62963

Антон Павлович Чехов. Умение писателя видеть в обыденном смешное и грустное. (на примере рассказа «Злоумышленник»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Над чем с грустью смеётся писатель Что его огорчает Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа Как вы думаете почему он так называется А на самом деле для чего Денис отвинтил гайку Почему следователь не понял Дениса Григорьева...

Русский

2014-06-15

33.64 KB

5 чел.

Допускаю:

Вильмс Н.Г.._________

Групповой руководитель:

Гришаева О.А._________

Конспект урока по литературе

Предмет:  литература  Класс 7 Б

Ф.И.О. студента Некрасова Екатерина Алексеевна

Тема урока: Антон Павлович Чехов. Умение писателя видеть в обыденном смешное и грустное. (на примере рассказа «Злоумышленник»)

Цель урока: Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»,

Задачи урока:

Обучающие:

- углубить знания учеников о личности и творческой биографии Чехова;

- повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова, сарказм в произведении;

- вспомнить понятия юмор, гротеск и сатира;

- выявить смешное и грустное в рассказе;

- сопоставить личностное восприятие рассказа учащимися с предложенными иллюстрациями.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа товарища;

- воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ учащихся.

Развивающие:

- систематизировать знания учащихся о  жанрах комического;

- способствовать развитию умения полно, развернуто отвечать на вопрос;

- развивать навыки анализа текста;

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

- способствовать развитию аналитического мышления;

- формировать интерес к литературе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1.  Орг. Момент

2 мин

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетради:

Двадцать восьмое  февраля.

«»

Слайд №1

Девятнадцать восьмое  февраля.

2. Новый материал

15 мин

5 мин

10 мин

2 мин

10 мин

Метод: говорение;

Прием: инструктирующее, ведущее слово

Сегодня мы продолжаем изучать творчество одного из самых замечательных русских писателей Антона Павловича Чехова. Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник». Вы его должны были прочитать дома. Кто не прочитал?

Беседа по прочитанному

О  чём же этот рассказ?

Исследователи говорят, что рассказ  Чехова одновременно и веселый и грустный. Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

Как вы думаете, почему он так называется?

А на самом деле для чего Денис отвинтил гайку?

Почему следователь не понял Дениса Григорьева?

Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя? Приведите примеры из текста.

Кому из героев можно посочувствовать?

Какой внутренний смысл романа? В чем его мораль?

С помощью какого средства выражения автор описывает эту ситуацию?

Что такое юмор?

Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. У него получаются очень реалистические рассказы, которые в том или ином виде могут встретиться нам и в реальном мире, спустя почти век.

 Анализ героев

А сейчас поговорим о двух главных героях произведения. Кто это?

Какие два мира они представляют?

Следователь относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.

Даёт ли автор портрет следователя?

Называет ли его имя?

Как вы думаете, почему?

Как речь характеризует Дениса?

А как следователя?

Чем же отличается речь Дениса от речи следователя?

Подтвердите свои слова текстом.

Письменная характеристика героя

А сейчас обратите внимание на слайд, ваша задача написать характеристику двух литературных героев: Дениса и Следователя. План характеристики вы видите на слайде

 При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя.

Сейчас давайте проверим, что у вас получилось. Кто прочитает характеристику Дениса Григорьева? Кто прочитает характеристику Следователя?

Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны?

Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия? 

Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

Считает ли его злоумышленником следователь?  

А автор?

Метод: слово

Прием: обобщающее,  слово учителя

Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга. В одном мире почти независимо сосуществуют два. Когда они не сталкиваются, жизнь течёт мирно. Но стоит одному миру перейти "границу" другого, как между ними возникают трения, конфликты вплоть до угроз самой жизни каждого из них и обоих вместе. Речь в рассказе идёт даже  не о социальной системе , а о фундаментальных, коренных основах "русского мира", которые глубже и значимее всякого социального и иного устройства. В рассказе действуют герои, наследующие разный исторический опыт, разную нравственность, разные понятия о жизни.

Для удобства анализа назовём мир следователя миром образованным, интеллигентским, цивилизованным, "русско-европейским", а мир мужика – непросвещённым, крестьянским, нецивилизованным, "русско-патриархальным". В чеховском рассказе перед читателем предстают два совсем не глупых и не злых человека. И, тем не менее, у каждого из них свой образ жизни, своя нравственность, свои понятия о совести и справедливости.

Викторина

А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».

Обратите внимание на слайд, там вы видите цитаты из текста, определите, кто это говорит и из какого рассказа Антона Павловича Чехова взята цитата.

1)«Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

2) «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

3) «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

4) «Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.»

Теперь давайте проверим ваши знания. Определите, кому принадлежит первая  фраза? Из какого она рассказа? А вторая? А третья? У кого все правильно? Молодцы, вы внимательно читали рассказы Чехова. У кого что-то неправильно – перечитайте их еще раз.

Резерв

А сейчас ребята просмотрите текст рассказа и найдите в нем слова, лексическое значение которых вам непонятно.

Какие слова у вас получились? Как вы думаете, исходя из контекста, что они значат?

А сейчас обратите внимание на слайд, нашли ли вы здесь значение этих слов? Как называются слова подобные этим? Правильно – это устаревшие слова, которые вышли из употребления – архаизмы.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод : беседа

Прием: беседа по прочитанному

Краткий пересказ рассказа

Веселит его ситуация, простоватость мужика. Огорчает непонимание простого мужика и следователя, как представителя более просвещённого мира. Разорванность этих миров.

Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам».)

Чтобы сделать из неё грузило.

Потому что эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием как подтверждение преступления.

Послушай, братец… Дураку закон не писан…

Не догляди сторож…: …тьфу! гайка!

Мне идтить?... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…

Конечно Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения, что вся бессмысленная тарабарщина следователя имела цель упрятать Дениса в тюрьму.

Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга. Двойственность и противоположность речи и мыслей следователя и Дениса рождается не желанием автора, а реальными социальными отношениями в России во второй половине XIX века, разным уровнем знаний и опыта жизни.

С помощью юмора, сатиры.

Изображение героев в смешном виде.

Денис Григорьев и Следователь.

Денис Григорьев представляет мир простого патриархального мужика, а Следователь мир более просвещённый, интеллигентный, европейский.

 

Нет

Нет.

Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы

Просто, с множеством просторечий, чисто бытовым языком.

Говорит правильно, он образованный человек

Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно

…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».

«тёмный», необразованный.

Он не злоумышленник, так как ничего плохого не замышлял, а совершил плохой поступок лишь вследствие глупости и необразованности.

Да

Нет

Слайд №2

Характеристика литературного героя.

а) Место, занимаемое героем в произведении.

б) Положение героя в обществе.

в) Портретная характеристика.

г) Речевая характеристика.

Слайд №3

1)«Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

Слайд №4

«По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

Слайд №5

«Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

Слайд №7

«Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.»

Слайд № 6.

- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

- знамо – конечно, естественно;

- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

- учинить – сделать, совершить;

- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

- умысел – заранее обдуманное намерение;

- «чаво» – простонародное – что;

- верста – 1,06км. старая русская мера длины.

4. Домашнее задание

2 мин

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее  слово учителя.

Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание. Дома вам необходимо прочитать раздел о русских поэтах 19 века Жуковском, Толстом и Бунине в учебнике на стр. 347-350.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание.

5. Обобщение

1 мин

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее  слово учителя.

Молодцы. Будем надеяться, что что творчество Антона Павловича Чехова вас заинтересовало, и мы продуктивно поработаем на следующих уроках. Спасибо за работу, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20300. Искусство постмодернизма 375 KB
  Искусство постмодернизма. Постмодернизм – основное направление современной философии искусства и науки. В контексте диалогизма хаос не только провоцируется на ответные выпады но и главное впервые пожалуй становится равноправным участником диалога с художником ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ фр. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение интеллектуальный стиль.
20301. Русская режиссура первой четверти XX века 108 KB
  Так как оба сезона Старинного театра предварялись программными статьями Евреинова диссертант соотносит теоретические манифестации и их сценическое воплощение. Примитивность исполнения и наивность чувств вот главные по мнению Евреинова качества средневекового актера. Как показывает автор исследования наиболее принципиальной была для Евреинова реконструкция публики ее непосредственного участия в сценическом действе. Пьеса Евреинова Три волхва должна были стать наглядным примером всетеатральности Средневековья в театре которого...
20302. Особенности применения техники в театре 57.5 KB
  Техника сцены прошлого и настоящего На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы так называемые телари или иначе периакты грани которых несли определенную изобразительную информацию а также знаменитое греческое полетное устройство Бог с машины. Правда для этого нужно особое устройство планшета сцены которое трудно сочетается с современными способами механизации сценического пола. Летали не только по направлениям параллельными рампе но и...
20303. Русское искусство ХУШ века 614.5 KB
  ГТГ. Ранний период творчества портреты цесаревны Анны Петровны не позднее 1716 ГТГ и царевны Прасковьи Иоанновны 1714 ГРМ. ГТГ Портрет напольного гетмана 1720е гг. Парадный портрет императрицы Анны Иоанновны его работы 1730 ГТГ.
20304. Основные направления в театральном искусстве XX века 167 KB
  театр капиталистических стран арена острейшей идеологической борьбы. Театральное искусство отражает сложные исторические социальные изменения происходящие в мире. Великая Октябрьская социалистическая революция образование первого в мире Советского государства а после второй мировой войны и других социалистических государств оказали существенное влияние на развитие театра капиталистических стран.
20305. Машинерия классической сцены 182.5 KB
  Машинерия классической сцены. Базанова УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ Основные части сцены Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм планшет и колосники рис. Нижняя сцена используется для устройства люковспусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Площадь трюма обычно равна площади основной сцены за вычетом места отведенного для склада мягких декораций сейфа.
20306. Золотой век русского искусства. 180.5 KB
  €œЗОЛОТОЙ ВЕК€РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В одном из своих произведений А. не зря называют €œзолотым веком€русской культуры. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок в русской музыке почти не было классицизма зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры. Константин Андреевич Тон 1794 в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры.
20307. Комедия дель-арте 658.5 KB
  Комедия дельарте. Комедия дель арте [править] Материал из Википедии свободной энциклопедии Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой проверенной 3 июня 2011. Сцена из представления комедии дель арте. Комедия дель арте итал.
20308. Планировка современной сцены 139.5 KB
  Планировка современной сцены. Работа над макетом и планировкой Воплощение замысла художника в пространстве начинается с компоновки и проверки расположения декораций на плане сцены. Немалую роль в этой работе играет точность имеющегося плана сцены. Реальные размеры сцены габариты установленного оборудования всегда отличаются от чертежей рабочего проекта по которым велось строительство.