63366

Экономическая наука и общество

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Основные этапы и направления развития экономической теории. Предпосылки экономической науки. Становление научной системы экономической теории. Курс представляет собой вводный курс фундаментальной экономической теории.

Русский

2014-06-19

75.5 KB

0 чел.

Лекция 1. «Экономическая наука и общество».

Введение в курс. Основы экономики общества и ее структура. Роль экономики в развитии общества. Основные этапы и направления развития экономической теории. Экономическая наука и экономическая практика. Экономическая наука и общество. Предпосылки экономической науки. Становление научной системы экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория и другие науки, взаимосвязь и взаимовлияние.

Курс представляет собой вводный курс фундаментальной экономической теории. Он предшествует изложению продвинутых курсов микро- , макро- и мировой экономики.

В рамках курса экономической теории

  •  дается понятийное определение и характеристика основных форм и институтов смешанной экономики (рынка, товара, стоимости, цены, денег, акционерных обществ, фондовой и товарной бирж и т.д.);
  •  излагаются ведущие теоретические подходы к раскрытию сущности базовых экономических категорий (ценности, издержек, прибыли, капитала и т.д.); - анализируется социальная специфика (обусловленность) экономических форм и многообразие их региональных проявлений, т.е. формируется общее представление о социальных структурах экономического развития и качественном многообразии современных экономических систем;
  •  раскрывается роль государства (экономической политики) в развитии национальных хозяйств

Материал курса объединяет базовые концепции, которые используют современные экономисты для объяснения экономической ситуации в современном мире.

В процессе прохождения курса студенты должны овладеть основными понятиями и базовыми моделями экономической теории; уметь применять эти знания к анализу конкретных экономических проблем, давать оценку экономическим ситуациям, объяснять причины важнейших экономических явлений.

Занятия будут разделяться на лекции (50 часов) и семинары (40 часов). Семинары будут включать в себя как традиционный опрос, так и другие формы проведения практических занятий, включая обсуждение докладов и проблемных ситуаций, решение задач, написание эссе, деловые игры.

Формы контроля: текущий контроль, домашние задания, письменные тесты, мини контрольные работы, коллоквиум, итоговый контроль - экзамен

Учебная литература: 

Можно также использовать другие современные учебники по политической экономии.

Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни. Экономика является материальной базой общественного развития. В процессе экономической деятельности человек обеспечивает себя благами для удовлетворения физиологических и духовных потребностей. Человеческий характер формировался в процессе его повседневного труда и под воздействием создаваемых им в этом процессе материальных ресурсов, причем в гораздо большей степени, чем под влиянием любых других факторов. Двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика. Очень часто воздействие, оказываемое на характер человека размером его дохода, едва ли меньше - если вообще меньше, - чем воздействие, оказываемое самим способом добывания дохода. Те, кого называют "отбросами" наших больших городов, располагают очень малыми возможностями для дружбы; им неведомо приличия и добропорядочность, они почти не знают согласия в семейной жизни. Нет сомнения, что их физическая, умственная и нравственная ущербность частично порождаются и иными причинами, помимо нищеты, но последнее служит главной причиной.

Кроме "отбросов", существуют много людей, как в городе, так и в деревне, которые вырастают, скудно питаясь и одеваясь, в жилищной тесноте, чье образование прерывается из-за того, что им приходится рано начинать трудиться ради заработка, которые, следовательно, в течение долгих часов заняты трудом, изнуряющим их истощенный организм, а поэтому начисто лишены возможности развивать свои умственные способности. Они не обязательно ведут нездоровую или несчастную жизнь. Они могут вести жизнь гораздо менее ущербную, чем жизнь многих, владеющих больших материальным богатством. Но при всем том бедность составляет для них громадное, истинное зло. Даже когда они здоровы, их утомленность часто равносильна боли, развлечений у них мало; когда же наступает болезнь, страдания, порождаемые бедностью, удесятеряются. Перегруженные работой и оставшиеся недоучками, изнуренные и изможденные, не имеющие покоя и досуга, они лишены каких бы то ни было шансов полностью использовать свои умственные способности.

