62967

Звуки (н), (н’). Буквы Н, н

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повторить термины связанные с понятием согласный звонкий глухой твердый мягкий; продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове слоге звуке продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения...

Русский

2014-06-15

63.84 KB

7 чел.

Конспект урока чтения для 1 класса,

подготовленный студенткой 2 курса БФ НовГУ группы 8253 ду

Якуненковой Ириной Анатольевной

Тема: Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н

Цель: Познакомить с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н

Задачи:

1. Образовательная:

- повторить ранее изученные звуки и буквы (а, о, у, ы, и);

- познакомить детей с буквами, которые обозначают звуки [н], [н'];

- повторить термины, связанные с понятием согласный, звонкий (глухой), твердый (мягкий);

- продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке

- продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения с новыми и изученными буквами в тексте;

- учить читать слоги, слова, предложения, стихотворения;

2. Развивающая:

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;

- развивать психические познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление;

- развивать связную речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;

- развивать способность к рефлексии собственной деятельности;

3. Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Программа, учебник:

1. Обучение грамоте 1-4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. – М.: Просвещение, 1998.

2. Русская азбука: Учебник для 1 кл. в 2ч. Ч 1 /В.Г. Горецкий и др.– М.: Просвещение, 2005. С. 44 – 48.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Методы и приемы

Виды деятельности учащихся

Цели работы

  1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, чтобы у вас на партах было все приготовлено к уроку: учебник, тетради, пенал и др.

«Психологическая минутка».

– Погладьте свои руки, ноки, погладьте себя по голове. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

- проверка готовности к уроку;

- психологический настрой;

- наводят порядок на парте;

- выполняют задания учителя;

- психологический настрой учащихся на формирование определенных учебных навыков и умений;

- психологический настрой каждого ученика на успешность обучения;

-концентрация внимания;

  1.  Актуализация знаний

- Подготовим наших помощников: губы, зубы, язычок, чтобы произносить правильно звуки. Проведем небольшую разминку:

– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

- Молодцы! Теперь мы готовы к работе.

- С какими буквами мы уже познакомились? (а, о, у, ы,  и)

- Какие звуки они обозначают?

- По ленте букв на стр.39 рассмотрим изученные нами буквы (вспомним, что буква И обозначает мягкость согласного звука)

- Прочитаем:

а   у   ау   уа-ау    уы     ыо

и   ы  ау!  аи-иа   оы     ыи  

о   а   уа!  ои-ио   аы     ыа

- Рассмотрите иллюстрации на доске (Приложение 1): На какие две группы можно разбить все рисунки? (рыбы и птицы)

Какие птицы изображены? (галки, гуси, голуби) Какие рыбы есть? (окунь, акула)

- Опишите внешний вид рыб/ птиц.

- речевая разминка;

- беседа;

- работа с лентой букв;

- чтение букв, слогов с доски;

- беседа по картинкам;

- выполняют задания учителя, направленные на разминку артикуляционного аппарата;

- отвечают на вопросы учителя;

- работают с ленной букв в учебнике;

-вспоминают изученный материал;

- читают слоги и слова на доске;

- рассматривают иллюстрации на доске, называют птиц и рыб;

- развитие артикуляционного аппарата;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-выявлений уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений;

- закрепление изученного материала;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

  1.  Подготовка к изучению нового материала

-  Как погоняют лошадку? (но-но-но) или

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут (Ноги).

- Какой первый звук слышим? (звук [н])

- Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (ни-ни или нельзя) или

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой (Небо)

- Какой здесь первый звук слышим? (звук [н`])

- С каким же звуком мы будем сегодня работать? (звук [н], звук [н`]).

- Мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- отгадывание загадок и выделение нового звука для анализа;

- отвечают на вопросы/ отгадывают загадки;

- анализируют слова, выделяют звуки  [н],  [н`]

- развитие фонематического слуха;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- формирование представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке;

  1.  Физкультминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули.

Два - три нагнулись. пол достали,

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем,

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

- упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища, ног;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

  1.  Выделение и изучение нового звука, его характеристика

- Произнесем слова «ноги», «небо», поставим ударение и разделим их на слоги: «но- ги», «не-бо».

