6304

Обучение аудированию

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Обучение аудированию Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности,представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины аудирование, аудировать (от лат.аudire) введены в методику в 1950...

Русский

2014-12-28

116.07 KB

39 чел.

Обучение аудированию

Аудирование-это вид устной рецептивной речевой деятельности, представляет собой восприятие на слух устной речи и её понимание. Термины "аудирование", "аудировать" (от лат. аudire) введены в методику в 1950 г. американскими психологами Брауком и Кафри. В советскую методику данный термин был введен З.А.Кочкиной в работах "Понимание звучащей речи (аудирование)", "Вопросы психологии", 1962 г.3, "Аудирование, что это такое?" (ияш5/64 г.).

В советской методической литературе проблема обучения аудированию в средней школе нашла своё довольно полное отражение.

Известно, что "аудирование - это сложная аналитико-синтетическая деятельность, успешность которой зависит от самого слушащего, от развитости его речевого слуха и памяти, от его внимания, интереса и т.д., а также от условий восприятия - темпоральные характеристики, количества предъявлений, и , наконец, от языковых особенностей, их соответствия речевому опыту и знаниям уч-ся." (Гез Н.И. "О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи." ИЯШ5/77 г.).

Овладение аудированием предполагает понимание уч-ся иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи.

Требования к овладению аудированием на разных этапах обучения отличаются по объему предлагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала ( наличие до 2% незнакомых слов в 6-7 кл., до 3% незнакомых слов в 10-11 кл.). Длительность звучания: для 6-7 кл.- до 2 мин., для старших кл. до 2,5-3 мин.).

В обучении аудированию задачи решаются в двух планах: продолжается развитие навыков восприятия на слух и понимание реплик учителя и уч-ся, употребленных в ходе общения, а также проводится работа по обучению аудированию как самостоятельному виду Р.Д. на базе связанных текстов. Содержание аудиотекстов соотносится с учебной тематикой.

Обучение аудированию связаных текстов с целью извлечения из них информации осуществляется в определенной последовательности:

  1.  Подготовка уч-ся к аудированию. На этом этапе следует также ознакомить уч-ся с новыми Л.Е., их следует выписать на доску с переводом на родной язык, прочитать несколько раз самому учителю, а затем уч-ся, хором и индивидуально. Специальной обработке в устных упр-ях эти слова не подлежат;
  2.  Предъявление текста учащимся, или с голоса учителя, или в записи. Учитель даёт установку уч-ся перед прослушиванием текста понять содержание и уметь ответить на вопросы по содержанию текста. Текст предъявляется в одноразовом звучании, если текст не понят, то можно дать его прослушать второй раз;
  3.  Проверка понимания содержания прослушанного текста. Эта проверка осуществляется с помощью вопросов, или заданий, типа «согласись» или «возрази» в 4 – 7 кл. Если же ещё проверяются навыки и умения говорения, то используется устное изложение текста на ин.языке и обеспечивается таким образом взаимосвязь говорения и аудирования в 8 – 11 кл. 

Аудирование  взаимосвязано с другими видами Р.Д.; говорением, чтением, письмом. Оно выступает не только как цель обучения, но и как важное средство обучения. Аудирование относится к рецептивному виду Р.Д. и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент её порождения. Как средство обучения, аудирование используется как ведущий способ введения Я.М. в устной форме с самого начала обучения ин.языку.

Следует, однако, разграничивать: аудирование, как средство обучения, допускает многократное прослушивание одного и того же речевого материала; а аудирование, как естественная речевая деятельность, представляет собой умение понимать речи на слух при однократном её восприятии.

Аудирование и чтение являются также видами коммуникативной рецептивной деятельности человека. Оба эти вида коммуникативной деятельности завершаются интерпретацией понятой информации, её переработкой, определением значимости полученной информации в системе знаний уч-ся и их жизненного опыта.

Аудирование – это сложная речемыслительная деятельность, как любая деятельность человека аудирование имеет характеристики деятельности: мотив – цель – предмет.

Мотив – это психическое явление, побуждающее к деятельности. Мотивом деятельности аудирования является потребность в общении, в информации,  с целью более глубокого познания действительности.

