6304

Обучение аудированию

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...

Русский

2014-12-28

116.07 KB

35 чел.

Обучение аудированию

Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности, представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины "аудирование", "аудировать" (от лат. аudire) введены в методику в 1950 г. американскими психологами Брауком и Кафри. В советскую методику данный термин был введен З.А.Кочкиной в работах "Понимание звучащей речи (аудирование)", "Вопросы психологии", 1962 г.3, "Аудирование, что это такое?" (ияш5/64 г.).

В советской методической литературе проблема обучения аудированию в средней школе нашла своё довольно полное отражение.

Известно, что "аудирование - это сложная аналитико-синтетическая деятельность, успешность которой зависит от самого слушащего, от развитости его речевого слуха и памяти, от его внимания, интереса и т.д., а также от условий восприятия - темпоральные характеристики, количества предъявлений, и , наконец, от языковых особенностей, их соответствия речевому опыту и знаниям уч-ся." (Гез Н.И. "О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи." ИЯШ5/77 г.).

Овладение аудированием предполагает понимание уч-ся иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи.

Требования к овладению аудированием на разных этапах обучения отличаются по объему предлагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала ( наличие до 2% незнакомых слов в 6-7 кл., до 3% незнакомых слов в 10-11 кл.). Длительность звучания: для 6-7 кл.- до 2 мин., для старших кл. до 2,5-3 мин.).

В обучении аудированию задачи решаются в двух планах: продолжается развитие навыков восприятия на слух и понимание реплик учителя и уч-ся, употребленных в ходе общения, а также проводится работа по обучению аудированию как самостоятельному виду Р.Д. на базе связанных текстов. Содержание аудиотекстов соотносится с учебной тематикой.

Обучение аудированию связаных текстов с целью извлечения из них информации осуществляется в определенной последовательности:

  1.  Подготовка уч-ся к аудированию. На этом этапе следует также ознакомить уч-ся с новыми Л.Е., их следует выписать на доску с переводом на родной язык, прочитать несколько раз самому учителю, а затем уч-ся, хором и индивидуально. Специальной обработке в устных упр-ях эти слова не подлежат;
  2.  Предъявление текста учащимся, или с голоса учителя, или в записи. Учитель даёт установку уч-ся перед прослушиванием текста понять содержание и уметь ответить на вопросы по содержанию текста. Текст предъявляется в одноразовом звучании, если текст не понят, то можно дать его прослушать второй раз;
  3.  Проверка понимания содержания прослушанного текста. Эта проверка осуществляется с помощью вопросов, или заданий, типа «согласись» или «возрази» в 4 – 7 кл. Если же ещё проверяются навыки и умения говорения, то используется устное изложение текста на ин.языке и обеспечивается таким образом взаимосвязь говорения и аудирования в 8 – 11 кл. 

Аудирование  взаимосвязано с другими видами Р.Д.; говорением, чтением, письмом. Оно выступает не только как цель обучения, но и как важное средство обучения. Аудирование относится к рецептивному виду Р.Д. и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент её порождения. Как средство обучения, аудирование используется как ведущий способ введения Я.М. в устной форме с самого начала обучения ин.языку.

Следует, однако, разграничивать: аудирование, как средство обучения, допускает многократное прослушивание одного и того же речевого материала; а аудирование, как естественная речевая деятельность, представляет собой умение понимать речи на слух при однократном её восприятии.

Аудирование и чтение являются также видами коммуникативной рецептивной деятельности человека. Оба эти вида коммуникативной деятельности завершаются интерпретацией понятой информации, её переработкой, определением значимости полученной информации в системе знаний уч-ся и их жизненного опыта.

Аудирование – это сложная речемыслительная деятельность, как любая деятельность человека аудирование имеет характеристики деятельности: мотив – цель – предмет.

Мотив – это психическое явление, побуждающее к деятельности. Мотивом деятельности аудирования является потребность в общении, в информации,  с целью более глубокого познания действительности.

Цель аудирования тесно связана с мотивом. Полученная информация не только способствует лучшему познанию окружающей действительности, но и формированию личности, т.е. уч-ся.

Поэтому, предмет деятельности аудирования – текст, речевое сообщение – должен не только содержать значимую информацию, но и способствовать формированию слушащего, иметь познавательную и воспитательную ценность.

