63322

Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения

Лекция

Литература и библиотековедение

Цели: ознакомить студентов с особенностью эстетики постмодернисткой школы черного юмора расцветом американского абсурдизма 60х годов получить представление о ярких представителях школы. развивать желание творчески мыслить узнавать новое углубить и закрепить знания Ход...

Русский

2014-06-19

28.46 KB

26 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ  И  СПОРТА УКРАИНЫ

              ХЕРСОНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  И КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ

                                         ПРОФ. О. МИШУКОВА

           ШКОЛА «ЧЕРНОГО ЮМОРА» КАК ТЕЧЕНИЕ    ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Выполнила:                                                                                 студентка 561 группы

                                                                               факультета иностранной филологии

                                                                                                                 Специальности:                              

                                                                                  «Язык и литература (английская)»

                                                                                                                           Юркова К.      

                   

Научный руководитель:                                                        доцент Невярович Н.Ю.

Херсон – 2012

Тема:  Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения.

Цели:

-  ознакомить студентов с  особенностью эстетики постмодернисткой  школы «черного юмора» , расцветом американского абсурдизма 60-х годов

- получить представление о ярких представителях школы.

- развивать желание творчески мыслить, узнавать новое

- углубить и закрепить знания

             

Ход  лекции:

- раскрыть главные приемы и принципы представителей «школы черного юмора»

- актуализация знаний

- изучение нового материала

Задачи:
Образовательная

  1.  иметь представление об базовых принципах «черных юмористов»


Воспитательная

  1.  воспитывать эстетический вкус;
  2.  формировать навыки самоконтроля и самопроверки;


Развивающая

  1.  развитие познавательной активности учащихся;
  2.  развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
  3.  развивать логическое мышление, кругозор учащихся;

Информационная

  1.  ознакомление с литературой, постмодернисткой «школой черного юмора», ознакомление с «черными юмористами»

План лекции:

  1.  Постмодернисткая школа «черного юмора»
  2.  Базовые принципы «черных юмористов»
  3.  Яркие представители школы
  4.  Особенность эстетики школы «черного юмора»

«Черные юмористы» – одна из современных постмодернистских школ, по способу видения и отражения жизни примыкающая к литературе абсурда. Расцвет американского абсурдизма приходится на вторую половину 60-х годов, когда с его европейским вариантом произошло то, что неминуемо случается со всеми модернистскими школами – исчерпав свои небольшие художественные открытия, абсурдизм привел роман и драму к антигуманизму в философии и морали, к распаду человеческого образа и романной формы – в литературе. Первый базовый принцип «черных юмористов» – восприятие мира как хаоса, второй – утверждение абсолютной бесцельности человеческого существования. Итак, база абсурдистской литературы идентична теории экзистенциализма – мир абсурден. Однако решение сложившихся противоречий абсурдисты решают иначе – они абсолютно отрицают разумность жизни и пытаются защититься смехом от ее парадоксальных и калечащих человека конфликтов и противоречий.

Школа «черного юмора» представляет собой философско-эстетическую общность писателей, для которых ключевым понятием становится ирония, понимаемая как способ существования в мире, как фундаментальный принцип интерпретации всего, что в этом мире происходит. Общность мироощущения у «черных юмористов» порождает использование сходной повествовательной стратегии, для которой характерно:

• пародирование всех мифов и стереотипов;

• сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим;

• традиция «небылиц», восходящая к американскому фольклору и раннему М. Твену;

• обилие реминисценций и аллюзий;

• фрагментарность алогичного сюжета;

• условные персонажи-марионетки;

• игра как эстетическая и философская категория.

Среди ярких представителей этой школы Т. Пинчон, Дж. Барт, Дж. Хоукс, Джеймс Патрик Донливи, Доналд Бартелми.

