63317

Древняя письменность, знаки-иероглифы

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

В этих рисунках человек эпохи палеолита воплощал весь комплекс своих мыслей они служили ему одновременно и письмом. Эти два понятия рисование и письмо тысячелетиями остаются близки.

Русский

2014-06-19

7.68 MB

16 чел.

Дисциплина «Типографика»

Лекция 3. Древняя письменность, знаки-иероглифы

«Знаки и символы управляют миром —
а не слово и не закон»
                                                        Конфуций

Знак

Английское слово "знак" sign происходит от старофранцузского signs, которое имеет предшественником ла тинское слово signum, "отметка ", то есть какое-то сделанное человеком изображение, смысл которого известен. Впервые в этом значении появилось в английском в 14 веке, медленно заменив со временем "token". С15века слово sign стало встречаться в качестве глагола "подписывать", причем подписью был крест, которым, согласно профессору Уикли, "большинство из наших предков "подписывали" письма в конце вместо того, чтобы ставить свои имена ". В настоящее время словом sign обозначается любое общеупотребительное графическое изображение как символ, призванный передать какое-либо специфическое сообщение (например, в математике), так и жест, выражающий какую-либо информацию или команду. Этим словом обозначаются также плакаты, транспаранты и другие средства для объявления, информации и т.д. в целях предупреждения или указания.
Знак является тем первоэлементом, с помощью которого человек определяет и выражает свою идею

Три группы знаков (по Чарльзу Пирсу):

Первую группу составляют иконические знаки — изображения, которые выражают только то, что изображают. Например — фотография ладони. А вот след ладони на стене пещеры — это уже нечто другое и выражает большее, чем фотография.

Большее значение несет изображение иероглифа «рука» на древнеегипетском рельефе. Знаки, выражающие больше того, что буквально изображено, определяются как индексальные знаки. Чтобы понять не совсем ясные значения индексальных знаков, необходимы дополнительные знания. Пример индексальных знаков — египетские росписи и рельефы.

Третью группу составляют изображения, значение которых непонятно непосвященному. Надо просто знать точное значение этих изображений, чтобы прочитать идеи, передаваемые с их помощью. Это изображения букв, составляющие алфавиты разных народов, написание цифр в различные эпохи и в разных странах. Такие знаки Ч. Пирс определи как конвенциональные, то есть знаки, которые требуют договора между людьми, их использующими, где оговорено значение каждого из них. Например, конвенциональные знаки придумывают и используют все секретные службы мира — это шифры и коды.

Символ

Символ пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein, буквально переводимой как "бросать вместе".

Первоначально это слово обозначало часть предмета, например, разломленное пополам кольцо, две половинки которого при встрече двух людей могли идентифицировать личность. В настоящеее время слово "символ" имеет два значения:

первое это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Под таким значением слово "символ" используется в "Волшебной королеве " Спенсера (1590).

Вторым значением слова "символ " является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс таковыми являются буквы алфавита, знаки препинания, цифры, ноты, математические символы и так далее. Впервые в таком значении слово "символ " стало употребляться в Англии в 17 веке.

Письменность — один из важнейших этапов в истории культуры, результат тысячелетних творческих устремлений человеческого общества. Возникновение ее относится к глубокой древности. Уже наши далекие предки, жившие в первобытной общине, пользовались графическим способом передачи образов и мыслей. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещер и на скалах, сохранившиеся до нашего времени. В этих рисунках человек эпохи палеолита воплощал весь комплекс своих мыслей, они служили ему одновременно и письмом. Эти два понятия — рисование и письмо тысячелетиями остаются близки. Греческое слово «графо» означает и письмо и рисование.

Подготовительной ступенью к графическому письму можно считать и узелковое письмо кипу древних перуанских индейцев (инков) и вампум древних индейских племен (ирокезов и гуронов), в котором знаками служили бусы и разноцветные ракушки.

