62887

Путешествие по лесной тропинке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обратите внимание друзья если взглянуть на нашу планету видны два основных цвета которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства: океан воды и океан растительности.

Русский

2014-06-14

26.11 KB

1 чел.

Внеклассное мероприятие « Путешествие по лесной тропинке».

Подготовила и провела Гребнева Ольга Анатольевна

Участники мероприятия: ученики 1-го класса.

Цель:

1)Воспитание экологической культуры у детей;                                                                                                           2) Развитие личности ребенка;                                                                                                                                 3) Привитие учащимся любви к природе;

Задачи:

1) Развивать творческую индивидуальность;                                                                                                       2) Показать значение леса в жизни людей;                                                                                                        3) Закрепить нормы экологического поведения;                                                                                              4) Познакомить с уникальным творчеством людей нашего города;

Оборудование:  карта мира, рисунок Лесничего, конверты с письмами лесничего, медальки следопытов, картины С.И.Уржумова, маски, две корзинки, грибы, диски с песнями «Улыбка», «Вместе весело шагать»,     «Танец маленьких утят», «Шум леса», выставка книг «Почемучка», проектор, презентация.

                              Ход занятия.

1.Организационный момент.

Учитель: Прозвенел уже звонок, все зашли мы на урок.                                                                         Дружно встали все красиво, поздоровались учтиво.                                                                                   Вижу класс ваш хоть куда, что ж продолжим, господа!

- Здравствуйте, здравствуйте, милые дети, самые лучшие дети на свете!                                             Сегодня у нас необычный урок, поймете о чем он из этих вы строк:

« Есть  просто храм,  есть храм науки, а есть ещё природы храм!                                                              С  лесами, тянущими руки, на встречу солнцу и ветрам.                                                                             Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь,                                                               Входя сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.»

- Ребята, как вы считаете, какой теме будет посвящено наше занятие?                                (теме природы)

2. Вступительная беседа.

Слайд « Наша планета»

Учитель: Обратите внимание, друзья, если взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства: океан воды и океан растительности. Удивительный мир природы… Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет задуматься, прислушаться, присмотреться.

3. Сообщение темы  занятия.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесной тропинке, чтобы ещё больше узнать о том мире, который нас окружает.

Слайд « Лесная тропинка»

4. Работа по теме занятия.

- Когда ты идешь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.                                                     Одно «Почему» меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей.                                             Другое пчелою забралось в цветок,  а третье лягушкою, прыг в ручеек.                                            Пойдем – ка , дружок, по тропинке вдвоем, ответы искать под зелёным шатром.

Чтоб веселее нам было идти, улыбку с собою ты в путь захвати!

Физминутка « Улыбка»

- Ой, друзья, посмотрите, пока мы с вами пели,                                                                                                   Кто-то бросил мне в оконце вот такое письмецо.                                                                                      Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?                                                                                                            Может это воробьишка, пролетая обронил?                                                                                                                Может кот письмо как мышку на окошко заманил?

- Ребята от кого пришло письмо вам хочется узнать?                                                                                                 Тогда надо постараться и загадку отгадать:

«Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, чтобы новые леса поднимались в небеса. Их под звон и гомон птичий охраняет кто?» (Лесничий)

- Это письмо от сказочного лесничего – старичка – Лесовичка.

Письмо: « Дорогие ребята! В нашем лесу беда! Люди убивают животных, разоряют гнезда птиц и засоряют лесные тропинки. Разводят костры и ломают деревья. Помогите, ведь это наш дом! Придумайте законы для всех людей планеты, чтобы мы могли спокойно жить!»

Учитель: Ребята, вы согласны помочь жителям леса?  (Да)

- Что же нам надо взять с собой, отправляясь в путешествие?   (Фотоаппараты, альбомы, записные книжки, своих друзей)

Учитель: Итак, отправляемся в путь, на каждой остановке нас с вами будет ждать задание старичка –  Лесовичка, а самых активных ждут медальки Следопытов.

Чтецы:                                                                                                                                                                                      1. Очень добрым, очень светлым, серебристым ярким днем.                                                        Мы поедем в гости к лесу. В гости к солнышку пойдем.

2. И тропинкой, и цветами встретят нас и лес,  и луг.                                                                                     Наши песни вместе с нами будут птицы петь вокруг.

Игра на внимание (дети имитируют, повторяют движения учителя)

По тропинке мы идем (стучат по коленям ладошками)                                                                       Будет трудно,  не свернем! (стучат по коленям ладошками)                                                                              А что это там? (Ладонь у лба).  А там болото! ( Взмах руки).                                                                              Его не обойдешь ( показываем движение), под ним не проползешь ( показ движения). Над ним не пролетишь ( показ движения). А  мы,  напрямик!  (Цок - цок-цок).

