63105

Подготовка семян гороха к посеву

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву. Задачи: обучение определению всхожести семян гороха; коррекция и развитие внимания памяти речи мелкой моторики на основе выполнения заданий физминутки и практической работы...

Русский

2014-06-16

23.73 KB

9 чел.

Тема: «Подготовка семян гороха к посеву».

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву.  

Задачи:  - обучение определению всхожести семян гороха;

- коррекция и развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики на основе выполнения заданий, физминутки и практической работы;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки-задания, презентация, термины, растильня, сито, коррекционно-развивающие задания, необходимые материалы и принадлежности для практической работы.

Ход   урока.

 I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю внимательно прослушать и отгадать загадку:

1сл.

Дом зелёный тесноват -
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали, кто куда,
Круглые ребятки.         (горох)

2сл.

- Думаю, вы уже поняли, что речь на нашем сегодняшнем уроке снова пойдет о горохе.

Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем, высотой от 80 до 100см.

III. Повторение пройденного материала.

3сл.

А) Давайте вспомним строение гороха:

- Какой стебель имеет растение гороха?  (полегающий)

- Прилистник и лист - чем они отличаются друг от друга? (прилистник более крупный, имеет сложное строение, состоит из нескольких листочков)

- Что находится на концах листьев? (ветвящиеся усики) они цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

- Летом появляются душистые цветки – белые, фиолетово-красного цвета. После цветения образуются плоды.

- Как называются плоды гороха? (бобы)

- Из скольких половинок (створок) состоит боб? (из двух створок) если раскрыть створки боба, то хорошо видны зёрна (семена гороха).

- Как можно отличить недозревшие зёрна гороха от зрелого?  (недозревшие – мелкие, зелёного цвета; созревшие – твёрдые, бело-жёлтого цвета)

- Корни. На корнях мелкие клубеньки.

Работа по карточкам : каждый учащийся получает карточку с изображением растения гороха и подписывает названия частей растения. 

4сл.

Б) Особенности растения гороха (тесты- устно):

- В какое время года можно высевать горох?

А) летом

Б) зимой

В) поздней осенью

Г) ранней весной

5сл.

- При какой температуре начинают прорастать семена гороха?    

А) 4 – 6 С°  тепла

Б) 1 – 3 С°   тепла

В) 10 – 15С° тепла

6сл.

- Что образуется на корнях растения гороха?

А) плоды

Б) клубеньки

В) вирусы

Г) семена

7сл.

- Что находиться в клубеньках?

А) насекомые

Б) бактерии

В) вирусы

8сл.

В) Использование гороха: работа с таблицей.

- Для каких целей выращивают горох?  (для еды) В горохе содержится много витаминов и важного питательного вещества – белка, который необходим для здорового питания.

- Горох делится на два вида, какие? (горох делится на зерновой и овощной)

- Что готовят из зернового гороха? (пюре, каши и супы)

- Где используют овощной горох? ( консервируют – для салатов и овощных рагу)

- В каком виде используют горох, как корм для животных? (в виде силоса)

9сл.     Физминутка («Горошек»)  Горох – замечательный декоративный материал. Его можно использовать, как отдельно, так и в сочетании с разными крупами и семенами, для создания аппликаций, декоративных панно, и использовать их для украшения интерьера, а так же для поделок к 8 марта и другим праздникам. Ведь подарки, сделанные своими руками, всегда приятнее, чем готовые купленные.

А сейчас, с помощью гороха, мы немного разомнём пальчики. Каждый учащийся получает картон, кусочек пластилина, горох и одну букву, которую необходимо выложить на пластилиновую основу.  Из полученных букв учащиеся вместе составляют слово «горох».

- Итак, вы повторили, что горох – это травянистое растение. Повторили его строение, выяснили назначение гороха и время его посева – это ранняя весна. Но, прежде  чем посеять горох, его семена необходимо правильно подготовить. Именно этим мы сейчас и займёмся.

 IV. Объяснение нового материала

10сл.

- Сообщение темы и цели урока:

«Подготовка семян гороха к посеву». Вы ознакомитесь с последовательностью подготовки семян, и будете учиться определению их всхожести. Эти знания вам пригодятся в  дальнейшей самостоятельной  жизни.   

-Объяснение учителя (сопровождается показом), учебник: стр.57

Обычно семена хранят в мешках. Задолго до посева определяют всхожесть семян.  Для этого из каждого мешка берут немного семян  и отбирают из них 100 штук крупных, не повреждённых вредителями семян.                          11сл.   Отбор крупных семян проводят с помощью сита с отверстиями  7 мм. Крупные семена остаются в сите, мелкие проходят сквозь отверстия.   

Если для посева требуется небольшое количество семян (например, не для огромного поля, а  для маленькой грядки в огороде) , крупные семена отбирают вручную.

12сл.  Для отделения повреждённых вредителями семян от  неповрежденных, их погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды). Все всплывшие семена удаляют.  Опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают.