- «но-ги» Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [и]. Значит в слове два слога).

- Дайте их характеристику(слоги открытые, первый слог ударный).

- Произнесите 1 слог. ([но]).

- Какой звук слышим в начале? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный? (звонкий. твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо)

- Слог «но» (звуки [н]- согласный, твердый, звонкий (сонорный), непарный;[о]- гласный, ударный), «ги» (звуки [г`] - согласный, мягкий, звонкий парный [к`], [и]- гласный, безударный).

- Сколько звуков в слове «ноги»? Перечислите их последовательно.

- Рассмотрим аналогично слоги и звуки в слове «не-бо».

- Одинаковое ли количество звуков в словах? Чем отличаются?

- Составим слого-звуковую модель слова «ноги»:

Составим слого-звуковую модель слова «небо»:

- Стали заметнее отличия в этих словах?

- Какие же звуки мы с вами будем рассматривать? ([н] и [н`]).

- слого-звуковой анализ слов;

- выделение из открытого слога звука;

- перечисление звуков слова;

- сопоставление, сравнение слов по начертанию и звучанию;

- составление слого-звуковых моделей;

- произносят слова с новым звуком;

- проводят слого-звуковой анализ слов;

- характеризуют звуки в слоге;

- характеризуют новый звук;

- сравнивают количество звуков в словах и их характеристику;

- составляют слого-звуковые модели слов;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие наблюдательности, сообразительности детей;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- формировнаие фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твердых и мягких, парных и непарных, о согласных глухих и звонких, парных  и непарных по глухости-звонкости) и на их основе умения выполнять полный и частичный звуковой анализ слова;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;

  1.  Артикулирование звука, работа над дикцией

- Произнесем  звуки [н] и [н`], понаблюдаем за положением языка и губ.

- Повернитесь друг к другу, произнесите эти звуки по очереди. Посмотрите на положение губ и языка соседа.

-Можно ли спеть его?

- Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос).  

- Произнесем эти звуки громко/ тихо.

- Произнесите скороговорки:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

- анализ образования звука, его артикуляции;

- упражнение в громкости произношения;

- упражнения на произношение скороговорок;

- упражнение в темпе произношения;

- произносят звуки, наблюдают за положением языка и губ;

- характеризуют процесс произношения звуков;

- проговаривают скороговорки;

-выработка четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания;

- тренировка фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

- устранение недостатков произношения;

  1.  Упражнения в слышании звука

- «Есть ли звук в слове?» Закрываем глаза. Если звук есть в слове, то хлопаем в ладоши, если нет, то руки на парте:

Слон, речка, девчонка, пень, поле, пятак, стон, стол, плач, план.

- «Где спрятался новый звук?» Позиция в слове: Нос, санки, пятница, краснота, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.

- дидактическая игра;

- определение места заданного звука в слове;

- слушают слова, определяют наличие изучаемого звука;

- определяют позицию изучаемого звука в слове;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

  1.  Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

- Почему в стихотворении дается такое определение этой букве?

- Рассмотрим образцы написания буквы «Н» на доске (Приложение 2).

-На что, по вашему мнению, похожа буква «Н»?

- Из каких элементов состоит буква «Н»?

- Найдите букву «Н» в разрезной азбуке (кассе букв).

- На какую гласную букву она похожа? (И).

- Найдите букву «И». Положите их рядом. Чем похожи? Чем отличаются?

- Закройте глаза. Представьте эту букву красного цвета, синего, желтого, а теперь мысленно украсьте ее цветами, шариками, узорами.

- Печатание заглавной и строчной букв «н» в тетради.

- рассматривание букв,

- нахождение букв в кассе, разрезной азбуке;

-сравнение букв;

- дидактическая игра;

- печатание буквы в тетради;

- рассматривают образцы написания буквы Н;

- анализируют элементы, которых она состоит;

- сравнивают написание буквы «Н» и буквы «И»;

- печатают буквы Н и н в тетради;

- знакомство с буквой, запоминание;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительного мнезиса;

- формирование умения печатать данную букву;

  1.  Физ-культминутка

- Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад;

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз и т.п.

