62967

Звуки (н), (н’). Буквы Н, н

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повторить термины связанные с понятием согласный звонкий глухой твердый мягкий; продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове слоге звуке продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения...

Русский

2014-06-15

63.84 KB

7 чел.

Конспект урока чтения для 1 класса,

подготовленный студенткой 2 курса БФ НовГУ группы 8253 ду

Якуненковой Ириной Анатольевной

Тема: Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н

Цель: Познакомить с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н

Задачи:

1. Образовательная:

- повторить ранее изученные звуки и буквы (а, о, у, ы, и);

- познакомить детей с буквами, которые обозначают звуки [н], [н'];

- повторить термины, связанные с понятием согласный, звонкий (глухой), твердый (мягкий);

- продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке

- продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения с новыми и изученными буквами в тексте;

- учить читать слоги, слова, предложения, стихотворения;

2. Развивающая:

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;

- развивать психические познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление;

- развивать связную речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;

- развивать способность к рефлексии собственной деятельности;

3. Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Программа, учебник:

1. Обучение грамоте 1-4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. – М.: Просвещение, 1998.

2. Русская азбука: Учебник для 1 кл. в 2ч. Ч 1 /В.Г. Горецкий и др.– М.: Просвещение, 2005. С. 44 – 48.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Методы и приемы

Виды деятельности учащихся

Цели работы

  1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, чтобы у вас на партах было все приготовлено к уроку: учебник, тетради, пенал и др.

«Психологическая минутка».

– Погладьте свои руки, ноки, погладьте себя по голове. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

- проверка готовности к уроку;

- психологический настрой;

- наводят порядок на парте;

- выполняют задания учителя;

- психологический настрой учащихся на формирование определенных учебных навыков и умений;

- психологический настрой каждого ученика на успешность обучения;

-концентрация внимания;

  1.  Актуализация знаний

- Подготовим наших помощников: губы, зубы, язычок, чтобы произносить правильно звуки. Проведем небольшую разминку:

– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

- Молодцы! Теперь мы готовы к работе.

- С какими буквами мы уже познакомились? (а, о, у, ы,  и)

- Какие звуки они обозначают?

- По ленте букв на стр.39 рассмотрим изученные нами буквы (вспомним, что буква И обозначает мягкость согласного звука)

- Прочитаем:

а   у   ау   уа-ау    уы     ыо

и   ы  ау!  аи-иа   оы     ыи  

о   а   уа!  ои-ио   аы     ыа

- Рассмотрите иллюстрации на доске (Приложение 1): На какие две группы можно разбить все рисунки? (рыбы и птицы)

Какие птицы изображены? (галки, гуси, голуби) Какие рыбы есть? (окунь, акула)

- Опишите внешний вид рыб/ птиц.

- речевая разминка;

- беседа;

- работа с лентой букв;

- чтение букв, слогов с доски;

- беседа по картинкам;

- выполняют задания учителя, направленные на разминку артикуляционного аппарата;

- отвечают на вопросы учителя;

- работают с ленной букв в учебнике;

-вспоминают изученный материал;

- читают слоги и слова на доске;

- рассматривают иллюстрации на доске, называют птиц и рыб;

- развитие артикуляционного аппарата;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-выявлений уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений;

- закрепление изученного материала;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

  1.  Подготовка к изучению нового материала

-  Как погоняют лошадку? (но-но-но) или

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут (Ноги).

- Какой первый звук слышим? (звук [н])

- Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (ни-ни или нельзя) или

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой (Небо)

- Какой здесь первый звук слышим? (звук [н`])

- С каким же звуком мы будем сегодня работать? (звук [н], звук [н`]).

- Мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- отгадывание загадок и выделение нового звука для анализа;

- отвечают на вопросы/ отгадывают загадки;

- анализируют слова, выделяют звуки  [н],  [н`]

- развитие фонематического слуха;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- формирование представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке;

  1.  Физкультминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули.

Два - три нагнулись. пол достали,

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем,

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

- упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища, ног;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

  1.  Выделение и изучение нового звука, его характеристика

- Произнесем слова «ноги», «небо», поставим ударение и разделим их на слоги: «но- ги», «не-бо».

- «но-ги» Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [и]. Значит в слове два слога).

- Дайте их характеристику(слоги открытые, первый слог ударный).

- Произнесите 1 слог. ([но]).

