62884

Виды работы с задачами на уроках математики

Научная статья

Педагогика и дидактика

Текстовые задачи на уроке математики в начальных классах могут быть использованы для самых разных целей: для подготовки к введению новых понятий в частности арифметических действий; для ознакомления с новыми понятиями свойствами понятий...

Русский

2014-06-14

25.54 KB

5 чел.

Виды работы с задачами на уроках математики.

Текстовые задачи на уроке математики в начальных классах могут быть использованы для самых разных целей: для подготовки к введению новых понятий (в частности, арифметических действий); для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий; для показа области применимости изучаемых понятий; для углубления и расширения формируемых математических знаний и умений; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемами решения задач на разных этапах этого обучения; для многих иных целей. Очевидно, что и методика работы с задачей на уроке должна определяться прежде всего тем, с какой целью эта задача включена в урок.

Цель данной статьи — помочь учителю в выборе форм и содержания работы с задачами на уроке, наиболее соответствующих целям данного урока.

Наиболее распространенный вид работы с задачами на уроке – это решение задач.

Решение задач на уроке может отличаться формой организации деятельности детей, характером и степенью руководства процессом решения, содержанием решаемых задач, способом оформления решения и т.п. Исходя из сказанного даже решение задач на разных уроках, в разных классах в зависимости от целей урока может осуществляться по-разному. Назовем несколько вариантов организации и содержания решения задач на уроке.

Фронтальное (коллективное) решение задачи под руководством учителя.

Этот вид работы с задачей на уроке наиболее известен. Однако нужно заметить, что учебные возможности такого решения в практике, особенно в практике начинающих учителей, не всегда используется в полную меру главным образом из-за того, что содержание такого решения не скорректировано на конкретную учебную цель. Поэтому учащиеся видят цель решения только в скорейшем получении ответа на вопрос задачи.

А ведь коллективное решение задачи под руководством учителя может преследовать разные цели, а потому и отличаться расстановкой акцентов на определённых шагах этого решения, ориентации учащихся на получении соответствующих общих выводов, на запоминании определённых сведений о задачах, о процессе решения задач и т.п.

Так, например, коллективное решение может использоваться для знакомства детей с решением (со способом решения) задач определенного вида. В этом случае оно должно быть ориентировано на запоминании учащимся отличительных особенностей задач этого вида (содержания задач этого вида) и на понимание и запоминание основных шагов такого решения.

Пусть учитель планирует в III классе коллективное решение задачи для ознакомления учащихся с решением задач на нахождение числа по двум разностям: «Купили два куска ленты. В одном куске 6 м, а в другом 4 м такой ленты. За второй кусок уплатили на 1 р. Меньше, чем за первый. Сколько рублей стоит каждый кусок?»

Коллективную работу с этой задачей полезно начать так:

- ^ Прочитайте задачу. Скажите, решали ли мы раньше такие задачи (Нет, не решали.)

- Что нового в содержании задачи, из-за чего вы сделали вывод, что такие задачи не решали? (Новое здесь то, что в ней не дана ни цена ленты, ни стоимость какого-либо количества метров ленты. А сказано только, на сколько меньше стоит один кусок, чем другой.)

- Сегодня на уроке вы будете учиться это делать. Для этого решим задачу. Внимательно следите за тем, какие вопросы я буду задавать.

После решения задачи полезно вновь задать вопрос об особенностях задач этого вида и особенностях их решения, обобщить ход решения.

Коллективное решение под руководством учителя полезно также использовать для того, чтобы дети запомнили этапы решения, ознакомились с каким-либо приёмом, помогающим решению, и др.

Фронтальное (коллективное) решение задач под руководством учащихся.

Этот вид работы чаще всего может быть использован для овладения учащимися умением последовательно выполнять этапы решения задачи, для закрепления умения пользоваться определенными приёмами и методами решения. Учитель в этом случае только побуждает детей к руководству решением. Работа также должна завершаться обобщенными выводами в соответствии с её целями.

Самостоятельное решение задачи учащимися.

Самостоятельный выбор средств, методов и форм решения;применение указанных учителем или учебником средств, методов и способов решения.