Цель аудирования тесно связана с мотивом. Полученная информация не только способствует лучшему познанию окружающей действительности, но и формированию личности, т.е. уч-ся.

Поэтому, предмет деятельности аудирования – текст, речевое сообщение – должен не только содержать значимую информацию, но и способствовать формированию слушащего, иметь познавательную и воспитательную ценность.

В этой связи учитель постоянно ставит перед уч-ся задачи:

1)извлекать новую информацию из аудиотекста;

2)приобретать новые знания;

3)более глубоко осознавать окружающую действительность.

Аудирование является сложной психической деятельностью, которая включает в себя ряд механизмов:

1.механизм фонематического слуха;

2.------------- кратковременной и долговременной памяти;

3.------------- внутренней речи;

4.------------- внимания;

5.------------- понимания и др.

Понимание иноязычной речи отличается от аналогичного процесса на родном языке большим напряжением внимания, памяти, мышления.

С механизмами фонематического слуха связана способность слушающих расчленять речевой поток на звуки, различать на слух звуки и соотносить их с фонемами данного языка. Для этого полезно давать задания: 1.на различение на слух контрастирующих фонем; 2.на различение слов, разнящихся одной фонемой; 3.на различение фраз, разнящихся одним словом.

Аудирование тесно связано с памятью уч-ся как кратковременной (оперативной), так и долговременной.

Психологи выявили, что кратковременная память участвует в запоминании содержательной стороны информации. Фразы, несущие основную смысловую нагрузку, запоминаются лучше. А имена собственные, даты, числа, место действия – запоминаются хуже. Поэтому, чтобы развивать кратковременную память уч-ся, полезно использовать зрительные опоры (написать на доске имена собственные, даты, географические названия и т.д.)

Осмысливание и понимание аудиотекста происходят с помощью долговременной памяти, в отделах которой хранятся ранее изученные Л.Е. и грамматические структуры данного ин.языка. Поэтому, выделение ключевых или опорных слов, смысловых ___________ в аудиотексте способствует лучшему запоминанию.

На начальном этапе слушание должно развиваться в тесной связи с говорением, т.к. звучащая речь воспринимается на слух, способствует установлению прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами. Аудирование следует предварять речевыми и фонетическими зарядками, пением, хоровой имитацией, работой в парах.

Трудности восприятия иноязычной речи на слух.

Их много и они разноплановы.

  1.  Трудности, связанные с восприятием языковой формы. Например, замечено, что активные конструкции понимаются легче пассивных; возникают недоразумения при восприятии слов, одинаково звучащих, но разного значения и т.д.
  2.  Затруднения, связанные с восприятием содержания, сложнее. Сюда входят: а) понимание предметного содержания, т.е. самих фактов: что произошло, где, с кем, когда; б) понимание логики изложения, т.е. связей между фактами, событиями; почему, зачем; в) понимание общей идеи, мотива поступков (действующих лиц рассказа и говорящего).

Всё это зависит не от методики обучения, а от общего развития. Но следует отметить, что учет этих факторов имеет большое значение для подбора и организации речевого аудиоматериала в соответствии со ступенью обучения и составом уч-ся. Знакомое содержание или не соответствующее интересам уч-ся воспринимать не интересно. Нужен оптимальный вариант, подающий материал «на пределе трудности».

  1.  Среди трудностей, связанных с условиями речевосприятия, следует назвать темп речи, интонацию и механическую речь. Восприятие «механической речи» (записи) затруднено тем, что не видно собеседника, который при необходимости иногда замедлит речь, либо перефразирует сказанное, либо поможет выразительными жестами, мимикой. Восприятие интонации особенно сложно, когда она призвана выразить подтекст. Но наиболее влияющим на понимание фактором (тем более на начальном этапе) является темп речи. На понимание особенно сказывается медленный темп. Темп при аудировании имеет значение потому, что нет возможности ( как при чтении) вернуться назад, обдумать фразу ещё раз. По мнению многих методистов следует выдерживать нормальный темп, в необходимых случаях замедляя его на время и вновь переходя на нормальный. Н.И.Гез пишет, что искусственное замедление речи искажает интонационный рисунок фразы, мешает быстроте реакции. Но дело даже не в скорости, а в ритмике речи. Человек ведь говорит не отдельными словами, а синтагмами; при восприятии речи он также осознает не каждое слово, а воспринимает определенную ритмическую (смысловую) группу. И здесь проявляется связь говорения и аудирования. Поэтому уч-ся необходимо приучать к восприятию именно ритмической речи, где паузы между синтагмами. Особенно на начальном этапе обучения, могут быть длительными, но сами синтагмы произносятся в нормальном темпе.
  2.  Трудности, связанные с восприятием того или иного вида речи. Восприятие монологической речи требует хорошо развитой слуховой памяти развитого логического мышления. В диалогической речи трудность связана с необходимостью обдумывать ответ или с домыслением ситуации, породившей эту беседу, если сам слушающий в ней не участвует (включился позже).

