62904

Игра «Поле чудес»: «Лекарственные растения»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели занятия: расширить знания учащихся о лекарственных растениях; развивать внимание память любознательность самостоятельность суждений; воспитывать бережное отношение к своему здоровью любовь к природе животному и растительному миру планеты.

Русский

2014-06-15

23.11 KB

12 чел.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе.

      Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Оборудование:

-выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;

-рулетка или диск со стрелкой

-на доске слова с закрытыми буквами.

Ведущий.

   Сегодня нашу игру  « Поле чудес»  мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

-Ребята, а какие вы лекарственные  растения знаете?

-Как найти в природе нужное растение?

-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

-Сегодня  мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?

Звучит фонограмма   звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:

1.Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех , умеющих их тайну разгадать.

2. Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых  слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь  Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

3.Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой  ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны  для лечения!

Ведущий.

Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

                                      Первый  тур.

1.У кого одна нога, да и  та  без башмаков?                                Гриб.

2.Рос ребенок , не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём.      

                                                                                              Кочан капусты.

3.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню                                                           Колокольчик

Представление первой тройки игроков…

….. крути барабан.

Ведущий .

  В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.  О каком растение идёт речь?  

                                        В слове  7 букв.  

                                        Р о м а ш к а

             

Ведущий.

    Родина этого растения Америка. Давным-давно  как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»

           Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

                                       Рекламная пауза ( концертный номер)

                                                            Второй тур.

Ведущий. Выбираем вторую тройку игроков.  

1.Бусы красные висят,

   Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

Дети , птицы и медведи.            Малина.

2.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают :

Шкуру тонкую сдирают.        Липа            

3.Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем,

Пчёл- нектаром  от души.                 Иван –чай

Представление 2 тройки игроков.

…крути  барабан.

Ведущий. Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая  уползла принесла раненой листок  одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.  Какое  это было растение?                                               

В слове-  10 букв

                                                     Подорожник            

Ведущий.    Это растение можно встретить  в сорных местах,  на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве   отхаркивающего средства, для  прикладывания к ранам, порезам, язвам.  

 

                                     Рекламная пауза

                                 Третий тур.

Ведущий. Выбираем 3 тройку игроков.

1.Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без   огня.                               Крапива.

2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.                                          

                                                                  Одуванчик.

3.У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки-

Жёлтые глазочки                                  Мать-и-мачеха

Представление третьей тройки игроков

Ведущий.

  Это многолетнее растение,  золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких , воспалительные процессы.                                                

                                                   В слове -8 букв.

                                                    Зверобой

Ведущий.

Эту траву называют –травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с  собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или     спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые  краски для ткани – красную, рыжую,  зелёную.

                                                 

 Игра со зрителями

Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка».В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому  - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.

        Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

 В слове  8 букв.            

                                                   Чистотел

                                             Финал.

Представление финалистов.

Ведущий.

Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А  людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…                                                                                                              

           В слове 5 букв

                                                         Лопух

Ведущий.

  Это у нас  в России он растёт как сорняк. А в Японии  на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.

                         

                                       Супер игра.

Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей?

                                                          Чай.

Ведущий :

Тем, кто боится загара, следует перед выходом на солнце умываться  этим напитком. Кто успел обгореть, пусть приложит к обожженным местам компресс из теплого чая.. Это снимает боль, снижает жар, освежает кожу.  Я не зря завершила игру словом «чай» .Есть такое выражение у русских: « Чай не пьешь-какая  сила?»…Так говорили наши бабушки. Русский чай- это волнующий запах лугов, благоуханье трав, это вечная сила нашей земли. Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли. Пользуйтесь этим богатством, которое преподнесла нам природа, и вы всегда будете здоровы и красивы.!

 Земля наша щедра  и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!

                 Награждение    победителей.

    В конце мероприятия можно организовать  фиточай .

                                                  Использованная литература:

  1.  Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. Ярославль: Академия развития, 2007 .
  2.  Газета  «ПедСовет»  №4, 2003 г.
  3.  Газета «ПедСовет»  № 6, 2003 г.
  4.  Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе». Издательство «Учитель»   Волгоград.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84711. Коллегия МИД России. 11.35 KB
  Коллегия МИД России. В МИД образуется коллегия в составе министра председателя коллегии его заместителей по должности а также других руководящих работников системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. В целях выработки наиболее обоснованных предложений по вопросам внешней политики государства МИД может образовывать научноконсультативные методические и экспертные советы.
84712. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств 15.77 KB
  Установление дипломатических отношений как следствие международноправового признания государств. В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Так в Испании после переворота Франко Советская Россия не признала его и дипломатических отношений не было но реально они были.
84713. Процедура установления и прекращения дипломатических отношений 13.74 KB
  Такие отношения именуемые дипломатическими устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Так признание государства деюре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатические отношения. Однако отсутствие признания деюре или дефакто не означает что между обоими государствами исключаются вообще какиелибо отношения. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение...
84714. Категории дипломатических представительств и классы их глав 15.1 KB
  дипломатические представительства и консульские учреждения России ее представительства при международных межгосударственных межправительственных организациях представительства министерства на территории РФ а также подведомственные министерству предприятия учреждения и организации созданные для обеспечения его деятельности на территории России. Постоянное представительство РФ при международной организации является государственным органом внешних сношений осуществляющим представительство РФ в соответствующей международной организации....
84715. Дипломатический корпус в узком и широком понимании. Дипломатическое старшинство. Дуайен 13.53 KB
  Дуайен. Возглавляет список дуайен затем сотрудники его посольства и так далее. Возглавляет дипломатический корпус старшина или дуайен. В некоторых странах католических в соответствии с установившимся обычаем папский нунций является дуайеном независимо от времени его аккредитования.
84716. Функции дипломатических представительств зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношения 15.17 KB
  Конвенция впитала в себя все то рациональное что содержалось в подобного рода документах регулировавших отношения между государствами в прошлом а также правила и обычаи утвердившиеся в межгосударственном взаимодействии в результате многовековой дипломатической практики. Венская Конвенция 1961 г. Венская конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на: класс послов и нунциев аккредитуемых при главах государств; к этому классу конвенция относит также других глав представительств эквивалентного ранга; класс...
84717. Дипломатические привилегии и иммунитеты 17.1 KB
  В наше время привилегии и иммунитеты которыми пользуются дипломатические представительства их главы и сотрудники регулируются как двусторонними соглашениями так и многосторонними конвенциями. Конвенция устанавливает что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий используемых для целей представительства включая резиденцию главы представительства и...
84718. Порядок назначения глав дипломатических представительств 14.54 KB
  Россия обменивается дипломатическими представительствами с другими государствами в настоящее время только на уровне посольств. Если глава диппредставительства назначается впервые после установления между государствами дипотношений то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через диппредставителей обеих договаривающихся сторон. Только после получения агремана может быть издан официальный акт аккредитующей страны о назначении обычно указом главы государства о чем публикуется сообщение в официальном печатном органе. Конвенция...
84719. Дипломатические должности. Аккредитация дипломатических сотрудников представительства. Категории персонала представительств 14.18 KB
  Особую категорию дипломатических кадров представляют аккредитируемые при посольстве военные атташе представители военного ведомства назначившей их страны при военном ведомстве страны пребывания; они исполняют функции советников посла по военным вопросам. Посольство высший класс зарубежного органа внешних сношений осуществляющий представительство РФ в стране пребывания. Дипломатический персонал посольства: Чрезвычайный и Полномочный Посол Возглавляет посольство и является высшим представителем России в стране пребывания....