Игра проводится 3 раза.

Учитель: Наконец – то мы пришли, на полянку забрели.

- Как будто вдруг свершилось чудо, хотя на улице зима, мы с вами вновь вернулись в лето и очутились на лесной полянке.

Слайд. « Лесная полянка»

Чтец:  Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный  сказок и чудес!                                                                         Ты о  чем шумишь листвою? Ночкой темной, грозовою?                                                                                           Что ты шепчешь на заре, весь в росе и серебре?                                                                                              Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?                                                                                                      Всё открой, не утаи. Ты же видишь, мы свои!

Звучит музыка « Шум зеленого леса». Дети слушают с закрытыми глазами.

Учитель: Шумит зеленый лес, все вы были в лесу и замечали этот неповторимый звук леса, завораживающий шум листвы и пение птиц. Что вы себе представляете, когда слышите этот необычный звук?

Ответы детей:

- Деревья разговаривают друг с другом.                                                                                                            - Хотят рассказать нам свои тайны, что они видели и слышали.                                                               – Птицы хотят рассказать нам , что их гнезда разоряют…

Учитель: Ребята, как вы думаете, а за что ещё деревья и птицы жалуются на людей.                                   - А что бы вы посоветовали людям?  Как  люди должны поступать, чтобы помочь деревьям и птицам, давайте подумаем вместе. ( Дети отвечают)

- Вот это и будет наш первый закон:

Слайд на экране:

1.Не разоряйте птичьи гнёзда;                                                                                                                          2. Не ломайте ветви деревьев.

Учитель: Правильно, ребята, человек многим обязан природе, лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и растений. Лес привлекает многих, потому что его красота улучшает настроение, вдохновляет на творчество. Многие художники посвятили свои произведения теме леса.

Слайд. «Репродукции картин художников.»

Учитель: И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с работами кунгурского фото- художника Уржумова С.И. В своих работах он часто обращается к теме природы. Работает этот художник учителем технологии в школе №21, а фотографии его хобби.

- Ну, а сейчас посмотрим, какое же задание приготовил для нас старичок – Лесовичок. Задание №1

Учитель:  От рассвета до заката вот рабочий день пернатых.                                                                     Рано солнышко встает за собою в путь зовет.

« Люди добрые, проснитесь, на работу торопитесь.                                                                                 Птичий хор уже давно раздается за окном».

- В лесу живут братья наши меньшие – птицы. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых. Давайте вместе вспомним, как называются птицы, живущие в наших лесах.

Загадки о птицах:

  1.  Ей на месте не сидится, всё летает целый день,                                                                  Суетится , суетится, целый день звенит «Тень – тень».                                                        Угадай – ка, что за птица, то веселая … (синица)
  2.  Трещали с самого утра: « Пора, пора!». А что пора?                                                                Какая с  ней морока, когда трещит … (сорока)
  3.  В лесу ночном кукует птица, она назвать себя боится.                                                                 Ку-ку, ку-ку, не спит опушка, а птицу эту звать… (кукушка)
  4.  Стойким стужам не подвластный, песней славит он зарю.                                                        Знать не даром галстук красный  дан с рожденья …(снегирю)
  5.  Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,                                                                                                         Голосистее, нежней. Кто же это…(соловей)
  6.   У дупла листок пришпилен и живет там дядя…(филин)
  7.  Я в любую непогоду уважаю очень воду.                                                                                           Я от грязи берегусь, чистоплотный серый…(гусь)
  8.  В лесу под щебет, звон и свист стучит лесной телеграфист:                                                     «Здорова,  дрозд – приятель!» И ставит точку…(дятел)

Физминутка

- Лес без песен не бывает, всюду птицы распевают.                                                                         Сойки, иволги, дрозды могут петь на все лады.                                                                                         Всем я предлагаю встать, вместе с утками сплясать. (Танец маленьких утят)

Учитель:  Ах, и утки хороши, порезвились от души.                                                                         Посмотрите-ка, лужайка, чем богата, угадай-ка.

Загадка: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?                                                                                            Встала шапка из травы, нет под шапкой головы. Что это? (грибы)                                                                              – Молодцы! И следующая остановка « Грибная». – Грибы – это удивительные жители леса, люди очень любят их собирать. Многие животные и птицы питаются ими. Например, грибы едят белки, ёжики и глухари.                                                                                                                     -  А на какие две группы делятся грибы?  (съедобные и несъедобные)

-А вы умеете их различать? (да). Тогда мы сейчас поиграем, игра так и называется                              «Съедобное  и несъедобное».  Играют два человека, из всех грибов, разбросанных на поляне, дети выбирают только съедобные.

