63092

Греческая вазопись

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Научить отличать типы древнегреческих ваз виды и стили вазописи; Развивать умение анализировать предметы искусства; Воспитывать мотивацию к учебной деятельности Продолжительность урока: 45 минут...

Русский

2014-06-16

311.69 KB

10 чел.

Открытый интегрированный урок по истории искусства

тема: «Греческая вазопись»

Цель: Познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегреческих гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи.

Задачи:

  1.  Научить отличать типы древнегреческих ваз, виды и стили вазописи;
  2.  Развивать умение анализировать предметы искусства;
  3.  Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Греческая вазопись». Раздаточный материал: таблица с видами древнегреческих ваз.

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Эпиграф к уроку:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

С рисунком рассказом…

План – конспект  урока:

  1.  Организация урока (5 мин.)
  2.  Приветствие
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку
  4.  Сообщение темы урока (1 мин)
  5.  Введение в тему (6 мин)

Звучит «Сиртаки», на экране сменяются слайды с изображениями древнегреческих ваз

- Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах…

Во время просмотра учащимся предлагается внимательно всмотреться в них и подумать, чем они отличаются друг от друга.

Преподаватель (зачитывает эпиграф),

- Сейчас вы совершили короткую экскурсию в мир прекрасной античной керамики. Какие особенности, отличия в этих вазах вы заметили?

Обучающиеся: Вазы разных форм, размеров, различные росписи, цвет

Преподаватель: Правильно, ведь предназначение у каждой вазы было свое. Давайте теперь по порядку разберемся в этих особенностях.

  1.  Рассказ «Об изменении стилей вазописи» (25 мин.)

А начнем мы с типов ваз, их существует большое количество, но сегодня мы познакомимся с основными (слайды 15 - 21)

Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Но другие ключи для ответа на данный вопрос они все же оставляли. Возможно, самый важный из подобных признаков - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики.

Можно выделить четыре крупные эпохи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с десятого по восьмой век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников. (слайды 22-25)

Следующая эпоха в качестве примера стилевого разнообразия представлена изображениями животных, а затем они окончательно вытеснили геометрические фигуры, использовавшиеся в качестве основного декоративного элемента. Поскольку некоторые из изображенных экзотических зверей - представители фауны Востока, то эта эпоха соответственно стилю вазописи известна как «восточный период».

(слайды 26-27)

Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали. Одним из блестящих мастеров чернофигурной росписи был выдающийся афинский художник шестого века Эксекий. Познакомьтесь с его работой «Ахилл и Аякс за игрой в кости». (слайды 28-30)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.(слайды 31 - 35)

  1.  Актуализация опорных знаний (3 мин)

Все известные нам сведения о рисунках античного времени, в том числе и на вазах, говорят о том, что характер рисунка существенно изменился по сравнению с предшествующими эпохами. С его помощью художники учились теперь овладению натурой; это было необходимо для жизненно верного изображения человека и окружающего мира, передачи «естественной связи вещей». Жизненность фигур, разнообразие сюжетов, множество бытовых деталей сочетаются в греческой вазописи с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения. Росписи греческих ваз, чаш очень живые, выразительные: достоверно изображены крепкие, плотные тела в активном движении, передан объем; исполнены рисунки широкими, свободными линиями и пятнами. (слайд 36)

  1.  Итог урока (Мини-викторина с показом слайдов) (5 мин.)

- Какие стили греческой вазописи вам известны?

- определите стиль вазописи на сосудах, представленных на рисунках.

Домашнее задание: оформить в тетради информацию о греческой вазописи.

