63105

Подготовка семян гороха к посеву

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву. Задачи: обучение определению всхожести семян гороха; коррекция и развитие внимания памяти речи мелкой моторики на основе выполнения заданий физминутки и практической работы...

Русский

2014-06-16

23.73 KB

9 чел.

Тема: «Подготовка семян гороха к посеву».

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву.  

Задачи:  - обучение определению всхожести семян гороха;

- коррекция и развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики на основе выполнения заданий, физминутки и практической работы;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки-задания, презентация, термины, растильня, сито, коррекционно-развивающие задания, необходимые материалы и принадлежности для практической работы.

Ход   урока.

 I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю внимательно прослушать и отгадать загадку:

1сл.

Дом зелёный тесноват -
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали, кто куда,
Круглые ребятки.         (горох)

2сл.

- Думаю, вы уже поняли, что речь на нашем сегодняшнем уроке снова пойдет о горохе.

Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем, высотой от 80 до 100см.

III. Повторение пройденного материала.

3сл.

А) Давайте вспомним строение гороха:

- Какой стебель имеет растение гороха?  (полегающий)

- Прилистник и лист - чем они отличаются друг от друга? (прилистник более крупный, имеет сложное строение, состоит из нескольких листочков)

- Что находится на концах листьев? (ветвящиеся усики) они цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

- Летом появляются душистые цветки – белые, фиолетово-красного цвета. После цветения образуются плоды.

- Как называются плоды гороха? (бобы)

- Из скольких половинок (створок) состоит боб? (из двух створок) если раскрыть створки боба, то хорошо видны зёрна (семена гороха).

- Как можно отличить недозревшие зёрна гороха от зрелого?  (недозревшие – мелкие, зелёного цвета; созревшие – твёрдые, бело-жёлтого цвета)

- Корни. На корнях мелкие клубеньки.

Работа по карточкам : каждый учащийся получает карточку с изображением растения гороха и подписывает названия частей растения. 

4сл.

Б) Особенности растения гороха (тесты- устно):

- В какое время года можно высевать горох?

А) летом

Б) зимой

В) поздней осенью

Г) ранней весной

5сл.

- При какой температуре начинают прорастать семена гороха?    

А) 4 – 6 С°  тепла

Б) 1 – 3 С°   тепла

В) 10 – 15С° тепла

6сл.

- Что образуется на корнях растения гороха?

А) плоды

Б) клубеньки

В) вирусы

Г) семена

7сл.

- Что находиться в клубеньках?

А) насекомые

Б) бактерии

В) вирусы

8сл.

В) Использование гороха: работа с таблицей.

- Для каких целей выращивают горох?  (для еды) В горохе содержится много витаминов и важного питательного вещества – белка, который необходим для здорового питания.

- Горох делится на два вида, какие? (горох делится на зерновой и овощной)

- Что готовят из зернового гороха? (пюре, каши и супы)

- Где используют овощной горох? ( консервируют – для салатов и овощных рагу)

- В каком виде используют горох, как корм для животных? (в виде силоса)

9сл.     Физминутка («Горошек»)  Горох – замечательный декоративный материал. Его можно использовать, как отдельно, так и в сочетании с разными крупами и семенами, для создания аппликаций, декоративных панно, и использовать их для украшения интерьера, а так же для поделок к 8 марта и другим праздникам. Ведь подарки, сделанные своими руками, всегда приятнее, чем готовые купленные.

А сейчас, с помощью гороха, мы немного разомнём пальчики. Каждый учащийся получает картон, кусочек пластилина, горох и одну букву, которую необходимо выложить на пластилиновую основу.  Из полученных букв учащиеся вместе составляют слово «горох».

- Итак, вы повторили, что горох – это травянистое растение. Повторили его строение, выяснили назначение гороха и время его посева – это ранняя весна. Но, прежде  чем посеять горох, его семена необходимо правильно подготовить. Именно этим мы сейчас и займёмся.

 IV. Объяснение нового материала

10сл.

- Сообщение темы и цели урока:

«Подготовка семян гороха к посеву». Вы ознакомитесь с последовательностью подготовки семян, и будете учиться определению их всхожести. Эти знания вам пригодятся в  дальнейшей самостоятельной  жизни.   

-Объяснение учителя (сопровождается показом), учебник: стр.57

Обычно семена хранят в мешках. Задолго до посева определяют всхожесть семян.  Для этого из каждого мешка берут немного семян  и отбирают из них 100 штук крупных, не повреждённых вредителями семян.                          11сл.   Отбор крупных семян проводят с помощью сита с отверстиями  7 мм. Крупные семена остаются в сите, мелкие проходят сквозь отверстия.   

Если для посева требуется небольшое количество семян (например, не для огромного поля, а  для маленькой грядки в огороде) , крупные семена отбирают вручную.

12сл.  Для отделения повреждённых вредителями семян от  неповрежденных, их погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды). Все всплывшие семена удаляют.  Опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают.

 13сл.  Затем помещают их в растильни – это дощечки с круглыми отверстиями (демонстрация растильни) для определения всхожести семян. Семена гороха раскладывают в отдельные отверстия растильни, в которых поддерживается постоянная влажность. Через 5-7 дней семена начинают прорастать (демонстрация проросших семян).  Если 10 семян из 100 не дали ростков, значит всхожесть этих семян хорошая, и после посева они дадут дружные всходы.