- Какой звук слышим в начале? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный? (звонкий. твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо)

- Слог «но» (звуки [н]- согласный, твердый, звонкий (сонорный), непарный;[о]- гласный, ударный), «ги» (звуки [г`] - согласный, мягкий, звонкий парный [к`], [и]- гласный, безударный).

- Сколько звуков в слове «ноги»? Перечислите их последовательно.

- Рассмотрим аналогично слоги и звуки в слове «не-бо».

- Одинаковое ли количество звуков в словах? Чем отличаются?

- Составим слого-звуковую модель слова «ноги»:

Составим слого-звуковую модель слова «небо»:

- Стали заметнее отличия в этих словах?

- Какие же звуки мы с вами будем рассматривать? ([н] и [н`]).

- слого-звуковой анализ слов;

- выделение из открытого слога звука;

- перечисление звуков слова;

- сопоставление, сравнение слов по начертанию и звучанию;

- составление слого-звуковых моделей;

- произносят слова с новым звуком;

- проводят слого-звуковой анализ слов;

- характеризуют звуки в слоге;

- характеризуют новый звук;

- сравнивают количество звуков в словах и их характеристику;

- составляют слого-звуковые модели слов;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие наблюдательности, сообразительности детей;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- формировнаие фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твердых и мягких, парных и непарных, о согласных глухих и звонких, парных  и непарных по глухости-звонкости) и на их основе умения выполнять полный и частичный звуковой анализ слова;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;

  1.  Артикулирование звука, работа над дикцией

- Произнесем  звуки [н] и [н`], понаблюдаем за положением языка и губ.

- Повернитесь друг к другу, произнесите эти звуки по очереди. Посмотрите на положение губ и языка соседа.

-Можно ли спеть его?

- Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос).  

- Произнесем эти звуки громко/ тихо.

- Произнесите скороговорки:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

- анализ образования звука, его артикуляции;

- упражнение в громкости произношения;

- упражнения на произношение скороговорок;

- упражнение в темпе произношения;

- произносят звуки, наблюдают за положением языка и губ;

- характеризуют процесс произношения звуков;

- проговаривают скороговорки;

-выработка четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания;

- тренировка фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

- устранение недостатков произношения;

  1.  Упражнения в слышании звука

- «Есть ли звук в слове?» Закрываем глаза. Если звук есть в слове, то хлопаем в ладоши, если нет, то руки на парте:

Слон, речка, девчонка, пень, поле, пятак, стон, стол, плач, план.

- «Где спрятался новый звук?» Позиция в слове: Нос, санки, пятница, краснота, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.

- дидактическая игра;

- определение места заданного звука в слове;

- слушают слова, определяют наличие изучаемого звука;

- определяют позицию изучаемого звука в слове;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

  1.  Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

- Почему в стихотворении дается такое определение этой букве?

- Рассмотрим образцы написания буквы «Н» на доске (Приложение 2).

-На что, по вашему мнению, похожа буква «Н»?

- Из каких элементов состоит буква «Н»?

- Найдите букву «Н» в разрезной азбуке (кассе букв).

- На какую гласную букву она похожа? (И).

- Найдите букву «И». Положите их рядом. Чем похожи? Чем отличаются?

- Закройте глаза. Представьте эту букву красного цвета, синего, желтого, а теперь мысленно украсьте ее цветами, шариками, узорами.

- Печатание заглавной и строчной букв «н» в тетради.

- рассматривание букв,

- нахождение букв в кассе, разрезной азбуке;

-сравнение букв;

- дидактическая игра;

- печатание буквы в тетради;

- рассматривают образцы написания буквы Н;

- анализируют элементы, которых она состоит;

- сравнивают написание буквы «Н» и буквы «И»;

- печатают буквы Н и н в тетради;

- знакомство с буквой, запоминание;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительного мнезиса;

- формирование умения печатать данную букву;

  1.  Физ-культминутка

- Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад;

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз и т.п.

- упражнения для снятия утомления;

- упражнения для глаз;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

- снятие напряжения с глаз;

-мобилизация внимания;

  1.  Чтение слогов и слов с новой буквой

- Составим слоги с буквой «н»

- Прочитаем слоги на стр. 45

на   но

но  ны

ни

- Прочитаем на доске:

ан  она   на  ана

он  оно   но  Ан-на

ин  они   ни  Ин-на

ун   уну  ну  Ни-на

ын  ыны ны

- Прочитаем по столбикам, по строчкам, имена собственные, слоги и слова с гласной «и», «а» и т.п.

