63330

Т.Пинчон – один из ярких представителей школы «черного юмора». Роман Т. Пинчона «V.»

Лекция

Литература и библиотековедение

Пинчона V. развитие творческих способностей студентов усовершенствование и закрепление знаний формировать навыки монологичного ответа уметь применять теоретические знания в практике анализа План семинара: Томас Пинчон одна из самых загадочных фигур в мировой литературе.

Русский

2014-06-19

28.65 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ  И  СПОРТА УКРАИНЫ

              ХЕРСОНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  И КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ

                                         ПРОФ. О. МИШУКОВА

           ШКОЛА «ЧЕРНОГО ЮМОРА» КАК ТЕЧЕНИЕ    ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

Выполнила:                                                                                 студентка 561 группы

                                                                               факультета иностранной филологии

                                                                                                                 Специальности:                              

                                                                                  «Язык и литература (английская)»

                                                                                                                           Юркова К.      

                   

Научный руководитель:                                                        доцент Невярович Н.Ю.

Херсон – 2012

Семинарское занятие

Тема:  Т.Пинчон –один из  ярких представителей школы «черного юмора». Роман Т. Пинчона «V.»

Цели:

-  практическое закрепление  теоретического материала

-  ознакомить студентов с биографией и творчеством американского прозаика

- углубить и закрепить знания

- научиться воспринимать тексты литературы

- развивать навыки идейно-художественного анализа, исследовательской работы

- развивать ассоциативное мышление учащихся

- воспитывать эстетический вкус студентов

- побуждать учащихся к размышлению над проблемами духовной

         

Задачи:
- Формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

- развитие творческих способностей студентов

- усовершенствование и закрепление знаний

- формировать навыки монологичного ответа

- уметь применять теоретические знания в практике анализа


План семинара:

  1.  Томас Пинчон - одна из самых загадочных фигур в мировой литературе.
  2.  Романное творчество Т.Пинчона
  3.   Первый роман «V.»
  4.  Смелое языковое мастерство и обширный лексикон Т.Пинчона

Вопросы для обсуждения:

  1.  Назовите ярких представителей школы «черного юмора»
  2.  Какие приемы пародирует Т. Пинчон в своем первом романе?
  3.  Дайте определение понятию «энтропия»
  4.  Дайте определение понятию «шлемиль»
  5.  Что стремится показать прозаик в своем романе?

«Черные юмористы» – одна из современных постмодернистских школ, по способу видения и отражения жизни примыкающая к литературе абсурда.

Среди ярких представителей этой школы Т. Пинчон, Дж. Барт, Дж. Хоукс, Джеймс Патрик Донливи, Доналд Бартелми.

Томас Пинчон - одна из самых загадочных фигур в мировой литературе. А. Зверев писал о нем: "Он непредсказуем. Оттого и способен удерживать интерес публики годами, десятилетиями - даже не печатая решительно ничего".

Т. Пинчон – американский прозаик. Самое примечательное в биографии Пинчона – это скудость сведений о нем. Он редко появляется на людях, и его жизнь так же загадочна, как «истинный» смысл его произведений. Его сокурсник по Корнеллскому университету дал понять в статье, появившейся в 1977 в «Плейбое», что причиной тому – нечто вроде паранойи; именно она определяет художественное своеобразие его книг. Пинчон родился 8 мая 1937 в Глен-Кове (шт. Нью-Йорк). Получил техническое образование в Корнеллском университете, который окончил в 1958. Служил на флоте. После университета работал два года в журнале «Боинг эйркрафт».

Первый роман Пинчона V (1963) пародирует приемы «черного юмора». Многочисленные сюжетные линии, закручивающиеся вокруг Бенни Профана, занимающегося охотой на крокодилов в канализационных трубах Нью-Йорка, и Герберта Стенсила, одержимого поисками некоего V, инициал которого был обнаружен в записной книжке покойного отца Стенсила. V принимает разные обличия, включая роковую женщину, шпиона и ведьму, оказывающуюся при всех исторических событиях европейской жизни, начиная с 1890 и до Второй мировой войны. В 1963 Пинчон получил за этот роман премию Фолкнера.