14сл.  Работа с таблицей «Хорошая всхожесть семян»

ВСЕГО СЕМЯН

НЕ ВЗОШЛО СЕМЯН

100

10

90

9

80

8

50

5

20

2

10

1

- А если из 10 семян не взошло 5 семян, какая всхожесть, плохая или хорошая?  (плохая)

- А из 20 – 2 ?  (хорошая)

- Из 10 – 1 ?  (хорошая)

15сл.  Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя новыми терминами «растильня» и «всхожесть» (повторное объяснение учителем значения терминов, его написание; хоровое проговаривание терминов, запись терминов в словарь).

- «растильня» (деревянная дощечка с круглыми отверстиями, используется для определения всхожести семян)

-  «всхожесть» (обозначает прорастание семян , всхожесть может быть плохой или хорошей)

16сл.   Физминутка   (комплекс общеразвивающие развивающих упражнений, гимнастика для глаз).

V. Закрепление.

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- выполнение задания в рабочей тетради: стр.18, №36

VI.  Практическая часть

17сл.

- Сегодня вы будете выполнять практическую работу по определению всхожести семян гороха. Но мы немного упростим её.  Использовать будем не растильню, а обычные блюдца, тряпочки и воду.

1) Давайте ознакомимся с этапами и последовательностью работы: (учебник стр.58, учащиеся по очереди читают вслух этапы работы, а учитель их разъясняет и демонстрирует)

- Прежде всего, перед началом работы необходимо надеть спецодежду и подготовить необходимые материалы и принадлежности для работы.

Последовательность работы:

1.Положить чистую хлопчатобумажную ткань на дно блюдца.

2.Увлажнить ткань. Вода должна немного выступать на поверхность ткани.

3.Отсчитать 10 семян гороха и аккуратно разложить их на увлажненную ткань так, чтобы они не касались друг друга.

4.Поместить блюдце в полиэтиленовый пакет, край пакета заправить под дно блюдца. Поставить блюдце в тёплое место.

5.Следить, чтобы ткань всегда была влажной, по необходимости добавлять воду.

6. Вести наблюдение за прорастанием семян в течение 7-10 дней. Записывать дни появления проростков (белых корешков).

7.Подсчитать число проросших семян и число не проросших у каждого ученика и у всех вместе. Определить всхожесть семян.

8.Проросшие семена посадить в ящики, цветочные горшки, пакеты из под молока или сока.

- Скажите, а сколько этапов работы мы сможем выполнить сегодня? (4  этапа)  

Остальные этапы мы будем выполнять на следующих уроках в течении 7-10 дней (добавлять воду, записывать дни появления проростков и только после подсчёта проросших и не проросших семян   сможем определить их всхожесть и посадить проросшие семена в ящики)

2) Практическая работа  «Определение всхожести семян гороха» (выполнение 4 этапов работы)

- Организация рабочего места (спецодежда, материалы и принадлежности)

- Повторение т/б

- Выполнение работы учащимися  (контроль учителя за качеством выполняемой работы, оказание индивидуальной помощи)

VII.   Подведение итогов урока

18сл.

Итак, сегодня на уроке вы изучили правила подготовки семян гороха к посеву и освоили последовательность определения всхожести. Давайте ещё раз уточним:

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- Сколько семян из 10 должно прорости, чтобы была хорошая всхожесть? (9семян)

- Анализ работы учащихся.

- Выставление оценок.

- Уборка рабочих мест.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64715. Финансы, финансовая система 67 KB
  Лекция посвящена рассмотрению того что включают в себя финансовые отношения как формируется финансовая система какова роль этой системы в общей социально-экономической системе государства. Сущность финансовых отношений задачи и структура финансовой системы.
64716. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 4.58 MB
  Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека...
64717. Коренные народы Ленинградской области и судьбы их языков. История местности, где был основан Санкт-Петербург 364.5 KB
  Большое оживление на водных путях Восточной Европы наблюдалось уже в VIII‒XI в. известный журналист и историк Федор Осипович Туманский посвятил характеристике финноязычных народов их языку и быту. А людей знающих водский язык вдвое меньше.
64719. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика радиационно опасных объектов 240 KB
  Как известно наибольшую техногенную опасность несут в себе аварии и катастрофы на радиационно и химически опасных объектах. За последние 40 лет эксплуатации ПЯТЦ случилось несколько крупных аварий среди них аварии на ядерном реакторе...
64720. Методика вивчення поняття інформаційної системи. Апаратна складова інформаційної системи 226 KB
  Складові компютера системний блок пристрої введення миша клавіатура пристрої виведення монітор принтер. Підготовка компютера до роботи. Коректне завершення роботи з компютером.
64721. Из истории правового регулирования в горном деле 64.5 KB
  В европейских странах где рыночные отношения формировались на основе свободного предпринимательства и где во многом были сохранены достижения античного времени достаточно рано правила ведения горного промысла оформлялись как закон.
64722. Реклама в системе маркетинга 85 KB
  Но чтобы с полученным в результате этого производства товаром стать известным и успешным на рынке необходим целый комплекс мероприятий связанных с продвижением данного товара. Эти мероприятия которые начинаются с момента задумки нового товара и заканчиваются его продажей сбытом и есть маркетинг.
64723. Вода в земной коре 75 KB
  Параметры природных вод и их влияние на миграцию химических элементов гидросфере Параметрами называют количественные характеристики тех или иных свойств объекта. Такими параметрами для воды являются температура. От величины этих параметров зависит очень многое на нашей планете в том числе...