3.Самостоятельное решение – один из наиболее распространенных видов работы с задачами на уроке. Однако и здесь возможна ориентация на разные цели: на формирование умения решать задачи определённого вида, решать задачи с помощью определенных средств, приёмов и методов; проводить проверку и самопроверку, оценку и самооценку; использовать при решении задачи свойства действий, вычислительные примеры и т.д. И если первая группа целей ставится на уроках довольно часто, то самопроверка и самооценка значительно реже. Однако опыт проведения таких работ показывает, что направленность самостоятельного решения на получение каждым учеником ответа на вопрос «Как я умею решать такие задачи (таким методом, способом и т.п.)?» делает эту работу для большинства учащихся интересной.

В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач:

1. Решение задач с лишними данными.

2. Решение задач с недостающими данными.

3. Решение задач определенного вида при разных классификациях видов (по математической основе: задачи на нахождение суммы, остатка: на нахождение четвертого пропорционального и т.п.; по фабуле: на движение, на куплю-продажу и т.п.)

4. Решение нестандартных задач разных видов (логических, комбинаторных, на смекалку и т.п.)

Назначение такого решения - обучение учащихся анализу содержания задач (1,2), обучение решению задач определенного вида (3), развитие интуиции (4) и т.п.

Все виды решения учащиеся могут выполнять как под руководством учителя и учащихся, так и самостоятельно, как устно, так и с записью в тетрадь. Форма фиксации решения выбирается учителем также в зависимости от того, какая из них предпочтительнее в данном классе для достижения постановления цели.

Другой вид работы – выполнение части решения.

Основные цели выполнения части решения – формирование у учащихся умения выполнять определенный этап решения, обучение общим приемам решения, формирование представлений учащихся об арифметических действиях и др.

Приведем примеры заданий, которые определяют этот вид работы на уроке:

-Сделайте рисунок (чертеж) к этой задаче. (Само построение рисунка (чертежа) может приводиться под руководством учителя, под руководством учащихся или самостоятельно; при частичном руководстве учителя или учащихся.)

-Прочитайте задачу. Представьте то, о чем говориться в задаче, так, чтобы легче было решить. Расскажите, что вы представили.

-Пользуясь схемой разбора задачи от вопроса к данным, составьте план решения данной задачи.

-Известно, что данная задача решается так… (дается запись арифметического решения по действиям). Запишите это же решение в виде выражения, найдите его значение и ответьте на вопрос задачи.

-Проверьте, правильно ли решена эта задача, определив смысл каждого действия (решив задачи другим способом, решив задачу графически, с помощью кружочков и т.п.).

Практика показывает эффективность дополнительной работы над уже решенной задачей.

Цели дополнительной работы над уже решенной задачей могут быть самые различные: 1) формирование у учащихся смысла арифметических действий; 2) обучение умениям находить другие способы решения, 3)решать задачи разными методами, 4) проводить анализ содержания задачи, 5)ставить вопросы к условиям задач. Целью дополнительной работы может быть также выявление особенностей способа решения задач определенного вида, обучение элементам исследования задачи, обучение умению обосновывать правильность решения задачи и т.п.

-Назовем виды дополнительной работы с решенной задачей:

-Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

-Постановка нового вопроса к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые еще можно найти по данному условию.

-Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.

-Решение задачи другим способом или с помощью других средств – другим методом: графическим, алгебраическим и др.

-Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения стал невозможен.

-Исследование решения. (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приемы наиболее целесообразны для поиска решения этой задачи? Возможны ли другие методы решения?)

-Обоснование правильности решения (проверка решения задачи любым из известных приемов).

Следующие виды работы с задачами не включают в себя явное и полное решение задачи. Основным содержанием работы являются сравнение, сопоставление, анализ, а поэтому выполнение их способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к математике, в частности к решению задач, позволяет учителю целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.

Охарактеризуем указанные виды работы.

1.Установление соответствия между содержанием задачи и схематическим рисунком (чертежом, таблицей, какой-либо иной формой записи) и, наоборот, между рисунком (чертежом и т.д.) и содержанием задачи.

