63322

Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения

Лекция

Литература и библиотековедение

Цели: ознакомить студентов с особенностью эстетики постмодернисткой школы черного юмора расцветом американского абсурдизма 60х годов получить представление о ярких представителях школы. развивать желание творчески мыслить узнавать новое углубить и закрепить знания Ход...

Русский

2014-06-19

28.46 KB

37 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ  И  СПОРТА УКРАИНЫ

              ХЕРСОНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  И КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ

                                         ПРОФ. О. МИШУКОВА

           ШКОЛА «ЧЕРНОГО ЮМОРА» КАК ТЕЧЕНИЕ    ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Выполнила:                                                                                 студентка 561 группы

                                                                               факультета иностранной филологии

                                                                                                                 Специальности:                              

                                                                                  «Язык и литература (английская)»

                                                                                                                           Юркова К.      

                   

Научный руководитель:                                                        доцент Невярович Н.Ю.

Херсон – 2012

Тема:  Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения.

Цели:

-  ознакомить студентов с  особенностью эстетики постмодернисткой  школы «черного юмора» , расцветом американского абсурдизма 60-х годов

- получить представление о ярких представителях школы.

- развивать желание творчески мыслить, узнавать новое

- углубить и закрепить знания

             

Ход  лекции:

- раскрыть главные приемы и принципы представителей «школы черного юмора»

- актуализация знаний

- изучение нового материала

Задачи:
Образовательная

  1.  иметь представление об базовых принципах «черных юмористов»


Воспитательная

  1.  воспитывать эстетический вкус;
  2.  формировать навыки самоконтроля и самопроверки;


Развивающая

  1.  развитие познавательной активности учащихся;
  2.  развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
  3.  развивать логическое мышление, кругозор учащихся;

Информационная

  1.  ознакомление с литературой, постмодернисткой «школой черного юмора», ознакомление с «черными юмористами»

План лекции:

  1.  Постмодернисткая школа «черного юмора»
  2.  Базовые принципы «черных юмористов»
  3.  Яркие представители школы
  4.  Особенность эстетики школы «черного юмора»

«Черные юмористы» – одна из современных постмодернистских школ, по способу видения и отражения жизни примыкающая к литературе абсурда. Расцвет американского абсурдизма приходится на вторую половину 60-х годов, когда с его европейским вариантом произошло то, что неминуемо случается со всеми модернистскими школами – исчерпав свои небольшие художественные открытия, абсурдизм привел роман и драму к антигуманизму в философии и морали, к распаду человеческого образа и романной формы – в литературе. Первый базовый принцип «черных юмористов» – восприятие мира как хаоса, второй – утверждение абсолютной бесцельности человеческого существования. Итак, база абсурдистской литературы идентична теории экзистенциализма – мир абсурден. Однако решение сложившихся противоречий абсурдисты решают иначе – они абсолютно отрицают разумность жизни и пытаются защититься смехом от ее парадоксальных и калечащих человека конфликтов и противоречий.

Школа «черного юмора» представляет собой философско-эстетическую общность писателей, для которых ключевым понятием становится ирония, понимаемая как способ существования в мире, как фундаментальный принцип интерпретации всего, что в этом мире происходит. Общность мироощущения у «черных юмористов» порождает использование сходной повествовательной стратегии, для которой характерно:

• пародирование всех мифов и стереотипов;

• сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим;

• традиция «небылиц», восходящая к американскому фольклору и раннему М. Твену;

• обилие реминисценций и аллюзий;

• фрагментарность алогичного сюжета;

• условные персонажи-марионетки;

• игра как эстетическая и философская категория.

Среди ярких представителей этой школы Т. Пинчон, Дж. Барт, Дж. Хоукс, Джеймс Патрик Донливи, Доналд Бартелми.

В произведениях Т. Пинчона, Дж. Варта,  Джона Хоукса (рассказах и повестях «Гусь на могиле» и «Сова», 1954; «Лунньїе ландшафти», 1969; романах «Шаривари», 1949; «Каннибал», 1949; «Мода на темно-зеленое», 1961; «Вторая оболочка», 1964; «Травестия», 1976; сборнике пьес «Невинная вечеринка», 1966), Джеймса Патрика Донливи (романах «Нью-йоркская сказка», 1953; «Человек с огоньком», 1955; «Уникальньїй человек», 1963; «Аукоеди», 1971; «Шульц», 1979; сборниках рассказов «Встреться с создателем, сумас- шедшая молекула», 1965 и др.), Доналла Бартелми (сборни- ках новелл «Возвраіцайтесь, доктор Калигари», 1964; повести «Белоснежка», 1967; цикле рассказов «Городская жизнь», 1968; «О вещах несльыханньых и делах невообразимых», 1968; «Печаль», 1972; «Преступные наслаждения» 1974; «Парадиз» 1986 и др.)* под сомнение поставлена сама разумность сущего.

Книги эти воссоздают серое существование, пронизанное чувством какой-то неполноценности, где люди выдумывают себе занятия одно глупее другого, а потом предаются им со страстью, и никто не понимает собеседника. Жизнь выглядит как бессмысленное мельтешение стереотипных ситуаций, которые можно было бы назвать анекдотическими, не будь они, если вдуматься, такими грустными.

Одним из открывателей и теоретиков школы «черного юмора» считается Конрад Никербокер. Раньше, по мнению критика, общепринятыми формами протеста были эссе и социальный роман.

