63165

Память как познавательный процесс

Реферат

Педагогика и дидактика

Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией

Русский

2014-11-21

106 KB

26 чел.

PAGE  19

                                           Содержание                            

   Введение …………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика памяти как познавательного процесса …….5

  2. Основные виды памяти ……………………………………………….8

  1.  Типы памяти …………………………………………………………15

  Заключение ………………………………………………………………18

  Литература …………………………………………………………….....19

                     

                                            Введение

         Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти  - это следствие изменения взаимоотношений человека с внешним миром и людьми.

           Актуальность темы исследования.  Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что память  как познавательный процесс входит как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. 

         Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

          Память  - это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека  возникают проблемы с памятью, то  возникают и проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и  распад личности.

          Целью данной работы является изучение  подробное изучение одного из познавательных процессов –  памяти.

          В ход исследования были поставлены следующие задачи:

          - дать  определение   и общую характеристику памяти как познавательного психического процесса;

          - дать классификацию  явлений памяти;

         - изучить виды памяти;

         - рассмотреть отдельные типы памяти.

         1. Общая характеристика памяти как познавательного процесса

         Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
Среди множества психических явлений (мышление, внимание, способности, ассоциации, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу, которое обуславливает и проникает во все остальные явления - память.

         Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.  С когнитивных позиций память - это хранилище информации, из которого эта информация может быть извлечена, вспомнена и воспроизведена[4, страница 282].

         Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и, особенно с восприятием и мышлением. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое [2, страница 220].

       Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

         Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспоминании, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств.

        Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов.

        Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных  процессов,  связанных между собой.  Когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

         Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

        Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.  Все вместе эти процессы: узнавание, воспроизведение, запечатление, сохранение составляют такой познавательный психических процесс как память[2, страница 224]. 

         Память как психический процесс обладает своими особенностями. Во-первых, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. А люди, например, с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.
        Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

Во-вторых, еще одной особенностью памяти  является уровень ее организации. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями).

В третьих - к индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей.

Следующей особенностью памяти является точность  памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то  другую можно удерживать  в достаточно общих чертах.

 Устойчивость – это тоже особенность памяти, она  характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если вам назвали номер телефона и вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти.  Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.

Скорость запоминания, которая означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал и готовность памяти, которая  означает, что все необходимое  вспоминается всегда легко и быстро (с возрастом готовность памяти  и скорость запоминания снижаются) – также являются индивидуальными особенностями памяти.

2. Основные виды памяти

          Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.         

        При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

        1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

         2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

           3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную [1, страница 164].

        Рассмотрим их подробнее.

     1. По характеру психической активности  преобладающей в деятельности выделяют:

       Двигательную (или моторную) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

  Эмоциональная память- это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.

       Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

       Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

       По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается. Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное [4, страница 290].

Образная память  - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

     Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

 В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

         Зрительная память - особая разновидность памяти, как правило, на зрительные впечатления, которая позволяет сохранять и воспроизводить живой образ предмета, воспринятого ранее, по своей детальности и наглядности практически не уступающий реально воспринимаемому образу. Такая память в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. 

        Слуховая память -  это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Индивидуальные различия  в слуховой памяти бывают очень велики, и если в истории были отмечены случаи, когда один раз прослушанное сложное музыкальное произведение удерживалось и полностью повторялось людьми с выраженной слуховой памятью, то известно много наблюдений над людьми, которые оказываются почти полностью неспособны сохранить на сколько-нибудь длительный срок музыкальную мелодию.

        Осязательная память - память, позволяющая сохранять информацию о внешнем мире.

        Обонятельная память – это память, связанная с деятельностью обонятельных анализаторов.  Эта память направлена на запоминание запахов. У человека, по сравнению с животными,  обонятельная память  значительно редуцирована.

        Вкусовая память – память, которая связана с деятельностью вкусовых анализаторов, и направлена на запоминание вкусов.

        Осязательная, обонятельная, вкусовая память особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма [3, страница 203].