В произведениях Т. Пинчона, Дж. Варта,  Джона Хоукса (рассказах и повестях «Гусь на могиле» и «Сова», 1954; «Лунньїе ландшафти», 1969; романах «Шаривари», 1949; «Каннибал», 1949; «Мода на темно-зеленое», 1961; «Вторая оболочка», 1964; «Травестия», 1976; сборнике пьес «Невинная вечеринка», 1966), Джеймса Патрика Донливи (романах «Нью-йоркская сказка», 1953; «Человек с огоньком», 1955; «Уникальньїй человек», 1963; «Аукоеди», 1971; «Шульц», 1979; сборниках рассказов «Встреться с создателем, сумас- шедшая молекула», 1965 и др.), Доналла Бартелми (сборни- ках новелл «Возвраіцайтесь, доктор Калигари», 1964; повести «Белоснежка», 1967; цикле рассказов «Городская жизнь», 1968; «О вещах несльыханньых и делах невообразимых», 1968; «Печаль», 1972; «Преступные наслаждения» 1974; «Парадиз» 1986 и др.)* под сомнение поставлена сама разумность сущего.

Книги эти воссоздают серое существование, пронизанное чувством какой-то неполноценности, где люди выдумывают себе занятия одно глупее другого, а потом предаются им со страстью, и никто не понимает собеседника. Жизнь выглядит как бессмысленное мельтешение стереотипных ситуаций, которые можно было бы назвать анекдотическими, не будь они, если вдуматься, такими грустными.

Одним из открывателей и теоретиков школы «черного юмора» считается Конрад Никербокер. Раньше, по мнению критика, общепринятыми формами протеста были эссе и социальный роман.

Особенность эстетики школы «черного юмора» заключается в том, что они высмеивают «не только объект – реальную действительность, но и сам способ ее отражения – искусство» [1, c.217]. Данной школе не присущи категории героического, трагического и даже комического.

Главные приемы «черных юмористов» – бурлеск, стремление к сквозному гротеску, широкое использование пародии, пристрастие к парадоксу, алогизму поступков героя.

По мнению А. М. Зверева, «черный юмор» представляет собой одну из тенденций, присущих неоавангардистскому искусству на его современной стадии, поскольку был вызван к жизни действительностью «массового общества», которое в США появилось раньше, чем в других странах Запада, и приняло наиболее цельную форму. «Черный юмор» должен быть воспринят как феномен специфически американский по своей идейной и творческой природе, «испытывающий на себе влияние не только модернистских, но и реалистических концепций»[1, c.220].

«Черные юмористы» находятся в сложных отношениях с предшествующими школами. Зверев А. М. показывает, что он («черный юмор») не только приходит на смену битничеству, но и во многом полемичен к нему, так как «черный юмор», все отрицая, все высмеивая, отбрасывает не только бунт, по и самое идею бунтарства как бесплодную по сути своей. «На смену призывам к бегству – прямо высказанные или вытекающие из хода движения авторской мысли призывы к осмеянию всего и вся. На смену ощущению внутренней несвободы индивида – ощущение совершенной относительности норм и ценностей перед лицом высшей бессмысленности американского бытия»[1, c.220].

«Противостояние всему сущему, мир, вывернутый наизнанку, и, с другой стороны, поиски сложного, художественно многомерного синтеза подлинных проблем современности» [2, c.31] – в этом скрыта основа различия между двумя конфликтующими подходами к интерпретации современных судеб человека в западном мире. Критики почти автоматически принимают в общество сторонников абсурдизма, «черного юмора» и «постмодернизма» всех тех, кто пренебрегает принципом последовательного жизнеподобия.

Выводы по лекции:

  1.  Школа «черного юмора» представляет собой философско-эстетическую общность писателей, для которых ключевым понятием становится ирония, понимаемая как способ существования в мире, как фундаментальный принцип интерпретации всего, что в этом мире происходит. Общность мироощущения у «черных юмористов» порождает использование сходной повествовательной стратегии, для которой характерно:

• пародирование всех мифов и стереотипов;

• сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим;

• традиция «небылиц», восходящая к американскому фольклору и раннему М. Твену;

• обилие реминисценций и аллюзий;

• фрагментарность алогичного сюжета;

• условные персонажи-марионетки;

• игра как эстетическая и философская категория.

  1.  Главные приемы «черных юмористов» – бурлеск, стремление к сквозному гротеску, широкое использование пародии, пристрастие к парадоксу, алогизму поступков героя.
  2.  Особенность эстетики школы «черного юмора» заключается в том, что они высмеивают «не только объект – реальную действительность, но и сам способ ее отражения – искусство». Данной школе не присущи категории героического, трагического и даже комического.


