63071

Детский массаж

Книга

Педагогика и дидактика

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

Русский

2014-06-16

1.1 MB

13 чел.

5fan_ru_63071_7cf65a2a61b5ad30d5c1ed23b825388b.html

Детский массаж

Как делать массаж и гимнастику детям до года? В каких случаях массаж не полезен?..

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа.

Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

  1.  Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2.  Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3.  Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4.  При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
  5.  Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

  1.  поглаживание;
  2.  растирание;
  3.  разминание;
  4.  вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

ПОГЛАЖИВАНИЕ

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.

Поглаживание ног

Исходное положение ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.

Поглаживание живота

Исходное положение — лежа на спине.

Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

Исходное положение — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти.

Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

РАСТИРАНИЕ

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена.

Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

РАЗМИНАНИЕ

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.

 

ВИБРАЦИЯ

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

ПОТРЯХИВАНИЕ

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.

Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

 

Детский массаж – средство для предупреждения и профилактики многих заболеваний, которые подстерегают малыша на раннем этапе развития. Непродолжительное воздействие на поверхность тела влияет на работу многих органов, все функциональные системы реагируют на действия массажиста, а потому результат во многом зависит от того, насколько правильно проводятся занятия.

Массаж приносит ребенку разнообразную пользу. Он способствует не только стимулированию развития и расслаблению мягких тканей, но также позволяет быстро выявить любые напряженные участки тела или места острого дискомфорта или ригидности (неподвижности). Массаж является конструктивным и плодотворным средством, удовлетворяющим присущую ребенку потребность в физическом контакте, таким средством, которое обеспечит ребенку преимущество в его дальнейшем развитии, позволит ему расслабиться и свободно двигаться.

Массаж сможет помочь Вашему ребенку справится с такими заболеваниями как плоскостопие, косолапость, кривошея. Он успешно используется при  таких проблемах как кишечные колики, мышечные гипертонус (им страдает большой процент младенцев), и гипотонус. Существуют методики лечебного массажа для детей с заболеваниями центральной нервной системы, с гипотонусом, гипертонусом, с ассиметрией мышечного тонуса туловища и конечностей, с врожденной мышечной кривошеей, врожденным вывихом суставов, дисплазией тазобедренных суставов, врожденной косолапостью, пупочной грыжей, приобретенной косолапостью, плоско-вальгусной стопой, с Х-образной и О-образной деформацией ног. Такие диагнозы подвергаются эффективному лечению с помощью массажа и гимнастики. Детский массаж играет огромную роль в лечении маленьких пациентов с неврологическими патологиями. Массаж в детской неврологии, ещё очень молод, но уже накоплен огромный научный и практический опыт по лечению неврологических симптомов и болезней.  Различные процедуры проводят с детьми в разные года и месяцы жизни. Но любое воздействие на кожу и мышцы ребенка приводит к положительным результатам уже по прошествии нескольких сеансов массажа.

Детский массаж бывает нескольких видов, т.е. преследует несколько целей: лечебный, коррекционный и профилактический... Профилактический массаж показан всем деткам без ограничений.  А вот лечебный - при различных патологических состояния, которые могут быть у малыша. Профилактический массаж используется в тех случаях, когда необходимо добиться закрепления полученного результата и предупредить возможность рецидива.

Массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на обнаженное тело ребенка различными, методически проводимыми специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста. В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. В классическом детском массаже всего четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание. Это воздействие на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживание действует на уровне самых поверхностных слоев кожи, расслабляет мышцы и усиливает тормозные процессы в коре головного мозга. Этот прием производится обычно ладонной поверхностью кисти, очень нежным прикосновением. В первые 3 месяца жизни малыша, а также у детей с повышенной возбудимостью применяется только поглаживающий массаж.

Растирание.  Более интенсивное и глубокое поглаживание. Оно тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производиться может одним, двумя или тремя пальцами и ладонной поверхностью кисти круговыми движениями по ходу часовой стрелки от кисти к плечу (от периферии к центру). Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, так как происходит воздействие на более глубокие слои кожи.

