62904

Игра «Поле чудес»: «Лекарственные растения»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели занятия: расширить знания учащихся о лекарственных растениях; развивать внимание память любознательность самостоятельность суждений; воспитывать бережное отношение к своему здоровью любовь к природе животному и растительному миру планеты.

Русский

2014-06-15

23.11 KB

10 чел.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе.

      Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Оборудование:

-выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;

-рулетка или диск со стрелкой

-на доске слова с закрытыми буквами.

Ведущий.

   Сегодня нашу игру  « Поле чудес»  мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

-Ребята, а какие вы лекарственные  растения знаете?

-Как найти в природе нужное растение?

-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

-Сегодня  мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?

Звучит фонограмма   звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:

1.Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех , умеющих их тайну разгадать.

2. Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых  слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь  Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

3.Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой  ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны  для лечения!

Ведущий.

Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

                                      Первый  тур.

1.У кого одна нога, да и  та  без башмаков?                                Гриб.

2.Рос ребенок , не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём.      

                                                                                              Кочан капусты.

3.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню                                                           Колокольчик

Представление первой тройки игроков…

….. крути барабан.

Ведущий .

  В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.  О каком растение идёт речь?  

                                        В слове  7 букв.  

                                        Р о м а ш к а

             

Ведущий.

    Родина этого растения Америка. Давным-давно  как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»

           Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

                                       Рекламная пауза ( концертный номер)

                                                            Второй тур.

Ведущий. Выбираем вторую тройку игроков.  

1.Бусы красные висят,

   Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

Дети , птицы и медведи.            Малина.

2.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают :

Шкуру тонкую сдирают.        Липа            

3.Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем,

Пчёл- нектаром  от души.                 Иван –чай

Представление 2 тройки игроков.

…крути  барабан.

Ведущий. Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая  уползла принесла раненой листок  одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.  Какое  это было растение?                                               

В слове-  10 букв

                                                     Подорожник            

Ведущий.    Это растение можно встретить  в сорных местах,  на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве   отхаркивающего средства, для  прикладывания к ранам, порезам, язвам.  

 

                                     Рекламная пауза

                                 Третий тур.

Ведущий. Выбираем 3 тройку игроков.

1.Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без   огня.                               Крапива.

2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.                                          

                                                                  Одуванчик.

3.У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки-

Жёлтые глазочки                                  Мать-и-мачеха

Представление третьей тройки игроков

Ведущий.

  Это многолетнее растение,  золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких , воспалительные процессы.                                                

                                                   В слове -8 букв.

                                                    Зверобой

Ведущий.

Эту траву называют –травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с  собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или     спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые  краски для ткани – красную, рыжую,  зелёную.

                                                 

 Игра со зрителями

Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка».В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому  - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.

        Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

 В слове  8 букв.            

                                                   Чистотел

                                             Финал.

Представление финалистов.

Ведущий.

Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А  людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…                                                                                                              

           В слове 5 букв

                                                         Лопух

Ведущий.

  Это у нас  в России он растёт как сорняк. А в Японии  на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.

                         

                                       Супер игра.

Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей?

                                                          Чай.

Ведущий :

Тем, кто боится загара, следует перед выходом на солнце умываться  этим напитком. Кто успел обгореть, пусть приложит к обожженным местам компресс из теплого чая.. Это снимает боль, снижает жар, освежает кожу.  Я не зря завершила игру словом «чай» .Есть такое выражение у русских: « Чай не пьешь-какая  сила?»…Так говорили наши бабушки. Русский чай- это волнующий запах лугов, благоуханье трав, это вечная сила нашей земли. Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли. Пользуйтесь этим богатством, которое преподнесла нам природа, и вы всегда будете здоровы и красивы.!

 Земля наша щедра  и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!

                 Награждение    победителей.

    В конце мероприятия можно организовать  фиточай .

                                                  Использованная литература:

  1.  Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. Ярославль: Академия развития, 2007 .
  2.  Газета  «ПедСовет»  №4, 2003 г.
  3.  Газета «ПедСовет»  № 6, 2003 г.
  4.  Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе». Издательство «Учитель»   Волгоград.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1431. Система управления и контроля радиоприемным устройством 1.07 MB
  Обеспечение функционирования вычислительного комплекса, обнаружения сбоев и отказов модулей и горячего восстановления. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей. Команды буфера интерфейсной информации.
1432. Расчет параметров двигателя 147.5 KB
  При выборе отношения хода поршня к диаметру цилиндра S/D необходимо учитывать следующие обстоятельства. Предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
1433. Проект для строительства завода по ремонту бытовых машин в городе Белово 128.5 KB
  Проект разработан для строительства в городе Белово, преобладающее направление ветров ЮЗ с силой 0.38 кПа. Нормативное значение веса снегового покрова принято 1.5 кПа. Глубина промерзания грунтов 2.2 м. Температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки – 400С.
1434. Экономическое обоснование проектирования двигателя 124.5 KB
  Целью расчетов является обоснование экономической целесообразности создания и применения спроектированного двигателя. Решение принимается на основе расчета экономического эффекта путем сопоставления результатов и затрат по проектируемому и базовому вариантам при условии сопоставимости их по объему
1435. Уровневые фронтальные лабораторные работы 231.52 KB
  Составной частью исследуемой проблематики является уровневый подход к формированию практических умений и навыков школьников. Для реализации этой цели учителем разработаны уровневые фронтальные лабораторные работы, и примеры использования проектной технологии как возможности вариативной организации учебных занятий.
1436. Алгоритм решения задачи с использованием программ Microsoft Excel и MathCAD 265.69 KB
  Данная работа посвящена автоматизации процессов расчетов. Ее целью является закрепление знаний по всем разделам дисциплины Информатика, проверка навыков практической работы с программными средствами обработки информации.
1437. Основные модели данных 182.57 KB
  В зависимости от используемой модели СУБД называются соответственно: сетевыми, иерархическими и реляционными. Манипулирование данными. Сетевая база данных. Достоинства и недостатки иерархических и сетевых СУБД.
1438. Теоретическое и экспериментальное исследование процесса сушки абрикос с применением токов высокой частоты 3.32 MB
  Современные теоретические представления о тепло- массопереносе в процессах сушки. Электрофизические параметры абрикос и их влияние на объемное тепловыделение. Экспериментальное определение электрофизических параметров абрикос. Математическая модель динамики изменения электрофизических параметров абрикос.
1439. Использование распознавания образов для обработки и восстановления музыкальных сигналов 7.15 MB
  Определение полного перечня признаков, характеризующих объекты, преобразование информации при распознавании музыкального сигнала. Статический подход к распознаванию образов. Общая характеристика современной техники восстановления.