2.Выбор среди данных задач (среди задач на данной странице учебника, задач, записанных на доске, карточке и т.п.) той, которая соответствует данному рисунку (чертежу, таблице, краткой записи)

3.Выбор среди нескольких данных рисунков (чертежей, таблиц, кратких записей) того, который соответствует данной задаче.

4.Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице и т.п. (построенных к этой задаче).

Цель видов работы 1, 2, 3, 4-формирование умения пользоваться различными моделями задачи для поиска ее решения, так как обоснование соответствия содержания задачи рисунку, чертежу, таблице и т.д. является обязательной операцией при решении задачи с помощью этих моделей.

5.Выбор среди данных задач (задач на данной странице или страницах учебника) задач данного вида (таких же, какие решали на уроке, или задач, которые решали так же, как только что решенная).

Этот вид работы необходим для формирования умения решать задачи с отношением «больше (меньше) на…», «больше(меньше) в …раз»; задачи на нахождение четвертого пропорционального; простые задачи с величинами «цена», «количество» и «стоимость» и т.д.

6.Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены. (Укажите, какие из задач могут быть решены с помощью сложения, а какие с помощью вычитания). Этот вид полезен для закрепления понимания детьми арифметических действий.

7.Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден, заданной последовательностью действий.

Пример:

-^ Найдите среди данных задач такие, ответ на вопрос которых можно было бы найти с помощью арифметических действий в такой последовательности: 1) «+», 2) «:», 3) «+».

Этот вид работы полезен для закрепления умения обосновывать выбор действий, для закрепления умения решать задачи определенного вида. В число предлагаемых задач целесообразно включать задачи, допускающие несколько способов решения, доступных детям. Тогда на уроке может возникнуть дискуссия о том, правильно ли отнесена задача к заданной последовательности. В результате дети устно обоснуют несколько способов решения.

8.Выбор задачи, при решении которых необходимо (или можно) применить данные вычислительные приемы.

Пример:

-^ Вы сейчас учились делить двузначное число на двузначное. Просмотрите задачи на этих двух страницах учебника и найдите те, для решения которых нужно будет выполнить деление двузначного на двузначное. Обоснуйте свой ответ.

Этот вид работ полезен для закрепления соответствующих вычислительных навыков, для закрепления смысла действий, умения обосновывать выбор действия, умения решать задачи.

9.Выбор задач, с помощью которых можно научиться тому или иному приему решения, помогающему решению; тому или иному приему решения (графическому, табличному, алгебраическому, практическому, арифметическому).

Пример:

-Найдите на странице… задачи, которые могут быть решены с помощью чертежа; задачи, при решении которых полезно представить себя участником ситуации, сделать схематический рисунок, составить план решения задачи, рассуждая от вопроса к данным, и т.п. Ответы обоснуйте путем выполнения соответствующих действий.

Этот вид работы нужен для овладения определенными приемами. Он интересен учащимся.

10. Определение числа арифметических способов, которыми может быть решена данная задача.

Пример:

-Рядом с номером каждой задачи на этой странице (на карточке) поставьте карандашом число возможных различных способов ее решения.

Учитель просит нескольких человек обосновать свои ответы. Возможна и организация взаимопроверки, когда соседи по парте рассказывают друг другу способы решения, чтобы подтвердить обоснованность названного ими числа способов.

Эта работа очень помогает закрепить общее умение решать задачи, находить различные способы решения.

11. Обнаружение ошибок в решении задачи.

12. Определение смысла выражений, составленных из чисел, имеющихся в тексте (причем целесообразно составлять всевозможные выражения, в том числе и не имеющие смысла в рамках данной задачи).

Цель такой работы — обучение анализу решения, анализу содержания задачи, умению проверять решение задачи; формирование понимания смысла действий и т.п.

13. Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной для детей задачи.

Этот вид работы способствует формированию умения решать задачи при ознакомлении с новым видом задач, при тренировке в решении задач. Он заменяет скучное и утомительное коллективное решение с подробным разбором, дает возможность учащимся самостоятельно найти способ решения незнакомой задачи.

14. Исключение из текста задачи лишних данных, лишних условий.

Пример.

