6304

Обучение аудированию

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...

Русский

2014-12-28

116.07 KB

38 чел.

Обучение аудированию

Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности, представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины "аудирование", "аудировать" (от лат. аudire) введены в методику в 1950 г. американскими психологами Брауком и Кафри. В советскую методику данный термин был введен З.А.Кочкиной в работах "Понимание звучащей речи (аудирование)", "Вопросы психологии", 1962 г.3, "Аудирование, что это такое?" (ияш5/64 г.).

В советской методической литературе проблема обучения аудированию в средней школе нашла своё довольно полное отражение.

Известно, что "аудирование - это сложная аналитико-синтетическая деятельность, успешность которой зависит от самого слушащего, от развитости его речевого слуха и памяти, от его внимания, интереса и т.д., а также от условий восприятия - темпоральные характеристики, количества предъявлений, и , наконец, от языковых особенностей, их соответствия речевому опыту и знаниям уч-ся." (Гез Н.И. "О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи." ИЯШ5/77 г.).

Овладение аудированием предполагает понимание уч-ся иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи.

Требования к овладению аудированием на разных этапах обучения отличаются по объему предлагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала ( наличие до 2% незнакомых слов в 6-7 кл., до 3% незнакомых слов в 10-11 кл.). Длительность звучания: для 6-7 кл.- до 2 мин., для старших кл. до 2,5-3 мин.).

В обучении аудированию задачи решаются в двух планах: продолжается развитие навыков восприятия на слух и понимание реплик учителя и уч-ся, употребленных в ходе общения, а также проводится работа по обучению аудированию как самостоятельному виду Р.Д. на базе связанных текстов. Содержание аудиотекстов соотносится с учебной тематикой.

Обучение аудированию связаных текстов с целью извлечения из них информации осуществляется в определенной последовательности:

  1.  Подготовка уч-ся к аудированию. На этом этапе следует также ознакомить уч-ся с новыми Л.Е., их следует выписать на доску с переводом на родной язык, прочитать несколько раз самому учителю, а затем уч-ся, хором и индивидуально. Специальной обработке в устных упр-ях эти слова не подлежат;
  2.  Предъявление текста учащимся, или с голоса учителя, или в записи. Учитель даёт установку уч-ся перед прослушиванием текста понять содержание и уметь ответить на вопросы по содержанию текста. Текст предъявляется в одноразовом звучании, если текст не понят, то можно дать его прослушать второй раз;
  3.  Проверка понимания содержания прослушанного текста. Эта проверка осуществляется с помощью вопросов, или заданий, типа «согласись» или «возрази» в 4 – 7 кл. Если же ещё проверяются навыки и умения говорения, то используется устное изложение текста на ин.языке и обеспечивается таким образом взаимосвязь говорения и аудирования в 8 – 11 кл. 

Аудирование  взаимосвязано с другими видами Р.Д.; говорением, чтением, письмом. Оно выступает не только как цель обучения, но и как важное средство обучения. Аудирование относится к рецептивному виду Р.Д. и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент её порождения. Как средство обучения, аудирование используется как ведущий способ введения Я.М. в устной форме с самого начала обучения ин.языку.

Следует, однако, разграничивать: аудирование, как средство обучения, допускает многократное прослушивание одного и того же речевого материала; а аудирование, как естественная речевая деятельность, представляет собой умение понимать речи на слух при однократном её восприятии.

Аудирование и чтение являются также видами коммуникативной рецептивной деятельности человека. Оба эти вида коммуникативной деятельности завершаются интерпретацией понятой информации, её переработкой, определением значимости полученной информации в системе знаний уч-ся и их жизненного опыта.

Аудирование – это сложная речемыслительная деятельность, как любая деятельность человека аудирование имеет характеристики деятельности: мотив – цель – предмет.

Мотив – это психическое явление, побуждающее к деятельности. Мотивом деятельности аудирования является потребность в общении, в информации,  с целью более глубокого познания действительности.

Цель аудирования тесно связана с мотивом. Полученная информация не только способствует лучшему познанию окружающей действительности, но и формированию личности, т.е. уч-ся.

Поэтому, предмет деятельности аудирования – текст, речевое сообщение – должен не только содержать значимую информацию, но и способствовать формированию слушащего, иметь познавательную и воспитательную ценность.

В этой связи учитель постоянно ставит перед уч-ся задачи:

1)извлекать новую информацию из аудиотекста;

2)приобретать новые знания;

3)более глубоко осознавать окружающую действительность.