Поступки людей определяются их интересами, и, прежде всего, их экономическими интересами. Осознанная деятельность индивидов в экономической жизни общества создает экономические явления и процессы. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.

Стремление к увеличению качества жизни приводит к желанию познать законы экономического развития, поскольку знание законов позволяет прогнозировать развитие событий и управлять процессом развития.

Исследование процессов хозяйственной деятельности человека на протяжении многих столетий позволило выявить значительное количество закономерностей, законов, тенденций, общих для хозяйственной деятельности человека в различных странах, разных по величине и уровню развития, однако в то же время, выявило и множество противоречий Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.

Экономическая теория – это не набор правил, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.

П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. Те, кто пытается рассуждать о сложных экономических взаимосвязях без теории, как правило, рассуждают о них с использованием очень плохой теории.

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Учитель в школе, водитель за рулем, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а, в конечном счете - к социальному взрыву.

Слово «экономика» произошло от греческого слова, означающего «ведение домашнего хозяйства». Этот термин был введен в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческое хозяйство. Этот термин состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – учение, закон.

На первый взгляд домашнее хозяйство и экономика понятия сугубо различные, но, если вдуматься, между ними есть много общего. В домашнем хозяйстве мы сталкиваемся с необходимостью принятия множества решений. Кто из членов семьи будет выполнять определенные обязанности, и что он получит взамен: кто будет готовить обед, кто будет стирать, кто получит лишнюю порцию мороженого в виде поощрения, кто выбирает вечернюю телевизионную программу? Короче говоря, в домашнем хозяйстве нам приходится распределять ограниченные ресурсы между членами семьи, принимая во внимание их способности, возможности и желания.

Как и домашнее хозяйство, общество сталкивается с необходимостью принятия огромного количества решений. Общество должно решить, какую работу необходимо выполнить, прежде всего, и кому будет поручено ее исполнение. Кроме того, оно должно позаботиться и о разделении в определенных пропорциях произведенные товары и услуги, решить, кто будет поутру намазывать на бутерброд красную икру, а кто будет довольствоваться остывшей картошкой, кто будет мчаться на BMV, а к тому придется мокнуть под дождем на автобусной остановке.

В связи с этим, можно привести одно оригинальное определение экономической науки: Экономическая теория есть совокупность знаний, позволяющих ответить на следующие вопросы:

  1.  Что следует производить и в каком количестве?
  2.  Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
  3.  Для кого производится, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями.

(Что? – структура производства;

Как? – технология;

Для кого? – сфера потребления.)

Термин экономика в современных условиях используется в различных значениях:

национальное хозяйство страны или его часть, включающая отдельные отрасли, хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира

научная дисциплина, занимающаяся изучением хозяйственной деятельности людей, ее законов и закономерностей, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности;

исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе хозяйственной деятельности и образующих определенную экономическую систему.

Структура экономической науки.

Фундаментальные науки

Общехозяйственная экономика

Отраслевая экономика

Экономическая теория.

История экономических учений

Финансы и кредит

Экономика промышленности

Микроэкономика

Планирование

Экономика сельского хозяйства

Макроэкономика

Маркетинг

Экономика торговли

Мировая экономика

Менеджмент

Экономика транспорта

Микроэкономика - это раздел экономической теории, в котором изучается поведение малых рыночных единиц (субъектов рынка), таких как частные фирмы, государственные предприятия, группы людей или отдельные люди, объясняется, как и почему принимаются экономические решения на уровне отдельного хозяйствующего субъекта:

как фирмы планируют численность рабочих;

как потребители принимают решение о покупке;

как происходит ценообразование на товары и услуги.

Макроэкономика - это раздел экономической теории, в котором экономика рассматривается как единое взаимосвязанное целое, хозяйственная жизнь общества исследуется на уровне целых государств, изучаются взаимосвязи совокупного спроса и предложения, их влиянии на национальный объем производства, исследуются возможности государственного регулирования экономических проблем.

Мезоэкономика рассматривает экономические отношения на уровне отдельной отрасли.

