63105

Подготовка семян гороха к посеву

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву. Задачи: обучение определению всхожести семян гороха; коррекция и развитие внимания памяти речи мелкой моторики на основе выполнения заданий физминутки и практической работы...

Русский

2014-06-16

23.73 KB

9 чел.

Тема: «Подготовка семян гороха к посеву».

Цель урока: Ознакомление с правилами и последовательностью подготовки семян гороха к посеву.  

Задачи:  - обучение определению всхожести семян гороха;

- коррекция и развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики на основе выполнения заданий, физминутки и практической работы;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, индивидуальные карточки-задания, презентация, термины, растильня, сито, коррекционно-развивающие задания, необходимые материалы и принадлежности для практической работы.

Ход   урока.

 I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю внимательно прослушать и отгадать загадку:

1сл.

Дом зелёный тесноват -
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали, кто куда,
Круглые ребятки.         (горох)

2сл.

- Думаю, вы уже поняли, что речь на нашем сегодняшнем уроке снова пойдет о горохе.

Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем, высотой от 80 до 100см.

III. Повторение пройденного материала.

3сл.

А) Давайте вспомним строение гороха:

- Какой стебель имеет растение гороха?  (полегающий)

- Прилистник и лист - чем они отличаются друг от друга? (прилистник более крупный, имеет сложное строение, состоит из нескольких листочков)

- Что находится на концах листьев? (ветвящиеся усики) они цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

- Летом появляются душистые цветки – белые, фиолетово-красного цвета. После цветения образуются плоды.

- Как называются плоды гороха? (бобы)

- Из скольких половинок (створок) состоит боб? (из двух створок) если раскрыть створки боба, то хорошо видны зёрна (семена гороха).

- Как можно отличить недозревшие зёрна гороха от зрелого?  (недозревшие – мелкие, зелёного цвета; созревшие – твёрдые, бело-жёлтого цвета)

- Корни. На корнях мелкие клубеньки.

Работа по карточкам : каждый учащийся получает карточку с изображением растения гороха и подписывает названия частей растения. 

4сл.

Б) Особенности растения гороха (тесты- устно):

- В какое время года можно высевать горох?

А) летом

Б) зимой

В) поздней осенью

Г) ранней весной

5сл.

- При какой температуре начинают прорастать семена гороха?    

А) 4 – 6 С°  тепла

Б) 1 – 3 С°   тепла

В) 10 – 15С° тепла

6сл.

- Что образуется на корнях растения гороха?

А) плоды

Б) клубеньки

В) вирусы

Г) семена

7сл.

- Что находиться в клубеньках?

А) насекомые

Б) бактерии

В) вирусы

8сл.

В) Использование гороха: работа с таблицей.

- Для каких целей выращивают горох?  (для еды) В горохе содержится много витаминов и важного питательного вещества – белка, который необходим для здорового питания.

- Горох делится на два вида, какие? (горох делится на зерновой и овощной)

- Что готовят из зернового гороха? (пюре, каши и супы)

- Где используют овощной горох? ( консервируют – для салатов и овощных рагу)

- В каком виде используют горох, как корм для животных? (в виде силоса)

9сл.     Физминутка («Горошек»)  Горох – замечательный декоративный материал. Его можно использовать, как отдельно, так и в сочетании с разными крупами и семенами, для создания аппликаций, декоративных панно, и использовать их для украшения интерьера, а так же для поделок к 8 марта и другим праздникам. Ведь подарки, сделанные своими руками, всегда приятнее, чем готовые купленные.

А сейчас, с помощью гороха, мы немного разомнём пальчики. Каждый учащийся получает картон, кусочек пластилина, горох и одну букву, которую необходимо выложить на пластилиновую основу.  Из полученных букв учащиеся вместе составляют слово «горох».

- Итак, вы повторили, что горох – это травянистое растение. Повторили его строение, выяснили назначение гороха и время его посева – это ранняя весна. Но, прежде  чем посеять горох, его семена необходимо правильно подготовить. Именно этим мы сейчас и займёмся.