         И четвертый вид памяти,  выделяемый по характеру психической активности  преобладающей в деятельности это словесно-логическая память.

          Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

       а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

        б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

       Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

        В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

         2) По характеру целей деятельности  выделяют:

         Непроизвольную память – т.е. запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача.

       Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

              Произвольная память  -  она характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить – вспомнить [2, страница 227].

        3) По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют:

         Кратковременную память -  это вид памяти, который, характеризуется очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

        Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

       Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

          Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

        Долговременная память – это память,  которая способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память [3, страница 206].

           Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

           Оперативная память  - это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

         Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущая роль принадлежит кратковременной памяти, в других - долговременной.

          Все четыре вида памяти находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

            3. Типы памяти

                   Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные:

                 - зрительно – двигательный;

                 - двигательно – слуховой;

                 -  и зрительно - слуховой типы памяти.

                  У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно - двигательный - при запоминании словесного материала.

         В литературе по психологии описывается такой пример  уникальной зрительной памяти: «Человек, о фамилии Ш. мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды. Это время, вероятно, и есть то, которое данному человеку требовалось для осуществления указанного перевода и необходимого отдыха. У обычных людей это время и прилагаемые для этого усилия гораздо больше.

           Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15-16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее, он вспомнил его)» [ 3, страница 208].

                Как уже говорилось, чаще встречается смешанный тип памяти.  Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух - вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал   информацию разными способами:  путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д.

    Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

  Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли,  то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

    Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

          Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот память у людей различается:

          1) по быстроте запоминания;

          2) по его прочности или длительности;

          3) по количеству или объему запоминаемого;

          4) по точности.

          В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

          Нужно различать и более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у 3. Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй - прочнее. Первый по преимуществу образный, второй - речевой. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию [6, страница 513].  

                                               Заключение

         Таким образом, изучив такой познавательный психический процесс как память можно сделать следующие выводы:

         1. Память - это психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных  процессов,  связанных между собой.  Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

          2. Память как психический процесс обладает своими особенностями. Индивидуальные особенности памяти – это индивидуальные различия, которыми память одних людей отличается от памяти других. К индивидуальным особенностям памяти относятся: объем памяти, точность памяти, скорость запоминания, устойчивость, готовность. Индивидуальные различия в памяти далеко не всегда являются лишь частными особенностями, не выходящими за пределы мнестических процессов. Нередко они приводят и к значительным изменениям в структуре всей личности человека.

         3. Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Первое – деление памяти по характеру психической активности  преобладающей в деятельности, по этому основанию выделяют: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Второе – деление памяти по характеру целей деятельности  - по этому основанию память делиться на непроизвольную и произвольную. И третье основание - по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

               4. От видов памяти следует отличать типы памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. Тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно.  Наиболее распространенными являются смешанные типы памяти: зрительно - двигательный; двигательно - слуховой  и зрительно - слуховой.

                                         Литература:

        1. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – Минск: Алмафея, 2008. – 368с.  

        2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник – СПб.: Питер. 2010 – 592с.

        3. Немов Р. С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008. – 455с.

        4. Общая психология. Учебник / Под ред. С.Д. Максименко – М.: Рефл – Бук, 2004. – 528с.

         5. Психология. Учебник / под ред. В.Н.  Дружинина – М.: ЮНИТИ,  2009. -  656с.

         6. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 712с.

        7. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61477. Урок испанского языка. Familia, descripciones fisicas 17.28 KB
  Mi tia Juana es divorciada, tiene una hija y vive en union libre con Manuel que es viudo y tiene un hijo de 9 anos Mario, entonces los hijos de tu pareja son hijastros y mi tia es madastra y Manuel es padastro.
61481. Дифтонги и трифтонги. (diptongos у triptongos) 14.67 KB
  Сочетание двух гласных звуков сильного и слабого слабого и сильного или двух слабых а также сочетание трех гласных звуков слабого сильного слабого произносимых как один слог с одним ударением называются дифтонгами и трифтонгами записать...