63092

Греческая вазопись

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Научить отличать типы древнегреческих ваз виды и стили вазописи; Развивать умение анализировать предметы искусства; Воспитывать мотивацию к учебной деятельности Продолжительность урока: 45 минут...

Русский

2014-06-16

311.69 KB

10 чел.

Открытый интегрированный урок по истории искусства

тема: «Греческая вазопись»

Цель: Познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегреческих гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи.

Задачи:

  1.  Научить отличать типы древнегреческих ваз, виды и стили вазописи;
  2.  Развивать умение анализировать предметы искусства;
  3.  Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Греческая вазопись». Раздаточный материал: таблица с видами древнегреческих ваз.

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Эпиграф к уроку:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

С рисунком рассказом…

План – конспект  урока:

  1.  Организация урока (5 мин.)
  2.  Приветствие
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку
  4.  Сообщение темы урока (1 мин)
  5.  Введение в тему (6 мин)

Звучит «Сиртаки», на экране сменяются слайды с изображениями древнегреческих ваз

- Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах…

Во время просмотра учащимся предлагается внимательно всмотреться в них и подумать, чем они отличаются друг от друга.

Преподаватель (зачитывает эпиграф),

- Сейчас вы совершили короткую экскурсию в мир прекрасной античной керамики. Какие особенности, отличия в этих вазах вы заметили?

Обучающиеся: Вазы разных форм, размеров, различные росписи, цвет

Преподаватель: Правильно, ведь предназначение у каждой вазы было свое. Давайте теперь по порядку разберемся в этих особенностях.

  1.  Рассказ «Об изменении стилей вазописи» (25 мин.)

А начнем мы с типов ваз, их существует большое количество, но сегодня мы познакомимся с основными (слайды 15 - 21)

Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Но другие ключи для ответа на данный вопрос они все же оставляли. Возможно, самый важный из подобных признаков - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики.

Можно выделить четыре крупные эпохи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с десятого по восьмой век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников. (слайды 22-25)

Следующая эпоха в качестве примера стилевого разнообразия представлена изображениями животных, а затем они окончательно вытеснили геометрические фигуры, использовавшиеся в качестве основного декоративного элемента. Поскольку некоторые из изображенных экзотических зверей - представители фауны Востока, то эта эпоха соответственно стилю вазописи известна как «восточный период».

(слайды 26-27)

Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали. Одним из блестящих мастеров чернофигурной росписи был выдающийся афинский художник шестого века Эксекий. Познакомьтесь с его работой «Ахилл и Аякс за игрой в кости». (слайды 28-30)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.(слайды 31 - 35)

  1.  Актуализация опорных знаний (3 мин)

Все известные нам сведения о рисунках античного времени, в том числе и на вазах, говорят о том, что характер рисунка существенно изменился по сравнению с предшествующими эпохами. С его помощью художники учились теперь овладению натурой; это было необходимо для жизненно верного изображения человека и окружающего мира, передачи «естественной связи вещей». Жизненность фигур, разнообразие сюжетов, множество бытовых деталей сочетаются в греческой вазописи с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения. Росписи греческих ваз, чаш очень живые, выразительные: достоверно изображены крепкие, плотные тела в активном движении, передан объем; исполнены рисунки широкими, свободными линиями и пятнами. (слайд 36)

  1.  Итог урока (Мини-викторина с показом слайдов) (5 мин.)

- Какие стили греческой вазописи вам известны?

- определите стиль вазописи на сосудах, представленных на рисунках.

Домашнее задание: оформить в тетради информацию о греческой вазописи.

МКОУ ДОД «Студенокская детская школа искусств»

ОТКРЫТЫЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(ИСТОРИЯ ИСКУССТВА, КОМПОЗИЦИЯ)

на тему «Древнегреческая вазопись»

подготовила и провела преподаватель художественного отделения МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80220. Рене Декарт 92 KB
  Декарт заложил основы аналитической геометрии дал понятия переменной величины и функции ввел многие алгебраические обозначения. Автор теории объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи вихри Декарта. Декарт ввел представление о рефлексе дуга Декарта.
80221. ВОЛЬФ ХРИСТИАН (1679-1754) 28 KB
  начал с теологии затем перешел к философии и математике. Халле где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке что в те времена было большой редкостью не случайно считается что именно В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии.
80222. Проблемы личности в социологии 80 KB
  Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
80223. Социальные нормы и отклонения 88.5 KB
  В социологии отклоняющееся поведение называют девиантным. Этот термин употребляется в отечественной социологии в двух основных смыслах – широком и узком. В широком смысле термин девиантность означает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, и кончая самыми серьезными, вплоть до убийства.
80224. Культура общества 49.5 KB
  Один из вариантов определения культуры может быть таким: культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения
80225. Концепция стратификации общества 85 KB
  Полагая что Маркс чересчур упростил картину стратификации Вебер утверждал что в обществе существуют и другие линии раздела которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения и предложил многомерный подход к стратификации выделив три измерения: класс экономическое положение статус престиж и партию власть. Престиж – авторитет Влияние уважение в обществе степень которых соответствует определенному социальному статусу. Поэтому один из самых эффективных методов показа благосостояния – большие затраты на...
80226. Социальный статус 41.5 KB
  Социальная мобильность В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня слоя на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности а социальная стратификация – структурированную систему неравенства социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида которое вызывает повышение или понижение его социального...
80227. Технология создания видеофильма. Линейный и нелинейный монтаж 60 KB
  Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того который будет виден на экране после монтажа фильма этот кадр называют монтажным. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма отсюдато название: план монтажа фильма. она является лишь элементом упорядочивающим готовый но еще сырой материал раньше всего в процессе монтажа фильма. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве а фильм должен быть кратким лаконичным лемким по...
80228. Аудио форматы на DVD 405.5 KB
  Аудио мир захвачен CD благодаря их высокой практичности и низкой цене а видео переходит от VHS кассет на DVD. Но музыкальная индустрия и DVD Forum предпочитают универсальный формат они желают продавать наши любимые альбомы на DVD так и появился формат DVD аудио. С технической точки зрения DVD имеет больший объем чем CD.