МКОУ ДОД «Студенокская детская школа искусств»

ОТКРЫТЫЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(ИСТОРИЯ ИСКУССТВА, КОМПОЗИЦИЯ)

на тему «Древнегреческая вазопись»

подготовила и провела преподаватель художественного отделения МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75752. Средства индивидуальной защиты при обслуживании потребителей электрической энергии 12.54 KB
  Средства индивидуальной защиты при обслуживании потребителей электрической энергии. Электротехническими средствами индивидуальной защиты называют приборы аппараты приспособления и устройства служащие для защиты персонала от поражения электрическим током воздействия электромагнитного поля ожогов электрической дугой. Основными называют такие средства защиты изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок. Основными средствами индивидуальной защиты служат: а в установках 1000 В и ниже клещи токоизмерительные...
75753. Организация пожарной охраны в городах, промышленности и сельской местности 17.31 KB
  Организация пожарной охраны в городах промышленности и сельской местности. Рекомендации основываются на Федеральном законе О пожарной безопасности постановлениях Правительства Российской Федерации принятых во исполнение Федерального закона О пожарной безопасности соглашениях о взаимодействии между МВД России и федеральными органами службами а также министерствами ведомствами и департаментами. При организации пожаротушения в сельской местности следует также руководствоваться другими утвержденными в установленном порядке нормативными...
75754. Химический процесс горения. Факторы, обеспечивающие процесс горения. Основные принципы тушения возгораний 14.17 KB
  Химический процесс горения. Факторы обеспечивающие процесс горения. Для протекания процесса горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества окислителя и источника зажигания. Полное – при избытке кислорода продукты горения не способны к дальнейшему окислению.
75755. Понятие о температуре воспламенения и вспышки. Самовозгорание 11.59 KB
  Температура самовоспламенения – минимальная температура вещества или материала при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций заканчивающихся пламенным горением. Используются также понятия температура воспламенения температура вспышки. Последняя используется для характеристики всех горючих жидкостей по пожарной опасности и делятся на легковоспламеняющиеся – температура до 610С бензин ацетон и т. Температура воспламенения используется для характеристик пыли.
75756. Классификация горючих жидкостей по температуре вспышки 12.31 KB
  Несгораемые материалы которые при воздействии огня или высокой температуры не воспламеняются не тлеют и не обугливаются. К несгораемым относятся все неорганические строительные материалы: бетон железобетон газобетон металл стекло асбест кирпич природные камни цемент известь. Трудносгораемые материалы которые при воздействии огня или высокой температуры с трудом воспламеняются тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть при наличии источника огня. К этой группе относят: смешанные строительные материалы органического и...
75757. Понятие о взрыве паров и газов. Степень взрывоопасности газовоздушной смеси 13.99 KB
  Степень взрывоопасности газовоздушной смеси. Взрывоопасную среду могут образовать смеси веществ газов паров пылей с воздухом и другими окислителями кислород озон. Газовоздушные смеси могут воспламеняться взрываться только тогда когда содержание газа в смеси находится в определенных для каждого газа пределах. Нижний предел соответствует минимальному а верхний максимальному количеству газа в смеси при котором происходят их воспламенение при зажигании и самопроизвольное без притока тепла извне распространение пламени...
75758. Характеристика производственных помещений по степени пожарной опасности 13.33 KB
  Все помещения и здания подразделяются на 5 категорий. Б помещения где осуществляются технологические процессы с использованием ЛВЖ с температурой вспышки свыше 28 С способные образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси. В помещения и здания где обращаются технологические процессы с использованием горючих и трудногорючих жидкостей твердых горючих веществ которые при взаимодействии друг с другом или кислородом воздуха способны только гореть. Г помещения и здания где обращаются технологические процессы с использованием негорючих...
75759. Пожарная сигнализация, ее виды 12.36 KB
  Пожарная связь и сигнализация играют важную роль в мероприятиях для предупреждения пожаров способствуют своевременному их обнаружению и вызову пожарных подразделений к месту возникшего пожара а также обеспечивают управление и оперативное руководство работами на пожаре. Пожарную связь можно подразделить на связь извещения своевременный прием вызовов на пожары диспетчерскую связь управление силами и средствами для тушения пожаров и связь на пожаре руководство пожарными подразделениями. Наиболее надежное и быстродействующее средство...
75760. Понятие системы «Человек-среда обитания» 14.32 KB
  Человеку эти потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище воде воздухе солнечной энергии информации об окружающей среде и т. В то же время человек в жизненное пространство выделяет потоки механической и интеллектуальной энергии потоки масс в виде отходов биологического процесса потоки тепловой энергии и др. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере потоки абиотических веществ воздух вода...