63105

Подготовка семян гороха к посеву

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву. Задачи: обучение определению всхожести семян гороха; коррекция и развитие внимания памяти речи мелкой моторики на основе выполнения заданий физминутки и практической работы...

Русский

2014-06-16

23.73 KB

9 чел.

Тема: «Подготовка семян гороха к посеву».

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву.  

Задачи:  - обучение определению всхожести семян гороха;

- коррекция и развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики на основе выполнения заданий, физминутки и практической работы;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки-задания, презентация, термины, растильня, сито, коррекционно-развивающие задания, необходимые материалы и принадлежности для практической работы.

Ход   урока.

 I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю внимательно прослушать и отгадать загадку:

1сл.

Дом зелёный тесноват -
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали, кто куда,
Круглые ребятки.         (горох)

2сл.

- Думаю, вы уже поняли, что речь на нашем сегодняшнем уроке снова пойдет о горохе.

Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем, высотой от 80 до 100см.

III. Повторение пройденного материала.

3сл.

А) Давайте вспомним строение гороха:

- Какой стебель имеет растение гороха?  (полегающий)

- Прилистник и лист - чем они отличаются друг от друга? (прилистник более крупный, имеет сложное строение, состоит из нескольких листочков)

- Что находится на концах листьев? (ветвящиеся усики) они цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

- Летом появляются душистые цветки – белые, фиолетово-красного цвета. После цветения образуются плоды.

- Как называются плоды гороха? (бобы)

- Из скольких половинок (створок) состоит боб? (из двух створок) если раскрыть створки боба, то хорошо видны зёрна (семена гороха).

- Как можно отличить недозревшие зёрна гороха от зрелого?  (недозревшие – мелкие, зелёного цвета; созревшие – твёрдые, бело-жёлтого цвета)

- Корни. На корнях мелкие клубеньки.

Работа по карточкам : каждый учащийся получает карточку с изображением растения гороха и подписывает названия частей растения. 

4сл.

Б) Особенности растения гороха (тесты- устно):

- В какое время года можно высевать горох?

А) летом

Б) зимой

В) поздней осенью

Г) ранней весной

5сл.

- При какой температуре начинают прорастать семена гороха?    

А) 4 – 6 С°  тепла

Б) 1 – 3 С°   тепла

В) 10 – 15С° тепла

6сл.

- Что образуется на корнях растения гороха?

А) плоды

Б) клубеньки

В) вирусы

Г) семена

7сл.

- Что находиться в клубеньках?

А) насекомые

Б) бактерии

В) вирусы

8сл.

В) Использование гороха: работа с таблицей.

- Для каких целей выращивают горох?  (для еды) В горохе содержится много витаминов и важного питательного вещества – белка, который необходим для здорового питания.

- Горох делится на два вида, какие? (горох делится на зерновой и овощной)

- Что готовят из зернового гороха? (пюре, каши и супы)

- Где используют овощной горох? ( консервируют – для салатов и овощных рагу)

- В каком виде используют горох, как корм для животных? (в виде силоса)

9сл.     Физминутка («Горошек»)  Горох – замечательный декоративный материал. Его можно использовать, как отдельно, так и в сочетании с разными крупами и семенами, для создания аппликаций, декоративных панно, и использовать их для украшения интерьера, а так же для поделок к 8 марта и другим праздникам. Ведь подарки, сделанные своими руками, всегда приятнее, чем готовые купленные.

А сейчас, с помощью гороха, мы немного разомнём пальчики. Каждый учащийся получает картон, кусочек пластилина, горох и одну букву, которую необходимо выложить на пластилиновую основу.  Из полученных букв учащиеся вместе составляют слово «горох».

- Итак, вы повторили, что горох – это травянистое растение. Повторили его строение, выяснили назначение гороха и время его посева – это ранняя весна. Но, прежде  чем посеять горох, его семена необходимо правильно подготовить. Именно этим мы сейчас и займёмся.

 IV. Объяснение нового материала

10сл.

- Сообщение темы и цели урока:

«Подготовка семян гороха к посеву». Вы ознакомитесь с последовательностью подготовки семян, и будете учиться определению их всхожести. Эти знания вам пригодятся в  дальнейшей самостоятельной  жизни.   

-Объяснение учителя (сопровождается показом), учебник: стр.57

Обычно семена хранят в мешках. Задолго до посева определяют всхожесть семян.  Для этого из каждого мешка берут немного семян  и отбирают из них 100 штук крупных, не повреждённых вредителями семян.                          11сл.   Отбор крупных семян проводят с помощью сита с отверстиями  7 мм. Крупные семена остаются в сите, мелкие проходят сквозь отверстия.   

Если для посева требуется небольшое количество семян (например, не для огромного поля, а  для маленькой грядки в огороде) , крупные семена отбирают вручную.

12сл.  Для отделения повреждённых вредителями семян от  неповрежденных, их погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды). Все всплывшие семена удаляют.  Опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают.

 13сл.  Затем помещают их в растильни – это дощечки с круглыми отверстиями (демонстрация растильни) для определения всхожести семян. Семена гороха раскладывают в отдельные отверстия растильни, в которых поддерживается постоянная влажность. Через 5-7 дней семена начинают прорастать (демонстрация проросших семян).  Если 10 семян из 100 не дали ростков, значит всхожесть этих семян хорошая, и после посева они дадут дружные всходы.