Итак, задача учителя в обучении аудированию.

Необходимо обучить уч-ся:

  1.  Подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух;
  2.  Предвосхищать (т.е. предупреждать заранее) синтаксические структуры на слух;
  3.  Развивать объем слуховой памяти;
  4.  Понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях);
  5.  Понимать речь в записи на плёнку;
  6.  Схватывать смысл сказанного однократно;
  7.  Понимать речь нормального темпа;
  8.  Понимать общее содержание и смысл при наличии в аудиотексте неизвестного материала;
  9.  Понимать разнохарактерные тексты: описательные, фабульные, многоплановые.

Все эти задачи, конечно, неодинаковой значимости. Следует учитывать зависимость этих задач от этапа обучения; на продвинутом этапе задачи обучения аудированию ставится более серьёзно.

Система упражнений для обучения аудированию.       См.

Уровни понимания и способы их контроля.       На 

Использование ТСО при обучении аудированию. Аудитивные источники информации.   Ксероксе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10164. Специфика технического знания и технических наук 53 KB
  Специфика технического знания и технических наук. Поскольку техническое знание ближе всего естественнонаучному то его специфику легче всего усмотреть на основе их сравнения. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой люди могли делать и делал...
10165. Отношение техники и прикладного знания. Типология технических наук 24.5 KB
  Отношение техники и прикладного знания. Типология технических наук. Это одна из причин почему традиционная характеристика техники как прикладного Е сейчас оценивается как устаревшая. Это утверждение может быть признано лишь отчасти справедливым по отношению к не
10166. Периодизация развития техники как философская проблема. Основные способы периодизации развития техники 50.5 KB
  Периодизация развития техники как философская проблема. Основные способы периодизации развития техники. Закономерности исторического развития техники. Проблема периодизации. Предметная сторона Т. Техника и наука. Т как деятельность. ФТ выделяе...
10167. Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники 50 KB
  Взаимоотношение науки и техники на различных этапах эволюции техники Они не всегда были взаимосвязаны Т долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это не означает что в технике не применялись научные знания. Доинженерный период. Но наука не имела дисциплин
10168. Техногенная цивилизация, ее история и перспективы 108 KB
  Техногенная цивилизация ее история и перспективы. Информационное общество это высшая стадия развития техногенной цивилизации. Для характеристики его места в истории вернемся к общим представлениям о развитии культуры. С т.з. современной социальной философии сущ
10169. Чернобыльская радиация в вопросах и ответах 735.41 KB
  Когда в СССР сообщили об аварии на Чернобыльской АЭС Первая информация об аварии прозвучала в программе Время вечером 27 апреля, первая публикация в печати состоялась 28 апреля...
10170. Информационное общество как тип социальной организации 58 KB
  Информационное общество как тип социальной организации. Оценка сущности последней стадии в социальной философии ХХ в. претерпела эволюцию. Первоначально она характеризовалась как постиндустриальное общество Д. Белл технотронное общество З. Бжезинский. В 80х г...
10171. Проблема личности в информационном обществе 150 KB
  Проблема личности в информационном обществе Таким образом можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе. 1. Проблемы общения. С одной стороны благодаря Интернету мир превратился в мировую деревню: термин ввел в 70е гг. Маклюэн: все д...
10172. Гуманитарная философия техники. Льюис Мэмфорд: миф машины 44.5 KB
  Гуманитарная философия техникиИнженерная философия техники анализ техники как бы изнутри и в конечном счете интерпретация технического способа бытия человека в мире как парадигматического главного для понимания других типов человеческого мышления и действия мог