62967

Звуки (н), (н’). Буквы Н, н

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повторить термины связанные с понятием согласный звонкий глухой твердый мягкий; продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове слоге звуке продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения...

Русский

2014-06-15

63.84 KB

7 чел.

Конспект урока чтения для 1 класса,

подготовленный студенткой 2 курса БФ НовГУ группы 8253 ду

Якуненковой Ириной Анатольевной

Тема: Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н

Цель: Познакомить с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н

Задачи:

1. Образовательная:

- повторить ранее изученные звуки и буквы (а, о, у, ы, и);

- познакомить детей с буквами, которые обозначают звуки [н], [н'];

- повторить термины, связанные с понятием согласный, звонкий (глухой), твердый (мягкий);

- продолжать формировать представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке

- продолжать формировать умение выделять изучаемые звуки в речи и отрабатывать навык чтения с новыми и изученными буквами в тексте;

- учить читать слоги, слова, предложения, стихотворения;

2. Развивающая:

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;

- развивать психические познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление;

- развивать связную речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

- расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;

- развивать способность к рефлексии собственной деятельности;

3. Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Программа, учебник:

1. Обучение грамоте 1-4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. – М.: Просвещение, 1998.

2. Русская азбука: Учебник для 1 кл. в 2ч. Ч 1 /В.Г. Горецкий и др.– М.: Просвещение, 2005. С. 44 – 48.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Методы и приемы

Виды деятельности учащихся

Цели работы

  1.  Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, чтобы у вас на партах было все приготовлено к уроку: учебник, тетради, пенал и др.

«Психологическая минутка».

– Погладьте свои руки, ноки, погладьте себя по голове. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

- проверка готовности к уроку;

- психологический настрой;

- наводят порядок на парте;

- выполняют задания учителя;

- психологический настрой учащихся на формирование определенных учебных навыков и умений;

- психологический настрой каждого ученика на успешность обучения;

-концентрация внимания;

  1.  Актуализация знаний

- Подготовим наших помощников: губы, зубы, язычок, чтобы произносить правильно звуки. Проведем небольшую разминку:

– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

- Молодцы! Теперь мы готовы к работе.

- С какими буквами мы уже познакомились? (а, о, у, ы,  и)

- Какие звуки они обозначают?

- По ленте букв на стр.39 рассмотрим изученные нами буквы (вспомним, что буква И обозначает мягкость согласного звука)

- Прочитаем:

а   у   ау   уа-ау    уы     ыо

и   ы  ау!  аи-иа   оы     ыи  

о   а   уа!  ои-ио   аы     ыа

- Рассмотрите иллюстрации на доске (Приложение 1): На какие две группы можно разбить все рисунки? (рыбы и птицы)

Какие птицы изображены? (галки, гуси, голуби) Какие рыбы есть? (окунь, акула)

- Опишите внешний вид рыб/ птиц.

- речевая разминка;

- беседа;

- работа с лентой букв;

- чтение букв, слогов с доски;

- беседа по картинкам;

- выполняют задания учителя, направленные на разминку артикуляционного аппарата;

- отвечают на вопросы учителя;

- работают с ленной букв в учебнике;

-вспоминают изученный материал;

- читают слоги и слова на доске;

- рассматривают иллюстрации на доске, называют птиц и рыб;

- развитие артикуляционного аппарата;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-выявлений уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений;

- закрепление изученного материала;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

  1.  Подготовка к изучению нового материала

-  Как погоняют лошадку? (но-но-но) или

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут (Ноги).

- Какой первый звук слышим? (звук [н])

- Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (ни-ни или нельзя) или

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой (Небо)

- Какой здесь первый звук слышим? (звук [н`])

- С каким же звуком мы будем сегодня работать? (звук [н], звук [н`]).

- Мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- отгадывание загадок и выделение нового звука для анализа;

- отвечают на вопросы/ отгадывают загадки;

- анализируют слова, выделяют звуки  [н],  [н`]

- развитие фонематического слуха;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- формирование представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке;

  1.  Физкультминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули.

Два - три нагнулись. пол достали,

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем,

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

- упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища, ног;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

  1.  Выделение и изучение нового звука, его характеристика

- Произнесем слова «ноги», «небо», поставим ударение и разделим их на слоги: «но- ги», «не-бо».

- «но-ги» Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [и]. Значит в слове два слога).

- Дайте их характеристику(слоги открытые, первый слог ударный).