Мировая экономика занимается изучение экономических отношений на уровне мирового сообщества.

Именно такие разделы можно выделить в общей структуре курса экономическая теория, первая часть которого включает общие вопросы экономической теории, овладение понятийным аппаратом, освоение экономического образа мышления.

Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях задачах экономической системы, экономическая теория возникла в 16 – 17 в.в. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения («меркантилизм»).

Антуан де Монкретьен обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия» в 1615 г., родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

 С выходом в свет его книги «трактат по политической экономии» теоретическая экономика более 300 лет развивается как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от слова «политейя», что означает государственное устройство. Следовательно, дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина неслучайно и обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

На Западе современная экономическая теория известна под названием «экономикс». Курс «экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете Альфред Маршалл. Он сменил курс политической экономии классической школы Джона С. Милля.

В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла (1842-1924) «Принципы экономикс». Появление термина «экономикс» не случайно.  Экономический кризис в конце 19 столетия и почти 20-ти летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику. А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по теоретической экономике. В англо-американской литературе экономикс и политическая экономия рассматриваются как синонимы. Однако часть экономистов все же разграничивают предмет политической экономии и экономикс.

Политическая экономия изучает отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, глубинные процессы, стремление определить основания происходящих процессов, стремление связать с политическими процессами. Такое стремление начинает превалировать, становится проявлением и базой политических целей.

Экономикс рассматривает сам механизм экономических процессов, рыночных процессов, поверхность экономических явлений. Основание: понятие ограниченных ресурсов, предельные возможности развития.

Существует великое множество определений предмета экономической науки. Все эти определения не противоречат друг другу, а их количество указывает на сложность и многогранность предмета исследования.

Экономическая теория:

наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

наука об использовании людьми редких и ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределении их между членами общества с целью максимального удовлетворения потребностей.;

наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств;

наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области производства и потребления;

наука о богатстве;

это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора);

наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за и их использование.

В связи с наличием большого количества определений можно привести замечание Пола Самуэльсона о том, что все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, так как берутся разные аспекты жизнедеятельности человека, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.  

От экономической теории следует отличать экономическую политику. Экономическая теория развивалась в поиске ответа на проблемы, поставленные экономической политикой, но остается лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, которая занимается нахождением вариантов решения  экономических проблем и приведением в действия их механизмов. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решений экономических проблем и приведением в действие их механизмов