- Составьте слова, используя слоги из 1го столбика (сон, сын, слон, диван, тунец) и др.

- В тетрадях напечатайте любые 3 слога и одно слово с буквой «н»;

- «Найди пару». Слова, состоящие из 2х слогов, распались и слоги потерялись. Найди пару к слогу из 1-го столбика и составь слова:

на

но

Но

нок

Ок  

По

ни

Ра  

та

сок

Но

Ве

- прочитаем слова на доске:

тон            дракон        Никита

стена         Нина           луна

нитка         паутина      нолик

- прочитайте слова в столбиках, в строчке, прочитайте имена собственные, слова, в которых 1ый слог ударный, слова, в которых 2 гласных буквы и т.п.

- составление слогов;

- чтение слогов –слияний;

- наращивание слогов;

- печатание слогов и слов;

- дидактическая игра;

- чтение слов;

- составляют слоги с изученными буквами;

- читают слоги на доске и в учебнике;

- составляют слова, используя слоги на доске;

- составляют слова из слогов;

- читают слова на доске;

- осознание роли новой буквы, ее места, звукового соответствия в составе слогов;

- отработка навыка чтения и печатания буквы;

  1.  Чтение текста и работа с ним

- Прочитаем отрывки из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк» (на распечатках у каждого):

Впервые на арене

Для школьников Москвы -

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

- О чем это стихотворение? Какие действия в нем происходят? Кто является героями?

- Найдите в стихотворении слова с  изученными гласными буквами, подчеркните эти буквы, а букву «н» обведите в кружок.

- В каких словах буква «н» обозначает звук [н], а в каких мягкий [н`]? ([н] – на, ученые, танцующие, пингвин, гражданин и т.д.; [н`] – арене, школьников, тюлени и т.д.)

- выразительное чтение;

- отыскивание в тексте слов с новой буквой;

- читают и анализируют стихотворение;

- отвечают на вопросы учителя;

- выделяют в стихотворении слова с изученными буквами (а, о, у, и, ы, н);

- характеризуют звук [н] в словах;

- формирование и отработка навыка чтения;

- смысловой и структурный анализ прочитанного;

- отработка навыка выразительного чтения;

- различение, соотнесение букв с разными звуками;

- развитие зрительного мнезиса;

  1.  Работа по развитию речи и мышления

- Чтение пословиц стр. 45:

На чужой земле и весна не красна.

Не знать – не страшно, страшно – не узнать.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

- Как вы понимаете эти пословицы? Какой смысл в них заложен?

- Угадайте слово:

1.Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для …(нас).

- Охарактеризуйте звук [н] в этом слове.

2.А петух с колючим ежиком

Режет сало острым …. (ножиком)

3.Кто имеет один рог?

Отгадайте!...(носорог) и т.п.

- работа с пословицами и поговорками;

- ответы на вопросы;

- загадывание и отгадывание загадок;

- читают и анализируют пословицы из учебника;

- отгадывают загадки;

- характеризуют звук [н];

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

- отработка навыка чтения;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия;

- развитие грамматически правильной речи

  1.  Обоб-щение по теме

- С какими звуками мы сегодня познакомились? (звуки [н] и [н`])

- Дайте их характеристику.

- Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? Найдите ее в кассе букв.

- Выложите на парте, все изученные нами буквы (а, о, у, ы, и, н), стр. 48 (лента букв).

- Чем отличается от остальных букв «н»? (согласный, остальные гласные)

- беседа;

- характеристика звука;

- работа с кассой букв;

- работа с лентой букв;

- делают выводы о материале, изученном на уроке;

- работа с кассой букв/ лентой букв;

- осмысление и обобщение отдельных фактов;

  1.  Домашнее задание

- Подберите загадки, в которых отгадка содержит букву «н» (звуки [н], [н`])

- подбор загадок;

- записывают домашнее задание;

- отработка навыка чтения;

Закрепление изученного материала;

- совершенствование лингвистических умений и навыков;

  1.  Подведение итогов

- Сегодня вы очень активно работали на уроке, грамотно отвечали, выразительно читали. Молодцы!

- Оцените свою активность на уроке, поставьте себе заслуженную оценку; какие ошибки и неточности вы сегодня допускали? и т.п.