 IV. Объяснение нового материала

10сл.

- Сообщение темы и цели урока:

«Подготовка семян гороха к посеву». Вы ознакомитесь с последовательностью подготовки семян, и будете учиться определению их всхожести. Эти знания вам пригодятся в  дальнейшей самостоятельной  жизни.   

-Объяснение учителя (сопровождается показом), учебник: стр.57

Обычно семена хранят в мешках. Задолго до посева определяют всхожесть семян.  Для этого из каждого мешка берут немного семян  и отбирают из них 100 штук крупных, не повреждённых вредителями семян.                          11сл.   Отбор крупных семян проводят с помощью сита с отверстиями  7 мм. Крупные семена остаются в сите, мелкие проходят сквозь отверстия.   

Если для посева требуется небольшое количество семян (например, не для огромного поля, а  для маленькой грядки в огороде) , крупные семена отбирают вручную.

12сл.  Для отделения повреждённых вредителями семян от  неповрежденных, их погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды). Все всплывшие семена удаляют.  Опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают.

 13сл.  Затем помещают их в растильни – это дощечки с круглыми отверстиями (демонстрация растильни) для определения всхожести семян. Семена гороха раскладывают в отдельные отверстия растильни, в которых поддерживается постоянная влажность. Через 5-7 дней семена начинают прорастать (демонстрация проросших семян).  Если 10 семян из 100 не дали ростков, значит всхожесть этих семян хорошая, и после посева они дадут дружные всходы.

14сл.  Работа с таблицей «Хорошая всхожесть семян»

ВСЕГО СЕМЯН

НЕ ВЗОШЛО СЕМЯН

100

10

90

9

80

8

50

5

20

2

10

1

- А если из 10 семян не взошло 5 семян, какая всхожесть, плохая или хорошая?  (плохая)

- А из 20 – 2 ?  (хорошая)

- Из 10 – 1 ?  (хорошая)

15сл.  Словарная работа.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя новыми терминами «растильня» и «всхожесть» (повторное объяснение учителем значения терминов, его написание; хоровое проговаривание терминов, запись терминов в словарь).

- «растильня» (деревянная дощечка с круглыми отверстиями, используется для определения всхожести семян)

-  «всхожесть» (обозначает прорастание семян , всхожесть может быть плохой или хорошей)

16сл.   Физминутка   (комплекс общеразвивающие развивающих упражнений, гимнастика для глаз).

V. Закрепление.

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- выполнение задания в рабочей тетради: стр.18, №36

VI.  Практическая часть

17сл.

- Сегодня вы будете выполнять практическую работу по определению всхожести семян гороха. Но мы немного упростим её.  Использовать будем не растильню, а обычные блюдца, тряпочки и воду.

1) Давайте ознакомимся с этапами и последовательностью работы: (учебник стр.58, учащиеся по очереди читают вслух этапы работы, а учитель их разъясняет и демонстрирует)

- Прежде всего, перед началом работы необходимо надеть спецодежду и подготовить необходимые материалы и принадлежности для работы.

Последовательность работы:

1.Положить чистую хлопчатобумажную ткань на дно блюдца.

2.Увлажнить ткань. Вода должна немного выступать на поверхность ткани.

3.Отсчитать 10 семян гороха и аккуратно разложить их на увлажненную ткань так, чтобы они не касались друг друга.

4.Поместить блюдце в полиэтиленовый пакет, край пакета заправить под дно блюдца. Поставить блюдце в тёплое место.

5.Следить, чтобы ткань всегда была влажной, по необходимости добавлять воду.

6. Вести наблюдение за прорастанием семян в течение 7-10 дней. Записывать дни появления проростков (белых корешков).

7.Подсчитать число проросших семян и число не проросших у каждого ученика и у всех вместе. Определить всхожесть семян.

8.Проросшие семена посадить в ящики, цветочные горшки, пакеты из под молока или сока.