Особенность эстетики школы «черного юмора» заключается в том, что они высмеивают «не только объект – реальную действительность, но и сам способ ее отражения – искусство» [1, c.217]. Данной школе не присущи категории героического, трагического и даже комического.

Главные приемы «черных юмористов» – бурлеск, стремление к сквозному гротеску, широкое использование пародии, пристрастие к парадоксу, алогизму поступков героя.

По мнению А. М. Зверева, «черный юмор» представляет собой одну из тенденций, присущих неоавангардистскому искусству на его современной стадии, поскольку был вызван к жизни действительностью «массового общества», которое в США появилось раньше, чем в других странах Запада, и приняло наиболее цельную форму. «Черный юмор» должен быть воспринят как феномен специфически американский по своей идейной и творческой природе, «испытывающий на себе влияние не только модернистских, но и реалистических концепций»[1, c.220].

«Черные юмористы» находятся в сложных отношениях с предшествующими школами. Зверев А. М. показывает, что он («черный юмор») не только приходит на смену битничеству, но и во многом полемичен к нему, так как «черный юмор», все отрицая, все высмеивая, отбрасывает не только бунт, по и самое идею бунтарства как бесплодную по сути своей. «На смену призывам к бегству – прямо высказанные или вытекающие из хода движения авторской мысли призывы к осмеянию всего и вся. На смену ощущению внутренней несвободы индивида – ощущение совершенной относительности норм и ценностей перед лицом высшей бессмысленности американского бытия»[1, c.220].

«Противостояние всему сущему, мир, вывернутый наизнанку, и, с другой стороны, поиски сложного, художественно многомерного синтеза подлинных проблем современности» [2, c.31] – в этом скрыта основа различия между двумя конфликтующими подходами к интерпретации современных судеб человека в западном мире. Критики почти автоматически принимают в общество сторонников абсурдизма, «черного юмора» и «постмодернизма» всех тех, кто пренебрегает принципом последовательного жизнеподобия.

Выводы по лекции:

  1.  Школа «черного юмора» представляет собой философско-эстетическую общность писателей, для которых ключевым понятием становится ирония, понимаемая как способ существования в мире, как фундаментальный принцип интерпретации всего, что в этом мире происходит. Общность мироощущения у «черных юмористов» порождает использование сходной повествовательной стратегии, для которой характерно:

• пародирование всех мифов и стереотипов;

• сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим;

• традиция «небылиц», восходящая к американскому фольклору и раннему М. Твену;

• обилие реминисценций и аллюзий;

• фрагментарность алогичного сюжета;

• условные персонажи-марионетки;

• игра как эстетическая и философская категория.

  1.  Главные приемы «черных юмористов» – бурлеск, стремление к сквозному гротеску, широкое использование пародии, пристрастие к парадоксу, алогизму поступков героя.
  2.  Особенность эстетики школы «черного юмора» заключается в том, что они высмеивают «не только объект – реальную действительность, но и сам способ ее отражения – искусство». Данной школе не присущи категории героического, трагического и даже комического.


Литература:

  1.  А.М.Зверев "Модернизм в литературе США". Изд. "Наука", Москва, 1979.
  2.  Лит.: Зверев А., «Маленький человек» и безумный мир, «Ин. лит-ра», 1968, № 1; Мендельсон М. О., Амер. сатирич. проза XX в., М., 1972; Осн. тенденции развития совр. лит-ры США, М., 1973; Мендельсон М., Чем абсурден «абсурдистский» роман?», «Ин. лит-ра», 1974, № 9; Scholes R., The fabulators, N. Y., 1967.
  3.  Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В.Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82373. Modern Global Ecological Problems (Современные глобальные экологические проблемы) 53 KB
  Environmental pollution is one of the biggest problems the world faces today. It is an issue that troubles us economically, physically and everyday of our lives. The contamination of the environment is also being linked to some of the diseases that are around currently. Yet, most people do not know about this problem.
82374. Сертификация програмных средств 324.18 KB
  В современном мире разработка программного обеспечения является одной из важнейших индустрий. Это обусловлено тем, что все промышленные отрасли, а также бизнес-процессы автоматизированы. Спрос на такие средства стремительно возрастает, параллельно увеличивается и уровень требований, предъявляемых к ним.
82375. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа 57 KB
  Многие компании стремятся представить в рамках Public Relations престижную рекламу, цель которой - сформировать солидный образ фирмы в сознании широкого круга людей, вне зависимости от того, являются они потенциальными клиентами или нет.
82376. Массовая культура и ее функции 43.27 KB
  Массовая культура (масскультура, поп-культура) - важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами, блок-бастерами, вошли в повседневную жизнь людей.
82377. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ СЕТИ WDM ПРИ СТАТИЧЕСКОМ ВАРИАНТЕ ТРАФИКА 2.49 MB
  Актуальность темы. Транспортные сети следующего поколения будут широко использовать архитектуру оптической сети с маршрутизацией длин волн. Это объясняется тем, что они предлагают несколько привлекательных особенностей.
82378. Факторинг. Механизм факторингового обслуживания 646 KB
  В данной работе рассмотрены факторинговые услуги, заключающиеся в кредитовании оборотного капитала клиентов из малого и среднего бизнеса, предоставляемые банками и нашедшие широкое применение в настоящее время в сфере финансовых услуг.
82379. Management, Marketing. Financial Markets. Banks and Banking. Saving 139.5 KB
  Some small businesses are already using social networks to generate new ideas. After spending time on Twitter, employees at Cordarounds.com, a small American clothing company, noticed that many folk twittering in their area were using bicycles to get to work.