В этой связи учитель постоянно ставит перед уч-ся задачи:

1)извлекать новую информацию из аудиотекста;

2)приобретать новые знания;

3)более глубоко осознавать окружающую действительность.

Аудирование является сложной психической деятельностью, которая включает в себя ряд механизмов:

1.механизм фонематического слуха;

2.------------- кратковременной и долговременной памяти;

3.------------- внутренней речи;

4.------------- внимания;

5.------------- понимания и др.

Понимание иноязычной речи отличается от аналогичного процесса на родном языке большим напряжением внимания, памяти, мышления.

С механизмами фонематического слуха связана способность слушающих расчленять речевой поток на звуки, различать на слух звуки и соотносить их с фонемами данного языка. Для этого полезно давать задания: 1.на различение на слух контрастирующих фонем; 2.на различение слов, разнящихся одной фонемой; 3.на различение фраз, разнящихся одним словом.

Аудирование тесно связано с памятью уч-ся как кратковременной (оперативной), так и долговременной.

Психологи выявили, что кратковременная память участвует в запоминании содержательной стороны информации. Фразы, несущие основную смысловую нагрузку, запоминаются лучше. А имена собственные, даты, числа, место действия – запоминаются хуже. Поэтому, чтобы развивать кратковременную память уч-ся, полезно использовать зрительные опоры (написать на доске имена собственные, даты, географические названия и т.д.)

Осмысливание и понимание аудиотекста происходят с помощью долговременной памяти, в отделах которой хранятся ранее изученные Л.Е. и грамматические структуры данного ин.языка. Поэтому, выделение ключевых или опорных слов, смысловых ___________ в аудиотексте способствует лучшему запоминанию.

На начальном этапе слушание должно развиваться в тесной связи с говорением, т.к. звучащая речь воспринимается на слух, способствует установлению прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами. Аудирование следует предварять речевыми и фонетическими зарядками, пением, хоровой имитацией, работой в парах.

Трудности восприятия иноязычной речи на слух.

Их много и они разноплановы.

  1.  Трудности, связанные с восприятием языковой формы. Например, замечено, что активные конструкции понимаются легче пассивных; возникают недоразумения при восприятии слов, одинаково звучащих, но разного значения и т.д.
  2.  Затруднения, связанные с восприятием содержания, сложнее. Сюда входят: а) понимание предметного содержания, т.е. самих фактов: что произошло, где, с кем, когда; б) понимание логики изложения, т.е. связей между фактами, событиями; почему, зачем; в) понимание общей идеи, мотива поступков (действующих лиц рассказа и говорящего).

Всё это зависит не от методики обучения, а от общего развития. Но следует отметить, что учет этих факторов имеет большое значение для подбора и организации речевого аудиоматериала в соответствии со ступенью обучения и составом уч-ся. Знакомое содержание или не соответствующее интересам уч-ся воспринимать не интересно. Нужен оптимальный вариант, подающий материал «на пределе трудности».

  1.  Среди трудностей, связанных с условиями речевосприятия, следует назвать темп речи, интонацию и механическую речь. Восприятие «механической речи» (записи) затруднено тем, что не видно собеседника, который при необходимости иногда замедлит речь, либо перефразирует сказанное, либо поможет выразительными жестами, мимикой. Восприятие интонации особенно сложно, когда она призвана выразить подтекст. Но наиболее влияющим на понимание фактором (тем более на начальном этапе) является темп речи. На понимание особенно сказывается медленный темп. Темп при аудировании имеет значение потому, что нет возможности ( как при чтении) вернуться назад, обдумать фразу ещё раз. По мнению многих методистов следует выдерживать нормальный темп, в необходимых случаях замедляя его на время и вновь переходя на нормальный. Н.И.Гез пишет, что искусственное замедление речи искажает интонационный рисунок фразы, мешает быстроте реакции. Но дело даже не в скорости, а в ритмике речи. Человек ведь говорит не отдельными словами, а синтагмами; при восприятии речи он также осознает не каждое слово, а воспринимает определенную ритмическую (смысловую) группу. И здесь проявляется связь говорения и аудирования. Поэтому уч-ся необходимо приучать к восприятию именно ритмической речи, где паузы между синтагмами. Особенно на начальном этапе обучения, могут быть длительными, но сами синтагмы произносятся в нормальном темпе.
  2.  Трудности, связанные с восприятием того или иного вида речи. Восприятие монологической речи требует хорошо развитой слуховой памяти развитого логического мышления. В диалогической речи трудность связана с необходимостью обдумывать ответ или с домыслением ситуации, породившей эту беседу, если сам слушающий в ней не участвует (включился позже).