Аудирование является сложной психической деятельностью, которая включает в себя ряд механизмов:

1.механизм фонематического слуха;

2.------------- кратковременной и долговременной памяти;

3.------------- внутренней речи;

4.------------- внимания;

5.------------- понимания и др.

Понимание иноязычной речи отличается от аналогичного процесса на родном языке большим напряжением внимания, памяти, мышления.

С механизмами фонематического слуха связана способность слушающих расчленять речевой поток на звуки, различать на слух звуки и соотносить их с фонемами данного языка. Для этого полезно давать задания: 1.на различение на слух контрастирующих фонем; 2.на различение слов, разнящихся одной фонемой; 3.на различение фраз, разнящихся одним словом.

Аудирование тесно связано с памятью уч-ся как кратковременной (оперативной), так и долговременной.

Психологи выявили, что кратковременная память участвует в запоминании содержательной стороны информации. Фразы, несущие основную смысловую нагрузку, запоминаются лучше. А имена собственные, даты, числа, место действия – запоминаются хуже. Поэтому, чтобы развивать кратковременную память уч-ся, полезно использовать зрительные опоры (написать на доске имена собственные, даты, географические названия и т.д.)

Осмысливание и понимание аудиотекста происходят с помощью долговременной памяти, в отделах которой хранятся ранее изученные Л.Е. и грамматические структуры данного ин.языка. Поэтому, выделение ключевых или опорных слов, смысловых ___________ в аудиотексте способствует лучшему запоминанию.

На начальном этапе слушание должно развиваться в тесной связи с говорением, т.к. звучащая речь воспринимается на слух, способствует установлению прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами. Аудирование следует предварять речевыми и фонетическими зарядками, пением, хоровой имитацией, работой в парах.

Трудности восприятия иноязычной речи на слух.

Их много и они разноплановы.

  1.  Трудности, связанные с восприятием языковой формы. Например, замечено, что активные конструкции понимаются легче пассивных; возникают недоразумения при восприятии слов, одинаково звучащих, но разного значения и т.д.
  2.  Затруднения, связанные с восприятием содержания, сложнее. Сюда входят: а) понимание предметного содержания, т.е. самих фактов: что произошло, где, с кем, когда; б) понимание логики изложения, т.е. связей между фактами, событиями; почему, зачем; в) понимание общей идеи, мотива поступков (действующих лиц рассказа и говорящего).

Всё это зависит не от методики обучения, а от общего развития. Но следует отметить, что учет этих факторов имеет большое значение для подбора и организации речевого аудиоматериала в соответствии со ступенью обучения и составом уч-ся. Знакомое содержание или не соответствующее интересам уч-ся воспринимать не интересно. Нужен оптимальный вариант, подающий материал «на пределе трудности».

  1.  Среди трудностей, связанных с условиями речевосприятия, следует назвать темп речи, интонацию и механическую речь. Восприятие «механической речи» (записи) затруднено тем, что не видно собеседника, который при необходимости иногда замедлит речь, либо перефразирует сказанное, либо поможет выразительными жестами, мимикой. Восприятие интонации особенно сложно, когда она призвана выразить подтекст. Но наиболее влияющим на понимание фактором (тем более на начальном этапе) является темп речи. На понимание особенно сказывается медленный темп. Темп при аудировании имеет значение потому, что нет возможности ( как при чтении) вернуться назад, обдумать фразу ещё раз. По мнению многих методистов следует выдерживать нормальный темп, в необходимых случаях замедляя его на время и вновь переходя на нормальный. Н.И.Гез пишет, что искусственное замедление речи искажает интонационный рисунок фразы, мешает быстроте реакции. Но дело даже не в скорости, а в ритмике речи. Человек ведь говорит не отдельными словами, а синтагмами; при восприятии речи он также осознает не каждое слово, а воспринимает определенную ритмическую (смысловую) группу. И здесь проявляется связь говорения и аудирования. Поэтому уч-ся необходимо приучать к восприятию именно ритмической речи, где паузы между синтагмами. Особенно на начальном этапе обучения, могут быть длительными, но сами синтагмы произносятся в нормальном темпе.
  2.  Трудности, связанные с восприятием того или иного вида речи. Восприятие монологической речи требует хорошо развитой слуховой памяти развитого логического мышления. В диалогической речи трудность связана с необходимостью обдумывать ответ или с домыслением ситуации, породившей эту беседу, если сам слушающий в ней не участвует (включился позже).