Литература:

  1.  А.М.Зверев "Модернизм в литературе США". Изд. "Наука", Москва, 1979.
  2.  Лит.: Зверев А., «Маленький человек» и безумный мир, «Ин. лит-ра», 1968, № 1; Мендельсон М. О., Амер. сатирич. проза XX в., М., 1972; Осн. тенденции развития совр. лит-ры США, М., 1973; Мендельсон М., Чем абсурден «абсурдистский» роман?», «Ин. лит-ра», 1974, № 9; Scholes R., The fabulators, N. Y., 1967.
  3.  Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В.Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32027. Роль фельдшера в профилактике хронической ишемии мозга 1.02 MB
  Сызрань за 2009 – 2010 годы; создать информационную базу для качественного проведения профилактики ХИМ. В дипломной работе используются следующие сокращения: хроническая ишемия мозга – ХИМ; дисциркуляторная энцефалопатия – ДЭ; международная классификация болезней – МКБ; компьютерная томография – КТ; магнитно резонансная томография – МРТ; ультразвуковая допплерография брахиоцефальных сосудов – УЗДГ БЦС; ультразвуковое исследование УЗИ; электроэнцефалография – ЭЭГ; электрокардиография ЭКГ;...
32028. Деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг 37.5 KB
  Теоретические аспекты организации деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг 1. Понятие и сущность регистраторской деятельности 1. Основные требования к регистраторской деятельности 1. Правовое регулирование регистраторской деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг 2.
32029. Роль та місце інвестицій в стратегії фірми на приклады ВАТ Концерн Стирол 421 KB
  Інвестиції в системі розвитку підприємства Інвестиції: визначеннявиди та напрямки використання Капітальні інвестиції:їх структураформи сучасного інвестування Класифікація інвестиційної діяльності підприємства Інвестиції їх види і характеристика Розділ II. Поняття склад та структура інвестицій Розвиток активів підприємства в процесі його функціонування здійснюється в результаті інвестиційної діяльності. Фінансові інвестиції – це використання капіталу для придбання облігацій акцій інших цінних паперів що випускаються державою або...
32030. ОЗЕЛЕНЕННЯ ТА БЛАГОУСТРІЙ ШКОЛИ С. ТАНСЬК Чернівецького району 401.5 KB
  На дiлянцi зi складним рельєфом та складними гiрничогеологiчними умовами допускається розмiщення фiзкультурноспортивної зони на вiдокремленiй дiлянцi у вiдривi від основної території навчального закладу на вiдстанi що не перевищує 500 м. Це даэ змогу краще використовувати міжгрупові території. Грунт на території ділянки повинен бути чистим і сухим. На території ділянки виділяють зони: спортивну зону відпочинку навчальнодослідну й господарчу.
32031. Экологизация транспорта в создании устойчивой социально-экологической системы мегаполиса (на примере города Москвы) 2.96 MB
  Эквивалентные уровни шума от транспортных потоков превышают гигиенические нормативы, особенно это наблюдается в часы пик, в случаях заторов на дорогах. Непрерывный стремительный рост автомобильного парка, его значительный средний возраст, низкий технический уровень в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей и недостаточной пропускной способностью улиц приводят к тому, что проблема негативного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения стала одной из наиболее острых экологических проблем городов.
32032. Телепортерский портрет «КОИН» 11.66 MB
  Очерк полностью будет основан на синхроне героя то есть без закадрового текста. Через ЗТМ появляется герой – Денис Коин синхрон: Ср. Синхрон Артема Антоняна друга Дениса: Сидит на диване с кружкой чая в руке. Денис на кухне поджигает газ ставит чайник на плиту подходит к камере и говорит: Синхрон мамы дениса Виктории Владимировны: Женщина сидит в кафе на диване.
32033. Форми і методи розрахунків 173.5 KB
  Тема даної дипломної роботи: «Форми і методи розрахунків» є вкрай актуальною для дослідження. Формування й успішне функціонування банківської системи України, входження вітчизняних фінансово-кредитних інститутів у міжнародний бізнес значною мірою залежать від кваліфікації банківських працівників, їхніх знань і досвіду.
32034. Разработка и выполнение образов в стиле Древняя Греция 1.7 MB
  От природы греки имели прямые густые черные волосы. Это были длинные пряди завитые в спиральные локоны или волосы заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту которая охватывала всю голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.