14сл.  Работа с таблицей «Хорошая всхожесть семян»

ВСЕГО СЕМЯН

НЕ ВЗОШЛО СЕМЯН

100

10

90

9

80

8

50

5

20

2

10

1

- А если из 10 семян не взошло 5 семян, какая всхожесть, плохая или хорошая?  (плохая)

- А из 20 – 2 ?  (хорошая)

- Из 10 – 1 ?  (хорошая)

15сл.  Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя новыми терминами «растильня» и «всхожесть» (повторное объяснение учителем значения терминов, его написание; хоровое проговаривание терминов, запись терминов в словарь).

- «растильня» (деревянная дощечка с круглыми отверстиями, используется для определения всхожести семян)

-  «всхожесть» (обозначает прорастание семян , всхожесть может быть плохой или хорошей)

16сл.   Физминутка   (комплекс общеразвивающие развивающих упражнений, гимнастика для глаз).

V. Закрепление.

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- выполнение задания в рабочей тетради: стр.18, №36

VI.  Практическая часть

17сл.

- Сегодня вы будете выполнять практическую работу по определению всхожести семян гороха. Но мы немного упростим её.  Использовать будем не растильню, а обычные блюдца, тряпочки и воду.

1) Давайте ознакомимся с этапами и последовательностью работы: (учебник стр.58, учащиеся по очереди читают вслух этапы работы, а учитель их разъясняет и демонстрирует)

- Прежде всего, перед началом работы необходимо надеть спецодежду и подготовить необходимые материалы и принадлежности для работы.

Последовательность работы:

1.Положить чистую хлопчатобумажную ткань на дно блюдца.

2.Увлажнить ткань. Вода должна немного выступать на поверхность ткани.

3.Отсчитать 10 семян гороха и аккуратно разложить их на увлажненную ткань так, чтобы они не касались друг друга.

4.Поместить блюдце в полиэтиленовый пакет, край пакета заправить под дно блюдца. Поставить блюдце в тёплое место.

5.Следить, чтобы ткань всегда была влажной, по необходимости добавлять воду.

6. Вести наблюдение за прорастанием семян в течение 7-10 дней. Записывать дни появления проростков (белых корешков).

7.Подсчитать число проросших семян и число не проросших у каждого ученика и у всех вместе. Определить всхожесть семян.

8.Проросшие семена посадить в ящики, цветочные горшки, пакеты из под молока или сока.

- Скажите, а сколько этапов работы мы сможем выполнить сегодня? (4  этапа)  

Остальные этапы мы будем выполнять на следующих уроках в течении 7-10 дней (добавлять воду, записывать дни появления проростков и только после подсчёта проросших и не проросших семян   сможем определить их всхожесть и посадить проросшие семена в ящики)

2) Практическая работа  «Определение всхожести семян гороха» (выполнение 4 этапов работы)

- Организация рабочего места (спецодежда, материалы и принадлежности)

- Повторение т/б

- Выполнение работы учащимися  (контроль учителя за качеством выполняемой работы, оказание индивидуальной помощи)

VII.   Подведение итогов урока

18сл.

Итак, сегодня на уроке вы изучили правила подготовки семян гороха к посеву и освоили последовательность определения всхожести. Давайте ещё раз уточним:

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- Сколько семян из 10 должно прорости, чтобы была хорошая всхожесть? (9семян)

- Анализ работы учащихся.

- Выставление оценок.

- Уборка рабочих мест.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52115. Акваріум 1.51 MB
  Мета: освітня: закріпити знання студентів про влаштування акваріуму в ДНЗ підбір рибок та правила догляду за ними.html на цій сторінці розміщені поради щодо влаштування акваріуму догляду за ним підбору риб та ін. Саме з посмішкою ви повинні заходити до малят у дитячий садок і нести їм лише позитивні емоції не забувати частіше посміхатись адже посмішка це ключик який відкриває найпотаємніше в дитячих душах Оголошення теми і мети заняття: Сьогодні ми поговоримо про влаштування акваріуму та його мешканців. Чи бачили ви проходячи...
52117. Лицеисты за здоровое будущее 59 KB
  Ведущий 1: Здравствуйте Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее доброе слово Ведущий 2: Они желают друг другу здоровья. Вот и мы обращаемся к Вам здравствуйте дорогие друзья и учителя Гости Ведущий 1: А вы знаете что дороже всего на свете Конечно это жизнь это здоровье. Ведущий 2: Ещё в Древней Руси говорили: Здоровье дороже богатства. Ведущий 1: Здоровье не купишь.
52119. Розвязування раціональних рівнянь 107.5 KB
  Мета: удосконалити вміння розвязувати раціональні рівняння; розвиток уваги і вміння чітко та математично грамотно висловлювати власну думку. Тип уроку: удосконалення знань і вмінь
52120. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 43.5 KB
  Неповні квадратні рівняння їх розвязування Мета: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розвязувати неповні квадратні рівняння; розвиток концентрації уваги Тип уроку: удосконалення знань і вмінь Обладнання та наочність: картки для усного рахунку опорна схема правила проведення інтерактивної технології âРобота в парахâ Хід уроку І. Актуалізація опорних знань Запитання для фронтального опитування: означення квадратного рівняння; коефіцієнти квадратного рівняння; Опорна схема неповні...
52121. Розвязування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції 7.06 MB
  Розвязування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції. Формування в учнів умінь розвязувати тригонометричні рівняння способом зведення до однієї тригонометричної функції алгебраїчний спосіб розвивати логічне мислення уяву пам'ять виховувати інтерес до математики уважність відповідальність культуру математичних записів. Ми ніколи не станемо математиками...
52122. Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування 60 KB
  Тема: Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування. Які вирази називаються многочленами Що означає розкласти многочлен на множники Способи розкладання многочлена на множники Як розкласти многочлен на множники способом групування III.
52123. Решение задач с помощью производной 63 KB
  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...