 13сл.  Затем помещают их в растильни – это дощечки с круглыми отверстиями (демонстрация растильни) для определения всхожести семян. Семена гороха раскладывают в отдельные отверстия растильни, в которых поддерживается постоянная влажность. Через 5-7 дней семена начинают прорастать (демонстрация проросших семян).  Если 10 семян из 100 не дали ростков, значит всхожесть этих семян хорошая, и после посева они дадут дружные всходы.

14сл.  Работа с таблицей «Хорошая всхожесть семян»

ВСЕГО СЕМЯН

НЕ ВЗОШЛО СЕМЯН

100

10

90

9

80

8

50

5

20

2

10

1

- А если из 10 семян не взошло 5 семян, какая всхожесть, плохая или хорошая?  (плохая)

- А из 20 – 2 ?  (хорошая)

- Из 10 – 1 ?  (хорошая)

15сл.  Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя новыми терминами «растильня» и «всхожесть» (повторное объяснение учителем значения терминов, его написание; хоровое проговаривание терминов, запись терминов в словарь).

- «растильня» (деревянная дощечка с круглыми отверстиями, используется для определения всхожести семян)

-  «всхожесть» (обозначает прорастание семян , всхожесть может быть плохой или хорошей)

16сл.   Физминутка   (комплекс общеразвивающие развивающих упражнений, гимнастика для глаз).

V. Закрепление.

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- выполнение задания в рабочей тетради: стр.18, №36

VI.  Практическая часть

17сл.

- Сегодня вы будете выполнять практическую работу по определению всхожести семян гороха. Но мы немного упростим её.  Использовать будем не растильню, а обычные блюдца, тряпочки и воду.

1) Давайте ознакомимся с этапами и последовательностью работы: (учебник стр.58, учащиеся по очереди читают вслух этапы работы, а учитель их разъясняет и демонстрирует)

- Прежде всего, перед началом работы необходимо надеть спецодежду и подготовить необходимые материалы и принадлежности для работы.

Последовательность работы:

1.Положить чистую хлопчатобумажную ткань на дно блюдца.

2.Увлажнить ткань. Вода должна немного выступать на поверхность ткани.

3.Отсчитать 10 семян гороха и аккуратно разложить их на увлажненную ткань так, чтобы они не касались друг друга.

4.Поместить блюдце в полиэтиленовый пакет, край пакета заправить под дно блюдца. Поставить блюдце в тёплое место.

5.Следить, чтобы ткань всегда была влажной, по необходимости добавлять воду.

6. Вести наблюдение за прорастанием семян в течение 7-10 дней. Записывать дни появления проростков (белых корешков).

7.Подсчитать число проросших семян и число не проросших у каждого ученика и у всех вместе. Определить всхожесть семян.

8.Проросшие семена посадить в ящики, цветочные горшки, пакеты из под молока или сока.

- Скажите, а сколько этапов работы мы сможем выполнить сегодня? (4  этапа)  

Остальные этапы мы будем выполнять на следующих уроках в течении 7-10 дней (добавлять воду, записывать дни появления проростков и только после подсчёта проросших и не проросших семян   сможем определить их всхожесть и посадить проросшие семена в ящики)

2) Практическая работа  «Определение всхожести семян гороха» (выполнение 4 этапов работы)

- Организация рабочего места (спецодежда, материалы и принадлежности)

- Повторение т/б

- Выполнение работы учащимися  (контроль учителя за качеством выполняемой работы, оказание индивидуальной помощи)

VII.   Подведение итогов урока

18сл.

Итак, сегодня на уроке вы изучили правила подготовки семян гороха к посеву и освоили последовательность определения всхожести. Давайте ещё раз уточним:

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- Сколько семян из 10 должно прорости, чтобы была хорошая всхожесть? (9семян)

- Анализ работы учащихся.

- Выставление оценок.

- Уборка рабочих мест.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14056. «Пиріжок з калиною» В. Кава 67.5 KB
  УРОК № 42 Тема. В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника змістом його оповідання; розвивати навички виразного читання коментування прочитаного висловлення власної думки про твір і його героїв; виховувати почуття людянос...
14057. Пиріжок з калиною В. Кава 59 KB
  УРОК № 43 Тема.В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст оповідання; розвивати навички складання плану твору переказу за планом характеризування героїв оцінювання їхніх дій та вчинків; виховувати кращі людські якості:...
14058. Остап Вишня. «Перший диктант» 32.5 KB
  УРОК № 44 Тема.Остап Вишня. Перший диктант. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника із жанром гуморески змістом твору Перший диктант; розвивати навички виразного читання переказу гумористичних творів висловлення власних думок щодо прочитано
14059. Остап Вишня. «Як ми колись учились» 40 KB
  УРОК № 45 Тема. Остап Вишня. Як ми колись учились. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст твору; розвивати навички виразного читання переказу коментування прочитаного висловлення особистого ставлення до героїв твору їхніх дій та вчинків; роз...
14060. Остап Вишня. Засоби зображення комічного 48 KB
  УРОК № 46 Тема. Остап Вишня. Засоби зображення комічного. Мета: дати учням поняття про гумореску як жанр про засоби комічного; розвивати звязне мовлення креативне образне мислення вміння висловлювати свої думки використовуючи засоби гумору; виховувати почуття так...