Разминание. Прием аналогичен растиранию, но происходит еще более глубокое воздействие на организм. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производим одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.

Вибрация. Выполняют одним, двумя или всеми пальцами, при этом надавливание на ткани осуществляют концами (подушечками) пальцев, а также ладонными или тыльными поверхностями выпрямленных пальцев; всей ладонью или опорной частью кисти. Все  виды вибрации можно осуществлять одной и двумя руками.

Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Важность и польза

Каждый из нас, родителей, мечтает вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли­яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человечка. Свежий чистый воздух, солнечный свет и тепло, полноценное и разнообразное питание, любовь, внимание и забота взрослых — все это необходимо для здоровья не только телесного, но и душевного.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для ребенка первого года. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, он такой спокойный». Может быть, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в закрытых помещениях.

Недостаток двигательной активности помогают восполнить специальные занятия. Педиатрам известно, что в сочетании с гимнастикой массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно полезноеное воздействие. Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Дело в том, что массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются бесчисленные потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, стимулируют ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция — контроль над жизнедеятельностью всего организма, улучшается развитие положительных эмоций, интеллектуальное развитие, становление двигательных реакций.. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.

Вы, наверное, замечали, что поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного тактильного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до­ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга' в данный момент времени, тем б6льший объем занимает мозг в процессе своего роста.

Особенности

В детском массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы — успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфатическая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; поколачивание и пощипывание — сокращение.

Например, при вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радость, а хорошее бодрое настроение основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности. В тоже время важно обучить ребенка правильности, точности движений, тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия - гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.

В гимнастике должны быть обеспечены точность и правильность движений: в грудном возрасте — это руки родителей, в более старшем — специальные приспособления (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ

Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:

  1.  при всех острых лихорадочных заболеваниях;
  2.  при тяжелых формах гипотрофии;
  3.  при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
  4.  при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;
  5.  при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;
  6.  при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
  7.  при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  8.  при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;
  9.  при острых нефритах;
  10.  при острых гепатитах;
  11.  при активных формах туберкулеза;
  12.  при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Очень важно проконсультироваться у педиатра перед проведением массажа.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требованиям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный.

В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него.

Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла, детские массажными кремами.

Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой.

Когда и кому проводить массаж?

Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности — самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем. В клинике «Мать и Дитя» работают квалифицированные врачи лечебной физкультуры, профессиональные массажисты с большим опытом работы. Для каждого маленького пациента мы разрабатываем специальные программы по проведению общеоздоровительного и лечебного массажа, гимнастики, плавания.

Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты — невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц — гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы — врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плосковальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист!

Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом — это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша. Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка — не только лечебно-оздоровительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша!

Детский массаж

Пожалуй, единственный вид массажа, который не имеет противопоказаний (за исключением высокой температуры или воспалительных процессов либо серьезных заболеваний, при которых массаж запрещен педиатром), а напротив, всячески приветствуется - это детский массаж. Все мамы знают - даже простое растирание или поглаживание доставляет ребенку массу удовольствия. Детская улыбка, <агуканье> способны поднять настроение на целый день. Ну а если учесть, что помимо приятных эмоций массаж оказывает лечебное и профилактическое воздействие, способствует физическому и психическому развитию ребенка, то детский массаж оказывается практически бесценным.

Обычно термином детский массаж называют массаж, который проводится в период с грудничкового возраста до одного года. Хотя, конечно, его можно делать и в 2, и в 3 года - никакого вреда это не принесет. Даже напротив, подобный массаж служит основой будущего здоровья и гармоничного развития ребенка: не секрет, что сегодня процент абсолютно здоровых детей крайне мал, а значит, детский массаж актуален как никогда. Даже счастливые родители абсолютно здоровых детей не отказываются от массажа: ведь это и профилактика, и развитие моторики ребенка, и физический контакт (если массаж делают мама или папа). Ну а при лечении различных заболеваний детский массаж просто бесценен.

Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях:

  1.  косметические дефекты кожи;
  2.  ожоги;
  3.  последствия травм и ожогов;
  4.  псориаз;
  5.  дерматиты;
  6.  нейродермиты;
  7.  экземы;
  8.  атопический дерматит.

Детский массаж в раннем возрасте

Доказано, что любой ребенок в первые недели жизни испытывает послеродовой стресс: если в утробе матери он чувствует себя защищенным, то внешний мир кажется ему полным тревог и опасностей. В этом случае детский массаж является наиболее оптимальным способом нормализации психического и физического состояния малыша. Врачи знают, что, к примеру, недоношенные младенцы, которым назначают детский массаж, быстрее восстанавливаются, лучше прибавляют в весе. Начинать делать детский массаж можно в 5-6-недельном возрасте, с разрешения педиатра.

Классический детский массаж включает в себя те же приемы, которые используются во <взрослом> массаже - разминание, поглаживание, растирание и вибрацию. Естественно, сила их воздействия должна быть иной, чем, скажем, при массировании 40-летнего мужчины. Простейший массаж, приемы которого покажут доктор или медсестра, могут делать родители, это даже полезно - так как малыш находится в тесном контакте с мамой. Иногда требуется, чтобы детский массаж в период до 3-х месяцев проводил врач, который сможет вовремя уловить изменения в развитии ребенка. А если есть подозрение на отклонения в работе нервной системы, детский массаж лучше проводить под наблюдением врача-невролога. Но даже если вы уверены в том, что ваш ребенок здоров, отказываться от массажа не стоит - это отличный метод профилактики различных заболеваний, в том числе и неврологических.

Детский массаж как способ лечения

Болезнь ребенка - даже, на первый взгляд, такая <простая>, как простуда или кашель - всегда тревожит родителей. Давать лекарства - дело рискованное, неизвестно, как они подействуют на неокрепший организм. Между тем, с помощью массажа многие заболевания можно предупредить, а на ранней стадии даже вылечить. Причем, некоторые из них лечат только детский массаж и гимнастика, а не таблетки и капли. Самое главное - вовремя обратиться к врачу, который определит диагноз и назначит лечение.

Массаж поможет, если вашему ребенку поставили такие диагнозы, как кривошея (неправильное положение головы), плоскостопие, косолапость. Если эти заболевания не лечить, последствия могут быть самыми разными - от заболеваний позвоночника до нарушения работы опорно-двигательной системы. Детский массаж успешно справляется и с такими проблемами, как кишечные колики, мышечные гипертонус (а им страдает весьма высокий процент младенцев) и гипотонус. Кроме того, за гипертонусом могут скрываться и другие заболевания, обнаружить которые в период до 6-ти месяцев нелегко. Детский массаж, даже и не лечебный, позволяет предотвратить возможные неприятности.

Многие родители тревожатся - что делать, если окажется, что у ребенка грыжа? Другие наоборот, не переживают, надеясь на <авось> - или <само рассосется> или прооперируют. Но ведь любое вмешательство в работу организма не проходит бесследно. Между тем, детский массаж и гимнастика эффективно излечивают грыжу, если ребенку еще нет года. А вот в более старшем возрасте, действительно, поможет только операция.

Детский массаж против сколиоза

Детский массаж находится на первом месте в схеме лечения сколиоза, занимающего первое место среди заболеваний позвоночника. Факт остается фактом - как минимум, половина выпускников школ страдает этим заболеванием в той или иной степени. В этом нет ничего удивительного - позвоночник у детей и подростков еще не окреп, и нужно постоянно следить за осанкой школьника, ведь нагрузка на позвоночник увеличивается, если человек сидит, а ученикам приходится проводить за столом все больше и больше времени. Но многие ли учителя следят за осанкой своих подопечных?