- оценка;

-самооценка деятельности;

- анализируют свою работу на уроке;

- вывод по работе учащихся;

-развитие способности к рефлексии собственной деятельности;

-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26056. Регистры. Связь регистров между собой и с другими источниками данных 15.3 KB
  Связь регистров между собой и с другими источниками данных Регистры это функциональные узлы на основе триггеров предназначенные для приёма кратковременного хранения на один или несколько циклов работы данного устройства передачи и преобразования многоразрядной цифровой информации. В зависимости от способа записи информации кода числа различают параллельные последовательные и параллельно последовательные регистры. Появление импульса на тактовом входе регистра сдвига вызывает перемещение записанной в нём информации на один разряд...
26057. Демультиплексоры и дешифраторы 14.69 KB
  Схемы сравнения Цифровые компараторы являются универсальными элементами сравнения которые помимо констатации равенства двух чисел могут установить какое из них больше. Простейшая задача состоит в сравнении двух одноразрядных чисел. Для сравнения многоразрядных чисел используется следующий алгоритм. Устройство обладает свойством наращиваемости разрядности сравниваемых чисел.
26058. Схемы интегральных счётчиков 15.75 KB
  Микросхема К155ИЕ2 имеет кроме того входы установки в состояние 9 при котором первый и последний разряды устанавливаются в 1 а остальные в 0 то есть 10012=9. Десятый импульс переводит триггеры МС в состояние при котором на выходах 4 и 6 МС формируются лог. Адресные дешифраторы строк ДШx и столбцов ДШy формируют сигналы выборки на соответствующих АШ которые определяют строку и столбец накопителя в котором расположен выбираемый ЭП. Если при этом сигнал на входе то СУ формирует управляющий сигнал при котором ФЗС обеспечивает...
26059. Динамическая память 17.76 KB
  В зависимости от типа ПЗУ занесение в него информации производится или в процессе изготовления или в эксплуатационных условиях путем настройки предваряющей использование ПЗУ в вычислительном процессе. В последнем случае ПЗУ называются постоянными запоминающими устройствами с изменяемым в процессе эксплуатации содержимым или программируемыми постоянными запоминающими устройствами ППЗУ. Функционирование ПЗУ можно рассматривать как выполнение однозначного преобразования kразрядного кода адреса ячейки запоминающего массива ЗМ в nразрядный...
26060. Логические элементы 14.44 KB
  МОВ логических элементах на МОПтранзисторах используется два типа транзисторов: управляющие и нагрузочные. Логические элементы на МОПтранзисторах Существенным преимуществом логических элементов на МОПтранзисторах перед логическими элементами на биполярных транзисторах является малая мощность потребляемая входной цепью. Кроме того выходное сопротивление у открытого МОПтранзистора больше чем у биполярного что увеличивает время заряда конденсаторов нагрузки и ограничивает нагрузочную способность ЛЭ. Микросхемы КМОПструктуры...
26061. Асинхронные и синхронные триггеры. Способы управления триггеров 14.12 KB
  С Особенностью синхронного триггера является то что ввиду наличия в схеме управления инвертирующих элементов происходит изменение исполнительного значения управляющих сигналов по сравнению с асинхронными. Применение синхронизации не устраняет неопределённое состояние триггера возникающее при одновременной подаче единичных сигналов на все три входа. Поэтому условием нормального функционирования является следующее неравенство: SRC ≠ 1 Кроме трёх основных входов синхронные RSтриггеры снабжаются ещё входами асинхронной установки состояния...
26062. Катаболизм и анаболизм. Биологическое значение основных метаболических путей (гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, расщепление и синтез жирных кислот) 15.72 KB
  При катаболизме происходит расщепление и окисление в результате чего извлекается энергия из расщепившихся макромолекул. На первом этапе идут 2 необратимых реакции в результате чего тратится 2 мол АТФ. В результате этого этапа образуется 2 мол НАДНН и 4 мол АТФ. Конечным продуктом является 2 мол ПВК.
26063. Липиды 14.89 KB
  Липидынизкомолекулярные оргие соедия полностью или почти полностью нерастворимые в воде. Биологические фии липидов: 1 Структурная липиды в виде комплекса с белками являются стрми элементами мембран клеток. Классификация липидов: 1Простые липиды ацилглицеролы воска. 2Сложные липиды фосфолипиды гликолипиды стероиды.
26064. Макромолекулы как основа организации биологических структур 23.39 KB
  Первичная структура – линейная. Вторичная структура. Структура полипептидной цепи спирализована неполностью. Такие параллельно расположенные участки структура конфигурация представляет собой складчатую структуру которая включает параллельные цепи связанные водородной связью.