-^ Не решая задачи, скажите, какие данные здесь лишние. Объясните почему. Подтвердите это же, выполняя решение.

Этот вид работы помогает формировать умения анализировать содержание задачи.

С аналогичной целью полезно выполнять на уроке и следующие виды работы.

15. Дополнение содержания задачи недостающими для решения данными или отношениями.

16. Выбор на странице тех задач, которые ученик может решить устно (знает, как решить).

Примеры:

-^ Прочитайте на странице учебника все задачи. Выпишите номера и ответы на вопросы тех задач, которые можно решить устно.

-Выпишите номера тех задач, которые знаете, как решить. Запишите рядом с номером знаки действий в том порядке, в каком нужно выполнять действия для ответа на вопрос задачи.

Основная цель этого вида работы — закрепление умения решать задачи, осознание смысла действий.

^ Составление задач самими учащимися поможет реализовать разнообразные функции задач.

Само составление задач тоже может осуществляться в разных видах работы, с разной степенью полноты.

Это: 1) дополнение задачи недостающими данными; 2) постановка вопроса к данному условию; 3) составление задачи по краткой записи, рисунку, чертежу, числовым данным и т.п.; 4) составление задачи, аналогичной данной по способу решений (те, же действия, в том же порядке), по сюжету; с такими же числовыми данными, но с другим решением; аналогичной данной по количеству действий, по величинам, о которых идет речь в задаче; 5) дополнение условия задачи сведениями, меняющими способ решения, но не меняющими результат решения; 6) составление задачи по данной записи решения, по уравнению; 7) составление и решение задачи, обратной данной; 8) устное сочинение «О чем может рассказать данное математическое выражение?».

Многообразие видов и форм работы с задачей на уроке, использование которых сделает встречу учеников с задачами интересной и увлекательной. Важно только помнить, что нет и не может быть раз и навсегда принятого алгоритма работы с задачами на уроке. Вид и форма организации деятельности детей с помощью задач полностью зависит от цели, для достижения которой задача включена в урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...
27386. Различные подходы к построению урока математики 19.44 KB
  Основные этапы подготовки учителя к уроку математики: общий способ деятельности связанный с планированием урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов. Какова функция учебных заданий данного урока обучающая развивающая контролирующая Какие знания умения навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения 5. Какова дидактическая цель данного урока 6.
27387. Анализ и синтез 18.71 KB
  Способность к аналитикосинтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта его различные признаки или соединять элементы в единое целое но и в умении включать их в новые связи увидеть их новые функции. Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов хорошо им знакомых в которых они могут выделить те или иные признаки опираясь...
27388. Методика преподавания русского языка 36 KB
  Как и любая другая наука методика русского языка имеет свой предмет. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Методика русского языка изучает уровни знаний умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения выясняет причины успехов или неудач в обучении исследует типичные ошибки речевые орфографические и пр.
27389. Место курса «Русский язык» в учебном плане 76 KB
  Это обусловлено тем что русский язык является государственным языком Российской Федерации родным языком русского народа средством межнационального общения. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов различающихся одним или несколькими звуками.
27390. Коммуникативно-познавательная основа русского языка 80 KB
  Коммуникативный принцип предусматривает: осмысление и реализацию основной функции языка быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения понимать цель и результат общения собеседников контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения; знакомство с различными системами общения устными и письменными речевыми и неречевыми; формирование представления о тексте как результате продукте речевой деятельности; развитие у учащихся желания потребности создавать собственные тексты...
27391. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте 69 KB
  Что же собой представляет метод обучения В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1это способ деятельности учителя и учащихся; 2совокупность приемов работы; 3путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4 система действий учителя и учащихся и т.Овладение грамотой первый этап школьного обучения детей в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Перекодировка о которой сказано выше является главным предметом методики обучения грамоте поэтому...
27392. В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации 48 KB
  Аналитический этап характеризуется тем что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву соотнести ее со слогомслиянием подумать куда надо причитать буквы вне слияния озвучить каждый увиденный графический слог т. Однако учитель должен помнить что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.Синтетический этап предполагает что все три компонента чтения синтезируются т.