В первом романе Т. Пинчона «V.» (1963), удостоенном весьма прєстижной литературной премии Фолкнера за лучший дебют, исследуется процесс проникновений знтропии в жизни людей ХХістолетия, превращения человека в бездушную вещь, в механизм. Всегда волновавшее писателя противостояние органического и механического, живого и окостеневшего, знергии и знтропии мьі встречаем и на страницах зтого произведения.

Само слово «энтропия» в романном повествовании ни разу не встречается, но йменно зтот процесс исследует автор. Тема знтропии вводится в художественную ткань романа разными способами. Она начинает звучать уже на первьіх страницах в сюжетной линии Бенни Профейна, наззывающего себя «йо-йо и шлемилем». С Бенни входит тема неодушевленности как одного из аспектов знтропии.

Превращение человека в автомат, в бездушний механизм составляет другую сюжетную линию Стенсила, на всем протяжении романа занятого поискамй загадочной V — дезориентирующими символическими поисками неизвестно чего. От встречи к встрече с нею облик V все более механизируется, проявлення личности становятся действиями автомата.

Две эти сюжетные линии вводят в текст разные временные пласта. Благодаря особой повествовательной стратегии исторический слой романа охватьівает одну за другой несколько зпох, перекрещивающихся и пересекающихся, время действия оказьывается одновременно и послевоенним (причем, как после Первой, так и после Второй мировой войн), и предвоенным— ожиданием апокалипсиса и послесловием к нему.

 Очевидно, под «йо-йо» в данном случае подразумевается скитальчество Профейна в поисках жизненной цели, духовной опоры, к которой Бенни постоянно возвраіцается — как шарик «йо-йо» к руке играющего.

«Шлемиль» — слово иудейского происхождения, буквально означающее «любящий Бога», но уже в течение нескольких столетий распространенность в жаргонном значений «бедолага».

Роман принципиально неоднозначен и предполагает бесконечное количество взаимодополняющих интерпретаций. Как не подлежит окончательному истолкованию смысл исследуемой Пинчоном истории и бесконечное множество взаимодействий и фактов реальности. Автор художественного произведения, как Господь Бог, творит мир, который каждый волен трактовать по-своему. Что касается имен вымышленных персонажей, то здесь мы руководствовались простым принципом: пытались переводить клички и транскрибировать фамилии. Именно так Pig Bodine превратился в Хряка Бодайна.

Профейн, Бенни (Profane, Benny) – мирской, светский, богохульный, нечестивый, грубый, языческий, непосвященный, неосвященный. (С. Кузнецов предполагает, что, Пинчон, возможно, был знаком с известным эссе Мирчи Элиаде «Сакральное и профанное» (рус. перевод – «Священное и мирское»), написанным в 1957 году и переведенным на английский в 1959-м.) Кстати, его полное имя (Бенджамин, надо полагать), возможно, отсылает нас к ветхозаветному Вениамину, сыну Иакова и Рахили.

Ход, Папаша (Hod, Pappy) – лоток, корыто, ведерко для угля.

Мейстраль (Maljstral) – от мальтийского названия северо-западного ветра.

Бонго-Шафтсбери (Bongo-Shaftsbury) – bongoбонг, бонго, барабан; shaftдревко, ручка, рукоятка, копье, стрела, дротик, меткое замечание, вспышка, луч, колонна, стержень, шпиль; buryхоронить, прятать, скрывать.

Чиклиц, Клейтон (Chiclitz, Clayton) – закон Клейтона – один из основных антитрестовских законов.

Эйгенвелью, Дадли (Eigenvalue) – собственное значение; характеристическое число (матрица).

Миксолидиец,Фергус (Mixolydian, Fergus) – вообще-то он Миксолидян (так же как Фаллопян в романе «Выкрикивается лот 49»), но здесь нам казалось важнее подчеркнуть связь с музыкальным миксолидийским ладом (натуральный лад мажорного наклонения с пониженной седьмой ступенью). Миксолидийцев же как таковых нет и быть не может, что нам тоже хотелось акцентировать.