- упражнения для снятия утомления;

- упражнения для глаз;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

- снятие напряжения с глаз;

-мобилизация внимания;

  1.  Чтение слогов и слов с новой буквой

- Составим слоги с буквой «н»

- Прочитаем слоги на стр. 45

на   но

но  ны

ни

- Прочитаем на доске:

ан  она   на  ана

он  оно   но  Ан-на

ин  они   ни  Ин-на

ун   уну  ну  Ни-на

ын  ыны ны

- Прочитаем по столбикам, по строчкам, имена собственные, слоги и слова с гласной «и», «а» и т.п.

- Составьте слова, используя слоги из 1го столбика (сон, сын, слон, диван, тунец) и др.

- В тетрадях напечатайте любые 3 слога и одно слово с буквой «н»;

- «Найди пару». Слова, состоящие из 2х слогов, распались и слоги потерялись. Найди пару к слогу из 1-го столбика и составь слова:

на

но

Но

нок

Ок  

По

ни

Ра  

та

сок

Но

Ве

- прочитаем слова на доске:

тон            дракон        Никита

стена         Нина           луна

нитка         паутина      нолик

- прочитайте слова в столбиках, в строчке, прочитайте имена собственные, слова, в которых 1ый слог ударный, слова, в которых 2 гласных буквы и т.п.

- составление слогов;

- чтение слогов –слияний;

- наращивание слогов;

- печатание слогов и слов;

- дидактическая игра;

- чтение слов;

- составляют слоги с изученными буквами;

- читают слоги на доске и в учебнике;

- составляют слова, используя слоги на доске;

- составляют слова из слогов;

- читают слова на доске;

- осознание роли новой буквы, ее места, звукового соответствия в составе слогов;

- отработка навыка чтения и печатания буквы;

  1.  Чтение текста и работа с ним

- Прочитаем отрывки из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк» (на распечатках у каждого):

Впервые на арене

Для школьников Москвы -

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

- О чем это стихотворение? Какие действия в нем происходят? Кто является героями?

- Найдите в стихотворении слова с  изученными гласными буквами, подчеркните эти буквы, а букву «н» обведите в кружок.

- В каких словах буква «н» обозначает звук [н], а в каких мягкий [н`]? ([н] – на, ученые, танцующие, пингвин, гражданин и т.д.; [н`] – арене, школьников, тюлени и т.д.)

- выразительное чтение;

- отыскивание в тексте слов с новой буквой;

- читают и анализируют стихотворение;

- отвечают на вопросы учителя;

- выделяют в стихотворении слова с изученными буквами (а, о, у, и, ы, н);

- характеризуют звук [н] в словах;

- формирование и отработка навыка чтения;

- смысловой и структурный анализ прочитанного;

- отработка навыка выразительного чтения;

- различение, соотнесение букв с разными звуками;

- развитие зрительного мнезиса;

  1.  Работа по развитию речи и мышления

- Чтение пословиц стр. 45:

На чужой земле и весна не красна.

Не знать – не страшно, страшно – не узнать.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

- Как вы понимаете эти пословицы? Какой смысл в них заложен?

- Угадайте слово:

1.Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для …(нас).

- Охарактеризуйте звук [н] в этом слове.

2.А петух с колючим ежиком

Режет сало острым …. (ножиком)

3.Кто имеет один рог?

Отгадайте!...(носорог) и т.п.

- работа с пословицами и поговорками;

- ответы на вопросы;

- загадывание и отгадывание загадок;

- читают и анализируют пословицы из учебника;

- отгадывают загадки;

- характеризуют звук [н];

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

- отработка навыка чтения;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия;

- развитие грамматически правильной речи

  1.  Обоб-щение по теме

- С какими звуками мы сегодня познакомились? (звуки [н] и [н`])

- Дайте их характеристику.

- Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? Найдите ее в кассе букв.

- Выложите на парте, все изученные нами буквы (а, о, у, ы, и, н), стр. 48 (лента букв).