Джон Мейнард Кейнс однажды провозгласил тост за экономистов, которые "делают цивилизацию" возможной". Возможность цивилизации - это очень точно сказано! Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31600. ПОРУШЕННЯ ЕНЕРГЕТИЧНОГО ОБМІНУ. ГОЛОДУВАННЯ 71.5 KB
  Енергетичний обмін – це складний біохімічний процес обміну речовин, в якому задіяний каскад біохімічних реакцій, в результаті яких енергія, закладена в структурі вуглеводів, білків, жирів, які надходять в організм, акумулюється в макроергічних зв‘язках особливих хімічних сполук, зокрема, АТФ.
31601. ПОРУШЕННЯ ЛІПІДНОГО ОБМІНУ 80.5 KB
  Характерні: а високий рівень холестерину і ТГ у плазмі; б ксантелазми ліктьові і колінні ксантоми жовтуватокоричневі відкладення ліпідів у шкірі долонних ліній і в місцях тиску кілець; в атеросклероз коронарних артерій периферичних судин і судин мозку; в ожиріння цукровий діабет гіпотиреоз. Клінічно проявляються: а загальним ожирінням б ожирінням печінки в цукровим діабетом г хронічними захворювання нирок д органними ангіопатіями є жировими відкладеннями в сітківці. 4 Гормональні порушення хвороби обміну...
31602. ПАТОЛОГІЧНА ФІЗІОЛОГІЯ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ. ПОРУШЕННЯ СЕНСОРНОЇ ФУНКЦІЇ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ 93.5 KB
  Екстралемнісковий шлях проводить больову чутливість пізня глибока і вісцеральна біль. На відміну від двох попередніх є багатонейронним і філогенетично більш давній. Біль неприємне сенсорне і емоційне відчуття пов’язане із загрозою або самим ушкодженням тканин. Особливості болю як виду чутливості: 1 Біль дає мало інформації про навколишній світ проте інформує про небезпеку яка може виникнути або уже виникла внаслідок дії ушкоджуючих факторів захисна функція болю.
31603. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМИ ЛЕЙКОЦИТІВ 84 KB
  Периферична кров містить: 1 пул циркулюючих лейкоцитів близько 50; 2 пристінковий маргінальний пул близько 50. Для характеристики стану лейкоцитів використовують наступні показники: 1 Вміст лейкоцитів в одиниці об’єму крові. Збільшення вмісту лейкоцитів у крові одержало назву лейкоцитозу зменшення лейкопенії.
31604. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМНОГО РІВНЯ АРТЕРІАЛЬНОГО ТИСКУ 96.5 KB
  Відповідно до цього виділяють 3и гемодинамічних варіанти артеріальної гіпертензії: 1. Виникнення артеріальної гіпертензії може обумовлюватися змінами функції регуляторних систем організму які забезпечують сталість артеріального тиску. При первинній артеріальній гіпертензії підвищення артеріального тиску не пов'язане із конкретним захворюванням чи патологічним процесом у тих чи інших органах і системах організму: причина підвищення артеріального тиску залишається неясною. Таку форму гіпертензії у різних країнах називають...
31605. ПОРУШЕННЯ ТРАВЛЕННЯ У КИШЕЧНИКУ. (МАЛЬДІГЕСТІЯ) 76 KB
  Він виникає внаслідок: 1 недостатності секреторної функції шлунка; 2 недостатності секреції соку підшлункової залози; 3 недостатньої секреції жовчі; 4 недостатньої секреції кишкового соку 12палої та порожньої кишок. П р и ч и н а м и такого явища можуть бути: а нейрогенне гальмування зовнішньосекреторної функції підшлункової залози при зменшенні тонусу блукаючого нерва чи отруєнні атропіном і ін. Такі фактори ведуть до порушення надходження у 12палу кишку ферментів підшлункової залози які відіграють вирішальну роль в травленні...
31606. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧІ І МЕТОДИ ПАТОЛОГІЧНОЇ ФІЗІОЛОГІЇ 78 KB
  Патологічна фізіологія це наука яка вивчає загальні закономірності виникнення розвитку і завершення хвороби. Особливість предмету патологічної фізіології полягає в тому що вона вивчає найбільш загальні закономірності виникнення і розвитку хвороби у той час як інші науки вивчають особливе спеціальне кожної хвороби. При цьому патологічна фізіологія як наука вирішує наступні задачі: 1 Встановлення сутності хвороби що таке хвороба. 2 Вивчення причин і умов виникнення хвороби чому виникає хвороба чи патологічний процес.
31607. ПУХЛИНИ 85.5 KB
  Доброякісні пухлини складаються із добре диференційованих клітин і зберігають типову структуру тієї тканини з якої виростають. Злоякісні пухлини характеризуються втратою диференціювання клітин спрощенням і атиповістю будови. Певна частина пухлин походить із клітин крові тобто є гемобластозами або із клітин сполучної тканини і є саркомами. Ендогенними називають канцерогени які утворюються в організмі з його нормальних компонентів: а канцерогенні поліциклічні ароматичні вуглеводні метилхолантрен які синтезуються із холестерину...
31608. РЕАКТИВНІСТЬ і АЛЕРГІЯ 138.5 KB
  4 За патогенезом: а алергійні реакції гуморального типу I II III і V типи реакцій; 2 алергійні реакції клітинного типу IV тип реакцій за Кумбсом і Джеллом. У патогенезі алергійних реакцій виділяють наступні стадії: 1 імунологічну 2 патохімічну 3 патофізіологічну стадію клінічних проявів. 2 Патохімічна стадія це період часу від початку взаємодії алергену з ефекторами імунної системи антитілами чи Тлімфоцитами до появи біологічно активних речовин медіаторів алергійних реакцій. 3 Патофізіологічна стадія це період...