Учитель: Разбежались по полянке мухоморы и поганки,                                                                            Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.                                                                                                 Только ты не поддавайся и пониже наклоняйся.                                                                                        Раз поганки здесь растут, значит белый тоже тут.

- Но прежде, чем начать игру, давайте прочитаем второе задание старичка – Лесовичка.

Задание №2 : « Подумайте, какие правила надо знать для сбора грибов в лесу».

Слайд : третий закон « Грибы собирайте аккуратно»

- А вот это написал наш старичок – Лесовичок:

« Солите, варите и жарьте грибы. Только грибницу не трогайте вы.                                                      Она словно нить глубоко под землей. Её повредишь,  и не будет другой!»

- А сейчас переходим к игре.  ( Физминутка)

- Все грибы в лесу собрали и немножечко устали. Мы с лесной лужайки вышли, поднимаем ноги выше. Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.                                                       Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал. Глядь,  дупло высокой ёлки.                               Вылетают злые пчелки. « Ж-ж-ж» - хотим кусать! Быстроногих не догнать.                                                                                                Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!

- Итак, мы движемся вперед.                                                                                                                            Чтоб природе другом стать, научитесь наблюдать.                                                                                                  Только вместе, только дружно изучать природу нужно.                                                                                Будем вместе развивать качество внимательность.                                                                                          А поможет все узнать наша наблюдательность.                                                                           - ---Следующая остановка так и называется « Полянка Почемучкиных»

На стенде оформлена выставка книг  детских писателей о природе.

- Скажите, ребята, зачем оленю белые пятна?

- А для чего зверям нужны хвосты? – А почему воробей спит на электронном проводе, где идет ток, но его не убивает?

- Ответы на эти вопросы вы найдете, читая рассказы Сладкова, Бианки, Скребецкого, Пришвина, заглянув в детскую библиотеку.

- А сейчас посмотрим, какое же задание на этой полянке оставил нам старичок – Лесовичок.

Задание № 3 « Чей листочек, отгадайте, и кроссворды заполняйте»

Слайд «Кроссворд о листьях»

- Необходимо определить название дерева по его листочку и вписать под соответствующей цифрой в кроссворде. Работа в паре. Проверка фронтальная.

- Молодцы, все деревья отгадали, а вот как с ними обращаться надо, когда в лес попадешь, кто расскажет?  (дети отвечают)

- Молодцы! Лес не место для забавы. Он богатство нашей страны.                                                              Все деревья в нем, ягоды, травы нам на пользу, друзья, созданы.                                                        Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,                                                           Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник  густой.

- И мы вновь отправляемся в путь.                                                                                                                                 Чтоб веселее нам было идти, песню с собою ты захвати.                                                                                       Дети поют песню « Вместе весело шагать».

Учитель: Посмотрите, ребята, мы вновь вернулись на лесную полянку. Давайте попробуем оживить загадочную картину леса. Нам понадобятся актеры и я приглашаю ребят на роли: дуба, бабочки, ягодки, грибочков, белочки, ёжика, зайца, лисы, медведя, путника

Дети показывают импровизированный театр. Сказка « На лесной опушке»

- Представьте себе:

Большая светлая поляна. В центре поляны стоит огромный дуб. Он поскрипывает. Вокруг дуба летают удивительной красоты бабочки. И тут на лоне природы появляется путник, единственное его оружие – это фотоаппарат.

Путник (учитель)- Я первый раз увидел лес. Открыл я много в нём чудес.                                   Например, что там и тут бесплатно ягоды растут.                                                                                           Я орешки так люблю, прямо с ветки их сорву.                                                                                              Белочка их тоже рвет и тихонечко грызет.                                                                                                                                       Хорошо в лесу гулять, можно зайца увидать.                                                                                                 Хорошо бы нам в лесу встретить рыжую лису.                                                                                                                        Эта рыжая плутовка к зайчику пробралась ловко.                                                                                        Ну, а если повезёт, поплясать медведь придёт.                                                                                                    Не боимся мы тебя, мы с тобой теперь друзья.                                                                                                   Ёж  Ежович нёс грибы на колючей спинке,                                                                                                          В объектив они попали и теперь на снимке.

Выступление грибов:

  1.  Нас не зря зовут лисички, мы лукавые сестрички.                                                                       Старой желтою листвой мы укрылись с головой.
  2.  Вот волнушки у тропинки ловят мягкие дождинки,                                                                            Чтоб в жару синице дождевой воды напиться.
  3.  Средь хвойного бора, дремучего бора нельзя не заметить меня, мухомора. Большой как тарелка, пятнист я и красен. Меня берегитесь, я очень опасен!
  4.  Белый гриб – боровичок притаился и молчок,                                                                                           В темноте угрюмой потихоньку думал.
  5.  Вот пень, вот опята, мама, папа и ребята,                                                                                              А в траве один опёнок, он заблудится, ребенок.
  6.  Девять маленьких маслят в ряд у сосенки стоят.                                                                       Девять желтеньких маслят дружно шляпками блестят.