Картинное письмопиктография было начальным этапом в развитии письменности всех народов мира. В дальнейшем отдельный предметный рисунок пиктографического письма стал выражать уже отдельное слово или часть предложения. На следующем этапе развития письма каждый слог обозначался своим особым знаком. Фонетическое письмо, в котором знак обозначает определенный звук, входящий в состав слова, явилось заключительным этапом в эволюции способов письма.

письмо древнего Египта

Предшественником нашего современного письма считают
письмо древнего Египта.

Древние письмена, возникшие из пиктограмм, — письменность Египта, Месопотамии и Китая. Клинопись древних шумеров — обозначение знаком целого слова (логограммы). Трансформация клинописи: от знака-пиктограммы (понятного изображения) до символа (знака, требующего расшифровки). Иероглиф (греч.) — «священная резьба». Иероглифика — система письменности, в которой знаки подобны рисункам объектов; каждый знак может быть прочитан как рисунок, как символ, обозначающий рисунок, или как символ, обозначающий звуки. Направление письма показывают иероглифы, обозначающие живые существа (смотрят на начало надписи). Соединение нескольких знаков-пиктограмм в едином понятии — фонограмме. Значение некоторых иероглифов и их изображение: «анх» — изображает завязку сандалии, символизирует «вечную жизнь»; «джед» — изображает ствол дерева, сохранивший тело или позвоночник Осириса, символизирует выносливость и стабильность. Иероглифические амулеты — священные предметы, созданные в виде иероглифов (амулет против ранений — «глаз Гора»). Магическое значение иероглифов в Древнем Египте. Выявление главного в означаемом понятии и использование минимума графических средств для его обозначения — важная эстетическая черта египетских иероглифов и основа создания любого знака.

Египетское иероглифическое письмо восходит к четвертому тысячелетию до н. э. В нем было около 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло трудности. Действия же передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек с посохом и т.д.

Иероглифы употреблялись исключительно в среде жрецов и служили во времена первых династий письменами, а позже стали применяться с декоративной целью в монументальных надписях. Иероглифы сохранялись в таком виде примерно 3 000 лет почти без изменения, хотя из них тем временем образовался простой вид обиходного письма.

   

Под влиянием необходимости писать быстро из иероглифов образовалось курсивное иероглифическое письмо (от латинского слова currere — бегать) для обыденных надобностей. Развившееся из курсивных иероглифов иератическое письмо было письмом священников-жрецов. Из иератического письма образовалась и его более простая форма — демотическое письмо (народное письмо). В эпоху создания демотического письма возникли уже и первые школы светских писцов, куда принимались и дети ремесленников. Это народное письмо начало вытесняться во II столетии до н.э. греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

                       


Три вида письменных знаков

Египетская письменность содержит три совершенно различных вида письменных знаков, что современному человеку кажется поначалу весьма странным; это — словесные знаки, фонетические знаки и детерминативы.

идеограмма (или логограмма)

Словесные знаки представляют собой знаки, передающие при помощи рисунков понятия конкретных существ и предметов без учета произношения. По примеру исследователей клинописи вместо наименования «словесный знак» был введен термин идеограмма (или логограмма). Несколько примеров таких знаков приведено на рисунке.  Но наряду с чувственно воспринимаемыми предметами и существами есть также и чувственно воспринимаемые действия, т, е. глагольные понятия. Для них также могут употребляться словесные знаки без указания звучания,

Кроме того, отвлеченные понятия и действия (следовательно, имена существительные и глаголы) могут быть выражены идеографически при помощи описательных рисунков, например «старость» — посредством рисунка согбенного человека с палкой, «юг» — посредством изображения характерной для Верхнего Египта лилии, «прохладный» — сосуда, из которого льется вода, «находить» — цапли и т. д.

