63092

Греческая вазопись

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Научить отличать типы древнегреческих ваз виды и стили вазописи; Развивать умение анализировать предметы искусства; Воспитывать мотивацию к учебной деятельности Продолжительность урока: 45 минут...

Русский

2014-06-16

311.69 KB

11 чел.

Открытый интегрированный урок по истории искусства

тема: «Греческая вазопись»

Цель: Познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегреческих гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи.

Задачи:

  1.  Научить отличать типы древнегреческих ваз, виды и стили вазописи;
  2.  Развивать умение анализировать предметы искусства;
  3.  Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Греческая вазопись». Раздаточный материал: таблица с видами древнегреческих ваз.

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Эпиграф к уроку:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

С рисунком рассказом…

План – конспект  урока:

  1.  Организация урока (5 мин.)
  2.  Приветствие
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку
  4.  Сообщение темы урока (1 мин)
  5.  Введение в тему (6 мин)

Звучит «Сиртаки», на экране сменяются слайды с изображениями древнегреческих ваз

- Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах…

Во время просмотра учащимся предлагается внимательно всмотреться в них и подумать, чем они отличаются друг от друга.

Преподаватель (зачитывает эпиграф),

- Сейчас вы совершили короткую экскурсию в мир прекрасной античной керамики. Какие особенности, отличия в этих вазах вы заметили?

Обучающиеся: Вазы разных форм, размеров, различные росписи, цвет

Преподаватель: Правильно, ведь предназначение у каждой вазы было свое. Давайте теперь по порядку разберемся в этих особенностях.

  1.  Рассказ «Об изменении стилей вазописи» (25 мин.)

А начнем мы с типов ваз, их существует большое количество, но сегодня мы познакомимся с основными (слайды 15 - 21)

Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Но другие ключи для ответа на данный вопрос они все же оставляли. Возможно, самый важный из подобных признаков - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики.

Можно выделить четыре крупные эпохи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с десятого по восьмой век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников. (слайды 22-25)

Следующая эпоха в качестве примера стилевого разнообразия представлена изображениями животных, а затем они окончательно вытеснили геометрические фигуры, использовавшиеся в качестве основного декоративного элемента. Поскольку некоторые из изображенных экзотических зверей - представители фауны Востока, то эта эпоха соответственно стилю вазописи известна как «восточный период».

(слайды 26-27)

Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали. Одним из блестящих мастеров чернофигурной росписи был выдающийся афинский художник шестого века Эксекий. Познакомьтесь с его работой «Ахилл и Аякс за игрой в кости». (слайды 28-30)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.(слайды 31 - 35)

  1.  Актуализация опорных знаний (3 мин)

Все известные нам сведения о рисунках античного времени, в том числе и на вазах, говорят о том, что характер рисунка существенно изменился по сравнению с предшествующими эпохами. С его помощью художники учились теперь овладению натурой; это было необходимо для жизненно верного изображения человека и окружающего мира, передачи «естественной связи вещей». Жизненность фигур, разнообразие сюжетов, множество бытовых деталей сочетаются в греческой вазописи с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения. Росписи греческих ваз, чаш очень живые, выразительные: достоверно изображены крепкие, плотные тела в активном движении, передан объем; исполнены рисунки широкими, свободными линиями и пятнами. (слайд 36)

  1.  Итог урока (Мини-викторина с показом слайдов) (5 мин.)

- Какие стили греческой вазописи вам известны?

- определите стиль вазописи на сосудах, представленных на рисунках.

Домашнее задание: оформить в тетради информацию о греческой вазописи.

МКОУ ДОД «Студенокская детская школа искусств»

ОТКРЫТЫЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(ИСТОРИЯ ИСКУССТВА, КОМПОЗИЦИЯ)

на тему «Древнегреческая вазопись»

подготовила и провела преподаватель художественного отделения МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2316. Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом 3.51 MB
  Ориентировочная вместимость ковша определяется по формуле. Определим расстояние от оси поворота стрелы до уровня расположения. Копание без поворота и с поворотом ковша. Расчет на прочность элементов рабочего оборудования.
2317. Виділення басейна ріки. Визначення морфометричних показників ріки 796.3 KB
  Мета: сформувати навички по визначенню річкового басейну, основних морфометричних характеристик ріки та басейну. Завдання: виділення за топокартою басейну ріки, підрахування основних морфометричних характеристик водотоків і головної ріки.
2318. Культурологія. Курс лекцій 448.3 KB
  Сучасність як доба перехідності. Цивілізація XX століття й проблема людини. Давньокитайська духовна культура. Вино в системі античної культури. Духівництво в системі культури середньовіччя. Походження трагедії і комедії. Ренесанс як художній тип культури. Особливості культурного розвитку.
2319. Психологія та педагогіка. Конспект лекцій 1.23 MB
  Природа психіки і предмет психологічної науки. Емоційно-вольова характеристика людини. Періодизація психічного розвитку особистості. Дидактика як галузь педагогіки. Національно-патріотичне виховання української молоді. Вища освіта України і Болонський процес. Виховання і свобода людини.
2320. Аналіз солоності вод світового океану 790.9 KB
  Мета: встановити особливості хімічного складу океанської води, її солоності та закономірності розподілу солоності у Світовому океані. Завдання: ознайовитися з відмінностями у хімічному складі річкової та океанської води, визначити вплив солоності на замерзання води, дати просторовий і генетичний аналіз розподілу солоності по поверхні океану та з глибиною.
2321. Понятие и структура теории управления и власти 1.5 MB
  Деятельность человека и потребность в управлении. Содержание понятия управление. Содержание понятия теория управления и ее основные категории. Структура теории управления. Проведение экспертиз деятельности органов власти. Изучение статистических показателей деятельности органов власти.
2322. Токоприемник и штангоуловитель 586.15 KB
  Общая характеристика троллейбусов. Организация технического обслуживания и ремонта машин. Основная задача городского пассажирского транспорта заключается в бесперебойном обеспечении трудовых, деловых и культурно-бытовых поездок населения. Массовые перевозки в Минске осуществляют метрополитен, трамвай, автобусы и троллейбусы.
2323. Double pipe heat exchangers 319.5 KB
  The double pipe heat exchangers are quite simple exchangers for analysing. There are two possibilities: the use of a counter flow or parallel flow. In figure 1.2 we can see the development of the temperatures.
2324. Становление производящего хозяйства 91.61 KB
  Зарождение земледелия и животноводства. Человек начинает обрабатывать медь. Распространение производящего хозяйства по всей Западной Азии, проникновение его в Европу и Африку. Малая Азия в древности. Цивилизации древней Индии и Ирана.