- Чем отличается от остальных букв «н»? (согласный, остальные гласные)

- беседа;

- характеристика звука;

- работа с кассой букв;

- работа с лентой букв;

- делают выводы о материале, изученном на уроке;

- работа с кассой букв/ лентой букв;

- осмысление и обобщение отдельных фактов;

  1.  Домашнее задание

- Подберите загадки, в которых отгадка содержит букву «н» (звуки [н], [н`])

- подбор загадок;

- записывают домашнее задание;

- отработка навыка чтения;

Закрепление изученного материала;

- совершенствование лингвистических умений и навыков;

  1.  Подведение итогов

- Сегодня вы очень активно работали на уроке, грамотно отвечали, выразительно читали. Молодцы!

- Оцените свою активность на уроке, поставьте себе заслуженную оценку; какие ошибки и неточности вы сегодня допускали? и т.п.

- оценка;

-самооценка деятельности;

- анализируют свою работу на уроке;

- вывод по работе учащихся;

-развитие способности к рефлексии собственной деятельности;

-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32581. Входные устройства 319.1 KB
  в центральную часть САУ либо со стороны оператора коммутационные аппараты ручного ввода либо со стороны объекта управления датчики. Коммутационные аппараты ручного ввода информации Аппаратуру ручного управления по своему назначению и использованию подразделяют на аппараты для непосредственной коммутации силовых цепей и аппараты для коммутации цепей управления. Аппараты для коммутации цепей управления Используются для пуска и аварийного останова технологических машин переключения режимов их работы ввода программ и уставок для...
32582. Устройства контроля скорости (УКС) 84.62 KB
  Под ее воздействием в обмотке появляется ток и возникает сила взаимодействия стремящаяся повернуть статор в сторону вращения магнита. При определенной частоте вращения упор 2 преодолевает сопротивление плоской пружины и переключает контакты реле 1 и 7 в зависимости от направления вращения входного вала. Основанием реле служит пластмассовая планшайба 4 установленная на валу скорость вращения которого необходимо контролировать.
32584. Основные схемы включения входных устройств в САУ 128.25 KB
  Схемы включения входных устройств в САУ 1. Включение контактных входных устройств в релейноконтактные схемы РКС производится путем непосредственного последовательного и параллельного соединения их замыкающих рис. Включение контактных входных устройств в бесконтактные логические схемы БЛС производится через резисторные схемы согласования рис.
32585. Выходные устройства 13.4 KB
  Помимо этой основной своей функции выходные устройства могут выполнять и ряд других дополнительных функций: – усиление сигналов функция усилителя; – преобразование информационных сигналов по виду энергии по роду тока по частоте по виду и т.
32586. Учет наличия и движения основных средств 66.5 KB
  4 ПБУ 6 01 понимается актив который принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при этом одновременно должны выполняться следующие условия: а объект предназначен для использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б объект предназначен для использования в течение длительного времени т. Единицей бухгалтерского учета основных...
32587. Учет нематериальных активов и их амортизации 43 KB
  2000 91н для признания НМА необходимо следующие условия: Способность приносить организации экономические выгоды доход более 12 месяцев; Наличие надлежаще оформленных документов подтверждающих существование самого актива и или исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности патенты свидетельства и т. К НМА относятся: исключительные права: патентообладателя на изобретение промышленный образец полезную модель; автора или иного правообладателя на использование программы на ЭВМ базы данных;...
32588. Учет прибылей и убытков, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) 34 KB
  Помимо этого счет 99 Прибыли и убытки предусматривает отражение данных о начисленных суммах налога на прибыль и суммах перерасчета по этому налогу а также суммы причитающихся налоговых санкций. Таким образом на счете 99 определяется чистая прибыль или убыток организации за отчетный период месяц квартал полугодие и т. чистая прибыль убыток переносится в кредит счета 84 Нераспределенная прибыль непокрытый убыток как чистая прибыль или в дебет этого счета как непокрытый убыток. № 43н непокрытый убыток выявленный на счете 99...
32589. Учет продажи готовой продукции (работ‚ услуг) 41.5 KB
  На этом счете отражаются в частности выручка и себестоимость по: готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; работам и услугам непромышленного характера; покупным изделиям приобретенных для комплектации. По кредиту счета 90 Продажи отражается выручка от продажи продукциив корреспонденции со счетом 62 Расчеты с покупателями и заказчиками а по дебету – плановая себестоимость еев течение года когда фактическая себестоимость не выявлена и разница между плановой и...