- Скажите, а сколько этапов работы мы сможем выполнить сегодня? (4  этапа)  

Остальные этапы мы будем выполнять на следующих уроках в течении 7-10 дней (добавлять воду, записывать дни появления проростков и только после подсчёта проросших и не проросших семян   сможем определить их всхожесть и посадить проросшие семена в ящики)

2) Практическая работа  «Определение всхожести семян гороха» (выполнение 4 этапов работы)

- Организация рабочего места (спецодежда, материалы и принадлежности)

- Повторение т/б

- Выполнение работы учащимися  (контроль учителя за качеством выполняемой работы, оказание индивидуальной помощи)

VII.   Подведение итогов урока

18сл.

Итак, сегодня на уроке вы изучили правила подготовки семян гороха к посеву и освоили последовательность определения всхожести. Давайте ещё раз уточним:

- С помощью чего проводят отбор крупных семян? (сито). Какого размера должны быть отверстия сита?  (7мм)

- как отделяют повреждённые вредителями семена от здоровых?  (погружают в солёную воду (1 столовая ложка соли на 1 литр воды),  все всплывшие семена удаляют,  опустившиеся на дно семена промывают в чистой воде и просушивают)

-Какое приспособление применяют для  определения всхожести семян? (растильня)  

- Сколько семян из 10 должно прорости, чтобы была хорошая всхожесть? (9семян)

- Анализ работы учащихся.

- Выставление оценок.

- Уборка рабочих мест.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17870. Рынок совершенной конкуренции 898 KB
  Лекция 9 Тема: Рынок совершенной конкуренции Учебная цель лекции: изложить основные положения теории конкуренции дать характеристику рынка совершенной конкуренции как модели идеального рынка оказать содействие развитию у студентов экономического мышления...
17871. Монопольный рынок 629 KB
  Лекция 10 Тема: Монопольный рынок Учебная цель лекции: изложить основные положения теории монополии дать понятия монопольной власти ценовой дискриминации оказать содействие развитию у студентов экономического мышления формированию самостоятельности при...
17872. Модели олигополии 261 KB
  17 Лекция 11 Тема: Модели олигополии Учебная цель лекции: изложить основные положения олигопольной структуры дать понятия моделей олигопольного поведения оказать содействие развитию у студентов экономического мышления формированию самост...
17873. Монополистическая конкуренция 197.5 KB
  11 Лекция 12 Тема: Монополистическая конкуренция Учебная цель лекции: изложить основные положения теории монополистической конкуренции дать понятия дифференциации экономических благ неценовой конкуренции оказать содействие развитию у студ
17874. Спрос на факторы производства 699.5 KB
  Лекция 13 Тема: Спрос на факторы производства Учебная цель лекции: изложить основные положения теории предельной полезности дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов экономического мышлени...
17875. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 261.5 KB
  Стиль выдерживания международной фирмой этических норм и правил определяет ее репутацию в международной среде, что в свою очередь предоставляет результативность и долговременное решение вопросов приспособления фирмой к внешним условиям международного рынка.
17876. Розробка та вдосконалення агротехнічних прийомів підвищення рівня урожайності та якості плодів гарбуза столового 374.5 KB
  Аналіз виробництва баштанних культур у Херсонській області свідчить, що за останні роки в цій галузі спостерігаються позитивні зрушення. Виробництво продовольчих баштанних повертає свої втрачені позиції і стає прибутковим, хоча досягнуто це було переважно екстенсивними методами (збільшенням посівних площ).
17877. Понятие общего равновесия 224 KB
  Понятие общего равновесия Caeteris paribus или при прочих равных При исследовании частичного равновесия мы рассматривали равновесие отдельного субъекта или рынка делая предположение caeteris paribus или в переводе с латинского языка при прочих равных. Например мы пытал...
17878. Общее равновесие конкурентных рынков 297.5 KB
  Лекция 16 Тема: Общее равновесие конкурентных рынков Учебная цель лекции: изложить основные положения теории предельной полезности дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов экономического ...