Итак, задача учителя в обучении аудированию.

Необходимо обучить уч-ся:

  1.  Подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух;
  2.  Предвосхищать (т.е. предупреждать заранее) синтаксические структуры на слух;
  3.  Развивать объем слуховой памяти;
  4.  Понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях);
  5.  Понимать речь в записи на плёнку;
  6.  Схватывать смысл сказанного однократно;
  7.  Понимать речь нормального темпа;
  8.  Понимать общее содержание и смысл при наличии в аудиотексте неизвестного материала;
  9.  Понимать разнохарактерные тексты: описательные, фабульные, многоплановые.

Все эти задачи, конечно, неодинаковой значимости. Следует учитывать зависимость этих задач от этапа обучения; на продвинутом этапе задачи обучения аудированию ставится более серьёзно.

Система упражнений для обучения аудированию.       См.

Уровни понимания и способы их контроля.       На 

Использование ТСО при обучении аудированию. Аудитивные источники информации.   Ксероксе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61164. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-РОЗДУМ НА МОРАЛЬНО-ЕТИЧНУ (ЧИ СУСПІЛЬНУ) ТЕМУ В ПУБЛІЦИСТИЧНОМУ СТИЛІ 44.5 KB
  Ми вступаємо в життя в епоху інтенсивного розвитку не лише науки і техніки а й негативних наслідків науковотехнічного прогресу: забруднення повітря високий рівень шуму та радіації страшні людські хвороби.
61165. УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНІ СЛОВА В РЕЧЕННЯХ З ОДНОРІДНИМИ ЧЛЕНАМИ. ДВОКРАПКА Й ТИРЕ ПРИ УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНИХ СЛОВАХ 440.02 KB
  Поглибити знання восьмикласників про однорідні члени речення, удосконалити вміння знаходити узагальнювальні слова при них, домогтися засвоєння учнями правил уживання розділових знаків при узагальнювальних словах, сформувати вміння пояснювати розділові знаки в реченнях з однорідними членами за допомогою пунктуаційних правил
61166. КОНТРОЛЬНЕ АУДІЮВАННЯ ТЕКСТУ ПУБЛІЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ 51 KB
  Стічні води промислових підприємств забруднюють прісні водойми. У результаті цього забруднення повністю змінюються фізичні властивості води підвищується температура зменшується прозорість з’являються забарвлення присмаки запахи.
61167. ЗВЕРТАННЯ НЕПОШИРЕНІ Й ПОШИРЕНІ 29.73 KB
  Поглибити знання восьмикласників про звертання, їх стилістичну роль у мовленні; розвивати вміння виділяти в реченнях непоширені й поширені звертання, правильно інтонувати речення зі звертаннями; формувати загальнопізнавальні вміння визначати спосіб морфологічного вираження звертань
61168. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ 85.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі звертанням. Культура мовлення і стилістика: використання звертань задля передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями.
61169. ВСТАВНІ СЛОВА І СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ, ЇХ ВИДИ ЗА ЗНАЧЕННЯМ 64.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі вставними словами і словосполученнями. Культура мовлення і стилістика: правильна побудова речень зі вставними словами і словосполученнями для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації у висловлюваннях зі вставними словами і словосполученнями.
61170. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ ЗІ ВСТАВНИМИ СЛОВАМИ 51.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі вставними словами. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: використання вставних слів для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі вставними словами.
61171. ВСТАВНІ РЕЧЕННЯ, РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ ПРИ НИХ 56.5 KB
  Правопис: розділові знаки в синтаксичних конструкціях зі вставними реченнями. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: використання вставних речень для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі вставними реченнями.
61172. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «РЕЧЕННЯ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ І ВСТАВНИМИ СЛОВАМИ» 51 KB
  Правопис: кома в реченнях зі звертаннями і вставними словами. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: правильна побудова речень зі звертаннями і вставними словами для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями і вставними словами.