Сколиоз может появиться и в младенческом возрасте, когда нетерпеливые родители хотят, чтобы ребенок быстрее научился сидеть, ходить, а позвоночник малыша еще не готов к таким нагрузкам. Мало кто знает, что сколиоз считается неизлечимым заболеванием, однако в начальной стадии развитие болезни можно остановить. Детский массаж и лечебная гимнастика являются главными средствами среди способов борьбы со сколиозом. Приемы массажа при лечении сколиоза различны и зависят от того, какой степени достигло заболевание.

Детский массаж: рекомендации для родителей

Если ваш ребенок здоров, то после консультации с педиатром вы можете делать детский массаж самостоятельно. Ничего чрезмерно сложного в этом нет, приемы массажа - самые простые, вы можете прочитать о них или попросить врача показать, как нужно делать массаж. Детский массаж имеет ряд особенностей, запомнить которые достаточно просто. Обычно массаж делают или минут через 40 после еды, или за полчаса до еды, ежедневно. Не следует делать массаж перед сном.

При детском массаже нежелательно использовать крем или присыпку. Продолжительность сеанса должна быть не более 7-10 минут. Детский массаж не должен причинять боль или дискомфорт, поэтому ваши движения должны быть нежными и легкими, так как кожа малыша тонкая и очень чувствительная. Во время массажа следите за реакцией ребенка на те или иные приемы: наверняка найдутся такие, которые доставляют ему больше всего удовольствия. Однако, если же вашему ребенку необходим лечебный детский массаж, то, разумеется, делать его должен только специалист: иначе вы не только не поможете, но напротив, можете навредить.

 

Почему дети растут и развиваются по-разному?

Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверно, дело в том, что не все родители в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как раннее закаливание.

Закаливание — это тренировка защитных сил организма, которая приучает его лучше переносить холод, физические нагрузки и т. д. Чем раньше начать закаливание малыша, тем лучше, — считает академик М. Студеникин. Закаленные дети легче переносят изменение влажности, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения и выделения, состав крови и обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Средства закаливания просты и доступны.

Важно лишь отбросить многие укоренившиеся предрассудки и не кутать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4 — 5 раз в день проветривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма. В помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить.

Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием — первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха как в комнате, так и на улице при воздушной ванне должна быть не ниже 22'. После соответствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 18'.

Воздушные ванны необходимо проводить осторожно; продолжительность их вначале не должна превышать 2 — 3 мин. Постепенно время увеличивают и для детей до 6-месячного возраста доводят до 15 мин, а для детей б — 12 месяцев — до 20 — 25 мин. Процедуру можно повторять 2 раза в день. Ослабленным детям или не привыкшим к прохладному воздуху обнажать тело надо постепенно: сначала руки и ноги, затем до пояса и, наконец, оставлять малыша совсем раздетым. В летнее время воздушные ванны лучше проводить на открытом воздухе под навесом или в тени деревьев, где рассеянный солнечный свет богат ультрафиолетовыми лучами.

Очень полезно закаливание водой. Делают это с помощью гигиенических ванн, умывания, обмывания стоп, а также обтираний и обливаний. К закаливанию водой приступают постепенно и осторожно. С 3 — 4-месячного возраста можно применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходимо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя полторы-две недели можно переходить к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом. Можно проводить обтирания, добавив на 1 стакан воды 1 чайную ложку соли или столовую ложку морской соли. Делают обтирания обычно после утреннего сна ребенка. Продолжительность их 5 — б мин. Температура воды должна быть вначале 32 — 33', затем постепенно, с интервалом в 5— 7 дней, температуру воды снижают на 1' и доводят ее до 30'.

Гигиеническую ванну не следует делать горячей.