фонограммы

Звуковые знаки, называемые также в противоположность идеограммам фонограммами, могут быть в египетском весьма разнородными. Целое слово может заменять другое слово исходя из звучания, как если бы мы по-русски изобразили косу как орудие труда, нарисовав женскую косу, или глагол печь — нарисовав отопительную печь и т. д. Так, рисунок для египетского слова иг «ласточка» употребляется также для слова wr «большой», feprr «жук» обозначает также fepr «становиться». При этом гласные, стоящие между согласными, совершенно не учитываются (о чем еще будет идти речь ниже). Затем рисунки для более коротких слов могут употребляться для написания частей более длинных слов. Так, слово msdr «ухо» может быть составлено так: ms «хвост» + dr «корзина» - msdr.

детерминативы

Особенно непривычны для нас детерминативы, представляющие собой «немые», т. е. непроизносимые, указатели, помогающие различать по смыслу одинаково звучащие слова: jb «козленок» ujb(j) «испытывать жажду» одинаково пишутся при помощи согласных j и Ь; чтобы их различать, после первого ставится в качестве детерминатива знак прыгающего козленка, перед вторым — знак человека с рукой у рта. Знак для дома может подразумевать как рг «дом», твк и pr(j) «выходить»; пара шагающих ног указывает, что здесь имеется в виду второе значение. Детерминативы как пояснители значения играют в египетском письме очень большую роль.

Египетское письмо является, таким образом, сложным смешением знаков разного назначения. И если египтянин не думал о том, чтобы упростить эту смесь, то это объясняется не только его консерватизмом, но и тем обстоятельством, что без таких добавлений его письмо было бы многозначным и давало бы повод к недоразумениям.

идеографическое письмо

Древнейшие записи еще содержат многочисленные остатки идеографического письма и, следовательно, изображают целые события или «предложения» при помощи одного-единственного рисунка. Давно известным примером такого рода является палетка царя Нар-Мера. На ее лицевой стороне слева вверху царь выходит из помещения, которое представляет собой ризницу (по-египетски d$,t), что обозначено вписанным фонетическим обозначением «пловца с сетью» {d$). Изображение царя, поражающего своего врага, помещенное на обороте палетки, менее ясно. Рядом справа понятийным письмом обозначено, что Гор-Сокол, т. е. победоносный царь, тянет за веревку, продетую через нос изображенной на рисунке головы, т. е. уводит в плен людей; люди эти из побежденной страны; страна изображена в виде овала, пририсованного к голове, а из овала торчат шесть побегов папируса, показывающих, что подразумевается Нижний Египет. Остается непонятным, что именно обозначают знаки w* «гарпун» и s «море», размещенные под овалом, изображающим страну, и позади головы побежденного, — имя этого вождя или наименование побежденной области. В последнем случае w* «гарпун» мог быть употреблен как звуковое ребусное написание наименования области W\ а знак «море» — в качестве детерминатива страны, расположенной на берегу моря. Таким образом, уже
в этом древнейшем тексте наряду с понятийным письмом присутствуют фонетические словесные знаки и детерминативы.

египетское «слоговое письмо»

Следует еще остановиться на так называемом египетском «слоговом письме», которое впервые появляется уже около 2000 г. до н. э., переживает свой расцвет в XVI—XIII вв. до и, э. и большей частью рассматривается как попытка египтян выразить также и гласные, по крайней мере при написании иностранных имен собственных. Для того чтобы передать слог иностранного имени с учетом входящего в него гласного, прибегают к соединению односогласного знака, реже знака, содержащего несколько согласных, с полугласными знаками или алефом, но никакой строгой и последовательной системы здесь не отмечается. Для египетских имей собственных и других египетских слов слоговое написание употреблялось лишь эпизодически. Постепенно слоговое письмо заглохло и наконец вовсе вышло из употребления.

Другое новообразование подобного рода, но порожденное знакомством с европейскими письменностями, возникло в египетском письме в греко-римский период. В соответствии с принципами, сходными с применявшимися ранее, был выработан род алфавита, который учитывал также и гласные, но опять-таки применялся почти исключительно для написания греческих и римских имен.