Учитель: Хорошо в лесу нам жить, хорошо нам всем дружить!                                                    Полный сказок и чудес, береги зелёный лес!

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какое последнее  задание приготовил нам старичок – Лесовичок?

Задание № 5 « Расскажите нам, друзья, жду от вас ответа я, как животным помогать, их в лесу не обижать?»

Слайд « Охраняйте покой животных»

- Спасибо, ребята, вы настоящие друзья природы, что же оставил нам  в своем послании старичок - Лесовичок?

Письмо: « Дорогие ребята, я думаю, что все вы справились с моими заданиями и составили законы для жителей планеты. Конечно, беречь каждое дерево, каждую веточку, каждый цветок, не губить и не ломать их, не разорять муравейники очень трудно. Но мы должны приложить все усилия, чтобы не делать этого.

- Спасибо вам за то, что помогли нам. Давайте еще раз обратимся к законам (вместе читают законы) Слайд « Законы леса»

Музыка Вивальди.

Чтец №4 : Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.                                                           Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Чтец №5: Животных нужно охранять и, конечно, защищать.                                                                          От серой мышки до ежа, от бегемота, до чижа.                                                                                           Должны ценить мы и беречь. И их покой всегда стеречь.

Чтец №6: Прости нас, маленький жучок, и муравей, и пчелка,                                                         Прости нас, сорванный цветок и срубленная ёлка.

Чтец №7: Прости нас, стройный тополек за сломанные ветки.                                                     Прости нас, пойманный зверек, тебе так тесно в клетке.

- Итак, наше путешествие подошло к концу, мне хочется наградить медальонами следопытов самых активных ребят. (Награждение)

Рефлексия.

- А сейчас мне хотелось бы узнать ваши впечатления. У вас на столе лежат цветочки синего и желтого цвета. Если вам понравилось наше путешествие, поднимите желтый цветок. Если вас что-то огорчило, цветок синего цвета. Что вам больше понравилось? Что нового узнали?

Домашнее задание: Нарисовать самые интересные эпизоды нашего путешествия.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84323. Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов учащихся 280.5 KB
  Теоретические аспекты дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Сущность дидактической игры как средства развития познавательных интересов учащихся.
84324. Расчет параметров технологии горно-строительных работ 143.05 KB
  Талнахский рудный узел включает Октябрьское месторождение, расположенное к западу от Норильско-Хараелахского разлома, и Талнахское, охватывающее зону грабена Норильско-Хараелахского разлома и еговосточное крыло.Тектонические нарушения обусловливают в свою
84325. Совершенствование управления капиталом на ООО «Камешкирский комбикормовый завод» 113.91 KB
  Основные производственные фонды состоящие из зданий сооружений машин оборудования и других средств труда которые участвуют в процессе производства являются самой главной основой деятельности предприятия. Основной капитал предприятия состоит из следующих элементов: основные средства нематериальные...
84326. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы 110.5 KB
  Анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию в нервный процесс; 2. Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии); 3. Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
84327. Методичні рекомендації: Економіко-математичне моделювання 173.5 KB
  Написання курсової роботи з математичних методів повинно полегшити студентам вибір математичного апарата для рішення фінансових і економічних проблем при виконанні дипломної роботи, тому тему курсової роботи із запропонованого переліку студент вибирає самостійно, відповідно до напрямку своїх досліджен...
84328. Исследование института дарения недвижимого имущества 613 KB
  Данная тема актуальна и в наше время, так как договор дарения имеет широкую сферу применения ввиду своих особенностей и изъятий из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, которые отделяют договор дарения от других гражданско-правовых договоров...
84329. Расчет и проектирование основных подразделений технической службы ГПС 920 KB
  Эффективное использование пожарной техники, ее надежная работа возможны только при условии отличного знания устройства пожарных автомобилей, их технических характеристик, особенностей обеспечения их боевой готовности и высокой оперативной подвижности.
84330. Спутниковые и наземные системы радиосвязи: Методические указания 6.15 MB
  В настоящее время значительная часть телевизионных, телефонных и сетей передачи данных в развитых странах мира реализованы на основе радиорелейных систем передачи. Поэтому вопросам проектирования и строительства новых РРЛ уделяется большое внимание.
84331. Организация процесса приготовления и разработка ассортимента гусиной и утиной печени 1.72 MB
  Прежде всего под фуа-гра подразумевается особым образом приготовленная гусиная печень. Однако, современные повара-умельцы наловчились готовить фуа-гра и из утиной печени, и из печени перепелов, и даже из более привычной нам свиной и говяжьей печени.