Температура воды для детей до 6-месячного возраста должна быть 36,5 — 37,5', а для более старших детей — 36'. После такой ванны полезно облить ребенка водой, температура которой на 1 — 2' ниже температуры воды ванны. С течением времени температуру воды для обливания снижают еще на 2 — 3'.

Начиная с 10 — 11-месячного возраста утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка надо умывать прохлад. ной водой (температура которой не ниже 18 — 20').

Детям очень полезны прогулки.

Приучать к холодному воздуху следует постепенно, начиная с «прогулок» в комнате с открытым окном, полезен сон на свежем воздухе. Закаливание надо стараться проводить так, чтобы оно вызывало у ребенка хорошее, радостное настроение. Процедура выполняется не правильно, если во время нее малыш беспокоен, плачет.

Закаливание полезно всем детям, особенно ослабленным, для которых выбирать вид закаливания следует только по совету врача, постепенно и осторожно увеличивая дозировку назначенной процедуры.

Закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышенной возбудимости (раздражительность, нарушение сна, повышенная плаксивость и отказ от груди и др.).

Гимнастика для детей

С конца 1-го месяца жизни ребенку полезно делать массаж, а со 2-го месяца — гимнастику, но предварительно надо обязательно показать ребенка врачу и согласовать с ним введение этой процедуры. Массаж проводят ежедневно, всегда в одно и то же время, через 30 мин после еды. Продолжительность занятий 5 — 12 мин. Каждый прием повторяют от 4 до 6 раз.

Детям в возрасте от полутора до трех месяцев можно рекомендовать следующий комплекс упражнений, который состоит из приемов массажа (поглаживания) и активных движений, основанных на безусловных рефлексах: массаж рук (1), массаж ног (2), выкладывание на живот, массаж спины (3), массаж живота (4,5), упражнения для стоп (б, 7), разгибание позвоночника в положении на боку (8).

При массаже поглаживающие движения рук должны быть легкими, плавными

И направлены от периферии к центру. Например, массаж рук проводят от кисти ребенка к плечу по внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча; поглаживание ног — от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку снаружи и снизу и избегая резких движений в области коленного сустава.

К возрасту 3 — 4 месяца уменьшается физиологическое напряжение мышц-сгибателей. Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие, поэтому в комплекс занятий постепенно вводят пассивные движения. Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев включает массаж рук, отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (9), массаж ног (как и в предыдущем комплексе) (10, 11), поворот со спины на живот при поддержке за руку; массаж спины, отклонение головы назад при положении на животе на весу (12), массаж живота (тот же, что и в предыдущем комплексе), сгибание и разгибание рук.

В комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев вводят в большом количестве как пассивные, так и активные движения. Они направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук. Ребенка часто выкладывают на живот на жесткую поверхность.

Комплекс составляют такие упражнения: отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, массаж живота, «скользящие шаги» (13), поворот со спины на живот при поддерживании за ноги (14), массаж спины, «парение» в положении на спине (15), сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (16),  приподнимание верхней части тела из положения на спине (17).

Детям в возрасте от 6 до 10 месяцев в комплекс занятий вводят более сложные упражнения. Большое внимание уделяют упражнениям, способствующим развитию ползания (упражнения для мышц туловища и ног, костносвязочного аппарата). Это, в свою очередь, подготавливает малыша к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия и искривления позвоночника. Упражнения включают охватывающие движения руками, «скользящие» шаги, массаж живота, поворот со спины на живот вправо (за ноги), массаж спины, присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки (18), круговые движения руками, поворот со спины на живот влево, приподнимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки (19), ползание (20) .

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев состоит в следующем: сгибание и разгибание рук, «скользящие» шаги, круговые движения руками с кольцами (21), поворот со спины на живот в ту и другую сторону, массаж спины, наклон туловища и выпрямление (22), массаж живота, поднятие выпрямленных ног до палочки или кольца (23), самостоятельное присаживание с фиксацией ног (24), повороты в стороны из положения лежа (25), напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослого (26, 27), приседание, поддерживая ребенка за руки (28).

