63092

Греческая вазопись

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Научить отличать типы древнегреческих ваз виды и стили вазописи; Развивать умение анализировать предметы искусства; Воспитывать мотивацию к учебной деятельности Продолжительность урока: 45 минут...

Русский

2014-06-16

311.69 KB

11 чел.

Открытый интегрированный урок по истории искусства

тема: «Греческая вазопись»

Цель: Познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегреческих гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи.

Задачи:

  1.  Научить отличать типы древнегреческих ваз, виды и стили вазописи;
  2.  Развивать умение анализировать предметы искусства;
  3.  Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Греческая вазопись». Раздаточный материал: таблица с видами древнегреческих ваз.

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Эпиграф к уроку:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза –

С рисунком рассказом…

План – конспект  урока:

  1.  Организация урока (5 мин.)
  2.  Приветствие
  3.  Проверка готовности учащихся к уроку
  4.  Сообщение темы урока (1 мин)
  5.  Введение в тему (6 мин)

Звучит «Сиртаки», на экране сменяются слайды с изображениями древнегреческих ваз

- Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах…

Во время просмотра учащимся предлагается внимательно всмотреться в них и подумать, чем они отличаются друг от друга.

Преподаватель (зачитывает эпиграф),

- Сейчас вы совершили короткую экскурсию в мир прекрасной античной керамики. Какие особенности, отличия в этих вазах вы заметили?

Обучающиеся: Вазы разных форм, размеров, различные росписи, цвет

Преподаватель: Правильно, ведь предназначение у каждой вазы было свое. Давайте теперь по порядку разберемся в этих особенностях.

  1.  Рассказ «Об изменении стилей вазописи» (25 мин.)

А начнем мы с типов ваз, их существует большое количество, но сегодня мы познакомимся с основными (слайды 15 - 21)

Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Но другие ключи для ответа на данный вопрос они все же оставляли. Возможно, самый важный из подобных признаков - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики.

Можно выделить четыре крупные эпохи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с десятого по восьмой век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников. (слайды 22-25)

Следующая эпоха в качестве примера стилевого разнообразия представлена изображениями животных, а затем они окончательно вытеснили геометрические фигуры, использовавшиеся в качестве основного декоративного элемента. Поскольку некоторые из изображенных экзотических зверей - представители фауны Востока, то эта эпоха соответственно стилю вазописи известна как «восточный период».

(слайды 26-27)

Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали. Одним из блестящих мастеров чернофигурной росписи был выдающийся афинский художник шестого века Эксекий. Познакомьтесь с его работой «Ахилл и Аякс за игрой в кости». (слайды 28-30)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.(слайды 31 - 35)

  1.  Актуализация опорных знаний (3 мин)

Все известные нам сведения о рисунках античного времени, в том числе и на вазах, говорят о том, что характер рисунка существенно изменился по сравнению с предшествующими эпохами. С его помощью художники учились теперь овладению натурой; это было необходимо для жизненно верного изображения человека и окружающего мира, передачи «естественной связи вещей». Жизненность фигур, разнообразие сюжетов, множество бытовых деталей сочетаются в греческой вазописи с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения. Росписи греческих ваз, чаш очень живые, выразительные: достоверно изображены крепкие, плотные тела в активном движении, передан объем; исполнены рисунки широкими, свободными линиями и пятнами. (слайд 36)

  1.  Итог урока (Мини-викторина с показом слайдов) (5 мин.)

- Какие стили греческой вазописи вам известны?

- определите стиль вазописи на сосудах, представленных на рисунках.

Домашнее задание: оформить в тетради информацию о греческой вазописи.

МКОУ ДОД «Студенокская детская школа искусств»

ОТКРЫТЫЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(ИСТОРИЯ ИСКУССТВА, КОМПОЗИЦИЯ)

на тему «Древнегреческая вазопись»

подготовила и провела преподаватель художественного отделения МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83018. Лікувальні можливості Трускавця і Східниці 396.5 KB
  У Трускавці успішно лікуються наступні захворювання: Урологічна патологія: хронічні запальні захворювання нирок та сечовивідних шляхів хронічний пієлонефрит та цистит в період клініко-амбулаторної ремісії без ознак вираженої ниркової недостатності і артеріальної гіпертензії...
83019. Дослідження поняття та видів джерел Фінансового права України 117 KB
  Таким чином під джерелами фінансового права України розуміється зовнішня форма виразу фінансовоправових норм які видає держава її органи та органи місцевого самоврядування або органи що визнані державою і представляють фінансові інтереси суспільства чи окремих категорій громадян.
83020. Аналіз «Кримських сонетів» у творчості А.Міцкевича 77.76 KB
  Хто хоч один раз побував у Криму той уже ніколи не забуде казкової принадності його узбережжя оповитого духмяністю темнозелених кипарисів залитого сонячним сміхом. У Криму оформилася так звана кіммерійська школа живопису представники якого створювали романтичні причорноморські пейзажі Киммерия ...
83021. Господарсько-правовий статус інвестиційних фондів в Україні 74.88 KB
  Метою роботи є визначення поняття та видів інститутів спільного інвестування аналіз правового режиму та особливостей їх господарської діяльності а також виявлення недоліків та розробка основних напрямків вдосконалення діяльності інвестиційних фондів та інвестиційних компаній на ринку цінних паперів.
83022. Кадастрове забезпечення формування об’єктів земельної власності 260.5 KB
  Земельний кадастр це методологічно облаштований реєстр даних по земельні ділянки в межах окремої території або країни в цілому який базується на зйомках меж. Згідно із Законом України Про Державний земельний кадастр державний земельний кадастр - це єдина державна геоінформаційна система...
83023. Розробка системи автоматизованого керування процесу прання пральної машини-автомат 812 KB
  Пройшло багато часу і сучасні пральні машини зовсім не схожі на ті, які були сто років тому. У автоматичних пральних машинах, що представляють сьогодні майже весь асортимент машин, наявний на ринку, усі операції з прання виконуються автоматично відповідно з численними циклами.
83024. Бухгалтерський баланс 81.77 KB
  Метою практичної частина курсової роботи є закріплення теоретичних знань при заповненні вступного балансу, складанні бухгалтерських проводок, відкриття рахунків синтетичного і аналітичного обліку, складанні оборотної відомості, а також складанні заключного балансу з використання типової форми бухгалтерської звітності.
83025. Розробка конструкції моделі жіночого демісезонного пальто та її модифікай 459 KB
  Визначення вихідних для проектування нової моделі одягу. Огляд тенденцій моди по заданому асортименту одягу. Найбільшої сили естетичне виховання досягає лише тоді коли увесь предметний світ оточуючий людину буде пронизаний красою гармонією коли культура в поведінці і одягу стане нормою.
83026. РОЗРОБКА ОПТИМАЛЬНОГО СТРАТЕГІЧНОГО ВИКОРИСТАННЯ ЛЮДСЬКОГО ПЕРСОНАЛУ 458 KB
  Провідна роль високоякісної робочої сили у забезпеченні перспектив розвитку вітчизняних підприємств обумовлює обєктивну необхідність постійного зростання кваліфікаційного рівня персоналу що відбувається шляхом безперервного розвитку працівників.