- Произнесите 1 слог. ([но]).

- Какой звук слышим в начале? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный? (звонкий. твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо)

- Слог «но» (звуки [н]- согласный, твердый, звонкий (сонорный), непарный;[о]- гласный, ударный), «ги» (звуки [г`] - согласный, мягкий, звонкий парный [к`], [и]- гласный, безударный).

- Сколько звуков в слове «ноги»? Перечислите их последовательно.

- Рассмотрим аналогично слоги и звуки в слове «не-бо».

- Одинаковое ли количество звуков в словах? Чем отличаются?

- Составим слого-звуковую модель слова «ноги»:

Составим слого-звуковую модель слова «небо»:

- Стали заметнее отличия в этих словах?

- Какие же звуки мы с вами будем рассматривать? ([н] и [н`]).

- слого-звуковой анализ слов;

- выделение из открытого слога звука;

- перечисление звуков слова;

- сопоставление, сравнение слов по начертанию и звучанию;

- составление слого-звуковых моделей;

- произносят слова с новым звуком;

- проводят слого-звуковой анализ слов;

- характеризуют звуки в слоге;

- характеризуют новый звук;

- сравнивают количество звуков в словах и их характеристику;

- составляют слого-звуковые модели слов;

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие наблюдательности, сообразительности детей;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- формировнаие фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твердых и мягких, парных и непарных, о согласных глухих и звонких, парных  и непарных по глухости-звонкости) и на их основе умения выполнять полный и частичный звуковой анализ слова;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;

  1.  Артикулирование звука, работа над дикцией

- Произнесем  звуки [н] и [н`], понаблюдаем за положением языка и губ.

- Повернитесь друг к другу, произнесите эти звуки по очереди. Посмотрите на положение губ и языка соседа.

-Можно ли спеть его?

- Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос).  

- Произнесем эти звуки громко/ тихо.

- Произнесите скороговорки:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

- анализ образования звука, его артикуляции;

- упражнение в громкости произношения;

- упражнения на произношение скороговорок;

- упражнение в темпе произношения;

- произносят звуки, наблюдают за положением языка и губ;

- характеризуют процесс произношения звуков;

- проговаривают скороговорки;

-выработка четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания;

- тренировка фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

- устранение недостатков произношения;

  1.  Упражнения в слышании звука

- «Есть ли звук в слове?» Закрываем глаза. Если звук есть в слове, то хлопаем в ладоши, если нет, то руки на парте:

Слон, речка, девчонка, пень, поле, пятак, стон, стол, плач, план.

- «Где спрятался новый звук?» Позиция в слове: Нос, санки, пятница, краснота, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.

- дидактическая игра;

- определение места заданного звука в слове;

- слушают слова, определяют наличие изучаемого звука;

- определяют позицию изучаемого звука в слове;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

  1.  Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

- Почему в стихотворении дается такое определение этой букве?

- Рассмотрим образцы написания буквы «Н» на доске (Приложение 2).

-На что, по вашему мнению, похожа буква «Н»?

- Из каких элементов состоит буква «Н»?

- Найдите букву «Н» в разрезной азбуке (кассе букв).

- На какую гласную букву она похожа? (И).

- Найдите букву «И». Положите их рядом. Чем похожи? Чем отличаются?

- Закройте глаза. Представьте эту букву красного цвета, синего, желтого, а теперь мысленно украсьте ее цветами, шариками, узорами.

- Печатание заглавной и строчной букв «н» в тетради.

- рассматривание букв,

- нахождение букв в кассе, разрезной азбуке;

-сравнение букв;

- дидактическая игра;

- печатание буквы в тетради;

- рассматривают образцы написания буквы Н;

- анализируют элементы, которых она состоит;

- сравнивают написание буквы «Н» и буквы «И»;

- печатают буквы Н и н в тетради;

- знакомство с буквой, запоминание;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительного мнезиса;

- формирование умения печатать данную букву;

  1.  Физ-культминутка

- Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад;

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз и т.п.

- упражнения для снятия утомления;

- упражнения для глаз;

- проводят физкультминутку;

- повышение адаптационных ресурсов организма школьника;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- повышение эмоционального тонуса;

- снятие напряжения с глаз;

-мобилизация внимания;

  1.  Чтение слогов и слов с новой буквой

- Составим слоги с буквой «н»

- Прочитаем слоги на стр. 45

на   но

но  ны

ни

- Прочитаем на доске:

ан  она   на  ана

он  оно   но  Ан-на

ин  они   ни  Ин-на

ун   уну  ну  Ни-на

ын  ыны ны

- Прочитаем по столбикам, по строчкам, имена собственные, слоги и слова с гласной «и», «а» и т.п.