Высеченные на скалах надписи, обнаруженные на Синайском полуострове, показывают, что обитавшие там семитские племена переняли около XVI века до н.э. из египетского картинного письма целый ряд знаков и дали им наименования, взятые из своего языка. Эти изобразительные знаки были уже сильно стилизованы египтянами, а теперь их изменение пошло еще быстрее. Они стали употребляться как обозначения звуков, т. е. первого согласного звука семитского слова, обозначавшего изображенный этим знаком предмет. Таким образом был создан алфавит.

Практическая работа «Иероглиф»

Разработка знака по схеме:

Картинное письмопиктография—иероглиф—иероглифическое письмо—иератическое письмо—демотическое письмо, обозначающего какое-либо понятие (например, «праздник», «человек», «поездка», «мой дом»).

Материалы: бумага, черная гелевая ручка, фломастер или маркер.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59041. Методична розробка уроку - подорожі по творчості Мацуо Басьо 50.5 KB
  Бо це справді подорож чудовою країною Японією разом з поетом-мандрівником Мацуо Басьо. І саме Мацуо Басьо був засновником поетичної школи яка створила переворот в японській літературі. Стиль Басьо панував майже 2000 років.
59042. Ми - діти твої, Україно! Сценарій шкільного свята 58.5 KB
  За бажанням і звичайно можливістю приміщення можна прикрасити національними символами Ведучий. Ведучий. Зрозуміло аудиторія дуже швидко й точно назве державну атрибутику тож Ведучий коротко підсумувавши відповіді веде далі. Ведучий.
59043. Ми є. Були. І будем ми! Й вітчизна наша з нами. Образ великого українця у саду страждань за романом І. Багряного Сад Гетсиманський 40 KB
  Мета: простежити розвиток характеру головного героя та визначити засоби розкриття його образу розвивати навички аналізу художнього образу роботи з текстом уміння самостійно ставити проблемні питання розвивати мисленнєву активність учнів виховувати культуру усного мовлення Оформлення дошки.
59044. Ми тепер не просто діти - ми тепер вже школярі 44 KB
  Мета: формувати пізнавальні здібності першокласників, розвивати інтерес і любов до знань, вчити самостійно і творчо їх здобувати, виховувати почуття гордості за статут школяра, приналежності до учнівського колективу ровесників і друзів.
59045. Мода і час 60.5 KB
  Das Thema heutiger Stunde heiЯt Mode und Zeit. Ich glaube, dass die Frage der Mode immer wichtig und fur alle Menschen interessant ist. Heute werden wir viel von Mode sprechen, diskutieren, interessante Aufgaben erfullen und am Ende der Stunde sehen wir die Modenschau, die unsere Modelle vorbereitet haben.
59046. Моральні цінності та ідеали наших предків. За драмою І. А. Кочерги Ярослав Мудрий 46 KB
  Мета: познайомити учнів з перипетіями навколо цього твору визначити моральні цінності та ідеали наших предків образи героїв твору ідею композицію; пояснити актуальність і сучасний пафос драми; повторити вивчене про драматичну поему...
59047. Музи генія. Інтимна лірика Тараса Шевченка 60 KB
  Мета: на прикладах поетичних шедеврів інтимної лірики Шевченка розглянути красу і складність людських почуттів; викликати в учнів бажання якомога більше дізнатися про Кобзаря; знайти ще один з ключів до розкриття творчості Шевченка її тематики розгадки соціальних і життєвих...
59048. Музичні інсценівки за мотивами Байок харківських Г. Сковороди 37.5 KB
  Сковороди Сучасний погляд на використання байок Г. Сковорода широко користується народними засобами передачі педагогічних ідей коли мудрість вкладається у вислови героїв казок притч оповідей байок.
59049. Урок-память. Ні! Я жива! Я вічно буду жити! 48.5 KB
  Леся Українка Хід уроку І. Дорогі мої діти Дорогі восьмикласники Прозвучала пісня Стояла я і слухала весну пісня яка мабуть нікого не залишила байдужим бо слова цієї пісні написала Леся Українка Лариса Петрівна КосачКвітка.