Сфера,МакКлинтик (Sphere, McClintic) – Сфера – второе имя джазового пианиста Телониуса Монка, одного из основателей стиля би-боп.

Порпентайн (Porpentine) – как признается Пинчон в предисловии к своему сборнику рассказов, это слово (которое является ранней формой «porcupine» – дикобраз), он выудил из «Гамлета».

Стилистически Пинчон просто блистателен. Великолепный ритм, «романное дыхание», виртуозное построение фраз и диалогов – и практически ни одного лишнего «проходного» предложения на протяжении всего романа. Огромную сложность представляет изобилие исторических, естественнонаучных, географических и топографических реалий. Пинчоноведы до сих пор производят настоящие изыскания, объем которых давно превысил все написанное самим Пинчоном, и спорят о тех моментах, которые невозможно понять без авторских комментариев.

Литература:

  1.  А.М.Зверев "Модернизм в литературе США". Изд. "Наука", Москва, 1979.
  2.  Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В.Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67066. Інтегрований урок з хімії 53.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів по хімії, сформувати уявлення про тісний зв'язок хімії з іншими навчальними предметами та про важливість знань з хімії для освіченої, ерудованої людини; формувати пізнавальний інтерес, розвивати логічне мислення, розширити кругозір учнів...
67067. Искусство эффективного слушания 34 KB
  Применить на практике навыки эффективного слушания на занятиях Оценить приоритеты эффективного слушания для говорящего и слушающего Материалы: листы бумаги маркер. Напишите на бумаге цветными маркерами основные понятия искусства слушать: Находиться рядом с говорящим; Узнавать мнение и позицию говорящего...
67068. Материки южного полушария 3.34 MB
  Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания о материках южного полушария (общие географические закономерности, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и животный мир, природные комплексы материков); применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций...
67070. Свято дитячої іграшки 198.66 KB
  Захід проводиться у святково-прикрашеній актовій залі гімназії. Учням запропоновано прийти на захід з своїми улюбленими іграшками. Ведуча. Доброго дня, дорогі друзі, шановні гості! Щиро вітаємо вас в нашій залі та гостинно запрошуємо на ... Богдан. Зачекай, Насте, нехай присутні самі здогадаються, який захід чекає на них сьогодні.
67071. ПОЛЕ ЧУДЕС «ПРОГНОЗ ПОГОДИ». СЕРІЯ ІГОР 101 KB
  Серію ігор міжпредметного характеру «Поле чудес «Прогноз погоди» проводять учні 10 – 11 класів під керівництвом вчителя фізики для учнів початкової та середньої ланок під час тижня фізики. Девіз заходу: навчився сам – навчи іншого. Мета серії ігор «Поле чудес «Прогноз погоди»: сформувати вміння орієнтуватися в оточуючому середовищі...
67072. Імен таємнича влада. Засідання мовного гуртка «Юний філолог» 83.5 KB
  Слово вчителя: У безкінечному ряді живих істот людини наділена одним незвичайним правом: вона і тільки вона має привілей вибирати наймення собі дітям своїм усьому навколишньому містам селам річкам звірам рослинам А хто знає як називається наука яка вивчає систему особових імен...
67073. Вправи на змінювання іменників за числами. Іменники, що вживаються лише в однині або лише в множині 41.5 KB
  То що ж називає іменник На які питання відповідає А чому ми ставимо до іменника питання хто і що Що ви ще можете сказати про іменник іменники бувають власні загальні. Перевірка А як ви думаєте які найважливіші іменники у житті кожної людини мама тато життя здоровя хліб мова праця хата батьківщина мир...
67074. Робота з комп’ютерними програмами на підтримку вивчення української мови. М’які і тверді приголосні 2.86 MB
  Мета. Продовжувати вчити дітей працювати з комп’ютерними програмами підтримки вивчення української мови, перевірити вміння диференціювати звуки на твердість та м’якість; закріплення навичок фонетичного аналізу слова; розвивати логічне мислення, увагу, зосередженість; виховувати дисциплінованість та культуру навчальної праці при роботі з комп’ютером.