- Составьте слова, используя слоги из 1го столбика (сон, сын, слон, диван, тунец) и др.

- В тетрадях напечатайте любые 3 слога и одно слово с буквой «н»;

- «Найди пару». Слова, состоящие из 2х слогов, распались и слоги потерялись. Найди пару к слогу из 1-го столбика и составь слова:

на

но

Но

нок

Ок  

По

ни

Ра  

та

сок

Но

Ве

- прочитаем слова на доске:

тон            дракон        Никита

стена         Нина           луна

нитка         паутина      нолик

- прочитайте слова в столбиках, в строчке, прочитайте имена собственные, слова, в которых 1ый слог ударный, слова, в которых 2 гласных буквы и т.п.

- составление слогов;

- чтение слогов –слияний;

- наращивание слогов;

- печатание слогов и слов;

- дидактическая игра;

- чтение слов;

- составляют слоги с изученными буквами;

- читают слоги на доске и в учебнике;

- составляют слова, используя слоги на доске;

- составляют слова из слогов;

- читают слова на доске;

- осознание роли новой буквы, ее места, звукового соответствия в составе слогов;

- отработка навыка чтения и печатания буквы;

  1.  Чтение текста и работа с ним

- Прочитаем отрывки из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк» (на распечатках у каждого):

Впервые на арене

Для школьников Москвы -

Ученые тюлени,

Танцующие львы.

Зайцы, соболи и белки

Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,

В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты

Перелистывают ноты.

- О чем это стихотворение? Какие действия в нем происходят? Кто является героями?

- Найдите в стихотворении слова с  изученными гласными буквами, подчеркните эти буквы, а букву «н» обведите в кружок.

- В каких словах буква «н» обозначает звук [н], а в каких мягкий [н`]? ([н] – на, ученые, танцующие, пингвин, гражданин и т.д.; [н`] – арене, школьников, тюлени и т.д.)

- выразительное чтение;

- отыскивание в тексте слов с новой буквой;

- читают и анализируют стихотворение;

- отвечают на вопросы учителя;

- выделяют в стихотворении слова с изученными буквами (а, о, у, и, ы, н);

- характеризуют звук [н] в словах;

- формирование и отработка навыка чтения;

- смысловой и структурный анализ прочитанного;

- отработка навыка выразительного чтения;

- различение, соотнесение букв с разными звуками;

- развитие зрительного мнезиса;

  1.  Работа по развитию речи и мышления

- Чтение пословиц стр. 45:

На чужой земле и весна не красна.

Не знать – не страшно, страшно – не узнать.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

- Как вы понимаете эти пословицы? Какой смысл в них заложен?

- Угадайте слово:

1.Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для …(нас).

- Охарактеризуйте звук [н] в этом слове.

2.А петух с колючим ежиком

Режет сало острым …. (ножиком)

3.Кто имеет один рог?

Отгадайте!...(носорог) и т.п.

- работа с пословицами и поговорками;

- ответы на вопросы;

- загадывание и отгадывание загадок;

- читают и анализируют пословицы из учебника;

- отгадывают загадки;

- характеризуют звук [н];

- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;

- развитие связной речи;

- отработка навыка чтения;

- развитие психических познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия;

- развитие грамматически правильной речи

  1.  Обоб-щение по теме

- С какими звуками мы сегодня познакомились? (звуки [н] и [н`])

- Дайте их характеристику.

- Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? Найдите ее в кассе букв.

- Выложите на парте, все изученные нами буквы (а, о, у, ы, и, н), стр. 48 (лента букв).

- Чем отличается от остальных букв «н»? (согласный, остальные гласные)

- беседа;

- характеристика звука;

- работа с кассой букв;

- работа с лентой букв;

- делают выводы о материале, изученном на уроке;

- работа с кассой букв/ лентой букв;

- осмысление и обобщение отдельных фактов;

  1.  Домашнее задание

- Подберите загадки, в которых отгадка содержит букву «н» (звуки [н], [н`])

- подбор загадок;

- записывают домашнее задание;

- отработка навыка чтения;

Закрепление изученного материала;

- совершенствование лингвистических умений и навыков;

  1.  Подведение итогов

- Сегодня вы очень активно работали на уроке, грамотно отвечали, выразительно читали. Молодцы!

