроки или нет, какие предметы он уже сделал, какие задания дали на дом. Много времени такое напоминание не отнимет, но этого может оказаться достаточно, чтобы ребенок выполнил хотя бы часть заданий. И конечно, все правила должны быть в меру строгими.
  2.  Многие родители хотят видеть своих детей умными, образованными, успешными, знающими несколько языков – но важно помнить, что любая нагрузка должна быть дозированной. Если ваш ребенок устает, не справляется со всеми делами и постоянно опаздывает, стоит сократить список кружков, занятий и секций. Что для вас важнее – чтобы ваш ребенок был здоровым и жизнерадостным, или чтобы он посещал несколько секций и курсов, но ходил замученный, сонный  и уставший?
  3.   При выборе занятий для ребенка старайтесь исходить из его способностей и желания – занятия в музыкальной школе могут быть очень полезными, но вряд ли они будут успешными, если у ребенка нет ярко выраженной склонности к музыке, и он сам идет туда каждый раз с большой неохотой. Задайте себе вопрос – этого хочет ваш ребенок или этого хотели вы, но, в свое время, не успели?

Как эта причина связана с уроками? Когда мы делаем то, что нам нравится, мы получаем заряд положительных эмоций, силы и вдохновение на выполнение другой работы, которая нравится меньше, как например, домашние задания. И наоборот, когда мы занимаемся тем, что очень не нравится, после завершения одного неприятного дела остается еще меньше сил и желания браться за что-то такое же, не приносящее никакого удовольствия, требующее сосредоточенности и внимания.

И главное – помните, что самый сильный и мощный источник поддержки для ребенка – это вы! Очень многое зависит от ваших отношений и взаимопонимания.

Автор статьи: Сбитняя А. Н.

Психолог отделения консультирования,

диагностики и психологической практики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66752. Бухгалтерский учет имущественных обязательств в системе гражданско-правовых отношений предприятий: теория, методология, методики 936.5 KB
  Место роль и значение теории бухгалтерского учета имущественных обязательств сделок в науке о бухгалтерском учете в современных условиях. Хозяйственные операции и имущественные обязательства как объекты бухгалтерского учета.
66753. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.71 MB
  Теоретико-методологические основания исследования социальной адаптации. Становление и развитие теории социальной адаптации. Внешние и внутренние факторы перспективной адаптации выпускников средней профессиональной школы.
66754. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РОССИИ 686 KB
  Объектом исследования являются правовые нормы о возмещении убытков как способа защиты имущественных прав кредитора и мере гражданско-правовой ответственности применяемой к должнику. Цель работы разработка теоретических проблем возмещения убытков как меры гражданской ответственности.
66756. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАСШИРЕНИЯ ПОЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 912 KB
  Психолого-педагогические основы расширения поля читательских ориентаций подростков в образовательном процессе. Поле читательских ориентаций как фактор духовного становления личности подростка. Организация аналитического чтения в образовательном процессе в целях расширения поля...
66757. Церебральная оксиметрия и нейромониторинг в диагностике вторичных повреждений головного мозга после внутричерепных кровоизлияний 3.71 MB
  Целью работы являлась оценка роли церебральной оксиметрии в диагностике вторичных повреждений головного мозга для разработки рациональных подходов к лечению больных с внутричерепными кровоизлияниями. Задачи исследования: Определение значения церебральной оксиметрии в системе нейромониторинга в качестве средства диагностики...
66758. Многоуровневая оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов 1.42 MB
  Целью настоящего диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка методики оценки эффективности финансирования расходных обязательств региональных и муниципальных бюджетов посредством программно-целевых методов...
66759. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ г. ЧИТА (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ) 6.2 MB
  По качеству атмосферного воздуха г. Чита относится к числу наиболее загрязненных городов России. За период с 2005 по 2010 гг. уровень загрязнения воздушного бассейна оценивался, как «чрезвычайно высокий» и «очень высокий». Среднегодовые концентрации превышают ПДКсс по...