6309

Механизм административно-правового регулирования

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Механизм административно-правового регулирования. Понятие, сущность, структура механизма административно-правового регулирования Механизм административно-правового регулирования (МАПР) - упорядоченная по стадиям регулирования совокупность админис...

Русский

2012-12-31

164 KB

19 чел.

Механизм административно-правового регулирования.

1. Понятие, сущность, структура механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования (МАПР) - упорядоченная по стадиям регулирования совокупность административно-правовых средств воздействия на общественные отношения в административно-правовой сфере.

Элементы МАПР

 

  1.  Принципы административного права.

Принципы административного права – это руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

 

  1.  Понятие, отличительные особенности и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма  - это общеобязательное структурно-определенное правило поведения, установленное, или признанное государством, регулирующее общественные отношения в административно-правовой сфере.

 

Виды административно-правовых норм

п/п

Критерии классификации

Виды

1.

По предмету правового регулирования

Материальные

Процессуальные

2.

По функциям

Регулятивные

Охранительные

Специальные

3.

По методу правового регулирования

Диспозитивные

Императивные

4.

По содержанию предписания

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

5.

По действию в пространстве

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Локальные

6.

По сроку действия

Постоянные

Срочные

7.

По юридической силе

Нормы законов

Нормы подзаконных актов

8.

По характеру юридической защиты

Охраняемые в судебном порядке

Охраняемые во внесудебном (административном) порядке

  1.  Структура административно-правовых норм

 

Виды гипотез, диспозиций, санкций:

п/п

Критерии классификации

Виды

1.

По  степени определенности

Абсолютно определенные

Относительно определенные

2.

По степени сложности

Простые

Сложные

  1.  Толкование норм АП.

Толкование административно-правовых норм – это деятельность административно-публичных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан по установлению действительного содержания административно-правовой нормы.

Элементы толкования норм административного права

 

Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы .

 

Виды толкования административно-правовых норм

 

 

 

 

 

  1.  Применение норм АП. Акты применения административно-правовых норм.

Применение административно-правовых норм – это государственно-властная деятельность органов и их должностных лиц по конкретизации административно-правовых норм при разрешении индивидуальных дел  с вынесением актов применения права.

 

Акты применения норм административного права – индивидуально-правовые акты, издаваемые административно-публичными органами и их должностными лицами при разрешении конкретной ситуации.

 

Структура акта применения административно-правовых норм – разделение акта на установленные части, имеющие самостоятельное юридическое значение.

 

  1.  Административно-правовые отношения: понятие, отличительные особенности, структура.

Административно-правовые отношения – урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в административно-правовой сфере.

 

Структура административно-правовых отношений – совокупность элементов административно-правовых отношений, имеющих самостоятельное юридическое значение.

 

  1.  Виды административно-правовых отношений.

п/п

Критерии классификации

Виды

1.

По предмету правового регулирования

Материальные

Процессуальные

2.

По функциям

Регулятивные

Охранительные

3.

По методу правового регулирования

Диспозитивные

Императивные

4.

По содержанию предписания

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

5.

По характеру юридических фактов

Порождаемые правомерными фактами

Порождаемые неправомерными фактами

Порождаемые событиями

6.

По характеру связей участников

Вертикальные

Горизонтальные

7.

По характеру юридической защиты

Охраняемые в судебном порядке

Охраняемые во внесудебном (административном) порядке

8.

По субъективному составу

Между административно-публичными органами

Между административно-публичными органами и гражданами, организациями

Между гражданами и организациями

Т.д.

  1.  Юридические факты в административно праве: понятие, особенности, виды.

Юридический факт в административном праве – конкретные социальные обстоятельства, с которыми административно-правовые нормы связывают возникновение, изменения и прекращение административно-правовых отношений.

Виды юридических фактов:

п/п

Критерии классификации

Виды

1.

По форме

Положительные (позитивные)

Отрицательные (негативные)

2.

По соответствию нормам права

Правомерные

Неправомерные

3.

По длительности правового явления

Одномоментные

Длящиеся

4.

По юридическому значению

События (абсолютные и относительные)

Действия (акты и поступки)

5.

По правовым последствиям

Правообразующие

Правоизменяющие

Правопрекращающие

6.

По степени сложности

Простые

Сложные

7.

По форме юридического закрепления

Оформленные

Неоформленные

8.

По отношению к существу правоотношения

Главные

Подчиненные

9.

По способу формирования

Первичные

Производные

  1.  Реализация норм административного права: понятие и формы.

Реализация  норм административного права – воплощение предписаний административно-правовых норм в поведении субъектов административного права.

Формы реализации административно-правовых норм

п/п

Критерии классификации

Виды

1.

По содержанию реализуемых предписаний

Использование – реализация субъектом административного права управомочивающих административно-правовых норм

Исполнение – реализация субъектом административного права обязывающих предписаний административно-правовых норм

Соблюдение - реализация субъектом административного права запрещающих административно-правовых норм

Применение – реализация административнопубличным органом или его должностным лицом полномочий по конкретизации норм административного права – решению индивидуальных правовых дел

2.

По способу внешнего выражения

Активная – путем совершения предписываемых действий

Пассивная – путем воздержания от совершения запрещенных действий

3.

По субъективному составу

Индивидуальная

Коллективная

4.

По методу правового воздействия

Добровольная

Принудительная (под воздействием административного принуждения)

5.

По характеру правовых связей

Общая (в типовых обстоятельствах)

Конкретная (в индивидуальных обстоятельствах)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66109. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 181 KB
  Вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему нежели проблема защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время граждане Российской Федерации часто обращаются в международные судебные правозащитные органы подавая жалобы на нарушения...
66110. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 154.5 KB
  Когда власти некоторых субъектов Федерации игнорируют ее требования и законные интересы она Федерация вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного экономического и правового единства страны то есть к мерам федерального вмешательства.
66111. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОИНСПЕКЦИИ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДОВ РОССИИ 50.5 KB
  Под благоустройством городов традиционно понимается создание и улучшение условий способствующих безопасной и комфортной жизни жителей и гостей города. В период распутицы весной и осенью по данным областной газеты Красное Знамя большинство улиц города были...
66112. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 64.5 KB
  Право собственности наиболее широкое и устойчивое вещное право. Поэтому одна из важнейших задач правовой системы охрана и защита существующих отношений собственности. Однако одной защиты отношений собственности явно недостаточно. Мозолина который выделяет еще два элемента правовых гарантий относящихся к собственности...
66113. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 80 KB
  Политика реализуется в рамках политической системы и через политическую систему. Так предметами ведения государственной политики в области образования и науки выступают организации составляющие образовательную систему и научные организации...
66114. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ 75.5 KB
  В правительственных источниках в частности в постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации о необходимости улучшения инвестиционного климата и расширения объемов привлекаемых иностранных инвестиций называются более весомые...
66115. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 88 KB
  Научные представления о природе, структуре и содержании конфликтов в правовой сфере прошли сложный эволюционный путь. При этом основным, несомненно, был вопрос о соотношении категорий правового и социального, с одной стороны...
66116. МЕСТО И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 105.5 KB
  Одно из наиболее значимых последствий реализации либеральной концепции государства идея гражданского общества основанная на представлениях о естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав.
66117. ЕЩЕ РАЗ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 101 KB
  Считается что человек это разумное животное. Это означает по мнению Мигеля де Унамуно что суть всякого человека в этом самом усилии продолжать существовать в стремлении не умирать. Более всего от этого пострадали психология и криминология позитивистский анализ заслонил...