Итак, задача учителя в обучении аудированию.

Необходимо обучить уч-ся:

  1.  Подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух;
  2.  Предвосхищать (т.е. предупреждать заранее) синтаксические структуры на слух;
  3.  Развивать объем слуховой памяти;
  4.  Понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях);
  5.  Понимать речь в записи на плёнку;
  6.  Схватывать смысл сказанного однократно;
  7.  Понимать речь нормального темпа;
  8.  Понимать общее содержание и смысл при наличии в аудиотексте неизвестного материала;
  9.  Понимать разнохарактерные тексты: описательные, фабульные, многоплановые.

Все эти задачи, конечно, неодинаковой значимости. Следует учитывать зависимость этих задач от этапа обучения; на продвинутом этапе задачи обучения аудированию ставится более серьёзно.

Система упражнений для обучения аудированию.       См.

Уровни понимания и способы их контроля.       На 

Использование ТСО при обучении аудированию. Аудитивные источники информации.   Ксероксе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36558. Система программирования TURBO PASCAL 7.0 28 KB
  Важнейшим компонентом системы программирования Турбо Паскаль, обеспечивающим взаимодействие с пользователем, является интегрированная среда разработки (IDE) - одна из лучших интегрированных сред систем программирования MS DOS
36559. Понятие о языках программирования 31.5 KB
  Мы все несомненно имеем некоторое представление о языке как средстве общения. Русский английский или японский язык это естественные языки общения людей созданные в процессе длительной эволюции. Однако наряду с естественными языками современная цивилизация широко использует так называемые искусственные или формальные языки.
36560. Аппаратное и программное обеспечение компьютера 32 KB
  Программное обеспечение включает в себя прежде всего операционную систему такую как MS DOS Windows 3.1 или Windows 95. Одной из первых систем графического интерфейса была Windows 3. Так в системе Windows вы можете одновременно выводить информацию на принтер и редактировать какойлибо файл информации.
36561. Программы, управляемые событиями 28.5 KB
  Для реакции такой программы на внешние события например сигналы таймера ошибки в устройствах компьютера и др. аппаратные переключения с выполнения исходной программы на специальную программу обработки прерывания. Средства прерывания широко применяли в рамках концепции последовательной программы при организации многозадачных режимов и эффективного использования процессора компьютера. Однако концепция последовательной программы несмотря на свою универсальность оказывается неэффективной для современного персонального компьютера имеющего...
36562. Принцип программного управления 45 KB
  Всё что способен делать компьютер это выполнять программы. Процессор âдвижущая силаâ исполнитель точно выполняющий команды программы. а также операции копирования перемещения информации из одних ячеек памяти в другие ввода данных в оперативную память например символов набранных на клавиатуре вывода информации например на экран дисплея или на диск окончания программы и другие.  Процессор выполняет команды начиная с первой команды программы.
36563. Структурный тип запись 45 KB
  Например анкета служащего содержит такие данные как фамилия имя отчество строковый тип год рождения целый тип разряд целый тип и многие другие данные. Объединение таких данных общий структурный типанкета затруднительно сделать в рамках массива или множества. Естественным средством структурирования в этом и подобных случаях является структурный тип Запись.
36564. Структурный тип множество 41.5 KB
  Понятие о типе Множество в Турбо Паскале. Множество является ещё одним структурным типом Турбо Паскаля служащим для объединения однородных однотипных элементов. Однако форма объединения в Множество существенно отличается от типа Массив.
36565. Особенности разработки программы с подпрограммой 35.5 KB
  Практически все используемые прикладные программы это программы с подпрограммами процедурами и функциями. Подпрограммы как уже указывалось позволяют преодолевать сложность обеспечивая декомпозицию программы на более простые составные части. Разработка программ на ТурбоПаскале с подпрограммами имеет ряд отличий от той методики которая изложена выше применительно с простым программам.
36566. Область действия имен в программе 29 KB
  В программах не использующих подпрограммы имена описанные в разделе описаний действуют во всей программе не вызывая какихлибо проблем. В подпрограммах могут использоваться свои локальные внутренние имена и кроме того она может также использовать глобальные внешние для неё имена из других подпрограмм или основной программы. Локальными именами подпрограммы называются те имена которые описаны в этой подпрограмме в её разделе описаний. Все остальные используемые в подпрограмме имена являются глобальными именами данной...