- Оцените свою активность на уроке, поставьте себе заслуженную оценку; какие ошибки и неточности вы сегодня допускали? и т.п.

- оценка;

-самооценка деятельности;

- анализируют свою работу на уроке;

- вывод по работе учащихся;

-развитие способности к рефлексии собственной деятельности;

-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43600. Використання магнітних полів для визначення параметрів напівпровідникових матеріалів та структур 1.67 MB
  Електроніка в даний час є одним з найбільш домінуючих рушіїв технічного розвитку сучасного суспільства. Крім традиційно електронних галузей техніки – телекомунікації, інформаційно–вимірювальної та обчислювальної техніки чи спецтехніки, електронні прилади та пристрої на їх основі стали важливими засобами розвитку біології, медицини
43601. МЕРOПРИЯТИЯ ПO УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНOСТИ УПРAВЛЕНИЯ КAПИТАЛОМ НА ИП ЗИНИНA А.И 233.92 KB
  3 Кoнцепции упрвления кпиталом нализ сoстава и структуры кпитала предприятия. Пoлучение прибыли на сегoдня этo результт првильных решений o прoпорциях влoжения кпитала принятых дo нчала oперационной деятельнoсти предприятия. Oт тoго как испoльзуется кпитал звисит величин прибыли предприятия следовательнo и егo дльнейшее рзвитие. В связи с этим oсобое знчение приoбретает исследoвание прoблем связнных с пoвышением эффективнoсти использoвания кпитала предприятия тк кк движение стoимости ресурсoв и их кругooборот станoвятся...
43602. Управление техническим состоянием осуществляется на основе научно обосновательной системой технического обслуживания и ремонта СПК «Петровщина» 208.78 KB
  СПК «Петровщина» был организован в 40-х годах в западной части Глубокского района Витебской области. Сельскохозяйственный производственный кооператив был создан путем реорганизации колхоза «Победа» на основании решения Глубокского райисполкома.
43603. ФОРМУВАННЯ РЕКЛАМНОЇ КАМПАНІЇ ТУРИСТИЧНОЇ АГЕНЦІЇ 49.16 KB
  Розрахунки необхідного бюджету для проведення рекламної кампанії ВИСНОВКИ ПЕРЕЛІК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ДОДАТКИ РОЗДІЛ 1 СУЧАСНІ ТЕОРЕТИЧНІ ТА МЕТОДИЧНІ СКЛАДОВІ РЕКЛАМНОЇ КАМПАНІЇ В ТУРИСТИЧНОМУ БІЗНЕСІ Нині одним з найпоширеніших засобів стимулювання попиту на різні види продукції і послуги є реклама. Проте для багатьох організацій чисто інформативна реклама має другорядне значення. На стадії спаду реклама в основному недоцільна виключаючи необхідність інформування про розпродажі товарів. Спочатку реклама потрібна для того щоб створити...
43604. Дослідження історії і методологічних основ формування поглядів на простір і час 338.51 KB
  Дослідження методологічних підходів до формування понять матерії, простору і часу в історичному їх розвитку є цікавим і науково важливим, оскільки вся фізична наука будувалася і будується в наш час з урахуванням сформованих на кожному історичному періоді поглядів на ці філософські категорії.
43605. Приготовление блюда «Судак фри с картофелем, соус томатный» 524.83 KB
  Первые столовые возникли на Путиловском заводе в Петрограде, а за тем в Москве и других городах. В условиях острой нехватки продуктов и хозяйственной разрухи в период гражданской войны и иностранной интервенции общественные столовые сыграли большую роль в обеспечении питанием населения.
43606. Особенности регистрации прав отдельных категорий недвижимого имущества и сделок с ними 303.56 KB
  Рынок недвижимости в России пережил период становления и в настоящее время существует необходимость осмыслить всё к чему пришла правовая мысль в области оборота недвижимого имущества. Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц а также в гражданском обороте закон закрепил её специальный правовой режим. Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том что в настоящее время институт недвижимости занимает одно из основных мест в современном обществе. Целью выпускной...
43607. Практические применения методов оценки доходной недвижимости 199.32 KB
  Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью.
43608. Развитие внешнеэкономической деятельности в новосибирском транспортно – логистическом узле 1001.06 KB
  По суммарным показателям научно-промышленного, образовательного и культурного потенциала Новосибирск прочно занимает лидирующее положение в Сибири и третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.