Комната, где занимаются с ребенком, должна быть хорошо проветрена, а температура в ней — не ниже 19 — 20'. Летом лучше проводить занятия на воздухе в тени при температуре 20 — 22'. Для гимнастики стол покрывают сложенным вчетверо байковым одеялом, а сверху клеенкой и пеленкой. Матери или отцу необходимо предварительно тщательно вымыть и согреть руки, снять кольца, часы — все то, что может поцарапать кожу ребенка. Делая упражнения, ласково разговаривайте с малышом или напевайте ему. Массаж и гимнастику всегда проводите после воздушных ванн. Итак, ребенку исполнился год. Он подрос, уже самостоятельно ходит, умеет приседать и подниматься без опоры, лепечет и говорит 10 — 15 простых слов.

Умеет сосредоточенно слушать и смотреть, активно и подолгу играет.

Какое счастье видеть такого малыша! Но вы прекрасно понимаете, что начатое дело воспитания потребует в дальнейшем новых усилий, окажется трудным и сложным, не все будет протекать гладко и легко


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3558. Адміністративне право 121.5 KB
  Вступ до адміністративного права. Адміністративне право — це одна з профільних, фундаментальних галузей правової системи України. Адміністративне право визначається як сукупність юридичних норм та правових інститутів, призначених для ре...
3559. Ремонт машин і обладнання підприємств виробництва будівельних матеріалів 304 KB
  Метою курсового проекту по ремонту механічного устаткування є привити студентам навички рішення інженерних питань ремонту, економічних обґрунтувань і планування різних видів ремонту та складання необхідної документації.
3560. Изучение внешнего фотоэффекта 67.5 KB
  Цель работы: изучение внешнего фотоэффекта. Задача: определение световой и вольт-амперной характеристики фотоэлемента. Техника безопасности: напряжение 220 В подается от сети на трансформатор и выпрямитель, поэтому соответствующие токоведущие...
3561. Фінансовий контроль як різновид публічного контролю 80.12 KB
  Фінансовий контроль як різновид публічного контролю 1. Методологічні та теоретичні основи дослідження проблеми фінансового контролю: постановка проблеми. 2. Фінансовий контроль як особливий вид публічного контролю. 3. Поняття та правова природа фінан...
3562. Сучасна українська літературна мова 198.5 KB
  Лекція 1 Українська мова: походження, розвиток і функціонування План Предмет та завдання курсу «Українська мова (за професійним спрямуванням)». Мова і мовлення. Функції мови. Походження та основні етапи розвитку української мови. Літературна мова....
3563. Адвокатура в Україні 244 KB
  Адвокатура в Україні 1. Право громадян на кваліфіковану юридичну допомогу Важливим кроком у створенні таких умов є Закон «Про адвокатуру», ухвалений Верховною Радою України 19 грудня 1992 р. Він проголошує, що адвокатура України здійснює свою діяльн...
3564. Загальне поняття алгоритму. Алгоритмічні мови 84 KB
  Загальне поняття алгоритму. Алгоритмічні мови. У старому трактуванні алгоритм — це точний набір інструкцій, що описують послідовність дій виконавця для досягнення результату рішення задачі за кінцевий час. У міру розвитку паралельності в роботі...
3565. Послідовність рішення задачі по розробці програми 78 KB
  Послідовність рішення задачі по розробці програми Послідовність рішення задачі по розробці програм складається з наступних етапів: Формулювання задачі в термінах деякої прикладної області знань, Формалізація задачі, побудова математичної та інформац...
3566. Основні визначення. Приклади алгоритмів 122 KB
  Основні визначення. Приклади алгоритмів Аналіз (від др. греч. «розкладання, розчленовування») — операція уявного або реального розчленовування цілого (речі, властивості, процесу або відношення між предметами) на складові частини, виконуван...